Спектрум компьютер – 4PDA .:. Всё в порядке, но…

Содержание

ZX Spectrum 128k своими руками / Habr

«8 лет я играл в Спектрум в черно-белом цвете и все знаете почему, да потому что наши доблестные телики RGB сигнал вообще не понимали». Хотел бы сказать я, понастольгировать, вспомнить что раньше солнце было ярче а трава зеленее. Но не скажу, в моем детстве слово Спектрум вообще никто никогда не произносил. Все свое детство я играл в денди, позже в сегу, у друзей иногда в супернинтендо. Ни в передаче Денди «Новая Реальность», ни в «От винта», ни в каком либо журнале я не слышал об этом компьютере. Я краем уха слышал о компьютерах, загружающихся с кассет, но никогда их не видел и не знал их названия. Впервые я о нем узнал только когда у меня появился интернет. Почитывал форумы, завидовал тем людям которые в конце 80х начале 90х собирали сами свои компьютеры, а я годноту пропустил. Хотя в те годы я был маленький и при всем желании свой клон спектрума бы не собрал. Много ли я потерял? Вот этот вопрос я не так давно себе стал задавать. Год назад наткнулся на очень хороший видосик где один парень очень подробно рассказал и показал как спаять клон спектрума «Ленинград». Его я пересматривал не раз и в итоге решил «Я соберу свой компьютер с нуля!».


За основу решил взять оригинальную схему Ленинграда с sblive.narod.ru. Ну и добавить кучу доработок, таких как корректировка прорисовки окружности(непонятно как Зонов смог спроектировать компьютер с таким лютым косяком.Выражается в проблемах шрифтов, косяках графики итп), стабилизации кварцевого генератора, стабилизации кадровой и строчной синхронизации, доработка сигнала INT, введение привязки к уровню черного.

Чтобы этот процесс был еще круче и интереснее я не стал искать готовую плату, заказал себе макетку довольно компактных размеров 12*18. Так же пришлось заказать микросхем и другой мелочевки с алиэкспресса и ЧИПиДИПа. Память и процессор пришлось выпаять из неработающего клона, который я недавно получил от одного спектрумиста. Что это за клон до сих пор не знаю, схемы на него нет, и я просто его выпаял из него микросхемы.

Все микросхемы решил поставить на панельки для быстрой замены если что то пойдет не так. Но ведь Спектрум содержит ПЗУ, а его еще надо прошить, программатора у меня не было, но мир не без добрых людей. Вместо двух EPROM решил поставить одну EEPROM W27C512, в который зашил 48к бейсик, 128к бейсик, ТР-ДОС и тест памяти для 48к, также неплохо иметь возможность переключать банки памяти перемычками. Но вот все мои детали пришли, заранее продумав где какая панелька будет стоять, начал их припаивать. Ну и прилепил наклейки на плату с надписями где какая микросхема и номера ножек, что очень облегчило мне жизнь в дальнейшем.

Уделяя пару-тройку часиков в день за две с половиной недели все таки собрал. Не терпелось сразу его подключить. И после включения я увидел белый экран, что же уже неплохо подумал я. После перепроверки всей платы, убрав пару косяков ситуация лучше не стала. Я долго не мог понять в чем дело но потом узнал что не стоит мешать КМОП и ТТЛ микросхемы. Да, я тот еще радиолюбитель. Пришлось опять заказывать детали и ждать. После замены всех КМОП микросхем на ТТЛ все таки появилась заветная надпись, но изображение плыло.

Обращение на форум zx-pk.ru дало отчасти понять что происходит, но решения у меня не было. В итоге пришлось часами сидеть над схемой. И вуаля, я просто неправильно понял схему доработки формирования сигнала INT, точнее я сначала правильно ее понял, а потом подумал что неправильно и сделал с косяком. Что же, еще одна проблема устранена. Но не все так радужно как хотелось бы, на моем мультимедийном мониторе постоянно бежали кадры. И тут я решился подключить с старому доброму телевизору SHARP, который меня никогда не подводил. Но правда в ч\б, так как RGB-скарта в нем нет. И картинка на нем почти не дергалась. Опять обращение на форум дало дельный совет, сделать фильтр для импульсного блока питания.

И вот наконец то картинка нормальная, никаких подергиваний, запускаем тест памяти.

Но ведь для спектрума нужна еще и клавиатура. Тут я выкрутился довольно оригинально, взял старую клавиатуру, вытащил из нее пленку с контактами, порезал гетинакс на кусочки, напаял на него контакты, обработал их напильником и приклеил термоклеем к клаве, ну и спаял их по схеме. Получилась довольно громоздкая внешняя клава. Ну и порты для синклер джойстиков прямо в клавиатуру встроил. Подходят джойстики от сега мастер систем или атари, ну или как в моем случае перепаяный внутри сеговский джойстик, для которого я вывел клавишу пробел(а именно она почти всегда используется как дополнительная ) на кнопку А, ну и при нажатии кнопки С дублируется нажатие вверх, что удобно в платформерах.

С динамиком у меня как то не задалось и я просто вывел бипер на телевизор, так хотя бы громкость можно регулировать. Написав простенькую мелодию в бейсике, потестировав звук решил загрузить какую нибудь игру. И… ничего у меня не получилось. Магнитофонную читалку собирал на К554СА3, перепробовал несколько микросхем, перепроверял всю схему но не завелось, почему, до сих пор не понятно. Пересобрал читалку на 561ЛН2 по схеме от пентагон-48(сначала на макетке перед тем как паять) и все заработало с первого раза. Игры хоть и загружались но большинство висло сразу же, в некоторые вроде DIZZY 5 удавалось немного поиграть.

Один раз как то проснувшись утром я призадумался, а правильные ли я впаял конденсаторы… и ОМГ, вместо 47 нанофарад я впаял 47 пикофарад, а еще хотел чтоб что то работало. Еще раз заказываем недостающие детали, ждем. После глобальной перепайки конденсаторов наконец то можно нормально поиграть, больше ничего не виснет. Приходилось себя успокаивать, что все равно большинство игр на спектруме монохромные и я не так уж много теряю, что в в конце 80х далеко не у всех были цветные телики и многие играли в него с ч\б картинкой. Но как то не шибко помогало, знаете ли.

А на моем LCD мониторе кадры все равно бегали. В итоге я все таки решился впаять дополнительную микросхему для укорочения строчного синхроимпульса, которую я хотел поставить еще в начале сборки но почему то решил сэкономить. В итоге наконец то получил хорошую цветную картинку.

Изображение правда немного двоит. Проверил на LCD телевизоре, двоения не видно. Картинка отличная. Супер! Но на моей плате еще есть свободное место и глупо было бы его не использовать. Сделать расширение памяти до 128к и поиграть в кастлванию 2015 года было бы здорово. Для этого поменяем наши К565РУ5 на К565РУ7 или аналог MN41256-08, который без проблем можно купить на алиэкспресс. Добавив еще 7 микросхем, включая звуковой чип YM2149F плату заполнил полностью. Проблем никаких с апгрейдом памяти не возникло. Расширял память до 256к по этой схеме, но все же использую ее в режиме 128к.

В итоге получилось вот это

Изначально юзать плату на столе я не собирался и для этого подобрал корпус от старой ТВ-приставки, теоретически туда можно поставить и дополнительную плату контроллера дисковода вторым этажом, но я пока не хочу этим заморачиваться.

Игры на спекки оказались лютым хардкором, мне удалось пройти только недавно вышедший Mighty Final Fight.

Так много ли я потерял из за отсутствия этого компьютера в детстве? В плане игр вряд ли, хотя возможность переписывать игры с кассеты на кассету могла бы мне очень прийтись по душе. В плане программирования на бейсике, вряд ли бы в то время меня это заинтересовало.

habr.com

Как ZX Spectrum покорил СССР / Назад в СССР / Back in USSR

История развития компьютерных игр в России неразрывно связана с культовым компьютером ZX Spectrum. Появившийся в СССР в конце 80-х годов, он молниеносно занял пустовавшую до этого времени нишу домашних ПК
Формально Spectrum не являлся первым компьютером, появившимся в России, — подобия домашних компьютеров типа “Радио РК-86” появились у нас еще раньше. Не был он и революционным с технической точки зрения — на 41 Kb тот момент существовали и более мощные машины. Однако два фактора сыграли решающую роль в его популярности — доступная цена и превосходные игровые возможности.

Клайв Синклер-компьютерный лорд

Биография создателя “Спектрума” не менее интересна, чем история самого компьютера.
Клайв Синклер родился 30 июля 1940 года неподалеку от города Ричмонда в английском графстве Суррей. Отец и дед будущего компьютерного гения были инженерами, что не могло не сказаться на увлечениях молодого отпрыска. Интерес к инженерному делу проявился у него еще в детстве. Любимым предметом молодого Синклера в школе была математика. Еще учась в школе, он изобрел вычислительное устройство, способное работать с перфокартами, и даже изобрел свой аналог двоичной системы исчисления. Можете представить себе разочарование будущего изобретателя, когда он узнал, что у этого “открытия” уже есть автор — Джордж Буль, разработавший основы двоичной алгебры почти век назад.
В это же время Синклер стал увлекаться электроникой. Клайв ремонтировал радиоприемники для друзей и знакомых, мастерил усилители и переговорные устройства.
В 1957 году Клайв закончил среднее образование в колледже Святого Георга в Вейбридже. С его знаниями ему был открыт путь практически в любой университет, но любовь к самообразованию и уверенность в своих силах привели его к выводу, что он и сам всему сможет обучиться. Все свои силы он решил отдать собственному бизнесу.
Для создания компании требовались деньги, и Клайв занялся поисками работы для сбора стартового капитала. Сначала он стал заместителем главного редактора в захудалом журнале “Практическое радио”, который еле-еле сводил концы с концами. Почти год 18-летний Клайв проработал в журнале, выпуская его в одиночку. Он принимал почту, выбирал нужные статьи, сводил их в номер так, чтобы там был материал и для любителей, и для профессионалов. Вся работа у него занимала около одного дня в неделю, и у Клайва оставалось много времени для собственных разработок.
Уже в 1958-м Клайв нашел более выгодную работу в издательском доме, выпускающем техническую литературу, — там он занимался вычерчиванием электронных схем и подготовкой иллюстраций. Однако денег по-прежнему было мало. В 1962-м году Синклер устроился на работу техническим редактором в солидный журнал Instrument Practice. Это было время активного внедрения транзисторной техники, пришедшей на смену ламповым устройствам. Клайв попал в струю, и для него были открыты двери всех производителей радиодеталей. На этой же работе Клайв набрел на интересную идею. Все производители деталей выдерживают заданные параметры на свою продукцию. Те элементы, которые не вписывались в них, считались бракованными и продавались за бесценок. На деле это были работоспособные детали с нестандартными характеристиками. Клайв занялся их изучением и пришел к выводу, что, используя их, можно получать гораздо лучшие результаты, чем на обычных деталях, главное — решить, где и как их использовать. Так появилась первая фирма Синклера — Sinclair Radionics.Используя свой инженерный талант и связи с производителями радиодеталей, Синклер наладил выпуск миниатюрных усилителей и приемников, которые не уступали своим “стандартным” конкурентам. К 1967 году годовой оборот его компании составлял уже более 100 тысяч фунтов. В 1972-м Sinclair Radionics выпустила самый миниатюрный в мире карманный калькулятор Executive. Он был лидером не только по компактности, но и по цене (79 фунтов). Эта модель завоевала огромное количество наград и призов, а ее объем продаж превысил 2,5 миллиона экземпляров.
В 75-м году Sinclair Radionics выпустила до смешного дешевый мультимер с богатыми возможностями и компактные электронные часы, в 77-м — первый в мире карманный телевизор. А в 1979-м году Клайв создал фирму Sinclair Research Ltd. и меньше чем через год потряс весь мир выпуском первого персонального компьютера по цене меньше 100 фунтов. Параллельно с разработками в области вычислительной техники Клайв успевал заниматься и другими проектами — в 1983-м году он выпустил карманный телевизор с плоским экраном.
Одно из главных достижений Синклера всегда состояло в том, что ему удавалось делать не только лучшие и самые миниатюрные изделия в мире, но и делать их удивительно дешевыми. Именно поэтому спрос на его изобретения всегда был колоссальным.

8-битный гость из туманного Альбиона

Первые модели компьютеров с заманчивой приставкой “персональный” появились в конце 70-х годов — первый шаг на пути к рынку домашних пользователей сделали компании Apple и Commodore. Однако “персональность” этих устройств заключалась разве что в скромных возможностях, а стоили такие компьютеры прилично — тот же Commodore образца 70-х продавался по цене около $700. Расставаться с подобной суммой за малопонятное устройство желающих было очень мало. Различные аналитики предсказывали в скором будущем появление дешевых персональных компьютеров (около $150), но даже самые смелые прогнозы предрекали всеобщее компьютерное счастье не раньше, чем через 5 лет.

Однако момент истины наступил уже в 1980-м, когда молодая и малоизвестная британская компания Sinclair Research Ltd. представила компактный ПК стоимостью всего 99,95 фунтов стерлингов. Модель получила название ZX80 и была построена на 8-битном процессоре Z80A с тактовой частотой 3,5 МГц. Оперативки у Sinclair ZX80 было 4 Кбайт, и он мог работать только с черно-белым изображением. В качестве устройства ввода использовался обычный кассетный магнитофон, а для вывода изображения подходил любой телевизор. Цена в данном случае оказалась решающим фактором — спрос на ZX80 превзошел все ожидания, и за короткое время Sinclair Research удалось продать 50000 штук этих компьютеров. Пришедший через год ZX81 с 16 Кбайт ОЗУ стал еще более доступным — его цена составляла всего 69,95 фунтов. Результат не замедлил сказаться на продажах — во всем мире было продано около 300000 таких машин.
Третью модификацию — ZX82 — было решено выпустить в продажу под более благозвучным названием: ZX Spectrum. Он, в отличие от своих предшественников, обладал уже более впечатляющими возможностями: 16-цветная графика в разрешении до 256х192 пикселей, улучшенный интерпретатор BASIC и два варианта поставки — с 16 или 48 Кбайт оперативной памяти.
К моменту выпуска ZX Spectrum компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклером, уже прочно стояла на ногах, выпуск же новой модели “народного” ПК только укрепил ее позиции — начался самый настоящий бум. “Спектрумы” продавались сумасшедшими темпами в 30 странах мира (в одной только Англии еженедельно покупали около 15000 машин), а фирмы, создававшие игры и прочий софт для этого компьютера, стали плодиться быстрее, чем грибы после дождя. У компьютера появилась солидная армия поклонников, стали выходить книги и журналы, целиком посвященные ему.

Однако 84-й год, когда Sinclair Research выпустила очередную модель персонального компьютера, стал для компании началом конца. Новый Spectrum QL по задумке создателей был предназначен не для домашнего, а для делового применения: для дома он был слишком дорогим, но для бизнес-задач — недостаточно мощным. Вдобавок в этом секторе у компании был серьезный конкурент в лице компьютерного монстра IBM с ее бурно развивающейся платформой IBM PC. В дополнение к неудаче с продвижением Spectrum QL Клайв Синклер подорвал свое финансовое положение еще одним провальным проектом — электромобилем. Одним словом, дела компании пошатнулись, ее финансовая стоимость рухнула со 128 миллионов фунтов стерлингов до 5, что практически поставило Sinclair Research на грань банкротства. Очередной рывок в виде модели Spectrum 128K (со 128 Кбайт ОЗУ) уже не мог изменить ситуацию. В результате было решено продать компанию и все права на торговую марку Spectrum конкурирующей фирме Amstrad.
мог изменить ситуацию. В результате было решено продать компанию и все права на торговую марку Spectrum конкурирующей фирме Amstrad. Так в 1986-м году была выпущена модель Amstrad Spectrum +2 со встроенным в корпус магнитофоном и новым набором микросхем, который, по задумке, должен был увеличить производительность машины, но на деле это привело лишь к нестабильной работе и проблемам совместимости. Через два года появился Spectrum +3, в котором вышеописанные проблемы были решены, но момент был упущен.

На самом деле платформа Spectrum была обречена с самого начала — сегодня это видно совершенно ясно. Дело в том, что все модели “Спектрумов” были привязаны к одному и тому же процессору — Z80, возможности которого были далеко не безграничны.
Но что самое печальное — архитектура Spectrum, как и архитектура подавляющего большинства компьютеров того времени, была закрытой, поэтому совершенствовать эти компьютеры и выпускать для них новое железо могла только Sinclair Research. Первыми ошибочность этой стратегии поняли в IBM: IBM PC стала первой открытой компьютерной архитектурой, что и породило огромное количество клонов этих компьютеров и дополнительных устройств к ним. Немного отклоняясь от темы, не могу не упомянуть, что впоследствии IBM неоднократно жалела о своем решении и даже несколько раз пыталась “закрыть” архитектуру, начиная выпуск модельных рядов, несовместимых с IBM PC. Но джин, единожды выпущенный из бутылки, уже не хотел возвращаться обратно. Теперь вернемся к “Спектрумам”. Их плавный закат на родине в конце 80-х по иронии судьбы совпал с расцветом этой платформы в СССР. То, что у них уже отгремело и отболело, у нас только начиналось.

Удивительные приключения “Спектрумов” в СССР

Перед тем как мы перейдем к истории появления “Спектрума” в СССР, нужно упомянуть, что не только у себя на родине, но и практически во всех странах, где продавался ZX Spectrum, существовало два варианта его поставки — в уже собранном виде и в виде конструктора “Сделай сам”. Для 80-х метод продажи радиотехнических устройств в виде набора деталей и инструкции по сборке был крайне популярен, не в последнюю очередь из-за дешевизны.Нужно ли говорить, что в СССР первые “Спектрумы” стали поступать именно в разобранном виде? Собственно, нашим соотечественникам, как показало время, для сборки “Спектрума” не требовался даже полный набор “запчастей” — вполне хватало одной лишь принципиальной схемы и, разумеется, самого главного компонента — процессора Z80. Все остальное “наши” изготавливали либо самостоятельно (разводили платы из подручных средств, мастерили клавиатуры), либо делали на базе отечественной элементной базы
Подобный подход позволил снизить стоимость и без того недорого “Спектрума” настолько, что на просторах СССР он стал доступен практически любому желающему — стоимость комплекта для сборки ZX Spectrum еще до начала серийного производства его отечественных клонов равнялась одной месячной зарплате среднестатистического советского инженера. На дворе тогда был всего 1987-й год, “перестройка” только начиналась. Сразу же после принятия закона о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности эволюция “Спектрума” в СССР вышла на новый виток развития. Если раньше компьютеры нужно было собирать самостоятельно или охотиться уже за собранными экземплярами на стихийных радиорынках, то теперь его производством и продажей занялись многочисленные кооператоры, которые стали даже разрабатывать собственные модификации оригинального ZX: “Москва”, “Балтика”, “Ленинград”, “Пентагон”, “Хоббит”, “Кворум”, “Харьков”, “Зеленоград”, “Робик” и другие.
Точное количество произведенных и проданных “Спектрумов” в главной стране развитого социализма никто никогда не считал, однако есть все основания полагать, что эта цифра никак не меньше полумиллиона экземпляров.
Не стоит недооценивать масштабы и стремительность спектрумизации СССР. Достаточно вспомнить, что до появления “Спектрума” вычислительная техника у нас была представлена лишь большими ЭВМ, доступ к которым был только у профессиональных программистов, и убогими монстриками отечественного компьютеростроения типа БК 0010. Основам программирования тогда можно было научиться лишь в популярных журналах “Наука и жизнь”, “Техника — молодежи”, “Юный техник” — в рубриках, посвященных программированию микрокалькуляторов. Ближайший импортный конкурент “Спектрума” — IBM PC/XT — стоил в то время около 10 средних советских окладов, что мгновенно переводило его из разряда конкурентов в стройные ряды несбывшихся мечтаний типа покупки яхты и загородной виллы. Забавно, что при этом XT-шки еще и умудрялись уступать “Спектрумам” в графических возможностях — CGA-видеоадаптер работал только 4-мя цветами.
Параллельно с развитием производства ZX Spectrum начали зарождаться и первые игровые клубы — родные “братья” советских видеосалонов, в которых все желающие на экране маленького телевизора могли приобщиться к “шедеврам” мировой киноиндустрии — ужастикам, боевикам категории “Б”, фильмам с участием Брюса Ли и к другим запретными плодам. Типичный компьютерный клуб того времени — полуподвальное помещение с пятью-шестью “Спектрумами”. Разумеется, из ассортимента игр тогда наибольшую популярность получили аркады, ни о каких сетевых развлечениях и тому подобных радостях тогда и речи не шло. И тем не менее до начала 90-х подобные клубы собирали аншлаги — для того чтобы поиграть, нужно было выстоять очередь.
Стоит заметить, что были попытки создания игровых клубов на базе других платформ — чаще всего Commodore или Atari. Однако ни один из конкурентов не смог прижиться в СССР.

Виртуальная жизнь “Спектрума”

Но несмотря на всенародную любовь, судьба “Спектрума” в России также была предрешена. Цены на IBM-совместимые компьютеры падали день ото дня, а возможности этой платформы росли быстро. Вдобавок игровая индустрия, почуяв запах наживы, стала стремительно осваивать и эту нишу.Нельзя сказать, что все это время “Спектрум” не стоял на месте — он обзавелся поддержкой 5,25-дюймовых флоппи-дисководов, “научился” работать с принтером, память некоторых его модификаций была расширена до 1 Мбайт! Однако все эти “апгрейды” были не более чем предсмертными судорогами. В 1992 году началась миграция российских пользователей на IBM PC.
Однако у некоторых “спектрумистов” любовь к этому компьютеру достигла такой стадии, что люди продолжали его использовать и развивать. Продолжали появляться новые программы, игры, Spectrum “обучили” поддержке жестких дисков, CD-приводов и сетевых возможностей. Благодаря последнему была создана аналогичная FIDO сеть ZXNet. Увлечение “Спектрумом” переросло из рационального хобби в культ. К слову, фанаты “Спектрума” живы и здоровы даже в наши дни — сейчас они находятся в двух шагах от вывода “Спектрума” в интернет — ICQ-клиент и браузер уже почти готовы.
Одновременно с массовым переходом на PC-платформу начали появляться и первые эмуляторы “Спектрума” для PC — сначала под MS-DOS, а потом и под все версии Windows. Большую часть этих эмуляторов, а также десятки тысяч игр, можно скачать в интернете. Однако будем откровенны — игры для “Спектрума” сейчас уже не способны вызвать ту бурю радости, как раньше. Автор этих строк на своей собственной шкуре несколько раз убеждался, что светлые воспоминания детства лучше оставить в неприкосновенности, иначе не избежать разочарования: первый раз мои светлые образы прошлого накрылись медным тазом при попытках перечитать в зрелом возрасте “Незнайку на Луне”, второй раз — когда я вызвал дух “Спектрума” при помощи эмулятора — 16-цветная графика и скромное разрешение спустя 20 лет воспринимаются “немного” иначе.
“Спектрум” и его богатое игровое наследие успешно дожили и до наших дней. И вполне вероятно, что в виде эмуляторов этот легендарный компьютер успешно проживет еще пару десятилетий — на сей раз на КПК и мобильных телефонах. Не секрет, что сейчас наблюдается ренессанс старых аркад на всевозможных мобильных платформах. Популярные игры прошлого успешно портируют на мобильники и КПК, и “Спектрум” не стоит в стороне — недавно появился эмулятор для Palm OS. Появление эмуляторов для других мобильных устройств — вопрос времени!Автор: Алексей Бутрин

back-in-ussr.com

Компьютер ZX Spectrum — начало эры персональных компьютеров

Создатель ZX Spectrum Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair)Создатель ZX Spectrum Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair)

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современных компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет, что в компьютерном мире считается большим достижением. Жизнь Спектрума была насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, познакомимся с человеком, который считается создателем ZX Spectrum. Его имя Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair).

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике.

С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum.

Sinclair ZX80

Sinclair ZX80

Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 × 170 × 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаваться.

Sinclair ZX81

Sinclair ZX81

В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81. Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

ZX Spectrum 48

Клавиатура ZX Spectrum 48

На волне успеха Sinclair Research выпускает свой самый популярный компьютер. Происходит это в 1982 году. «ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ, в которые был прошит диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC. Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс.

С выпуском ZX Spectrum были огромные проблемы. На компанию Синклера посыпалось огромное количество заказов, до 40 тысяч. Реальная возможность была производить лишь 5000 ZX Spectrum в месяц. Синклер постоянно врал в интервью, анонсировал выпуск MicroDrive, который должен был добавить дополнительные килобайты к модели Spectrum с ОЗУ в 16 килобайт. Заводы не справлялись с огромным количеством заказов, появились огромные очереди: 40 000 человек ждало от 4 до 5 месяцев свой ZX Spectrum, а Синклер периодически публично выступал, заверяя что ситуация исправлена и проблемы позади.

Вскоре правда всплывала. Репутация Синклера была сильно испорчена. Вопреки всеобщему заблуждению, Синклер сам практически ничего не понимал в архитектуре компьютеров, но зато принял участие в разработке клавиатуры для ZX Spectrum. В результате получилась ужаснейшая и неудобная резиновая клавиатура, от которой вскоре все отказались. Купить дополнительную клавиатуру можно было за 40 фунтов.

ZX Spectrum+

ZX Spectrum+

Несмотря на неудачи с ZX Spectrum, Клайв Синклер остается чрезвычайно популярным человеком в Великобритании. В основном за счет распространенности ZX81, продажи которого составляют 40% от количества всех продаваемых в Англии компьютеров. Компания вынуждена была выпустить новую версию Spectrum, чтобы не утратить доверие пользователей к этой платформе. С июня 1984 года разработчики готовили ZX Spectrum+, который был выпущен в октябре того же года.

Это был «Spectrum» c 48 КБ памяти, обновлённым корпусом и клавиатурой; на корпусе появилась кнопка сброса. Довольно быстро новая модель стала продаваться вдвое лучше предыдущей; тем не менее, некоторые продавцы говорили про высокий процент поломок. В добавок ко всему, ZX Spectrum+ поставлялся все с той же ужасной клавиатурой.

ZX Spectrum128

ZX Spectrum128

Далее последовала следующая, и последняя модель от Sinclair Research. Это ZX Spectrum128. «Sinclair Research» разрабатывала ZX Spectrum 128 совместно со своим испанским дистрибьютором «Investronica».

«Investronica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык.

Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ, трёхканальный звук через AY-3-8912, совместимость с MIDI, порт RS-232, RGB-выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором.

Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года в Испании. В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до февраля 1986 года; начальная цена была установлена в 179,95 фунтов.

Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает что он может напрямую адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ использовалась техника переключения банков памяти, таким образом, оперативная память была доступна в виде восьми страниц, подключаемых в верхнюю часть адресного пространства. Подобным образом выполнялось переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства.

Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC» появилась инструкция PLAY, для переключения в режим «Spectrum 48K» — SPECTRUM. Новые инструкции заняли место двух существующих «символов определяемых пользователем», что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми BASIC-программами.

На выпуске модели ZX Spectrum128 и заканчивается история Sinclair Research. Заканчивается довольно неожиданно. В 82-м и в 83-м годах, прибыль компании Клайва Синклера составила 13,5 миллионов фунтов стерлингов, при том что ему принадлежало 85 % акций компании. Однако в 83-85 годах амбициозный Сэр, уверенный в своей гениальности, спонсировал разнообразные проекты, такие как электромобиль, плоский телевизор и новую модель компьютера (Sinclair QL).

Конструкцию автомобиля он доверил компании, которая специализировалась в сборке стиральных машин. Автомобили никто не купил. С плоским телевизором тоже ничего не вышло. Новый компьютер отставал по качеству, по мощности и по цене от своих конкурентов. В 85-м году, чтобы избежать банкротства, Клайву удалось уговорить торговую марку Dixons заключить с ним сделку на 10 миллионов фунтов стерлингов.

Примерно в это же время от него уходит жена. Причина: банальная измена, которая длилась уже несколько месяцев. Видимо здесь Синклер и прочувствовал, что пора уходить из компьютерного бизнеса. Бытует мнение, что Синклер обанкротился, на самом деле это не так. Уйти Синклеру удалось довольно красиво и с выгодой для себя. В 86-м году, ситуация улучшается и кажется что компания вот-вот снова встанет на ноги. Однако 7-го апреля, сэр Клайв Синклер неожиданно уходит из компьютерной индустрии. При продаже компании, Клайв получает 5 миллионов фунтов стерлингов наличными.

ZX Spectrum +2

ZX Spectrum +2

Все права на компьютеры Spectrum переданы компании «Amstrad», которая успешно продолжает развивать линейку Spectrum. Наконец-то была создана новая удобная клавиатура, которая пришла на замену мутанту от Синклера. Компания «Amstrad» выпустила ZX Spectrum +2. Машина имела серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым «Datacorder» (как в «Amstrad CPC 464»), но в остальном машина была полностью идентична «ZX Spectrum 128».

Цена производства была снижена, в результате чего розничные цены упали до 139-149 фунтов. Новая клавиатура не имела надписей с ключевыми словами BASIC, за исключением LOAD, CODE и RUN, которые были нужны для запуска программ, но это не было большой проблемой, поскольку в «+2» имелась система меню, подобная меню в «ZX Spectrum 128», где можно было переключаться между старым BASIC 48K и BASIC 128K с набором ключевых слов побуквенно.

ZX Spectrum +3

ZX Spectrum +3, следующая модель

ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков. Корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в 249 фунтов, которая позже упала до 199 фунтов.

Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. В «+3» появилось ещё 2 по 16 КБ ПЗУ, в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM, вторую половину — дисковая операционная система +3DOS, которая по сути являлась изменённой версией AMSDOS.

Для возможности использования других операционных систем механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ОЗУ могло отображаться на все 64 КБ адресного пространства. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине.

«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года. Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC».

ZX Spectrum +2A

ZX Spectrum +2A

В 1987 году был выпущен ZX Spectrum +2A. Он был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей.

«+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов — большинство из них было интегрировано в ASIC-микросхему.

Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью.

Девайсы для компьютеров ZX Spectrum

ZX Printer

ZX Printer

ZX Printer — печатающее устройство, разработанное компанией Sinclair Research Ltd для использования с компьютерами Sinclair ZX81 и ZX Spectrum, и выпущенное в ноябре 1981 года. В США устройство выпускалось компанией Timex Corporation под названием TS 2040 Personal Printer, в Португалии — под названием Timex Printer.

ZX Microdrive

ZX Microdrive

ZX Microdrive — высокоскоростное устройство хранения данных, выпущенное в 1983 году компанией Sinclair Research для компьютера ZX Spectrum. Также использовалось для компьютеров Sinclair QL и One Per Desk.

Устройство представляет собой сменный картридж с закольцованной, «бесконечной» магнитной лентой. При работе с данным устройством, создаётся впечатление, что работаешь с дисководом. Одновременно допускается подключение до восьми микродрайвов. Емкость одного микродрайва примерно 100 Килобайт.

Kempston Interface

Kempston Joystick

Kempston Interface — внешнее устройство для компьютера ZX Spectrum, разработанное Kempston Micro Electronics и выпущенное в 1983 году — интерфейс для подключения джойстика. Интерфейс подключался к системному разъёму ZX Spectrum и позволял использовать ставшие стандартом де-факто Atari-совместимые джойстики с разъёмом DE-9. Устройство продавалось по цене в 15,00 фунтов.

Времена Рыцарских Забав сэра Синклера

Раскладной велосипед A-bike конструкции Синклера

А чем же занимался Клайв Синклер после своего ухода из бизнеса? 5 миллионов ему хватило с лихвой для того чтоб вести разгульную жизнь. Конец 90-ых для сэра Синклера можно назвать Временем Рыцарских Забав. Его неоднократно (примерно 10 раз) заставали в компании молодых актрис, моделей и стриптизерш 20-22 лет. Однако все отношения заканчивались очень быстро, ни о какой любви и речи быть не могло.

В 2004 году Синклер отличился изобретением велосипеда. Он демонстрирует миру раскладной велосипед собственной конструкции A-bike. Уникальность велосипеда в том, что он легко складывается и помещается в рюкзак. Стоит отметить, что это изобретение не принесло никаких дивидентов.

Таковы были начало и конец историй изобретений легендарного Клайва Синклера. В последнее время Синклер был увлечен покером. Пару раз его игры показывали по телевизору, его выигрыши составляли 25 000 фунтов стерлингов.

В завершение, приведем основные мифы и заблуждения, касающиеся Клайва Синклера и ZX Spectrum:

Клайв Синклер был великим изобретателем, инженером, создавшим ZX Spectrum – Синклер не изобретал Spectrum, он вообще мало понимал архитектуру ПК.

Клайв Синклер не искал коммерческой выгоды в своих продуктах, например, прибыль с продажи одного компьютера даже в самое тяжелое время не превышала одного фунта – дичайщее заблуждение, Синклер заработал на Spectrum миллионы.

Все компьютеры, выпускавшиеся Клайвом Синклером, были передовыми и лучшими по сравнению с конкурентами. Кроме того, его компьютеры были самыми массовыми в мире – еще одно заблуждение, были более совершенные компьютеры IBM, но они стоили гораздо дороже.

Никакой другой компьютер — ни до, ни после ZX Spectrum — так и не смог продержаться столь долго, не устаревая – каждые два года выпускалась улучшенная модификация Spectrum.

Совершенно неожиданно, без видимых причин, Клайв Синклер разоряется в 1986 году – Синклер не разорился, он продал Sinclair Research за 5 миллионов и ушел из бизнеса.

www.facte.eu

О компьютере ZX Spectrum | ZX Spectrum

Домашний компьютер ZX Spectrum – детище известного британского изобретателя Клайва Синклера. Он является прародителем современных устройств, которыми пользуются взрослые и дети. История создания компьютера «Спектрум» насыщена интересными фактами. Его совершенствовали, клонировали и модифицировали.

ZX Spectrum – что это

Восьмиразрядный ZX Spectrum появился на рынке 23 апреля 1982 года. Его создателем выступила производственная компания Sinclair Research Ltd, основанная Клайвом Синклером. Британский предприниматель занимался разработкой радиотехнических устройств бытового назначения. Его труды увенчались большим успехом. В 80-ых годах домашний компьютер «Спектрум» стал востребованным в европейских странах. В 90-ых годах его клоны распространились на территории бывшего СССР.

Особенности домашнего компьютера ZX Spectrum

«Спектрум» обладал рядом инновационных решений. Часть из них были призваны уменьшить стоимость готового изделия до заветных 99 фунтов стерлингов, часть были обусловлены развитием электронной базы восьмидесятых годов:

  • в качестве монитора использовался экран телевизора;
  • компьютер поставлялся в двух модификациях – с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти;
  • в качестве языка программирования ZX Spectrum применялся диалект языка Бейсик;
  • загрузка компьютера осуществлялась за несколько секунд;
  • в качестве внешнего накопителя применялся бытовой кассетный магнитофон;
  • первая модель была оснащена недорогой клавиатурой, состоящей из 40 резиновых клавиш. Ключевой особенностью клавиатуры являлась многофункциональность;
  • первые модели имели однобитный выход звука. Для этой цели использовался встроенный динамик. Это была «пищалка», ритмично пикавшая в играх;
  • наличие графического режима совмещенного с текстовым. Главное отличие от предшественников «Спектрума» — цветное изображение, хоть и с некоторыми ограничениями;
  • к компьютеру могли подключаться джойстики, состоящие из рукоятки и кнопки.

Первые модели восьмиразрядных устройств пользовались огромным спросом. Благодаря простоте, дешевизне (меньше 100 фунтов) и обилию доступного программного обеспечения, «Спектрум» был идеальным домашним компьютером.

В середине восьмидесятых годов советские умельцы начали повторять оригинальный компьютер, они разрабатывали аналоги на отечественной элементной базе. Для создания компьютера использовали пригоршню советских микросхем и процессор Z80. Клоны выпускали и государственные заводы. В магазинах продавались «Байты», «Импульсы», «Спектры», «Синтезы» и «Дельты», на которых играли тысячи школьников.

Клайв Синклер — гений минувших дней

Клайв Марльз Синклер (англ. Clive Marles Sinclair) родился 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Мальчик последовал их примеру. В 1962 году англичанин создал компанию Sinclair Radionics, производящую детали для усилителей звука и радиоприемников. Вскоре ассортимент продукции расширился. Предприятие начало выпускать портативные телевизоры и электронные часы.

В 1979 году Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research Ltd. В 1980 году был выпущен первый продукт – компьютер Sinclair ZX80. Модели поставлялись в виде готовых устройств или наборов для сборки. Во втором случае покупателю нужно было самостоятельно собирать компоненты в единое целое.

В 1981 году компания запустила в производство компьютер ZX81. Сначала устройство поставлялось по почте. Позже аксессуары для сборки начали продаваться в розничной сети. Объем продаж составил 400 000 экземпляров.

В 1982 году случилось знаменательное событие. Было разработано устройство «ZX81 Colour». Позже компьютер переименовали. Новое название ZX Spectrum подчеркивало основополагающее отличие от предшественника – цветное изображение. За первые 17 месяцев пользователи приобрели больше миллиона устройств. Многие ласково называли компьютер «Спекки». Невысокая цена была главным преимуществом, благодаря которому «Спектрум» успешно конкурировал с Commodore 64 и BBC Micro.

Развитие западного рынка для ZX Spectrum разделяется на три этапа:

  • 1982-1984 годы – наблюдается количественный рост продаж. Появление домашнего компьютера вызвало бум в индустрии программного обеспечения. В чем заключалась такая тенденция? Все просто: написанием программ для «Спектрума» активно занимались компании и энтузиасты-одиночки;
  • 1985-1987 годы – потенциал устройства раскрылся во всей красе. Рынок был переполнен играми разнообразных жанров. Огромное внимание разработчики уделяли сюжету и звуковому сопровождению;
  • 1988-1993 годы – интерес к компьютеру снизился. Устройство устарело, а пользователи перешли на другие системы.

Клайв Марльз Синклер спонсировал разные проекты: плоский телевизор, электромобиль, новая модель компьютера Sinclair QL. В 1983 году он был удостоен звания «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году англичанин закончил карьеру в компьютерной индустрии. В 2004 году изобретатель продемонстрировал миру раскладной велосипед, который легко собирался и помещался в рюкзак. В 2010 он анонсировал электровелосипед.

 

Интервью с Клайвом Синклером, программа Click на телеканале BBC 24 января 2015 года

 

Разновидности компьютера ZX Spectrum и их особенности

Развитие компании Sinclair Research Ltd не стояло на месте. Вниманию пользователей было представлено несколько моделей компьютеров:

  • ZX Spectrum – базовая модель с резиновой клавиатурой, в качестве монитора использовался бытовой телевизор, а в качестве внешней памяти – бытовой магнитофон;
  • ZX Spectrum+ — он появился на рынке в 1984 году. Устройство имело 48 КБ памяти, обновленный корпус и клавиатуру с кнопкой сброса. Изменения в компьютере были незначительными, но он быстро приобрел популярность и хорошо продавался;
  • ZX Spectrum 128 – модель, появившаяся на рынке в 1986 году. Она была разработана совместно с дистрибьютором Investronica. Особенности новой модели заключались в следующем: 128 КБ ОЗУ, трехканальный звук, улучшенный Бейсик-редактор, совместимость с цифровым интерфейсом музыкальных инструментов. Дистрибьютор адаптировал компьютер к испанскому рынку и существенно повысил уровень продаж.

В 1986 году компьютерное подразделение Sinclair Research Ltd купила британская компания Amstrad. Это было выгодное приобретение для производителя электроники, потому что одним конкурентом стало меньше, а «Спектрумы» хорошо продавались.

После передачи прав на выпуск машин разработчики компании Amstrad создали новые модели:

  • ZX Spectrum +2 – устройство 1986 года выпуска имело пружинную клавиатуру, два порта джойстиков и встроенный кассетный магнитофон. В остальном компьютер был идентичен предшественнику;
  • ZX Spectrum +3 – в 1987 году разработчики создали компьютер, с приводом трехдюймовых гибких дисков вместо магнитофона. ОЗУ отображалось на 64 КБ адресного пространства. Глобальные изменения привели к возникновению несовместимостей с программами для предыдущих версий «Спектрума» — на новой машине некоторые игры не работали;
  • ZX Spectrum +2A – устройство 1987 года выпуска. Эта модель была сделана на базе предшественника. Без изменений не обошлось: уменьшилось количество чипов, появился встроенный кассетный привод.

Периферия для «Спектрума»

Росту популярности ZX Spectrum способствовал выпуск большого количества девайсов. Периферийные устройства значительно расширяли функциональные возможности компьютера. К числу таких приборов относятся:

  • ZX Printer – принтер, в котором использовалась искровая технология печати. Устройство подсоединялось к системному разъему. В ходе работы применялась черная бумага с алюминиевым напылением. Принтер был оснащен печатающей головкой, которая перемещалась в горизонтальной плоскости. В напечатанной строке помещалось 32 символа;
  • ZX Microdrive – аксессуар, предназначенный для хранения информации. Он представлял собой сменную кассету с закольцованной магнитной лентой. С помощью такого устройства можно было быстро загружать и сохранять написанные программы и данные;
  • Kempston Interface – интерфейс для подключения джойстика;
  • ZX Interface 1 – специальное устройство, главным предназначением которого являлось расширение возможностей «Спекки». Модуль был оснащен двумя сетевыми портами. Использовался проприетарный протокол;
  • Currah Microspeech – устройство воспроизведения синтезированной речи. Оно выпускалось в виде картриджа, подключаемого к порту расширения;
  • ZX Interface 2 – внешний модуль с разъемами для подсоединения джойстиков, картриджа ПЗУ;
  • Cheetah Marketing SpecDrum – ударная машина, подключаемая к системному разъему компьютера. Она воспроизводила 8 сэмплов ударных инструментов, которые загружались с кассеты. Базовый набор состоял из нескольких элементов: бас-бочка, открытый и закрытый хэт, рабочий барабан, хлопок в ладоши, колокольчик.

Причины популярности ZX Spectrum

Восьмиразрядный «Спектрум» – компьютер, о котором, наверное, никогда не забудут. Ключевой причиной популярности устройства является наличие огромного количества прикладных программ. Библиотека программ состоит из 25 тысяч наименований. В коллекции имеются электронные таблицы, инструменты для рисования и 3D-моделирования, текстовые процессоры.

За пару лет «Спектрум» завоевал многомиллионную аудиторию, поскольку 90% софта составляют игры. Коллекция игр на ZX Spectrum потрясающая. По такой причине каждый геймер находит для себя подходящее развлечение. К числу популярных игр относятся 3D Deathchase, Rainbow Islands, RoboCop, Boulder Dash.

Игры для «Спектрума» и сейчас еще создают энтузиасты, проживающие на территории нашей страны и за рубежом. Коммуникаторы и мобильные телефоны имеют возможность эмуляции микропроцессора Z80. Винрарный компьютер ZX Spectrum является самой эмулируемой платформой. Это весомый плюс, благодаря которому до сих пор бьется «сердце» старичка «Спекки»!

zxspectrum.online

компьютер ZX Spectrum — Ferra.ru

Источник изображения

Ну а в период с 1985 по 1987 годы потенциал ZX Spectrum раскрылся во всей красе. В это время появилось много крупных компаний разработчиков игр. Рынок был переполнен игрушками различных жанров, и пользователи стали более разборчивыми в своем выборе. Это привело к тому, что качество игр значительно возросло. Разработчики начали уделять особое внимание сюжетам, которые стали более продуманными и интересными. Не забывали они и про звуковое сопровождение. Но главную роль играла графика. На «Спектрум» даже удалось портировать псевдо-3D-движок, который позволял использовать в играх примитивные геометрические формы. Например, в 1987 году вышла популярная игра Driller, основанная на 3D-движке Freescape. Кстати, в этот же период стартовала активная борьба с пиратством. Например, началось распространение специальных загрузчиков, защищенных от копирования.

Третий этап захватил 1988-1993 годы. На этот период пришелся закат ZX Spectrum как игровой платформы. Компьютер устаревал, и пользователи переходили на использование других систем. Разработчики также переключились со «Спектрума» на более современные платформы. Тем не менее в эти годы увидело свет множество интересных игр. Например, со временем была реализована демо-версия легендарной Doom. Производительности компьютера немного не хватало для быстрой работы шутера, поэтому «спектровская» вариация использовала чересстрочную развертку, убирающую каждую четную линию пикселов, что повышало скорость отрисовки сцен.

ZX Spectrum в России

Перечисленная выше этапность не относится к постсоветскому пространству, так как многие компьютеры (точнее, их клоны) попали в СССР лишь во второй половине 80-х годов. И в отличие от Западной Европы, где наряду с ZX Spectrum отлично продавались другие компьютеры (те же Atari и Commodore), в стране советов устройство Sinclair было единоличным лидером продаж. Почему? Причина, прежде всего, кроется в низкой стоимости «Спектрума»: компьютер не облагался пошлинами, поэтому был доступен многим советским гражданам. Компьютеры Atari и Commodore проделывали огромный путь, прежде чем попасть на прилавки советских магазинов, а их цена была значительно. Кроме того, выяснилось, что большинство деталей «Спектрума» при необходимости можно заменить отечественными, что делало компьютер ремонтопригодным. По большому счету, единственным незаменимым компонентом системы оставался лишь процессор Z80.

Первым советским клоном ZX Spectrum стал компьютер, разработанный в стенах Львовского политехнического института. Конечно, «разработанный» — это громко сказано. Сотрудники института скопировали дизайн «Спектрума», но заменили почти все детали отечественными комплектующими. Случилось это в 1985 году. Львовский дизайн впоследствии лег в основу многих отечественных клонов. Например, компьютеры «Пентагон-48» и «Москва-48» использовали ту же схему, что и украинская модель. Ну а в начале 90-х годов появились клоны ZX Spectrum, собранные в радиокружках и в одиночку.

www.ferra.ru

ZX Spectrum — мой первый компьютер / Habr

Знакомство

Первый компьютер у меня появился более десяти лет назад. Его привёз крёстный из Москвы. К тому времени я уже учился в начальных классах. Строго говоря, это устройство даже, пожалуй, нельзя было назвать компьютером, скорее приставкой. Т.к., в моём понимании компьютер должен был состоять из экрана, системного блока и клавиатуры. Здесь же была одна клавиатура, куча проводов и блок питания голубого цвета с большой белой кнопкой сбоку.

Однако, меня это не смущало. Разумеется, больше всего волновал вопрос подключения клавиатуры к дисплею. Монитора дома у нас не было, зато имелись два телевизора марки «Фотон». Один черно-белый, другой — цветной. Мне и в голову не приходило, что их можно объединить, и получить полноценный компьютер. Тем не менее, это было возможно.

Знакомый моего папы показал схему, как можно присоединить клавиатуру к телевизору — так в телевизоре появился переключатель-рычажок между режимом компьютера и режимом самого телевизора. Связь с телевизором была установлена. С блоком питания проблем не возникало. Осталось только присоединить клавиатуру к магнитофону «Весна». Информация находилась на магнитной ленте. На кассете были записаны или программы, или игры. Вставил кассету, ввёл необходимую команду на клавиатуре, и — поехали. Процесс загрузки был долгим, нудным и излишне шумным. Пока программа или игра загружалась, из динамиков магнитофона раздавались необычные звуки. Кроме того, иногда на каком-то этапе в процессе загрузки на экране телевизора могло возникнуть какое-нибудь изображение. На загрузку одной программы уходило 30 и более минут. Аппаратура просто испытывала терпение своего пользователя. Однако, желание поиграть с компьютером в шахматы, «побегать по этажам» за монстрами или соорудить из кубиков необычную конструкцию было безгранично. Приходилось ждать. Ну вот, наконец-то, загрузилась! Награда за терпение получена.

А если на одной кассете записано несколько игр, а хочется загрузить не первую по списку воспроизведения, а, скажем, пятую, приходилось перематывать кассету, и искать игру, ориентируясь по звуку шума из динамиков. Сейчас даже трудно себе представить, что это было на самом деле: очень утомительно и не очень увлекательно. Побеждало желание общения с «умной» техникой.

Кроме кассет с играми, у меня появились и кассеты с разнообразными программами:”Artist”, «Layout».

Учебником же служила книга издательства «Питер» «Системные программы для ZX Spectrum (№ 1)» под редакцией Н. Родионова.

Бейсик — мой первый язык программирования

Кроме того, что это устройство было замечательной игрушкой, оно оказалось ещё и средой для «программирования». Последняя — простой, без излишеств: на белом фоне в режиме ожидания мелькает курсор в виде квадрата с белой буквой «К» в середине. Тогда для меня это слово ещё ничего не означало. Правило всем детское любопытство. Поэтому, не смотря на то, что не понимал, что такое операторы, массивы и функции, всё же решил попробовать. Источником вдохновения была синяя папка с «отрэмленным»,( как тогда говорили), текстом перевода книги Стивена Викерса под редакцией Робина Бредвира «ZX Spectrum Программирование на языке «Basic»» 1989 года издания.

Именно по ней начал разбираться: что означает тот или иной оператор, та или иная цифра или буква. Некоторые функции операторов не понимал, например, те, что работают с циклами, зато отлично изучил операторы, работающих с графикой и со звуком. Приятно вспомнить, как не ограниченный никакими стереотипами и не слишком обременённый знаниями, в свои 7-8 лет смело « программировал», экспериментировал: изменял код программы, придумывал что-то своё, давая волю фантазии и интуиции. Так что, можно сказать, что моё первое «Hello World!», было написано на языке “Basic”.

Заключение

Сейчас я учусь в университете, изучаю «Си». На столе стоит современный компьютер. И таких, надеюсь, будет много. А вот «детский», «почти настоящий» останется первым навсегда. Приятно, что мой любимый ZX Spectrum и сегодня приносит пользу: клавиатура превратилась в тренажер для слепого десятипальцевым метода.

habr.com

Эмуляторы ZX Spectrum | ZX Spectrum

Эмулятор – это специализированное приложение для той или иной операционной системы, которое позволяет имитировать работу эмулируемого устройства, запускать программы, приложения, созданные для этого устройства.

Что такое эмулятор

Эмулятор ZX Spectrum позволяет запускать игры для «Спектрума» на компьютере, смартфоне, игровой приставке или другом устройстве. При этом становится доступным огромное количество разработанных для него игр, демонстрационных программ, электронных журналов, представленных в виде так называемых «ромов» — файлов, которые содержат данные оригинальных кассет и дискет с играми. Достаточно запустить эмулятор, загрузить в него файл с игрой, и вуаля! – виртуальный Spectrum у вас на рабочем столе. Большинство современных эмуляторов поддерживают все «фишки» «Спектрума» – загрузку «с ленты» или «дискеты», имитация работы музыкального сопроцессора AY-3-8910/YM2149F и многое другое.

На этом сайте zxspectrum.online – ZX Spectrum — онлайн-коллекция игр представлено большое количество игр, в которые можно играть не только онлайн, но и скачать их на свой компьютер и играть без доступа к сети Интернет. Для этого со страницы с игрой нужно скачать игру на Spectrum на жесткий диск или рабочий стол, а затем открыть в эмуляторе.

Популярные форматы файлов для эмулятора ZX Spectrum

tap – содержит в себе образ кассеты с игрой. Некоторые эмуляторы позволяют воспроизвести процесс «загрузки с ленты» для полной имитации работы настоящего компьютера.

tzx – содержит точный образ кассеты с игрой, при этом сохранена информация о длительности пауз, высоте тона, скорости воспроизведения кассеты.

z80 – содержит в себе образ оперативной памяти ZX Spectrum, в которую уже загружена программа. Этот формат позволяет обойти защиту некоторых игр при загрузке.

trd – содержит образ дискеты для в формате TR-Dos. Обычно дискеты содержали сборники игр для Spectrum и сложные демо.

Эмуляторы ZX Spectrum для Windows

Существует несметное количество эмуляторов ZX Spectrum для различных платформ, включая эмуляторы для Windows, эмуляторы для Linux, MacOS. Есть эмуляторы «Спектрума» и для мобильных устройств – смартфонов, портативных игровых приставок. Их такое большое количество, что все перечислить их невозможно. Ниже представлены лучшие эмуляторы Spectrum для Windows.

EightyOne

Замечательный эмулятор, главным достоинством которого является отличная картинка. При этом реализовано множество нюансов изображения старых аналоговых телевизоров, которые использовались в качестве монитора ZX Spectrum – чересстрочная развертка, перекрестные помехи, размытое изображение. Просто рай для настоящего фаната «Спектрума». Впрочем, все эти спецэффекты можно отключить и получить четкое красивое изображение.

  • Поддерживает различные Спектрум-подобные компьютеры: ZX 81, ZX Spectrum 48/128, Spectrum QL, Timex, Amstrad и другие
  • Поддерживаемые форматы файлов: TZX, TAP и Z80
  • Поддерживает музыкальный сопроцессор AY. В играх для ZX Spectrum 128 есть музыка
  • Выводит красивую картинку, похожую на изображение, даваемое настоящим ZX
  • Изображение можно масштабировать
  • Можно сохранять состояние эмулятора в любой момент времени (F12 – Save snapshot…), таким образом, есть возможность сохраняться в играх

EmuZWin

Удобный в использовании эмулятор ZX Spectrum. Настройки по умолчанию дают возможность насладиться игровым процессом. Достаточно открыть образ игры и нажать любую клавишу. Можно наблюдать за процессом загрузки игры как на реальном «Спектруме», или же пропустить этот процесс. Хорошая поддержка музыки AY с возможностью прослушивания стереоканалов. Можно также отобразить клавиатуру в отдельном окне, просматривать содержимое образов кассет и дискет.

  • Поддерживает компьютеры: ZX Spectrum, Pentagon, Scorpion, Profi, ATM
  • Поддерживает файлы: TAP, TZX, Z80, TRD и многие другие
  • Позволяет сохранять скриншоты экранов в PNG
  • Можно изменять скорость эмуляции в широких пределах
  • Есть встроенный браузер кассет, имитация загрузки с ленты
  • Позволяет сохранять картинки рабочего процесса в BMP и звуковое сопровождение в WAV
  • Поддерживает Kempston-джойстик, мышь, ZX Printer

Fuse

Эмулятор с огромным количеством различных возможностей, опций и настроек. Нужно отметить высокое качество изображения, достигаемое с помощью различных улучшающих, сглаживающих фильтров. Несмотря на низкое разрешение оригинального «Спектрума», эмулятор способен давать качественную гладкую картинку. Кроме того, Fuse дает возможность записывать игровой процесс в специальные файлы RZX, которые затем можно проиграть и посмотреть запись. Поддерживается огромное количество разнообразных периферийных устройств, выпущенных для ZX Spectrum: принтеры, джойстики, мыши, Interface 1-2, Microdrive, дисководы и так далее.

  • Поддерживает компьютеры: ZX Spectrum, Timex, Pentagon, Scorpion
  • Поддерживаемые форматы файлов: TAP, Z80 и другие
  • Позволяет просматривать скриншоты SCR
  • Картинку можно масштабировать с различными фильтрами для повышения четкости
  • Реализована поддержка различной периферии, Kempston-джойстика, мыши, ZX-принтера, Interface 1 и MDR
  • Позволяет вести запись игрового процесса RZX
  • Умеет работать с дискетами различных форматов

SpecEmu

Этот эмулятор имеет минимум настроек. Буквально «открой файл и играй». Но вместе с тем он оставляет хорошее впечатление от процесса. Для любителей разбираться в чужом коде есть встроенный дебаггер, позволяющий просматривать состояние процессора, памяти, наблюдать за тем, как работает выполняемая в данный момент программа.

  • Поддерживает компьютеры: ZX Spectrum, Timex, Pentagon
  • Поддерживает большое количество форматов файлов: TAP, TZX, Z80, TRD и многие другие
  • Позволяет просматривать записи игрового процесса RZX
  • Картинку можно масштабировать с различными фильтрами для повышения четкости
  • Позволяет сохранять картинки рабочего процесса в BMP и звуковое сопровождение в WAV
  • Умеет работать с дискетами различных форматов

zxspectrum.online

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *