Список полетов в космос: Хронология пилотируемых космических полётов (1960-е) — Википедия – Хронология пилотируемых космических полётов — Википедия

Хронология пилотируемых космических полётов (1980-е) — Википедия

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
100 24 января Дискавери STS-51C Томас Маттингли,

Лорен Шрайвер,
Эллисон Онидзука,
Джеймс Бакли,
Гэри Пейтон

Flag of the United States.svg США 15-й полёт шаттла. 3-й полёт «Дискавери». Полёт для министерства обороны США.Сотый полет в космос. 3 дня 1 ч 33 м
101 12 апреля Дискавери STS-51D Кэрол Бобко,

Доналд Уильямс,
Маргарет Седдон,
Дейвид Григгс,
Джеффри Хоффман,
Чарлз Уокер,
Эдвин Гарн

Flag of the United States.svg США 16-й полёт шаттла. 4-й полёт «Дискавери». Гарн — американский сенатор в космосе. 6 дней 23 ч 55 м
102 29 апреля Челленджер STS-51B Роберт Овермайер,

Фредерик Грегори,
Дон Линд,
Норман Тагард,
Уильям Торнтон,
Людвиг ван ден Берг,
Тэйлор Уэнг

Flag of the United States.svg США 17-й полёт шаттла. 7-й полёт «Челленджера». 7 дней 0 ч 9 м
103 6 июня «Союз Т-13» Владимир Александрович Джанибеков,

Виктор Петрович Савиных

Flag of the Soviet Union.svg СССР Четвёртая долговременная экспедиция на станции «Салют-7».

Восстановление жизнедеятельности станции. Савиных вернулся на Землю на «Союз Т-14».
Пятый полёт Владимира Джанибекова, впервые космонавт становится командиром экипажа в пятый раз.

Корабль — 112 дней 3 ч 12 м
Джанибеков — 112 дней 3 ч 12 м

Савиных — 168 дней 3 ч 51 м

104 17 июня Дискавери STS-51G Дэниел Бранденстайн,

Джон Крейтон,
Шеннон Лусид,
Джон Фабиан,
Стивен Нейджел,
Патрик Бодри (Франция), Салман ас-Сауд (Саудовская Аравия).

Flag of the United States.svg США 18-й полёт шаттла. 5-й полёт «Дискавери». Бодри — второй астронавт из Франции.

Аль-Сауд — первый принц-астронавт из Саудовской Аравии.
Впервые два иностранца в экипаже.
Стивен Найджел — 100-й американский астронавт.

7 дней 1 ч 39 м
105 29 июля Челленджер STS-51F Чарлз Фуллертон,

Рой Бриджес,
Карл Хенайз,
Энтони Инглэнд,
Стори Масгрейв,
Лорен Эктон,
Джон-Дэвид Бартоу

Flag of the United States.svg США 19-й полёт шаттла. 8-й полёт «Челленджера». 7 дней 22 ч 45 м
106 27 августа Дискавери STS-51I Джо Энгл,

Ричард Кови,
Джеймс ван Хофтен,
Уильям Фишер,
Джон Лаундж

Flag of the United States.svg США 20-й полёт шаттла. 6-й полёт «Дискавери». 7 дней 2 ч 18 м
107 17 сентября «Союз Т-14» Владимир Владимирович Васютин,

Георгий Михайлович Гречко,
Александр Александрович Волков

Flag of the Soviet Union.svg СССР Пятая долговременная экспедиция на станции «Салют-7». Из-за болезни Васютина экипаж раньше намеченного срока вернулся на Землю.

Гречко вернулся на Землю на «Союз Т-13».

64 дня 21 ч 52 м

Гречко — 8 дней 21 ч 13 м

108 3 октября Атлантис STS-51J Кэрол Бобко,

Роналд Грэйб,
Роберт Стюарт,
Дейвид Хилмерс,
Уильям Пейлз

Flag of the United States.svg США 21-й полёт шаттла. 1-й полёт «Атлантис». Полёт для министерства обороны США. 4 дня 1 ч 45 м
109 30 октября Челленджер STS-61A Генри Хартсфилд,

Стевен Нейджел,
Бонни Данбар,
Джеймс Бакли,
Гайон Блуфорд,
Эрнст Мессершмид (ФРГ), Райнхард Фуррер (ФРГ), Вюббо Оккелс (Нидерланды)

Flag of the United States.svg США 22-й полёт шаттла. 9-й полёт «Челленджера».

Впервые три иностранца в экипаже. Впервые два астронавта из Германии. Оккелс — первый астронавт
из Нидерландов. Впервые в экипаже восемь астронавтов.
Полёт был оплачен Германией.

7 дней 0 ч 45 м
110 26 ноября Атлантис STS-61B Брюстер Шоу,

Брайан О’Коннор,
Мэри Клив,
Шервуд Спринг,
Джерри Росс,
Родольфо Нери Вела (Мексика), Чарлз Уокер.

Flag of the United States.svg США 23-й полёт шаттла. 2-й полёт «Атлантис».

Нери Вела — первый астронавт из Мексики.

6 дней 21 ч 4 м

Космическая программа СССР — Википедия

Юрий Гагарин — первый человек в космосе

Космическая программа СССР берёт свое начало в 1921 году с основания Газодинамической лаборатории при РККА, которая в 1933 году вошла в состав Реактивного института при Наркомате тяжелой промышленности СССР, а с 1955 года по 1991 год Министерство общего машиностроения СССР координировало работу всех предприятий и научных организаций, занятых созданием ракетно-космической техники.

Среди ключевых успехов космической программы СССР:

После распада СССР космонавтика продолжила развиваться в рамках отдельных стран, например, российской и украинской космических программ.

Восток[править | править код]

Vostok spacecraft.jpg

«Восток» — серия одноместных пилотируемых космических кораблей КБ Королёва для полётов по околоземной орбите с катапультированием и посадкой космонавта на парашюте отдельно от спускаемого аппарата.

Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год.

Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство.[1] Этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики.

В последующем совершили полёты ещё пять кораблей серии, в том числе два групповых (без стыковки), в том числе с первой в мире женщиной-космонавтом Терешковой. Планировавшиеся ещё 4 полёта (в том числе более длительные, с созданием искусственной гравитации) были отменены.

Восход[править | править код]

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток», но имел увеличенный передний приборный подотсек, его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров), а вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.

Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» — с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в открытый космос) были ещё впереди.

Союз[править | править код]

Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 сначала для облёта Луны. К Луне должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К-9К-11К. Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле Л1, выводимым на РН «Протон», а на базе 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК) с солнечными батареями, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК начались в 1966 году. Первые 3 беспилотных пуска оказались неудачными и выявили серьёзные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым оказался трагическим — космонавт погиб. Тем не менее программа продолжилась, и уже в 1968 году состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», в 1969 — первая пилотируемая стыковка и групповой полёт трёх кораблей, в 1970 — первый долговременный полёт, в 1971 — первые стыковка и экспедиция (после которой экипаж погиб) на орбитальную станцию «Салют»-ДОС.

Совершены и продолжаются несколько десятков полётов (в том числе только два, закончившихся гибелью экипажей) корабля в разных вариантах «Союз» (в том числе 7К-Т, 7К-ТМ, 7К-МФ6, 7К-Т-АФ, 7К-С), «Союз-Т» (7К-СТ), «Союз-ТМ» (7К-СТМ), «Союз-ТМА» (7К-СТМА), «Союз-ТМА-М/ТМАЦ» (7К-СТМА-М), в том числе для первой стыковки с иностранным кораблем, экспедиций на орбитальные станции «Салют»-ДОС, «Алмаз», «Мир» и т. д.

Корабль стал основой для создания пилотируемых кораблей нереализованных лунных программ (Л1 и Л3 и Союз-Контакт для отработки стыковки модулей Л3) и военных программ (Союз 7К-ВИ военисследователь, -П перехватчик, -Р разведчик, многофункционального «Звезда»), а также для автоматического грузового корабля «Прогресс».

Л1[править | править код]

Лунно-облётная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.

Л3[править | править код]

Лунно-посадочная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.

Звезда[править | править код]

Военный пилотируемый корабль КБ Козлова, проект которого разрабатывался взамен «Союза 7К-ВИ» КБ Королёва, был доведён до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса КБ Челомея из военной орбитальной станции «Алмаз» и корабля ТКС.

ТКС[править | править код]

Пилотируемый корабль КБ Челомея для обслуживания военной орбитальной станции «Алмаз» и прочих задач Министерства обороны, запускавшийся на РН «Протон» только в беспилотном режиме, но стыковавшийся с орбитальными станциями (в том числе пилотируемыми) «Салют»-ДОС.

Заря[править | править код]

Частично-многоразовый пилотируемый транспортный корабль КБ Королёва с запуском на РН «Зенит», проект которого был отменён на этапе проектирования в виду сосредоточения ресурсов на создании системы «Энергия»-«Буран».

Алмаз[править | править код]

Долговременные пилотируемые военные орбитальные станции КБ Челомея, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Салют-2,-3,-5», «Космос-1870», «Алмаз-1», из которых две эксплуатировались пилотируемыми («Салют-3,-5»). Имели на борту в том числе оружие (пушки).

Салют-ДОС[править | править код]

Долговременные пилотируемые орбитальные станции ЦКБЭМ, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Космос-557», «Салют-1,-4,-6,-7», из которых все кроме первой эксплуатировались пилотируемыми. Две последние имели по два стыковочных узла и принимали одновременно на борт по два пилотируемых или автоматических грузовых и прочих корабля, в том числе тяжёлые ТКС.

Мир[править | править код]

Vostok spacecraft.jpg Фотография орбитальной станции «Мир» 24 сентября 1996 года

Проект станции «Мир» (исходно «Салют-8») третьего поколения начат в 1976 году, когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных ОС. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой многомодульной станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции — базового блока с 6-ю стыковочными узлами, бортовым и научным оборудованием. Работы разворачивались с задержками ввиду того, что все ресурсы были брошены на программу «Буран», базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет были пристыкованы ещё шесть модулей.

Мир-2[править | править код]

Программа создания орбитальной станции «Мир-2» (исходно «Салют-9») четвёртого поколения не была реализована в связи с распадом СССР, тяжёлым состоянием экономики и участием России в создании МКС.

Спираль[править | править код]

Многоразовая военная авиационно-космическая система КБ Микояна из беспилотного гиперзвукового крылатого самолёта-разгонщика и пилотируемого крылатого лёгкого орбитального космоплана с горизонтальным стартом, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов воздушных и орбитальных прототипов космоплана и отменённая ввиду сложности создания разгонщика и требовавшихся прочих новых технологий и сосредоточения ресурсов на создании многоразовой транспортной системы «Энергия»-«Буран».

ЛКС[править | править код]

Проект по созданию перспективного крылатого орбитального многоразового пилотируемого космического корабля-космоплана с запуском на РН «Протон» был начат в ОКБ-52 (КБ Челомея) в 1960-е годы на базе наработок по теме космического ракетоплана Цыбина для РН «Восток» («Лапоток»). Уже 21 марта 1963 года на ракете Р-12 с космодрома Байконур был осуществлен суборбитальный запуск прототипа ЛКС Р-1. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 400 километров, после чего начал спуск на Землю. Ракетоплан вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта.

Проект ЛКС был приостановлен в середине 1960-х гг для концентрации ресурсов на советской лунной программе и создании кораблей «Союз» и авиационно-космической системы «Спираль».

Буран[править | править код]

Vostok spacecraft.jpg Образец Бурана ОК-ГЛИ (БТС 002) для тестирования в атмосфере. Авиа-космический салон МАКС, 1999

«Буран» — советский тяжёлый пилотируемый крылатый многоразовый транспортный космический корабль-космоплан, запускаемый сверхтяжёлой РН Энергия.

По словам заместителя главного конструктора многоразовой космической системы (МКС) «Буран» Вячеслава Михайловича Филина, «Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО „Энергия“ в период 1971—1975 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного (то есть упреждающего) ракетно-ядерного удара».[7]

Единственный из пяти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году, ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации.
В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).

Непилотируемые космические программы[править | править код]

«Спутник» — первая серия искусственных спутников Земли (ИСЗ), предназначенная для экспериментов по выводу в околоземное пространство полезной нагрузки, изучения влияния невесомости и радиации на живых существ, экспериментов по изучению свойств земной атмосферы и других.

Серия космических аппаратов «Космос» — название советских ИСЗ. Было запущено с 1962 по 2001 гг., около 2000. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, научные, медицинские исследования. Запускались как из Байконура, так и из Плесецка.

«Луна» — серия советских межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» начался с 1958 года, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур.

«Луноход» («проект Е-8») — серия советских дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов для исследования Луны.

«Венера» — серия советских межпланетных космических аппаратов для изучения Венеры и космического пространства.

«Вега» — название для двух советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Венеры и кометы Галлея. В 1984—1986 годах успешно выполнили свою миссию, в частности, впервые провели изучение венерианской атмосферы с помощью аэростатов.

«Марс» — наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к Марсу, начиная с 1962 года. Вначале был запущен «Марс-1», затем одновременно «Марс-2» и «Марс-3». В 1973 году к Марсу стартовало сразу четыре КА («Марс-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7»).
Запуски КА серии «Марс» осуществлялись РН «Молния» («Марс-1») и РН «Протон» с дополнительной 4-й ступенью («Марс-2» — «Марс-7»).

Ниже перечислены ключевые события в истории советской космической программы:[8]

• Байконур — первый и крупнейший в мире космодром. Основан в 1955 году.
  • Плесецк — основан в 1957 году.
  • Капустин Яр — ракетный полигон, для испытания баллистических ракет. Также использовался как космодром.

Список долговременных экспедиций МКС — Википедия

по 16 сентября 2012
Экипаж из трёх человек с 01.07.2012 по 17.07.2012
Соединённые Штаты Америки

Первый отряд космонавтов СССР — Википедия

Первый отряд космонавтов СССР был сформирован в феврале — апреле 1960 года.

Официальное название отряда — 1960: Группа ВВС № 1.

Решение об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полёту на космическом корабле «Восток» было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров СССР № 569—264 от 22 мая 1959 года.

Отбор и подготовка будущих космонавтов были поручены Военно-воздушным силам (ВВС) Вооружённых Сил СССР. Непосредственно отбор был поручен группе специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя (ЦВНИАГ). Отбором будущих космонавтов занимались: Е. Карпов, В. Яздовский, Н. Гуровский, О. Газенко, А. Генин и др. В космонавты выбирали военных лётчиков-истребителей в возрасте до 35 лет, ростом до 175 см, весом до 75 кг. (По другим данным: возраст до 30 лет, рост до 170 см, вес до 70 кг)[источник не указан 341 день].

В процессе первичного отбора были рассмотрены документы на 3461 лётчика истребительной авиации. Для первичной беседы были отобраны 347 человек. По результатам бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору были допущены 206 лётчиков, которые проходили окончательное стационарное обследование в ЦВНИАГ в период октябрь 1959 — апрель 1960. За это время отказались быть космонавтами 72 человека, не прошли по предъявленным медицинским требованиям 105 человек. Полностью все этапы медицинского обследования прошли 29 человек[1].

11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина была сформирована войсковая часть 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС (ЦПК). 24 февраля 1960 года начальником ЦПК был назначен полковник медицинской службы Евгений Карпов.

Мандатной комиссией были отобраны 20 человек.
7 марта 1960 года в первый отряд космонавтов были зачислены двенадцать человек — Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов, Георгий Шонин.
9 марта — Евгений Хрунов.
25 марта — Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев.
28 апреля — Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков.
17 июня — Анатолий Карташов.

В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков авиации ВМФ. На момент зачисления самому старшему, Павлу Беляеву, было 34 года, самому младшему, Валентину Бондаренко — 23 года.

Летом 1960 года была выделена группа из шести космонавтов для подготовки к первому полёту (юридически оформлена приказом Главкома ВВС № 176 11 октября): Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Анатолий Карташов и Валентин Варламов. Эта группа продолжила непосредственную подготовку к первому полёту человека в космос (однако вскоре по медицинским показателям А. Карташов был заменён Григорием Нелюбовым, а В. Варламов — Валерием Быковским).

Шесть первых кандидатов в космонавты: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский в период декабрь 1960 — январь 1961 года готовились к первому полёту в космос в г. Жуковском.[2]Центр подготовки космонавтов тогда уже был учреждён, но практически ещё не работал. Основные тренировки проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института, в лаборатории № 47, где находилась модель космического корабля «Восток-3А».[3]

Тренировками космонавтов руководил знаменитый летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Когда кто-то из них занимал свое место в «шарике» корабля, Галлай говорил: «Поехали!», — и начиналось воспроизведение штатных и нештатных ситуаций полета. Команда «Поехали!» звучала на каждой тренировке, к ней привыкли. А Марк Лазаревич рассказывал потом, что команду эту еще до войны давал на тренировках один из летчиков-инструкторов ленинградского аэроклуба, где учился летать сам Галлай.

К сдаче выпускных экзаменов 17—18 января 1961 года были допущены все 6 кандидатов в космонавты. Первый экзамен прошёл в филиале ЛИИ. Во время экзамена кандидаты в космонавты поочерёдно влезали в кабину космического корабля «Восток», служившую тренажёром. После экзамена на тренажёре будущий космонавт в течение 40-50 минут докладывал приёмной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки «отлично» получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, «хорошо» — Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме около посёлка Чкаловский (сейчас это город). Там все показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики и результаты экзаменов, приёмная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин,Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович».[2]

25 января приказом Главкома ВВС № 21 все члены группы были первыми зачислены на должности космонавтов.

23 марта 1961 года командиром отряда был назначен Юрий Гагарин.

12 апреля 1961 года первый космический полёт совершил Юрий Гагарин, его дублёром был Герман Титов, запасным космонавтом — Григорий Нелюбов.

Список первого отряда космонавтов (по дате первого полета)[править | править код]

Совершившие первый полет в рамках программы «Восток»[править | править код]

1. Юрий Гагарин (1934—1968), лётчик морской авиации, один космический полёт: 12 апреля 1961 года, Восток-1. Погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе.
  2. Герман Титов (1935—2000), лётчик ПВО, один космический полёт: 6 августа—7 августа 1961 года, Восток-2. Покинул отряд космонавтов 17 июня 1970 года. Умер 20 сентября 2000 года.
  3. Андриян Николаев (1929—2004), лётчик ПВО, два космических полёта: 11 августа—15 августа 1962 года, Восток-3; 1 июня—18 июня 1970 года, Союз-9. Покинул отряд космонавтов 26 января 1982 года. Умер 3 июля 2004 года.
  4. Павел Попович (1930—2009), лётчик ВВС, два космических полёта: 12 августа—15 августа 1962 года, Восток-4; 3 июля—19 июля 1974 года, Союз-14. Покинул отряд космонавтов 26 января 1982 года. Умер 30 сентября 2009 года.
  5. Валерий Быковский (1934—2019), лётчик ВВС, три космических полёта: 14 июня—19 июня 1963 года, Восток-5; 15 сентября—23 сентября 1976 года, Союз-22; 26 августа—3 сентября 1978 года, Союз-31. Покинул отряд космонавтов 26 января 1982 года. Умер 27 марта 2019 года.

Совершившие первый полет в рамках программы «Восход»[править | править код]

1. Владимир Комаров (1927—1967), лётчик-инженер ВВС, два космических полёта: 12 октября 1964 года, Восход-1; 23 апреля—24 апреля 1967 года, Союз-1. Погиб при посадке спускаемого аппарата Союза-1 24 апреля 1967 года.
  2. Павел Беляев (1925—1970), лётчик морской авиации, один космический полёт: 18 марта—19 марта 1965 года, Восход-2. Умер 10 января 1970 года.
  3. Алексей Леонов (1934—2019), лётчик ВВС, два космических полёта: 18 марта—19 марта 1965 года, Восход-2; 15 июля—21 июля 1975 года, Союз-19. Покинул отряд космонавтов 26 января 1982 года. Умер 11 октября 2019 года.

Совершившие первый полет в рамках программы «Союз»[править | править код]

1. Борис Волынов (р. 1934), лётчик ПВО, два космических полёта: 15 января—18 января 1969 года, Союз-5; 6 июля—24 августа 1976 года, Союз-21. Покинул отряд космонавтов 17 марта 1990 года.
  2. Евгений Хрунов (1933—2000), лётчик ВВС, один космический полёт: 15 января—17 января 1969 года, Союз-5. Покинул отряд космонавтов 25 декабря 1980 года. Умер 19 мая 2000 года.
  3. Георгий Шонин (1935—1997), лётчик морской авиации, один космический полёт: 11 октября—16 октября 1969 года, Союз-6. Покинул отряд космонавтов 28 апреля 1979 года. Умер 6 апреля 1997 года.
  4. Виктор Горбатко (1934—2017), лётчик ВВС, три космических полёта: 12 октября—17 октября 1969 года, Союз-7; 7 февраля—25 февраля 1977 года, Союз-24; 23 июля—31 июля 1980 года, Союз-37. Покинул отряд космонавтов 28 августа 1982 года. Умер 17 мая 2017 года.

Отчисленные по медицинским показаниям[править | править код]

1. Валентин Варламов (1934—1980), лётчик ПВО, отчислен из отряда 6 марта 1961 года.
  2. Анатолий Карташов (1932—2005), лётчик ВВС, отчислен из отряда 7 апреля 1961 года.
  3. Дмитрий Заикин (1932—2013), лётчик ВВС, отчислен из отряда 25 октября 1969 года.

Погибший[править | править код]

Валентин Бондаренко (1937—1961), лётчик ВВС, погиб при пожаре в барокамере 23 марта 1961 года.

Отчисленные за дисциплинарные нарушения[править | править код]

1. Марс Рафиков (1933—2000), лётчик ПВО, отчислен из отряда 24 марта 1962 года.
  2. Иван Аникеев (1933—1992), лётчик морской авиации, отчислен из отряда 17 апреля 1963 года.
  3. Григорий Нелюбов (1934—1966), лётчик морской авиации, отчислен из отряда 17 апреля 1963 года.
  4. Валентин Филатьев (1930—1990), лётчик ПВО, отчислен из отряда 17 апреля 1963 года.

К отряду космонавтов был прикреплен фотограф Игорь Снегирев. Из соображений секретности, под его снимками ставилась подпись без фамилии — «Фото АПН». Самый знаменитая фотография Игоря Снегирева — Гагарин с Королевым сидят на лавочке и улыбаются. По утверждению сына фотографа, российского журналиста Юрия Снегирева, «снимок украшает рабочий стол нынешнего генерального конструктора. Висел в рамочке на станции „Мир“, пока ее не затопили»[4]. В архиве «Россия сегодня» размещены 72 фотографии Снегирева, сделанные им в период работы с отрядом с 1961 по 1968 год. Среди них — съемки совместного отдыха Германа Титова и Юрия Гагарина в Крыму, космонавты в кругу своих семей и на тренировках[5].

Фотосъёмками космонавтов с 1961 по 1964 год занимался и Борис Смирнов (впоследствии — режиссер, кинооператор, профессор ВГИК). Сперва он работал гражданским сотрудником, взятым на должность кинорадиомеханика в 17-летнем возрасте, затем проходил армейскую службу в отряде. В его круг основных обязанностей входило обслуживание киносъемочной техники и обучение космонавтов навыкам киносъемки. В 2011 году в Центре братьев Люмьер прошла его выставка, на которой впервые широкой публике представили 60 ранее неопубликованных фотографий, на них — Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валентина Терешкова, Валерий Быковский, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Валентина Пономарева, Ирина Соловьева запечатлены в неформальной обстановке. Показаны будни и повседневная жизнь отряда. По словам Смирнова, фотографии космонавтов потребовал весной 1961 года сделать лично Хрущев, который при этом пожелал посмотреть как они выглядят в домашней обстановке, c женами и детьми. До этого фотографировать космонавтов было запрещено. Также первых космонавтов фотографировали сотрудник отряда Василий Михайлович Батурин, его известный снимок — Гагарин в шлеме с парашютным кольцом и Вера Жихаренко, штатный фотограф Института авиационно-космической медицины[6][7]

Пилотируемый космический корабль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пилотируемый космический корабль — пилотируемый космический аппарат, предназначенный для выполнения полётов людей в космическом пространстве и, в частности, доставки людей в космос и безопасного их возвращения на Землю (или иную планету/спутник/космическую станцию).

Пилотируемый космический корабль Союз-ТМА

В своей работе «Космический корабль» 1924 года Константин Эдуардович Циолковский, говоря об аппарате, предназначенном для полёта человека в космос, в основном, называл его иначе: — небесный корабль[1].

Первым пилотируемым космическим кораблём стал советский корабль Восток-1, на котором Юрий Гагарин совершил первый полноценный космический полёт, облетев Землю с первой космической скоростью.

Одной из основных проблем при конструировании данного класса космических аппаратов является создание безопасной, надёжной и точной системы возвращения экипажа на земную поверхность в виде бескрылого спускаемого аппарата (СА) или космоплана. Кроме того, важной особенностью является наличие системы аварийного спасения (САС) на начальном этапе выведения ракетой-носителем (РН). Проекты космических кораблей первого поколения не имели полноценной ракетной САС — вместо неё, как правило, использовалось катапультирование кресел экипажа, крылатые космопланы также не оснащены специальной САС. Также космический корабль обязательно должен быть оснащён системой жизнеобеспечения (СЖО) экипажа.

Ввиду высочайшей сложности создания ПКК, их имеют только три страны — СССР/Россия, США, Китай. При этом китайские космические корабли во многом повторяют советский космический корабль «Союз».

На протяжении ряда лет космические корабли серии Союз являются единственным средством выхода человечества в космос.[2]

Запуск пилотируемого космического корабля Союз-ТМА к международной космической станции

В том числе только в США и СССР были созданы многоразовые системы с ПКК-космопланами (в данный момент выведены из эксплуатации). Также Индия, Япония, Европа/ЕКА, Иран, КНДР имеют планы создания ПКК.

Космический корабль Союз ТМА 6

• Космические корабли 1-го поколения:
  • Космические корабли 2-го поколения:
  • Многоразовые корабли
    • X-20 Dyna Soar (проект не реализован)
    • Спираль (проект приостановлен)
    • ЛКС (проект не реализован)
    • Спейс шаттл (135 полётов, 2 катастрофы (в том числе 1 на старте), проект завершён)
    • X-30 NASP (проект приостановлен)
    • VentureStar (проект приостановлен)
    • ROTON (проект приостановлен)
    • Delta Clipper (проект)
    • Kistler K-1 (проект приостановлен)
    • Dream Chaser (проект в стадии беспилотных летных испытаний)
    • Silver Dart (проект)
    • Заря (проект остановлен)
    • Буран (1 беспилотный полёт, проект приостановлен)
    • Гермес (проект остановлен)
    • Зенгер-2 (проект остановлен)
    • HOTOL (проект остановлен)
    • HOPE (проект остановлен)
    • ASSTS (проект остановлен)
    • Канко-мару (проект)
    • Шэньлун (проект в стадии разработки)
    • МАКС (проект остановлен)
    • Клипер (проект остановлен)
  • Частично-многоразовые космические корабли:
    • Dragon V2 (проект в стадии беспилотных летных испытаний)
    • Федерация (проект в стадии разработки)
    • Starliner (проект в стадии беспилотных летных испытаний)
    • ACTS (проект в стадии разработки)
    • Орион (проект в стадии разработки)

Список космонавтов Китая — Википедия

Yang Liwei.jpg Шэньчжоу-5, 15.10.2003 1 00 суток 21 час 22 минуты 0 0

2 Фэй Цзюньлун
(кит. 费俊龙)
род. 05 мая 1965 года
Fei Junlong.jpg Шэньчжоу-6, 12.10.2005 — 16.10.2005 1 04 суток 19 часов 32 минуты 0 0

Полковник ВВС НОАК,

Шэньчжоу-7, 25.09.2008 — 28.09.2008 1 02 суток 20 часов 27 минут 0 0

6 Чжай Чжига́н
(кит. 翟志刚)
род. 10 октября 1966 года
Шэньчжоу-7, 25.09.2008 — 28.09.2008 1 02 суток 20 часов 27 минут 1 00 часов 22 минуты

7 Лю Ван
(кит. 刘旺)
род. 25 марта 1969 года
Шэньчжоу-9, Тяньгун-1(2), 16.06.2012 — 29.06.2012 1 12 суток 15 часов 25 минут 0 0

Старший полковник ВВС НОАК,

8 Лю Ян[П 1]
(кит. 刘洋)
род. 06 октября 1978 года

Майор ВВС НОАК,

9 Чжан Сяогуа́н
(кит. 张晓光)
род. май 1966 года

Старший полковник ВВС НОАК,

10 Ван Япи́н
(кит. 王亚平)
род. 27 января 1980 года
Wang Yaping.jpg Шэньчжоу-10, Тяньгун-1(3), 11.06.2013 — 26.06.2013 1 14 дней 14 часов 29 минут 0 0

Подполковник ВВС НОАК,
лаборант-исследователь[1].

11 Чэнь Дун
(кит. 陈冬)
род. 12 декабря 1978 года
Шэньчжоу-11, Тяньгун-2(1), 16.10.2016 — 18.11.2016 1 32 суток 06 часов 29 минут 0 0

Подполковник ВВС НОАК,

Орбитальный самолёт — Википедия

Орбитальный самолёт (ОС), воздушно-космический самолёт (ВКС), воздушно-космический летательный аппарат — крылатый летательный аппарат самолётной схемы, выходящий или выводимый на орбиту искусственного спутника Земли посредством вертикального или горизонтального старта и возвращающийся с неё после выполнения целевых задач, совершая горизонтальную посадку на аэродром, активно используя при снижении подъёмную силу планера. Сочетает в себе свойства как самолёта, так и космического корабля.

ОС (ВКС) является авиакосмической (аэрокосмической) системой (АКС) либо её частью. В зависимости от способа выхода на орбиту ОС (ВКС) подразделяются на космопланы и космолёты.

Космопланы и космолёты необязательно являются орбитальными — они могут быть также суборбитальными, предназначенными лишь для превышения границы космоса в 100 км.

Космоплан — ОС (ВКС) как вторая ступень авиакосмической системы (АКС), выводимый на орбиту не только за счёт собственных двигателей, но и с помощью ракеты-носителя (РН), а также ракетных ступеней-ускорителей, либо крылатой 1-й ступенью АКС при вертикальном старте или самолётом-разгонщиком либо крылатой 1-й ступенью АКС при горизонтальном старте. В системах с горизонтальным стартом для запуска космопланов используется технология воздушный старт.

Фактически первым в истории из реализованных космопланов, совершавших суборбитальные пилотируемые космические полёты и на 20 лет единственной АКС, был гиперзвуковой самолёт-ракетоплан North American X-15 США 1960-х годов. В США 13 его полётов выше 80 км, а в мире (ФАИ) — 2 из них, в которых была превышена граница космоса в 100 км, признаны суборбитальными пилотируемыми космическими полётами, а их участники — астронавтами.

В 1960-х годах и позже в США и СССР существовали, но не были реализованы проекты орбитальных самолётов-космопланов. Проекты X-20 Dyna Soar в США и Лапоток, ЛКС в СССР предусматривали вертикальный запуск космопланов на обычных РН. В нереализованном проекте АКС СССР Спираль ОС-космоплан совершал горизонтальный старт с помощью крылатой первой ступени (гиперзвукового самолёта-разгонщика).

В США в 1980-х—2000-х гг. была совершена обширная программа из более 100 полётов первого в истории МТКК Спейс Шаттл с орбитальным самолётом-космопланом. Аналогичный, но запускаемый на РН, космоплан СССР Буран совершил только один полёт на орбиту. Ему предшествовали испытательные суборбитальные и орбитальные полёты прототипов космопланов БОР-4 и БОР-5, также запускаемых на РН.

В 1990-х и 2000-х годах существовали, но были отменены до стадии практической реализации проекты ряда многоразовых транспортных АКС с космопланами: в России — запускаемый с обычного самолёта ракетоплан-космоплан МАКС, во Франции и Евросоюзе — запускаемый на РН космоплан Гермес, в Японии — запускаемый на РН космоплан HOPE (полёт на орбиту совершил его прототип HIMES) и двухступенчатый ASSTS с горизонтальным стартом и посадкой, в Германии — двухступенчатый Зенгер-2 с горизонтальным стартом и посадкой, в Индии — запускаемый на РН космоплан Hyperplane и др.

В начале XXI века в России существовал, но был отменён проект частично-многоразового крылатого космического корабля Клипер, запускаемого на обычной РН.

В США продолжается с полётами на орбиту проект Boeing X-37 экспериментального космоплана, запускаемого на РН. Разрабатываются проекты: в Индии — запускаемый на РН космоплан-прототип одноступенчатой АКС-космолёта RLV/AVATAR, в Китае — запускаемый на РН космоплан и его прототип «Шэньлун» и двухступенчатый МТКК с горизонтальным стартом и посадкой, на Украине — двуступенчатая АКС вертикального старта «Сура» и др.

В начале XXI века начал развиваться частный космический туризм, в числе которого возникло и развивается несколько проектов частных суборбитальных пилотируемых космических кораблей многоразового использования — космопланов. В 2004 году были совершены полёты первого из таких аппаратов испытательного SpaceShipOne компании «Virgin Galactic». Развитием программы стал SpaceShipTwo для штатных полётов. Следующими предполагаются не доходящие до космоса суборбитальные XCOR, LYNX и другие частные аппараты-космопланы.

Космолёт — одноступенчатая АКС, выходящая на орбиту за счёт собственных двигателей при вертикальном или горизонтальном старте.

Ввиду необходимости при создании космолётов на порядок более сложных двигательных и конструкционных технологий ни один из проектов космолётов к настоящему времени реализован не был.

Одним из первых детальных проектов АКС и космолётов был нереализованный проект Зенгера по созданию частично-орбитального боевого космолёта-бомбардировщика «Зильберфогель» в Нацистской Германии.

В 1990-х и 2000-х годах существовали, но были отменены до практической реализации проекты ряда многоразовых транспортных АКС-космолётов: в России — РАКС, в США — VentureStar с вертикальным стартом и горизонтальной посадкой и NASP (Rockwell X-30) с горизонтальным стартом и посадкой, в Великобритании — HOTOL с горизонтальным стартом и посадкой, в Индии — RLV/AVATAR с вертикальным стартом и горизонтальной посадкой и др.

В настоящее время британской компанией Reaction Engines ведется разработка многоразовой одноступенчатой АКС-космолёта Skylon. Примечательным является то, что Скайлон будет способен подниматься в воздух как обычный самолёт и, достигнув скорости в 5,5 М и высоты в 26 километров, переходить на питание кислородом из собственных баков, чтобы выйти на орбиту. Садиться он будет тоже как самолёт. Таким образом, британский космолёт не только должен выходить в космос без применения разгонных ступеней, внешних ускорителей или сбрасываемых топливных баков, но и осуществлять весь этот полёт, используя одни и те же многорежимные двигатели (в количестве двух штук) на всех этапах, начиная с рулёжки по аэродрому и заканчивая орбитальным участком. Предварительная экспертиза этого проекта признала, что технических и конструктивных ошибок в нём нет. По оценкам, Скайлон снизит стоимость выведения грузов в 15-50 раз. В 2013 году правительство Великобритании объявило о выделении на разработку двигателя будущего космолёта 60 млн фунтов стерлингов[источник не указан 674 дня].

Для отработки возможностей создания двух- и одно- ступенчатых многоразовых транспортных АКС (космопланов и космолётов) следующих поколений создаются беспилотные гиперзвуковые летательные аппараты, которые сами по себе могут быть космопланами и космолётами или нет. Существовали доведённые до разных начальных степеней реализации проекты беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов в США Boeing X-43, в России «Холод» и «Игла», в Германии SHEFEX (прототип космоплана/космолёта), в Австралии AUSROCK и др.

По данным South China Morning Post (за 8 июня), Китай добился существенных успехов в разработке воздушно-космического самолёта. Предполагается, что он будет взлетать горизонтально, и может использоваться как для доставки грузов на орбитальную станцию, так и в военных целях. Финансирование проекта проводится НОАК.[1]

• полёт ракетоплана X-15 — первого в истории гиперзвукового самолёта и ВКС-космоплана, совершавшего суборбитальные пилотируемые космические полёты

• ОС-космоплан второго МТКК Буран на стоянке

• посадка суборбитального ВКС-космоплана SpaceShipOne

• спуск ОС-космоплана X-20 в представлении художника

• АКС-космолёт VentureStar на орбите в представлении художника

• АКС-космолёт Rockwell X-30 на орбите в представлении художника

• ОС-космоплан X-37 на стоянке

1. ↑ О разработке воздушно-космического самолёта в Китае : [рус.] // Зарубежное военное обозрение. — 2017. — № 7 (июль). — С. 86. — ISSN 0134-921X.