С подводная лодка: Подводная лодка — Википедия – Подводные лодки типа «Средняя» — Википедия

С-56 — Википедия

С-56
Vladivostok memorial S-56.jpg
Владивосток, Гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56
Государство флага  СССР
Порт приписки Владивосток, Полярный
Спуск на воду 25 декабря 1939
Выведен из состава флота 14 марта 1955
Современный статус Установлена во Владивостоке,
филиал ВИМ ТОФ
корабль-музей
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1090 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4 м

Дизель-электрическая

  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-
минное вооружение
6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

С-56 (С — «Средняя») — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны серии IX-бис. Ныне установлена на Корабельной набережной Владивостока как музей.

Подводная лодка заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти (с 30 марта 1992 года Государственное предприятие Адмиралтейские верфи) в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 («Дальзавод» имени К. Ворошилова) во Владивосток, где произведена окончательная сборка. Спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941.

Первый командир ПЛ Г. И. Щедрин в своей книге воспоминаний «На борту С-56» о государственных сдаточных испытаниях писал:

…Члены приёмочной комиссии одновременно пускают секундомеры. Моё же дело — управление кораблём… Продуваем цистерну быстрого погружения, задерживаемся на заданной глубине… Заданный конструкторами норматив выдержан и перекрыт… Нам предстоит погрузиться на предельную глубину. Погружаемся «этажеркой», то есть задерживаемся на глубинах вначале через каждые двадцать, а затем десять метров. Всё идёт как нельзя лучше — герметичность лодки полная, лишь изредка приходится поджимать тот или иной сальник, чтобы устранить капельное просачивание воды. Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения — такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру — всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки — эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие! В прочности лодки я настолько уверен, что в трудную минуту, если придётся уклоняться от противника, ни секунды не задумываясь, нырну на глубины, много большие, чем указывает красная черта на глубомере. Какое удовлетворение верить тем, кто строит, и командовать таким замечательным кораблём!.[1]

30 октября 1941 года присвоен тактический номер и подводная лодка вошла в состав Тихоокеанского флота.

31 октября 1941 года на борту поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза[2].

6 октября 1942 года С-56 под командованием капитан-лейтенанта Григория Ивановича Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фомича Кучеренко вышла по маршруту: Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор (США) — Сан-Франциско (США) — Коко-Соло (США) Панамский канал — Гуантанамо (США) — Галифакс (Канада) — Розайт (Шотландия) — Леруик (Шотландия) — Полярный. Старший на переходе Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Александр Владимирович Трипольский.

  • 29 октября 1942 года на выходе из базы ВМС США Датч-Харбор атакована неустановленной ПЛ. Торпеда прошла под днищем ПЛ и не взорвалась. При доковании в днище ПЛ обнаружены элементы хвостовой части торпеды.
  • 12 ноября 1942 года через три часа по выходе из Сан-Франциско разошлась на встречных курсах с авианосцем ВМС США USS Saratoga (CV-3).
  • 17 ноября 1942 года у побережья Южной Калифорнии атакована неустановленной ПЛ. Уклонилась подачей полного хода. Торпеда прошла в 50 метрах за кормой.
  • 8 декабря — 11 декабря 1942 года у берегов Канады попала в жестокий шторм. Частично затоплена водой, повреждена. Потеряла ход. Снесена на 60 миль от курса.
  • 12 декабря 1942 года по прибытии в Галифакс поставлена в аварийный ремонт.
  • 31 декабря 1942 года у берегов Ньюфаундленда в подводном положении попала под надстройки затонувшего судна, дачей реверса сумела освободиться.
  • 8 января 1943 года попала в сильный шторм в Северной Атлантике. По прибытии в порт Розайт поставлена в аварийный ремонт, прошла докование.
  • 5 марта 1943 года на переходе из Леруик в Полярный в условиях шторма обнаружила неопознанную ПЛ. Атака не производилась.
  • 8 марта 1943 года в районе Териберки С-56 встретили эсминец «Валериан Куйбышев» , сторожевой корабль «Гроза», сторожевой корабль № 28 и сопроводили в Полярный. За время 153-суточного перехода подводная лодка прошла Тихий океан, Атлантический океан и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Провела в море 67 суток (2220) часов, пройдя 16632 морских миль (в том числе 113 морских миль под водой). В этот же день включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 10 кораблей и транспортов противника , нанесла серьезные повреждения, не совместимые с живучестью еще 4 кораблям, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей[источник не указан 800 дней].

Commons-logo.svg Гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56 на почтовой марке СССР (1982)

С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне[3] по количеству достоверно потопленных целей (торпедным оружием), при этом по потопленному тоннажу она значительно уступает С-13 (44,1 тыс. брт) и Л-3 (не менее 22,5 тыс. брт, в основном минами).

С-56, вид корабля-музея с 1975 по 1982 год, фотография сделана в 1978 году.
Владивосток, День ВМФ, 25 июля 1982 года, на открытии обновлённого мемориального комплекса.

После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В период 10 июля — 5 октября 1954 года совершила межфлотский переход в надводном положении в составе ЭОН-64 по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. Командир С-56 на переходе капитан-лейтенант Виктор Иванович Харченко (27 января 1925 года — 1 октября 2012 года) вспоминал:

«Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны. В воздух взлетают белые фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое».[5]

Commons-logo.svg Торжественное поднятие флага С-56. Владивосток, 9 мая 2007

За мужество, проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрён. В. И. Харченко награждён орденом Красной Звезды. После увольнения в запас проживал в Харькове, капитан 1-го ранга в отставке, почётный член Харьковской областной общественной организации «Общество ветеранов-подводников имени Героя Советского Союза И. И. Фисановича».

  • 6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота.
  • 14 марта 1955 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
  • 13 июня 1955 года переименована в ПЗС-55.
  • 12 января 1957 года переименована в ЗАС-8.
  • 20 апреля 1964 года переформирована в учебно-тренировочную ПЛ.
  • 15 сентября 1964 года переименована в УТС-14.
  • 9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог. Корпус подводной лодки на судоремонтном заводе был разрезан на несколько отсеков, отсеки поодиночке были доставлены на понтонах к набережной, вытащены на берег, установлены на фундамент менее чем в 100 метрах от воды, затем их состыковали и соединили сваркой[6][7].
  • 25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 и «Красный вымпел» вошли в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота, дополненного скульптурной композицией, корабельным орудием, башней от бронекатера и памятными плитами с Вечным огнём в центральной части. Авторы комплекса скульптор В. Ненаживин и архитектор А. Сандюк.

С-56 входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». Внутренние помещения переоборудованы в музей. В кормовой части ПЛ механизмы демонтированы, расположена экспозиция, посвящённая подводным силам Тихоокеанского флота. В центральной и носовой части отсеки ПЛ сохранены, на стеллажах в первом отсеке размещён торпедный боезапас. Действующий (по состоянию на 22 ноября 2017 перископ не действует) перископ. На С-56 ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-Морского флага СССР. На гюйсштоке поднимается гюйс ВМФ СССР, на флагштоке — краснознамённый гвардейский военно-морской флаг СССР. На палубной надстройке ПЛ изображена красная звезда, российская символика на лодке отсутствует.

  • На почтовой марке СССР (1982). 4 коп.
  • На почтовом конверте [10]
  • Значёк металлический [11]
  • Значёк металлический с эмалью [12]
  • Монетовидный жетон [13]
  • Значёк [14]
  • Значёк металлический [15]

С-1 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2017;
проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2017;
проверки требуют 2 правки.

С-1 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, С — «Средняя» времён Второй мировой войны, головная лодка проекта.

Заложена 29 декабря 1934 года на заводе № 189 под стапельным номером 266.

Спущена на воду 8 августа 1935 года.

Вступила в строй 23 сентября 1936 года под командованием Д. М. Косьмина.

В апреле 1936 года было рассмотрено предложение наименовать лодку «Ворошиловец». Переименования не было. До 20 сентября 1937 года именовалась «Н-1» («Н» — Немецкая).

Начало Советско-финской войны 1939—1940 годов подводная лодка «С-1» встретила под командованием капитан-лейтенанта А. В. Трипольского в составе 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок. 28 ноября лодка вышла в море, 29 ноября ею был получен сигнал о начале боевых действий, однако он не был понят из-за отсутствия таблицы условных сигналов. 1 декабря лодку в надводном положении заметили с крейсера «Киров». Опознавательный сигнал с C-1 был передан не сразу, что чуть было не привело к стрельбе по ней. 2 декабря лодка вернулась на базу в Таллин, а 3 декабря, пополнив запасы, вышла в боевой поход. 10 декабря подводная лодка «С-1» обнаружила немецкий транспорт «Больхайм» (3 324 брт), следовавший с грузом целлюлозы для Финляндии. После безрезультатного пуска торпеды ПЛ всплыла и открыла артиллерийский огонь. После пяти выстрелов в 100-мм орудии заклинило снаряд, однако все предыдущие четыре снаряда попали в цель, поразив транспорт в носовую часть, в корму, а один из снарядов накрыл мостик, убив радиста и ранив капитана. Экипаж покинул судно, а С-1 дважды попыталась добить «Больхайм» торпедой. Одна из торпед сошла с курса, а другая прошла под килем судна. Тогда огнём из 45-мм орудия транспорту были нанесены повреждения в области ватерлинии, после чего С-1 покинула район атаки. «Больхайм» оставался на плаву, был обнаружен финнами и затонул лишь при попытке буксировки. 16 декабря С-1 вернулась в Либаву и 22 декабря отправилась на второе боевое дежурство, которое продлилось 22 дня. За время похода лодка обнаружила два транспорта, однако не смогла выйти в атаку из-за сложной ледовой обстановки. При возвращении с позиции С-1 была атакована двумя гидросамолётами «Райпон», один из которых при этом был сбит. Финской стороной атака отвергается.

7 февраля 1940 года за боевые успехи и за мужество экипажа при возвращении из похода в тяжёлых условиях подводная лодка «С-1» была награждена орденом Красного Знамени а командир лодки был удостоен звания Героя Советского Союза и назначен командиром 13-го дивизиона подводных лодок. Новым командиром С-1 стал И. Т. Морской.

Начало Великой Отечественной войны С-1, к тому времени требовавшая капитального ремонта, встретила под командованием И. Т. Морского в Либаве в доке завода «Тосмаре». Хода лодка не имела, дизели были в нерабочем состоянии, поэтому при отступлении С-1 была взорвана экипажем и села на грунт. Подрывные снаряды уничтожили внутренние приборы и механизмы, однако мало повлияли на прочный корпус. Лодка была восстановлена Германией, отбуксирована в Киль и использовалась как опытовое судно для изучения подводных взрывов. 7 августа 1943 года после очередных испытаний лодка затонула и после этого не поднималась.

  • Морозов  М. Э., Кулагин  К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3.

С-8 (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. С-8.

С-8
Shadowgraph S-56 submarine.svg
Государство флага  СССР
Порт приписки Виндава
Спуск на воду 5 апреля 1937
Выведен из состава флота 15 декабря 1941
Современный статус затонула в 10 милях от южной оконечности острова Эланд
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1090 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4 м

Дизель-электрическая

  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-
минное вооружение
6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К

С-8 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX времён Второй мировой войны. Заложена 14 декабря 1936 года в городе Горький на заводе «Красное Сормово» под стапельным номером 237 и литерным обозначением Н-8. Спущена на воду 5 апреля 1937 года. 20 октября того же года переименована в С-8. В 1940 году совершила переход в Ленинград и 30 июня вступила в строй.

23 июля 1940 года была зачислена в состав 1-й бригады подводных лодок КБФ. 11 февраля 1941 года переведена в 1-й дивизион 1-й бригады подводных лодок КБФ. К началу Великой Отечественной войны дислоцировалась в Усть-Двинске, была приписана ко 2-й линии.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году совершила 2 боевых похода. Третий оказался для неё последним.

В начале октября 1941 года вместе с тремя ПЛ типа «Щ» (Щ-320, Щ-322, Щ-323) была отправлена в боевой поход в Балтийское море. Предположительно погибла на минном заграждении «Вартбург» в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность острова Эланд). Погибло 49 человек. Найдена в июле 1999 года в точке с координатами: 56°10′07″ с. ш. 16°39′08″ в. д.HGЯOL.

  • 10 февраля 1939 — 17 декабря 1939 — И. А. Соколов
  • 17 декабря 1939 — 29 июня 1941 — капитан-лейтенант (с 10 марта 1941 года капитан 3-го ранга) М. С. Бойко (расстрелян за отказ выполнить боевое задание)
  • 29 июня 1941 — 15 июля 1941 — капитан 3-го ранга А. В. Трипольский (командир 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ)
  • 23 июля 1941 — октябрь 1941 — капитан-лейтенант И. Я. Браун

С-5 (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. С-5.

С-5 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С — «Средняя» времён Второй мировой войны. Участвовала в советско-финской войне, в Великой Отечественной войне успехов не добилась, погибла в августе 1941 года.

Заложена 28 декабря 1935 года на заводе № 189 в Ленинграде под стапельным номером 278 и литерным обозначением «Н-5». Спущена на воду 16 мая 1937 года, вступила в строй 27 ноября 1939 года под командованием А. А. Бащенко.

Советско-финская война[править | править код]

В январе 1940 года «С-5» совершила поход в устье Финского залива для наблюдения за шведским и финским флотами, однако из-за тяжёлых условий занять позицию не смогла. Вмёрзла в лёд, была освобождена канонерской лодкой «Красное знамя». 8 февраля прибыла в Либаву.

Великая Отечественная война[править | править код]

24 июня 1941 года вышла из Усть-Двинска и заняла позицию между островом Борнхольм и Карлскруной. За время патрулирования не обнаруживала судов противника. 10 июля прибыла в Триги, откуда перешла в Кронштадт для прохождения текущего ремонта. 6 августа отправилась к Данцигу, за время патрулирования произвела безрезультатную атаку одиночной торпедой. 24 августа прибыла в Таллин. Во время прорыва кораблей Балтийского флота последней из подводных лодок покинула порт, шла в основной группе боевых кораблей, сразу за крейсером «Киров». 28 августа в районе мыса Юминда на плотном минном поле в борт «С-5» попала плавающая мина, в результате взрыва которой сдетонировал артиллерийский боезапас лодки и она быстро затонула. Из находившихся на лодке спаслись 9 человек, которых подняли из воды тральщики и катера. В числе спасённых оказались командир 1-й БрПЛ капитан 1-го ранга Н. П. Египко и командир лодки капитан 3-го ранга А. А. Бащенко. В числе погибших был командир 3-го ДиПЛ капитан 3-го ранга А. К. Аверочкин.

  • Морозов  М. Э., Кулагин  К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3.
  • Платонов А. В. . Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945. — М.: АСТ, 2004. — С. 237. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-024904-7.

Великая Отечественная под водой // С-5 IX-бис серия

Слава (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

С-36
«Слава»
Подводная лодка «Слава». 2009 год
Тип корабля средняя подводная лодка
Обозначение проекта 633
Разработчик проекта ЦКБ-112
Кодификация НАТО «Romeo»
Скорость (надводная) 15.3 узла
Скорость (подводная) 13.2 узла
Рабочая глубина погружения 270 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 54 человека[1] (в т. ч. — 9 офицеров)
Водоизмещение надводное 1328 т (с усиленным запасом топлива — 1478 т)
Водоизмещение подводное 1712 т (в позиционном положении — 1644 т)
Длина наибольшая
(по КВЛ)
76.6 м[1]
Ширина корпуса наиб. 6.7 м[1]
Средняя осадка
(по КВЛ)
4,9 м[1]
дизель-электрическая,
Дизели 2 х 2000 л.с. (тип 37Д),
Электродвигатели
главного хода: 2 x 1350 л.с. (тип ПГ101)
экономичного хода: 2 x 50 л.с. (тип ПГ103)
Торпедно-
минное вооружение
533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых), всего 14 торпед, 28 мин МДТ взамен торпед
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Слава» — советская средняя дизель-электрическая подводная лодка проекта 633, входившая в состав болгарского военно-морского флота[1].

Подлодка С-36 (заводской номер 343) была построена на судостроительном заводе «Красное Сормово» в 1959 году. В 1960 году передана в состав Черноморского флота СССР.

В декабре 1985 года она была передана СССР в состав военно-морского флота Народной Республики Болгария[2], а 28 декабря 1985 года — официально зачислена в состав 8-го отдельного дивизиона подводных лодок и получила бортовой номер «84»[1].

После смены правительства в 1989 году и сокращения военных расходов началось сокращение военно-морского флота, и в 1990-е годы находившиеся на вооружении четыре подлодки проекта 633 начали поочерёдно выводить из состава ВМФ и разбирать на металлолом (при этом приборы и детали со снимаемых с вооружения подлодок использовали для ремонта оставшихся в строю лодок этого типа).

В 1998 году «Слава» как самая новая из оставшихся в строю подлодок была модернизирована (вместо советских аккумуляторных батарей «46СУ» на неё были установлены новые батареи «VARTA»), что позволило продлить срок её службы.

29 марта 2004 года Болгария вошла в состав блока НАТО и приняла на себя обязательства перейти на использование техники и вооружения, соответствующих стандартам НАТО.

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис осложнил положение страны, и структура военных расходов была пересмотрена. 27 июня 2008 года однотипная подлодка «Надежда» была исключена из состава ВМФ, после этого «Слава» стала последней подлодкой, оставшейся в составе ВМФ страны[3]. В июле 2010 года министр обороны страны А. Ангелов объявил о намерении исключить подлодку из состава флота[4].

1 ноября 2011 года подводная лодка «Слава» была выведена из состава флота и было объявлено о намерении превратить её в военный музей[5].

  1. 1 2 3 4 5 6 капитан I ранга В. Иванов. Военно-морские силы Болгарии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1994. стр.48-52
  2. Лисов М. История одного черноморского флота. По залам военно-морского музея Болгарии // Журнал «Техника и вооружение». — 2015. — № 4, апрель. — С. 40—46.
  3. ↑ Вооружённые силы зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 7 (772). — С. 69.
  4. ↑ Bulgaria to scrap only submarine in September
  5. ↑ Последната българска подводница става музей (видео)
  • Илия Тодоров. Българските военни кораби 1879—2002. София, издателство «Еър Груп 2000» ООД, 2003. (болг.)

Инцидент с подводной лодкой С-363 (1981) — Википедия

Инцидент с подводной лодкой С-363 — международный инцидент с участием советской дизель-электрической подводной лодки С-363 проекта 613 (бортовой номер 137), которая 27 октября 1981 года вследствие навигационной ошибки вошла в территориальные воды Швеции и села на скалистую мель недалеко от острова Турумшер и шведской военно-морской базы в Карлскруна. Данный инцидент серьёзно осложнил и ухудшил советско-шведские отношения.

Подлодка проекта 613.

В начале октября 1981 года из Палдиски, дизель-электрическая подводная лодка С-363 проекта 613 вышла в Балтийское море, для несения боевого дежурства, которое должно было продлиться около месяца и закончиться 5 ноября 1981 года. Формально командиром подлодки был капитан 3-го ранга Анатолий Михайлович Гущин, однако в этот поход на лодке отправился и начальник штаба Палдиской бригады подводных сил капитан 2-го ранга Иосиф Аврукевич, которому Гущин подчинялся. Это был обычный боевой поход, подлодка должна была нести боевое дежурство в квадрате восточнее датского острова Борнхольм. В середине октября С-363 вошла в польскую базу Свиноуйсьце для кратковременного отдыха и откуда 17 октября вновь вышла в Балтику. Через сутки команда подлодки услышала скрежет метала. Как потом выяснилось, верхний корпус лодки зацепил рыбацкий трал, в результате чего была повреждена рамка-антенна радиопеленгатора. Это было значительное повреждение, поскольку пеленгатор обеспечивал и обнаружение сил вероятного противника и помогал в навигации. О данной проблеме было доложено в штаб флота. Фактически это означало прекращение боевого похода С-363 и возвращения её для ремонта, однако из штаба Гущину и Аврукевичу было приказано продолжать поход пользуясь резервным оборудованием.

Кроме нарушения в работе пеленгатора, на подлодке был довольно слабый в профессиональном отношении штурман А. Коростов. Таким образом экипаж подлодки не знал точно где он находится и куда ему направляться. Уже через восемь суток после происшествия с тралом, С-363 находилась в 53 морских милях от предполагаемого место нахождения. Идя ночью в надводном положении подлодка шла по секретном фарватеру Военном-морских сил Швеции, ширина которого составляла всего 12 метров. В 21:57 минут 27 октября по корпусу подлодки прокатился металлический скрежет и лодка на скорости 7 узлов выскочила на камни прибрежной отмели побережья Швеции. Экипаж С-363 попытался снять лодку с мели самостоятельно, однако это сделать не удалось.

Бывший замполит корабля в то время капитан-лейтенант Василий Беседин впоследствии рассказывал:

«…Я сразу вниз спустился и — по отсекам, к людям. На лодке самое страшное в аварийной ситуации — отсутствие информации. А тут ещё надо учесть момент: до конца боевой службы — полторы недели. Как говорится — нос к дому. Иначе говоря, „плато успокоения“, то есть пик усталости, и физической, и психологической. Спад бдительности, работоспособности, ну и всего такого. Тут до паники, до нервного срыва не то, что шаг — полшага. И неизвестность в этом деле — самый мощный катализатор.

Удар, скрежет, крен в лодке — естественно, слышали и ощутили все. Но держались ребята молодцом. Однако в глазах у всех немой вопрос: что случилось? Говорю как есть: сели на мель, где и почему — пока не знаем. Будем разбираться, попробуем сняться своими силами. Экипаж несколько успокоился, напряжение понемногу начало спадать…»

Дальше вновь начались попытки сняться с мели. До 6 утра перепробовали все мыслимое и немыслимое, но так как в полной темноте правильно оценить обстановку не удалось, сумели только ещё плотнее улечься на камнях — от носа до рубки. Уже потом, в базе, обнаружилось, что в пробитом обтекателе гидролокатора лежал камень с этой самой мели. Единственный шведский сувенир…

Когда забрезжил рассвет, появилась возможность осмотреться вокруг, но одновременно с ясностью визуальной нарастало и полное недоумение. Вокруг ПЛ — земля, только спереди и сзади узкая полоска воды. Прямо по курсу — вышка береговой РЛС.

Примерно в это время подал голос штурман. Ему наконец-то удалось определить место. Можно себе представить реакцию экипажа, когда Коростов наконец выдавил, что лодка сидит на камнях… у юго-восточного побережья Швеции по соседству с военно-морской базой Карлскруна. По словам Беседина, много «теплых» слов адресовал самому Анатолию, его ближней и дальней родне, а также выпустившему ТАКОГО штурмана училищу командир.

Вновь слово замполиту: «…Честно говоря, в тот момент я не столько среагировал на ошеломляющее известие, сколько боялся за командира и штурмана. Состояние обоих было предельно подавленное. Способ вывести их из него тут один — отвлечь на работу. Ну, командиру её и так хватало, а штурману я сказал: «Ищи, Толя, где, как и когда появилась ошибка. Надо, чтобы ты сам, а не кто-нибудь другой её нашел.»

Понимая, что, видимо, неизбежно придётся вступать в контакт со шведами, на рубке подлодки был поднят флаг Военно-морского флота СССР. Подлодку заметил шведский рыбак и позвонил в полицию, которая не сразу поверила словам рыбака, но после второго звонка передала сообщение начальнику штаба военно-морской базы в Карлскруне, располагавшейся неподалеку, командору Карлу Андерссону. На место был отправлен шведский катер с Андерссоном, который ступил на подлодку для дальнейших переговоров. Одновременно об инциденте было уведомлено посольство СССР в Швеции, а также МИД СССР. В МИД Швеции был вызван чрезвычайный и полномочный посол СССР в Швеции Михаил Яковлев. В военной и политической среде официального Стокгольма появление советской подлодки у шведских берегов возле военно-морской базы Карлскруна, где запрещено находиться посторонним, вызвало шок. Вместе с тем об инциденте был информирован и министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов.

Из радиопереговоров С-363 со штабом Балтийского флота:

«…С прибытием Андерссона на борт необходимо сделать заявление:«Выражаем протест, Вы нарушаете международные правовые нормы, незаконно задерживаете подводную лодку.»»

Переговоры Андерссона и Гущина ни к чему не привели. Гущин отказался покидать подлодку. Вместе с тем обстановка вокруг лодки стала ухудшаться. На помощь С-363 была отправлена эскадра Балтийского флота под командованием вице-адмирала Калинина, во главе с большим противолодочным кораблём «Образцовый». Шведская пресса и общественность встретили эту новость крайне негативно. Возможный вход советской эскадры в шведские территориальные воды это мировой скандал. Командующему ВМС Швеции был отдан приказ в случае захода в шведские воды советской эскадры открывать огонь из береговых артиллерийских батарей. Инцидент грозил вылиться в вооруженный конфликт. Но ещё больше масла в огонь подлила информация о возможном нахождении на С-363 ядерного оружия (торпеды).

30 октября шведские власти всерьез рассматривали возможность штурма подлодки. Шведские пограничники дежурившие на месте, были заменены спецназом ВМФ. Все увольнительные для шведских военных были отменены, также был объявлены сборы для военных резервистов. Экипаж С-363 получил приказ в случае штурма подлодку уничтожить.

1 ноября в ходе советско-шведских переговоров на высшем уровне было принято окончательное решение. Шведы готовы были снять С-363 с отмели при следующих условиях:

  • 1) СССР должен принести официальные извинения Швеции за инцидент
  • 2) Оплата всех расходов по спасению субмарины целиком и полностью ложилась на советскую сторону
  • 3) Снимать лодку с мели будет только шведский корабль
  • 4) Командир Гущин и офицеры лодки должны быть допрошены шведской стороной

На встречу со шведской комиссией по расследованию инцидента отправились командир Гущин и замполит подлодки Беседин. Почти шесть часов, в присутствии двух представителей советского посольства, шведские военные допрашивали советских моряков. На следующий день шведские власти дали большую пресс-конференцию подведя итог. На конференции было сказано, что советская подводная лодка вошла в территориальные воды Швеции вследствие неполадки навигационного оборудования и ошибок экипажа при определении местонахождения, в результате чего, не зная особенностей местности, села на каменную отмель.

6 ноября шведы стащили лодку с мели, отбуксировали в нейтральные воды, где передали управление экипажу. Тогда же в советской прессе было опубликовано сообщение Сообщение ТАСС «О происшествии с советский подводной лодкой»:

В ночь с 27 на 28 октября сего года советская дизельная подводная лодка № 137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции.
В настоящее время подводная лодка снята с мели шведскими спасательными судами и стоит на якоре в безопасном месте. Ведутся переговоры со шведскими властями о выводе подводной лодки за пределы территориальных вод Швеции.

8 ноября С-363 вернулась в Лиепаю.

Офицеры подлодки были отправлены в штаб флота для допроса уже советской специальной комиссией по расследованию инцидента. Матросов и мичманов опрашивали прямо на борту. В итоге в происшествии были обвинены командир С-363 капитан 3-го ранга Гущин, капитан 2-го ранга Аврукевич и замполит подлодки Беседин. В результате чего Аврукевич был уволен из рядов вооруженных сил. Гущин снят с должности и направлен для прохождения службы в береговую часть, а Беседин был признан невиновным. Остальной экипаж С-363 никакого наказания не понёс. Острословы из числа советских моряков дали лодке едкое прозвище: «Шведский комсомолец». СССР, за операцию по спасению подлодки, выплатил Швеции 5 миллионов шведских крон или более 1 миллиона долларов США, по курсу 1981 года.

Инцидент с С-363, (или с U-137, как её окрестили в западной прессе, по бортовому номеру), стал довольно громким скандалом в самой Швеции. Появления зарубежных подлодок у шведских берегов фиксировались и ранее, но подобный инцидент был впервые. Шведская пресса, как и общественность, подвергла сомнению боеспособность местных вооруженных сил. В итоге командор Андерссон был отстранен от должности начальника базы в Карлскруны, но продолжил служить во флоте. Кроме того, данный эпизод негативно сказался на советско-шведской отношениях, которые до этого были одними из самых доброжелательных и конструктивных в истории советской и шведской дипломатии, поскольку Швеция являлась нейтральным государством и не состояла ни в каких военно-политических блоках. По мнению некоторых шведских лиц и прессы, появление советской подлодки у шведских берегов и главное, у военной базы Карлскруны, где в это время испытывались новейшие торпеды, было не случайным. К тому же на фоне противостояния в Холодной войне и недавних масштабных учений, в том числе и в Балтийском море «Запад-81», многие ставили под сомнение, что подлодка совершенно случайно смогла пройти по столь узкому, (12 метров в ширину), секретному фарватеру, о котором знали только шведские военно-морские силы.

Вместе с тем, данный инцидент стал поводом для проведения операции шведским ВМФ ровно через год, в октябре 1982 года в Харсфиорде, поскольку по утверждению шведов, в этом месте, вновь была обнаружена иностранная подлодка. В указанный период было сброшено 44 глубинных бомбы, кроме того сдетонировали 4 якорные мины. Впоследствии выяснилось, что бомбардировки были безуспешными: либо лодка их избежала, либо она покинула территориальные воды Швеции ещё в самом начале силовой акции. События вызвали экстренное заседание в парламентской комиссии Швеции, которая обвинила во вторжении Советский Союз, что вызвало политическую напряжённость в отношениях СССР и Швеции. Последующие исследования показали, что за шумы винтов подводной лодки могли быть приняты шумы гражданского судна.

  • Agrell, Wilhelm (1986). Bakom ubåtskrisen — militär verksamhet, krigsplanläggning och diplomati i Östersjöområdet. Liber Förlag. ISBN 91-38-90723-2
  • Besedin, Vasilij (2009). Inifrån U 137 — min egen berättelse. Karlskrona: Albinsson & Sjöberg. ISBN 978-91-86560-87-4
  • Folke, Ingemar; Hansson, Lars (red.) (1987). …med alla till buds stående medel… En antologi om ubåtshotet och trovärdigheten hos vårt försvar. Prisma. ISBN 91-518-2110-9 Innehåller * texter av 12 olika skribenter, bland dem Wilhelm Agrell.
  • Hasselbohm, Anders (1984). Ubåtshotet — Ubåtshotet : en kritisk granskning av Hårsfjärdenincidenten och Ubåtsskyddskommissionens rapport. Prisma. ISBN 91-518-1797-7
  • Myhrberg, Ingemar (1985). Ubåtsvalsen — en motbok till rapporterna från ÖB och Ubåtsskyddskommissionen. Haga bokförlag. ISBN 91-7734-013-2
  • Hellberg, Anders; Anders Jörle (1984). Ubåt 137 — Tio dagar som skakade Sverige. Atlantis. ISBN 91-7486-335-5
  • Svensson, Emil (2005). Under den fridfulla ytan. Marinlitteraturföreningen. ISBN 91-85944-09-2
  • Tunander, Ola (2001). Hårsfjärden — Det hemliga ubåtskriget mot Sverige. Norstedts. ISBN 91-1-301038-7

I-10 (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

I-10 (яп. 伊10), полное название Подводная лодка №10 (яп. 伊号第十潜水艦 и-го: дай дзю сэнсуйкан) — подводная лодка Императорского флота Японии, созданная по проекту подлодок типа I-9 (A-1 «Ко-гата»).

Подлодки типа A1 представляли собой вариант подлодок типа J3 с большим, чем у предыдущего типа, запасом хода и улучшенной катапультой для запуска гидросамолётов, что позволяло назначать подобные подлодки флагманскими судами подводных эскадр[1]. Их водоизмещение составляло 2966 т в надводном положении и 4195 т под водой. Главные размерения: длина — 113,7 м, ширина — 9,5 м, осадка — 5,3 м. Глубина погружения составляла 100 м[1].

Главная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя мощностью 6200 л.с. каждый, приводившие в действие два гребных винта. Когда подлодка находилась под водой, винты приходили в движение благодаря работе электромотора мощностью 1200 л.с. Надводная скорость составляла от 19 до 23 узлов[2], подводная — около 8 узлов. Дальность плавания составляла 16 тысяч морских миль при скорости 16 узлов в надводном положении и 90 морских миль при скорости в 3 узла в подводном положении[3].

Вооружение составляли шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм и 18 торпед Тип 95 (англ.)русск., одно 140-мм корабельное орудие Тип 11 и два сдвоенных 25-мм зенитных орудия Тип 96. В отличие от типа J3, ангар для гидросамолёта был строен в боевую рубку и направлен вперёд, а позиции корабельного орудия и катапульты поменяли местами так, чтобы самолёт мог взлетать быстрее с помощью движения самой подлодки вперёд и катапульты для взлёта[3].

Подлодка заложена на стапелях верфи Kawasaki, спущена на воду 20 сентября 1939 года, принята на вооружение 31 октября 1941 года. 30 ноября 1941 года патрулировала Южно-Китайское море, оказывая поддержку перед готовившимся налётом на Перл-Харбор, и запустила самолёт Yokosuka E14Y в сторону залива Сува (Фиджи). От самолёта поступило сообщение, что в гавани не было обнаружено сил потенциального противника, однако вернуться на подлодку самолёт не смог. Поиски, длившиеся в течение трёх суток, ничего не дали — самолёт и экипаж пропали без вести[4].

В 1942 году I-10 проводила разведывательные операции в Индийском и Тихом океанах, используя свой гидросамолёт для разведки в гаванях южноафриканских городов Дурбан и Порт-Элизабет, а также на Мадагаскаре. В конце мая того года группа из трёх подлодок — I-10, I-20 и I-16 — предприняла попытку атаки союзных кораблей. Самолёт, взлетевший с I-10, обнаружил британский линкор «Рэмиллис» на стоянке в гавани Диего-Суарес, и с подлодок I-20 и I-16 были отправлены мини-субмарины, одна из которых пробралась в гавань и выпустила две торпеды (несмотря на обстрел глубинными бомбами). Одна из торпед нанесла серьёзный ущерб линкору, угодив в область под башней A, другая же привела к затоплению нефтяного танкера «Бритиш Лоялти» (англ. British Loyalty), позже всё-таки поднятого со дна[5]. Пострадавший «Рэмиллис» восстанавливался на верфях ЮАС и Великобритании, а экипаж мини-подлодки M-20b бросил своё судно у острова Носи Антали Кели (швед.)русск. и двинулся вглубь острова к точке встречи у мыса Эмбер, однако через трое суток подводники погибли в бою с британскими морскими пехотинцами (у британцев был один убитый). Вторая субмарина пропала без вести, тело члена экипажа на следующий день нашли на берегу[5].

12 июня 1944 года I-10 выпустила самолёт Yokosuka E14Y для разведки над городом Маджуро. Пилот не обнаружил ничего важного из целей, поскольку американские экспедиционные войска ушли шесть дней тому назад, однако самолёт разбился при посадке[6]. 4 июля 1944 года подлодка I-10, действуя к востоку от Сайпана у Марианских островов, вступила в бой с эсминцами ВМС США «Дэвид У. Тейлор» и «Риддл» и была уничтожена[7].

Начальник штаба
  • Капитан 2-го ранга Ясуси Сугавара (31 июля — 31 октября 1941)
Капитан подлодки
  • Капитан 2-го ранга Ясуси Сугавара (яп. 栢原保親, 31 октября 1941 — 15 сентября 1942)
  • Капитан 2-го ранга Такаси Ямада (яп. 山田隆, 15 сентября 1942 — 15 апреля 1943)
  • Капитан 2-го ранга Сандзо Тоноцука (яп. 殿塚謹三, 15 апреля 1943 — 18 января 1944)
  • Капитан 2-го ранга Киёдзи Накадзима (яп. 中島清次, 18 января — 2 июля 1944), признан погибшим; посмертно произведён в капитаны 1-го ранга.
  1. 1 2 Bagnasco, 1977, p. 188.
  2. ↑ Chesneau, 1980, p. 200.
  3. 1 2 Carpenter, Polmar, 1986, p. 101.
  4. ↑ Prange, Gordon W., «At Dawn We Slept: The Untold Story of Pearl Harbor», Penguin Books, New York, New York, 1981, Library of Congress card number 82-5896, ISBN 0-14-00-6455-9, page 431.
  5. 1 2 Rigge, Simon (1980). War in the Outposts. Chicago, Time-Life Books, pp. 107–108
  6. ↑ Morison, Samuel Eliot, «History of United States Naval Operations in World War II: Vollume Eight — New Guinea and the Marianas March 12944 — August 1944,» Little, Brown and Company, Boston, 1953, 1989, Library of Congress card number 53-7298, page 229.
  7. ↑ Boyd, Yoshida, p. 209.

На английском[править | править код]

  • Erminio Bagnasco. Submarines of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1977. — ISBN 0-87021-962-6.
  • Carl Boyd, Akikiko Yoshida. The Japanese Submarine Force and World War II. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2002. — ISBN 1-55750-015-0.
  • Dorr B. Carpenter, Norman Polmar. Submarines of the Imperial Japanese Navy 1904–1945. — London: Conway Maritime Press, 1986. — ISBN 0-85177-396-6.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships 1922–1946 / ed. by Roger Chesneau. — Greenwich, UK: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
  • Mochitsura Hashimoto. Sunk: The Story of the Japanese Submarine Fleet 1942 – 1945 / translated by E.H.M. Colegrave. — London: Cassell and Company, 1954.
  • Mark Stille. Imperial Japanese Navy Submarines 1941-45. — Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. — Vol. 135. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-090-1.

На японском[править | править код]

  • 雑誌『丸』編集部『写真 日本の軍艦 第12巻 潜水艦』光人社、1990年。ISBN 4-7698-0462-8
  • 福井静夫『写真日本海軍全艦艇史』ベストセラーズ、1994年。ISBN 4-584-17054-1
  • Bob Hackett, Sander Kingsepp. IJN Submarine I-10: Tabular Record of Movement (англ.). SENSUIKAN! Stories and Battle Histories of the IJN’s Submarines. Combinedfleet.com (2012). Дата обращения 18 августа 2015.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *