При переходе от индустриального к информационному обществу – При переходе от индустриального к информационному обществу происходит замена. Урок информатики «от индустриального общества к информационному»

Содержание

Переход от индустриального общества к информационному обществу. От индустриального к информационному

Вариант № 124402

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

При переходе от индустриального к информационному обществу

1) происходит замена ручного труда машинным

2) возрастает значение науки и образования

3) увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора

4) формируется демократическое государство

Ответ:

Относительная истина представляет собой знание

1) недостоверное

2) ложное, ошибочное

3) достоверное, но неполное

4) разделяемое большинством

Ответ:

Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

Ответ:

Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А.
Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б.
Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В пе­ри­од пика де­ло­вой активности

1) циклическая без­ра­бо­ти­ца высокая

2) структурная без­ра­бо­ти­ца высокая

3) инфляция высокая

4) инфляция низкая

Ответ:

В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтёры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

1) циклическая

2) структурная

3) фрикционная

4) сезонная

Ответ:

Субъектом налогообложения является

1) доход фирмы

2) юридическое лицо

3) имущество предприятия

4) гектар земли

Ответ:

На рисунке отражены изменения спроса на легковые автомобили на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P — цена товара, Q — количество товара.)

Это перемещение связано, в первую очередь, с

1) совершенствованием технологии производства автомобилей

2) уменьшением издержек произ водителей автомобилей

3) увеличением объёма услуг обще ственного транспорта

4) увеличением доходов населения

Ответ:

Верны ли следующие суждения об инфляции?

А.
Повышение зарплаты не может вызвать рост инфляции.

Б.
Рост предложения товаров не может вызвать рост инфляции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Ответ:

В стра­не Z кре­стья­не и го­род­ская беднота огра­ни­че­ны в до­сту­пе к ка­че­ствен­но­му образованию и здравоохранению. В дан­ном факте отражается

1) социальная мобильность

2) социальное неравенство

3) социальная структура

4) социальный контроль

Ответ:

В последние десятилетия демографическая ситуация в Z вызывает большую озабоченность властей. Регулярно проводятся статистические исследования различных демографических аспектов, в том числе и возрастно-полового состава трудоспособного населения. Данные одного из исследований представлены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Число мужчин трудоспособного возраста в 2000 году больше, чем в 1990, 1993 и 1996 годах.

2) Число женщин трудоспособного возраста снижается из года в год.

3) Количество мужчин трудоспособного возраста растет быстрее, чем женщин.

4) Количество мужчин трудоспособного возраста растет медленнее, чем женщин.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.

Б. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к дефицитным ресурсам общества.

1) верно только А

2) верно тольк

От индустриального общества — к информационному

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | От индустриального общества — к информационном

Техника безопасности и организация рабочего места



ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:

• Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.

• Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.

• Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.

• Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.

• Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.

• Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

• Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

• Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:

• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.

• Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.

• Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

• При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

Правильная посадка

Самое главное

1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

Плакат «Техника безопасности»


От индустриального общества — к информационному

Изучив эту тему, вы узнаете:

— как информационные революции влияют на развитие цивилизации;

— каковы характерные черты индустриального общества;

— что такое информационное общество;

— в чем суть информатизации общества.

О роли и значении информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает
новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их 
следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования
информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно- управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определялось изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения — персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне.

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой. 

Таблица 1.1. Поколения компьютеров

Характеристика индустриального общества

Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному обществу, где определяющими
являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

Переход к индустриальному обществу происходил достаточно интенсивно, практически одновременно во многих странах мира, и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX века. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX — начала XX века. Как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой механики. Огромное практическое влияние на развитие промышленности оказало изобретение электричества и радио. Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.

Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли — добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

imageИндустриальное общество — это общество, определяемое уровнемразвития промышленности и ее технической базы.

Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Должен также учитываться объем производимых товаров массового и длительного потребления: автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п.

Характеристика информационного общества

Еще с овсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни,
система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

imageИнформационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, используемую в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятом Государственной думой 25 января 1995 года.

imageИнформатизация — это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необ ходимой информации.

Сейчас в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим еще предстоит долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и множество других факторов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы — компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры — это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация — это не дань моде, а закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания. Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы человеческого общества, изменяет условия жизни и культуру людей. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Процесс информатизации общества является базовой составляющей пятой информационной революции. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.

4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

6. Как вы представляете информационное общество?

7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

8. В чем состоит суть процесса информатизации?

9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

10. Что определяет пятую информационную революцию?

При переходе от индустриального к информационному обществу происходит замена. Урок информатики «от индустриального общества к информационному»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1
слайд

Описание слайда:

2
слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: как информационные революции влияют на развитие цивилизации; каковы характерные черты индустриального общества; что такое информационное общество; в чем суть информатизации общества.

3
слайд

Описание слайда:

Информационные революции На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. . Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

4
слайд

Описание слайда:

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно новых (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

5
слайд

Описание слайда:

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

6
слайд

Описание слайда:

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

7
слайд

Описание слайда:

Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

8
слайд

Описание слайда:

9
слайд

Описание слайда:

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах прошлого столетия, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

10
слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество Индустриальное общество — это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы. Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала.

11
слайд

Описание слайда:

Информационное общество Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением

Причины перехода от индустриального общества к информационному. Аграрное, индустриальное и информационное общество

Аграрное общество можно охарактеризовать с различных точек зрения.

В экономическом отношении аграрное общество, как видно из его названия, осно­вано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только земле­владельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и ос­новано на скотоводстве, как кочевые степные державы Евразии (Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.).

Способы распределения произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли):

1)Редистрибуция
(экономические отношения — редистрибутивные, т.е. перераспределенные). Весь производственный продукт собирается в «общий котел» и распре­деляется в соответствии с общественным положением каждого. Это положение опреде­ляется по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.)

2)Рынок
(экономические отношения — рыночные). Основан на системе эквивален­тного обмена продукта, произведенного одними людьми на другой продукт, произве­денный другими.

Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централи­зованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако и при доминировании редистрибутивных отношений рынок в той или иной форме всегда существует. Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов роскоши того времени: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих помес­тьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.

Средневековое европейское натуральное хозяйство являлось формой редистрибуции, так как главным собственником земли считался король, император и даже сам Господь Бог (в лице церкви), а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально Наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в «общий котел») и получал его назад, принося вассальную присягу.

В социальном отношении
аграрное общество характеризовалось жесткой личной привязанностью каждого человека к системе редистрибутивных отношений. Эта при­вязанность проявлялась в том, что каждый член общества был включен в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «стар­ших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые и определя­ют, кто и сколько должен получит за свой труд. Следовательно, аграрное общество было разделено на многочисленные, коллективы, причем переход из одного в другой был затруднен (легко ли средневековый крестьянин мог стать мастером или даже под­мастерьем, какого-либо ремесленного цеха или стать рыцарем).

Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость. При этом ценно было не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Поэтому крестьянину отнюдь не было обидно за свою крестьянскую долю, он не завидовал представителям других групп, если не нарушались его сословные права.

Другим критерием социального деления можно назвать общину:
крестьянская со­седская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский или рыцарский орден, монастырь, воровские корпорации. Человек вне общины рассматривался как отверженный и подозрительный. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ.

Политическое устройство
подавляющего большинства аграрных обществ оп­ределялось и определяется в большей степени традицией и обычаем. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (зем­ли, продуктов, воды на Востоке) и подкрепляться религией (вот почему личность пра­вителя часто обожествлялась).

Чаще всего государственный строй аграрного общества
был монархическим,
то есть во главе общества находился монарх — король, царь, эмир, шейх, султан, импе­ратор. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям знатных родов.

Кроме того, для аграрных обществ характерно слияние власти и собственности -имеющий большую власть контролировал и собственность общества или наиболее бо­гатый обладал и соответствующей богатству властью.

Культурная жизнь аграрных обществ также определялась традициями, и была оп­ределена сословными, общинными и властными отношениями. Термин «традиция» можно рассматривать как устную передачу социально и культурно значимой инфор­мации из поколения в поколение. Отсюда и ориентация соз

признаки и черты информационного общества

Что такое постиндустриальное общество

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

Постиндустриальное общество — это стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Главной движущей силой экономики являются наука и знания.

  • Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Технологии обеспечивают высокую производительность труда: благодаря автоматизации и инновациям в сельском хозяйстве и промышленности не нужно много рабочих рук.

  • Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом. Наука и образование играют ведущую роль.

  • Важнейший фактор интенсивного развития в таком обществе — человеческий капитал, то есть интеллект, знания, способности людей и качество их жизни. Чем выше человеческий капитал, тем производительнее экономика.

Автор теории постиндустриального общества — американский социолог Дэниел Белл, он первым использовал данный термин в 1962 году. Первоначально это слово описывало утопическое будущее, но затем стало использоваться как термин для обозначения современной стадии развития экономики и социума.

Возникновение постиндустриального общества: предпосылки

В странах Запада информационное общество пришло на смену промышленному в результате Научно-технической революции второй половины XX века: автоматизации производства и всеобщей компьютеризации.

  • К появлению нового общества ведет развитие технологий. Автоматизация позволяет наращивать производительности и уменьшать число людей, непосредственно занятых в производстве товаров. Благосостояние общества повышается, исчезает дефицит продуктов, одежды, товаров длительного пользования.

  • Одновременно развитие технологий повышает требования к образованию работников. А квалифицированные работники создают повышенный спрос на услуги. Растет запрос на качественное обслуживание, образование, развлечения, возможности для самовыражения.

Признаки и черты постиндустриального общества

  • Центральную роль в экономике играют знания и информация.

  • В промышленности доминируют наукоемкие отрасли.

  • Свыше половины населения заняты в сфере услуг. Производство услуг становится важнее производства товаров.

  • Растет слой интеллектуальных работников — ученых, технократов, управленцев.

  • Повышается уровень жизни, растет доступность образования и медицины

  • Усложнение социальной структуры: переход от классовой системы к профессиональной дифференциации.

  • Меритократия — социальный статус зависит от способностей и заслуг человека, а не от его происхождения.

  • Возрастает роль женщин в экономике и обществе — работа не требует физических усилий, так что мужчины теряют ведущую роль в производстве.

Социальная структура постиндустриального общества

Постиндустриальное общество становится более демократичным. Положение человека в нем больше определяет не капитал, а его знания, умения, польза, которую он способен приносить обществу — реализуется принцип меритократии.

В постиндустриальном обществе возрастает роль работников умственного труда. Дэниел Белл предлагал делить их на три класса:

  1. Творческая, научная, управленческая элита.

  2. Средний класс — инженеры, научные сотрудники.

  3. Пролетариат умственного труда — техники, ассистенты, лаборанты

Социальная структура постиндустриального общества усложняется. Классовая система становится менее выраженной — на ее место приходит профессиональная дифференциация. Вместо классов капиталистов и наемных работников появляется множество отдельных профессиональных групп.

Если в индустриальную эпоху фабрикант имел большую власть над рабочим, то в современном обществе наемный специалист вступает в партнерские отношения с работодателем. Например, квалифицированный IT-специалист может сам выдвигать массу требований к работодателю, а если они не выполняются — без труда сменить работу.

Помимо горизонтальных статусных структур формируются вертикальный ситусные структуры, писал Белл. Члены профессиональных статусных групп могут входить в состав различных ситусов. Например, ученые/менеджеры/экономисты могут работать на предприятиях, в госаппарате, в университетах, в сфере услуг или в военной области. Это снижает ощущение корпоративной общности в профессиональных группах.

Постиндустриальные страны: примеры

Обычно постиндустриальными странами называют государстве, где на долю сферы услуг приходится более половины Валового внутреннего продукта. Этому критерию соответствуют развитые страны Запада: США и Канада, Германия и другие члены Евросоюза, Великобритания, Австралия, Южная Корея, Япония.

Относится ли Россия к постиндустриальным странам? На этот счет существуют различные мнения. Одни специалисты указывают, что свыше половины населения (более 60% россиян) занято в сфере услуг. Другие полагают, что эта доля завышена искусственно, а роль знаний и инновационных технологий в России недостаточна, чтобы причислить ее к информационным обществам. В частности, основу промышленности составляют не наукоемкие отрасли, а добывающая индустрия.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: сравнение

Критерии сравнения

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Экономическая сфера

  1. Главный фактор производства — земля

  2. Основная сфера — сельское хозяйство

  3. Основной продукт — пища

  4. Производство основано на ручном труде

  5. Господствует натуральное хозяйство

  1. Главный фактор производства — капитал

  2. Основная сфера — промышленность.
    Основной продукт — промышленные изделия

  3. Производство основано на механическом труде

  1. Главный фактор производства — знания, информация

  2. Основная сфера — сфера услуг. Основной продукт — услуги

  3. Производство основано на автоматизации

Социальная сфера

Низкая социальная мобильность.

Закрытые социальные структуры — сословия

Социальная мобильность повышается.

Подвижные социальные структуры — классы

Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация

Политическая сфера

Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления

Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии

Политический плюрализм, гражданское общество, демократия консенсуса

Духовная сфера

Религиозные ценности, коллективизм

Ценности прогресса, индивидуального успеха

Ценности индивидуализма

Страна Z развивается как постиндустриальное общество. Вопросы из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо разбираться в типологии обществ и уметь опознать информационное общество по ряду признаков. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
Ответ: 145

Задание 2. В стра­не Z ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром производства. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нормами.
2) Боль­шин­ство на­се­ле­ния за­ня­то в сфере услуг.
3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хозяйства.
4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоемкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие технологии.
5) Про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни.
6) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие общества.
Ответ: 245

Задание 3. В стра­не Z про­из­вод­ство ори­ен­ти­ро­ва­но не на объем, а на ка­че­ство про­дук­ции и со­от­вет­ствие ее за­про­сам потребителя. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) раз­ви­тие мас­со­во­го стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го производства
2) уси­ле­ние роли ма­ло­го и сред­не­го бизнеса
3) пре­об­ла­да­ние доли фи­зи­че­ско­го труда над умственным
4) рост доли ум­ствен­но­го высококвалифицированного, твор­че­ско­го труда
5) ин­ди­вид ори­ен­ти­ро­ван на про­из­вод­ство и потребление
6) раз­ви­тие наукоемких, ресурсосберегающих, ин­фор­ма­ци­он­ных технологи
Ответ: 246

Задание 4. В стра­не Z про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий в раз­лич­ные сферы жизни. Какие дру­гие при­зна­ки поз­во­лят сде­лать вывод о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти признаки.
1) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие общества.
2) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоемкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие технологии.
3) Ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим усло­ви­ем раз­ви­тия производства.
4) На­блю­да­ет­ся низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности.
5) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хозяйства.
6) По­сте­пен­но скла­ды­ва­ет­ся демократия.
Ответ: 23

Задание 5. Какие из пе­ре­чис­лен­ных си­ту­а­ций сви­де­тель­ству­ют о раз­ви­тии пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Жи­те­ли по­сел­ка об­ра­ти­лись к главе ад­ми­ни­стра­ции с прось­бой ор­га­ни­зо­вать центр от­кры­то­го до­сту­па в Ин­тер­нет.
2) В го­ро­де от­крыл­ся тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет.
3) Ра­бо­чие за­во­да вы­сту­пи­ли с тре­бо­ва­ни­ем вве­де­ния вось­ми­ча­со­во­го ра­бо­че­го дня.
4) Ра­бот­ни­ца ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та по­лу­чи­ла от­пуск по уходу за ре­бен­ком.
5) В рес­пуб­ли­ке про­шли вы­бо­ры де­пу­та­тов рес­пуб­ли­кан­ско­го пар­ла­мен­та.
6) В стра­не раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся язык про­грам­ми­ро­ва­ния, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ный для уче­ных.
Ответ: 16

Задание 6. Глава го­су­дар­ства М вы­сту­пил перед пар­ла­мен­том стра­ны. В своем вы­ступ­ле­нии он от­ме­тил, что стра­на всту­пи­ла в пост­ин­ду­стри­аль­ный этап раз­ви­тия об­ще­ства. Какие из пред­ло­жен­ных суж­де­ний могут быть ис­поль­зо­ва­ны для под­твер­жде­ния его мне­ния? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) В струк­ту­ре эко­но­ми­ки стра­ны глав­ным фак­то­ром про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся ин­фор­ма­ция.
2) На про­из­вод­ствен­ных пред­при­я­ти­ях ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся наукоемкие тех­но­ло­гии.
3) В го­су­дар­стве за­рож­да­ет­ся мас­со­вая куль­ту­ра.
4) Наи­боль­ший вклад в эко­но­ми­ку вно­сят до­бы­ча и пе­ре­ра­бот­ка при­род­ных ис­ко­па­е­мых, т. е. до­бы­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность.
5) Более 60 % на­се­ле­ния стра­ны за­ня­ты в сфере услуг.
6) При­о­ри­тет­ное вли­я­ние на об­ще­ствен­ное раз­ви­тие ока­зы­ва­ют такие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, как цер­ковь и армия.
​Ответ: 125

классы, черты, проблемы и ценности индустриального общества

Что такое индустриальное общество

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

Индустриальное общество — это общество, основанное на машинном производстве. Оно возникает в результате развития промышленности. Для индустриального общества характерны массовое производство, развитие рынка товаров и услуг, высокая социальная мобильность, провозглашение политических свобод и равноправия.

Промышленная революция, породившая индустриальное общество, началась в Великобритании в XVIII веке, в развитых странах она завершилась к концу XIX века.

В XX веке большинство обществ в мире перешли на промышленную стадию — традиционное общество сохранилось лишь в отдельных удаленных регионах.

Со второй половины XX века в процессе научно-технической революции индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное, информационное общество.

Александр Дейнека. «Кузнецы». 1957 год

Индустриальное общество и промышленная революция

Индустриальное общество возникает в результате промышленного переворота (промышленной революции) — перехода от ручного труда к машинному.

При замене ремесленных мастерских и мануфактур заводами быстро растет производительность труда. Резко сокращается занятость в сельском хозяйстве. Когда свыше половины населения начинает работать на фабриках и заводах, общество считается индустриальным.

Увеличивается городское население — происходит процесс урбанизации. Ускоренно развиваются наука и техника, образование и культура. Увеличивается продолжительность жизни, растет качество жизни. В связи с разрушением старой сословной структуры люди становятся более мобильными, а общество — более демократичным.

Уильям Белл Скотт. «Железо и уголь». 1855-1860

Проблемы индустриального общества

Но у этого процесса есть и отрицательные последствия. Массово разоряются те, кто вел традиционное хозяйство — крестьяне и ремесленники. Возрастает социальное неравенство. Природные ресурсы эксплуатируются все сильнее, это наносит вред окружающей среде. Промышленники беспощадно эксплуатируют рабочих, стремясь нарастить прибыль.

Еще одна проблема — капиталистическая экономика развивается неравномерно, экономические циклы означают регулярные кризисы.

Восстание рабочих в Шарлеруа. Иллюстрация 1868 года. Фото: Depositphotos

Черты и признаки индустриального общества

Экономика индустриального общества:

  • Главным фактором производства становится капитал.

  • Основная сфера производства — промышленность, в которой заняты свыше 50% населения.

Социальная сфера:

  • Подвижность социальных структур, социальная мобильность.

  • На смену вертикальной дифференциации (сословия, касты, классы) приходит горизонтальное разделение — на страны и нации.

Политическая сфера:

  • Абсолютная монархия уступает место другим формам правления: ограниченной монархии или республике

  • Провозглашаются политические свободы и равноправие (иногда — лишь на словах)

  • Происходит формирование гражданского общества

Духовная сфера:

  • Новые ценности прогресса и успеха приходят на смену традиционным религиозным ценностям.

  • Индивидуализм приходит на смену коллективизму.

Социальная структура индустриального общества. Классы

В индустриальном обществе положение конкретного человека в обществе в меньшей степени зависит от происхождения и предписанных статусов, а в большей мере — от личных достижений, от образования, профессионализма, дохода и т.п.

В связи с этим деление общества на наследственные сословия или касты уходит в прошлое. Вместо них начинают говорить о классах.

В ходе промышленной революции появляются два новых класса — предприниматели-капиталисты (буржуазия) и наемные работники (пролетариат). Возникает также средний класс — служащие, люди интеллектуальных профессий.

На смену большой многопоколенной семье приходит нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей.

Карикатура Бориса Ефимова из журнала «Крокодил». 1964 год

Ценности индустриального общества

Одно из отличий индустриального общества от традиционного — новые ценности. На смену традиционным религиозным установкам приходят ценности рационализма, прогресса и личного успеха. Индивидуализм приходит на смену коллективизму — личная успешность становится важнее общественного блага.

Важнейшими ценностями в индустриальном обществе оказываются предприимчивость и способность к новациям, профессионализм в своей узкой области.

Индустриальное и постиндустриальное общество. Таблица

Критерии сравнения

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Экономическая сфера

  1. Главный фактор производства — капитал

  2. Основная сфера — промышленность.
    Основной продукт — промышленные изделия

  3. Производство основано на механическом труде

  1. Главный фактор производства — знания, информация

  2. Основная сфера — сфера услуг. Основной продукт — услуги

  3. Производство основано на автоматизации

Социальная сфера

Социальная мобильность повышается.

Подвижные социальные структуры — классы

Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация

Политическая сфера

Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии

Политический плюрализм, гражданское общество, демократия консенсуса

Духовная сфера

Ценности прогресса, индивидуального успеха

Ценности индивидуализма

«В единстве производства и науки — могущество и будущность страны!» Советский плакат 1986 года. Художники Д. Иконников, Е. Четвериков.

Информационное общество — Википедия

Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Понятие «информационное общество» зародилось в 1940-х гг. с появлением кибернетики, хотя сам термин стал использоваться позже, когда началась повсеместная компьютеризация и начали активно развиваться информационные и цифровые технологии. Данное понятие связано с именами таких американских ученых, как К. Шеннон, Н. Винер, Д. фон Нейман, английского логика и криптографа А. Тьюринга, советских математиков школы А. Н. Колмогорова.[источник не указан 599 дней]

Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году во время беседы между Кисё Курокава и Тадао Умесао (англ.)русск.[1]. Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — работах Т. Умесао (англ.)русск. (1963) и Ф. Махлупа (1962)[2] . Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др.[3]; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического или технетронного (technetronic — от греч. techne) общества[4], или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных признаков современного общества.

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли своё место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, XXI век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Ряд политологов и политэкономов[каких?] склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма и традиционной футурологии.

Д. Белл, сформулировавший теорию постиндустриального общества, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает Джеймс Мартин[en][уточнить], под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 1960-х — 1970-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

Джеймс Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационных технологий;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
  • широкое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 1960-х — начале 1970-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм — это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов, способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

В последнее время все более заметным и влиятельным становятся «люди известности»[5]. Этот социальный слой характеризуется большими доходами, основная часть которых зависит от их известности. Личная популярность конвертируется ими в деньги, связи, выгодные должности и другие блага. В условиях информационного общества личная известность превращается в значимый ресурс. Впервые на данный новый социальный слой обратил внимание Райт Миллс.[источник не указан 599 дней]

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 ; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов.[источник не указан 2216 дней] В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

В 2010 году Совет министров Республики Беларусь утвердил[6] Стратегию развития информационного общества в Беларуси до 2015 года и план первоочередных мер по её реализации на 2010 год (развитие информационного общества — один из национальных приоритетов, является общенациональной задачей). Формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена[7].
В период до 2015 года в Республике Беларусь, согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года должны быть завершены работы по созданию и развитию базовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития государственной системы оказания электронных услуг (электронное правительство). Она будет включать общегосударственную информационную систему, интегрирующую государственные информационные ресурсы с целью предоставления электронных услуг; единую защищенную среду информационного взаимодействия; государственную систему управления открытыми ключами; систему идентификации физических и юридических лиц, а также платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции.
По плану информатизации Республике Беларусь на период до 2015 года можно предположить, что к 2015 году, каждый вуз будет иметь широкополосный доступ к сети Интернет. Стратегией развития информационного общества в стране предусмотрен рост к 2015 году широкополосных портов доступа в Интернет до 3 миллионов (около 530 тыс. сегодня), число пользователей мобильного доступа в Интернет достигнет 7 миллионов (около 1,6 млн сегодня).
Сегодня более 87 % белорусских школ имеют некоторые формы доступа к Интернету, а более 21 % имеют широкополосный доступ.

В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), которая является проектом, аналогичным «Цифровой повестке дня для Европы до 2020 года» (Digital Agenda for Europe), представленной Еврокомиссией в качестве стратегии обеспечения роста экономики Евросоюза в цифровую эпоху и распространения цифровых технологий среди всех слоев общества.

  1. Karvalics Information Society — what is it exactly? (The meaning, history and conceptual framework of an expression) Архивная копия от 26 февраля 2015 на Wayback Machine, 2007
  2. Machlup F. The production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962; Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park — L., 1993.
  3. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealf of Information. L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.
  4. Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1988.
  5. ↑ Гринин Л. Е. Информационное общество и феномен известности. История и современность. № 2-2009. С. 3-33.
  6. ↑ Правительство нацелилось развивать информационное общество
  7. ↑ О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год
  • Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.х: ВЛАДОС, 1994. — С. 96—97. — 336 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-87065-012-7.
  • Большаков А. В. Генезис и структура деловых сетей в контексте теории постиндустриальной экономики // Экономический анализ: теория и практика, 2012, март, № 10(265).
  • Буряк В. В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.
  • Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.
  • Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 287 с.
  • Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995. — 111 с.
  • Информационное общество // Новейший философский словарь / Сост. и гл. научн. ред. А. А. Грицанов. — 2-е изд. — Мн.: Книжный Дом, 1999.
  • Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 с.
  • Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. — М., 1990. — № 3. — С. 115—123.
  • Соловьёв Э. Г. Информационное общество // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Чернов А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. [1]
  • Шестакова И. Г. Генезис средств коммуникации и трансформация социального тела // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. [2]
  • Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. — Челябинск.: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2009. — 312 с.
  • Тузовский, И. Д. Утопия-XXI: глобальный проект «Информационное общество». — Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — 392 с.
  • Петров Р. В., Сименко И. А. «Информация как ключевой ресурс», // «Реконизм. Как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость — безопаснее приватности». — Одесса, 2012, с. 44. ISBN 978-966-413-319-4
  • Anderson Ch. (англ.)русск.. Makers: The New Industrial Revolution. — New York: Crown Business[en], 2012. — ISBN 978-0-3077-2095-5.
  • Терин В. П. Государство — идеология — управленческие культуры и глобальная информатизация / Проблемы формирования государственных политик в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 31 мая, 2006 г.). — М.: Научный эксперт, 2006, с. 204—215.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *