Сообщение новые научные открытия в астрономии – Основные открытия в астрономии и космонавтике в 2014 году. Досье — Биографии и справки

10 самых важных астрономических открытий за последнее время

В честь дня космонавтики редакция Lasttango.ru решила вспомнить 10 последних открытий в области астрономии, которые можно считать наиболее важными для человечества.

1. Девятая планета. 20 января 2016 года астрономы Майкл Браун и Константин Батыгин (Калифорнийский технологический институт, Пасадена) сообщили о том, что нашли Планету Икс, существование которой было предсказано еще до открытия Плутона. Ученые сделали вывод о том, что она существует, из-за наличия гравитационных возмущений, которые могли быть вызваны каким-то крупным телом. Когда был открыт Плутон, было решено, что это и есть та самая планета Икс, однако особенности гравитационных возмущений это не объясняло. Как сообщают Майкл Браун и Константин Батыгин, найденный им объект по размерам сравним с Нептуном, в 10 раз тяжелее Земли и находится за Плутоном. Однако точных доказательств наличия еще одной планеты в Солнечной системе пока нет. Так, например, обнаруженный объект может являться вовсе не планетой, а  достаточно плотным метеоритным или астероидным облаком, но, как утверждают ученые, вероятность этого составляет всего 0,0007 %.

Предполагаемая орбита планеты Икс, планета Икс фото, нашли планету икс, Планета XПредполагаемая орбита Планеты Х

2. Гравитационные волны. 11 февраля 2016 года ученые сообщили о том, что экспериментально смогли доказать наличие гравитационных волн, которые были предсказаны Альбертом Эйнштейном. Это открытие является сенсационным, потому что доказывает существование искривлений пространства-времени и в будущем позволит ученым узнавать о давно прошедших событиях в жизни вселенной, которые нельзя увидеть в оптические телескопы. Впервые «поймать» гравитационные волны удалось еще 14 сентября 2015 года. Причиной их возникновения стало слияние двух черных дыр в одну массивную черную дыру, произошедшее 1,3 миллиарда лет назад.

Гравитационные волны что это такое, Гравитационные волны термин, Гравитационные волны описание, Гравитационные волны пространство-время, Гравитационные волны иллюстрация, Гравитационные волны картинкаИллюстрация гравитационных волн

3. Вторая Земля. В августе 2016 года ученые сообщили о том, что в системе Проксимы Центавра (самой близкой к Солнечной системе звезды)  найдена экзопланета, похожая на Землю. Небесное тело, названное Proxima b, в 1,3 раза тяжелее Земли, вращается вокруг Проксимы Центавра по почти круговой орбите с периодом 11,2 дня и находится на расстоянии 0,05 астрономической единицы (7,5 миллиона километров) от нее. Похожей на Землю эту планету делает то, что она находится в зоне обитаемости своего солнца. То есть условия на Proxima b могут напоминать земные. Если выяснится, что у планеты есть магнитное поле, плотная атмосфера и океаны жидкой воды, то вероятность существования там жизни весьма высока.

4. Странная звезда. В конце 2016 года ученые обнаружили еще одну звезду с нерегулярно меняющимся свечением. Название звезды — EPIC 204278916. Аналогичная звезда — KIC 8462852 в созвездии Лебедя — была найдена в 2015 году. Что является причиной неравномерного блеска этих звезд — ученые пока не выяснили. Скорее всего, звезды закрывают какие-то массивные объекты, сравнимые по размерам с самими звездами, но что за объекты могу быть таких размеров — представить сложно. Даже плотное облако комет не смогло бы закрыть собой эти звезды, потому что в этом случае в нем должны находиться сотни тысяч комет, имеющих гигантские ядра. наряду с другими, учеными высказывалось и совершенно фантастическое предположение о том, что звезду окружают какие-то астроинженерные сооружения типа сферы Дайсона (см.рисунок).

5. Невозможный двигатель. Осенью 2016 года ученые НАСА объявили о том, что двигатель EmDrive, который по сути нарушает законы физики, работает. В статье, опубликованной в научном журнале «Journal of Propulsion and Power», говорится, что двигатель EmDrive может развивать в вакууме тягу в 1,2 миллиньютона на киловатт. Обратной силы, которая бы способствовала развитию тяги (по закону сохранения импульса), не обнаружено. Таким образом, двигатель перемещается, ничего при этом не испуская. В конце 2016 года EmDrive был успешно протестирован в китайской космической лаборатории «Тяньгун-2», после чего китайские ученые сообщили о том, что планируют  использовать двигатель на орбитальных спутниках.

Модель двигателя EmDrive, прототип двигателя EmDrive фото, двигатель EmDrive как работает, двигатель EmDrive принцип работы, двигатель EmDrive схема, двигатель EmDrive испыталиМодель двигателя EmDrive

6. Плутон снова станет планетой? В феврале 2017 года ученые из НАСА предложили  пересмотреть определение термина «планета». Алан Стерн — руководитель группы исследователей, выступивших с данным предложением, считает, что планетой можно называть любой объект, в котором не происходят процессы ядерного синтеза и который имеет гравитацию, достаточную для того, чтобы он мог принять сферическую форму. Сейчас в научном сообществе при определении планет принято учитывать также способность объекта расчистить свою орбиту вращения вокруг звезды от планетезималей — небольших небесных тел (размером от нескольких миллиметров до нескольких километров), сформировавшихся из пыли и газа. Но ученые НАСА во главе с Аланом Стерном утверждают, что этот критерий зависит от того, на каком расстоянии тело находится от звезды, и значит, его не следует учитывать при определении термина «планета».  Так, например, если бы наша Земля находилась за Нептуном, она не могла бы очищать свою орбиту от планетезималей, соответственно, ее нельзя было бы считать планетой. Если ученое сообщество внесет эти поправки, то Плутон снова станет планетой. Однако, при этом, планетами нужно будет считать и естественные спутники, включая нашу Луну.

Плутон снова планета, Плутон не планета, Плутон фото, Плутон снимки, Плутон описание, Плутон исследованиеСнимок Плутона, сделанный автоматической межпланетной станцией «New Horizons»

7. Двойник Солнечной Системы. Также в феврале этого года ученые NASA сделали сенсационное заявление — найдено еще четыре планеты в звездной системе TRAPPIST-1 (ранее, в 2016 году, там были обнаружены три экзопланеты), все они похожи на Землю и на трех из них с большой вероятностью возможна жизнь. Подробнее об этом открытии читайте здесь. Тогда ученые возлагали большие надежды на планеты системы TRAPPIST-1, т.к. ранее еще не удавалось найти сразу столько планет, находящихся в «обитаемой зоне звезды». Однако, в начале апреля, венгерские ученые сообщили о том, что с большой вероятностью планеты системы  TRAPPIST-1 все же не пригодны для зарождения жизни. К такому выводу астрономы пришли после анализа данных, полученных космическим телескопом Kepler. Согласно этим данным,  на звезде TRAPPIST-1 часто происходят сильнейшие выбросы плазмы, мощностью в сотни раз превышающие солнечные бури, которые достигают Земли. За 80 дней было зафиксировано 42 такие вспышки, с такой частотой выбросов экзопланеты просто не успевают стабилизировать свою атмосферу, а магнитное поле этих планет является слишком слабым для того, чтобы отражать такие мощные геомагнитные бури. Так что надежды на скорое обнаружение инопланетян в системе TRAPPIST-1 не оправдались…

8. Следы инопланетных технологий. Однако в другом месте ученые, возможно, все-таки обнаружили следы деятельности пришельцев. Речь идет о феномене быстрых дискретных радиоимпульсов, которые могут являться свидетельством деятельности огромных передатчиков (они могут достигать размеров целых планет), передающих энергию межзвездным кораблям в отдаленных галактиках. О существовании таких импульсов ученые впервые узнали в 2007 году, и с того времени было зафиксировано не более 20 быстрых дискретных радиоимпульсов. В 2017-м году учеными Ави Лоэбом и  Манасви Лингамом было проведено исследование, в ходе которого они при помощи расчетов попытались установить, возможно ли существование таких больших передатчиков. Ученые выяснили, что с точки зрения законов физики и с инженерной точки зрения такие передатчики могут существовать. Также Лоэб и Лингам высказали предположение о цели создания таких устройств — они могут использоваться для придания ускорения межзвездным световым парусам.   «Этого вполне достаточно, чтобы перевозить живых пассажиров через межзвездные или даже межгалактические расстояния», — сказал  Манасви Лингам. При этом, исследователи отмечают, что их работа носит гипотетический характер.

Инопланетные технологии новости, Инопланетные технологии открытие, Инопланетные технологии существуют? учены нашли Инопланетные технологии, технологии инопланетян, обнаружены Инопланетные технологии

9. Новая модель Вселенной. Ученые из Будапештского университета недавно провели исследование, согласно которому темной энергии, возможно, не существует. Понятие темной энергии было введено в математическую модель Вселенной с целью объяснить, почему происходит постоянно ускоряющееся расширение Вселенной. До недавнего времени теория существования темной энергии являлась наиболее распространенным объяснением расширения Вселенной и была принята многими учеными. Однако американские и венгерские космологи из Будапештского университета в этом году представили новую модель Вселенной, в которой нет места темной энергии. Разработав компьютерную модель Вселенной и проследив за ее эволюцией, исследователи заметили, что разные области космоса расширяются с разной скоростью. Если эти данные будут подтверждены, это окажет большое влияние на дальнейшую разработку моделей Вселенной.

Планета GJ 1132b атмосфера, двойник Земли, планеты как Земля, планеты с атмоферой, Планета GJ 1132b найдена атмосфера, планеты пригодные для жизниНа планете GJ 1132b обнаружена атмосфера

10. На экзопланете обнаружена атмосфера. И последним, наиболее важным открытием в области астрономии, по нашему мнению является обнаружение атмосферы на планете GJ 1132b.  Это первый случай, когда ученые зафиксировали наличие атмосферы на экзопланете, наиболее приближенной к Земле по размерам, массе и составу. GJ 1132b находится в звездной системе красного карлика GJ 1132, который находится в направлении созвездия Паруса южного неба и удален от нас на расстоянии 39 световых лет. Это открытие  является прорывом в области обнаружения жизни за пределами Солнечной системы.

А завершить наш список интереснейших и важнейших астрономических открытий, совершенных за последнее время, хотелось бы еще одним исследованием, проведенным в марте этого года в нашей стране. Согласно данным, полученным в ходе опроса ВЦИОМ, четверть россиян уверена в том, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вращается вокруг Земли. Исследователи отмечают, что этот вопрос они задают российским гражданам уже на протяжении нескольких лет и всегда получают примерно одни и те же результаты…

Интересное по теме:

Автор публикации

не в сети 7 часов

admin

1

Комментарии: 3Публикации: 588Регистрация: 29-04-2015

Самые значительные открытия в астрономии :: Инфониак

Самые значительные открытия в астрономииНаука

Астрономия — одна из древнейших наук, а может быть, даже самая древняя. Древние цивилизации со всего мира пристально наблюдали за звездами, планетами, светилами.

Но настоящий прорыв в астрономии имел место в 17-м столетии, когда ученые, наконец, раскрыли массу секретов космоса. С тех пор астрономия продолжает развиваться, и с каждым годом мы делаем все новые невероятные открытия. В этой статье вы узнаете об самых важных открытиях прошлого.

Открытия в области астрономии

Первые предположения о том, что Солнце – всего лишь звезда

Люди тысячи лет строили карты звездного неба, однако долгое время они и не подозревали, что же представляют собой звезды. Идея о том, что Солнце является ни чем иным, как звездой, не приходила в голову ни одному астроному вплоть до 16-го века.

Самые распространенные заблуждения из мира астрономии

В 1584 году итальянский философ Джордано Бруно выдвинул ряд теорий, которые, как мы сегодня знаем, были истинными. Он предположил, что звезды похожи на Солнце, однако расположены намного дальше от Земли, а также что, возможно, где-то существуют такие же миры, как и наш. Еще одной его теорией была теория о бесконечности Вселенной.

Самые значительные открытия в астрономии

Естественно, во времена Средневековья, когда жил этот замечательный ученый, подобные теории не приветствовались. В 1592 году за столь вольные мысли Бруно был заключен Католической Церковью в тюрьму, а через 8 лет был сожжен на костре . Впрочем, его теории не канули в лету, а заинтересовали последователей и получили распространение в последующие века.

Расстояние до звезд

Первые измерения расстояния до звезд и появление термина «световой год»

Когда ученый мир наконец признал, что звезды и Солнце — подобные объекты, появилось множество других вопросов. Например, как далеко звезды расположены от нас?

Первые измерения расстояния до звезд сделал астроном Фридрих Бессель. Первой звездой, расстояние до которой он вычислил, была звезда 61 Лебедя. В 1838 году он использовал такую технику, как параллакс, и вычислил, что расстояние до этой звезды составляет 10,3 световых года. Современные методы позволили уточнить это расстояние: оно составляет на самом деле 11,4 световых года.

Самые значительные открытия в астрономии

Это было поразительное открытие для того времени. Заслуги Бесселя на этом не завершились. Он всю жизнь работал со звездами и нанес на карты более 50 тысяч этих объектов.

Первый телескоп

Первый патент за изобретение телескопа был выдан голландскому производителю очков Хансу Липперсгею. В 1608 году он создал устройство, смотря через которое, можно было увидеть объекты, увеличенные в 3 раза.

Однако изобретение телескопа, как и многие другие гениальные изобретения прошлого, вызвало массу споров. То же самое было и с микроскопом, устройством, которое берет за основу ту же самую технологию, что и телескоп.

Самые значительные открытия в астрономии

В городе Мидделбург, где жил Липперсгей, также проживали Ханс и Захарий Янсены, отец и сын, производители линз для очков, которые также подали запрос на получение патента за изобретение телескопа и обвинили Липперсгея в воровстве. Были и другие претенденты на звание изобретателя первого в мире телескопа.

10 устаревших теорий астрономии

Голландские мастера так были заняты спорами о том, кому же принадлежит пальма первенства в том, что касается изобретения телескопа, что так и не воспользовались этим устройством в научных целях.

Первым, кто действительно стал смотреть в телескоп и делать открытия, был Галилео Галилей. Его телескопы были куда мощнее оригиналов и давали увеличения в 10 раз. Кстати, ни один из мастеров, борющихся за звание изобретателя телескопа, не преследовался церковью так, как ученые, которые этим изобретением воспользовались.

Первый астероид

Первый обнаруженный астероид

В Солнечной системе имеется более миллиона астероидов, но большинство из них очень малы. Самым крупным является астероид Церера, карликовая планета, которая находится в Поясе астероидов.

Астероиды настолько мелкие объекты, что астрономы не замечали их вплоть до 1801 года. Итальянский астроном Джузеппе Пиацци наблюдал за звездами, когда обнаружил, что одна из них сравнительно более тусклая и что она постоянно движется.

Самые значительные открытия в астрономии

Несколько недель он наблюдал за объектом и, в конечном итоге, предположил, что обнаружил комету без хвоста. Позже объект был классифицирован как планета. В реальности это было не то и не другое: это оказался астероид, который получил название Церера.

Самые значительные открытия в астрономии

Астрономы рассматривали астероиды, как помехи. Они оставляли полосы на фотографиях звезд и получили прозвище «космический мусор». Первые астероиды рядом с Землей были обнаружены через 100 лет, чем вызвали массу опасений из-за возможного столкновения с нашей планетой.

Первое использование спектроскопии

«Информация, которую мы можем получить о таких космических объектах, как планеты, никогда не будет полной. Мы можем судить об их форме, расстоянии от нас, размерах и движении, однако мы никогда не узнаем что-либо об их химической структуре или минералогическом составе «, — писал французский философ Огюст Конт в 1842 году.

Самые значительные открытия в астрономии

Для того времени эта точка зрения была логична, хотя сегодня мы знаем, что она ошибочна. В 19-м веке, когда жил Конт, единственным способом проверить химический состав чего-либо было отправить образец в лабораторию.

Загадочная физика: 7 удивительных открытий

Сегодня в распоряжении ученых есть такая техника, как спектроскопия. Если применять ее на свете звезд или других космических объектов, это позволяет определить их композицию, и не важно, если эти объекты расположены на огромном расстоянии от нас.

Немецкий физик Йозеф Фраунгофер изобрел метод спектроскопии в начале 19-го века. Он использовал его для того, чтобы сделать анализ света Солнца и Луны.

Самое первое фото Луны

Первая фотография космического объекта

Наблюдения, сделанные невооруженным глазом, не давали достаточно информации о Солнечной системе и имели существенные ограничения. Изобретение фотографии в 19-м веке дало массу возможностей для развития астрономии.

Первый человек, который направил фотокамеру в небо и впервые запечатлел космические объекты, был Луи Дагер. Это произошло в 1839 году. Он сделал первый в истории снимок Луны.

Самые значительные открытия в астрономии

К сожалению, лаборатория Дагера была охвачена пожаром вскоре после этого, поэтому эти первые фотографии Луны не сохранились. Самый старый дошедший до наших дней снимок Луны был сделан в 1851 году Джоном Адамасом Уипплом. Кстати, заслуги Дагера не были забыты, а один из фотографических процессов получил название дагеротипия.

Древнее затмение

Первое предсказание солнечного затмения

Первое, что заметили древние астрономы, наблюдая за ночным небом, было то, что движение объектов имеет свою закономерность. Люди научились предсказывать расположение планет на небе в определенный момент времени намного раньше, чем поняли, что же представляют собой эти объекты.

Самые значительные открытия в астрономии

Первыми, что научились предсказывать древние астрономы, были солнечные затмения. Сегодня имеются точные даты и точное время каждого затмения вплоть до 3000 года.

Самые важные астрономические события 2013 года

Первое подобное предсказание было сделано древнегреческим философом и математиком Фалесом в 585 году до нашей эры. Греческий историк Герадот писал, что затмение, которое предсказал Фалес, совпало с битвой между двумя империями, которая имела место на территории современной Турции.

Самые значительные открытия в астрономии

Затмение заставило солдат бросить оружие, а вскоре после этого был подписан мирный договор, который положил конец 15-летней войне. К сожалению, астрономические события наших дней не могут остановить международные конфликты.

Скорость света

Первое измерение скорости света

Когда Бессель смог определить расстояние до звезды 61 Лебедя, он уже знал, какова скорость света. Она была определена примерно за 2 столетия до этого в 1676 году датским астрономом Олафом Рёмером. До того момента ученые спорили, имеет ли свет скорость. Многие философы полагали, что свет движется мгновенно.

Самые значительные открытия в астрономии

Ремер сделал свое открытие случайно. Он работал с затмениями спутников Юпитера. Было замечено, что на протяжении многих лет затмения имели место позже, чем предсказывалось, когда Земля находилась на более дальнем расстоянии от Юпитера. И наоборот: затмения наступали раньше, когда наша планета приближалась к Юпитеру.

Самые значительные открытия в астрономии

Ремер догадался, что это происходит из-за того, что свету нужно больше времени для преодоления большего расстояния от Юпитера до Земли и наоборот. После обработки данных, оставленных Ремером, голландец Христиан Гюйгенс определил, что скорость света равна 210 824 километра в секунду. Это не намного отличается от истинной цифры в 299792 километра в секунду.

Первые наблюдения за галактикой

О том, что наша галактика Млечный путь не единственная во Вселенной, заметили еще в 964 году нашей эры. Наблюдения за другой галактикой были сделаны персидским астрономом Абд-ар-Рахман ибн Умар ас-Суфи, который заметил нашу ближайшую соседку, галактику Андромеда.

Самые значительные открытия в астрономии

Впрочем, Ас-Суфи понятия не имел, что же это такое. Он назвал объект «небольшим облачком». Только почти через тысячу лет Эдвин Хаббл подтвердил существование множества галактик.

Новые открытия и интересные факты о галактиках Вселенной

В 1924 году Хаббл направил свой телескоп на Андромеду и смог замерить яркость звезд галактики, определив, что до нее около 860 тысяч световых лет.

Великие открытия в астрономии: 10 важнейших астрономических фактов

Выбираете учебник по астрономии? Будьте внимательны!

Уважаемые коллеги! В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» курс астрономии становится обязательным для изучения в старших классах средней школы. С полным текстом приказа вы можете ознакомиться здесь.

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Скачать рабочую программу по астрономии

Астрономия — наука наблюдательная, главное в ней — открытия, в результате которых происходит изменение старых представлений. Не все открытия неожиданные, так, последним открытиям — бозона Хиггса и гравитационных волн — предшествовала долгая подготовка. Но все-таки астрономические открытия, как правило, неожиданные, противоречащие здравому смыслу, меняющие прежнюю картину мира. Какие из них могут войти в десятку величайших в истории человечества?

1. Открытия Галилея: пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры, звезды в Млечном Пути

В XVII веке люди впервые посмотрели в телескоп, многие увидели, что творится в небе. Но Галилей отнесся к наблюдениям наиболее ответственно, поэтому открытия маркируются его именем. Стало понятно, что Земля не является центром вращения всего на свете. Солнце же, во-первых, тоже вращается, а во-вторых — само оно несовершенно: на нем есть пятна! Неидеальность ключевого космического объекта того времени поразила современников Галилея больше всего. Стало видно, что и Луна не является идеальной сферой. Известие о фазах Венеры доказывало вращение Венеры вокруг Солнца, то есть — правоту Коперника. И далее: Млечный Путь оказался множеством слабых звезд, и это меняло наивное отношение к видимому миру: человеческий глаз не подогнан для восприятия всего сущего, не все можно увидеть и понять без приборов.

Читайте также:

2. Открытие Урана

До начала XVIII века Уран отмечался как звезда, но телескопы совершенствовались, и в звезде увидели планету. Так границы известного людям мира еще больше раздвинулись.

Учителю физики:

3. Звездные параллаксы

В XIX веке уже догадывались, что звезды-это далекие солнца. Когда был обнаружен параллактический сдвиг, который возникает из-за движения Земли вокруг Солнца, стало возможным измерение расстояний от земли до звезд. Первым делом измерили до Веги, до 61-Лебедя, до Альфы Центавра. Впервые был задан масштаб межзвездных расстояний, вместе с чем появилась бОльшая уверенность в рассуждениях о звездах и о структуре Галактики. Иллюстрация: Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

Учебник по астрономииВ 1837 г. впервые были осуществлены надёжные измерения годичного параллакса. Русский астроном Василий Яковлевич Струве (1793—1864) провел эти измерения для ярчайшей звезды Северного полушария Веги (a Лиры). Почти одновременно в других странах определили параллаксы еще двух звёзд, одной из которых была a Центавра. Эта звезда, которая с территории России не видна, оказалась ближайшей к нам. Даже у нее годичный параллакс составил всего 0,75ʺ. Под таким углом невооруженному глазу видна проволочка толщиной 1 мм с расстояния 280 м. Поэтому неудивительно, что столь малые угловые смещения так долго не могли заметить. Больше информации — Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

4. Межзвездная среда

Астрономы начала XX века представляли межзвездную пустоту, допуская межзвездную пыль. В 1904 году Иоганн Гартман смог получить спектр, препарировать излучение и обнаружить газ: межзвездная среда существует. Это она затрудняет наблюдения. Без этого знания было бы невозможно построить верную схему нашей Галактики.

Бесплатные методические материалы:

5. Мир галактик

Еще 100 лет назад люди не были уверены в существовании разных галактик. Знаменитые дебаты Кертиса и Шелли о туманностях ничем не закончились, и только впоследствии подтвердилась правота Кертиса: гигантские туманности — это другие галактики. В 20-е годы Эдвин Хаббл обнаружил следы нескольких галактик, и до открытия расширения галактик оставался один шаг.

Это интересно:

6. Расширение Вселенной

Это глобальнейший процесс: скорость удаления объекта прямо пропорциональна расстоянию до него. В каждой галактике есть самая яркая звезда, они примерно одинаковы, и по ним можно определить, как удаляются галактики. Это похоже на то, как удаляется рисунок на воздушном шарике, когда его надувают, — по мере расширения поверхности. Важный вывод о том, что вся Вселенная эволюционирует — а ведь даже Эйнштейн считал Вселенную статичной — побуждает ученых к новым исследованиям: куда и откуда идет процесс.

По какому учебнику преподавать астрономию в школе?

Георгий Гамов

7. Реликтовое излучение

В 60-е годы XX века стало достоверно известно, что вся Вселенная расширяется: раньше в каждой ее точке плотность была больше и температура выше. Что важнее — количество или температура? Ученые Альфер и Гамов доказали, что излучение, доминировавшее после термоядерной реакции, никуда не девалось, обнаружить его очень легко (это шумы через радиоантенны все сталкивались), но надо было это распознать и назвать: реликтовое излучение. Астрономы получили еще один инструмент изучения Вселенной. Иллюстрация: Г.Гамов на фотографии из учебника Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

Астрономия в школеВ 1948 г. в работах Георгия Антоновича Гамова (1904—1968) и его сотрудников была выдвинута гипотеза о том, что вещество во Вселенной на начальных стадиях расширения имело не только большую плотность, но и высокую температуру. Так, спустя 0,1 с после начала расширения температура была около 3•1010 К. При столь высокой температуре взаимодействие фотонов высокой энергии, которых в горячем веществе было много, приводило к образованию пар всех известных частиц и античастиц: электрон — позитрон, нейтрино — антинейтрино и т. п. При аннигиляции этих пар снова рождались фотоны, а протоны и нейтроны, взаимодействуя с ними, превращались друг в друга. Больше информации — Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

нейтронная звезда

8. Нейтронные звезды

Их открывали несколько раз. Нейтронная звезда — такая звезда, где природа остановила изменения. Они вбирают в себя всю физику, с ними связано изучение радиопульсаров, регистрация гравитационных волн, точное время, теория поведения веществ при высокой плотности, процессы в сильном магнитном поле.

Учебник по астрономииИзлучение пульсара (разновидность нейтронных звезд, которое испускается в узком конусе, наблюдатель видит лишь в том случае, когда при вращении звезды этот конус направлен на него подобно свету маяка. Вещество пульсаров состоит из нейтронов, образовавшихся при соами, тесно прижатых друг к другу гравитационными силами. Диаметры таких нейтронных звезд всего 20—30 км, а плотность близка к ядерной и может превышать 1018 кг/м3. Таким образом, нейтронные звезды являются одним из тех объектов во Вселенной, которые предоставляют учёным возможность изучать поведение вещества в условиях, пока недостижимых в земных лабораториях. Больше информации — Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

Экзопланеты

9. Экзопланеты

Главное открытие конца XX века. Это планеты, которые вращаются вокруг другой яркой звезды, из-за чего их плохо видно. Первая была открыта в 1995 году. Они совершенно непохожи на нас, гигантские газовые планеты, которые вращаются вокруг своей звезды очень быстро, круг — за несколько часов. Вероятно, они образовались где-то далеко, а потом как-то притянулись к звезде, — но как? Почему? Тайн много.

УМК Волонцова-ВельяминоваТеперь усилия ученых направлены на поиски планет, которые по своим размерам и массе похожи на Землю и находятся недалеко от звезд, что обеспечило бы на поверхности планеты условия, необходимые для существования жизни. С этой целью был запущен КА «Кеплер», на котором установлен фотометр, чувствительность которого составляет 10–5. Он позволяет заметить ослабление потока света от звезды, вызванное прохождением планет по ее диску, всего лишь на одну стотысячную его долю. Больше информации — Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

Туманность Орел

10. Ускоренное расширение Вселенной

Говоря о будущем Вселенной, предлагают разные сценарии. Вселенная расширяется, но гравитация этому препятствует. Все зависит от того, хватит ли плотности вещества, или не хватит. Может быть, она порасширяется да и выйдет на долговременное постоянство? Ученые предполагали, что есть во вселенной ЧТО-ТО, заставляющее ее расширяться, работает какое-то отталкивание, антигравитация. В 1998 году открыли темную энергию (при взрыве белых сверхкарликов) — 70% среды связано с темной энергией, она-то и является компонентом плотности (условием гравитации).

АстрономияИсследования позволили выяснить, что по своей природе темная энергия является практически однородной, в отличие от двух других составляющих Вселенной — «обычной» и темной материи, которые распределены в космическом пространстве неоднородно, образуя звезды, галактики и другие объекты. Можно считать, что тёмная энергия — это свойство самого пространства. Больше информации — Астрономия. 11 класс. Учебник (Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова)

В список не вошли: темное вещество и черные дыры, космические лучи и нейтрино, появление спектрального анализа, всеволновые наблюдения, квазары. Потому что эти явления — еще не до конца открыты. И если говорить о преподавании астрономии, то будем помнить: содержание этой дисциплины очень быстро устаревает и меняется — стабильный учебник вряд ли возможен.

Записала Людмила Кожурина

*С мая 2017 года корпорация «Российский учебник» объединила издательскую группу «ДРОФА-ВЕНТАНА», издательство «Астрель», компанию «ДРОФА — новая школа» и цифровую образовательную платформу «LECTA». Главная миссия корпорации — всесторонняя поддержка педагогов России, создание лучших учебников, образовательных решений и социально значимых проектов. Вместе с педагогами мы помогаем закладывать фундамент успешного будущего российских детей на всех уровнях дошкольного и школьного образования.

Современные открытия в астрономии

Астрономия в ХХ веке

Астрономия в ХХ веке пережила скачок в своем развитии, что было связано с резким ускорением научно – технического прогресса. В свою очередь научно – технический прогресс, и, например, такая область как ракетостроение, были подстегнуты соперничеством двух сверхдержав:

• Соединенных Штатов Америки (США),
  • Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

В результате технического развития в начале ХХI века человечеству удалось сделать множество различных открытий в космосе, что дало и дает новую пищу к размышлениям о прошлом, настоящем и будущем, как нашей человеческой цивилизации, так и Вселенной в целом.

Открытия, сделанные в Европейской Южной Обсерватории

Рассмотрим, в частности, открытия, сделанные Европейской Южной Обсерваторией (ESO). Её деятельность стала одной из наиболее продуктивных среди астрономических обсерваторий, расположенных на Земле, на протяжении уже более полувека. На вооружении данной обсерватории стоит комплекс 8-метровых телескопов VLT (Very Large Telescope — Очень Большой Телескоп).

С помощью упомянутой системы телескопов были сделаны следующие открытия.

Первое прямое измерение спектра атмосферы экзопланеты.

С помощью телескопа удалось впервые узнать состав спектра атмосферы экзопланеты GJ 1214b. Исследователи узнали, что атмосфера планеты состоит в основном из водяного пара, который образует мощный облачный покров. С помощью спектрального анализа атмосфер экзопланет можно обнаружить теоретически обитаемые планеты или планеты, пригодные в будущем для расселения там человечества.

Рисунок 1. Первое прямое измерение спектра атмосферы экзопланеты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первое изображение экзопланеты.

Также с помощью телескопа удалось получить первое изображение землеподобной планеты (экзопланеты). Правда, её масса сравнима с весом пяти таких планет как Юпитер. Находится обнаруженная планета на расстоянии в 55 раз большем, чем от Земли до Солнца.

Самая большая экзопланетная система.

Кроме того, астрономы ESO обнаружили одну из самых больших систем, состоящих, из как минимум, пяти экзопланет. При этом, отмечается, что возможно в той же системе вокруг звезды HD 10180 существуют ещё две экзопланеты, при чем одна из них, возможно является самой маленькой из обнаруженных экзопланет.

Детальное картографирование центральной области Млечного пути.

Специалистам из Юной Европейской обсерватории потребовалось 16 лет работы для получения подробного изображения группы звезд, которые вращаются вокруг супермассивной черной дыры в центре Млечного пути.

Подтверждение гипотезы об ускоренно расширяющейся Вселенной.

Помощь астрономов из Южной Европейской Обсерватории также пригодилась при подтверждении гипотезы о том, что Вселенная, в которой мы живем, расширяется с ускорением, а не просто расширяется. Результатом этого открытия стало получение в 2011 году Нобелевской премии.

Связь долгих гамма-всплесков и сверхновых.

Работа астрономов из ESO привели к однозначному утверждению, что сильные гамма – всплески вызываются взрывами сверхновых звезд. Также астрономы впервые смогли наблюдать как предполагается столкновение двух нейтронных звезд, которые привели к короткому гамма – всплеску, причем одномоментно и в оптическом диапазоне.

Температура молодой Вселенной.

Астрономы обнаружили впервые с помощью аппаратуры своего телескопа молекулы монооксида углерода в галактике, которая была удалена от Земли на 11 млрд. световых лет. Таким образом, специалистам удалось также впервые измерить температуру межзвездной среды во время относительно ранней стадии эволюции Вселенной.

Замечание 1

Также астрономам удалось установить ориентировочный возраст Млечного пути. С этой целью они исследовали старейшую звезду нашей галактики. В результате возраст ее составил 13, 2 млрд лет.

Мерцание черной дыры.

В результате работы VLT был также установлено, что источником сильного излучения которое наблюдалось в центральной части Млечного пути, является супермассивная черная дыра. Этот объект находится в центре Галактики и очень быстро вращается, о чем свидетельствует сильное периодическое мерцание в инфракрасном спектре.

Эволюция Млечного пути.

Программа по изучению эволюции Млечного пути позволила картировать перемещение 14 тысяч звезд, похожих на наше Солнце, в ближайших пределах нашей планетарной системы за большой промежуток времени. В результате удалось собрать достаточно данных для опровержения утверждения о том, что в истории нашей галактики Млечный Путь не было сильных «турбулентностей».

Также отметим и ряд открытий, сделанных иными специалистами и организациями.

Открытие на Юпитере воды

Так, исследование астрофизика Гордона Л. Бьюракера из американского Центра космических полетов НАСА показали, что на Юпитере присутствуют признаки возможного нахождения там воды. К такому выводу исследователи пришли после анализа данных теплового излучения в глубинах большого атмосферного вихря, которого именуют Большим Красным Пятном. Признаки воды находятся над самым глубоким слоем облаков планеты. Это наблюдение совпадает с данными компьютерного моделирования, согласно которым на Юпитере находится большое количество воды.

Рисунок 2. Открытие на Юпитере воды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Новые известия о галактиках-монстрах

Стали известны и новые сведения о т. н. «галактиках – монстрах», где происходит высокий уровень звездообразования.

Итак, недавно стало известно, что представителям международной команды астрономов удалось открыть ранее не известные детали структуры «галактики-монстра», расположенной на расстоянии 12,4 миллиарда световых лет от Земли.

Определение 1

Под «галактикой-монстром» понимаются галактики с экстремальной вспышкой звездообразования. Поскольку подобные галактики возможно являются предками таких массивных галактик, как наш Млечный путь, то представляет интерес узнать особенности и этапы их формирования и эволюции.

Как отмечается специалистами, скорость звездообразования в исследуемой галактике почти в 1000 раз выше скорости образования звезд в галактике Млечный путь. Возможно, причиной такой скорости является столкновение галактик, однако, признаки такого столкновения пока не были зафиксированы.

Важнейшие астрономические открытия

1. Перемещение планет (2000 до н.э. — 500 до н.э.)

Тысячи лет наблюдений показывают, что есть звезды, которые движутся в небе, и, следовательно, Земля является частью Солнечной системы, планетой отличной от неподвижных звезд.

2. Земля движется (1543)

Николай Коперник

Николай Коперник помещает Солнце в центре Солнечной системы, а не Землю.

3. Орбиты планет являются эллиптическими (1605 — 1609)

Иоганн Кеплер

Иоган Кеплер

Иоганн Кеплер открыл математические законы, которые успешно и точно описывают движение планет по эллиптическим орбитам.

4. Луны Юпитера (1609 — 1612)

Галилео Галилей обнаружил, что у Юпитера есть луны, как у Земли, доказывая, что выводы Коперника, а не Птолемея, является правильными. Коперник предположил, что Земля не уникальна, а похожа на другие планеты Солнечной системы.

5. Расчет орбиты Кометы Галлея (1705 — 1758)

Эдмунд Галлей

Эдмунд Галлей доказывает, что кометы вращаются вокруг Солнца, как планеты и успешно предсказывает возвращение кометы Галлея.

Он определяет, что комету видели в 1531 и 1607 годах, а, следовательно, у нее орбита с 76-летним циклом обращения. Прогноз Галлея сбылся в 1758 году, когда комета возвратилась. К сожалению, Галлей умер в 1742 году, до знакового события.

6. Млечный Путь представляет собой гигантский диск из звезд (1780 — 1834)

Вильям Гершель

Каролин Гершель

Вильям Гершель и его сестра Каролин с помощью телескопа-мейкера составили карту всего неба и доказали, что наша Солнечная система находится в гигантском звездном скоплении — диске, вращается эта система звезд вокруг центра и называется Млечный Путь. Техника Гершеля включает в себя подсчет количество звезд в поле зрения его телескопа. Его окончательный подсчет показывает более 90000 звезд в 2400 областях неба. Более поздние исследования подтверждают, что наша галактика имеет форму диска, но уточнили, что Солнце находится не рядом с центром и что звездная система значительно больше, чем по оценкам Гершеля.

7. Общая теория относительности (1915 — 1919)

Альберт Эйнштейн

Альберт Энштейн

Альберт Эйнштейн представляет общую теорию относительности, в которой он предлагает массу искривлений времени и пространства, большие массы искривляет траекторию движения света. Теория в дальнейшем будет окончательно доказана в 1919 году астрономами, благодаря солнечному затмению в качестве теста.

8. Вселенная расширяется (1924 — 1929)

Эдвин Хаббл

Эдвин Хаббл определяет расстояние до многих соседних галактик и обнаруживает, что чем дальше они от нас, тем быстрее они летят от нас. Его расчеты доказывают, что Вселенная расширяется.

===============================================================================

Современная экономика не может быть не подкреплена научным подходом к организации бизнеса. Во многом прогнозирование бизнеса и работа в нем – это ежедневный анализ нелинейной системы. Эффективные тренинги позволяют моделировать бизнес ситуации или ситуации общения, тем самым помогая получить опыт других коллег, а самое главное получить уверенность в своих действиях.

===============================================================================

9. Центр Млечного Пути испускает радиоволны (1932)

Карл Янский

Карл Янски

Карл Янский открывает радиоастрономию и обнаруживает странные радиоизлучение объекты в центре Млечного Пути. Янский проводил эксперименты с радиопомехами в интересах своего работодателя, Bell Telephone Laboratories. Он обнаружил три группы помех:

— статические,

— от местных гроз,

— от далеких гроз,

— постоянное шипение.

Янский определяет, что статические помехи приходят из неизвестного источника в центре Млечного Пути.

10. Космическое микроволновое фоновое излучение (1964)

Арно Пензиас

Роберт Вилсон

Арно Пензиас и Роберт Вилсон обнаруживают космическое микроволновое фоновое излучение, которое, как они предполагают, является последствием Большого Взрыва. Их измерения, в сочетании с более ранними выводами Эдвина Хаббла, о разлете друг от друга галактик, дают веские доводы в пользу теории Большого Взрыва, как  рождения Вселенной.

11. Гамма-всплески (1969 — 1997)

Два десятилетия сохранялась тайна гамма-всплесков. Источник гамма всплесков искался множеством сложных наземных и орбитальных телескопов. Как выяснилось — гамма-всплески являются короткоживущими вспышки гамма-квантов, которые являются наиболее энергичной формой света и связанны с ядерными взрывами. Некоторые всплески в настоящее время связаны с далекими сверхновыми звездами – взрывами особенно массивных звезд.

12. Планет вокруг других звезд (1995 — 2004)

Астрономы нашли множество экзопланет в результате улучшения технологии телескопов и доказали, что другие солнечные системы существуют. Астрономы способны обнаруживать экзопланеты путем измерения гравитационного воздействия их на звезды.

13. Вселенная ускоряется (1998 — 2000)

Неожиданно, астрономы обнаружили, что вместо замедления из-за силы взаимного притяжения, расширение Вселенной на больших расстояниях ускоряется. Если эти наблюдения верны, и эта тенденция сохранится, то это приведет к неспособности видеть другие галактики. Новая теория конца вселенной на основе этого открытия была названа «большим расколом».

Похожие статьи:

Роберт Вилсон

Необычные открытия в астрономии в 2017 году

Автор статьи: Александр Фирцев

Интернет-маркетолог, редактор сайта «На доступном языке»
Дата публикации:23.10.2017

Александр ФирцевАлександр Фирцев

Астрономия — великая наука, которая развивается в наш век со стремительной силой. Из года в год, с развитием технологий, ученым удается открывать все новые факты не только о вселенной в целом, но и об отдельно взятых космических объектах.

Многочисленные исследования позволили прийти к открытиям, которые ранее казались немыслимыми. Знания, полученные сегодня могут стать отличной основой для развития не только науки, но и человечества в целом.

Среди открытий 2017 года самыми яркими и необычными оказались:

Астрономы открыли самую «прожорливую» черную дыру

В процессе изучения созвездия Девы, во внимание астрономов попал необычный объект — черная дыра, которая на протяжении более чем 10 лет поглощает огромные количества энергии и материи.

В период, когда небольшие космические тела приближались к черной дыре, она поглощала их, расщепляя на многочисленные частицы.

В связи с происходящими процессами поглощения, астрономам предоставлялась возможность лицезреть высокую яркость гибнущих звезд, наблюдающуюся на протяжении нескольких месяцев.

Фото: CXC/M. Weiss; X-ray: NASA/CXC/UNH/D. Lin et al, Optical: CFHT

Черная дыра была обнаружена в процессе изучения скопления галактик NGC 5813. В процессе исследования был выявлен тот факт, что черная дыра была обнаружена еще в 2005 году, когда яркость SDSS J1500+ 0154 стала более выраженной и заметной в лучах рентгеновского излучения.

Что же необычного в этом открытии? Дело в том, что объемы потребляемой энергии существенно выше, так называемого предела Эддингтона, согласно которому определяется количество поглощаемой материи черной дырой, прежде чем она начнет ее возвращать.

Обнаружение астероида размером с МГУ, пролетевшего рядом с Землёй

Шокирующим заявлением стало то, что в ночь с 1 на 14 сентября 2017 года мимо нашей планеты, на огромной скорости, пролетел неизвестный астероид. Согласно данным, полученным от астрономов, размер космического объекта составлял примерно 200 километров. При этом, он был приближен к Земле на 15,8 миллиона километров.

Обнаруженному объекту присвоили имя 2017 RU1. Согласно проведенным исследованиям, данное тело признано одним из самых крупных объектов, посещающих за последнее время окрестности нашей планеты. Стоит отметить, что объект был обнаружен за несколько дней до его сближения с Землёй.

Небольшой астероид почти коснулся атмосферы Земли

В начале года, 30 января, был неожиданно замечен астероид сверхмалых размеров 2017 Bh40, который пролетел на расстоянии в 65 тысяч километров от Земли. Это расстояние приблизительно равно орбите некоторых искусственных спутников Земли и является в шесть раз меньше чем дистанция от Земли до Луны.

По оценкам специалистов, размеры неожиданно обнаруженного астероида малы — от 3 до 10 метров. Обнаруженное тело относится к околоземным астероидам, которые вращаются около Солнца.

Риски столкновения астероида с нашей планетой были минимальны.

Астрономы раскрыли загадку появления самых мощных космических лучей

В 1912 году Виктор Хессес, во время полета на воздушном шаре открыл космические лучи, с помощью замера уровня радиации в атмосфере. Лучи представляют собой частицы различных элементов, которые представляют высокую опасность для космонавтов.

Среди ученых бытует мнение, что конкретного консенсуса по поводу их происхождения – не существует. Многолетние исследования, длившиеся больше 8 лет, позволили выяснить, что мощные космические лучи имеют внегалактическое происхождение. Их источник так и остается загадкой, однако известно лишь то, что согласно частоте падения и иным свойствам, лучи были образованы в близлежащих галактиках, которые вероятнее всего расположены на относительно недалеком расстоянии от Млечного Пути.

Астрономы открыли сразу нескольких экзопланет

Открытая в мае 2016 года звезда TRAPPIST-1 в созвездии водолея, оказалась хозяйкой нескольких аналогов Земли. Ученые предполагают, что три из семи открытых планет расположены в «зоне жизни» и имеют в своем арсенале воду и густую атмосферу.

Система TRAPPIST-1 расположена в 40 световых годах от нашей планеты. По результатам проведенных исследований, учеными было определено, что согласно спектру лучей, которые прошли сквозь оболочки планет, каменистые планеты вероятнее всего могут обладать атмосферой и содержать воду.

Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech

Современное оборудование позволило ученным точно определить диаметр и массу большинства найденных пригодных для развития жизни планет и получить информацию о составе их атмосферы.

Астрономы нашли «суперземлю», возможно пригодную для жизни

Благодаря спектрографу, установленному в обсерватории на испанских Канарских островах, астрономам удалось обнаружить потенциально обитаемую «суперземлю».

Масса обнаруженного космического тела в 2,8 раз больше массы Земли, а суточный период равен 350,4 часа. Температура поверхности планеты не превышает 75°С.

Ученые заинтересованы найденной планетой и в ближайшее время намерены определить состав атмосферы и наличие жидкой воды.

Группа ученых обнаружила шесть новых галактик

Группе ученых, образованной специалистами из Китая, США и Чили, удалось открыть сразу шесть галактик, которые ранее не были известны человечеству.

По словам специалистов, обнаруженные галактики сформировались через 800 миллионов лет после большого взрыва. Обнаруженные галактики позволили осуществить прорыв в наблюдательской деятельности астрономов и помогло заложить основы изучения образования звезд.

Исчезновение звезды

Американские специалисты вот уже несколько лет подряд наблюдали за звездой N6946-BH, однако недавно, по словам астрономов NASA, звезда исчезла из поля зрения.

Актуальная на сегодняшний день информация гласит о том, что точных причин пропажи небесного тела из поля зрения нет. Учеными выдвинута гипотеза, что адекватной причиной может стать гравитационный коллапс – исчезновение или превращение объекта в черную дыру.

Фото: NASA / ESA/C. Kochanek (OSU)

На этапе наблюдения и изучения объекта, подобного варианта развития событий не предполагалось, однако, несмотря на это, астрономы допускали возможность взрыва звезды.

Звезда N6946-Bh2 была расположена на 22 миллиона световых лет от нашей планеты и была в 25 раз тяжелее Солнца.

Статья подготовлена по материалам «РИА Новости»

Астрономы и их открытия | Большой новосибирский планетарий

Аристарх Белопольский

Аристарх Белопольский (01.07.1854-16.05.1934) — русский и советский астроном и астрофизик.
Разработал метод и сконструировал прибор, с помощью которых первым получил экспериментальное доказательство существования эффекта Доплера применительно к световым волнам. Белопольский применил эффект Доплера, проявляющийся в виде смещения спектральных линий в оптических спектрах, для исследований в астроспектроскопии. Он в числе первых определил элементы орбит нескольких переменных и спектрально-двойных звёзд, исследовал спектры новых звёзд и солнечной поверхности, краев и короны; — лучевые скорости небесных светил, один из пионеров в фотографировании их спектров с помощью спектрографов. Ученый обнаружил периодическое изменение лучевой скорости у цефеид. Он всесторонне исследовал кометы, вращение около оси Венеры, Юпитера и колец Сатурна. Внёс существенный вклад в развитие и оснащение Пулковской обсерватории и её отделений.

Галилео Галилей (15.02.1564-08.01.1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.

В 1609 году Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром. Труба давала приблизительно трёхкратное увеличение. Вскоре ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза. Сам термин телескоп ввёл в науку именно Галилей.
Первые телескопические наблюдения небесных тел Галилей провёл 7 января 1610 года. Эти наблюдения показали, что Луна, подобно Земле, имеет сложный рельеф — покрыта горами и кратерами. Известный с древних времён пепельный свет Луны Галилей объяснил как результат попадания на наш естественный спутник солнечного света, отражённого Землёй. Галилей обнаружил также либрацию Луны и довольно точно оценил высоту лунных гор.
У Юпитера обнаружились собственные луны — четыре спутника. Тем самым Галилей опроверг один из доводов противников гелиоцентризма: Земля не может вращаться вокруг Солнца, поскольку вокруг неё самой вращается Луна. Ведь Юпитер заведомо должен был вращаться либо вокруг Земли (как в геоцентрической системе), либо вокруг Солнца (как в гелиоцентрической). Полтора года наблюдений позволили Галилею оценить период обращения этих спутников (1612), хотя приемлемая точность оценки была достигнута только в эпоху Ньютона. Галилей предложил использовать наблюдения затмений спутников Юпитера для решения важнейшей проблемы определения долготы на море.
Галилей открыл также (независимо от Иоганна Фабрициуса и Хэрриота) солнечные пятна. Он установил, что Венера меняет фазы. Ученый отметил также странные «придатки» у Сатурна, но открытию кольца помешали слабость телескопа и поворот кольца, скрывший его от земного наблюдателя.

Гипатия Александрийская

Гипатия Александрийская (350-370 (?) — март 415 г.)– женщина-ученый греческого происхождения, философ, математик, астроном.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц.

Гиппарх Никейский

Гиппарх Никейский (ок. 190 до н. э. — ок. 120 до н. э) — древнегреческий астроном, механик, географ и математик.
Гиппарх составил первый в Европе звёздный каталог, включивший точные значения координат около тысячи звёзд. Новшеством Гиппарха при составлении каталога явилась система звёздных величин: звёзды первой величины самые яркие и шестой — самый слабые, видимые невооружённым взглядом. Эта система в усовершенствованном виде используется в настоящее время.
Наиболее важным достижением древнегреческого ученого считается открытие предварения равноденствий, или астрономической прецессии, заключающееся в том, что точки равноденствий постепенно перемещаются среди звёзд, благодаря чему каждый год равноденствия наступают раньше, чем в предшествующие годы. Гиппарх сделал это открытие, сопоставляя определённые им самим координаты Спики с измерениями александрийского астронома Тимохариса.

Жозеф Луи Лагранж

Жозеф Луи Лагранж (25.01.1736-10.04.1813) — французский математик, астроном и механик итальянского происхождения.
В 1764 году Французская академия наук объявила конкурс на лучшую работу по проблеме движения Луны. Лагранж представил работу, посвященную либрации Луны. Точки либрации – это точки в системе из двух массивных тел, в которых третье тело с пренебрежимо малой массой, не испытывающее воздействие никаких других сил, кроме гравитационных, со стороны двух первых тел, может оставаться неподвижным относительно этих тел.
Более точно точки Лагранжа представляют собой частный случай при решении так называемой ограниченной задачи трёх тел — когда орбиты всех тел являются круговыми и масса одного из них намного меньше массы любого из двух других. В этом случае можно считать, что два массивных тела обращаются вокруг их общего центра масс с постоянной угловой скоростью. В пространстве вокруг них существуют пять точек, в которых третье тело с пренебрежимо малой массой может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с массивными телами. В этих точках гравитационные силы, действующие на малое тело, уравновешиваются центробежной силой.

Иоганн Кеплер

Иоганн Кеплер (27.12.1571-15.11.1630) – немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.
В конце XVI века в астрономии ещё происходила борьба между геоцентрической системой Птолемея и гелиоцентрической системой Коперника. Противники системы Коперника ссылались на то, что в отношении погрешности расчётов она ничем не лучше птолемеевской.
Открытые Кеплером три закона движения планет полностью и с превосходной точностью объяснили видимую неравномерность движений планет. Вместо многочисленных надуманных эпициклов модель Кеплера включает только одну кривую — эллипс. Второй закон установил, как меняется скорость планеты при удалении или приближении к Солнцу, а третий позволяет рассчитать эту скорость и период обращения вокруг Солнца.
Хотя исторически кеплеровская система мира основана на модели Коперника, фактически у них очень мало общего (только суточное вращение Земли). Исчезли круговые движения сфер, несущих на себе планеты, появилось понятие планетной орбиты. В системе Коперника Земля всё ещё занимала несколько особое положение, поскольку центром мира Коперник объявил центр земной орбиты. У Кеплера Земля — рядовая планета, движение которой подчинено общим трём законам. Все орбиты небесных тел — эллипсы (движение по гиперболической траектории открыл позднее Ньютон), общим фокусом орбит является Солнце.
Кеплер вывел также «уравнение Кеплера», используемое в астрономии для определения положения небесных тел.
Законы планетной кинематики, открытые Кеплером, послужили позже Ньютону основой для создания теории тяготения. Ньютон математически доказал, что все законы Кеплера являются прямыми следствиями закона тяготения.
Кеплер стал автором первого обширного (в трёх томах) изложения коперниканской астрономии (1617—22), которое немедленно удостоилось чести попасть в «Индекс запрещённых книг». В эту книгу, свой главный труд, Кеплер включил описание всех своих открытий в астрономии.
Летом 1627 года Кеплер после 22 лет трудов опубликовал астрономические таблицы, которые в честь императора назвал «Рудольфовыми». Спрос на них был огромен, так как все прежние таблицы давно разошлись с наблюдениями. Немаловажно, что труд впервые включал удобные для расчётов таблицы логарифмов. Кеплеровы таблицы служили астрономам и морякам вплоть до начала XIX века.

Клавдий Птолемей

Клавдий Птолемей (ок. 100 – ок. 170) — позднеэллинистический астроном, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской, где проводил астрономические наблюдения.
Основным трудом Птолемея стало «Великое математическое построение по астрономии в тринадцати книгах» , представлявшее собой энциклопедию астрономических и математических знаний древнегреческого мира. В своей книге Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона, сформулировав весьма сложную геоцентрическую модель мира. При создании данной системы он проявил себя как умелый механик, поскольку сумел представить неравномерные движения небесных светил в виде комбинации нескольких равномерных движений по окружностям. Книга также содержала каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей мог видеть, находясь в Александрии.
Система Птолемея была практически общепринятой в западном и арабском мире — до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.

Михаил Ломоносов

Михаил Ломоносов (08.11.1711 – 04.04.1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик.
В астрономии прославился открытием атмосферы у планеты Венера. Это открытие он совершил 26 мая 1761 года, когда наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску.
Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время.
Ломоносов, хорошо знавший телескопы И. Ньютона и Д. Грегори, предложил свою конструкцию. Суть и отличие от двух предыдущих предложенного им усовершенствования заключались в том, что новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.

Николай Коперник

Николай Коперник (19.02.1473-24.05.1543) – польский астроном, математик, механик, экономист. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Главное и почти единственное сочинение Коперника «О вращении небесных сфер» было издано в 1543 году. В нем говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.
Коперник в своем труде дает сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде. Упоминается Луна, планеты и причины изменения широт планет.
Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
• орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
• центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
• все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
• расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
• суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
• Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;
• это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

Пьер-Симон Лаплас

Пьер-Симон Лаплас (23.03.1749-05.03.1827) — французский математик, механик, физик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей.
Лаплас дал всесторонний анализ известных движений тел Солнечной системы на основе закона всемирного тяготения и доказал её устойчивость в смысле практической неизменности средних расстояний планет от Солнца и незначительности колебаний остальных элементов их орбит. Наряду с массой специальных результатов, касающихся движений отдельных планет, спутников и комет, фигуры планет, теории приливов и т. д., важнейшее значение имело общее заключение, опровергавшее мнение, что поддержание настоящего вида Солнечной системы требует вмешательства каких-то посторонних сверхъестественных сил.
Лаплас доказал устойчивость солнечной системы, состоящую в том, что благодаря движению планет в одну сторону, малым эксцентриситетам и малым взаимным наклонам их орбит, должна существовать неизменяемость средних расстояний планет от Солнца, а колебания прочих элементов орбит должны быть заключены в весьма тесные пределы.
Также, ученый открыл, что ускорение в движении Луны, приводившее в недоумение всех астрономов, является периодическим изменением эксцентриситета лунной орбиты, и возникает оно под влиянием притяжения крупных планет. Рассчитанное им смещение Луны под влиянием этих факторов хорошо соответствовало наблюдениям.
По неравенствам в движении Луны Лаплас уточнил сжатие земного сфероида. Вообще исследования, произведенные Лапласом в движении нашего спутника, дали возможность составить более точные таблицы Луны, что, в свою очередь, способствовало решению навигационной проблемы определении долготы на море.
Лаплас первый построил точную теорию движения галилеевых спутников Юпитера, орбиты которых из-за взаимовлияния постоянно отклоняются от кеплеровских. Он также обнаружил связь между параметрами их орбит, выражаемую двумя законами, получившими название «законов Лапласа». Вычислив условия равновесия кольца Сатурна, Лаплас доказал, что они возможны лишь при быстром вращении планеты около оси, и это действительно было доказано потом наблюдениями Уильяма Гершеля.
Лаплас разработал теорию приливов при помощи двадцатилетних наблюдений уровня океана в Бресте.
Опередив своё время, Лаплас в «Изложении системы мира» (1796) фактически предсказал «чёрные дыры».

Тихо Браге

Тихо Браге (14.12.1546-24.10.1601) — датский астроном эпохи Возрождения. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Кеплер вывел законы движения планет.
В ноябре 1577 года на небе появилась яркая комета. Тихо Браге тщательно проследил её траекторию вплоть до исчезновения видимости в январе 1578 года. Сопоставив свои данные с полученными коллегами в других обсерваториях, он сделал однозначный вывод: кометы — не атмосферное явление, как полагал Аристотель, а внеземной объект, втрое дальше, чем Луна.
Свои научные достижения Браге изложил в многотомном астрономическом трактате. Сначала вышел второй том, посвящённый системе мира Тихо Браге и комете 1577 года. Первый же том (о сверхновой 1572 года) вышел позднее, в 1592 году в неполном виде. В 1602 году, уже после смерти Браге, Иоганн Кеплер опубликовал окончательную редакцию этого тома. Браге собирался в последующих томах изложить теорию движения других комет, Солнца, Луны и планет, однако осуществить этот замысел уже не успел.

Уильям Гершель

Уилльям Гершель (15.11.1738-25.08.1822) — английский астроном немецкого происхождения. Прославился открытием планеты Уран, а также двух её спутников — Титании и Оберона. Он также является первооткрывателем двух спутников Сатурна и инфракрасного излучения.
В 1773 году, не имея средств для покупки большого телескопа, он стал сам шлифовать зеркала и конструировать телескопы и в дальнейшем сам изготавливал оптические приборы как для собственных наблюдений, так и на продажу. Король Великобритании Георг III, сам любитель астрономии, произвёл Гершеля в чин Королевского Астронома и снабдил его средствами для постройки отдельной обсерватории. С 1782 года Гершель и ассистировавшая ему сестра Каролина постоянно работали над совершенствованием телескопов и астрономическими наблюдениями. Благодаря некоторым техническим усовершенствованиям и увеличению диаметра зеркал Гершель смог в 1789 году изготовить самый большой телескоп своего времени (фокусное расстояние 12 метров).
Однако главные работы Гершеля относятся к звёздной астрономии. Из наблюдений за двойными звёздами, предпринятых с целью определения параллаксов, Гершель сделал новаторский вывод о существовании звёздных систем. Гершель много наблюдал туманности и кометы, также составляя тщательные описания и каталоги. Он также изучал структуру Млечного Пути и пришёл к выводу, что он имеет форму диска, а Солнечная система находится в составе Млечного Пути.
Также Гершель открыл движение Солнечной системы в сторону созвездия Геркулеса.

Фалес Милетский

Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик.
Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.
По мнению исследователей, Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.
Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.
Также он ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).

Эдмунд Галлей

Эдмунд Галлей (29.10.1656-14.01.1742) – английский Королевский астроном, физик, математик, метеоролог и демограф.
Ещё в 1676 году, будучи студентом третьего курса Оксфордского университета, Галлей опубликовал свою первую научную работу — «Об орбитах планет» — и открыл большое неравенство Юпитера и Сатурна. Это открытие впервые поставило перед астрономами важнейший для человечества вопрос об устойчивости, долговечности Солнечной системы. В 1693 году Галлей обнаружил вековое ускорение Луны, что могло свидетельствовать о её непрерывном приближении к Земле.
В 1677 году Галлей предложил новый метод определения расстояния до Солнца, то есть астрономическую единицу. Для этого необходимо было наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца из двух мест, удалённых по широте. Способ Галлея позволил к концу XIX века в 25 раз снизить ошибку при определении солнечного параллакса.
Возвратился в Англию в ноябре 1678 года, а в 1679 году издал «Каталог Южного неба», в который включил информацию о 341 звезде Южного полушария. За особые достижения Галлей был представлен к званию магистра астрономии в Оксфорде и был принят в члены Лондонского Королевского Общества.
С именем Эдмунда Галлея связан и коренной перелом в представлениях о кометах. В Новое время до Ньютона все считали их чужеродными странниками, лишь пролетающими сквозь Солнечную систему по незамкнутым параболическим орбитам. После того как в 1680 и 1682 годах появились две яркие кометы, Галлей рассчитал и опубликовал в 1705 году орбиты 24 комет и обратил внимание на сходство параметров орбит у нескольких из них, наблюдавшихся в XVI—XVII веках, с параметрами кометы 1682 года. Промежутки времени между появлениями этих комет оказались кратными 75—76 годам. В 1716 году он опубликовал подробные расчёты, указал, что это одна и та же комета, и следующее её появление должно произойти в конце 1758 года. И действительно, она была обнаружена Иоганном Георгом Паличем 25 декабря 1758 года. Возвращение кометы в предсказанный срок стало первым триумфальным подтверждением теории тяготения Ньютона и прославило имя самого Галлея. Эта комета в наши дни называется кометой Галлея.
Галлей был первым, кто привлёк внимание астрономов к совершенно загадочному тогда объекту — туманностям. В статье 1715 года он уже утверждал, что это самосветящиеся космические объекты. Учёный также сделал и далеко идущее заключение, что таких объектов во Вселенной, «без сомнения», много больше и «они не могут не занимать огромных пространств, быть может, не менее, чем вся наша Солнечная система».