Самый большой атомный ледокол в мире – Самый большой атомный ледокол в мире из РФ проломил лед рядом с европейским судном. Под «Прощание славянки» » E-News.su

Содержание

Атомный ледокол — Википедия

Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу мощности на гребные винты[1].

Советский Союз был единственной страной, обладавшей флотом атомных ледоколов, после его распада такой единственной страной является Россия. Все атомные ледоколы базируются в порту города Мурманск.

Российский атомный ледокол «Ямал» с нарисованной на носу акульей пастью

Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек.

Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач» (названы в честь одноименных исследовательских судов Российского Императорского флота), были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов.

В 2014 году на ледоколе «50 лет Победы» состоялась передача эстафеты Олимпийского огня Сочи 2014.

Атомные ледоколы часто используются в научных целях. В 1977 г. ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном — к Северному полюсу.

Зимой толщина льда в Северном Ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны ходить в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в свободных ото льда водах — до 45 км/ч (до 25 узлов).

Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. На 2016 год пять из них в строю. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — суда «река-море» «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wärtsilä в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных энергоблоков. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».

Название Введён в строй Предполагаемый
год выработки
ресурса
200 тыс. часов[2]
Завод Проект Тип Класс Дополнительно
Ленин 1959 Адмиралтейский завод 92M Ледокол Ленин Выведен из эксплуатации в 1989 году. Корабль-музей.
Арктика[3] 1975 2008 Балтийский завод 1052 Ледокол Арктика
(лёд до 2,8 м)
Выведен из эксплуатации в октябре 2012 года. В настоящее время стоит на отстое в Мурманске, ожидая утилизации.
Сибирь 1977 Балтийский завод 1052 Ледокол Арктика В феврале 2018 года выгружены оба атомных реактора[4]. До конца марта все работы по демонтажу атомной установки будут завершены, а чистый корпус ледокола будет передан «Атомфлоту».
Россия 1985 2018 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов. Выведен из эксплуатации в 2013 году.
Севморпуть 1988 2020 Керченский судостроительный завод 10081 Лихтеровоз Севморпуть
(лёд до 1 м)
В строю. Транспортное судно ледового класса. В 2007 году временно выведен из эксплуатации. В 2012 году списан. В 2013 году подписан приказ о восстановлении[5]. С 2016 года снова введен в строй.
Таймыр 1989 2022 Wärtsilä[6] 10580 Мелкоосадочный ледокол Таймыр
(лёд до 1,8 м)
В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 200 тыс. часов
Советский Союз 1990 2020 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов, в настоящее время решается вопрос о продлении ресурса. В отстое с 2010 года.
Вайгач 1990 2022 Wärtsilä[6] 10580 Мелкоосадочный ледокол Таймыр В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 200 тыс. часов
Ямал 1993 2022 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика В строю. Первоначально был заложен как «Октябрьская Революция»
50 лет Победы 2007 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика Модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика», второй по мощности (с появлением «Арктики») ледокол в мире. Первоначально строился под названием «Урал»
Арктика[7] 2020 (план) Балтийский завод 22220 Ледокол ЛК-60Я Головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я», самый мощный ледокол в мире.
Сибирь 2021 (план) Балтийский завод 22220 Ледокол ЛК-60Я Является вторым судном проекта «ЛК-60Я».
Урал 2022 (план) Балтийский завод 22220 Ледокол ЛК-60Я
Лидер 2023 (план) ООО «СКК «Звезда». 10510 Ледокол ЛК-110Я Разрабатывается ЦКБ «Айсберг», ОКБМ им. И. И. Африкантова и ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Сравнение классов российских ледоколов[править | править код]

Характеристики Ленин[8] Арктика[9] Таймыр[9] ЛК-60Я[9] ЛК-110Я[10]
Длина наибольшая / по КВЛ, м 134,0 / 124,0 148,0 / 136,0 150,0 / 140,6 172,2 / 160,0 206,0 / 193,6
Ширина наибольшая / по КВЛ, м 27,6 30,0 / 28,0 29,2 / 28,0 33,0 / 32,0 40,0 / 38,0
Высота борта, м 16,1 17,2 15,2 15,2 20,3
Осадка по КВЛ / минимальная, м 10,5 11,0 8,1 10,5/8,55 13,0/11,0
Водоизмещение по КВЛ/по минимальной осадке, т 16000 23460 19600 33600/24800 55600
Число и мощность турбин, кВт 4 по 8085 2 по 27580 2 по 18400 2 по 35400
Число гребных винтов 3 3 3 3 4
Число и мощность реакторов, кВт 3 по 90000
(2 по 159000
после
модернизации)
2 по 171000 1 по 171000 2 по 175000
Мощность на валах, кВт 32400 49000 32500 60000 120000
Скорость на чистой воде, узлов 18 20,8 20,2 22 24
Лёдопроходимость, м 2,25 1,95 2,8-2,9 3,5
Экипаж, чел 243 130 89 74 127
Построено 1 6 2 3 0
В эксплуатации 0 2 2 0 0

Ледоколы класса «Ленин»[править | править код]

Первый советский атомный ледокол, 3 декабря 1959 года передан Министерству морского флота, которое разместило заказ на его строительство на Ленинградском Адмиралтейском заводе и горьковском военном заводе №92. В создании судна участвовали также более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий атомный ледокол можно сравнить с космическим кораблём[1].

Марка Почты СССР: Атомный ледокол в полярных льдах на фоне фрагмента контурной карты северного полушария Земли.

На момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым атомным надводным кораблём и первым атомным гражданским судном.

На ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: первый раз в 1965 году, второй — в 1967 году. Второе ЧП привело к серьёзному повреждению одного из трёх реакторов ОК-150 и их замене на два реактора ОК-900. В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и доступен для посещения.

Ледоколы класса «Арктика»[править | править код]

Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: к этому классу относятся 6 из 10 атомных ледоколов. Так как эти ледоколы строились в течение тридцати лет, между ними есть некоторые различия. Как правило, новые ледоколы быстрее, мощнее и требуют для эксплуатации экипажи меньшей численности.

Ледоколы этого класса имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда — 48 мм, в других местах — 25 мм. Между корпусами располагаются цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее чем 50-процентной мощности).

Обычно на ледоколах класса «Арктика» имеются много удобств для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажёрный зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка.

Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им специально для сложных рейсов или туристических круизов.

В проект заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано[11][12].

Ледокол «Арктика»[править | править код]

Введён в эксплуатацию в 1975 году. В 2008 году ледокол совершил свой последний поход, в 2011 выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.

Ледокол «Сибирь»[править | править код]

Введён в эксплуатацию в 1977 году. По информации Счётной палаты, «Ледокол „Сибирь“ выведен из эксплуатации с 1992 года по причине большого количества негерметичных секций парогенераторов и невозможности эксплуатации реакторной установки № 2 без замены внутренних парогенераторов. Из реакторов № 1 и № 2 выгружены активные зоны в ноябре 1995 года и в январе 1996 года соответственно, при этом наработка реакторов № 1 и № 2 на момент вывода из эксплуатации была ниже нормативной».

Утилизацию атомного ледокола запланировано завершить к концу 2017 года.

Ледокол «Россия»[править | править код]

Введён в эксплуатацию в 1985 году. Выведен из состава флота в 2013 году по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

Ледокол «Советский Союз»[править | править код]

Введён в эксплуатацию в 1989 году. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. С 2010 года находится в отстое. Восстановление ледокола было признано нецелесообразным и в августе 2017 года принято решение о его утилизации[13].

Ледокол «Ямал»[править | править код]

Эксплуатируется с 1993 года. Ледокол «Ямал» в июле-августе специализируется на туризме, совершив уже более полусотни походов на полюс, и был первым ледоколом, достигшим «Северного полюса недоступности» в рейсах 1996 года (29.07.1996 и 12.08.1996).

Ледокол «50 лет Победы»[править | править код]

Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» — атомный ледокол «50 лет Победы». Был заложен в 1989 году на Балтийском заводе в Ленинграде под названием «Урал». Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в 2006 году и достраивался до весны 2007 года. Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле 2007 года.

Ледоколы класса «Таймыр»[править | править код]

В 1989—1990 годах в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина — 151 м, ширина — 29 м.

Ледоколы класса ЛК-60Я[править | править код]

ЛК-60Я (проект 22220) — новый класс универсальных двухосадочных (способных менять осадку в процессе эксплуатации) атомных ледоколов. Предназначены для замены ледоколов классов «Арктика» и «Таймыр» по мере их вывода из эксплуатации из-за исчерпания ресурса. Один ледокол класса ЛК-60Я позволит заменить одновременно один ледокол класса «Арктика» и один класса «Таймыр».

На сентябрь 2019 года на Балтийском заводе спущены на воду три корабля этого проекта: «Арктика» (2016), «Сибирь» (2017) и «Урал» (2019). Ввод в эксплуатацию первого из них («Арктика») ожидается в 2020 году[9][14].

Ледоколы класса ЛК-110Я[править | править код]

Проектируемый класс атомных ледоколов. Предназначены для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. За счёт увеличенной ширины будут обеспечивать проведение крупнотоннажных грузовых судов. В настоящий момент ведётся разработка конструкторской документации.

  • Серия почтовых марок России, 2009 год
  • Ледокол «Ленин»

  • Ледокол «Таймыр»

  • Ледокол «Ямал»

  • Ледокол «50 лет Победы»

Для работы атомных ледоколов используются суда поддержки:

  1. Топливные суда, используемые для дозаправки:
  2. Топливное судно для перевозки ядерного топлива:
  3. Вспомогательные суда:

Как правило, ледоколы стараются проламывать лёд там, где он тоньше всего, чтобы не попасть в ледяные ловушки. В 1970—80-х годах для исследования толщины льда использовались специальные самолёты. В наши дни для этого используются спутниковые системы.

Незаменимость атомного флота особенно отчётливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. «Polarstern»). В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».

Надёжность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысячи 400 миль.

Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.

С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году. В 1990 году совершил свой первый экскурсионный тур атомный ледокол «Россия». Появление круизных рейсов в 1990 году было связано с невостребованностью ледоколов и являлось единственной возможностью сохранить атомный ледокольный флот. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор ежегодно проводилось не меньше четырёх туров. С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз». Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал». На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция. С момента спуска ледокола на воду походы на Северный полюс совершаются только на его борту.

Обычно за сезон совершается 5 рейсов к Северному полюсу. Путешествие в среднем длится 12 дней: 5 дней судно идёт к «макушке» Земли, пару дней стоит в точке с координатами 90°00′00″ северной широты (долготы там нет), а затем отправляется обратно, в Мурманск. Круиз, длящийся три недели, стоит $ 40 000. За последние 20 лет в точке пересечения всех меридианов побывало порядка 9 тысяч человек.

Самый большой ледокол в мире

Первый ледокол, появившийся еще в 18 веке, представлял собой небольшой пароход, который осуществлял ледокольные операции в гавани Филадельфии. С момента его появления прошло не одно столетие, и за это время произошли глобальные изменения в конструкции: сначала колесо заменили турбиной, затем – атомным реактором, и вот уже сегодня корабли внушительных размеров занимаются колкой льда в Арктике. На сегодняшний день Россия и Америка могут гордиться своим большим флотом, состоящим из атомных и дизельных мощных судов, которые предназначены для выполнения ледокольных операций, но где и когда был создан самый большой ледокол в мире некоторым до сих пор неизвестно. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

«Севморпуть»

Строительство атомного лихтеровоза-контейнеровоза осуществлялось на крупном судостроительном предприятии «Залив» в период с 1982 по 1988 годы. Атомоход «Севморпуть» представляет собой ледокольно-транспортное судно, на котором использовалась ядерная энергетическая установка. В использование лихтеровоз сдали в декабре 1988 года.

«Севморпуть»

«Севморпуть»

После подъема флага и начала выполнения работ суммарный путь лихтеровоза составил 302000 миль. За все время эксплуатации ледокола было переправлено свыше 1,5 миллионов тонн различного груза. Необходимость в перезарядке ядерного реактора требовалась только однажды.

Основное предназначение судна высотой с многоэтажный дом и длиной в 260,1 м – транспортирование груза в отдаленные районы Севера, однако оно способно и передвигаться во льдах толщиной 1 метр. И кто после этого скажет, что судно «Севморпуть» не заслуживает носить звание ледокола?

«Арктика»

Назван атомный ледокол в честь своего легендарного предшественника, который спустили на воду в 1972 года и проработавшего более 30 лет. Судно длиной 173,3 метра может работать в заливах и устьях рек, а также колоть океанские льды. Атомный ледокол «Арктика» спустили без секции надстройки в июне 2016 года. По технологии надстройка весом около 2400 тонн должна устанавливаться после того, как судно спустили на воду.

Ледокол «Арктика»

Ледокол «Арктика»

Ледокол «Арктика» проекта 22220 мог пройти через лед толщиной в 2,9. Благодаря современной автоматической системе управления, которой оснастили новое судно, в два раза удалось уменьшить численность экипажа.

В эксплуатацию ледокол планируется ввести в 2018-2019 годах и после того как это произойдет он побьет все рекорды по мощности силовых установок, по габаритам и высоте льдов, через которые ему доведется проходить.

«50 лет Победы»

Ледокол «50 лет Победы»

Ледокол «50 лет Победы»

Основное отличие атомного ледокола «50 лет Победы» длиной 159,6 метров – глубокая посадка и внушительная мощь. Строительство корабля осуществлялось в период с 1989 по 2007 годы. С момента спуска на воду и начала использования судно «50 лет Победы» более 100 раз отправлялось в экспедиции к Северному полюсу.

«Таймыр»

Ледокол «Таймыр»

Ледокол «Таймыр»

Атомный ледокол длиной 151,8 метра в устьях рек способен колоть лед толщиной в 1,77 метра, расчищая, таким образом, путь для других судов. К основным особенностям ледокола «Таймыр» относят уменьшенную посадку и возможность осуществлять ледокольные операции в местностях с экстремально низкими температурами.

«Вайгач»

Атомный ледокол с мелкой посадкой – второе судно в серии проекта 10580, строительство которого осуществлялось в Финляндии по заказу СССР. Основное предназначение ледокола длиной 151,8 метра – обслуживание судов, направляющихся по Северному Морскому коридору в устья рек, находящихся в Сибири. Названо судно в честь гидрографического корабля начала 20 столетия, выполняющего ледокольные операции.

Ледокол «Вайгач»

Ледокол «Вайгач»

Ледокол «Вайгач» сопровождает из Норильска корабли, груженные металлом, а из Игарки – лесом и рудой. Благодаря атомной турбоэлектрической установке «Вайгач» может проходить через лед толщиной до двух метров. Во льдах толщиной 1,77 метра судно следует со скоростью в 2 узла. Ледокольные операции осуществляются при температуре до -50 градусов.

«Ямал»

Строительство ледокола длиной 150 метров завершилось в 1986 году, а на воду его спустили через 3 года. Изначально судно называлось «Октябрьская Революция», а в 1992 году переименовано в «Ямал».

Ледокол «Ямал»

Ледокол «Ямал»

В 2000 году «Ямал» отправился к Северному полюсу, чтобы встретить третье тысячелетие. Всего на ледоколе было совершено 46 экспедиций к Северному полюсу. «Ямал» стал седьмым судном, которому удалось достигнуть Северного полюса. Одно из преимуществ ледокола «Ямал» – возможность двигаться вперед и назад.

«Healy»

Ледокол «Healy»

Ледокол «Healy»

На ледоколе длиной 128 метров, который является самым большим в Америке, американцам впервые самостоятельно удалось достигнуть Северного полюса. Произошло это событие в 2015 году. Исследовательское судно оснащено новейшим измерительным и лабораторным оборудованием.

«Polar Sea»

Ледокол «Polar Sea»

Ледокол «Polar Sea»

Строительство ледокола длиной 122 метра завершилось в 1976 году, судно до сих пор находится в рабочем состоянии, правда в период с 2007 по 2012 оно не эксплуатировалось. Дизельные двигатели и газотурбинные установки в сумме выдают мощность в 78 тысяч лошадиных сил. По мощностных характеристикам практически ничем не уступает ледоколу «Арктика». Скорость ледокола «Polar Sea» во льдах толщиной 2 метра составляет 3 узла.

«Louis S. St-Laurent»

Ледокол «Louis S. St-Laurent»

Ледокол «Louis S. St-Laurent»

Строительство канадского ледокола длиной 120 метров завершилось в 1969 году. В 1993 провели полную модернизацию судна. «Louis S. St-Laurent» – первый в мире корабль, который достиг Северного полюса (экспедиция завершилась в 1994 году).

«Polarstern»

Ледокол «Polarstern»

Ледокол «Polarstern»

Немецкое судно длиной 118 метров, предназначенное для научных и исследовательских работ, может эксплуатироваться при температуре до -50 градусов. Во льдах толщиной до 1,5 метров ледокол «Polarstern» двигается со скоростью в 5 узлов. Судно в основном следует в направлениях Арктики и Антарктики с целью изучения этих районов.

В 2017 году ожидается появление нового ледокола «Polarstern-ІІ», на который возложат вахтенную службу в Арктике.

Самый большой ледокол в мире: фото, размеры

Первый ледокол в мире появился еще в XVIII веке. Это был не очень больших размеров пароход, способный ломать лед в гавани Филадельфии. Прошло немало времени с тех пор, как колесо было заменено турбиной, а затем появился и мощный атомный реактор. Сегодня огромные атомоходы взламывают арктические льды огромной мощностью.

Что такое ледокол?

Это судно, используемое в покрытых мощным слоем льда водах. Атомные ледоколы оснащены ядерными силовыми установками, в связи с чем обладают большей мощностью, чем дизельные, благодаря чему они проще покоряют замерзшие водоемы. Ледоколы обладают еще одним явным преимуществом – им не нужна дозаправка топливом.

Ниже в статье представлен самый большой ледокол в мире (размеры, конструкция, особенности и т. д.). Также, прочитав материал, можно ознакомиться с крупнейшими лайнерами мира подобного типа.

Ледокол самый большой в мире

Общие сведения

Следует отметить, что все 10 существующих на сегодня атомных ледоколов построены и спущены на воду во времена бытности СССР и России. Незаменимость подобных лайнеров доказывает операция, произошедшая в 1983 году. В то время около полсотни судов, включая и дизельные ледоколы, оказались на востоке Арктики, в ледовой ловушке. Лишь благодаря атомному ледоколу «Арктика» они смогли освободиться из плена и доставить важные грузы в близлежащие населенные пункты.

Строить атомоходы в России стали давно, потому что только у нашего государства с Северным Ледовитым океаном существует соприкосновение большой протяженности – знаменитый морской Северный путь, длина которого составляет в 5 тыс. 600 километров. Начало он берет у Карских Ворот, а заканчивается у бухты Провидения.

Есть один интересный момент: ледоколы специально окрашиваются в темно-красный цвет, чтобы были хорошо заметны во льдах.

Ниже в статье представлены самые большие ледоколы в мире (топ-10).

Самые большие ледоколы в мире, топ 10

Ледокол «Арктика»

Один из самых крупных ледоколов — атомоход «Арктика» в историю вошел как самый 1-й надводный корабль, который достиг Северного полюса. В 1982-1986 годах он носил название «Леонид Брежнев». Закладка его состоялась в Ленинграде, на Балтийском заводе, в июле 1971 года. В его создании принимали участие более 400 предприятий и объединений, проектных и исследовательских научных и прочих организаций.

В воду ледокол был спущен в конце 1972 года. Предназначение судна – проводка судов по Северному Ледовитому океану.

Длина атомохода – 148 метров, а борт имеет высоту примерно 17 метров. Ширина его – 30 метров. Мощность паропроизводящей атомной установки – более 55 мегаватт. Технические показатели судна позволяли проламывать лед, имеющий толщину 5 метров, а скорость его в чистой воде развивалась до 18 узлов.

10 самых больших ледоколов в мире

Ниже представлены 10 самых крупнейших (по длине) современных ледоколов всего мира:

1. «Севморпуть» – это судно ледокольно-транспортное. Длина его равна 260 метрам, высота соответствует размерам многоэтажного дома. Судно способно пройти через толщину льда в 1 метр.

2. «Арктика» – крупнейший атомный ледокол длиной 173 метра. Спущен он на воду в 2016 году и представляет первый атомный ледокол Российской Федерации. Способен раскалывать льды толщиной почти до 3 метров.

Самый большой атомный ледокол в мире

3. «50 лет Победы» – морской атомный ледокол (самый большой в мире) класса «Арктика», отличающийся внушительной мощью и глубокой посадкой. Длина его равна 159,6 метра.

4. «Таймыр» – атомный речной ледокол, разбивающий льды в устьях рек толщиной до 1,7 метра. Длина его составляет 151,8 метра. Особенность судна – уменьшенная посадка и способность работать при низких экстремальных температурах.

5. «Вайгач» — построен по одному проекту c «Таймыром» (но он чуть моложе). Оборудование атомное было установлено на теплоход в 1990 году. Длина его – 151,8 м.

6. «Ямал» — знаменит тем, что именно на этом ледоколе происходила встреча начала третьего тысячелетия на Северном полюсе. Общее количество рейсов атомохода к данному пункту составило почти 50. Длина его составляет 150 метров.

Ледокол самый большой в мире: размеры

7. Healy – самый крупный ледокол США. В 2015 году на нем американцы впервые смогли совершить путешествие на Северный полюс. Исследовательское судно оснащено новейшим лабораторным и измерительным оборудованием. Длина его – 128 метров.

8. PolarSea – один из старейших ледоколов Соединенных Штатов Америки, построенный в 1977 году. Сиэтл – порт приписки. Длина судна — 122 метра. Возможно, в связи со старостью он скоро будет списан.

9. Louis S. St-Laurent – самый большой ледокол, построенный в Канаде (120 метров длина) в 1969 году и прошедший полную модернизацию в 1993 году. Это первое в мире судно, которое достигло в 1994 году Северного полюса.

10. Polarstern – атомоход Германии, построенный в 1982 году и предназначенный для научных исследований. Старейшее судно имеет длину 118 метров. В 2017 году будет построен Polarstern-II, который заменит предшественника и примет вахту в Арктике.

Ледокол самый большой и мощный

Самый большой ледокол в мире: фото, описание, назначение

«50 лет Победы» – в большей степени модернизированный экспериментальный проект 2-й серии ледоколов типа «Арктика». На этом судне применена форма носовой оконечности в виде ложки. Впервые она была использована при разработке экспериментального «Кэнмар Кигорияк» (ледокол, Канада) в 1979 году и убедительно доказала эффективность.

Это самый крупный и мощный в мире атомный ледокол, оснащенный современной цифровой системой автоматического управления. Также он имеет модернизированный комплекс средств для биологической защиты энергетической атомной установки. Оборудован он и отсеком экологическим, оснащенным новейшим современным оборудованием, собирающим и утилизирующим продукты жизнедеятельности персонала на судне.

Ледокол «50 лет Победы» занимается не только освобождением других судов из ледового плена, он также ориентирован на выполнение туристических круизов. Конечно, пассажирских кают на судне нет, поэтому туристов размещают в обычных каютах состава корабля. Однако борт корабля оснащен рестораном, сауной, бассейном и тренажерным залом.

Самый большой ледокол в мире: фото

Краткая история о корабле

Самый большой в мире ледокол – «50 лет Победы». Он был сконструирован в Ленинграде, на Балтийском заводе, в 1989 году, а спустя 4 года построен и впервые спущен на воду. Однако строительство его не закончилось в связи с финансовыми неурядицами. Только в 2003-м его было возобновлено его строительство, а в феврале 2007 года в Финском заливе начались испытания. Портом его приписки стал Мурманск.

Несмотря на затяжной старт, на сегодня за плечами корабля — более сотни походов к Северному полюсу.

Самый мощный и большой ледокол «50 лет Победы» – по счету 8-й атомный ледокол, спроектированный и сооруженный на Балтийском заводе.

«Сибирь»

В свое время Советский Союз не имел себе равных в области строительства атомных ледоколов. В те времена нигде в мире не было подобных судов, тогда как у СССР было 7 атомных ледоколов. К примеру, «Сибирь» – судно, ставшее непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика».

Судно было оснащено системой спутниковой связи, отвечающей за факс, навигацию и телефонную связь. Также в нем имелись все удобства: зал для отдыха, бассейн, сауна, библиотека, тренировочный зал и огромная столовая.

Ледокол «Сибирь» в историю вошел как первое судно, совершившее круглогодичную навигацию от Мурманска до Дудинки. Кроме того, он является вторым судном, достигшим вершины планеты на Северном полюсе.

В 1977 году (момент ввода ледокола в строй) оно имело самые большие размеры: 29,9 метра – ширина, 147,9 метра – длина. В те времена он был самым большим в мире ледоколом.

10 самых больших ледоколов в мире

Значение ледоколов

Важность подобных судов в ближайшем будущем будет только возрастать, потому что в перспективе намечено множество мероприятий по активной разработке природных ресурсов, находящихся под дном великого Северного Ледовитого океана.

По отдельным участкам навигация на Северном морском пути длится всего лишь 2-4 месяца, потому что все остальное время вся вода покрыта льдом толщиной до 3 метров и более. Чтобы не рисковать кораблем и командой, а также в целях экономии горючего с ледоколов высылаются самолеты и вертолеты для совершения разведки в поисках более легкого пути.

Самые большие в мире ледоколы имеют важную особенность – они могут автономно курсировать по Северному Ледовитому океану в течение года, взламывая носовой частью необычной формы льды толщиной до 3 метров.

Заключение

СССР в свое время имел абсолютное господство в мире по количеству подобных судов. Всего в те времена было сооружено семь атомных ледоколов.

С 1989 года некоторые ледоколы подобного типа стали использоваться и для туристических экскурсий, совершающихся большей частью к Северному полюсу.

В зимнее время толщина льда в океане в среднем составляет 1,2-2 метра, а в некоторых участках достигает 2,5 метра, но ледоколы атомные способны ходить по таким водам со скоростью 20 километров в час (11 узлов). В водах, свободных ото льдов, скорость может достигать 45 километров в час (или 25 узлов).

Самый большой атомный ледокол в мире выйдет в море в следующем году — Российская газета

Начало эксплуатации российского атомного ледокола «Арктика» проекта 22220, который строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге, перенесено на май 2020 года, сообщил директор предприятия-заказчика «Атомфлот» Мустафа Кашка. Он не сообщил о конкретных причинах, по которым задерживается строительство «Арктики», но пояснил, что в России долгое время не строили атомных ледоколов и потребовалось время, чтобы российские судостроители «восстановили компетенции». Напомним: кроме заложенной в 2013 году «Арктики», в 2015 году было начато строительство второго ледокола проекта 22220 — «Сибирь», а в 2016 году началось строительство третьего ледокола, который получил имя «Урал».

Это уже не первая задержка в графике строительства головного атомохода данного проекта. Первоначально его предполагали сдать в 2017 году. Но главной проблемой строительства стали турбины для ледокола. Их предстояло испытывать на Харьковском турбинном заводе, но из-за политической ситуации это стало невозможно. Стенд для испытаний турбин пришлось строить на предприятии «Киров-Энергомаш» в России. Судостроители жаловались на многочисленные проблемы, связанные с нехваткой кадров, большим перерывом в строительстве подобных судов, утрату компетенций, переделку техпроекта и документации.

В итоге сдачу ледокола пришлось перенести на 2019 год. Сейчас стало понятно, что и этот срок выдержать не удастся.

Кроме того, в расчетах использовались прогнозные цифры по относительно незначительным в арктических масштабах проектам, разрабатываемым и небольшими компаниями. Все это в сумме дает около 82 миллионов тонн, что даже больше, чем первоначальные прогнозы. Это означает, что к 2022 году должно быть построено как минимум два новых двухосадочных ледокола, иначе с подобной транспортной нагрузкой Севморпуть может не справиться.

Тем не менее Мустафа Кашка подчеркивает, что «ледовой паузы» допущено не будет. Продление ресурса действующих гражданских атомоходов становится одной из главных задач на ближайшее время.

— В этом году принимаем решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола «Ямал» до 200 тысяч часов, ледокол сможет работать ориентировочно до 2028 года, — отметил он в одном из интервью. — В 2020 году завершатся научно-исследовательские работы в ОКБМ имени Африкантова по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач». Ресурс реакторных установок этих судов уже продлен до 200 тысяч часов. Следующий шаг — продление их до 235 тысяч и 260 тысяч часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025 и 2027 годов.

Еще одна задача — сократить сроки ремонта ледоколов и увеличить период их эксплуатации. Сейчас атомоходы очень востребованы.

Если в 2009 году среднее время пребывания их в арктических рейсах составляло 158 суток в год, то в 2017 году — уже 278. Годовой срок работы ледокола предполагается довести до 10 месяцев. Иными словами, в ремонте они должны находиться только два месяца в году. При этом загрузка в судоремонтном производстве неритмична. Сейчас почти все ледоколы находятся в рейсах. Когда они вернутся в порт приписки, предстоит провести их техобслуживание, причем одновременно. Этой задачей заняты 140 судоремонтников, их не всегда хватает для проведения масштабных работ. Чтобы решить эту проблему, в октябре прошлого года был заключен трехлетний договор на техническое обслуживание и ремонт судов с еще одним предприятием, где работают около тысячи человек.

С их помощью можно будет оперативно увеличивать количество рабочих, задействованных в ремонтных работах.

Прямая речь

Вячеслав Рукша, директор «Росатомфлота»:

— Если мы действительно собираемся двигаться серьезно, динамично на рынок сжиженного природного газа, требуется решение о строительстве двух-трех ледоколов «Лидер» к 2029-2030 годам. Атомные ледоколы строятся пять-семь лет, и этот срок необходимо учесть при принятии решения.

Самый большой атомный ледокол в мире: история в деталях. Ридус

Оказаться на Северном полюсе — это мечта многих путешественников, в том числе и наша. Пока команде PrimDiscovery удалось только добраться до Заполярья — в октябре мы летали в Мурманск. Целью поездки было осветить работу Северо-Западного Центра по обращению с радиоактивными отходами, посмотреть на Северное сияние и приятно провести время в пресс-туре. Мы и не думали, что организаторы сделают нам такой большой подарок — экскурсии на Росатомфлот, ледоколы «50 лет Победы» и «Ленин». 

Настало время делиться впечатлениями!


Начнем с главного. Большое впечатление на команду PrimDiscovery оказала прогулка по самому большому в мире атомному ледоколу — «50 лет Победы». Именно он доставляет желающих на Северный полюс нашей замечательной планеты.

Хотя это, конечно, не основная его функция — как и другие атомные ледоколы, его используют для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути (Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив).

Всего в мире сейчас действуют пять судов с ядерной силовой установкой, все они принадлежат России и базируются в Мурманске: ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач» и контейнеровоз «Севморпуть». Только два атомных ледокола доставят вас на Северный полюс (и вернут обратно) — это «50 лет Победы» и «Ямал». 

Есть другие варианты туда сгонять, но этот невероятно хорош и притягателен, не так ли?

© alexhitrov. livejournal.com

Особенно, когда прогуляешься по коридорам самого большого атомного ледокола в мире, заглянешь в его каюты и посмотришь за горизонт с капитанского мостика. 

Если учесть, что в это время сам капитан проводил нам экскурсию и рассказывал о бескрайних далях северных морей, мощнейших агрегатах внутреннего устройства судна и программе тура на тот самый полюс, то даже немного странно, что мы до сих пор не продали всё своё имущество, чтобы присоединиться к их знаменитой экспедиции.

© alexhitrov. livejournal.com

Не имеете понятия, сколько стоит тур на Северный полюс? Держитесь крепче, сейчас будет штормить. Минимальная стоимость путешествия — 23 тысячи долларов (это уже со скидкой 3000, будто вы бронировали заранее), максимальная стоимость при размещении в самой роскошной каюте — 46 тысяч долларов. Туристов размещают по двое, так что если пожелаете проживать один — милости просим оплатить второй билет. Не мы просим, турфирмы, конечно.

Справка. Атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс с 1989 года. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». Путешествие длится примерно две недели.

© alexhitrov. livejournal.com

Кстати, капитан и члены экипажа денег туристов тоже не видят. Они делают свою работу, а только часть судна во время пути находится во владении туроператоров.

 — Во время путешествия на атомном ледоколе к Северному полюсу находится 100−120 туристов, — рассказывает Дмитрий Лобусов, капитан а/л «50 лет Победы». — Плюс еще члены экипажа. Всего на судне в это время насчитывается порядка 300 человек. За сезон мы совершаем пять круизов.

Дмитрий Викторович показал нам и помещения, где размещаются и отдыхают покорители Северного полюса, и рабочие «кабинеты». Мы долго ходили по узким коридорам и крутым лестницам, наблюдали за работой моряков, фотографировали всё, что видели.

© alexhitrov. livejournal.com

Снимать разрешили не везде. Были и секретные помещения, где как раз и наблюдалось большинство сотрудников. Они сидели в компьютерах, обставленные панелями с кнопками, важными чертежами и документами. На стене висел список работников, из которого я узнала, что самому молодому из них — 32 года.

Перед экскурсией на «50 лет Победы» нам показывали примерно такие же комнаты с множеством кнопок, рычагов и экранов. Это был тренажерных центр Росатомфлота. Как люди, далекие от управления атомными ледоколами, мы немножко не поняли ничего, когда нам рассказывали и показывали, что там делают будущие капитаны. Но это было весьма интересно и захватывающе, спасибо специалистам этой компании, попытавшимся донести гуманитариям основные моменты. Это Геннадий Чурило, главный метролог — начальник отдела КИПиА (Контрольно-измерительные приборы и автоматизация), и Валерий Горбачев — ведущий специалист того же отдела. Не исключено, что другие участники нашей группы что-то поняли, это запросто.

© alexhitrov. livejournal.com

Вообще, Росатомфлот принял нас радушно — все рассказали и показали. Олег Дарбинян, и. о. главного инженера, директор по технической эксплуатации флота, провел для нас презентацию в конференц-зале — рассказал о действующих ледоколах, поделился планами на будущее. В скором времени завершится строительство трех суперсовременных атомных ледоколов класса 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Они станут не только самыми большими в мире, но и самыми мощными. Два из них уже спущены на воду, идут монтажные работы и внутренняя отделка, третий спустят в 2019 году.

© alexhitrov. livejournal.com

Справка. Ресурс двухреакторной атомной силовой установки позволяет обходиться без дозаправки ядерным топливом в течение нескольких лет. Мощность судов даёт возможность работать во льдах толщиной до 2,8 метров. Срок службы каждого ледокола — не менее 40 лет. Осадка груженого ледокола составляет 10,5 метров, минимальная рабочая осадка — около восьми метров. Длина ледокола «Арктика» составляет 173,3 метра.

© alexhitrov. livejournal.com

Перспективы впечатляют, хотя современного человека удивить все сложнее. А представьте, каково было разработчикам атомного ледокола «Ленин»? Тогда, в 1950-х, это был настоящий прорыв — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой и первое гражданское атомное судно.

Экскурсию по нему нашей группе провел Валерий Бубнов, историк атомного флота. У нас не было много времени, но Валерий Михайлович успел многое рассказать о буднях этого судна, о его высокопоставленных и знаменитых гостях. В судовом журнале можно увидеть автографы Юрия Гагарина, Александры Пахмутовой (на «Ленине» она впервые исполнила ставшую впоследствии хитом песню «Уставшая подлодка»), Фиделя Кастро, Ричарда Никсона и многих других.

Мы прошли по коридорам ледокола, заглянули на капитанский мостик и в каюту капитана, побывали в штабе радистов и в аппаратных, осмотрели сохранившийся медпункт. На ледоколе много залов, где представлены разные экспозиции. Этот корабль-музей входит в число лучших музеев России.

© alexhitrov. livejournal.com

В следующий раз мы расскажем о главных чудесах Заполярья. Догадываетесь, каких?

Россия (атомный ледокол) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2016;
проверки требуют 20 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2016;
проверки требуют 20 правок.

Актуальность

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2013 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

А́томный ледоко́л Росси́я — советский и российский атомный ледокол типа «Арктика» (проект 10521), заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года, является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

Актуальность «Ленин», «Клавдия Еланская» и «Россия» (на заднем плане) в плавучем доке в Мурманске

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане. Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Также потребуется снизить мощность установки до минимума.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.[1]

В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.

Капитаны «России»:

  • Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда
  • Валентин Сергеевич Давыдянц
  • Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013)
  • Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время)

В настоящее время[когда?] ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

Ледокол изображён на почтовой марке России 2008 года.

На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет (для служебного пользования). На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, плавательный бассейн, сауна.

Основные технические характеристики[править | править код]

Актуальность «Россия» в Мурманске.

  • Длина наибольшая: 150 м
  • Ширина наибольшая: 30 м
  • Высота борта: 17,2 м
  • Водоизмещение: 22 920 т
  • Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
  • Мощность главной установки: 75 000 л. с.
  • Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 узла.

Самый большой ледокол

Самый большой ледокол в мире: атомный ледокол «50 лет Победы”

На ледоколе применена новая, в отличие от других ледоколов, форма носа. Нос создан по ложкообразной форме, что по расчетам позволяет более эффективно взламывать ледовый покров. Толщина преодолеваемого льда 2,8 метра. Толщина корпуса в носовой части – 48 мм, по бортам от 28 до 32 мм. Корпус создан из специальной легированной стали. Наружная часть покрыта специальной краской Истра-160, она была разработана с целью уменьшения трения борта о лед.

Технические характеристики атомного ледокола «50 лет Победы”»

























Характеристики Данные
Класс и тип судна: атомный турбоэлектроход, ледокол класса Арктика, проект 10521, модифицированный; символ класса КМ(*) ЛЛ1[2] А
Порт приписки: Мурманск
Номер ИМО: 9152959
Позывной: UGYU
Страна: Российская Федерация
Оператор: ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Производитель: ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду: 29 декабря 1993
Введён в эксплуатацию: 23 марта 2007
Статус: Эксплуатируется
Основные характеристики
Водоизмещение 25 840 тонн
Дедвейт: 3 505 тонн
Длина: 159,60 м
Ширина: 30,00 м
Высота: 17,20 м (высота борта)
Осадка: 11,00 м
Двигатели: 2 ядерных реактора, 2 главных турбины ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 года мощностью 2 x 27 600 kW
Мощность: 75 000 л. с.
Движитель: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Скорость хода: макс. 21,00 узлов
Автономность плавания 7,5 мес. (по запасу продуктов питания)
Экипаж 106 человек

Ледокол «50 лет Победы»

Похожие ссылки:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *