Язык программирования это какой язык: Язык программирования — Википедия – Разные языки программирования и их области применения. Лекция в Яндексе

Содержание

Какой язык программирования стоит выучить первым ?

Введение 

«Новичку в сфере IT стоит знать одно простое правило программирования — это написание очень тонких инструкций для глупой, но послушной машины».

Среди массы различных языков программирования новичку в IT очень сложно выбрать направления для дальнейшего развития, потому что каждый язык занимает определенную ячейку. Наиболее популярные, языки в «современном программировании», это: Java, Python, Objective-C, PHP, C, C++, C#, JavaScript и Ruby. Форумы и специализированные сайты переполнены тематикой «Что выбрать?» и «Куда развиваться?». И мы нашли оптимальную схему выбора ветки развития юным программистам.

С чего начать изучение программирования?

С чего начать изучение программирования?

Итак, с чего же стоит начать?  В первую очередь ответьте предельно честно самому себе на главный вопрос: «Почему Вы хотите начать изучать программирование?». Ответов много, а предпосылок еще больше, но если провести анализ, то мотивов стать разработчиками несколько.

  • Деньги

    Часто, наиболее распространенной причиной изучения программирования служит мнение о том, что программисты много зарабатывают. Да, это действительно так. Зарплаты хороших программистов могут заставить позавидовать даже некоторых менеджеров высшего звена. Но это достигается годами упорного труда, само мотивации и углубления в современные информационные технологии. Кроме того, дабы получать по-настоящему достойную зарплату, стоит сразу нацеливается на работу в хорошей крупной компании. Или же иметь идею на миллион и открывать свой start-up.

     
  • Перспективы

    Казалось бы, относительно недавно стоило появится первом персональному компьютеру – и нате Вам! – программисты стали одними из наиболее востребованных работниками современного рынка. Действительно, наш век – это век информационных технологий, быстроразвивающийся и динамический. Сейчас спрос на специалистов IT-сферы растет как никогда, и вряд ли стоит ждать на него спад. Все больше и больше современных компаний готовы предложить «теплое местечко». Сколько их – Google, Microsoft, EPAM прочие.

     
  • Динамичность

    Каждому человеку присуща толика любознательности. Но есть люди, у которых страсть изучать что-то новое просто в крови! Что же, в таком случае программирование – это именно то, что вам нужно. На данный момент существуют десятки различных направлений: мобильная разработка, настольные приложения, веб-программирование, игры, сколько их… А уж сколько для этих направлений было разработано технологий и программ – не счесть. Работая в сфере IT вы можете быть уверенным, что никогда не дадите себе заскучать!

    Итак, раз мы разобрались с нашими мотивами и разложили все по «полочкам», приступим же непосредственно к выбору первого языка программирования!

Какой язык программирования выбрать?

Теперь, самый важный вопрос: так какой же язык программирования стоит выбрать новичку в сфере IT? Прежде всего, все зависит от того, что именно вы желаете изучать.

Вот график наиболее востребованных направлений области информационных технологий:

Какой язык программирования выбрать?

Как мы можем видеть, список внушительный. Но что из этого вас прельщает больше всего? Давайте попробуем разобраться.

  • Я бы хотел разрабатывать сайты

    С этим направлением не все так просто. Есть Front-End разработка сайтов – это все, что вы видите на экране. Создание веб-страниц, программ для них, стилей и много чего прочего. В таком случае вам стоит обратить свое внимание на JavaScript и HTML & CSS. А есть Back-End – разработка непосредственно программ для серверов – тех алгоритмов, которые, собственно говоря, и будут управлять страницами, сайтом и прочим. Здесь все несколько сложнее, так как сразу же появляется хороший выбор из Python, Java, C#, и PHP. Каждый из этих языков обладает как серией достоинств, так и набором откровенных недостатков. В качестве этакого старта советуем рассмотреть Python.

     
  • Настольные приложения для домашних ПК

    Тут бесспорными лидерами выступают такие популярные языки, как Java и C#. С одной стороны, обучение Java несколько проще и быстрее, чем C#, с другой, набор возможностей, которыми может похвалится C#, на порядок выше.

     
  • Работа с базами данных

    Ну, тут все однозначно: следует начинать с SQL! Администрирование, работа с реляционными базами данными и прочее, что так необходимо в современно IT-мире. Здесь можно рассмотреть вступление в язык запросов.

     
  • Игры-игры-игры!

    Геймерами не стают, ими рождаются. Наслаждаетесь современными продуктами игровой индустрии и сами бы хотели привнести что-то в этой увлекательный виртуальный мир? Тогда, определенно, вам стоит обратить свое внимание на С++.     

Здесь можно посмотреть статистику языков программирования по популярности:

            Какой язык программирования выбрать?

Статистика поиска соискателей по языкам и платформам:

самый популярный язык программирования

Какой самый простой язык программирования?

Если начинать изучать, что начинать с простого, не так ли? Итак, вот небольшой даждест «для чайников» с чего, собственно, стоит начать обучение.

  • JavaScript

    Один из наиболее легких языков программирования для веб-разработки. Динамическое наполнение web HTML страниц, целый комплекс технологий семейства React.JS, Node.JS и прочих, обилие библиотек и обучающих материалов + плюс, огромное комьюнити. Отличный старт для новичка в области IT! Вот вступление в видео-курс по JavaScript.

     
  • Python

    Очень легкий и приятный в освоении интерпретируемый язык универсального назначения. Обширное количество довольных пользователей, огромное количество вакансий на мировом рынке, поддержка большинством сред разработки и наличие специализированных сред разработки. Ознакомится с данным языком можно здесь.

     
  • PHP

    PHP – или Hypertext Preprocessor – достаточно мощный и, в то же время, легкий в освоении язык программирования для разработки серверной части веб-сайта. Имеет богатую историю и может похвалится хорошей базой различных библиотек. Ознакомится с ним вы можете здесь.

Самый сложный язык программирования

Быть может, вы уже имели определенный опыт, связанный с IT, и желаете попробовать себя в более «продвинутой» песочнице? Или вы не из тех, кто хочет изучать что-то простое, а сразу брать «быка за рога»? Что же, на этот случай мы можем предложить следующее:

  • Java

    Отменный компилируемый язык программирования для решения целого спектра задач – от написания настольных приложений до создания серверных программ для веб-сайтов. Имеет мощную аудиторию поклонников, богатую историю, корни которой простираются в самые 90-стые и множество библиотек для практически любой задачи. Начать изучение этого языка можно здесь.

     
  • С#

    Язык программирования от компании Microsoft универсального назначения. Java показалась простой? Тогда C# для вас! Имеет практически идентичный с Java синтаксис, но отличается расширенном набором функций и производимых операций. WPF для оконных приложений, ASP.NET для разработки сайтов и прочие высококачественные фреймворки для всех типов задач. Что может быть лучше, чем инструмент на все случаи жизни? Приступить к работе с этим языком можно здесь.

     
  • C++

    Легенда программирования. Универсальный язык программирования, возможности которого воистину не имеют ограничений. Низкоуровневая работа с памятью, разработка систем рендеринга для игр, отличная производительность и неисчерпаемый набор библиотек… С++ — это наиболее быстрый и оптимизированный язык программирования из всех существующих. Но его изучение потребует особенной усидчивости и трудолюбия. Сумеете ли вы с ним совладать?

Языки программирования, какой самый оплачиваемый?

сколько зарабатывают программисты и какой язык самы оплачиваемый

Один из самых востребованных и высокооплачиваемых на рынке языков программирования — это Java. Очень популярен на всех платформах, ОС и устройствах, благодаря своей кроссплатформенности. Используется в Gmail, Minecraft, большинстве Android приложений и в корпоративных приложениях.

  • С — это «лингва франка» среди всех языков программирования. Один из самых старых и самых широко используемых языков в мире. Отлично подходит для системного и аппаратного программирования. Он используется в ОС и оборудовании.

     
  • С# был создан на платформе Microsoft, но совсем недавно вышел на open source. С# — это популярный выбор предприятий для разработки разнообразных web-сайтов и Windows приложений, используя .NET framework. С# используют для создания web сайтов при помощи web фреймворка от Microsoft – ASP.NET. Своим синтаксисом и функционалом похож на Java. Используется в корпоративных и Windows приложениях.

     
  • Objective-C является основным языком, используемый Apple для Mac OS X и iOS. Его стоит изучать, если Вы собираетесь разрабатывать только под OS X и iOS. Стоит задуматься над изучением Swift, как о следующем языке. Objective-C используется в большинстве iOS приложений и в части Mac OS X.

     
  • C++ — это более сложная версия языка программирования С, с существенно расширенным набором возможностей. Широко используется при разработке игр, промышленных и высокопроизводительных приложений. Изучать С++ — все равно что изучать, как производить, собирать и водить машину. Этот язык не рекомендуется для самостоятельного изучения и требует наличие ментора. Он широко используется в ОС, оборудовании и браузерах.

На самом деле, абсолютно не важно, с чего именно Вы начнете Ваш путь в сфере IT. Нужно знать хотя бы несколько основных языков и технологий, чтобы познать все аспекты программирования. А самое главное — начать!

15 самых популярных языков программирования по версии GitHub / Habr

Разработчики программного обеспечения пользуются огромным спросом в настоящее время. В некоторых компаниях даже стажеры-программисты получают высокую зарплату. ИТ-компании борются друг с другом за талантливые кадры.

А кадры, в свою очередь борются за место под солнцем. Успех тех и других будет зависеть от того, насколько хорошо у них получается держать руку на пульсе, быть в тренде, использовать перспективные технологии и языки программирования. Чтобы понять, на что ориентироваться и в каком направлении идти, разработчики ПО и их работодатели изучают различные исследования и рейтинги популярности – будь то бизнес-модели или те же технологии и языки программирования.

Однако некоторые игроки ИТ-рынка оказались предприимчивыми и создали проекты, посвященные ранжированию и трендам. К примеру, на этой неделе GitHub опубликовал собственный рейтинг 15 самых популярных языков программирования. Конечно же, популярность определялась по количеству pull-запросов на GitHub за последний год.

В настоящее время в GitHub представлены 5.8 миллиона активных пользователей, 331 тысяча организаций и 19.4 миллиона репозиториев.

No. 15 — TypeScript:

Язык своим появлением обязан компании Microsoft. Он создан как средство разработки веб-приложений, расширяющее возможности JavaScript. Основным разработчиком языка TypeScript является Андерс Хейлсберг который ранее участвовал в создании Turbo Pascal, Delphi и C#. В ближайшее время выйдет релиз TypeScript 2.0.

No. 14 — Swift:

Язык собственного приготовления – от компании Apple. Он был создан для iPhone-приложений в 2014 году. Однако Swift за столь короткий срок сумел завоевать популярность.

Такси-сервис Lyft переписал свое iPhone-приложение на этом языке и сообщил об «огромном скачке» в производительности.

А совсем недавно вышло новое приложение Swift Playgrounds – самый простой способ познакомиться с языком Swift. По крайней мере, в этом уверен Крейг Федериги, старший вице-президент компании Apple по программному обеспечению.

No. 13 — Scala:

Этот язык программирования вышел в свет в 2001 году. Его подхватили такие крупные компании, как Airbnb и Apple. По их мнению, на нем проще и быстрее писать приложения для их нужд, нежели на набившем оскомину языке Java.

Изначально Scala, поддерживающий объектно-ориентированную и функциональную парадигмы, был создан с расчетом на трансляцию в байт-код Java и .NET. Со временем также появился транслятор Scala в код JavaScript — Scala.js. Однако в мае 2016 года стало известно, что в рамках проекта Scala Native создается компилятор, обещающий ускорить выполнение приложений, написанных на этом языке.

No. 12 — Objective-C:

Изначальный С так понравился людям, что у него появились последователи. В частности, некоторые из них вдохновились на создание Objective-C, который предстал перед публикой в 1983 году. Конечно, в него были добавлены новые идеи и элементы языка Smalltalk, но буква С не зря венчает его название.

Особенно распространился Objective-C среди разработчиков под платформы Apple. Пока он удерживает эти позиции, но Swift грозится потеснить потомка С в скором времени.

No. 11 — Shell:

Это гадкий утенок среди прочих участников списка: Shell – не столько язык, сколько интерпретатор команд для выполнения тех или действий в операционных системах семейства UNIX. Его скрипты используются, например, для автоматизации обновления ПО. Он содержит стандартные конструкции для циклов, ветвления, объявления функций и так далее.

No. 10 — Go:

Был разработан внутри компании Google. Первоначальная разработка Go началась в сентябре 2007 года, а его непосредственным проектированием занимались Роберт Гризмер, Роб Пайк и Кен Томпсон. Официально язык был представлен в ноябре 2009 года.

Язык Go разрабатывался как язык системного программирования для создания высокоэффективных программ, работающих на современных распределённых системах и многоядерных процессорах. Он может рассматриваться как попытка создать замену языку Си.

При разработке уделялось особое внимание обеспечению высокоэффективной компиляции. Программы на Go компилируются в объектный код (хотя доступен и интерпретатор) и не требуют для исполнения виртуальной машины.

No. 9 — C:

Это язык, которому теперь пытаются найти замену. Язык Си был разработан Деннисом Ритчи в 1972 году в Bell Labs. Он является предшественником таких языков программирования как С++, Java, C#, JavaScript и Perl. По этой причине изучение этого языка ведет к понимаю и других языков. Язык С используется для разработки низкоуровневых приложений, так как считается ближе всего к аппаратному, уступая только ассемблеру.

No. 8 — C#:

С# принадлежит семье языков программирования Microsoft и был разработан в 2000 году и стал частью первого релиза .NET framework. Язык С# сочетает в себе надежность С++ с дополнительными возможностями Java. Поэтому если вы хорошо знаете Java, можно легко переключиться на С# и наоборот.

Язык С# позволяет разрабатывать практически любые приложения, которые связаны с Visual Studio IDE.

No. 7 — CSS:

Cascading Style Sheets (каскадные таблицы стилей) — формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки.
Преимущественно используется как средство описания, оформления внешнего вида веб-страниц, написанных с помощью языков разметки HTML и XHTML, но может также применяться к любым XML-документам.

Указан рост популярности языка в процентах. Его место в рейтинге определяется числом pull-запросов пользователей. Рейтинг отражает популярность применения языков программирования в репозиториях.

No. 6 — C++:

Языку Си не хватало работы с объектами. Чтобы решить проблему, в 1986 году был разработан С++, который является одним из самых распространенных языков в мире. Google Chrome, Mozilla Firefox, Winamp и линейка продуктов Adobe были разработаны с помощью С++. Кроме того, некоторые современные игры и операционные системы были разработаны на С++ из-за быстрого процессинга и компиляции. Кроме того, разработчики С++ имеют огромный спрос на рынке труда.

No. 5 — PHP:

PHP — это один из наиболее широко используемых языков для разработки динамических веб сайтов. PHP был разработан в 1995 году и является языком сценариев на стороне сервера, что означает, что PHP код обрабатывается на сервера, а конечный результат пользователь получает в виде обычного HTML.

PHP открытый язык разработки, поэтому написаны уже тысячи модулей, которые можно модифицировать до требуемой функциональности.

Однако недоброжелатели не дремлют: Джефф Этвуд. основатель Stack Exchange, как-то писал, что PHP – это даже не язык программирования, это куча не связанных друг с другом фрагментов функциональности.

No. 4 — Ruby:

Ruby — простой и читаемый язык программирования, ориентированный на разработку веб приложений. Разработанный Юкихиро Мацумто в 1995 году, фреймворк Ruby использовался для разработки Github, Scribd, Yammer, Shopify и Groupon. Ruby сочетает в себе некоторые возможности Lisp, Pearl и Eiffel. Ruby имеет хороший рынок труда и разработчики получают достойно.

No. 3 — Python:

Python — это другой высокоуровневый язык программирования и часто считается самым легким языком, благодаря своей простоте, читаемости и синтаксису. Python был разработан Гвидо Ван Россумом в 1991 году. Python не использовался так широко в прошлом, однако стал особенно популярным за последние годы благодаря инвестициям Google. В настоящее время некоторые весьма известные и надежные сайты работают на python, особенно pinterest.com, instagram.com и rdio.com. Как и PHP, Python можно использовать для разработки веб приложений.

No. 2 — Java:

Java был разработан Джеймсом Гослингом в 1990 году в компании Sun Microsystems. Java дополнительно увеличивает возможности языка С++. Особенность Java заключается в том, что это первый чисто объектно-ориентированный язык программирования. Java был разработан по принципу WORA (Write Once Run Anywhere или «написав код однажды, вы запустите его везде»). Речь идет про переносимость Java. Необходимо скомпилировать исходный код на Java всего лишь раз, а затем запустить на любой машине с установленным JVM (Java Virtual Machine) и затем использовать.

No. 1 — JavaScript:

Серверные языки сценариев идеально подходят для разработки сложных веб приложений, но каждая такая задача сильно нагружает сервер. Поэтому разработчики делегировали часть функций на сторону клиента и использовали JavaScript. JavaScript — это язык программирования, выполняемый в клиентском браузере и обрабатывает команды на компьютере конечного пользователя, а не сервера, что приводит к снижению нагрузки на сервер и увеличению скорости работы приложения. JavaScript был разработан компанией Netscape и вряд ли есть сайты, которые не используют его.

Указан рост популярности языка в процентах. Его место в рейтинге определяется числом pull-запросов пользователей. Рейтинг отражает популярность применения языков программирования в репозиториях.

По данным GitHub, JavaScript, C# и Go показали двойной рост аудитории. А аудитория Swift и TypeScript выросла в 3,5 раза.

Индекс TIOBE распределил места немного по-другому: на первом месте оказался языка Java, далее следуют С, С++, С# и Python. А лидер рейтинга GitHub здесь занимает только 6-е место.

Что такое язык программирования (стр. 1 из 3)

1) Введение стр. 1

2) Что такое язык программирования стр. 2

3) Для чего нужны языки программирования стр. 3

4) Какие существуют языки программирования стр. 4 – 7

5) Что такое компилятор и интерпретатор стр. 8

6) Список использованной литературы стр. 9

До середины 60-х компьютеры были слишком дорогими машинами, использовавшимися только для особых задач, и выполнявшими только одну задачу за раз (т. н. пакетная обработка).

Языки программирования этой эры, как и компьютеры на которых они использовались, были разработаны для специфичных задач, таких как научные вычисления. Поскольку машины были дорогими и лишь одна задача выполнялась за раз, то и машинное время было дорого – поэтому скорость выполнения программы стояла на первом месте.

Однако в течение 60-х цена на компьютеры стала падать так, что даже небольшие компании могли их себе позволить; скорость компьютеров всё увеличивалась и наступило время, когда они стали часто простаивать без задач. Чтобы этого не происходило, стали вводить системы с разделением времени (time-sharing).

В таких системах процессорное время «нарезалось», и все пользователи поочерёдно получали короткие отрезки этого времени. Машины были достаточно быстрыми для того, чтобы в результате каждый пользователь за терминалом чувствовал себя так, будто работает с системой в одиночку. Машина же, в свою очередь, простаивала меньше, поскольку выполняла не одну, а сразу много задач. Разделение времени радикально снижало стоимость машинного времени, поскольку одна машина могла совместно использоваться сотнями пользователей.

В этих условиях — когда мощность стала дешева и доступна — создатели языков программирования все больше стали задумываться об удобстве написания программ, а не только скорости их выполнения. «Мелкие»(атомарные) операции, выполняемые непосредственно устройствами машины, объединили в более «крупные», высокоуровневые операции и целые конструкции, с которыми человеку куда проще и удобнее работать.

Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими при различных обстоятельствах.

Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало уже более двух с половиной тысяч языков программирования. Каждый год их число пополняется новыми. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования.

Создатели языков по-разному толкуют понятие язык программирования. Среди общин мест, признаваемых большинством разработчиков, находятся следующие:

  • Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.
  • Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время как естественные языки используются лишь для общения людей между собой. В принципе, можно обобщить определение «языков программирования» — это способ передачи команд, приказов, чёткого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.
  • Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

Для чего нужны языки программирования

Процесс работы компьютера заключается в выполнении программы, то есть набора вполне определённых команд во вполне определённом порядке. Машинный вид команды, состоящий из нулей и единиц, указывает, какое именно действие должен выполнить центральный процессор. Значит, чтобы задать компьютеру последовательность действий, которые он должен выполнить, нужно задать последовательность двоичных кодов соответствующих команд. Программы в машинных кодах состоят из тысячи команд. Писать такие программы – занятие сложное и утомительное. Программист должен помнить комбинацию нулей и единиц двоичного кода каждой программы, а также двоичные коды адресов данных, используемых при её выполнении. Гораздо проще написать программу на каком-нибудь языке, более близком к естественному человеческому языку, а работу по переводу этой программы в машинные коды поручить компьютеру. Так возникли языки, предназначенные специально для написания программ, — языки программирования.

Имеется много различных языков программирования. Вообще-то для решения большинства задач можно использовать любой из них. Опытные программисты знают, какой язык лучше использовать для решения каждой конкретной задачи, так как каждый из языков имеет свои возможности, ориентацию на определённые типы задач, свой способ описания понятий и объектов, используемых при решении задач.

Всё множество языков программирования можно разделить на две группы: языки низкого уровня и языки высокого уровня.

К языкам низкого уровня относятся языки ассемблера (от англ. toassemble – собирать, компоновать). В языке ассемблера используются символьные обозначения команд, которые легко понятны и быстро запоминаются. Вместо последовательности двоичных кодов команд записываются их символьные обозначения, а вместо двоичных адресов данных, используемых при выполнении команды, — символьные имена этих данных, выбранные программистом. Иногда язык ассемблера называют мнемокодом или автокодом.

Большинство программистов пользуются для составления программ языками высокого уровня. Как и обычный человеческий язык, такой язык имеет свой алфавит – множество символов, используемых в языке. Из этих символов составляются так называемые ключевые слова языка. Каждое из ключевых слов выполняет свою функцию, так же как в привычном нам языке нам языке слова, составленные из букв алфавита данного языка, могут выполнять функции разных частей речи. Ключевые слова связываются друг с другом в предложения по определённым синтаксическим правилам языка. Каждое предложение определяет некоторую последовательность действий, которые должен выполнить компьютер.

Язык высокого уровня выполняет роль посредника между человеком и компьютером, позволяя человеку общаться с компьютером более привычным для человека способом. Часто такой язык помогает выбрать правильный метод решения задачи.

Перед тем как писать программу на языке высокого уровня, программист должен составить алгоритм решения задачи, то есть пошаговый план действий, который нужно выполнить для решения этой задачи. Поэтому языки, требующие предварительного составления алгоритма, часто называют алгоритмическими языками.

Фортран

Языки программирования стали появляться уже с середины 50-х годов. Одним из первых языков такого типа стал язык Фортран (англ. FORTRAN от FORmulaTRANslator – переводчик формул), разработанный в 1957 году. Фортран применяется для описания алгоритма решения научно-технических задач с помощью ЦВМ. Так же, как и первые вычислительные машины, этот язык предназначался, в основном, для проведения естественно-научных и математических расчётов. В усовершенствованном виде этот язык сохранился до нашего времени. Среди современных языков высокого уровня он является одним из наиболее используемых при проведении научных исследований. Наиболее распространены варианты Фортран-II, Фортран-IV, EASICFortran и их обобщения.

Алгол

После Фортрана в 1958-1960 годах появился язык Алгол (Алгол-58, Алгол-60) (англ. ALGOL от ALGOrithmicLanguage – алгоритмический язык).Алгол был усовершенствован в 1964-1968 годах – Алгол-68.Алгол был разработан комитетом, в который входили европейские и американские учёные.Он относится к языкам высокого уровня (high-level language) и позволяет легко переводить алгебраические формулы в программные команды. Алгол был популярен в Европе, в том числе СССР, в то время как сравнимый с ним Фортран был распространен в США и Канаде. Алгол оказал заметное влияние на все разработанные позднее языки программирования, и, в частности, на язык Pascal. Этот язык так же, как и Фортран, предназначался для решения научно-технических задач. Кроме того, этот язык применялся как средство обучения основам программирования – искусства составления программ.

Обычно под понятием Алгол подразумевается язык Алгол-60, в то время как Алгол-68 рассматривается как самостоятельный язык. Даже когда язык Алгол почти перестал использоваться для программирования, он ещё оставался официальным языком для публикации алгоритмов.

Кобол

В 1959 – 1960 годах был разработан язык Кобол (англ. COBOL от COmmom Business Oriented Language – общий язык, ориентированный на бизнес). Это язык программирования третьего поколения, предназначенный, в первую очередь, для разработки бизнес приложений.Также Кобол предназначался для решения экономических задач, обработки данных для банков, страховых компаний и других учреждений подобного рода. Разработчиком первого единого стандарта Кобола являлась Грейс Хоппер (бабушкаКобола).

Кобол обычно критикуется за многословность и громоздкость, поскольку одной из целей создателей языка было максимально приблизить конструкции к английскому языку. (До сих пор Кобол считается языком программирования, на котором было написано больше всего строк кода). В то же время, Кобол имел прекрасные для своего времени средства для работы со структурами данных и файлами, что обеспечило ему долгую жизнь в бизнес приложениях, по крайней мере, в США.

Какие языки программирования для чего нужны? / itProger

Среди множества языков программирования очень легко запутаться и понять какой для чего нужен. В статье мы рассмотрим популярные ЯП и узнаем какие для чего нужны и где используются.

C

Среди алгоритмических инструментов разработки этот язык стал одним из самых часто используемых. Практическое применение С нашел в «низкоуровневом программировании»: элементы ОС, драйверы, программы по управлению различными приборами и системами. 

Специалисты, владеющие языком С, сейчас пользуются пусть и небольшим, но постоянным спросом. Однако из-за специфики создаваемых на Си продуктов, требования к этим разработчикам очень высокие. В связи с чем на постсоветском пространстве начинающим С-программистам практически нереально найти себе работу. 

Тем не менее, закрывать глаза на С не стоит, ведь его можно назвать прародителем большей части современных языков. Просто настройте себя на то, что знание С будет хорошим фундаментом для продолжительного и успешного карьерного роста, и не надейтесь сразу заниматься решением прикладных задач, таких как создание сайтов или приложений для мобильных устройств. 

С++

Тот случай, когда название раскрывает всю суть: С++ действительно является «улучшенным вариантом» языка С. Вот только модернизация сделала его более сложным для понимания, изучения и применения. Но даже несмотря на это он уже много лет не перестает быть востребованным. 

С++ – это билет для разработчика в мир всех шустрых программ: игры, антивирусное ПО, поисковики. И это далеко не полный перечень того, что создается посредством «Си плюс плюс».

Как правило к знакомству с этим языком приступают только поработав с С или любой другой более легкой средой. Новичкам однозначно не нужно выбирать С++, тем более если вам не приходится работать со сложными математическими алгоритмами. Однако если в мечтах вы видите себя разработчиком таких потрясающих игр как легендарные WarCraft и Doom, а не простых мобильных тетрисов, тогда подружиться с С++ все-таки придется. Но начать настоятельно рекомендуем с чего-то более доступного.

Большой курс по этому языку можете посмотреть на нашем сайте:

C#

Детище корпорации Microsoft и еще одно поколение языка С. От С++ Си-шарп отличается относительной простотой, так что курсы по его изучению подойдут и начинающим разработчикам. На С# сейчас пишутся веб-приложения, продукты для ОС Windows и даже для смартфонов с Windows Phone (наверное, надеясь, что Microsoft решит не забрасывать свою мобильную ОС окончательно). 

В нашей стране вакансий для айтишников-новичков C# сегодня хватает. Обладая хорошей базой знаний можно найти более-менее несложную работу в престижных компаниях. Так что если вы в поиске стабильной и неплохо оплачиваемой деятельности, путь «шарписта» – вполне подходящий вариант.

Большой курс по этому языку можете посмотреть на нашем сайте:

Swift

Swift – это новый язык от Apple, призванный заменить неудобный и получающий большое количество упреков от программистов Objective-C. Пока нельзя утверждать, что Swift полностью оправдал возложенные на него ожидания. 

Однако популярность языка постоянно растет, вместе с тем Objective-C так же уверенно теряет свою востребованность. Поэтому, если вы планируете заниматься программированием под яблочные устройства, можете не тратить время и усилия на устаревающий Objective C, а сразу приступайте к изучению Swift.

PHP

В масштабах крупных международных проектов некогда популярнейшая среда для разработки веб-приложений и сайтов PHP сейчас несколько устарела. Но благодаря тому, что этот язык прост в изучении и все еще активно используется для решения узкопрофильных задач, изучение программирования в целом можно начать именно с него.

Перспективы карьерного роста у специалистов со знанием PHP достаточно неплохи: как минимум, огромное количество написанных в данной среде проектов нуждаются в поддержке и/или доработке. Однако уровень зарплаты даже у опытных и высококомпетентных PHP-разработчиков заставляет желать лучшего: их коллеги, работающие с Java или C++ за тот же объем обычно получают большую прибыль.

Большой курс по этому языку можете посмотреть на нашем сайте:

Java

В мировом рейтинге популярных языков программирования Java занимает почетное второе место. Он используется так же массово, как C++, не имея при этом многих его недостатков. Прежде всего, данная среда предназначена для создания обширных продуктов с высокой нагруженностью для транснациональных организаций и простых приложений, игр на Android-устройства.

Java-программисты востребованы везде. К тому же их труд хорошо оплачивается. Никаких предпосылок к тому, что в скором времени этот язык сдаст свои позиции, нет. И хотя он не так прост в изучении, как тот же PHP, отдача от владения им будет достойной.

Большой курс по этому языку можете посмотреть на нашем сайте:

JavaScript

Свое название JS получил на волне актуальности Java, и поэтому их часто путают. К тому же теперь JavaScript вынужден бороться за статус равноправного ЯП. Стоит отметить, у него это очень хорошо получается, ведь именно он стал самым популярным среди разработчиков всего мира. 

Востребованностью JS обязан прежде всего развитию Web. На нем пишется пользовательский интерфейс всех интерактивных веб-приложений, благодаря которым браузер превратился в полезный и удобный рабочий инструмент, став в один ряд с пакетом Microsoft Office и сотнями других стандартных приложений для ОС Windows. Кроме того JavaScript нашел свое место в серверном программировании.

Этот язык в последнее время активно покоряет новые сферы. Причем стартовать с ним в профессии гораздо легче, чем с Java, а зарплаты часто бывают одинаковыми. Вывод таков: JavaScript сейчас является одним из самых удачных вариантов для начинающих разработчиков.

Большой курс по этому языку можете посмотреть на нашем сайте:

Python

«Питон» универсален и сравнительно прост для изучения. Он надежно осел в весьма перспективной сфере data mining или по-русски интеллектуальном анализе данных. Суть этой деятельности заключается в использовании бизнес-информации для поиска неявных закономерностей спроса с последующим изучением возможных направлений развития дела. 

Также Python применяют создатели веб-сервисов, разработчики серверной архитектуры многопользовательских онлайн игр и прочие. Потребность в профессионалах, знающих Python, увеличивается, поэтому вы точно не прогадаете, приступив к его изучению.

Большой курс по этому языку можете посмотреть на нашем сайте:

R

Среда R создавалась специально для анализа данных, что объясняет высокий уровень ее распространенности в данной сфере. Зарплата у тех, кто пишет на узком языке R, выше, чем у Python-программистов, но и найти вакансию им сложнее. Одним словом, знание R не помешает, если ваша профессия связана с data mining. А вот пытаться сделать первый шаг в мир разработки ПО с такого рода языком все-таки не стоит.

Ruby

Несмотря на достаточную популярность в веб-программировании, Ruby на нашем рынке труда далеко не всегда может предоставить своему носителю перспективное и высокооплачиваемое место. Новичкам не рекомендуем выбирать курсы Ruby в качестве первых, поскольку риски не найти работодателя в этом случае очень высоки: вакансии для начинающих Ruby-разработчиков появляются, скажем прямо, нечасто.

1C

Специалисты со знанием бухгалтерского ЯП для всем известной 1С нужны везде: не только IT компаниям, но и крупным организациям других сфер деятельности. Поэтому изучение 1С – это прекрасный способ стать айтишником без высокого уровня владения английским языком.

Что такое язык программирования?

Сегодня говорим о том, что такое язык программирования.

Языки программирования (ЯП) похожи на языки человеческого общения, но устроены проще. Выучить язык программирования можно за несколько месяцев. Опытные программисты могут изучить новый язык за несколько недель. В мире уже более 8000 языков программирования. Нет такого консенсуса, как «лучший язык». Хотя есть языки, которые дают фундаментальные знания, С++ например. И есть отслеживание популярности языков, в частности, TIOBE Index.

Ядро из двух десятков наиболее популярных языков состоит из: Java, C, Python, C++, Visual Basic .NET, JavaScript, C#, PHP, SQL, Objective-C, Assembly language, MATLAB, Perl, Delphi/Object Pascal, R, Ruby, Visual Basic, Go, Groovy, Swift. Есть еще 2-3 десятка довольно широко используемых языков, таких как Scala, Lua, Fortran, COBOL, Lisp, Prolog, Rust, Kotlin, Eglang, Haskell и др. Со временем разработчик знает и сочетает несколько языков для разных задач и платформ.

У языков программирования есть авторы, правила, спецификации, стандарт конкретного языка и разные реализации / воплощения стандарта. Реализации языка влияют на то, как разработчики пользуются им.

Языки программирования – по сути, инструмент сторителлинга. У вас есть идея, «сюжет», и на языке программирования вы пишете структурированное «произведение», которое компьютер сможет считать, интерпретировать и выполнить. То есть «оживить» исходный код в виде программы, сайта, приложения и т. д., где доступен ряд действий. (Если образно, то напоминает придумывание сюжета, работу над архитектурой истории, написание добротного сценария без ляпов, овладение специальными инструментами для съемки, сам съемочный процесс, монтаж и демонстрацию кино, причем интерактивного.)

На языках программирования пишут любые компьютерные программы. Языки программирования манипулируют структурами данных и управляют вычислениями, которые происходят в компьютере, пока работает программа.

Язык программирования – это набор правил, которые определяют, как написанная компьютерная программа выглядит и что компьютер может сделать под ее управлением. Программа представляет собой код, написанный по правилам конкретного языка программирования. Код, из которого состоит программа, называют «исходный код».

Язык программирования – это средство общения человека и компьютера. При этом код на языке программирования пишется так, чтобы он был понятен человеку. Один из критериев хорошего кода – программист читает его и понимает, что это, для чего нужно и как будет работать.

Сегодня код, написанный на популярных языках программирования, для удобства выглядит как текст, состоящий из строк на английском языке. Для того чтобы исходный код смог прочитать и выполнить компьютер, он «переводится». Об этом Almamat Blog расскажет в другом выпуске IT-ликбеза.

В спецификациях языка прописаны его синтаксис и семантика. Каждый язык программирования имеет свой словарь/алфавит. Цепочки и последовательности символов образуют предложения, построенные по правилам языка программирования, – это грамматика. Синтаксическая структура языка служит для определения смысла написанного кода.

Семантика языка программирования – это начальное смысловое значение слов и конструкций языка. Семантика – это смысл кода, его назначение, то, что должно получиться в результате запуска написанного кода.

Синтаксис языка
программирования – это порядок слов, форма записи; правила построения сообщений, комбинирования символов и слов. Синтаксис ЯП проще, чем синтаксис человеческих языков общения.

Итак, в программировании слова с каким-то начальным смыслом комбинируются по правилам, чтобы придать действиям смысл.

История языков программирования — Википедия

Прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов языков программирования. Смысл появления такого языка — упрощение программного кода.

С каждым днём наш мир становится более мобильным и информационным. Всё больше и больше компьютеры вступают в нашу повседневную жизнь, и чтобы облегчить наше общение с ними создаётся новое ПО с помощью различных языков программирования.

Языки программирования принято делить на пять поколений. В первое поколение входят языки, созданные в начале 50-х годов, когда первые компьютеры только появились на свет. Это был первый язык ассемблера, созданный по принципу «одна инструкция — одна строка».

Машинные коды и Ассемблер[править | править код]

Физические принципы работы электронных устройств ЭВМ таковы, что компьютер может воспринимать команды, состоящие только из единиц и нулей — последовательность перепада напряжения, то есть машинный код. На начальной стадии развития ЭВМ человеку было необходимо составлять программы на языке, понятном компьютеру, в машинных кодах. Каждая команда состояла из кода операций и адресов операндов, выраженных в виде различных сочетаний единиц и нулей. Итак, любая программа для процессора выглядела на то время как последовательность единиц и нулей.

Как показала в дальнейшем практика общения с компьютером, такой язык громоздок и неудобен. При пользовании им легко допустить ошибку, записав не в той последовательности 1 или 0. Программу очень трудно контролировать. Кроме того, при программировании в машинных кодах надо хорошо знать внутреннюю структуру ЭВМ, принцип работы каждого блока. И самое плохое в таком языке, что программы на данном языке — очень длинные последовательности единиц и нулей являются машинно зависимыми, то есть для каждой ЭВМ необходимо было составлять свою программу, а так же программирование в машинных кодах требует от программиста много времени, труда, повышенного внимания.

Довольно скоро стало понятно, что процесс формирования машинного кода можно автоматизировать. Уже в 1950 году для записи программ начали применять мнемонический язык — язык assembly. Язык ассемблера позволил представить машинный код в более удобной для человека форме: для обозначения команд и объектов, над которыми эти команды выполняются, вместо двоичных кодов использовались буквы или сокращенные слова, которые отражали суть команды. Например, на языке ассемблера команда сложения двух чисел обозначается словом add, тогда как ее машинный код может быть таким: 000010.

Ассемблер — язык программирования низкого уровня. Язык программирования низкого уровня — язык программирования, который ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности. В данном случае «низкий уровень» не значит «плохой». Имеется в виду, что операторы языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора. Появление языка ассемблера значительно облегчило жизнь программистов, так как теперь вместо рябящих в глазах нулей и единиц, они могли писать программу командами, состоящими из символов приближенных к обычному языку. Для того времени этот язык был новшеством и пользовался популярностью так как позволял писать программы небольшого размера, что при тех машинах критерий значительный.

Но сложность разработки в нём больших программных комплексов привела к появлению языков третьего поколения — языков высокого уровня. Но на этом применение ассемблера не закончилась, он пользуется популярностью в узких кругах и по сей день. Сейчас его используют в написании отдельных фрагментов программ или иногда в написании самих программ. Примеров может быть много, но самые яркие это использование ассемблера в написании драйверов, игр и загрузчиков ОС. Не стоит забывать, что у хакеров этот язык так же пользуется популярностью, в связи с тем, что скорость работы полученной программы значительно выше скорости программы написанной на языке программирования высокого уровня. Это объясняется тем, что получившийся размер программы очень мал. Разработчики антивирусов так же используют ассемблер в некоторых модулях своих программ, что так же обеспечивает их быстродействие.[1]

Первые языки программирования высокого уровня[править | править код]

Середина 50-х гг. характеризуется стремительным прогрессом в области программирования. Роль программирования в машинных кодах стала уменьшаться, стали появляться языки программировании нового типа, выступающие в роли посредника между машинами и программистами. Наступило время второго и третьего поколений языков программирования.

С середины 50-х гг. XX в. начали создавать первые языки программирования высокого уровня (high-level programming languages). Эти языки не были привязаны к определенному типу ЭВМ (машинонезависимы). Для каждого из них были разработаны собственные компиляторы. Компиляция — трансляция программы, составленной на исходном языке высокого уровня, в эквивалентную программу на низкоуровневом языке, близком машинному коду (абсолютный код, объектный модуль, иногда язык ассемблера).

Язык программирования FORTRAN[править | править код]

Первый язык высокого уровня Фортран был создан в период с 1954 по 1957 год группой программистов под руководством Джона Бэкуса в корпорации IBM. Он предназначался для научных и технических расчетов. Название Fortran является сокращением от FORmula TRANslator (переводчик формул).

История языка[править | править код]

В конце 1953 Джон Бэкус предложил начать разработку эффективной альтернативы ассемблеру для программирования на ПК IBM 704. Уже к середине 1954 была закончена черновая спецификация языка Fortran. Первое руководство для Fortran появилось в октябре 1956 вместе с первым компилятором, поставленным в апреле 1957. Компилятор был оптимизирующим, потому что клиенты отказывались использовать язык программирования высокого уровня, который генерировал код с производительностью ниже, чем у ассемблера.

В то время сообщество относилось скептически к новому способу программирования и не верили в то, что Fortran позволит программировать быстрее и эффективнее. По словам самого Джона Бэкуса, большая часть его работы была направлена на то, чтобы «быть ленивым». Ему жутко не нравилось писать программы под IBM 701 на ассемблере.

Язык был широко принят учеными для написания программ с интенсивными вычислениями. Включение комплексного типа данных сделало его особенно подходящим для технических приложений.

К 1960 году существовали версии Fortran для компьютеров IBM 709, 650, 1620, 7090. Его большая популярность побуждала конкурирующих изготовителей компьютеров создавать компиляторы Fortran для своих компьютеров. Таким образом, уже к 1963 существовало более 40 компиляторов для разных платформ. Именно поэтому Fortran считают первым широко используемым языком программирования.[2]

Фортран в СССР[править | править код]

Фортран в СССР появился позже, чем на Западе, поскольку поначалу у нас более перспективным языком считался Алгол. Во внедрении Фортрана большую роль сыграло общение советских физиков со своими коллегами из CERN, где в 1960-х годах почти все расчёты велись с использованием программ на Фортране.

Первый советский компилятор с Фортрана был создан в 1967 г. для машины «Минск-2», однако он не получил большой известности. Широкое внедрение Фортрана началось после создания в 1968 г. компилятора ФОРТРАН-ДУБНА для машины БЭСМ-6. Машины ЕС ЭВМ, появившиеся в 1972 г., уже изначально имели транслятор Фортрана («позаимствованный» с IBM/360 вместе с другим программным обеспечением)

Современный Фортран. Достоинства языка[править | править код]

Фортран широко использовался в основном для научных и инженерных вычислений. Он прекрасно подходит для решения численных задач, так как за время его существования было написано множество библиотек. Он используется и по сей день, но не столько по причине удачного дизайна, сколько в силу большого количества написанных на нём программ, изменять и, тем более, переписывать которые нет смысла. Его структура способствует тому, что компилятор может очень хорошо оптимизировать вычисления.

Среди учёных ходит такая присказка, что любая математическая задача уже имеет решение на Фортране, и, действительно, можно найти среди тысяч фортрановских пакетов, и пакет для перемножения матриц, и пакет для решения сложных интегральных уравнений, и многие, многие другие.

Язык программирования ALGOL 69[править | править код]

Причина появления языка ALGOL[править | править код]

Поскольку Фортран оказался столь успешным языком, в Европе возникли опасения, что IBM будет доминировать в компьютерной отрасли[источник?]. Немецкое Общество прикладной математики и механики (GAMM) создало комитет по разработке универсального языка. В то же время Ассоциация вычислительной техники (ACM) организовала похожий комитет в США. Несмотря на то, что у европейцев было некоторое беспокойство по поводу господства американцев, оба этих комитета слились в один.

Алгол был разработан в 1958 году на недельной конференции в ETH (Цюрих, Швейцария) как универсальный язык программирования для широкого круга применений, а затем доработан комитетом, созданным Международной федерацией по обработке информации. В комитет вошёл ряд ведущих европейских и американских учёных и инженеров-разработчиков языков, среди которых были Джон Бэкус, Джон Маккарти, Петер Наур, Эдсгер Дейкстра и Джозеф Уэгстен, впоследствии возглавивший комитет по разработке языка Кобол.

В ходе работы возникали большие трудности непринципиального характера. Так, например, один из членов комитета вспоминал «десятичную бурю» — крайне резкую дискуссию между американскими и европейскими участниками по поводу того, какой именно символ должен быть использован в качестве разделителя целой и дробной частей числа. Американцы настаивали на точке, европейцы же требовали применять традиционную для Европы запятую. Чтобы избежать конфликтов по мелким вопросам, было решено, что описание Алгола будет трёхуровневым, включающим уровень описаний, публикаций и реализации. Мелкие вопросы, типа выбора между точкой и запятой или используемого алфавита, были вынесены на второй-третий уровень, что позволило относительно быстро решить принципиальные вопросы. На уровне публикаций, согласованном позже, допускалось использование национальных ключевых слов и стандартов представления данных (в том числе и десятичной точки), уровень реализации определял язык совершенно строго — согласно ему должны были строиться трансляторы.

Вначале предлагавшееся название ALGOL (ALGOrithmic Language) было отвергнуто. Но поскольку оно стало общеупотребительным, официальное имя IAL пришлось впоследствии изменить на ALGOL 58.

Новая версия появилась в 1960 г., и ALGOL 60 (с небольшими изменениями, сделанными в 1962 г.) с 60-х и до начала 70-х гг. прошлого века был стандартом академического языка программирования.

У нового языка нашлись как приверженцы, так и критики. В США Алгол приняли холодно, он был популярен только в академической среде, и то не повсеместно. Те, кто попытался реализовать Алгол, столкнулись с целым рядом сложностей.

Так, например, обнаружилось, что ни один из существовавших тогда компьютеров не поддерживал ввод-вывод всех 116 литер, из которых состоял алфавит Алгола.

А вот в Европе Алгол приняли с энтузиазмом. Он быстро завоевал популярность в академической среде, повсеместно шла разработка компиляторов, многие из которых, несмотря на сложности реализации, оказались весьма успешными. Алгол распространился от Великобритании до Дальнего востока СССР, став как универсальным языком описания алгоритмов в научных публикациях, так и средством реального программирования.

Свойства языка. Его достоинства и недостатки[править | править код]

В Алголе появилось представление о программе не как о свободной последовательности команд, а как о блочной структуре, состоящей из чётко описанных и отделённых друг от друга частей. Основной блок программы на Алголе — это сама главная программа. Она содержит свою исполняемую часть, заключённую в блок, ограниченный парой ключевых слов begin и end, а также описания подпрограмм. Каждая подпрограмма — это программа в миниатюре, имеющая собственные, описанные внутри неё данные, однозначно определённый интерфейс в виде имени и списка формальных параметров, и блок кода.

При этом в блоке могут выделяться подблоки.

Были выделены структурные управляющие конструкции: ветвления, циклы, последовательные участки, исполняющие условно или многократно вложенные наборы операторов, также ограниченные теми же ключевыми словами begin и end.

Современным программистам подобная структура программы кажется очевидной, кое в чём устаревшей и не всегда удобной, но на момент появления Алгола всё это было заметным шагом вперёд. Программы становились регулярными, это давало возможность наращивать их по объёму, сохраняя обозримыми, понятными, доступными анализу и исправлению. Именно на базе Алгола и его языков-потомков были выполнены успешные работы по аналитическому доказательству правильности программ.

В Алголе было предложено два способа передачи параметров в подпрограмму — по имени и по значению. Если второй способ возражений не вызывает (он широко используется в абсолютном большинстве языков по сей день), то первый (он предполагает, что в процедуру передаётся имя фактического параметра, и процедура работает так, как будто в точке обращения записан её код, где вместо формального параметра написано имя фактического) приводил к трудностям реализации компиляторов и появлению труднообнаруживаемых ошибок.

Язык программирования LISP[править | править код]

Язык Лисп был предложен Дж. Маккарти в работе в 1960 году и ориентирован на разработку программ для решения задач не численного характера. Английское название этого языка — LISP является аббревиатурой выражения LISt Processing (обработка списков) и хорошо подчеркивает основную область его применения. Понятие «список» оказалось очень емким.

В виде списков удобно представлять алгебраические выражения, графы, элементы конечных групп, множества, правила вывода и многие другие сложные объекты. Списки являются наиболее гибкой формой представления информации в памяти компьютеров. Неудивительно поэтому, что удобный язык, специально предназначенный для обработки списков, быстро завоевал популярность.

Развитие языка[править | править код]

На протяжении почти сорокалетней истории его существования появился ряд диалектов этого языка: Common LISP, Mac LISP, Inter LISP, Standard LISP и др.

Различия между ними не носят принципиального характера и в основном сводятся к несколько отличающемуся набору встроенных функций и некоторой разнице в форме записи программ. Поэтому программист, научившийся работать на одном из них, без труда сможет освоить и любой другой.

Основные достоинства языка[править | править код]

Большим достоинством Лиспа является его функциональная направленность, то есть программирование ведется с помощью функций. Причем функция понимается как правило, сопоставляющее элементам некоторого класса соответствующие элементы другого класса. Сам процесс сопоставления не оказывает никакого влияния на работу программы, важен только его результат — значение функции. Это позволяет относительно легко писать и отлаживать большие программные комплексы. Ясность программ, четкое разграничение их функций, отсутствие каверзных побочных эффектов при их выполнении является обязательными требованиями к программированию таких логически сложных задач, каковыми являются задачи искусственного интеллекта.

Дисциплина в программировании становится особенно важной, когда над программой работает не один человек, а целая группа программистов.

Язык программирования COBOL[править | править код]

Кобол был разработан в 1959 году и предназначался прежде всего для написания программ для разработки бизнес приложений, а так же для работы в экономической сфере.

Спецификация языка была создана в 1959 году. Создатели языка ставили своей целью сделать его машинонезависимым и максимально приближенным к естественному английскому языку. Обе цели были успешно достигнуты; программы на COBOL считаются понятными даже неспециалистам, поскольку тексты на этом языке программирования не нуждаются в каких-либо специальных комментариях (самодокументирующиеся программы).

Достоинства и недостатки[править | править код]

COBOL — язык очень старый и в свое время использовался крайне активно, поэтому существует множество реализаций и диалектов. Для языка был утвержден ряд стандартов: в 1968, 1974, 1985 и 2002 годах. Последний стандарт добавил в язык поддержку объектно-ориентированной парадигмы.

Язык позволяет эффективно работать с большим количеством данных, он насыщен разнообразными возможностями поиска, сортировки и распределения. К числу других плюсов COBOL обычно относят его структурированность. Довольно мощные компиляторы с этого языка разработаны для персональных компьютеров. Некоторые из них столь эффективны, что программу, отлаженную на персональном компьютере, нетрудно перенести на большие ЭВМ.

Перечисляя минусы, нельзя не вспомнить о том, что на Коболе можно запрограммировать лишь простейшие алгебраические вычисления. Для сложных инженерных расчетов этот язык не годится.

Выводы по данному периоду развития языков программирования[править | править код]

На заре компьютеризации (в начале 1950-х г.г.), машинный язык был единственным языком, большего человек к тому времени не придумал. Языки низкого уровня мало похожи на нормальный, привычный человеку язык. Большие, громоздкие программы на таких языках пишутся редко. Зато если программа будет написана на таком языке, то она будет работать быстро, занимая маленький объем и допуская минимальное количество ошибок. Чем ниже и ближе к машинному уровень языка, тем меньше и конкретнее задачи, которые ставятся перед каждой командой.

Для спасения программистов от сурового машинного языка программирования, были созданы языки высокого уровня (то есть немашинные языки), которые стали своеобразным связующим мостом между человеком и машинным языком компьютера. Языки высокого уровня работают через трансляционные программы, которые вводят «исходный код» (гибрид английских слов и математических выражений, который считывает машина), и в конечном итоге заставляет компьютер выполнять соответствующие команды, которые даются на машинном языке.

С появлением языков высокого уровня программисты получили возможность больше времени уделять решению конкретной проблемы, не отвлекаясь особенно на весьма тонкие вопросы организации самого процесса выполнения задания на машине. Кроме того, появление этих языков ознаменовало первый шаг на пути создания программ, которые вышли за пределы научно-исследовательских лабораторий и финансовых отделов.

Подводя итог данному периоду развития языков программирования, можно сделать вывод, что языки программирования высокого уровня (FORTRAN, ALGOL, LISP, COBOL и т. д.) не похожи на язык ассемблера. Языки высокого уровня разработаны специально для того, чтобы можно было иметь дело непосредственно с задачей, решаемой программой. В этом качестве они иногда называются процедурными языками, поскольку описывают процедуру, используемую для решения задачи. Языки высокого уровня машинонезависимы. Программы же на языке ассемблера непосредственно относятся к той машине, на которой они должны выполняться.

Достоинства языков программирования высокого уровня:

  1. Алфавит языка значительно шире машинного, что делает его гораздо более выразительным и существенно повышает наглядность и понятность текста;
  2. Набор операций, допустимых для использования, не зависит от набора машинных операций, а выбирается из соображений удобства формулирования алгоритмов решения задач определенного класса;
  3. Конструкции операторов задаются в удобном для человека виде;
  4. Поддерживается широкий набор типов данных.

Недостатком языков высокого уровня является больший размер программ по сравнению с программами на языке низкого уровня. Поэтому в основном языки высокого уровня используются для разработок программного обеспечения компьютеров и устройств, которые имеют большой объем памяти. А разные подвиды ассемблера применяются для программирования других устройств, где критичным является размер программы.

Неизвестно, насколько бы ускорилось развитие программирования, если бы наработки Цузе стали доступны другим учёным в конце 40-х годов, но на практике с развитием компьютерной техники сначала получил распространение машинный язык. С его помощью программист мог задавать команды, оперируя с ячейками памяти, полностью используя возможности машины. Суть этого языка — набор кодов, обязательно понятных процессору, к которому обращаются. Части («слова») этого языка называются инструкциями, каждая из которых представляет собой одно элементарное действие для центрального процессора, как, например, считывание информации из ячейки памяти. Лишь при понимании устройства компьютерного оборудования и знания этих целочисленных кодов можно было непосредственно управлять процессором. Тогда ещё компьютеры были простыми вычислительными машинами, применяемыми для различных математических расчётов. Но они развивались, а использование большинства компьютеров на уровне машинного языка затруднительно, особенно сложным было чтение и модификация подобных программ, что усугублялось использованием абсолютной адресации памяти[3]. Поэтому со временем от использования машинных кодов пришлось отказаться.

Например, для организации чтения блока данных с гибкого диска программист может использовать 16 различных команд, каждая из которых требует 13 параметров, таких как номер блока на диске, номер сектора на дорожке и т. п. Когда выполнение операции с диском завершается, контроллер возвращает 23 значения, отражающие наличие и типы ошибок, которые необходимо анализировать. Уже одно обращение к процессору громоздко, а анализ ошибок и вовсе представляется невообразимым, особенно, если не именно с этим процессором приходиться работать. Таким образом, набор команд машинного языка сильно зависит от типа процессора.

На протяжении 1950-х годов запросы на разработку программного обеспечения возросли и программы стали очень большими. Приходилось писать очень много кода, хотя обеспечение и было весьма простым: по тем временам дизайн рабочего стола был проще нынешнего, программы работали с элементарными вещами, а компьютер только ещё начинал победно шествовать. Однако программы запутывались всё больше, их структура усложнилась, потому что всё время развивалась компьютерная техника. Тогда стали пользоваться специальными программами-сборщиками программ из маленьких кусочков кодов — ассемблерами. Начался новый этап развития.

Теперь, когда была нужна эффективная программа, вместо машинных языков использовались
близкие к ним машиноориентированные языки ассемблера. К таковым относились, например, Autocode, с 1954-го г. — IPL (предшественник языка LISP), с 1955-го г. — FLOW-MATIC . Теперь люди стали использовать мнемонические команды взамен машинных команд.

Но даже работа с ассемблером достаточно сложна и требует специальной подготовки.
Например, для процессора Zilog Z80 машинная команда 00000101 предписывает процессору уменьшить на единицу свой регистр B. На языке ассемблера это же будет записано как DEC B.

Следующий шаг был сделан в 1954 году, когда была начата разработка языка высокого уровня — Фортран (англ. FORTRAN — FORmula TRANslator), компилятор для которого впервые появился в апреле 1957 года[4]. К разработке такого языка подтолкнули новые возможности внедрённого в 1954 году компьютера IBM 704, в котором на аппаратном уровне были реализованы индексная адресация и операции с плавающей точкой[5]. Вслед за ним появились и некоторые другие языки, например: LISP, ALGOL 58, FACT. Языки высокого уровня имитируют естественные языки, используя некоторые слова разговорного языка и общепринятые математические символы. Эти языки более удобны для человека, с помощью них можно писать программы до нескольких тысяч строк длиной. Условными словами можно было, как привычно человеку, гораздо более просто выразить сложную программную операцию из битов. Однако ранние варианты Фортрана значительно уступают поздним концепциям и языкам, использовался он для создания относительно простых по современным меркам программ[6].

Во второй половине 50-х интернациональная команда разработчиков попыталась создать универсальный язык программирования. В результате появился ALGOL 58 (англ. ALGOrithmic Language), по многим параметрам являвшийся наследником Фортрана. В него были добавлены новые концепции и обобщения, формализована концепция типов данных, разрешено использование идентификаторов любой длины, когда в Фортране было ограничение в 6 символов[7]. Этот вариант языка был скорее черновым, поэтому в январе 1960 года в Париже состоялось второе собрание комитета по его разработке, где было решено внести значительные изменения. Новый вариант получил название ALGOL 60, основными новшествами в нём были: концепция блочной структуры, возможность создания рекурсивных процедур, автоматические массивы[8]. Несмотря на свои многочисленные достоинства, ALGOL так и не получил большого распространения, в первую очередь из-за сложности в его реализации и отсутствии поддержки от корпорации IBM[9].

В дальнейшем появились COBOL (1959), Паскаль (1970), Си (1972).

Появление структурного программирования[править | править код]

К концу 1960-х годов в связи с ростом сложности программ и дальнейшим развитием программных средств возникла необходимость увеличить производительность труда программистов, что привело к разработке структурного программирования. Основоположником данной методологии считается Эдсгер Дейкстра, который в 1968 году опубликовал своё знаменитое письмо «Оператор Goto считается вредным»[10], а также описал основные принципы структурного программирования[11]. С развитием структурного программирования следующим достижением были процедуры и функции. То есть, если есть задача, которая выполняется несколько раз, то её можно объявить как функцию или как процедуру и в выполнении программы просто вызывать её. Общий код программы в данном случае становится меньше. Это способствовало созданию модульных программ.

Следующим достижением было объединение разнородных данных, которые используются в программе в связке, в структуры.

Структуры — это составные типы данных, построенные с использованием других типов данных. Например, структура времени разбивается на: часы, минуты, секунды. В свою очередь и часы, и минуты, и секунды описаны при помощи более простых и элементарных типов данных. И вместо работы с отдельными переменными, в которых легко запутаться, можно перейти к структуре «время», включающее в себя уже часы, минуты и секунды, и работать с ней, как с единым типом одного формата.

Структурное программирование предполагает точно обозначенные управляющие структуры, программные блоки, отсутствие инструкций безусловного перехода (GOTO), автономные подпрограммы, поддержку рекурсии и локальных переменных. Суть такого подхода заключается в возможности разбиения программы на составляющие элементы с увеличением читабельности программного кода[12].

Также создавались функциональные (аппликативные) языки (Пример: Lisp — англ. LISt Processing, 1958) и логические языки (пример: Prolog — англ. PROgramming in LOGic, 1972).

Хотя внедрение структурного программирования дало положительный результат, даже оно оказывалось несостоятельным тогда, когда программа достигала определённой длины. Для того чтобы написать более сложную и длинную программу, нужен был новый подход к программированию.

При использовании структур данных в программе вырабатываются и соответствующие им функции для работы с ними. Это привело к мысли их объединить и использовать совместно, так появились классы.

Класс — это структура данных, содержащая в себе не только переменные, но и функции, которые работают с этими переменными.

Коротко, это достижение в области программирования было очень велико. Теперь программирование можно было разбить на классы и тестировать не всю программу, состоящую из 10 000 строк кода, а разбить программу на 100 классов, и тестировать каждый класс. Это существенно облегчило написание программного продукта.

В итоге в конце 1970-х и начале 1980-х были разработаны принципы объектно-ориентированного программирования. ООП сочетает лучшие принципы структурного программирования с новыми концепциями инкапсуляции, полиморфизма подтипов и наследования.

Первым объектно-ориентированным языком программирования является Симула-67, в котором впервые появились классы[13]. Концепции ООП получили дальнейшее развитие в языке Smalltalk, в котором также были заложены основы систем с оконным управлением[14]. Более поздними примерами объектно-ориентированных языков являются Object Pascal, C++, Java, C# и др.

ООП позволяет оптимально организовывать программы, разбивая проблему на составные части, и работая с каждой по отдельности. Программа на объектно-ориентированном языке, решая некоторую задачу, по сути, описывает часть мира, относящуюся к этой задаче.

  1. Р.Богатырев. Природа и эволюция сценарных языков. — Мир ПК, 2001.
  2. Е.К. Хеннера. Информатика под редакцией Е.К. Хеннера. — Академия, 2004.
  3. ↑ Себеста, 2001, с. 61.
  4. ↑ Себеста, 2001, с. 65.
  5. ↑ Себеста, 2001, с. 63-64.
  6. ↑ Себеста, 2001, с. 68.
  7. ↑ Себеста, 2001, с. 76.
  8. ↑ Себеста, 2001, с. 78.
  9. ↑ Себеста, 2001, с. 79.
  10. David R. Tribble. Go To Statement Considered Harmful: A Retrospective (англ.) (37.11.2005). Дата обращения 13 февраля 2015.
  11. Edsger W. Dijkstra. Notes on Structured Programming (англ.). Техасский университет (04.1970). Дата обращения 13 февраля 2015.
  12. ↑ Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. — Пер. с англ. — М.: Мир, 1979. — 415с. — С. 174.
  13. ↑ Себеста, 2001, с. 92-93.
  14. ↑ Себеста, 2001, с. 111.
  • Роберт У. Себеста. Основные концепции языков программирования. — 5-е изд.. — М.: Вильямс, 2001. — 672 с. — ISBN 5-8459-0192-8.

Языки программирования: 11 самых популярных

Компьютеры так прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не можем представить ее без них. Трудно поверить, что только полвека назад появились первые компьютеры, которые были медлительными и громоздкими. Сейчас у нас есть огромное многообразие — от ультратонких ноутбуков до мощных игровых компьютеров.

Сейчас прогресс ушел так далеко, что техника может интуитивно понимать запрос пользователя. Однако стоит помнить, что все программы, браузеры и сайты имеют в основе языки программирования.

В наши дни существует около 8 тысяч таких языков, многие из которых понятны лишь авторам. Однако есть такие языки программирования, которые стали международными и используются миллионами людей ежедневно.

Зачем нужны языки программирования

Без языка программирования ни один компьютер работать не будет. С его помощью создаются определенные математические алгоритмы, которые помогают компьютеру выполнять команды пользователя.

  • Язык программирования выглядит совсем не так, как мы привыкли представлять себе язык — это набор различных символов, которые преобразуются в понятный компьютеру код.
  • Классификация языков программирования от низких до высоких уровней зависит от того, настолько близок язык к человеку. Чем меньше язык программирования понятен человеку, тем по уровню он ниже.
  • Большая часть языков преобразуется в понятный машине код с помощью программ-трансляторов. С их помощью прописываются лексические, семантические и синтаксические правила, которые определят, какие действия запросит пользователь и внешний вид программы.
  • Язык программирования — неотъемлемая часть работы любого компьютера. В современном мире с ними работают программисты, которые прописывают коды и создают программы с использованием сложных кодовых конструкций.

Для обычного человека написание даже первой странички сайта покажется странной комбинацией различных символов. Для программиста этот код позволяет задать компьютеру нужную команду и выполнить ее. На языке программирования обычный пользователь общается с компьютером.

История языков программирования

Первыми «ласточками» в истории языка программирования считаются такие обычные вещи, как музыкальная шкатулка или жаккардовый ткацкий станок. Они появились еще в XVIII-XIX веках.

Начало же современному программированию было дано в 1930-1940-е годы, когда были написаны лямбда-исчисление и машина Тьюринга. То время можно назвать началом истории разработки языков программирования, ведь компьютеры становились все популярнее. В 1940-е годы появились первые электрические компьютеры, и тогда же немецкий инженер Ц. Кузе разработал Планкалькюль, первый высокоуровневый язык.

В 1950-е годы были разработаны машинные коды, которые считаются языками программирования первого поколения. Но их приходилось переписывать для каждой ЭВМ отдельно, так что первым реально работающим языком программирования можно считать «Краткий код». Он первым стал представлять собой не набор математических кодов, а выражения, которые потом перерабатывались в код.

Затем появились языки второго поколения — они были проще для человека, но ограничивались использованием ассемблера. Так называли программу, которая переводила команду на машинный язык, своего рода переводчик.

А уже к середине 1950-х годов стали зарождаться языки третьего поколения. Их отличает то, что они подходят для любой программы, их не нужно переписывать под каждую заново. Они уже считают полноценными языками высокого уровня.

В 1960-годы яз

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *