Танк matilda – Matilda Black Prince — обзор, оборудование, перки (умения экипажа), стоит ли покупать, как фармит?

Матильда (танк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Матильда.
У этого термина существуют и другие значения, см. A12.

Матильда
Matilda Mk II
Классификация средний пехотный танк
Боевая масса, т 26,95
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Британский королевский арсенал[en] в Вулидже
Производитель см. производство
Годы разработки 1937
Годы производства 1937—1943
Годы эксплуатации 1939—1949
Количество выпущенных, шт. 2987
Основные операторы Великобритания Великобритания
СССР СССР
Австралия Австралия
Размеры
Длина корпуса, мм 5715
Ширина, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75/ 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 47/65 °
Лоб корпуса (низ), мм/град. 78/0 ° — 72/ 30 °
Борт корпуса (верх), мм/град. 70
Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55
Днище, мм 20 — 13
Крыша корпуса, мм 20 — 13
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Вооружение
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 67—92
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Подвижность
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 87
Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 257
Запас хода по пересечённой местности, км 129
Удельная мощность, л. с./т 6,46
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24°
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91
 Матильда на Викискладе

Пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Tank Infantry Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем[прим. 1].

История

Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием и с модификации Mark IV высокой надёжностью[1][2]. Стандартная немецкая 37 мм противотанковая пушка оказалась бессильной против брони «Матильды»; лишь использование 88-мм зенитного орудия позволяло останавливать эти танки. В результате, на начальном этапе Второй мировой войны, вплоть до появления у немцев 50-мм и 75-мм противотанковых орудий, Матильда оставалась грозным оружием[прим. 2].

Производство

Производство танка было налажено на следующих британских предприятиях: Harland & Wolff, Horwich Works[en], John Fowler & Co.[en], London, Midland & Scottish Railway, North British Locomotive[en], Ruston & Hornsby[en], Vulcan Foundry[en]. Танковые дизели поставлялись сначала компанией Associated Equipment, а затем корпорацией British Leyland Motor. До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.

Эксплуатация в Красной Армии

16 августа было заключено соглашение о кредите и клиринге. По этому соглашению был получен кредит 10 млн фунтов стерлингов. По этому кредиту до конца 1941 года доставили 466 танков из них 187 «матильд»[3][прим. 3]. Первые 20 единиц прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего из Англии было отправлено 1084 единиц «Матильд», часть была потеряна в ходе транспортировки по морю северными конвоями. Красная Армия получила 918 машин[4].

Танки направлялись в учебный центр в Горьком, где проходили их приёмка и испытания. До конца 1941 года в СССР прибыли 187 «матильд»[3]. Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация в частях Красной Армии танков «Матильда» выявила ряд проблем[3]. Так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами, горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными[5] двигателями марки «Ассошиэйтед Экуипмент». Гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Трубопроводы жидкостной системы охлаждения замерзали в морозы[6]. В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка[4]. По словам Героя Советского Союза, генерал-майора танковых войск А. М. Овчарова, танк «заваливался набок на любом косогоре».[7]

«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ, увеличивая выживаемость танка и экипажа на поле боя. В сравнении с советскими танками качество брони было выше и не давало отслоения и осколков при попадании снаряда в танк. Двигатель марки «Лейланд» имел гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550—600 моточасов, условия работы экипажа на английском танке также отличались в лучшую сторону. Из-за своей мощной защиты и малой скорости «Матильда» оказалась удобной для использования в позиционных боях. Бронепробиваемость 2-фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако, к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» CS, вооруженные 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят. «Матильда» создавался как танк для непосредственной поддержки пехоты, в связи с чем имел невысокую крейсерскую скорость, что, впрочем, при правильном использовании машины, не было существенным недостатком[4].

К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства, СССР также отказался от поставок этих танков. Оставшиеся машины активно использовались в боях, в частности, к началу немецкого наступления на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 таких танков[4], 31 «Валентайн» и три Т-34. В 224-м танковом полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта к 17 июля 1943 33 «Матильды» и 3 «Валлентайна»[3].

Модификации

  • Mark II — первый серийный вариант. Танк обладал большим количеством «детских болезней». Двигатель времён Первой мировой войны АЕС мощностью 87 л. с. отличался небольшим ресурсом и низкой надёжностью, сразу встал вопрос о поиске нового двигателя[5].
  • Mark II A — вместо поддерживающих катков введены полозья, пулемёт Виккерс был заменён на BESA.
  • Mark III — дизельные двигатели Леланд мощностью 95 л. с., радиостанция № 19.
  • Mark III CS — 76 мм гаубица.
  • Mark IV — усовершенствованное крепление двигателей, перекомпоновка масло- и воздуховодов. Ёмкость топливных баков увеличена до 225 л[8]. Первая модификация отличающаяся технической надёжностью[1]. Запас хода увеличился и составил 257 км по шоссе и 129 по местности.
  • Mark IV CS — вариант Mark IV с 76 мм гаубицей. Правда в боекомплект танков первоначально входили только дымовые снаряды и поддержка больше походила на моральную, но затем к ним добавили осколочно-фугасные[9].
  • Mark V — пневматический усилитель.
  • Matilda Scorpion I и II и Matilda Baron — сапёрные танки с минным тралом
  • Matilda Black Prince — попытка установить башню от танка A27M Cromwell и пушку калибра 57 мм QF 6-pdr Mk.V. Проект оказался неудачным, попыток модернизации вооружения «Матильды» в Великобритании больше не предпринимали.

Фотогалерея

См. также

Примечания

Примечания
  1. ↑ Название танка перешло «по наследству» от предыдущей модели пехотного танка — Матильда I, название которого было связано с персонажем комиксов 30-х годов уткой Матильдой.
  2. ↑ Во время боев в Северной Африке Матильда получила прозвище «Королева пустыни» (Queen of the Desert). Особенно сильное впечатление танк производил на итальянские войска.
  3. ↑ К Ленд-лизу эти поставки не имели никакого отношения.
Сноски
  1. 1 2 Пехотный танк, 2001, с. 5.
  2. ↑ «Матильда» в Красной Армии Максим Коломиец, Илья Мощанский (Танкомастер. — 1999. — № 6)
  3. 1 2 3 4 Пехотный танк, 2001, с. 25.
  4. 1 2 3 4 Барятинский Михаил Борисович.»Танки ленд-лиза в бою».
  5. 1 2 Пехотный танк, 2001, с. 3.
  6. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 26.
  7. ↑ Хребет Гитлеру сломала Красная Армия или американская тушенка? // Комсомольская Правда. — 23 июня 2015. — № 68 (26396) — С. 9 — ISSN 0233-433X.
  8. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 10.
  9. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 6.

Литература

  • М. Барятинский. Пехотный танк «Матильда». — Моделист-конструктор, 2001. — (Бронеколлекция, № 4 (37) / 2001).
  • David Fletcher. Matilda infantry tank 1938—45. — Osprey. — ISBN 1-85532-457-1.
  • Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — («Война и мы. Солдатские дневники»). — ISBN 1-5–699–12314.

Ссылки

Матильда (танк) — Википедия. Что такое Матильда (танк)

Матильда
Изображение
Matilda Mk II
Классификация средний пехотный танк
Боевая масса, т 26,95
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Британский королевский арсенал[en] в Вулидже
Производитель см. производство
Годы разработки 1937
Годы производства 1937—1943
Годы эксплуатации 1939—1949
Количество выпущенных, шт. 2987
Основные операторы ВеликобританияFlag of the United Kingdom.svg Великобритания
СССР СССР
АвстралияFlag of Australia.svg Австралия
Размеры
Длина корпуса, мм 5715
Ширина, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75/ 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 47/65 °
Лоб корпуса (низ), мм/град. 78/0 ° — 72/ 30 °
Борт корпуса (верх), мм/град. 70
Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55
Днище, мм 20 — 13
Крыша корпуса, мм 20 — 13
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Вооружение
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 67—92
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Подвижность
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 87
Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 257
Запас хода по пересечённой местности, км 129
Удельная мощность, л. с./т 6,46
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24°
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91
Commons-logo.svg Матильда на Викискладе

Пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Tank Infantry Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем[прим. 1].

История

Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием и с модификации Mark IV высокой надёжностью[1][2]. Стандартная немецкая 37 мм противотанковая пушка оказалась бессильной против брони «Матильды»; лишь использование 88-мм зенитного орудия позволяло останавливать эти танки. В результате, на начальном этапе Второй мировой войны, вплоть до появления у немцев 50-мм и 75-мм противотанковых орудий, Матильда оставалась грозным оружием[прим. 2].

Производство

Производство танка было налажено на следующих британских предприятиях: Harland & Wolff, Horwich Works[en], John Fowler & Co.[en], London, Midland & Scottish Railway, North British Locomotive[en], Ruston & Hornsby[en], Vulcan Foundry[en]. Танковые дизели поставлялись сначала компанией Associated Equipment, а затем корпорацией British Leyland Motor. До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.

Эксплуатация в Красной Армии

16 августа было заключено соглашение о кредите и клиринге. По этому соглашению был получен кредит 10 млн фунтов стерлингов. По этому кредиту до конца 1941 года доставили 466 танков из них 187 «матильд»[3][прим. 3]. Первые 20 единиц прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего из Англии было отправлено 1084 единиц «Матильд», часть была потеряна в ходе транспортировки по морю северными конвоями. Красная Армия получила 918 машин[4].

Танки направлялись в учебный центр в Горьком, где проходили их приёмка и испытания. До конца 1941 года в СССР прибыли 187 «матильд»[3]. Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация в частях Красной Армии танков «Матильда» выявила ряд проблем[3]. Так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами, горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными[5] двигателями марки «Ассошиэйтед Экуипмент». Гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Трубопроводы жидкостной системы охлаждения замерзали в морозы[6]. В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка[4]. По словам Героя Советского Союза, генерал-майора танковых войск А. М. Овчарова, танк «заваливался набок на любом косогоре».[7]

«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ, увеличивая выживаемость танка и экипажа на поле боя. В сравнении с советскими танками качество брони было выше и не давало отслоения и осколков при попадании снаряда в танк. Двигатель марки «Лейланд» имел гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550—600 моточасов, условия работы экипажа на английском танке также отличались в лучшую сторону. Из-за своей мощной защиты и малой скорости «Матильда» оказалась удобной для использования в позиционных боях. Бронепробиваемость 2-фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако, к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» CS, вооруженные 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят. «Матильда» создавался как танк для непосредственной поддержки пехоты, в связи с чем имел невысокую крейсерскую скорость, что, впрочем, при правильном использовании машины, не было существенным недостатком[4].

К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства, СССР также отказался от поставок этих танков. Оставшиеся машины активно использовались в боях, в частности, к началу немецкого наступления на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 таких танков[4], 31 «Валентайн» и три Т-34. В 224-м танковом полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта к 17 июля 1943 33 «Матильды» и 3 «Валлентайна»[3].

Модификации

  • Mark II — первый серийный вариант. Танк обладал большим количеством «детских болезней». Двигатель времён Первой мировой войны АЕС мощностью 87 л. с. отличался небольшим ресурсом и низкой надёжностью, сразу встал вопрос о поиске нового двигателя[5].
  • Mark II A — вместо поддерживающих катков введены полозья, пулемёт Виккерс был заменён на BESA.
  • Mark III — дизельные двигатели Леланд мощностью 95 л. с., радиостанция № 19.
  • Mark III CS — 76 мм гаубица.
  • Mark IV — усовершенствованное крепление двигателей, перекомпоновка масло- и воздуховодов. Ёмкость топливных баков увеличена до 225 л[8]. Первая модификация отличающаяся технической надёжностью[1]. Запас хода увеличился и составил 257 км по шоссе и 129 по местности.
  • Mark IV CS — вариант Mark IV с 76 мм гаубицей. Правда в боекомплект танков первоначально входили только дымовые снаряды и поддержка больше походила на моральную, но затем к ним добавили осколочно-фугасные[9].
  • Mark V — пневматический усилитель.
  • Matilda Scorpion I и II и Matilda Baron — сапёрные танки с минным тралом
  • Matilda Black Prince — попытка установить башню от танка A27M Cromwell и пушку калибра 57 мм QF 6-pdr Mk.V. Проект оказался неудачным, попыток модернизации вооружения «Матильды» в Великобритании больше не предпринимали.

Фотогалерея

См. также

Примечания

Примечания
  1. ↑ Название танка перешло «по наследству» от предыдущей модели пехотного танка — Матильда I, название которого было связано с персонажем комиксов 30-х годов уткой Матильдой.
  2. ↑ Во время боев в Северной Африке Матильда получила прозвище «Королева пустыни» (Queen of the Desert). Особенно сильное впечатление танк производил на итальянские войска.
  3. ↑ К Ленд-лизу эти поставки не имели никакого отношения.
Сноски
  1. 1 2 Пехотный танк, 2001, с. 5.
  2. ↑ «Матильда» в Красной Армии Максим Коломиец, Илья Мощанский (Танкомастер. — 1999. — № 6)
  3. 1 2 3 4 Пехотный танк, 2001, с. 25.
  4. 1 2 3 4 Барятинский Михаил Борисович.»Танки ленд-лиза в бою».
  5. 1 2 Пехотный танк, 2001, с. 3.
  6. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 26.
  7. ↑ Хребет Гитлеру сломала Красная Армия или американская тушенка? // Комсомольская Правда. — 23 июня 2015. — № 68 (26396) — С. 9 — ISSN 0233-433X.
  8. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 10.
  9. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 6.

Литература

  • М. Барятинский. Пехотный танк «Матильда». — Моделист-конструктор, 2001. — (Бронеколлекция, № 4 (37) / 2001).
  • David Fletcher. Matilda infantry tank 1938—45. — Osprey. — ISBN 1-85532-457-1.
  • Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — («Война и мы. Солдатские дневники»). — ISBN 1-5–699–12314.

Ссылки

Матильда (танк) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Матильда.
У этого термина существуют и другие значения, см. A12.

Матильда
Классификация средний пехотный танк
Боевая масса, т 26,95
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Разработчик Британский королевский арсенал[en] в Вулидже
Производитель см. производство
Годы разработки 1937
Годы производства 1937—1943
Годы эксплуатации 1939—1949
Количество выпущенных, шт. 2987
Основные операторы  Великобритания
 СССР
 Австралия
Длина корпуса, мм 5715
Ширина, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75/ 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 47/65 °
Лоб корпуса (низ), мм/град. 78/0 ° — 72/ 30 °
Борт корпуса (верх), мм/град. 70
Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55
Днище, мм 20 — 13
Крыша корпуса, мм 20 — 13
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 67—92
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 87
Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 257
Запас хода по пересечённой местности, км 129
Удельная мощность, л. с./т 6,46
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24°
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91
 Медиафайлы на Викискладе

Пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Tank Infantry Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем[прим. 1].

История

Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием и с модификации Mark IV высокой надёжностью[1][2]. Стандартная немецкая 37 мм противотанковая пушка оказалась бессильной против брони «Матильды»; лишь использование 88-мм зенитного орудия позволяло останавливать эти танки. В результате, на начальном этапе Второй мировой войны, вплоть до появления у немцев 50-мм и 75-мм противотанковых орудий, Матильда оставалась грозным оружием[прим. 2].

Производство

Производство танка было налажено на следующих британских предприятиях: Harland & Wolff, Horwich Works[en], John Fowler & Co.[en], London, Midland & Scottish Railway, North British Locomotive[en], Ruston & Hornsby[en], Vulcan Foundry[en]. Танковые дизели поставлялись сначала компанией Associated Equipment, а затем корпорацией British Leyland Motor. До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.

Эксплуатация и боевое применение

В британскую армию танки начали поступать в 1939 году. Немцам удалось заполучить первые трофейные танки, в количестве 29 единиц ещё в мае 1940 года во Франции, причем, большинство из них были ремонтопригодны. Естественно, что после поражения во Франции, основным тогда сухопутным военным театром, в котором могла принять участие Великобритания, была Североафриканская кампания. Наличие «Матильд» оказалось неприятным сюрпризом для немцев и итальянцев. Большинство их танковых орудий были практически бесполезны против брони «Матильд», лобовая броня которых достигала 80 мм. Однако в первое время, в частности в 1941 году, из-за неудачных действий британских войск, немцам удалось заполучить около двух десятков «Матильд» брошенных в Форте Капуццо. Против «Матильд» немцы стали использовать свои 88-миллиметровые зенитные орудия Flak 37, добиваясь существенных успехов. Уцелевшие трофейные «Матильды» немцы активно применяли, например в 21-й танковой дивизии, в сентябре 1941 года, при очередном вторжении Роммеля в Египет, впрочем, в течение следующих трёх месяцев практически все они были потеряны. Конечно, немцев не устраивало слишком слабое 40-мм орудие танка, поэтому в полевых условиях они их снимали, заменяя 50-мм орудиями L42 от танков Pz.III. Однако широкого распространения такая практика переделки не получила.[3]

Кроме Северной Африки, «Матильды» применялись австралийскими войсками на островах Новой Гвинеи против японцев. Однако применение таких танков в условиях джунглей было затруднительным. Куда лучшим было бы использование их огнемётных вариантов. И на базе «Матильд» такие огнеметные машины были разработаны.Также австралийскими инженерами был предложен вариант с установкой на «Матильды» 7-ствольной мортиры.[4]

Эксплуатация в Красной Армии

16 августа было заключено соглашение о кредите и клиринге. По этому соглашению был получен кредит 10 млн фунтов стерлингов. По этому кредиту до конца 1941 года доставили 466 танков, из них 187 «матильд»[5][прим. 3]. Первые 20 единиц прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего из Англии было отправлено 1084 единиц «Матильд», часть была потеряна в ходе транспортировки по морю северными конвоями. Красная Армия получила 918 машин[6].

Танки направлялись в учебный центр в Горьком, где проходили их приёмка и испытания. До конца 1941 года в СССР прибыли 187 «матильд»[5]. Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация в частях Красной Армии танков «Матильда» выявила ряд проблем[5]. Так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами, горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными[7] двигателями марки «Ассошиэйтед Экуипмент». Гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Трубопроводы жидкостной системы охлаждения замерзали в морозы[8]. В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка[6]. По словам Героя Советского Союза, генерал-майора танковых войск А. М. Овчарова, танк «заваливался набок на любом косогоре»[9].

«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ, увеличивая выживаемость танка и экипажа на поле боя («Матильду» гробом на гусеницах не называли). В сравнении с советскими танками качество брони было выше и не давало отслоения и осколков при попадании снаряда в танк. Двигатель марки «Лейланд» имел гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550—600 моточасов, условия работы экипажа на английском танке также отличались в лучшую сторону. Из-за своей мощной защиты и малой скорости «Матильда» оказалась удобной для использования в позиционных боях. Бронепробиваемость 2-фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» , вооружённые 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят. «Матильда» создавался как танк для непосредственной поддержки пехоты, в связи с чем имел невысокую крейсерскую скорость, что, впрочем, при правильном использовании машины не было существенным недостатком[6].

К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства, СССР также отказался от поставок этих танков. Оставшиеся машины активно использовались в боях, в частности, к началу немецкого наступления на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 таких танков[6], 31 «Валентайн» и три Т-34. В 224-м танковом полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта к 17 июля 1943 года — 33 «Матильды» и 3 «Валлентайна»[5].

Модификации

  • Mark II — первый серийный вариант. Танк обладал большим количеством «детских болезней». Двигатель времён Первой мировой войны АЕС мощностью 87 л. с. отличался небольшим ресурсом и низкой надёжностью, сразу встал вопрос о поиске нового двигателя[7].
  • Mark II A — вместо поддерживающих катков введены полозья, пулемёт Виккерс был заменён на BESA.
  • Mark III — дизельные двигатели Леланд мощностью 95 л. с., радиостанция № 19.
  • Mark III CS — 76 мм гаубица.
  • Mark IV — усовершенствованное крепление двигателей, перекомпоновка масло- и воздуховодов. Ёмкость топливных баков увеличена до 225 л[10]. Первая модификация, отличающаяся технической надёжностью[1]. Запас хода увеличился и составил 257 км по шоссе и 129 по местности.
  • Mark IV CS — вариант Mark IV с 76 мм гаубицей. Правда, в боекомплект танков первоначально входили только дымовые снаряды и поддержка больше походила на моральную, но затем к ним добавили осколочно-фугасные[11].
  • Mark V — пневматический усилитель.
  • Matilda Scorpion I и II и Matilda Baron — сапёрные танки с минным тралом
  • Matilda Black Prince — попытка установить башню от танка A27M Cromwell и пушку калибра 57 мм QF 6-pdr Mk.V. Проект оказался неудачным, попыток модернизации вооружения «Матильды» в Великобритании больше не предпринимали.

Фотогалерея

См. также

Примечания

Примечания
  1. ↑ Название танка перешло «по наследству» от предыдущей модели пехотного танка — Матильда I, название которого было связано с персонажем комиксов 30-х годов уткой Матильдой.
  2. ↑ Во время боев в Северной Африке Матильда получила прозвище «Королева пустыни» (Queen of the Desert). Особенно сильное впечатление танк производил на итальянские войска.
  3. ↑ К Ленд-лизу эти поставки не имели никакого отношения.
Сноски
  1. 1 2 Пехотный танк, 2001, с. 5.
  2. ↑ «Матильда» в Красной Армии Максим Коломиец, Илья Мощанский (Танкомастер. — 1999. — № 6)
  3. ↑ http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/matilda_2.htm
  4. ↑ http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/matilda_2.htm
  5. 1 2 3 4 Пехотный танк, 2001, с. 25.
  6. 1 2 3 4 Барятинский Михаил Борисович.»Танки ленд-лиза в бою».
  7. 1 2 Пехотный танк, 2001, с. 3.
  8. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 26.
  9. ↑ Хребет Гитлеру сломала Красная Армия или американская тушёнка? // Комсомольская Правда. — 23 июня 2015. — № 68 (26396) — С. 9 — ISSN 0233-433X.
  10. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 10.
  11. ↑ Пехотный танк, 2001, с. 6.

Литература

  • М. Барятинский. Пехотный танк «Матильда». — Моделист-конструктор, 2001. — (Бронеколлекция, № 4 (37) / 2001).
  • «Матильда». Британский пехотный танк // Военные машины / Ред. П. Н. Сергеев. — Вып. 100. — Киров, 2004. — 64 с.: ил.
  • David Fletcher. Matilda infantry tank 1938—45. — Osprey. — ISBN 1-85532-457-1.
  • Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — («Война и мы. Солдатские дневники»). — ISBN 1-5–699–12314.

Ссылки

В атаку идут «Матильды»

В годы Второй мировой войны Красная Армия довольно активно применяла на полях сражений, помимо своей отечественной бронетехники, ещё и полученную от союзников, по так называемому ленд-лизу. В атаку идут "Матильды" Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова. Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев

В советское время, в основном, существовало мнение, что эта техника имела крайне низкие боевые качества по сравнению не только с нашей отечественной но и с германской, так ли это было на самом деле? Если быть объективным то не совсем так, однако, тем не менее, часть поставленных союзниками танков действительно по своим ТТХ мало подходили для восточно-европейского театра военных действий. К таким «мало подходившим» можно было отнести и английский пехотный танк Мк. II, который относился к средним танкам тяжелого бронирования. Англичане прозвали его «Матильда», а наши бойцы, после того как освоили и сходили на нём в первые бои навешали ему сразу несколько обидных прозвищ типа «каракатица» и «шарманка». С самого начала поступления первых «Матильд» в Красную армию наши танкисты намучились с ними не мало, вот поэтому и дали, столько обидных прозвищ этому британскому бронированному чудищу. Во первых, эти машины прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в зимних условиях, и, случалось, скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Поэтому чтобы как-то справиться с этой проблемой, силами ремонтных подразделений на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». Еще одной проблемой для экипажей этого английского танка были его длинные фальшборта, на фото виден ряд „окошек“ небольшого размера, расположенных в верхней части фальшбортов. Где-то в африканской пустыне через эти «окошки», с траков свободно сыпался песок, для чего они и были предназначены. Совсем другое дело происходило во время движения «Матильд» по нашему бездорожью, двигаясь по сплошной грязи лесам и болотам за фальшборта танка постоянно набивалась грязь и попадали корни деревьев, в результате гусеницу нередко просто заклинивало. Двигатель глох и экипаж, чертыхаясь и поминая своего железного английского коня недобрыми словами, лез доставать шанцевый инструмент и буксирные троса.

Именной пехотный танк «Матильда II» танк «Танк четырех героев» и его экипаж. В строю слева направо: старший лейтенант Н.И. Фокин, старший лейтенант А.И. Войтов, старший сержант П.К. Гладких, старший сержант С.Т. Дороженко. Центральный фронт, январь 1943 г

Из воспоминаний фронтовиков и мемуарной литературы известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось, чуть ли не через каждые 4–5 километров останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой».

Но и это еще не всё, зимой, в сильные морозы, трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали на «Матильде» даже при включенном двигателе. Представляете, каково было экипажу, чтобы подготовить эту капризную, тепличную машину к бою?Однако наши союзники англичане здесь ни при чем, они нам поставили такую технику, которую мы им сами и заказали. А вот кто непосредственно занимался подбором необходимой бронетанковой техники для РККА, как получилось что танк, предназначенный для ведения боевых действий в африканских пустынях попал воевать на российское бездорожье, в леса и болота, этот вопрос так до сих пор и остается без четкого и ясного ответа. Необходимо также отметить, что много этих танков выходило из строя и по вине самих экипажей, из-за их крайне низкого уровня подготовки. И это понятно почему, пятнадцати дней, отведенных командованием на освоение иностранной техники, являвшейся более сложной, чем отечественная, было явно недостаточно.

В атаку идут "Матильды"

Экипаж британского среднего танка Mk II Matilda II, поставленного в СССР по ленд-лизу. Брянский фронт, лето 1942 года

Существует и другое, совершенно противоположное мнение об этом английском танке. Так, некоторые специалисты считают, что в 1940—1941 годах эта машина имела самую толстую броню в мире и превосходила по броневой защите даже наш КВ. Ее могли «взять» только снаряды 88-мм зенитной пушки. Все остальные танковые и противотанковые орудия вермахта в тот период оказались бессильны против «королевы поля боя», как называли «Матильду» англичане. А её 40-мм английская пушка по бронепробиваемости ничуть не уступала нашей 45-мм и, как и последняя, до лета 1942 года могла поражать все типы немецких танков.

Это мнение частично подтверждают и некоторые советские источники. Так, в одном из отчетов советского командования о ходе боевых действий, в которых участвовали «Матильды» было отмечено: «Толщина бортовой брони танка Мк. II „Матильда“ составляет 70–78мм и в целом равнозначна броневой защите танка КБ… Качество закалки брони хорошее. Опасных отколов при поражениях, близких к ПТП, не обнаружено…»

Из другого отчета стало также известно, что: «…танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулемётов».

В атаку идут "Матильды"Отправка танка «Валентайн» (Valentine) в СССР по программе ленд-лиза. Танк с надписью «Stalin» перевозится на грузовике с завода в порт. Фотография сделана 22 сентября 1941 года, когда на танковом заводе Birmingham Railway Carriage and Wagon Co. состоялся торжественный митинг, на который был приглашен советский посол Иван Майский. На фотографии «Валентайн» модификации Mk.II

Следующий танк ленд-лиза это был «Валентайн» он по своему назначению также был пехотным, но относился к легким, так как его масса составляла 16 т. Однако по броневой защите (65 мм) «Валентайн» превосходил многие тяжелые машины тех лет. Его максимальная скорость была такой же, как у «Матильды» — 24 км/ч. Однако вооружение было серьезнее, чем у «МК.II».

На «Валентайне» Mk VIII, была установлена 57-мм пушка вместо 40-мм, а модернизированный «Валентайн» Mk XI был уже вооружен ещё более мощным 75-мм орудием.

Именно «Валентайн» из всех английских танков завоевал наибольшую популярность у советских танкистов. Его высокая боевая живучесть была доказана, например, действиями 19-го танкового корпуса в Мелитопольской oпeрации. На ее начало, 24 октября 1943 года, в трех танковых бригадах корпуса насчитывалось 101 средний танк Т-34 и 63 «Валентайна». (http://ipschool1259.narod.ru/technics/ww2/landlease.html)

В атаку идут "Матильды"Советский танк английского производства «Валентайн II» в засаде во время битвы за Москву. Фото было опубликовано в газете «Красная Звезда» №275 от 22 ноября 1941 г. Номером раньше вышла статья «В бой на английских танках». В ней рассказывалось о подразделении капитана Мороза. Степан Самойлович Мороз — командир 137-го танкового батальона, погиб 7 декабря 1941 г. Скорее всего, это фото сделано именно в расположении 137-го танкового батальонаВ атаку идут "Матильды"

Экипаж советского танка английского производства «Валентайн» IV из состава 188-й танковой бригады наблюдает зa обстановкой. Эта машина оснащена зенитной установкой «Lakeman» с пехотным пулеметом «Вrеn»

Было на вооружении Красной Армии и еще одно британское бронированное чудище, поставленное по ленд-лизу, — это тяжелый пехотный Мк IV «Черчилль». Именно о нем, как утверждают, У. Черчилль сказал: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Трудно сказать, было ли это на самом деле, но у наших танкистов этот танк котировался достаточно высоко.

Причина этому была, пожалуй, только одна, это мощная броневая защита этой машины. При массе 40 т «Черчилль» был защищен 152-мм броней (это самый высокий показатель у всех английских танков Второй мировой войны). Мощность двигателя у этой машины была всего то 350 л. с., что было явно недостаточно для такого сухопутного броненосца, поэтому и передвигался он со скоростью всего не более 25 км/ч. Однако бронирование «Черчилля» перевешивало все эти недостатки.

В атаку идут "Матильды"

Два «Черчилля III» (204 и G-01) 48-го полка тяжелых танков, Киев, ноябрь 1943 года

В атаку идут "Матильды"

«Черчилль IV» 36-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва, район Курска, июль 1943 года

В книге историка М.Барятинского описывается интересный эпизод из боевых действий 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» из этого полка под командованием гвардии капитана Белогуба атаковали противника Боевые машины ворвались на немецкие позиции, где четыре из них были подбиты, а одна отошла назад. Экипажи не покинули танки, и с 22 по 25 марта находились в них и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики 50-го полка доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие. За три дня «Черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад боеприпасов и до двух взводов пехоты. Немцы неоднократно предлагали экипажам подбитых танков сдаться в плен, на что наши отвечали огнем. 25 марта танкистам удалось зацепить трактором танк Белогуба и отбуксировать его в тыл. Экипажи трех других танков отошли с пехотой. Не оценивая организацию боя, приведшую к такому итогу, следует подчеркнуть, что экипажи, просидевшие в танках трое суток, не потеряли ни одного человека убитым. Жизнь танкистам спасла броня «Черчиллей», которую за это время так и не смогла пробить немецкая артиллерия.

В атаку идут "Матильды"

«Черчилль IV» 36-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва, Выборг, Финляндия, июль 1944 года

Всего в СССР в период с 1942 по 1943г.г. был поставлен 301 танк «Черчилль» III. Все эти английские танки на советско-германском фронте впервые приняли участие в боевых действиях во время битвы за Москву. В 1942-1943 годах они одновременно с отечественными танками, главным образом Т-70 и Т-60, входили в состав отдельных танковых бригад и батальонов. Исключительно английскими Mk II и Mk III были вооружены танковые полки 5-го механизированного корпуса.

В бригадах 9-го, 10-го и 11-го танковых корпусов английские машины использовались совместно с Т-60 и Т-70. “Матильды” и “Валентайны” применялись в 1942-1943 годах в условиях зимы и лета, преимущественно на Западном, Брянском и Северо-Кавказском фронтах и в 5-м мехкорпусе на Юго-Западном фронте. Танки “Черчилль” применялись зимой 1942-1943 годов на Донском и Волховском фронтах в составе отдельных танковых полков прорыва. Летом-осенью 1943 года “Черчилли” также принимали участие в Курской битве, в освобождении Киева.

На заключительном этапе войны в войсках из английских танков остались только в основном “Валентайны”, вооруженные 57-мм пушками. Так, в Висло-Одерской наступательной операции в составе 2-й гвардейской танковой армии находился 1-й мехкорпус, укомплектованный танками “Валентайн IX” и американскими М4А2.

Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 года. Первыми — легкие М3А1 и средние М3. Летом — осенью 1942 года эти машины участвовали в Сталинградской битве и битве за Кавказ. Зимой 1943 года начались поставки в СССР среднего танка “Шерман” (причем лишь одной модификации — М4А2, вооруженного 75-мм либо 76-мм пушкой), безусловно, лучшего из всех эксплуатировавшихся Красной армией танков иностранных марок.

В атаку идут "Матильды"

Танк M4 «Шерман» американского производства из состава 2-го Украинского фронта на марше

“Шерманы” стали самыми массовыми ленд-лизовскими танками в Красной армии и воевали вплоть до конца Второй мировой. Особенно полюбили «Шерман» наши пехотинцы, те кто из них передвигался на нем в качестве десанта. По воспоминаниям многих ветеранов, со второй половины 1944 года танки М4А2 активно использовались для борьбы с «фаустниками». Делалось это так. На танк садилось четыре-пять автоматчиков, которые поясными ремнями привязывались к скобам на башне. При движении машины пехотинцы вели огонь по любым укрытиям в радиусе 100–150 м, за которыми могли находиться «фаустники». Такой прием получил название «метла». Причем для «метлы» подходили только «шерманы». На Т-34, из-за его свечной подвески и свойственной ей продольной раскачки, пехотинцам, привязанным поясным ремнем, удержаться было практически невозможно. Ещё одно преимущество «шерманов» перед отечественными машинами по достоинству оценили уже наши танкисты это отличные радиостанции, обеспечивавшие надежную и качественную радиосвязь.

Еще чем приятно удивили «шерманы» это своим отдельным бензиновым малогабаритный движком, предназначавшимся для подзарядки аккумуляторных батарей. Расположен он был в боевом отделении, а его выхлопная труба выведена наружу по правому борту. Запустить его для подзарядки аккумуляторов можно было в любой момент. На советских Т-34 в годы Великой Отечественной войны для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии приходилось гонять пятьсот лошадиных сил двигателя, что было довольно дорогим удовольствием, учитывая расход моторесурса и горючего. В наступательных боях на территории Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии связь работала бесперебойно. Даже при отрыве передовых подразделений от главных сил на удаление 15–20 километров связь осуществлялась микрофоном или ключом, если местность оказывалась пересеченной». (http://www.nnre.ru/voennaja_istorija/tanki_lend_liza_v_boyu/p10.php)

В атаку идут "Матильды"

Средний танк M4A2(76)W «Шерман» (M4A2(76)W «Sherman») 1-го гвардейского механизированного корпуса на улице Вены

Последняя партия машин этого типа (183 шт.) поступила летом 1945 года на вооружение 9-го гвардейского мехкорпуса 6-й гвардейской танковой армии и приняла участие в разгроме Квантунской армии на северо-востоке Китая. Были на вооружение Красной армии и незначительное количество САУ М10 “Вульверин”. (http://www.deol.ru/manclub/war/lendlt.htm)

Известно, что по ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт.

Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» — 301 шт., крейсерских «Кромвель» — 6 шт. Из Канады: «Валентайн» — 1388. Итого: 12199 танков.

Таким образом, согласно этих данных ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах.

Согласно, другим источникам, всего союзники планировали поставить на вооружение РККА 21 491 ед. бронетехники. Однако при проводке северных конвоев было потеряно 443 легких танка М3А1, 417 американских средних танков, 54 полугусеничных бронетранспортера, 228 “Скаутов” М3А1, 320 “Валентайнов”, 43 “Черчилля”, 252 “Матильды” и 224 “Универсала”.

Всего же за годы Второй мировой войны Советский Союз реально получил по ленд-лизу 19 510 единиц бронетанковой техники, что составляло около 16% танков, 8% САУ и 100% бронетранспортеров от нашего производства .

Инженерный танк Matilda Hedgehog (Австралия)

В ходе Второй мировой войны австралийская армия получила большое количество пехотных танков Mk II Matilda II британского производства. Эта техника была распределена между несколькими крупными соединениями сухопутных войск и нашла применение в будущих боях. Изначально полученные танки предлагалось использовать в исходном качестве, для поддержки наступающей пехоты. Но вскоре появились предложения о применении подобной техники в качестве основы для специализированных машин. Прежде всего, на базе «Матильды» создавались огнеметные танки. Кроме того, на заключительном этапе войны был разработан инженерный танк Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I.

С учетом основных особенностей Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой и специфических характеристик бронетехники противника в лице Японии танки Matilda II до самого конца боев сохраняли весьма высокую эффективность. В то же время, основные их недостатки в виде невысокой подвижности и возможности использования только бронебойных снарядов в определенной мере затрудняли работу танкистов, а также сокращали боевую эффективность. И все же такие танки активно эксплуатировались армией, а также становились основой для машин специального назначения.


Инженерный танк Matilda Hedhehog в музее. Фото Wikimedia Commons

Японская стратегия обороны на тихоокеанских островах подразумевала строительство большого числа разнообразных укреплений, призванных затруднять наступление противника. Для уничтожения вражеских объектов союзникам приходилось использовать артиллерию больших калибров, огнеметные танки и т.д. Танк «Матильда-2», вооруженный 40-мм «двухфунтовкой» чаще всего не мог справиться с подобными задачами. Тем не менее, именно его было предложено использовать в качестве основы для перспективной боевой машины, способной разрушить даже мощные укрепления.

В конце 1944 года австралийские военные предложили создать новый инженерный танк на базе существующего пехотного Mk II. Бронемашина Matilda II отличалась мощным бронированием, надежно защищавшим от большинства японских пушек, и могла без особых проблем подходить к противнику на минимальные расстояния. Тем не менее, для разрушения вражеских укреплений танк не мог использовать штатную пушку, вместо которой следовало использовать некое другое оружие с высокой огневой мощью.

Решение проблемы было найдено. Танк должен был сохранять имеющиеся пушку и пулеметы, а для решения специальных задач на него следовало установить новую систему вооружения. В качестве средства с повышенной разрушительной мощью была предложена доработанный требуемым образом корабельный противолодочный бомбомет Hedgehog. Его глубинные бомбы отличались большой массой и крупным зарядом, достаточным для надежного поражения различных сухопутных объектов.

Проект перспективного инженерного танка вскоре был одобрен. Ему присвоили официальное название Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I – «Пусковая установка на танке Matilda, система Hedgehog, первая модель». Нередко для простоты это название сокращается до Matilda Hedgehod. В таком случае имя проекта отражает основные компоненты боевой машины и не усложняется излишними подробностями.

Как и множество других разработок военного времени, проект «Матильда-Хеджхог» подразумевал использование самых простых подходов к конструированию. На существующий танк без значительных доработок его конструкции предлагалось устанавливать новую пусковую установку, основывающуюся на конструкции существующих систем. С ее помощью можно было стрелять серийными боеприпасами большой массы. Благодаря этому с нуля требовалось разработать только пусковую установку, монтируемую на танк. При этом, однако, возникала необходимость в оснащении боевой машины новыми средствами управления и интеграции систем установки в бортовые сети.

Инженерный танк Matilda Hedgehog (Австралия)
Противолодочный бомбомет Hedgehog в боеготовом состоянии. Фото UK Royal Navy

Предложенный облик инженерного танка позволял обойтись минимальными переделками существующей машины. Сохранялся броневой корпус из гомогенной литой и катаной брони с лобовыми деталями толщиной до 78 мм. Борта защищались броней толщиной от 20 до 70 мм, а корма имела толщину до 55 мм. Литой лоб корпуса имел сложную форму, образованную несколькими наклонными поверхностями. Подбашенная коробка была выполнена ступенчатой, ее бортовые элементы использовались в качестве надгусеничных полок. Кормовая часть корпуса имела крышу. Состоящую из двух разнесенных по высоте листов. С корпусом жестко соединялись броневые надгусеничные полки и бортовые экраны, защищавшие ходовую часть и открывавшие только нижнюю ветвь гусеницы.

Использовалась коническая башня с круговым бронированием толщиной 75 мм. В лобовой ее части располагался прямоугольный агрегат с маской и креплениями вооружения. За счет схожих внешних элементов образовывалось место для монтажа люков экипажа.

Танк Mk II Matilda II строился по классической компоновке. Передний отсек корпуса вмещал отделение управления, в центре находилось боевое отделение, а корма отдавалась под двигатель и трансмиссию. Новый проект позволял обойтись без переработки внутренних отсеков.

В кормовом отсеке помещалась силовая установка, состоявшая из двух шестицилиндровых дизельных двигателей мощностью до 90-95 л.с. каждый. Марка и модель двигателя зависели от модификации и серии танка. Спаренные двигатели связывались с главным фрикционом сухого трения. Также в состав трансмиссии входили механическая коробка передач и механизм поворота на основе двойных дифференциалов.

Как и другие британское танки своего времени, «Матильда-2» имела специфическую конструкцию ходовой части. На каждом борту имелось по 10 опорных катков малого диаметра, установленных на пяти тележках с пружинной подвеской. Верхняя ветвь гусеницы лежала на пяти поддерживающих роликах. Сбоку ходовая часть почти полностью прикрывалась бронированием, имевшим несколько окон и лючков для обслуживания.

Инженерный танк Matilda Hedgehog (Австралия)
Моряки наблюдают за результатами стрельбы. Вдалеке — брызги от упавших в воду глубинных бомб. Фото Ussslater.org

В базовой конфигурации пехотный танк оснащался 40-мм нарезной пушкой Ordnance QF 2-pounder. Боекомплект орудия состоял из 93 снарядов. Танк мог использовать только бронебойные снаряды; применение боеприпасов иного типа не предусматривалось. Также в башне находился спаренный пулемет BESA калибра 7,92 мм с боезапасом 2925 патронов. Обеспечивалась круговая наводка и подъем стволов на значительные углы. Механизмы наведения оснащались ручными приводами.

Экипаж танка состоял из четырех человек. В переднем отсеке корпуса находился механик-водитель. Его рабочее место оснащалось передним смотровым лючком и люком в крыше. Трое других танкистов работали в боевом отделении. В их распоряжении имелось два люка в крыше. Командирский люк помещался на цилиндрической башенке небольшой высоты.

Машина имела длину 4,9 м, ширину 2,6 м и высоту 2,5 м. Боевая масса достигала 25 т. Два двигателя сравнительно малой мощности позволяли развивать скорость на шоссе до 25 км/ч и до 15 км/ч на пересеченной местности. Топливные баки общей емкостью 280 л обеспечивали запас хода на уровне 260 км.

Проектом Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I предлагалось оснащение серийного танка оригинальной пусковой установкой. С целью максимального упрощения проекта было решено монтировать это устройство в кормовой части корпуса. Это позволяло обойтись без кардинальной переделки машины, а также облегчало работу с новым вооружением. Кроме того, инженерный танк с пусковой установкой в походном положении внешне почти ничем не должен был отличаться от линейного и потому не привлек бы к себе излишнее внимание противника.

На кормовой части крыши следовало монтировать бронированный кожух, необходимый для защиты перевозимых боеприпасов от случайных пуль и осколков. Кожух получил высокую наклонную переднюю стенку и борта, состоящие из двух элементов. Нижняя деталь борта помещалась вертикально, верхние – с наклоном внутрь. Верхний срез бортов располагался с наклоном назад. Прямоугольная крышка, прикрывающая кожух сверху, являлась частью качающейся пусковой установки и могла перемещаться вместе с ней.

Инженерный танк Matilda Hedgehog (Австралия)
Глубинная бомба, предложенная для использования в качестве инженерного боеприпаса. Фото Wikimedia Commons

В связи с ограниченными размерами кожуха и танка в целом боекомплект бомбомета был значительно сокращен в сравнении с базовой корабельной системой. Качающаяся артиллерийская часть могла перевозить и использовать только семь боеприпасов. Транспортировать их предлагалось в семи трубах-стволах, в которых также имелись трубчатые штоки. Семь труб помещались в общем прямоугольном корпусе, обеспечивавшем дополнительную их защиту.

Качающаяся установка комплектовалась механическими приводами существующей модели. Подъем направляющих должен был выполняться при помощи механизма вертикальной наводки, взятого из башни среднего танка M3 Lee американского производства. По команде наводчика привод должен был поднимать пусковую установку на требуемый угол. Приводы качающейся части были единственным средством наведения оружия. Изменяя угол возвышения, можно было регулировать дальность полета боеприпасов. Горизонтальную наводку предлагалось осуществлять поворотом всего танка.

Предусматривались средства для контроля за положением пусковой установки, блокировавшие стрельбу при недостаточных углах подъема. Исключался запуск снарядов с малыми углами возвышения, при которых существовал риск столкновения с башней. Кроме того, одна из направляющих могла использоваться только при подъеме на большие углы: это было необходимо для защиты штатной антенны радиостанции.

Танк оснащался электрической системой управления огнем, позволявшей стрелять одиночными или залпом. Это позволяло произвести пристрелку при помощи отдельных снарядов, а затем, откорректировав наводку, нанести полноценный удар по цели.

Инженерный танк Matilda Hedgehog должен был использовать стандартные боеприпасы серийного противолодочного бомбомета Hedgehog. Такая глубинная бомба представляла собой надкалиберный шточный боеприпас с боевой частью, помещенной внутри цилиндрического корпуса калибром 177 мм. Общая длина изделия – 1181 мм. К основному корпусу крепился трубчатый хвостовик с кольцевым стабилизатором. Такое изделие имело общую массу 29,5 кг, из которых 16 кг приходилось на заряд торпекса (также могли применяться 14-кг тротиловые заряды). Внутри хвостовика помещался пороховой метательный заряд с электрической системой воспламенения. При подготовке пусковой установки к стрельбе хвостовик боеприпаса устанавливался на шток.

В базовой корабельной конфигурации бомбомет «Хеджхог» использовал специальную платформу с 24 неподвижными штоками, отвечающими за распределение бомб по эллиптическому участку поверхности воды. Дальность стрельбы была фиксированной: она определялась сочетанием угла наклона штока и начальной скоростью боеприпаса. Возможность горизонтальной наводки отсутствовала, хотя и предусматривалось разведение снарядов в разные стороны.

Инженерный танк Matilda Hedgehog (Австралия)
Пусковая установка крупным планом. Пакет направляющих поднят для выстрела. Фото Primeportal.net

Принцип боевого применения инженерного танка Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I был достаточно интересным. Перед выходом на поле боя экипаж должен был загрузить в пусковую установку семь глубинных бомб корабельного комплекса. Далее пусковая установка опускалась в транспортное положение, и снаряды оказывались под защитой броневого кожуха. Танк мог выдвигаться к цели.

Получив целеуказание, экипаж должен был вывести боевую машину на огневую позицию, удаленную от цели на несколько сотен метров. Поворотом всего танка механик-водитель наводил пусковую установку в горизонтальной плоскости. С помощью имеющегося пульта управления наводчик должен был поднять направляющие на угол, соответствующий имеющейся дальности. В режиме одиночной стрельбы танкисты могли проверить правильность наводки и скорректировать ее. Убедившись в попадании снаряда в указанную цель, наводчик мог подавать команду на отстрел всего оставшегося боезапаса.

Электрический воспламенитель инициировал сгорание метательного заряда, после чего бомбы с высокой скоростью выходили из пусковой установки и отправлялись к цели. Через несколько секунд боеприпас падал на цель. Штоки танкового бомбомета располагались параллельно, благодаря чему снаряды должны были «ложиться» рядом друг с другом. Имеющиеся боевые части обеспечивали самое серьезное воздействие на цель. При пристрелке одним снарядом и последующим отстрелом шести оставшихся инженерный танк «Матильда-Хеджхог» мог отправить к цели 16 и 96 кг торпекса либо 14 и 90 кг тротила. Имелась достаточно высокая вероятность попадания в цель после пристрелки.

После использования имеющегося боекомплекта боевая машина могла возвращаться для перезарядки. Получив новые снаряды, танк мог вновь отправиться на поле боя и уничтожить новую цель. Высочайшая огневая мощь противолодочных глубинных бомб позволяла атаковать самые разные укрепления, в том числе и отличающиеся хорошей защитой. При необходимости одиночными выстрелами можно было разрушать и иные объекты противника.

Разработка проекта Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I завершилась весной 1945 года, и вскоре в армейских мастерских был подготовлен первый опытный образец. В мае того же года прототип танка с «противолодочным» вооружением был подан на испытания. Проверки проводились на полигоне близ г. Саутпорт (шт. Квинсленд). Испытания показали, что монтаж крупной и достаточно тяжелой пусковой установки не оказал значительного негативного влияния на подвижность боевой машины. При этом такой агрегат серьезно повысил огневую мощь машины при решении особых боевых задач. На практике было подтверждено, что при правильном выполнении наведения инженерный танк несколькими тяжелыми снарядами способен разрушать бетонные укрепления различных типов.

Инженерный танк Matilda Hedgehog (Австралия)
Один из танков Matilda Hedgehog. Ныне эта машина находится в музее. Фото Fhsw.wikia.com

По результатам испытаний новый образец военной техники был рекомендован к принятию на вооружение и серийному производству. Вскоре австралийская промышленность провела модернизацию нескольких пехотных танков, сделав их инженерными. Было сделано всего несколько таких машин. Все имеющиеся Matilda Hedgehog вскоре были переданы армии и отправлены на Тихоокеанский фронт. Прямо из Австралии техника была доставлена на о. Бугенвиль (Соломоновы острова, ныне Папуа – Новая Гвинея). Машины имели определенные шансы попасть на передовую и принять участие в тех или иных сражениях.

Однако серийное производство инженерных танков было развернуто слишком поздно. Из-за этого подобная техника попросту опоздала на войну. К моменту появления достаточного количества танков Matilda Hedgehog основные сражения на Тихом океане завершились, и война подходила к концу. Как следствие, танки со шточными бомбометами не смогли принять участие в боях и показать свои возможности в условиях реальных сражениях. Все уничтоженные ими укрепления так и остались на полигонах.

После окончания войны бронемашины Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I были возвращены в Австралию, где в течение некоторого времени оставались в строю. В дальнейшем армия стала списывать танки устаревших моделей, а также специальную технику на ее базе. Более не нужные инженерные танки были сняты с вооружения вместе с другими машинами. Один из носителей необычного вооружения позже был передан музею Royal Australian Armoured Corps Memorial and Army Tank Museum. Остальные машины были утилизированы за ненадобностью.

История военной техники сохранила множество попыток переноса морских вооружений на сушу, в том числе и самых оригинальных. Так, проект Matilda Projector, Hedgehog, No. 1 Mark I предлагал уничтожать наземные укрепления при помощи глубинных бомб, изначально предназначенных для атаки подводных лодок. Оригинальное предложение было успешно реализовано в виде опытного образца и нескольких серийных машин. Однако подобная техника появилась слишком поздно и поэтому не смогла принять участие в боях. В дальнейшем столь смелые идеи не использовались в новых проектах, и машина «Матильда-Хеджхог» осталась единственной в своем роде.

По материалам сайтов:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://ussslater.org/
http://worldatwar.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/

Матильда (танк) — WiKi

Производство танка было налажено на следующих британских предприятиях: Harland & Wolff, Horwich Works[en], John Fowler & Co.[en], London, Midland & Scottish Railway, North British Locomotive[en], Ruston & Hornsby[en], Vulcan Foundry[en]. Танковые дизели поставлялись сначала компанией Associated Equipment, а затем корпорацией British Leyland Motor. До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.

В британскую армию танки начали поступать в 1939 году. Немцам удалось заполучить первые трофейные танки, в количестве 29 единиц ещё в мае 1940 года во Франции, причем, большинство из них были ремонтопригодны. Естественно, что после поражения во Франции, основным тогда сухопутным военным театром, в котором могла принять участие Великобритания, была Североафриканская кампания. Наличие «Матильд» оказалось неприятным сюрпризом для немцев и итальянцев. Большинство их танковых орудий были практически бесполезны против брони «Матильд», лобовая броня которых достигала 80 мм. Однако в первое время, в частности в 1941 году, из-за неудачных действий британских войск, немцам удалось заполучить около двух десятков «Матильд» брошенных в Форте Капуццо. Против «Матильд» немцы стали использовать свои 88-миллиметровые зенитные орудия Flak 37, добиваясь существенных успехов. Уцелевшие трофейные «Матильды» немцы активно применяли, например в 21-й танковой дивизии, в сентябре 1941 года, при очередном вторжении Роммеля в Египет, впрочем, в течение следующих трёх месяцев практически все они были потеряны. Конечно, немцев не устраивало слишком слабое 40-мм орудие танка, поэтому в полевых условиях они их снимали, заменяя 50-мм орудиями L42 от танков Pz.III. Однако широкого распространения такая практика переделки не получила.[3]

Кроме Северной Африки, «Матильды» применялись австралийскими войсками на островах Новой Гвинеи против японцев. Однако применение таких танков в условиях джунглей было затруднительным. Куда лучшим было бы использование их огнемётных вариантов. И на базе «Матильд» такие огнеметные машины были разработаны. Также австралийскими инженерами был предложен вариант с установкой на «Матильды» 7-ствольной мортиры.[4]

Эксплуатация в Красной Армии

16 августа было заключено соглашение о кредите и клиринге. По этому соглашению был получен кредит 10 млн фунтов стерлингов. По этому кредиту до конца 1941 года доставили 466 танков, из них 187 «матильд»[5][прим. 3]. Первые 20 единиц прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего из Англии было отправлено 1084 единиц «Матильд», часть была потеряна в ходе транспортировки по морю северными конвоями. Красная Армия получила 918 машин[6].

Танки направлялись в учебный центр в Горьком, где проходили их приёмка и испытания. До конца 1941 года в СССР прибыли 187 «матильд»[5]. Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация в частях Красной Армии танков «Матильда» выявила ряд проблем[5]. Так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами, горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными[7] двигателями марки «Ассошиэйтед Экуипмент». Гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Трубопроводы жидкостной системы охлаждения замерзали в морозы[8]. В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка[6]. По словам Героя Советского Союза, генерал-майора танковых войск А. М. Овчарова, танк «заваливался набок на любом косогоре»[9].

«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ, увеличивая выживаемость танка и экипажа на поле боя («Матильду» гробом на гусеницах не называли). В сравнении с советскими танками качество брони было выше и не давало отслоения и осколков при попадании снаряда в танк. Двигатель марки «Лейланд» имел гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550—600 моточасов, условия работы экипажа на английском танке также отличались в лучшую сторону. Из-за своей мощной защиты и малой скорости «Матильда» оказалась удобной для использования в позиционных боях. Бронепробиваемость 2-фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» , вооружённые 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят. «Матильда» создавался как танк для непосредственной поддержки пехоты, в связи с чем имел невысокую крейсерскую скорость, что, впрочем, при правильном использовании машины не было существенным недостатком[6].

К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства, СССР также отказался от поставок этих танков. Оставшиеся машины активно использовались в боях, в частности, к началу немецкого наступления на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 таких танков[6], 31 «Валентайн» и три Т-34. В 224-м танковом полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта к 17 июля 1943 года — 33 «Матильды» и 3 «Валлентайна»[5].

Матильда (танк) — это… Что такое Матильда (танк)?

Matilda Mk II
Классификация средний пехотный танк
Боевая масса, т 26,95
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Годы разработки 1937
Годы производства 1937—1943
Годы эксплуатации 1939—1949
Количество выпущенных, шт. 2987
Размеры
Длина корпуса, мм 5715
Ширина корпуса, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 78
Борт корпуса (верх), мм/град. 70
Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Вооружение
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 67—92
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Подвижность
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 87
Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 257
Запас хода по пересечённой местности, км 129
Удельная мощность, л. с./т 6,46
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24°
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91

«Матильда» (англ. Tank Infantry Mark II Matilda II) — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

История

Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. Несмотря на устаревшую конструкцию, низкую подвижность и слабую пушку, «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием, обеспечившим довольно эффективное её применение в первые военные годы, прежде чем она была заменена сильнее вооружённым и бронированным танком «Черчилль».

Производство

До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны. Причем бронирование танка позволяло в начале войны игнорировать большинство противотанковых пушек противника, и лишь использование немецкими частями 88-мм зенитного орудия 8.8 cm FlaK 18/36/37, переделанного под противотанковые нужды, позволяло останавливать натиск «Матильд» и так продолжалось вплоть до появления у немцев новых 50-мм и 75-мм противотанковых орудий.

Модификации

  • Mark II — первый серийный вариант.
  • Mark II A — вместо поддерживающих катков ввдены полозья.
  • Mark III — дизельные двигатели, радиостанция № 19.
  • Mark III CS — 76 мм гаубица.
  • Mark IV — усовершенсвенные двигатели.
  • Mark IV CS — 76 мм пушка.
  • Mark V — пнемватический усилитель.
  • Matilda Baron — сапёрные танки

Фотогалерея

См. также

Литература

  • М. Барятинский. Пехотный танк «Матильда». — Моделист-конструктор, 2001. — (Бронеколлекция, № 4 (37) / 2001).
  • David Fletcher. Matilda infantry tank 1938—45. — Osprey. — ISBN 1-85532-457-1
  • Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — ((«Война и мы. Солдатские дневники»). — ISBN 1-5–699–12314

Ссылки

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *