Ракетный подводный крейсер 941 акула – Подводные лодки типа «Акула» проекта 941

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ТРПКСН проекта 941 «Акула»
Typhoon class SSBN.svg
Typhoon3.jpg
Основные характеристики
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в том числе 52 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
11,2 м
Силовая установка
  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ[1] по 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000[2]-50000[3] л. с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
  • Резервные:
    • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
    • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм[4];
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)
ПВО 8 ПЗРК «Игла»
Commons-logo.svg Категория на Викискладе

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще). Проект разработан в ЛПМБ «Рубин» (Ленинград), ныне ЦКБ МТ «Рубин». Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

wiki2.red

«Акулы» предложили вооружить сотнями «Калибров» — Российская газета

Атомные субмарины проекта 941 «Акула», лишенные запаса МБР и выведенные из боевого состава Северного флота, могли бы стать носителями неядерных ракет «Калибр». Такое мнение высказал весьма авторитетный в военно-морских кругах эксперт — вице- адмирал Олег Бурцев, в недавнем прошлом — первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ России.

Как следует из заявления адмирала Бурцева корреспонденту ТАСС, тяжелый подводный крейсер проекта 941 типа «Акула», который был не только самым большим в мире подводным кораблем, но и самым мощным по вооружению, вполне может быть переоборудован в суперноситель высокоточных неядерных вооружений. И в новом для себя качестве способен принять на борт до 200 крылатых ракет «Калибр» и «Оникс». А завтра или в ближайшей перспективе — это и непотопляемая стартовая платформа для гиперзвукого «Циркона», который проходит финальные испытания и будет предложен к постановке на вооружение.

Возможно, кому-то идеи с переоборудованием «Акул» покажутся странными или, как минимум, запоздалыми. Но это не снимает с повестки вопрос о судьбе двух еще остающихся на плаву подлодок-гигантов — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Выведенные из боевого состава и поставленные в очередь на утилизацию, они уже несколько лет находятся без движения у дальнего причала Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.

Там, если в одну сторону посмотреть, — судоремотный завод «Звездочка», где уже не один десяток атомных субмарин, списанных со службы, порезали на иголки.

А по другую сторону пролива — причалы и 55-й, самый большой и оснащенный стапельный эллинг «Севмаша», где были построены все шесть ТАПРК СН (дословно — тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения) по уникальному проекту 941 «Акула» ленинградского, а ныне санкт-петербургского ЦКБ «Рубин». По признанию генерального конструктора академика Сергея Ковалева (1919 — 2011), проявили себя эти корабли неплохо, но прослужили, увы, недолго.

Две списанные со службы, но еще живые «Акулы» могли бы стать непотопляемым суперносителем для 400 ракет «Калибр»

Три «Акулы» из шести еще в конце 90-х попали под сокращение и были исключены из боевого состава нашего ВМФ. А в 2005-2009 годах при финансовой помощи США в рамках программы «Совместного уменьшения угрозы» разрезаны на металлолом.

Больше других повезло головному крейсеру ТК-208: в том же эллинге «Севмаша», где первенец был построен, его модернизировали по проекту 941УМ и в 2002 году под именем собственным «Дмитрий Донской» вновь спустили на воду — для отработки нового ракетного комплекса «Булава» и самой ракеты с тем же названием.

Экипаж ТК-208 под командованием сначала Аркадия Романова, а потом Олега Цыбина десять лет без малого таскал каштаны из огня для строившихся на «Севмаше» ракетоносцев четвертого поколения серии 955 «Борей», пока своенравная «Булава» не стала летать так, как ей приказывали. 

ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв в 2004 году — в арсенале Северного флота для нее не осталось годных ракет, а новых на НПО «Южное» в Днепропетровске уже не делали. По той же причине — нет боекомплекта — спустя два года вывели в резерв ТК-17 «Архангельск».

Почему так получилось, пусть рассудят историки. Здесь скажем лишь о том, что в марте 1997 года экипаж под командованием капитана Iранга А.С. Богачева выпустил в одном залпе все двадцать МБР с борта ТК-13. А в декабре того же 97-го — еще 20 ракет из 20 шахт крейсера ТК-20, на котором экипаж Богачева тогда служил. И в первом случае, и во втором геройская операция была проведена «с целью утилизации ракет методом пуска»…

Вся эта далекая и все еще недавняя история вспомнилась, потянула за собой недоступные прежде подробности и обрела новое, актуальное звучание благодаря вице-адмиралу Бурцеву.

«Размеры этих субмарин, — напомнил один из недавних руководителей Главного штаба ВМФ, — позволяют вооружить каждую из них по меньшей мере 200 крылатыми ракетами». А в качестве примера подобной модернизации адмирал привел стратегические подлодки США типа «Огайо». Прежде все они имели в своих шахтах баллистические ракеты «Трайдент-1». А теперь четыре корабля этого типа переоборудованы, и каждая несет на борту по 154 крылатые ракеты «Томагавк».

Эксперт напомнил и о том, что в целом современные боевые корабли России не уступают иностранным аналогам по многим характеристикам, но обладают недостаточным боекомплектом. Тут не в нашу пользу даже сравнение с Китаем. Их эсминец проекта 055 может нести 112 крылатых ракет, а новейшие российские фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» имеют всего по 16 ударных ракет. Фрегаты, что в той же линейке строятся за ними, получат 24 ракеты.

По мнению вице-адмирала Бурцева, «этого явно недостаточно». А если использовать в качестве суперносителя высокоточных крылатых ракет переоборудованные «Акулы», дисбаланс можно нивелировать.

Под шифром «Груша»

В истории нашего ВМФ и северодвинских верфей, где более полувека строят и ремонтируют атомные субмарины, уже был поучительный пример трансформации ранее построенных кораблей. Тот масштабный проект долгое время остался в памяти участников под секретным шифром «Груша».

А суть его состояла в переоборудовании серийных АПЛ проекта 667 «Навага» по проекту 667АТ «Груша». Из корпуса подводной лодки вырезали полностью отсек с ракетными шахтами, а на его место вваривали новый, в котором располагалось восемь 533-мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении торпедные аппараты устанавливались под углом к осевой линии корабля, и не в носовой оконечности, а в средней части подлодки.

Основным вооружением АПЛ в результате такой модификации становились 32 стратегические дозвуковые крылатые ракеты C-10 «Гранат». Запускались они из восьми уже упомянутых торпедных аппаратов, расположенных в пятом, замененном отсеке. При необходимости эти же торпедные аппараты могли использоваться для запуска дальноходных торпед. Изнутри отсека система заряжания и подачи боеприпасов чем-то напоминала систему Наган — только многоствольный и с гигантским барабаном.

В результате подводные лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями крылатых ракет C-10 «Гранат». Одновременно с новым ракетным отсеком на переоборудованные по проекту 667АТ «Груша» корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставались практически без изменений.

Изначально планировалась переоборудовать шесть АПЛ проекта 667А «Навага» — три на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) и столько же — на «Звездочке» в Северодвинске.

Но в итоге переоборудовали всего три — и все на северодвинской верфи. В 1986 году «Звездочка» передала флоту подлодку К-423 в новом качестве, через два года — К-253, а в 1991 году — подводную лодку с тактическим номером К-395. Все три обновленных корабля вошли в боевой состав Северного флота и несли службу до начала 2000-х. Крайняя среди них АПЛ К-395 исключена из боевого состава 1 сентября 2002 года.

rg.ru

Подводные лодки проекта 941 «Акула» Википедия

ТРПКСН проекта 941 «Акула»
Typhoon class SSBN.svg
Typhoon3.jpg
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
ификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в том числе 52 офицера)
Водоизмещение надводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
11,2 м
  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ[1] по 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000[2]-50000[3] л. с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
  • Резервные:
    • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
    • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм[4];
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)
ПВО 8 ПЗРК «Игла»
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА». HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA

ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA

07.03.2012

ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» по финансовым соображениям, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По словам источника агентства, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей».

В настоящее время на вооружении ВМФ России стоят три подводных лодки проекта «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь». Последние два корабля находятся в порту Северодвинска и в боевом составе не числятся из-за отсутствия боекомплекта — баллистических ракет Р-39. «Северсталь» стоит у причальной стенки с 2004 года, а «Архангельск» — с 2006-го. «Дмитрий Донской» использовался в качестве опытового корабля, участвуя в испытаниях ракеты «Булава». (lenta.ru)

30.12.2011

30 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВ ВМФ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

29 декабря 2011 года в музее Севмаша ветераны предприятия и военные моряки вспоминали историю строительства самого большого подводного корабля в мире – АПЛ «Дмитрий Донской». 30 лет назад 29 декабря 1981 года корабль вступил в состав ВМФ.

Корабелы и военные моряки по праву гордятся уникальным атомоходом. В его создании участвовали более 1000 предприятий со всей страны, на Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. Головная АПЛ проекта «Акула» за свои размеры занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

После 10 лет эксплуатации головной ракетоносец был поставлен на ремонт и переоборудование. В 2002 году АПЛ вывели из цеха, по некоторым системам и комплексам модернизировав до уровня кораблей 4-го поколения. 2002 год считается вторым рождением корабля. В последние годы с борта АПЛ «Дмитрий Донской» проводились испытания нового ракетного комплекса «Булава». Сегодня корабль участвует в обеспечении испытаний новых подводных кораблей, строящихся на Севмаше. Экипаж АПЛ возглавляет командир I ранга Олег Цыбин, заводскую часть сдаточной команды – ответственный сдатчик Евгений Слободян.

К 30-летию головной Акулы научные сотрудники заводского музея подготовили экспозицию, а специалисты телестудии – видеофильм «Дмитрий Донской» снова в строю», что и было продемонстрировано собравшимся. (Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»)

22.05.2013

ВМФ России до конца 2013 года выведет из своего состава две самые большие в мире атомные подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск», построенные по проекту 941 «Акула». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, до 2018-2020 года обе АПЛ утилизируют.

22.06.2013

ИЗ «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО» СДЕЛАЮТ ПОДЛОДКУ ПРОТИВНИКА

В Белом море начались госиспытания сразу трех атомных подводных лодок. Новые лодки проектов 995 и 885 «Александр Невский» и «Северодвинск» проведут пуск учебных торпед по «Дмитрию Донскому», который вышел в море после ремонта. Как сообщает газета «Известия», «Дмитрий Донской» используется как измерительная лаборатория и с его помощью военные намерены записать звуки двух других подводных лодок.

По информации издания, по самой большой в мире АПЛ выпустят учебные торпеды и таким образом «Александр Невский» и «Северодвинск» проверят системы управления огнем и торпедные аппараты. Кроме того, до 1 июля планируется испытать большинство других систем обеих подлодок: если в результате не будет выявлено серьезных недостатков, то осенью пройдут испытания с пусками ракет как из надводного, так и подводного положения. Тогда же проверят и новую автоматическую систему управления, позволяющую перенацеливать «Булаву» в полете.

Ранее «Дмитрий Донской» уже проходил несколько модернизаций. В 1989 году построенную в 1976 АПЛ начали модернизировать на «Севмашпредприятии» по проекту 941У, однако в 1991 году работы были свернуты. Их возобновили только пять лет спустя и завершили в 2002 году; тогда пусковые шахты переобрудовали под ракеты «Булава», имеющие существенно меньшие по сравнению с Р-39 размеры.

Лента.ру

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» (ПРОЕКТ 885 «ЯСЕНЬ»)

29.08.2013

Осенью этого года с борта атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 941У (шифр «Акула») «Дмитрий Донской» состоится еще один испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Булава». Об этом сообщил сегодня корр.ИТАР-ТАСС источник в российском ОПК. Он не уточнил сроки проведения и задачи испытательного пуска. В свою очередь, другой источник, знакомый с ситуацией, пояснил ИТАР-ТАСС, что «одной из возможных целей пуска «Булавы» с «Дмитрия Донского» может стать отработка продвинутой версии этой ракеты». «АПЛ «Дмитрий Донской» представляет собой развитый испытательный комплекс в отличие от штатных носителей «Булавы» класса «Борей», — добавил он.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУЛАВА»

Тактико-техническое задание на тяжелый ракетный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) — было выдано в декабре 1972 г. Через год — 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался в ЦКБ МТ «Рубин», под руководством главного конструктора С. Н. Ковалева. Ракетоносец проекта 941 в силу ряда специфических условий, в том числе и массогабаритных характеристик размещаемого на нём ракетного комплекса, существенно отличался от ранее спроектированных подводных ракетоносцев второго поколения принципиально новой архитектурой корабля, позволившей наиболее полно удовлетворить всем требованиям Заказчика, а также обеспечить при этом высокие боевые и эксплуатационные качества корабля. Уровень отечественных технологий 1970 — 1980-х гг. не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет.

АПЛ проекта 941 имеют многокорпусную конструкцию – пять внутренних корпусов расположены внутри двух параллельных главных (прочных) корпусов диаметром 7,2 м каждый. Все корпуса соединены переходами. Прочные корпуса расположены параллельно друг другу и симметрично по отношению к диаметральной плоскости. Для снижения шумности используется амортизация агрегатов и механизмов, блочная компоновка оборудования, системы звукоизоляции и звукопоглощающее покрытие. Имеется 19 отсеков, включая удлинённый модуль в котором находится главное помещение управления и отсек с электронным оборудованием, который располагается над главными корпусами позади ракетных шахт.

Конструкция АПЛ проекта 941 позволяет осуществлять подлёдное плавание и проламывать слой льда. Имеются развитые кормовые рули с горизонтальными плоскостями, расположенные после винтов. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части и убираются внутрь корпуса. К выдвижным системам относятся два перископа (один командирский и один для общего использования), радиосекстант, мачта радара, радиосвязи, навигационной системы радиопеленгатора. Они размещены в пределах надстройки. Надстройка имеет усиленную округлую конструкцию для проламывания льда.

Максимальная глубина погружения – 400 м. Скорость достигает 12 узл. в надводном и 25 узл. в подводном положении. Автономность – 120 суток.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТРПКСН ТК-208, вступившим в строй 29 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А. В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). ТРПКСН вошли в строй в период 1981 –1989 гг.: ТК-208 (зав. № 711), переименованный в 2002 г. в «Дмитрия Донского», вошел в строй 29.12.1981 г., ТК-202 (зав. № 712) – 28.12.1983г., ТК-12 (зав. № 713) – 26.12.1984г., ТК-13 (зав. № 724) – 26.12.1985г., ТК-17 (зав. № 725) – 15.12.1987г., ТК-20 (зав. № 727) – 19.12.1989г. Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был разобран на стапеле в 1990 г. Кстати в США вместо планировавшихся 30 подводных ракетоносцев типа «Огайо» ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в качестве ПЛАРБ к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Все шесть ТРПКСН проекта 941были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство, даже во время нахождения на базе.

Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию АПЛ пр.941

Наименование Заводской номер Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй
ТК-208 711 30.06.1976 23.09.1979 12.12.1981
ТК-202 712 01.10.1980 26.04.1982 28.12.1983
ТК-12 713 27.09.1982 01.1984 11.1984
ТК-13 724 05.01.1984 30.04.1985 30.12.1985
ТК-17 725 24.02.1985 08.1986 06.11.1987
ТК-20 727 06.01.1986 07.1988 08.1989
ТК-210 728 1986 Разобран в 1990 г.

ОСНОВНЫЕ ТТХ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

Длина наибольшая 172,0 м
Ширина наибольшая 23,3 м
Осадка по КВЛ 11,0 м
Водоизмещение: надводное 23200 т
Водоизмещение: подводное 48000 т
Скорость полная. надводная 12 узл.
Скорость полная. подводная 25 узл.
Предельная глубина погружения 500 м
Рабочая глубина погружения 380 м
Экипаж всего(офицер.) 160 (52)
Автономность 120 сут.


ВООРУЖЕНИЕ

Ракетный комплекс Д-19

Баллистические ракеты 20 х Р-39

шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания

Боекомплект 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР «Водопад» и ракето-торпед “Шквал”

ПЗРК «Игла-1»

навигационным комплексом “Симфония”,

боевой информационно-управляющей системой «Омнибус»

Гидроакустический комплекс типа «Скат» (“Скат-3”)

гидроакустической станцией миноискания МГ-519 “Арфа”

эхоледомером МГ-518 “Север”

радиолокационным комплексом МРКП-58 “Буран”

телевизионным комплексом МТК-100

комплекс радиосвязи “Молния-Л1” с системой спутниковой связи “Цунами”

ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

bastion-karpenko.narod.ru

Атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». Справка

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея  Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.

30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.

23 сентября 1980 года подводный крейсер был спущен на воду, а 12 декабря 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208.

Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой «Тайфун».

Оставшиеся в боевом составе Военно-морского флота России две стратегические атомные подводные лодки класса «Акула» (проект 941, по классификации НАТО «Тайфун») не будут вооружаться новейшими баллистическими ракетами «Булава».

Всего за 10 лет было заложено семь «Тайфунов», из которых достроили и сдали флоту шесть. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Подводная лодка занесена в книгу рекордов Гиннеса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина — 23,3 м, осадка — 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними — 3 прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. От такого «катамаранного» расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.

Основу системы вооружения «Тайфуна» составляют баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тысяч км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью по 100 килотонн каждая. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед; самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также ЗРК «Игла».

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил, которые вращают два шестилопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать подводную скорость 27 узлов.

В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. Субмарина утилизируется в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы».

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» — ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск», построенные в 1989 году и 1987 году соответственно.

Головной корабль этого проекта — ТК-208 — более десяти лет проходил на «Севмаше» капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ. В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. В июне 2002 года перед спуском на воду ему было присвоено имя «Дмитрий Донской». В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний.

«Дмитрий Донской» используется в рамках программы испытаний ракетного комплекса «Булава»; с его борта произведено семь пробных стартов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула»

Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для несения боевого дежурства в высоких широтах.

Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Ohio с 24 баллистическими ракетами Trident I (в дальнейшем Trident II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор Сергей Ковалёв. Головная лодка вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии — в сентябре 1989 года.

При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок — высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.

Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19, превосходя «Трайденты» по основным параметрам, были значительно крупнее «американок». Это сразу увеличило габариты и самой лодки.

Пять из шести построенных ПЛАРБ проекта 941 TYPHOON в Западной Лице, 1980-90-е годы.

Пять из шести построенных ПЛАРБ проекта 941 TYPHOON в Западной Лице, 1980−90-е годы. Фото: Волк

Поэтому «Акула» получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире — 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте «водовозом»), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.

Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах — по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3−28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13−14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.

Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы — в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже «живой уголок».

ПЛАРБ ТК-208 «Дмитрий Донской»

«ТК-17» Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Основное вооружение атомохода — 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19, размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6М «Водопад» и РПК-2 «Вьюга».

Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве (решается вопрос об утилизации). Головной корабль серии ТК-208 («Дмитрий Донской») переоборудован по проекту 941УМ и несет 20 ракет Р-30 «Булава», использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты.

defendingrussia.ru

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 941 «Акула»(NATO -Typhon)

Cтроительство подводных крейсеров проекта 941 «Акула» (по международной классификации «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо», вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. В СССР разработкой нового корабля начали заниматься позже американцев, поэтому проектирование и постройка шли практически параллельно.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

В результате корабль построили в рекордно короткие сроки — за 5 лет. За этой маленькой цифрой огромный труд всего коллектива предприятия и его многочисленных контрагентов. «Строительство подводной лодки обеспечивало более тысячи предприятий всей страны, — вспоминает А.И. Макаренко, в то время главный инженер Севмашпредприятия. — Наша «Акула» была готова на год раньше американского «Огайо». Естественно, что правительство высоко оценило заслуги участников создания этого уникального корабля». Анатолий Иннокентьевич приказом министра судостроительной промышленности был назначен персонально ответственным за постройку. За создание АПЛ проекта 941 А.И. Макаренко и сборщику КСП А.Т. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ответственному сдатчику А.С. Белопольскому присуждена Ленинская премия, Н.Г. Орлову, В.А. Бородину, Л.А. Самойлову, С.В. Пантюшину, А.А. Фишеву — Государственная премия. 1219 работников предприятия награждены орденами и медалями. Среди отличившихся начальники цехов Г.А. Правилов, А.П. Моногаров, А.М. Будниченко, В.В. Скалобан, В.М. Рожков, главные специалисты М.И. Шепурев, Ф.Н. Шушарин, А.В. Рынкович.

В сентябре 1980 года непривычно большой подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость — участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно — гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки для АПЛ такого проекта. И в этом большая заслуга сдаточной команды, таких отличных специалистов, как Г.Д Павлюк, А.З. Элимелах, А.З. Райхлин, и личного состава корабля под командованием капитана I ранга А.В. Ольховикова. Несмотря на жесткие сроки строительства и испытаний новейшей АПЛ, возникали ситуации, когда от инженеров требовалась срочная разработка новых конструктивных решений. «Как известно, наружный корпус лодки покрыт толстым слоем резины, — продолжает Анатолий Иннокентьевич. — На «Акуле» каждый лист весил 100 килограммов, а общий вес наклеенной резины — 800 тонн. Когда первый раз лодка вышла в море, часть этого покрытия оторвалась. Пришлось быстро изобретать новые технологические приемы приклеивания».
Корабль принял на вооружение первый отечественный твердотопливный ракетный комплекс Д-19. На головном крейсере серии, получившем впоследствии название «Дмитрий Донской», было проведено большое количество пусков ракет. «Программа расширенного испытания ракетного вооружения была более чем насыщенной,— вспоминает бывший командир БЧ-5 капитан I ранга В.В. Кисеев. — Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб не было отказов в технике. Все было очень надежно».

Через десять лет эксплуатации самый большой в мире подводный атомоход был поднят на стапель для среднего ремонта. Это была сложная задача в части обеспечения радиационной и пожарной безопасности, так как на цеховых стапелях Севмаша до этого АПЛ не ремонтировали. После среднего ремонта и замены ряда комплексов в мае 2002 года «Дмитрий Донской» был выведен из цеха. Эта дата считается вторым рождением корабля. Стапельными работами и выводом корабля руководил заместитель начальника цеха М.А. Абижанов, а действиями сдаточной команды на корабле — механик Г.А. Лаптев. «Сейчас успешно проходят заводские ходовые испытания, государственные испытания различных комплексов вооружения. «Дмитрий Донской» уникален по маневренным характеристикам и управляемости, — с гордостью говорит командир АПЛ капитан I ранга А.Ю. Романов. — У этого заказа потрясающие боевые возможности. Это самый быстрый из всех кораблей серии, на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941. Успешные испытания корабля во многом заслуга ответственного сдатчика Е.В. Слободяна, его заместителей А.В. Ларинского и В.А. Семушина и, естественно, экипажа АПЛ, специалистов своего дела командира боевой электромеханической части капитана II ранга А.В. Прокопенко, командира штурманской боевой части капитана-лейтенанта В.В. Санькова, командира боевой части связи капитана III ранга А.Р. Шувалова и многих других».

Корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Этот крейсер гордо несет имя великого русского воина, князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Как говорят сами подводники, их корабль надежный и счастливый. «Теперь судьба этого подводного атомохода ясна, — рассказывает С.Н. Ковалев. — Эта подводная лодка будет в течение долгого времени самым мощным кораблем Военно-морского флота. Сегодня хороший повод поздравить всех конструкторов, которые проектировали эту лодку, Севмаш, который ее строил, многие другие предприятия, которые участвовали в ее создании, и, естественно, Военно-морской флот с юбилеем замечательного корабля».

25 лет верой и правдой служит «Дмитрий Донской» Родине. Меняется экипаж, сдаточная команда, но для всех крейсер остается родным. Сегодня корабль, как и четверть века назад, первый — он на передовых рубежах испытаний новой морской ракетной техники. С юбилеем и счастливого плавания тебе, «Дмитрий Донской»!

topwar.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *