Потребности культурные – , , —

Содержание

Культурные потребности

 

Культурные потребности, рассматриваемые как составная часть потребностей человека, как категория, относящаяся к воспроизводству рабочей силы зависят от степени развития производства культурных благ, товаров и услуг. Можно выделить несколько направлений культурных потребностей – это художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и другие.

Существует много различных способов классификации культурных потребностей в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим структуру культурных потребностей путем выделения 4-х вертикальных уровней:

Первый уровень включает широкий и традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей, например, в определенной культуре труда, образовании, художественно-эстетических, рекреационных и прочее;

Второй уровень – конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей, например, уточняются художественно-эстетические потребности в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве;

На третьем уровне

выделяются специфические культурные потребности. Например, театр, как направление интересов приобретает более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, шоу-программа и другие;

Четвертый уровень

классификации содержит отдельные культурные потребности, т.е. на данном уровне классифицируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства, а потребности в услугах конкретных, например, драматических театров. 

Подобная классификация культурных потребностей позволяет выстраивать культурные приоритеты населения, которые требуют их удовлетворения. Естественно, производством культурных благ занимаются отрасли культуры.

Культура становится самостоятельной отраслью тогда, когда масштабы затрат общественного труда в данной сфере удовлетворения потребностей привели к ее выделению из сферы деятельности, с которой она была прежде функционально связанной, например, с образованием. Отрасль культуры постепенно приобрела самостоятельность в рамках разделения труда и превратилась в отрасль народного хозяйства.

Функционирование данной отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они удовлетворяют культурные потребности людей.

 

kultura-socio.ru

4. Особенности культурных потребностей.

Важной
особенностью культурных потребностей
является их дуалистичность. Это
проявляется в том, что, с одной стороны,
культурная потребность удовлетворяет
личностные интересы приобщения к
художественным ценностям, познания или
создания тех или иных образцов культуры.
Но этим процесс удовлетворения культурной
потребности не ограничивается.

Другая
сторона культурной потребности — ее
предметно-деятельная сущность. Потребность
в художественном творчестве может быть
удовлетворена, если она нашла формы
оценочного воплощения и была воспринята
не только отдельной личностью (мастером,
актером, участником самодеятельности),
но и массовым потребителем художественных
ценностей (читатель, зритель, аудитория).
Учет этих особенностей позволяет
дифференцировать потребности
художественного творчества с точки
зрения их практической реализации. А
это, в свою очередь, дает возможность
целенаправленно формировать потребности
в художественном творчестве, принимая
во внимание их обратную связь, проявляющуюся
в каждой конкретной культурно-исторической
ситуации по-разному.

Значительное
место в системе субкультуры молодежи
принадлежит познавательным потребностям.
Круг их проявления довольно широк.
Условно можно выделить три сферы их
проявления: система получения знания,
чтение, средства массовой информации
и искусства.

Что
касается первой сферы удовлетворения
познавательной потребности молодежи,
то она, в основном, реализуется за счет
различных форм государственного
образования, а, кроме того, за счет
повышения квалификации, самообразования
в экстерных учреждениях, а также в
многочисленных образовательных
структурах частного характера или
работающих на принципах контракта.
Определенное место здесь занимают
краткосрочные формы обучения (курсы,
семинары, различные школы, работающие
за рубежом).

Что
касается потребности в средствах
массовой информации и искусства, то ее
удовлетворение чрезвычайно усложнено
главным образом за счет «плюрализма»,
царящего в СМИ и в сфере художественной
жизни, за счет отсутствия должных
нравственных норм, засилья низкопробной
рекламы и произведений сомнительной
художественной ценности.

Изучение
культурных потребностей молодежи
предполагает также обязательное
раскрытие содержания нравственных
потребностей.

Применительно
к характеристикам культурных потребностей
молодежи, влияющих на ее субкультуру,
целесообразно остановиться на тех
потребностях, которые формируют человека
как нравственную личность. Нравственность
— сторона духовного мира личности,
культура — другая его сторона, причем
неразрывно связанная с первой. Поэтому
без раскрытия нравственной направленности,
идеалов и принципов личности невозможно
охарактеризовать ее культуру. Подлинная
нравственность личности детерминируется
развитостью общественных отношений,
уровнем демократизации и культуры.

Тем
не менее носителем нравственности, как
и культуры, является конкретный индивид,
и именно он, конкретный человек,
представляет собой уникальный сплав
различных сторон духовного мира. Вот
почему для понимания культурного
развития личности необходимо рассматривать
ее нравственные потребности.

Система
культурных потребностей молодежи
довольно многообразна и соответствует,
в основном, многофункциональному
содержанию духовной культуры. Однако
сами по себе эти потребности еще не
определяют духовного облика молодежи
и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой
мере они проявляются, как они отражают
интересы и ценности личности. В реализации
культурных потребностей проявляется
сущностная сторона всего процесса
культурного развития.

Фактическое
проявление культурной активности
молодежи в разных областях
социально-культурной деятельности
неодинаково. Наиболее охотно молодежь
участвует в зрелищных мероприятиях,
посещая более половины массовых
представлений.

На
состояние молодежной субкультуры влияет
наметившееся рассогласование между
активностью читательских и зрительских
интересов, с одной стороны, и их уровнем
и возможностями удовлетворения, с
другой. В сфере кино и в еще большей
степени в сфере чтения молодежь сегодня
сталкивается с особыми трудностями,
так как эти социальные институты не
готовы в достаточной мере удовлетворить
потребности молодежной аудитории. В то
же время, культурный уровень части
молодежи затрудняет восприятие того,
что предлагают эти институты. Это, в
свою очередь, влияет на культурное
развитие, делает личность молодого
человека неустойчивой в культурном
отношении.

К
сожалению, происходит отмирание
традиционных видов молодежного
творчества, что главным образом относится
к народному ремеслу и промыслам. Это
связано с общим процессом утраты
традиционной культуры, что является
следствием деформации национальных
идеалов.

Молодежь
создает новые формы досуговой деятельности,
которые постепенно приобретают право
гражданства и распространяются как
основа новой субкультуры. Будучи более
мобильной, обладая более широким спектром
интересов, молодежь активно ищет новые
виды творческих объединений,
культурно-познавательных мероприятий,
смелее отказывается от старых, изживающих
себя традиций культурной работы.

Отмечая
в целом позитивное содержание этих
процессов как условие формирования
молодежной субкультуры, нельзя не
замечать тех сложностей, которые
возникают при практической реализации
этих вновь складывающихся направлений.

Прежде
всего, происходит постепенная
индивидуализация культурной деятельности.
Нельзя сказать, что это плохо само по
себе, ведь подлинное творчество, как и
потребности, строго говоря, всегда
индивидуальны, плохо то, что новые виды
занятий все более носят келейный
характер. Появляются малые молодежные
группы, закрытые для массового участника,
для любого желающего. Стремление
экономить на культуре усугубляет этот
процесс, делает его элитарным. Это часто
порождает факты жестокости, вандализма
по отношению к ценностям духовной и
материальной культуры, формирует
бездуховность у определенной части
молодежи.

В
структуре культурных потребностей
молодежи происходят перманентные
изменения. Прежде всего, они становятся
более динамичными, активно и последовательно
реагируют на интеллектуализацию
общественных отношений, на изменения
в быте и обще культурном уровне жизни.
Объективно отличительной чертой
культурных потребностей молодежи
является ориентация на творческие виды
деятельности в процессе труда и досуга,
приоритет познавательного интереса,
высоких нравственных качеств личности.
Однако реально это не исключает негативных
тенденций, противоречащих задачам
культурного развития молодежи и
содержанию ее субкультуры.

Культурные
потребности молодежи следует рассматривать
в диалектической взаимосвязи двух форм
их проявления, выражающихся в производстве
культуры и потреблении созданных
культурных ценностей.

studfile.net

2.1 Общая характеристика культурных потребностей. Культурные потребности современной молодёжи

Похожие главы из других работ:

Башкирские народные танцы

1. Общая характеристика танцев

На праздниках знатоки народного творчества — сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи…

Великие создания мастеров Возрождения

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев…

Духовная культура

2.1 Общая характеристика

Духовная культура — это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, и направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности…

Культура просвещенного абсолютизма

Общая характеристика

Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский…

Культура, традиции и обряды Кореи

3.1 Общая характеристика

Праздники и ритуалы годового цикла в современной Корее изменились в заметно большей степени, чем обряды жизненного цикла. По-видимому, это вызвано тем обстоятельством, что обряды жизненного цикла связаны с событиями человеческой жизни…

Особенности развития женского костюма XVII века

1. Общая характеристика эпохи 17 в.

Народный костюм является важным историческим источником, который несет в себе обширную информацию об эпохе, традициях, обычаях и нравах. Традиционный костюм тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни народа…

Расхищение памятников Камбоджи как международная проблема

Глава I. Международно-правовая характеристика культурных ценностей

памятник камбоджа культурный ценность

Культурные ценности международного и национального уровня были, есть и будут находиться под пристальным вниманием ученых, политиков, простых граждан…

Расхищение памятников Камбоджи как международная проблема

2. Характеристика культурных ценностей Камбоджи

3. Анализ процесса разграбления культурных ценностей Камбоджи в период вооружённых конфликтов 1970-х годов

4. Обзор расхищения памятников кхмерской цивилизации после окончания гражданской войны

5. Анализ мер защиты памятников Камбоджи

Глава I…

Расхищение памятников Камбоджи как международная проблема

2.1 Характеристика культурных ценностей Камбоджи

Кхмерская цивилизация — одна из самых блистательных в мировой истории. Ее архитектурные ансамбли принадлежат к числу прекраснейших шедевров человечества. Наиболее известный из них — Ангкор, столица Кхмерской империи с IX по XV век…

Романский и готический стили западноевропейского средневековья

1. Общая характеристика периода

К началу 11 в. у большинства народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы…

Русская культура первой половины 18 века

1.1. Общая характеристика

Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине «новый» период нашей истории…

Современные методы арт-терапии

1. Общая характеристика арт-терапии

Мировой опыт свидетельствует о том, что арт-терапия в качестве самостоятельного и достаточно влиятельного направления в лечебно-коррекционной и педагогической практике смогла сформироваться лишь там…

Творчество выдающихся мастеров импрессионизма

1. Общая характеристика импрессионизма

История импрессионизма как художественного течения укладывается всего в два десятилетия. Однако общеизвестно, что художники нашли друг друга задолго до выставки 1874 г. Их объединяли отрицание застывших принципов, насаждавшихся Академией…

Традиция и обряд как формы сохранения культурных ценностей

1.3 Обряд: общая характеристика

Под обрядом понимается устойчивая совокупность отношений и действий…

Традиция и обряд как формы сохранения культурных ценностей

2.3 Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей

Если сравнивать способы передачи традиций, то можно сказать, что одного самого важного способа выделить нельзя. Каждый способ имеет свои преимущества.

Рассматривая способ передачи в форме игры, праздника и т.д. мы можем сказать о том…

cult.bobrodobro.ru

6_Мониторинг

Тема 6. Мониторинг
культурных потребностей.

Основные вопросы:

  1. Необходимость
    изучения социального пространства

  2. Потребность как
    главный побудитель активности человека

  3. Культурные
    потребности

  4. Мониторинг как
    технология социальной диагностики

Цель
– раскрыть значение мониторинга
культурных потребностей индивидов и
общества как источника прогнозирования
и повышения эффективности менеджмента
в сфере культуры; показать сочетание
организационно-управленческого
(мониторинг) и социально психологических
(мотивация) подходов в управлении.

1.
Наше жизненное пространство
(или социальное пространство)
– это социально освоенная часть
природного пространства, это среда
обитания людей; это территориальный
аспект жизнедеятельности общества и
предметного мира человека; это социальная
структура общества (расположение
социальных групп и слоев, условий,
возможностей их развития). В условиях
всеобщей глобализации существенно
возросло влияние внешних факторов на
результативность деятельности любой
организации: они становятся зависимыми
от состояния окружающей среды, ее
экономических, политических, социальных,
технологических факторов.

Учреждения
социально-культурной сферы попадая под
влияние указанных факторов, одновременно
выполняют свою гуманистическую миссию
– формирование благоприятной
социально-культурной среды, в которой
человек может развивать и удовлетворять
свои культурные интересы и потребности.

В общем пространстве
проявляется культурная среда –
самостоятельная,
самоценная общекультурная
система,
состоящая из
художественно-ценностных
элементов и имеющая
собственную базу, цели, задачи, формы
существования и деятельности.
Объектно-предметная
основа культурной среды человека –
учреждения культуры.

Учреждения культуры
представляют собой образную модель
организации культурного пространства.
В ней с помощью специфических художественных
средств, таких, как организация пластики
функциональных помещений, цветосветовое
решение, предметно-эстетическое
наполнение – закладывается эстетическая
значимость культурной среды, обладающей
качествами красоты, художественности,
поэтичности, лиричности. Эти качества
обращены к человеку: посетителю, зрителю,
потребителю. Функциональное предназначение
учреждений культуры, искусства (клуб,
театр, кинотеатр, музей, парк, концертный
зал) предопределяет особенности строения
каждого типа учреждения, набора помещений
и планировки, внешней архитектуры и
убранства в окружающем пространстве.

Для того, чтобы
занять достойное место в окружающей
социальной среде, учреждение культуры
должно непрерывно поддерживать свой
имидж, привлекательность, создавать
вокруг себя насыщенную культурно-эстетическую
ауру, формировать условия для восприятия
и потребления его продуктов и услуг.

Внешняя
среда, в которую погружены социокультурные
учреждения – не статичное образование:
непрерывно происходят изменения и
пересмотр культурных ценностей,
появляются новые культурные ориентиры,
пересматриваются нормы и образцы
культуры, вырабатываются новые пути
социокультурного взаимодействия, сферы
общения. Множество связей и отношений,
существующих в обществе, прямая и
опосредованная взаимосвязь происходящих
изменений, требует в каждом конкретном
случае понимания их природы, выявления
противоречий и их оценки, что в свою
очередь даст возможность для правильного
выбора ориентиров в принятии управленческих
решений.

Изменчивость
внешней среды для учреждений культуры
означает необходимость иметь достаточную
информацию для точного прогнозирования
культурные потребностей и интересов
людей, изучая и упреждая возможные
изменения во внешней среде. Это необходимо
для повышения эффективности принятия
управленческих решений и приведения
в соответствие предложения культурных
услуг с запросами культурного рынка,
а также связано с выполнением
социально-культурной программы общества
(изложенной в право­вых документах
государства.

Систематическое
наблюдение за состоянием объектов,
явлений, процессов с целью их оценки,
контроля или прогноза позволяет
осуществлять мониторинг
(лат.monitor
– предостерегающий). Однако одномоментно
зафиксировать состояние внешней среды
и постоянно отслеживать ее изменение
является сложным делом для малочисленного
коллектива учреждения культуры. Поэтому
мониторинговые исследования доступны
специализированным научным учреждениям,
обладающим соответствующим кадровым
составом.

2.
Еще античные мыслители признавали
потребности основными побудительными
силами человеческой деятельности.
Демокрит, например, рассматривал
потребность как основную движущую силу,
которая сделала ум человека изощрённым,
позволила приобрести язык, речь, привычку
к труду. Вне потребностей человек не
смог бы выйти из дикого состояния. По
мнению Гераклита, потребности определяются
условиями жизни. Он отличал, что всякое
желание должно быть разумно. Умеренность
в удовлетворении потребностей способствует
развитию и совершенствованию
интеллектуальных способностей человека.
Платон разделил потребности на первичные,
образующие «низшую душу», которая
подобна стаду, и на вторичные, образующие
«разумную, благородную» душу, цель
которой руководить первой. Карл Маркс
заметил: «…Меня определяют и насилуют
мои собственные потребности, насилие
надо мной совершает не нечто чуждое, а
лишь моя собственная природа, являющаяся
совокупностью потребностей и влечений…».

Потре́бность
— вид функциональной или психологической
нужды или недостатка чего-либо для
поддержания жизнедеятельности
объекта, субъекта,
индивида, социальной группы, общества.
Являясь внутренними возбудителями
активности, потребности проявляются
по-разному в зависимости от ситуации.

Потребность —
это функциональное свойство живых
систем активно реагировать на
рассогласование между наличными и
нормальными внешними и внутренними
условиями их жизнедеятельности; это
особые способности активирующие живые
систем при появлении рассогласований,
нарушающих стабильность жизненных
процессов
.

Сама потребность
не наблюдаема, это абстрактное понятие
введенное для объяснения причин
человеческой деятельности. Только из
деятельности можно понять (или
предположить) существо потребности.
Действительна формула П (потребность)

Д (деятельность). Личности (живому
социализированному индивиду) свойственны
три типа потребностей:

— естественно-физиологические;

— материально-преобразовательные;

— духовные.

В основе
жизнедеятельности человека лежит
удовлетворение базовых (основных)
потребностей. Принято выделить первичные
и вторичные потребности. Первичные, как
правило, являются врожденными и включают
в себя физиологические потребности
организма в пище, воде, дыхании, отдыхе
и т. п. Они заложены в чело­веке
генетически.
Вторичные потребности являются
психологическими
и обычно осознаются с
приобретением социального опыта
.
Социальный опыт людей различен и их
вторичные потреб­ности различны. Это,
например, потребность в уважении,
привязанности, богатстве, власти,
принадлежности к определенной социальной
среде. Помимо этого, человек стремится
к удовлетво­рению духовных потребностей.
К ним обычно относят потребнос­ти в
определении смысла жизни, понимании
других людей, опре­деления места
человека в социальном окружении.

Люди по-разному
пытаются устранить возникающие
потреб­ности: удовлетворить их,
подавить или не реагировать на них. Для
удовлетворения потребностей важное
значение имеют стимулы1,
которые побуждают к действию и порождены
внешними и внутренними обстоятельствами,
являются причиной определен­ного
поведения человека. На практике различают
четыре основные формы стимулов:
принуждение, материальное вознаграждение,
моральное поощрение и самоутверждение.
Процесс использования различных стимулов
в управлении социальным поведением
человека называют стимулированием,
которое является одним из средств,
осуществляющих мотивацию человека к
определенным действиям.

Под мотивацией
понимается
совокупность внутренних и вне­шних
движущих сил (мотивов), побуждающих
человека к деятель­ности для достижения
поставленных целей. Мотив — это прямая
причина совершения людьми определен­ных
действий, находится «внут­ри» человека,
имеет индивидуальный характер, зависит
от множества внешних и внутренних (по
отношению к человеку) факто­ров, а
также от действия других, возникающих
параллельно мо­тивов. Он определяет,
что и как надо делать для удовлетворения
возникшей потребности. Мотивы поддаются
осознанию, и человек может воздействовать
на них, приглушая их действие или устраняя
их из своей мотивационной структуры.

Поведение человека
обычно определяется не одним мотивом,
а их совокупностью, в которой мотивы
могут находиться в опре­деленной
взаимосвязи, обусловленной степенью
их воздействия на личность. Поэтому
мотивационная структура человека может
рассматриваться как основа осуществления
им определенных дей­ствий. Она
относительно стабильна и формируется
зачастую со­знательно в процессе
воспитания, образования, трудовой
деятельности.

Для практического
включения человека в то или иное занятие
необходимо, чтобы его потребность обрела
четкую предметную направленность. Такая
опредмеченная, конкретизированная
потребность выступает в форме интереса.

Интерес [от
лат. interest

имеет значение, важно] — предмет
заинтересованности, желания и побудительных
мотивов действий. Выделяют материальные,
духовные, денежные, имущественные
интересы; интересы человека, социальной
группы, фирмы, отрасли, региона,
коллективов, национальные. Интересы
реализуются, осознаваясь, в виде запросов,
требований, желаний иметь

самое необходимое для воспроизводства
своей жизнедеятельности. Интерес
обладает объективными свойствами,
вытекающими из его природы: стремление
к обособлению, автономии, эгоистичности,
и одновременно с этим — к объединению,
союзу, бескорыстию, призыву к действиям,
возможности задержать или ускорить
общественное развитие. Интерес выступает
в качестве уникального средства общения
людей. Он сводит их в тесные сплоченные
группы или же разводит в разные стороны,
являясь проводником нравственных
отношений.

Возникновение
интереса означает, что среди многочисленных
объектов личность определила и выбрала
конкретный объект удовлетворения своих
потребностей. Но одного желания включиться
в интересующее занятие еще недостаточно,
надо уметь это сделать, проявить
определенные способности. Способности
выступают здесь как своеобразные
средства, дающие людям возможность
полноценно удовлетворять свои желания,
действовать со знанием дела, с обоснованным
расчетом на успешные результаты.

Учет интересов
особенно важен в управлении: только
понимая и затрагивая интересы можно
побуждать действовать. Управленческие
воздействия могут быть прямыми и
косвенными (опосредованными), формальными
и неформальными, жесткими и мягкими,
явными и скрытыми, постоянными и
эпизодическими и т.п. Кроме того, они
могут иметь экономический,
социально-психологический или
организационный характер. Следовательно,
менеджер всегда может выбрать вид
воздействия в зависимости от конкретной
ситуации и характера решаемой задачи.

Социокультурный
менеджмент играет очень важную роль в
формировании и регулировании реального
проявления психологических феноменов,
входящих в состав потребностно-мотивационной
сферы человека.

Потребности как
атрибут жизни свойственны только живым
организмам и социальным общностям.
Важно отметить, что это свойство является
функциональным, то есть выполняет
определенные функции в жизнедеятельности
живых систем.

Живые системы,
являющиеся носителями потребностей,
относятся к качественно различным
уровням организации материи —
биологическому, психологическому и
социальному. Имеются три типа субъектов
(носителей) потребностей: а) биологические
организмы — растения, низшие и высшие
животные, осуществляющие обмен веществ
с внешней средой бессознательно; б)
человек— личность, обладающая
индивидуальным психическим миром; в)
социальные общности — социальные
группы, коллективы, этносы, многонациональные
общества, которые отличаются общественным
сознанием (менталитетом), являющимся
не суммой индивидуальных сознаний, а
особым надличностным духовным
образованием.

Каждому типу живых
систем свойственны специфические
механизмы формирования, переживания и
удовлетворения потребностей. Достаточно
вспомнить, что поведение человека
регулируется эмоционально окрашенной
и рационально обоснованной
потребностно-мотивационной сферой,
которая отсутствует у животных, а на
социальном уровне приобретает иное
содержание. Так, интересы личности
нельзя отождествлять с общественными
интересами — это совершенно разные
духовные явления.

Тем не менее,
функции потребностей одинаковы для
всех живых систем; функций этих две:
сигнальная (отражательная) и побуждающая.

Сигнальная функция
оповещает о
возникновении рассогласований

— как внешних (между имеющимися условиями
внешней среды и условиями, потребными
для нормального существования данной
системы), так и внутренних (нарушение
стабильности жизненных процессов —
недостаток питательных веществ,
дестабилизации психического мира и т.
п.). Эту сигнальную функцию можно назвать
отражательной.

Побуждающая функция
потребности проявляется в
активизации живой системы

к определенным действиям для компенсации
рассогласования. Сигнал о рассогласовании
субъективно переживается в виде
физиологических чувств (голод, жажда,
холод и т. п.) и в виде психических
состояний неудовлетворенности,
беспокойства, раздражения.

3.
Культурная деятельность есть деятельность
духовная, осуществляемая на двух уровнях:
уровне исходной духовной деятельности
и уровне элитарной духовной деятельности.
Духовные социальные потребности состоят
в формировании и поддержании самосознания
социальной общности, в обеспечении
духовного производства в разных его
формах (от мифологического и этического
до политического и эстетического), в
социализации подрастающего поколения
и включении его в общественную жизнь.
В их числе: познавательная (интеллектуальная),
эмоциональная (аффективная), этическая,
эстетическая, коммуникационная. Духовные
потребности — важный компонент
субъективного психического мира
личности, который, как справедливо
заметил Эрих Фромм, играет не менее
важную роль в мотивах человеческой
активности, чем физиологические и
материальные потребности.

Социальные
потребности образуют высший уровень
потребностной иерархии, поскольку они
базируются на личностных потребностях,
предшествующих им, так же как индивиды
должны предшествовать их объединениям,
иначе объединять будет некого. Социальные
потребности не есть сумма индивидуальных
потребностей членов социума, хотя
общество (государство), абстрактно
говоря, призвано создавать наилучшие
условия для удовлетворения последних.
Социальные потребности имеют целью
поддержание целостности и обеспечение
дальнейшего развития данной исторически
сложившейся социальной системы. Они
проявляются во всех сферах общественной
жизни и подразделяются обычно на
материальные, социально-политические
и духовные.

Типизация
потребностей по субъектам-носителям
весьма важна: она позволяет разграничить
личностные культурные потребности,
которые служат источником
индивидуально-культурной
деятельности, и социально-культурные
потребности, обусловливающие
социально-культурную деятельность.

Формула «потребность
— деятельность» упрощает дело. На самом
деле в процессе всякой деятельности
выстраивается потребностно-деятельностная
цепочка, включающая потребности разных
типов. В данном случае типизация
потребностей производится не по
субъекту-носителю (субъект остается
постоянным), а по иному признаку.

Абсолютные,
вторичные, спонтанные

потребности. Абсолютные потребности
(А-потребности) — конечное множество
функциональных потребностных свойств,
необходимо (закономерно) присущих всем
субъектам. Это объективные врожденные
способности активно реагировать на
рассогласования между нужными и наличными
условиями его жизнедеятельности.
Абсолютные потребности личности заложены
в генетических программах, подобно
способности людей к прямохождению.
Социальные А-потребности закономерно
формируются в процессе социогенеза.
Своевременное удовлетворение
А-потребностей
— необходимая предпосылка сохранения
субъекта.

В процессе
удовлетворения А-потребности у личности
(социума) появляется потребность в
некоторых средствах (инструментах) для
решения тех или иных практических задач;
такие потребности именуются вторичными,
вспомогательными В-потребностями,
образующими как бы «второе поколение»
потребностей.

У личности (социума)
могут еще возникать спонтанные (стихийные,
случайные) потребности (С-потребности),
которые зачастую сильно влияют на
поведение субъекта. Они — итог личного
опыта индивида или истории социума.
Поэтому С-потребности трудно прогнозируемы,
весьма разнообразны, их нельзя вычислить
априори.

Абсолютные
потребности представляют собой
первоисточник целенаправленной
деятельности. Деятельность в свою
очередь порождает В-потребности, для
удовлетворения которых нужна другая
деятельность, и т. д. По мере накопления
опыта, личных пристрастий и отвращений
развиваются и приобретают самостоятельный
побуждающий потенциал ценностные
ориентации, которые мотивируют
С-потребности, стимулирующие новые виды
деятельности.

Получается
причинно-следственная цепочка:

А-потребность —
Деятельность 1 — В-потребность —
Деятельность 2 … С-потребность —
Деятельность 3 и т.д.

Например:
Познавательная потребность (А) — Обучение
— Потребность в чтении (В) — Чтение —
… — Читательский интерес (С) —
Библиофильская деятельность.

Потребность
первична, а деятельность вторична, ибо
цель есть элемент потребностной системы.
Абсолютные потребности есть первоисточник,
первичный толчок активности живых
систем. Получаем следующую
причинно-следственную цепочку.

Внешний мир —
А-потребность — Поведение — В-потребность
— Деятельность… и т. д.

Гипотеза абсолютных,
вторичных, спонтанных потребностей
распространяется лишь на человеческие,
личностные и социальные потребности,
не охватывая потребности биологические,
которые все имеют абсолютный характер.
По этой причине биогенные потребности
личности являются абсолютными, а
социогенные могут быть как абсолютными,
так и вспомогательными или спонтанными.

В культурологии
имеется широкое и узкое понимание
культурных
потребностей.

В соответствии с широкой трактовкой
культурные потребности определяются
как «потребности в реализации сущностных
сил человека в процессе его материальной,
социально-политической и духовной
деятельности». Культурные потребности
не сводятся к духовным потребностям, а
охватывают и ряд материальных потребностей,
таких, например, как потребность в
физической культуре и спорте. Широкая
трактовка, нетрудно увидеть, исходит
из социоатрибутивной
концепции культуры.

Узкое понимание
культурных потребностей ориентировано
на антропоцентристскую
концепцию и утверждает, что культурные
потребности относятся к духовным
потребностям, они служат побудительными
силами для распространения, сохранения
и потребления ценностей духовной
культуры, воздействуют на внутренний
мир человека. «Глубинной сущностью»
культурной потребности объявляется
«потребность в другом человеке,
потребность в универсальном, не
ограниченном пространством и временем
общении людей». Содержательная структура
культурных потребностей включает
познавательные, нравственные, эстетические,
коммуникативные.

Внутренние
побуждения человека

играют решающую роль в досуговых
занятиях человека. Если в реальной
действительности в сфере рабочего и
определенной части внерабочего времени
всегда имеет место деятельность, движимая
мотивом необходимости, долженствования,
то в сфере свободного времени обычно
возникают действия, которые не имеют
ни чисто биологической, ни прямой
материальной детерминации. Человека
привлекает само действие как таковое.
Главной является мотивация процессуального
типа, связанная с непосредственным
интересом к процессу. В качестве основного
стимулятора тут чаще всего выступает
удовольствие от свободной реализации
функциональных возможностей – физических,
интеллектуальных, эмоциональных. Для
культурной деятельности характерен
факт: фиксируемый результат важен не
сам по себе, а как условие и средство
продуктивного проявления определенных
способностей. Очень часто такое стремление
к удовольствию уводит от ценностных
ориентаций признаваемых в обществе.

Для формирования
и побуждения культурных потребностей
приходится прибегать к внешней активации.
Если мотивы являются внутренними
побудителями практической активности,
то стимулы представляют внешние
воздействия, актуализирующие и
пробуждающие наши потребности. К ним
относятся целенаправленное влияние на
сознание личности и особая подталкивающая
к деятельности организация объектов и
средств удовлетворения потребностей.
Стимулирование
полноценной социокультурной деятельности,
пробуждение интереса к тому или иному
виду культурно-досуговой деятельности
составляет сердцевину и суть работы
любого менеджера досуга.

В духовном
пространстве потребностно-мотивационной
сферы потребности разных типов
взаимодействуют, сдерживая или, напротив,
стимулируя друг друга. Известно, что
дети, вырванные из человеческой среды
и лишенные контактов с другими людьми,
необратимо утрачивают социогенные
материальные и духовные потребности,
если они до возраста 7-8 лет не возвращаются
к людям. Другой пример. Потребность в
свободе может войти в конфликт с
потребностью в социализации (ДАЛ.2),
который не всегда разрешается в пользу
свободы. Дело в том, что вольное проявление
жизненных сил индивида всегда связано
с риском, борьбой, неопределенностью,
которых сильно социализированные и,
стало быть, конформированные личности
пытаются избежать. Э. Фромм (1900—1980)
красочно эту

Э. Фромм в книге
«Бегство от свободы» (1941) описал
конструктивные и деструктивные методы
удовлетворения одних и тех же потребностей
разными людьми. Так, контактная потребность
в общении, единении и чувстве локтя
может проявляться в страстной преданности,
дружбе и солидарности, в любви к товарищам,
вступлении в тайный союз, а может привести
к разгульной жизни, пьяным сборищам,
потреблению наркотиков и другим способам
разрушения личности; потребность в
самореализации может выразиться в
самопожертвовании и продуктивном труде,
а может — в садизме и деструктивности;
эмоциональная потребность может
стимулировать интерес к искусству,
природе, творчеству, а может удовлетворяться
путем погони за удовольствиями и
праздными наслаждениями103

4.
Любая
система управления нуждается в определении
управляемого объекта,
понимании
его природы, характера и сущности. Такие
знания дает социальная диагностика.
Оценка объективного состояния социального
объекта очень важна при решении любой
социальной задачи или проблемы.
Эффективность управленческих действий
напрямую связана с изучением ситуации
и верным выбором ориентиров дальнейшего
движения.

Социальная
диагностика — это методологический
инструмент, который дает управленческим
органам необходимые знания, на основе
которых разрабатываются различные
социальные прогнозы и проекты, изучается
общественное мнение и морально-психологический
климат в обществе. Она играет важную
роль в формировании и развитии технологий,
как социальной работы, так и всех сфер
социальной жизни.

Социальная
диагностика включает в себя ряд этапов:


предварительное ознакомление с объектом,
которое предполагает получение
достоверного представления о предмете
изучения, определение его сильных и
слабых сторон, возможных направлений
изменения и совершенствования;


проведение общей диагностики, т. е.
постановка задач, выделение состава

диагностируемых
ситуаций, определение эталонных
(нормативных) параметров ситуаций, выбор
методов диагностирования;


проведение специальной диагностики по
каждой из взятых для усугубленного
исследования проблем, измерение и анализ
всех необходимых показателей;


построение выводов, на основе которых
делается заключение.

Социальная
диагностика основывается на ряде
принципов:


объективность;
заключается в непредвзятом рассмотрении
социального объекта, исключающем любые
искажения действительности в чьих-то
интересах, ибо только беспристрастное
заключение и сделанные по нему выводы
имеют реальную научную и практическую
значимость;


причинность;
обусловлена универсальной связью и
взаимодействием всех явлений и процессов
в реальном мире, что позволяет в процессе
исследования не ограничиваться описанием
отдельных фактов или явлений, а выяснить
закономерности их возникновения и
функционирования;


комплексный
подход
;
в изучении социальных явлений объясняется
тем, что социальная сфера представляет
собой сложное переплетение множества
прямых и опосредованных человеческих
поступков, отношений, действий в самых
различных формах их проявления и
выделения отдельных возможно лишь
условно, для накопления каких-либо
конкретных данных. При диагностике эти
конкретные данные всегда нужно увязывать
со всем комплексом проблем;


научная
обоснованность

и подтверждаемость особенно важны, ибо
за каждым решением принятым на основе
социального диагноза стоит жизнь
конкретных людей, их судьбы.

В
практике управленческого консультирования
сложились три группы методов, которые
можно рекомендовать к использованию и
в практической деятельности специалистов.

Метод
сбора информации. Интервью

(свободное и формализированное) является
самым универсальным методом сбора и
поиска информации. Эффективность
интервью зависит от степени его
подготовленности. Анкетирование
предназначено для выявления конкретных
фактов при помощи большого круга лиц.
Тестирование
как
углубленный
сбор информации при помощи анкет.
Применение тестов требует специальных
знаний и, как правило, работают с ними
психологи, специализирующиеся в этой
области. Перед составлением анкеты
следует уточнить, какая именно нужна
информация, как она будет использоваться,
как можно классифицировать и обобщать
ответы.

Методы
обработки и анализа информации
включают:
анализ проблем, анализ факторов,
вызывающих проблему, анализ взаимного
влияния этих факторов, сравнение
различной информации и др. Сравнение
является неотъемлемой частью диагностики
на всех ее этапах.

studfile.net

4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу

Всеобщей характеристикой живых существ
является их активность, обеспечивающая
поддержание жизненно значимых связей
с окружающим миром. Источником активности
человека являются его потребности.
Потребности побуждают человека
действовать в определенном направлении
и определенным образом, становятся
мощным регулятором его жизни и
деятельности, фактором его развития и
саморазвития.

Из этого следует то, что формирование,
развитие и становление личности – это
в определенном смысле слова процесс
формирования и развития потребностей
человека, прежде всего социальных:
процесс развития потребностно-мотивационной
сферы личности. В отличие от потребностей
животных, носящих более или менее
стабильный характер и ограниченных в
основном биологическими нуждами,
потребности человека все время множатся
и изменяются в течение его жизни.

Потребности – состояние
индивида, создаваемое испытываемой им
нуждой в объектах необходимых для его
существования и развития.

Это своего рода состояние физического
и психического дискомфорта, возникающее
у человека при нарушении устойчивого
равновесия во взаимодействии с
материальной и духовной средой его
жизни и деятельности. Именно потребности
вызывают у человека стремление принимать
меры, действовать по устранению возникшего
негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражаются
характер и степень его зависимости от
конкретных условий существования. Кроме
того, сама обстановка может актуализировать
различные потребности в человеческой
жизнедеятельности.

Потребности не существуют в виде
физиологических или психических
устойчивых образований. Они проявляются
в форме состояний организма и психики
человека. По мере удовлетворения та или
иная потребность перестает существовать,
функционировать (и действовать) как
реальное состояние дискомфорта.

Потребности имеют ряд особенностей:

или
с предметом, которым стремятся обладать,
или с какой-либо деятельностью, которая
должна доставить человеку удовлетворение.

терными
эмоциональными состояниями
(привлекательность объекта, неудовольствие,
страдание от неудовлетворения потребности
и т.д.).

и
нахождение возможных путей удовлетворения
потребностей.

ращение
их в противоположные при удовлетворении
ранее реализованных потребностей
(например, чувство отвращения при виде
пищи в состоянии пресыщения).

  • Повторное
    возникновение потребности, когда нужда,
    лежащая в ее ос-

нове,
вновь дает о себе знать.

Потребности
различают по происхождению
и по предмету.

По
своему происхождению
выделяют
потребности естественные
(простые) и
культурные
(сложные).

Естественные
потребности
связаны с
необходимостью сохранения и поддержания
жизни человека и его потомства.
Неудовлетворение естественных
потребностей ведет к гибели человека
или его вырождению. Регулирующая функция
естественных потребностей ограничена,
так как они определяют поведение в
сравнительно небольшие отрезки времени,
в течение которых происходит удовлетворение
потребностей.

Культурные
потребности

обусловлены уровнем развития цивилизации,
особенностями жизни и деятельности
человека. В них выражается зависимость
активной деятельности человека от
продуктов человеческой культуры; их
корни целиком лежат в границах человеческой
истории. Неудовлетворение культурных
потребностей не ведет к физической
гибели человека, но вызывает смерть
социальную.

По
предмету

выделяют материальные
и духовные
потребности.
В материальных
потребностях

выявляется зависимость человека от
предметов материальной культуры
(потребность в жилище, одежде, предметах
быта).

Духовные
потребности

выявляют зависимость от продуктов
общественного сознания: потребности в
общественной деятельности, труде,
общении друг с другом, приобретении
знаний, изучении наук и искусств, в
творчестве и т.п.

Очевидна
неразрывная связь всех видов потребностей
между собой. Так, естественная по
происхождению потребность может быть
вместе с тем материальной по предмету,
культурная по происхождению – либо
материальной, либо духовной по предмету.
Удовлетворение духовных потребностей
невозможно без удовлетворения
материальных.

В
зависимости от носителя

потребности
бывают индивидуальными,
групповыми или общества в целом.

Потребности
человека могут иметь общественный и
личный
характер.
Это находит выражение в том, что для
удовлетворения своих узколичных
потребностей человек использует
результаты общественного труда.

У
человека могут проявляться ведущие
(основные) потребности, невозможность
удовлетворения которых угрожает его
существованию (приводит к разрушению
физиологических систем организма,
деградации личности) и второстепенные
(нежизненно важные потребности), которые
в определенных обстоятельствах могут
играть ведущую роль в детерминации
поведения человека.

Есть
и другие основания для классификаций
потребностей человека. Так, например,
потребности могут быть социально
полезными
и
вредными,
асоциальными; реальными
,
соответствующими возможностям данного
человека и уровню развития социальной
и природной среды его жизнедеятельности;
иллюзорными
,
наделенными фантазиями личности.

Если
взять за основу содержание отражаемой
в потребностях объективной реальности,
то можно выделить следующие потребности:
профессиональные,
политические, правовые, нравственные
и др.

По
времени существования

потребности могут быть устойчивыми
(периодически
актуализирующиеся, длительные) и
неустойчивыми
(кратковременные, ситуативные).

Потребности,
определяющие линию поведения личности
в тот или
иной момент или в течение определенного
отрезка времени, называют
доминантными
потребностями,
а недоминантными
те, которые
косвенно влияют на особенности реализации
первых. Следует признать, что в принципе
каждая потребность в той или иной
ситуации, при определенных обстоятельствах
может стать доминантной.

В
психологии принято выделять три типа
доминантных потребностей человека:
ситуативные
(кратковременные)
потребности; жизненные,
определяющие
стратегию жизни, линию поведения человека
(потребности длительного существования),
и потребности
деятельности

(промежуточные между двумя первыми),
которые представляют собой потребности
текущих дел.

Различают
потребности теоретические
(в познании) и практические

предметно-практической деятельности).

Потребности
человека во многом обусловлены внешними
обстоятельствами, предметами и явлениями
объективно существующей вне человека
реальности – объектами
потребностей.

Объект, ставший для человека потребностью,
преобразуется в ее цель, побуждая и
активизируя человека. Объекты потребностей
обычно способны удовлетворить несколько
различных потребностей человека. Те
или иные стороны объекта, которые служат
удовлетворению конкретных потребностей
человека, принято называть предметами
потребностей.

По
мере развития человека (физиологического
и психологического), становления его
как личности развиваются, видоизменяются
и его потребности. Процесс удовлетворения
человеком своих потребностей связан с
его взаимодействием со средой, с объектами
потребностей, использованием средств
и способов этого взаимодействия, что,
в свою очередь, ведет к формированию и
развитию личностных качеств и свойств
личности. Из этого следует – удовлетворение
потребностей человека выступает одним
из важнейших условий его всестороннего
развития, формирования и становления.

Воспитание
и актуализация у человека потребности
в труде также являются непременными
условиями развития личности. Отсутствие
у человека этой потребности (труд
является источником материальных и
духовных благ, культуры в целом) неминуемо
ведет к сужению материального и духовного
потенциала социума, а потребительское
отношение личности к обществу – к ее
деградации. Изучая потребностно-мотивационную
сферу личности, следует учитывать, что
основные ведущие потребности личности
различаются не только содержанием, но
и уровнем социальной обусловленности.

Наиболее
популярной как в западной, так и в
отечественной психологии является
концепция потребностей известного
американского психолога А. Маслоу.
Согласно этой концепции, все потребности
человека являются врожденными и в
мотивационной сфере образуют иерархическую
систему приоритетов.

Иерархия
личных потребностей видоизменяется с
развитием личности, высшие ее уровни
«вызревают» лишь к моменту достижения
индивидом психологической зрелости.
Но, будучи сформированными, высшие
уровни потребности, особенно потребности
в самореализации, самосовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль
в системе потребностей. Иерархия
индивидуальных потребностей составляет
основную отличительную особенность
личности – ее направленность. В порядке
очередности потребности располагаются
в следующей последовательности.

Потребности в

самоактуализации

Эстетические

потребности

Познавательные
потребности

Потребности
в самоуважении

Потребности
в принадлежности и любви

Потребности
в безопасности и защите

Физиологические
потребности

Классификация
потребностей («пирамида» А. Маслоу)

Физиологические
потребности

являются основными, непосредственно
касаются биологического выживания
человека и должны быть удовлетворены
хотя бы на самом минимальном уровне,
прежде чем станут актуальными потребностями
более высокого порядка. Это базовые,
жизненные, основные естественные,
природные, физические потребности: в
воздухе, пище и другой энергетике,
одежде, жилище, в продолжении рода и
т.д. Формы и способы реализации этих
потребностей имеют социальный, культурно
окрашенный характер. Пока человек не
удовлетворит базовые (нижние) потребности,
более высокие потребности теряют для
него мотивационную силу. Когда же
физиологические потребности будут
удовлетворены, для человека становятся
значащими следующие потребности.

К
числу других естественных, природных
потребностей, имеющих вполне
конкретно-содержательное наполнение,
формы, средства и способы реализации,
относятся: потребности в безопасности
и защите, и потребности в принадлежности
и любви.

Потребности
в безопасности и защите

(стабильность, чувство защищенности,
избавление от страха и неудач, порядок,
свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях
отражается заинтересованность человека
в выживании.

Потребности
в принадлежности и любви

вступают в действие лишь тогда, когда
удовлетворены физиологические потребности
и потребности в безопасности и защите.
Когда эта потребность не удовлетворяется
или удовлетворяется слабо, человек
испытывает чувство одиночества,
общественного остракизма.

Потребности
в самоуважении
,
по Маслоу, делятся на два основных типа:
самоуважение и уважение со стороны
других. Самоуважение включает такие
понятия, как компетентность, уверенность,
независимость, свобода. Уважение другими
– это престиж, репутация, признание,
статус, принятие.

Познавательные
(когнитивные) потребности

– это
потребность в знаниях, умениях, понимании,
в творческом труде, в раскрытии своих
способностей.

Потребность в
познании жизни, объективного мира
реализуется:

  • через
    науку

    (главная особенность такого познания
    – объективность знаний), расширяющую
    возможности человека, делающую его
    более защищенным, позволяющую принимать
    более адекватные, правильные решения,
    успешнее прогнозировать свои действия
    и поступки;

  • искусство,
    в котором
    проявляется стремление к непосредственному,
    образному, субъективному восприятию,
    познанию и пониманию жизни;

  • религию,
    дающую человеку научную и религиозную
    картину мира;

  • собственный
    социальный, этнический, профессиональный
    и другой
    опыт;

  • через
    использование данных

    естественных, социальных, гуманитарных,
    технических и других наук.

Эстетические
потребности

включают в
себя понимание человеком канонов
красоты, гармонии, восприятие и
осуществление поведения, деятельности,
жизни в целом по законам красоты,
неприятие безобразного, низменного,
уродливого, нарушающего естественную
и социальную гармонию.

Когда
описанные выше потребности удовлетворены,
на первый план выступают потребности
в самоактуализации
,
т.е. желание
человека стать тем, кем он может стать.
Достигая этого уровня иерархии
потребностей, человек добивается полного
использования потенциала личности,
своего таланта и способностей.

studfile.net

Предложения со словосочетанием КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Неточные совпадения

Под социальной организацией понимается взаимодействие группы людей друг с другом ради достижения поставленных целей перед ними и удовлетворения своих внутренних и общих потребностей с помощью определённых (материальных, правовых, экономических, культурных, политических и т.

Благодаря современным условиям происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, мотивах, интересах, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социального, культурного, экономического, национально-этнического, материально-бытового характера.

Культурная среда формирует самооценку, отношения между людьми, потребности, цели и форму их достижения.

Что же говорить о других этносах, на облик которых влияет не только внутреннее развитие, но и посторонние воздействия — культурные заимствования, завоевания, влекущие за собой принудительные изменения обычаев, и, наконец, экономические нажимы, меняющие род занятий и насильственно регулирующие потребности этноса?

Продукция этих предприятий предназначена для продажи в качестве товаров широкого потребления или для проката, публикации с целью удовлетворения культурных и информационных потребностей населения.

Важно одно — удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.

У нас до сих пор нет самых необходимых потребностей культурных людей — нет ни сносных мостовых, ни водопроводов, ни канализации.

Но управляя культурными процессами, контролируя их, социальные институты призваны удовлетворять потребности общества, быть средством и организации культуры, и развития потребности в ней, формирования нужных обществу традиций.

Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей.

Это социальное, экономическое и культурное пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, ассоциации, реализующие частные, повседневные интересы, индивидуальные и коллективные потребности, осознанно осуществляющие свой выбор и несущие за него ответственность.

Её работа направляется не только против тех молодых сил, всё значение которых пока ещё в будущем, но и против господствующей старорадикальной партии, которая отстаивает элементарные государственные потребности страны, уже вступившей на путь современного экономического и культурного развития.

Правда, эти сношения ограничивались потребностями политики и торговли и ещё не разрастались в общую культурную связь.

Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формы — образца решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности.

Данную культуру характеризуют определённые знания, интересы, потребности, связанные с телосложением человека, реальная деятельность, направленная на его коррекцию в соответствии с культурными нормами, и результаты этой деятельности.

Мелкая пресса и журналы с иллюстрациями при быстро возрастающей потребности в чтении могли бы сделаться огромной и благодатной культурной силой.

В этом случае товар рассматривается как средство, с помощью которого можно удовлетворить определённую потребность — материальную, культурную или биологическую.

Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности.

Эта политика призвана закрепить в законах социологически обоснованные нормы права, соответствующие потребностям и интересам общества, уровню его экономического и культурного развития и позволяющие реализовать в обществе принципы равенства, свободы и справедливости.

Явилась потребность в хорошем «европейском» культурном и «приличном» журнале.

С культурным прогрессом эти экономические потребности стали более сложными, но они продолжают оставаться основой человеческого существования.

Цель подобных устремлений — общечеловек, у которого оборваны связи с природным и культурным космосом своего народа, утеряна память ландшафта и память предков, атрофирована потребность в высокосложном и уникальном.

Отказавшись от этой негативно воспринимаемой тенденции и одновременно удачно реагируя на потребности новой, чаще всего высоко стоящей в общественной иерархии клиентуры, ведущие татуировщики того времени начали вдохновляться утончённой с культурной точки зрения тематикой.

Город в широком смысле может быть определён как место компактного проживания людей, удовлетворяющее их потребности в обеспечении жизнедеятельности, безопасности, коммуникации и развитии личности на основе общности культурных, социальных, национальных и прочих интересов.

Они заявляли, что при социализме нация будет иметь только характер культурной и языковой единицы и что территориальное деление, поскольку оно останется, будет определяться лишь потребностями производства.

Рекламируемый товар располагается в окружении, в котором воспринимается уже не как материальная, строго функциональная вещь, но приобретает свойства культурного блага, способного удовлетворить не только физиологические, но и духовные потребности.

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в зависимости от качеств конкретного человека, прежде всего в соответствии с его личностью и культурным уровнем.

Удовлетворение потребности в пище, жильё, безопасности всегда совершается и у народов, стоящих на низшей ступени культурного развития, при свете сознания.

Естественная ассимиляция — итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочнения их общей социальной, экономической и культурной жизни.

Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея представление о культуре и потребность в ней.

Примером концептуального определения туризма можно считать следующее: «Туризм есть совокупность отношений и феноменов, вытекающих из перемещения и нахождения людей вне своего постоянного места жительства по причинам, не связанным с трудовой деятельностью, а с целью удовлетворения культурных, оздоровительных, релаксационных, развлекательных потребностей и ради получения удовольствия, а также по другим причинам, если они не связаны с получением прибыли».

Не всегда наше желание освоить мир выглядит привлекательным для других, не всегда мы знаем меру и не всегда признаемся себе, что за мифами об успехе, богатстве, славе скрывается потребность к освоению самых обширных пространств — физических, символических, экономических, культурных.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями: совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов.

Абсолютной свободы не существует — мы не свободны от оков телесных потребностей, законов и ограничений общества, исторических обычаев, которые некоторые люди называют культурным наследием и от опасных и непредсказуемых природных условий.

Традиция обеспечивает устойчивость культуры и её развитие, поскольку является формой преемственности не только культурных ценностей, но и потребности в культуре.

Однако на современных западных предприятиях, внедряющих инновации, возникает задача роста образовательного и культурного уровня работников, удовлетворения их потребностей в более содержательном и творческом труде.

Связаны они с потребностями общества, с экономическими, политическими и культурными особенностями той или иной эпохи, а также с уровнем их развития.

Идеальные потребности — заинтересованность людей во всём том, что необходимо для их духовного развития (потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей и т.

Неспособны выполнить задания, которые требуют не только индивидуальных усилий; групповая деятельность может быть направлена на более высокие, более сложные цели; все эти элементы, взятые вместе, рассматриваются как организация; организации были созданы для того, чтобы помочь индивиду достичь больше; цели должны отвечать потребностям, которые общество определило как важные; организации могут быть сгруппированы по типу деловой активности; партнёрство создаётся по соглашению; владельцы корпораций называются акционерами; эффективная коммуникация — предпосылка успеха в бизнесе; информация помогает быть чувствительными к покупателям, служащим, изменениям на рынке; каждая организация стремится иметь собственный, особенный климат; культурные ценности — это мощный стратегический инструмент; среднестатистический работник имеет высокий потенциал развития; прежде всего работник ищет безопасности и избегает ответственности.

Историк отмечает: «Из всего этого видно, что роскошь эта проистекала не из культурного состояния всего народа, но скорее была потребностью двора и царя, отчего между правительством и истинным народным духом должно было обнаруживаться всё большее и большее несоответствие».

В переживаемый период вопрос рационального использования трудовых ресурсов осложняется тем, что работоспособные кадры в стране год от года стареют, а пополнение их идёт неудовлетворительно, что образовательный и культурный уровень нового пополнения не отвечает потребностям.

Уровень жизни населения — социальный индикатор, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объёма потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на основные предметы потребления; тарифов коммунальных и транспортных услуг; обеспеченности жильём, а также доступности образования, медицинского и культурного обслуживания, степени безопасности жизнедеятельности и др.

Воспроизводиться должен и турист путём развития своего культурного, интеллектуального уровня, развития потребностей в более широком и глубоком познании мира.

Тезис о том, что всякому человеку без исключения должны быть обеспечены занятия, отдых, досуг, спокойная старость, культурное жилище, пользование всеми демократическими свободами, удовлетворение основных материальных и духовных потребностей, начнёт стремительно воплощаться в жизнь.

Она не тождественна научному познанию, ориентирует человека в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Под социализацией в социологии общепринято понимать продолжающийся в течение всей жизни человека процесс, в ходе которого он усваивает верования, установки, обычаи, ценности, ожидания, свойственные определённой культуре, процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию), приобщения его к социальным ролям, функциям, нормам, культурным ценностям, формирования соответствующих способностей, знаний, умений, интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.

Актуальность предпринятого исследования определяется потребностью изучения как общих проблем теории и истории культуры, так, и, собственно, историко-теоретических проблем генезиса и семантики форм традиционных культур с реальностью внешнего воздействия культурных инноваций.

Однако в процессе их исследования учёные допустили ещё одну методологическую ошибку — попытались проанализировать древнее международное право с современных им позиций без учёта факторов, возможностей и движущих сил исследуемого периода, уровня его экономического, политического, культурного, правового развития, потребностей древних народов и их интересов.

Отдельные участники высказались в поддержку тематики обеспечения культурного разнообразия; обеспечения прав, потребностей и безопасности личности и сотрудничества в предотвращении стихийных и техногенных бедствий и катастроф.

Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Одна из основных особенностей социального института — это своего рода система взаимосвязанных и взаимодействующих культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных ценностей, потребностей и целей.

На протяжении последнего столетия люди всё чаще понимали, что они прирождённые буддисты или индуисты и что восточные религии для них гораздо привлекательнее, чем своя собственная (это неправда, что человек не может выйти за рамки своего общества или культурной среды: некоторые рождаются с особым даром или потребностью это сделать и даже возвыситься над всеми традициями).

Они отражают наличие у человека потребностей в духовных ценностях, способности вести себя культурно и ответственно по отношению к другим людям.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Морской путь почти не эксплоатируется для сельскохозяйственных потребностей, пароходы идут мимо селений и культурных участков и, точно издеваясь над несчастными хозяевами, идут близко, в какой-нибудь версте от берега!

Дополнительные потребности удовлетворяются предприятиями сервиса, торговли, культурными и развлекательными учреждениями.

Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

kartaslov.ru

Социокультурные потребности современной молодежи

Степанова Юлия Юрьевна,студентка Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск[email protected]

Научный руководитель: Ильиных Светлана Анатольевна,доктор социол. наук, профессор Новосибирского государственногоуниверситета экономики и управления, г. Новосибирск

Социокультурные потребности современной молодежи

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению особенностей социокультурных потребностей современной молодежи. Автором изучены составные элементы социокультурных потребностей и выяснено, в результате чего они изменяются.Ключевые слова:культурные потребности, социальные потребности, социокультурные потребности, студенческая молодежь, ценности.

Проблематика исследования социокультурных потребностей молодежи является не только достаточно актуальной, но и малоизученной темой. Преимущественно в социологическом знании преобладают исследования либо социальных, либо культурных потребностей, что вполне оправдано. Потребности, будь тосоциальные или культурные, имеют особую значимость, так как они определяют важнейшие аспекты взаимодействия индивидов, их отношениек жизни.Особенную значимость имеет исследование социокультурных потребностей молодежи, так как именно эта группа является индикаторомобщественных перемен, которые происходят с течением времени, этоособенная общность индивидов.В определении Р.В. Ленькова отмечены основные особенности молодых людей:возрастныерамки и статус в обществе, переход от детства и юности к социальной ответственности[3]. Потребности, в том числе и социокультурные, предопределяются освоениемновых для индивида ролей, высокимуровнем мобильности, построением собственной семьи, сменойценностей, потребностей, интересов, возможностямиперспектив карьерного и профессионального планаи другие.Этап, когда детский и юношеский возраст сменяются более зрелымотношением к жизни, характеризуется и сменой значимых для индивида ценностных ориентаций, основных интересов, главных потребностей. К примеру, молодежьперестает воинственноотноситься к советам своих близких,начинает больше ценить родительскую семью, с уважением и пониманием принимать их наставления. Этокасается и других изменений. Со временем, потребности в развлечениях сменяются потребностями в образовании, в саморазвитии.От ценностей, интересов, потребностей, мотивов молодежи зависит будущее состояние не только самого молодого человека, но и обществав целом, его трансформация, будущее всей страны. Необходимо сказать, что ценностные ориентации ‬это отражение в сознании индивида ценностей, которые признаются им в качестве стратегически важных жизненных целей, общих ориентиров мировоззрения[2]. Ценности направляют, ориентируют, организуют поведение индивидов, выступают критериями оценки деятельности, как своей, так и других людей. Они выступают и основанием для оценки,осмысления целостного образа социального мира, мира взаимодействий.В настоящее время такие аспекты, как ценности, потребности, интересы, мотивы,имеют динамическое развитие: потребности сменяют друг друга, одни ценности становятся более значимыми, другие ивовсе теряют свою актуальность, интересы постоянно изменяются.

Особенно такая тенденция являетсязаметнойв XXIвеке, когда происходят кардинальные изменения всей общественной структуры, системы ценностей, мировоззрений и других важнейших аспектов.

Так, например,смену доминирования духовных ценностей приходит усиление материальных ценностейиндивида. Онистановятся базисом современного общества.Рассматривая социокультурные потребности молодежи, укажем, что этой проблематикой занимались отечественные ученые: Л.И. Петров [4], Н.И. Никифорова [7], Р.А.Топчий [8], Е.А. Шмелева [1]и др. Исследованием потребностей молодежи, как особой социальной группы, занимались Р.В. Ленькова [3], Т.С. Стрункина [5, 6]и др.Исследователи приходят к выводу о том, что социокультурныепотребности ‬это синтез социальных и культурных потребностей. Отталкиваясь от базового понятия «потребности», выделим его важнейшие характеристики. Воспользуемся определением Т.С. Стрункиной, которое дает в своей работе «Социокультурные потребности как объект междисциплинарного синтеза»[6].Автор выделяет такие аспекты термина. Вопервых, это объективные нужны индивидов, необходимые для определенных условий, которые обеспечивают их жизнь и развитие. Вовторых, это свойства личности, которые определяют ее отношения к деятельности. Втретьих, это состояние психики индивида, которые отражаютнужду в энергии, других факторах, необходимыхдля функционирования личности. Представленные аспекты термина, по нашему мнению, достаточно широкоотражают изучаемое понятие.Как мы указывали выше, социокультурные потребности ‬это синтез социальных и культурных потребностей. Л.И.Петров рассматривает социальные потребности какпотребности в общении, социальном обслуживании, в самореализации, в альтруизме, в свободе, в дружбе, водобрении окружающих или стремление к власти и др[4]. Н.И.Никифорова трактует их как нужду в чемлибонеобходимом для поддержания жизни и деятельности личности, социальной группы, общества в целом[7].Что касается культурныхпотребностей, то онивыражаются в стремлениик образованию, освоениюхудожественных ценностей, к духовному развитию. Н.В. Шарова дает следующее определение культурным потребностям ‬это потребности, обусловленные социальной природой человека [9].Такие потребности появились врезультате социальноисторического развития человека филогенеза.Можно отметить сходство социальныхи культурных потребностей. Вопервых, и те и другие во многом зависят от культурной среды. Вовторых, тесно переплетаются между собой. В ‬третьих, связаны ссоциальным статусом и уровнем образования,а такжеобщим развитием личности[1].

Но, несмотря на некоторые сходства, можно выделитьотличия: социальные потребности могут быть рассмотрены как врожденные, в то время как культурные формируются под воздействием культуры, в процессе социализации индивида, с помощью агентов социализации.Таким образом, синтез социальных и культурных потребностейпозволяет говорить об особых потребностях ‬социокультурных, которые, вбирая в себя социальную и культурную среду, сопутствуют человеку в течение всей его осознанной жизни.

Р.А. Топчий и И.Л. Шелеховдают следующее определение социокультурным потребностям ‬это потребности, которые характеризуются стремлением человека отыскать отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом[8].

Отметим, Т.С. Стрункина добавляет, чтоиндивид стремится отыскать отражение культурыобщества в собственной жизни в процессе социального взаимодействия [6].Социокультурные потребности определяют направление дальнейшей деятельности граждан и обуславливают появление таких социальных явлений, как прогрессрегресс, творчествоконформностьи др.[5].Они охватывают творческие, духовные, этические, эстетические стремления индивидов и, несомненно, способствуют его дальнейшему развитию.Многие из таких потребностейприобретают весьма изменчивыйхарактер, будучи подвластными общественным трансформациям, новым условиям жизни, уровню образования, социального окружения, моды, современным тенденциями др.[1]. Именно они определяют направление дальнейшей деятельности и жизни.

Такие потребности изменяются на протяжении жизни человека по мере трансформации общества.Например, можно сказать, что нанесение татуировок‬это социокультурная потребность, которая изменяется как с течением времени в обществе (в разные времена можно наблюдать изменение отношения к татуировкам), так и с возрастом индивида (молодые люди лояльнее относятся к нательным рисункам).

Социокультурная потребность к татуировкам заключается и в возможности самовыражения индивида, в желание обозначить свою позицию, выразить свою индивидуальность. Нередко потребность нанести тату переплетается с желанием показать себя, свое отношение к миру.Нельзя не отметить, что в некоторых культурах татуировки имеют особое значение, имеют сакральный смысл.Первую татуировку я сделала в 17 лет, когда уезжала поступать в университет в другой город.Моя татуировка ‬это феникс, символ свободы. Онаозначает, что закончился один из этапов моей жизни (юность). Я вступила во взрослую жизнь и стала самостоятельной. Еще одна моя татуировка ‬сова. Сова символ мудрости, для меня, прежде всего, в отношение квыбору спутника жизни (Аврора, 20 лет, студентка).Проходя через призму особого мировоззрения молодежи, социокультурные потребности прочно базируются на ценностях, идеалах молодых людей и делают их еще более подвижными и активно меняющимися. Так,с течением времени меняется такая социокультурная потребность, как стремление перенимать культурный опыт других народностей, стран, культур. Раньше я считала, что моя культура ‬это нечто неинтересное, устарелое. В подростковом возрасте я с трепетом относилась ковсему зарубежному: музыке, фильмам, тенденциям в моде. Став взрослее я поняла, что «свое ‬не значит плохое»: в моей культуре есть то, чем я могу гордиться, то, что я могу ценить и уважать. Конечно, перенимать культурный опыт необходимо(в разумных пределах), но и другим странам есть чему у нас поучиться (Елизавета, 21 год, студентка).На эту потребность влияют общественное мнение; ценности, нормы, традиции, которые присутствуют в обществе; личный опыт,мировоззрение индивида и т.д. В одно время люди будут активно протестовать противпринятия какихлибо составляющих другой культуры; в другое ‬будут перенимать культурный опыт, не осознавая его, как нечто негативное, чуждое, неприятное.Индивид активно действует на потребности, особенно на социокультурные потребности, и принимает участие в их преобразовании, а, значит, и сам усовершенствует культуру и социальную среду.Изучение ведущих потребностей молодежи в дальнейшем позволит построить современную модель предпочтений нового общества.

Итак, социокультурные потребности молодого поколения имеют особую значимость, так как находятся в основе становления личностии социума в целом. И культура, и социальная среда являются наиважнейшими факторами развития индивида, его способностей, ценностей, свойств, социокультурных потребностей. Нокак на человека действуют эти аспекты, так и сам индивид воздействует на них, выборочно избирая то, как относиться к тем или иным стимулам.

Несомненно, нужно отметить, что индивид сам принимает участие в изменение и усовершенствование социальной среды и культуры.Изучение основных социальных и культурных потребностей, а также их синтеза, в дальнейшем позволит увидеть будущие изменения всего общества и социальной среды.

Ссылки на источники1.Актуализация потенциала социокультурной сверы: монография / под ред. Е.А. Шмелевой. ‬Шуя: ШПГУ, 2012. ‬47с.2.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. ‬М.:Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] URL:http://www.efremova.info/(Дата обращения: 30.03.16)3.Леньков Р.В. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / Р.В. Леньков. ‬М.: Издательство Юрайт, 2015. ‬416 с.4.Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. ‬2012. ‬№3. ‬С.238242.5.Стрункина Т.С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философскоисторический анализ / Т.С. Стрункина //Научный поиск. ‬2014. ‬№4. ‬С.1622. 6.Стрункина Т.С. Социокультурные потребности как объект междисциплинарного синтеза/ Т.С. Стрункина // Технолгический центр. ‬2015. №2. 7.Никифорова Н. И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города: Автореф. дис. …канд.соц.наук. Казань, 2005 // Электронная библиотека: диссертации. URL: http:// diss. rsl.ru (дата обращения: 01.04.2016).8.Топчий Р.А. Оценка первоисточников научной психологии в истории мировой философии // Вестник Томского государственного университета. ‬2013. № 6 . ‬С. 190196.9.Шарова Н.В. Общая психология: психология личности / Н.В. Шарова. ‬Ярославль: ЯГПУ, 2010. ‬79 с.

e-koncept.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *