Подводная лодка википедия – Принципы и устройство подводной лодки — Википедия

Содержание

Подводная лодка (фильм) — Википедия

«Лодка» (нем. Das Boot) — западногерманский художественный фильм 1981 года, снятый режиссёром Вольфгангом Петерсеном по одноимённому роману 1973 года Лотара-Гюнтера Буххайма, повествующем о седьмом боевом походе немецкой подводной лодки U-96 во время Второй мировой войны.

Первая часть[править | править код]

Осень 1941 года. Немецкая военно-морская база в Ла-Рошели.

Первая сцена — пустынное побережье, дорога вдоль моря, в закрытой машине едут трое: командир («Старик»), инженер-механик («Старшой») и корреспондент лейтенант Вернер, который должен отправиться в боевой поход на лодке U-96 с целью получить материал для работы. По дороге им встречаются пьяные матросы, которые окружают подъехавшую машину и не дают ей проехать. Назавтра лодка выходит в море — матросы весело проводят последний день на суше и устраивают автомобилю «тренировку на случай пожара». Цель пассажиров — кабаре-бордель на военной базе. В кабаре дебош. Корреспондент знакомится со вторым помощником лодки. Приходит новый первый помощник, представляется командиру. Матросы по дороге «отметили» и его машину. Тот возмущён, но командир относится к ситуации с юмором. Ещё один командир, Филипп Томсен, награждён Рыцарским крестом. Он уже мертвецки пьян, но тем не менее произносит речь на грани государственной измены (очень двусмысленно пройдясь по личности фюрера). Ближе к ночи дебош усугубляется. Офицеры стреляют по стенам, поливают певичку из сифона. Томсен отключается в туалете, его рвёт на спине — опасаясь за его жизнь, Старик поднимает его.

Утро. Старик, Вернер и Старшой идут на лодку. Вокруг в эллингах загружают и ремонтируют лодки, слышится грохот клепальных молотков и шипение электросварки. Построение на лодке. Командир представляет Вернера, команда высокомерно ухмыляется. Вернера проводят по лодке, показывают планировку отсеков, знакомят с некоторыми членами экипажа.

Лодка выходит из эллинга под звуки марша, украшенная флагами. На палубе толпится команда. Подъезжает машина, оттуда выскакивает Томсен и произносит краткое напутствие. Лодка идёт в район боевого патрулирования.

Во время перехода второй помощник объявляет тревогу. Лодка стремительно погружается на глубину 30 метров Все тревожно ждут взрывов глубинных бомб. Командир объявляет — тревога учебная. Офицеры ухмыляются. Командир приказывает погрузиться до 170 метров для проверки лодки. Корпус трещит. Вернеру плохо. Лодка проходит испытание, командир разрешает всплыть.

Обед в кают-компании. Волосатая свинина. Первый помощник ведёт себя подчёркнуто аккуратно. Он чужд всем кадровым офицерам лодки. По радио передают речь Геббельса. Командир пренебрежительно отзывается о пропаганде, первый помощник начинает возражать, назревает конфликт. Командир приказывает радисту (он же акустик, он же врач) поставить британскую строевую песню «It’s a long way to Tipperary» и транслировать её по внутренней радиосети корабля. Поют не только офицеры, но и матросы. Первый помощник демонстративно встаёт и уходит. На море начинается шторм. Командир принимает радиограмму — лодка Бертольда наткнулась на конвой противника, U-96 отправляется ей на помощь.

Лодка всплывает на поверхность. Шторм, сильная качка. В торпедном отсеке готовят торпеды. Вернер старательно фотографирует торпедистов за работой. Внезапно кто-то из них кидает ему в лицо грязную от мазута тряпку. Взбешенный боцман идёт разбираться (скорее для вида), Вернер в растерянности убегает из торпедного отсека. Позже он просыпается на койке, слышатся грубые шутки унтер-офицеров.

С Бертольдом нет связи, со штабом тоже. Инженер в ярости. Командир приказывает погрузиться на небольшую глубину, акустик прослушивает море. Наконец он улавливает далекие взрывы глубинных бомб. Лодка снова всплывает. Стармех Йохан виртуозно управляется с ходовыми дизелями.

Молодой фенрих (кандидат на офицерское звание) рассказывает Вернеру про свою любимую — французскую девушку. Он боится, что её могут убить «маки», за то, что она беременна от него — оккупанта.

Лодка прибывает в район боя. Слышатся шумы винтов, командир готовится всплыть и атаковать эсминец, невзирая на плохие погодные условия. Атака срывается, срочное погружение. Удары глубинных бомб. Вернеру снова плохо. После продолжительного преследования эсминец уходит. Командир получает приказ атаковать конвой.

Вторая часть[править | править код]

Атака на конвой проходит успешно, после чего U-96 ожесточённо бомбят корабли эскорта. Старик уклоняется на большой глубине. Несколько часов проходят в напряжённом поединке. Внутрь прочного корпуса просачивается вода. Пожар в центральном посту. Паникуют некоторые члены экипажа, корреспондент Вернер тоже прощается с жизнью. Эпизод завершается прощанием Вернера с фотографией Альпийских горных вершин.

Наконец, глубокой ночью бомбёжка прекращается. Лодка всплывает на поверхность. Ночной океан освещён пожаром танкера из состава конвоя. Командир добивает его торпедой. Внезапно на палубе танкера показываются несколько горящих человеческих фигур, моряков танкера — их не сняли уцелевшие корабли конвоя. Экипаж в ужасе смотрит на то, как люди прыгают в море и плывут к U-96. У командира приказ не брать пленных, лодка уходит.

Основное задание похода выполнено, лодка может возвращаться на базу в Ла-Рошель. Это очень кстати, так как лодка серьёзно повреждена бомбежкой, заканчиваются продовольствие, горючее и торпеды.

Внезапно приходит радиограмма, согласно которой U-96 должна следовать в испанский порт Виго и там тайно пополнить запасы с засекреченного судна снабжения «Везер». Лодка успешно добирается до Виго. Командир намеревается высадить инженера и Вернера, и переправить их в Германию под видом цыган. Рождество. На борту «Везера» офицеров ждёт роскошный ужин, пока торпеды и горючее загружаются в U-96.

Немецкий военный атташе просит Старика на пару слов, и передаёт ему секретный приказ. Лодка должна пройти в Средиземное море для перебазирования на итальянскую базу в Специи, через Гибралтарский пролив (что, по словам механика Арио, «труднее, чем трахнуть девственницу без вазелина», поскольку в Гибралтаре находятся крупные военно-морские силы англичан)… Также, в секретном приказе командование даёт понять, что замены сходящим на берег инженеру и Вернеру не будет, поэтому Старик отменяет решение об их высадке. Лодка выходит в район Гибралтара.

Третья часть[править | править код]

U-96 приближается к линии блокады Гибралтара, сквозь туман просвечивают ходовые огни английских кораблей. Командир решает продрейфовать по течению, вливающемуся в Средиземное море из Атлантического океана.

Лодка осторожно маневрирует на поверхности, когда вдруг из тумана выныривает английский истребитель на бреющем полёте, его пушки и пулемёты поливают палубу U-96, штурман Крихбаум ранен в грудь, его втаскивают внутрь. Лёгкий корпус лодки повреждён снарядами истребителя, в результате прямого попадания авиабомбы лодка лишается палубного орудия. Пролив освещается многочисленными осветительными ракетами, лодку начинают обстреливать корабли. Командир остаётся на мостике, командует полный вперёд. Наконец, лодка с огромным дифферентом погружается прямо перед английским эсминцем. Неожиданно заклинивает горизонтальные рули, отказывает главный насос — лодка продолжает погружаться. Уже пройден жёлтый сектор глубиномера… проходит красный… погружение остановить не удаётся. Офицеры бледны. Они ждут, что сейчас затрещит прочный корпус… Глубиномер зашкаливает. Лодка на глубине 280 метров ударяется о грунт. Открываются многочисленные течи, команда ценой невероятных усилий останавливает поступление воды внутрь корпуса, большинство механизмов неработоспособны, кислорода остаётся на 15 часов. Приходит надежда: обнаруживается запас сжатого воздуха. Если проникшую внутрь лодки воду закачать в балластные цистерны, а затем вытеснить её сжатым воздухом, то лодка должна всплыть. Инженер ремонтирует аккумуляторы, команда чинит насосы и дизели. В итоге подводникам удаётся всплыть ранним утром, когда британцы уже празднуют гибель U-96 на базе. Искалеченная лодка идёт обратно и добирается до базы в Ла-Рошель.

Заключительная сцена[править | править код]

Ясным днём U-96 причаливает к пирсу в Ла-Рошель. На борту выстроились бородатые, усталые подводники в замасленных робах, со следами мазута на лицах и руках. Раненого Крихбаума загружают в санитарную машину, на лодку по трапу поднимается Дёниц, который, как известно, старался встретить каждую лодку.

Внезапно раздаётся сирена воздушной тревоги. В небе появляется около двадцати английских самолётов. Персонал базы, встречающий генералитет и подводники с U-96 бросаются под защиту бетонных крыш. Некоторые не успевают — убиты Йохан, второй вахтенный, Ульман. Хинрих, Ламбрехт и Френзен ранены. U-96 получает пробоину и медленно уходит под воду. За тонущей лодкой наблюдает тяжело раненый осколками командир. Когда лодка окончательно погружается, он падает навзничь. Корреспондент Вернер садится возле командира и в ужасе смотрит на картину разрушения вокруг. Камера удаляется. Конец.

Подготовка к созданию фильма велась пять лет[1]. Сам процесс съёмок занял год, и ещё год ушёл на монтаж и постобработку. Во время съёмок фильма в качестве консультанта был приглашён реальный командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк, которому в тот момент было уже под 70.

Съёмки фильма продолжались дольше года, при этом проходили в хронологическом порядке, за исключением начальных сцен в баре и финальных в гавани, которые были сняты последними. Актёры действительно бледнели от недостатка солнечного света и обрастали бородами. Для сцен в отсеках подлодки была построена железная цистерна, имитирующая прочный корпус. Цистерна висела на двух карданных подвесах и могла качаться вверх-вниз и влево-вправо, что позволяло натуралистично снимать сотрясения от разрывов глубинных бомб. Для съёмок U96 было сделано два полноразмерных макета рубки и палубы, а также миниатюрный макет всей подлодки, предназначенный для безлюдных сцен в открытом море. Съемки сцен на мостике производились в бассейне, в котором были установки для создания «штормовых волн». Во время съёмок одной из сцен актёра Яна Феддера на самом деле смыло потоком воды. Сцена не была предусмотрена сценарием, и вошла в фильм, как есть, сымпровизированной. Режиссёр даже не понял, что произошло и восторженно попросил ещё один дубль, не подозревая о серьёзности ситуации (актёр сломал себе несколько рёбер во время падения).

Эпизоды в Ла-Рошели снимались в тех же эллингах, выстроенных немцами в годы Второй Мировой войны. Некоторые жители, ещё помнившие оккупацию, отмечали, что «немцы такие же сумасшедшие, как и тогда».

Финальная сцена была снята за один дубль, прежде всего из-за больших расходов на неё.

Поскольку «Стедикам» был слишком громоздким для съёмок в ограниченных условиях макета лодки, съёмка велась на ручную камеру «Аррифлекс».

Фильм снимался без звука, так как работающие механизмы заглушали речь. Все актёры владели английским, поэтому для проката в англоязычных странах дублировали сами себя.

Итоговая длительность прокатной версии составила 150 минут, режиссёрская версия имеет длительность 209 минут, оригинальная полная версия, выпущенная в 1996 году, длится 293 минуты. Кроме того, в Германии была выпущена 6-серийная телеверсия данного фильма (TV-Fassung) продолжительностью 351 мин.

В некоторых сценах можно увидеть шифровальную машину Энигма, которая служила для шифрования радиосообщений.

  • Макет подводной лодки U-96 на киностудии Bavaria Film Studios в Мюнхене
  • Bavaria Filmstudio Das Boot 1.jpg

  • Bavaria Filmstudio Das Boot 4.jpg

  • Bavaria Filmstudio Das Boot 5.jpg

  • Bavaria Filmstudio Das Boot 6.jpg

Саундтрек[править | править код]

В музыкальном сопровождении фильма звучит композиция «Auslaufen», а также была использована версия песни «It’s a Long Way to Tipperary» в исполнении Ансамбля песни и пляски имени Александрова.

  • В начале 1990-х годов группа U96 создала техно-версию музыкальной темы фильма, ставшую хитом и выпущенную тиражом более миллиона копий.
  • В начале XXI века не без участия, по всей видимости, композитора Клауса Долдингера, был выпущен музыкальный альбом, в который вошли основные музыкальные темы фильма, а также звуковой отрывок из фильма с речью актёров.
  • Юрген Прохнов — командир U-96, капитан-лейтенант (нем. Kapitänleutnant, сокр. «Kaleu»), по прозвищу «Старик» (нем. «Der Alte»). 30-летний ветеран-подводник. Прототип: Генрих Леманн-Вилленброк.
  • Херберт Грёнемайер — лейтенант (нем. Leutnant) Вернер (корреспондент). Слегка наивный, но честный рассказчик, включённый в экипаж для сбора материала о жизни подводников в пропагандистских целях. Прототип: Лотар-Гюнтер Буххайм.
  • Клаус Веннеманн — главный инженер (нем. Leitender Ingenieur) обер-лейтенант (нем. Oberleutnant), по прозвищу «Старшой» или «Шеф». Второй по старшинству член экипажа (27 лет). Потерял связь с женой после налёта Союзников на Кёльн, весьма этим тяготится. Всегда спокоен и собран, компетентный инженер. Возможный прототип: главный инженер U-96 обер-лейтенант Ганс Петер Денгель.
  • Хубертус Бенгш — первый вахтенный офицер (нем. I. WO) обер-лейтенант. Вырос в зажиточной семье в Мексике, на плантации. Ярый нацист, безоговорочно верит в победу Рейха. Вызывает неприязнь экипажа своей подчёркнутой аккуратностью и слепым следованием уставу. Возможный прототип: первый вахтофицер U-96, обер-лейтенант цур зе Герхард Грот[2].
  • Мартин Земмельрогге — второй вахтенный офицер (нем. II. WO) обер-лейтенант. Рыжий, острый на язык офицер, выполняющий роль «штатного юмориста». Работает с шифровальной машиной «Энигма». Говорит с берлинским произношением. Возможный прототип: второй вахтофицер U-96, лейтенант цур зе Вернер Херманн[2].
  • Бернд Таубер — третий вахтенный офицер (нем. III. WO) штурман (нем. Obersteuermann) Крихбаум. Слегка скептичен по отношению к действиям командира, без особого воодушевления переживает поход. Возможный прототип: оберштурман U-96 Альфред Радермахер[2].
  • Отто Зандер — капитан-лейтенант Филипп Томсен. Алкоголик и несдержанный на язык старый «морской волк». Через некоторое время после встречи с U-96 его лодка бесследно исчезает.
  • Эрвин Ледер — старшина машинного отделения (нем. Obermaschinist) Йохан, по прозвищу «Призрак» (нем. «Das Gespenst»). Слегка ненормальный член экипажа, любит слушать шум работы ходовых дизелей. Переживает серьёзный нервный срыв во время атаки эсминцев, позже реабилитируется ударной борьбой за живучесть лодки. Говорит с австро-баварским произношением. Возможный прототип: старшина машинистов U-96, обермашинист Ганс Йоханссен[2].
  • Мартин Май — фенрих (нем. Fähnrich) Ульман. Молодой унтер-офицер, беспокоящийся о судьбе своей французской невесты. Возможный прототип: фенрих цур зе Ганс Генрих Хаас[2].
  • Хайнц Хёниг — Мат (нем. Maat) Хинрих. Радист, акустик и судовой врач. Возможный прототип: оберфункмат U-96 Курт Шробах[2].
  • Уве Оксенкнехт — боцман (нем. Bootsmann) Ламбрехт. В фильме ответственен за торпедные аппараты. Судя по всему, любит футбол (болеет за Шальке). Говорит с баденско-пфальцским произношением.
  • Клод-Оливер Рудольф — матрос из машинного отделения Арио. Нахален, груб и насмешлив.
  • Ян Феддер — рулевой Пильгрим, мат. Пострадал во время вахты (практически смыт за борт). Говорит с гамбургским произношением.
  • Ральф Рихтер — Френзен, мат. Молодой набожный моряк, постоянно читает Библию, за что получил кличку «Bibelforscher» («Семинарист»). Говорит с рурским произношением.
  • Оливер Штритцель — Швалле. Торпедист.
  • Жан-Клод Хоффманн — Бенджамин, матрос.
  • Лутц Шнелль — Дуфте, матрос.
  • Конрад Беккер — Бёкштигель, матрос.
  • Гюнтер Лампрехт — капитан (нем. Kapitän zur See) «Везера». В гавани Виго поставляет припасы на лодку. Воодушевлённый нацист, сильно контрастирует с экипажем лодки.
  • Скай дю Мон — обер-лейтенант на «Везере».
  • 1 серия — Начало
  • 2 серия — Похищение зла
  • 3 серия — История не вернулась
  • 4 серия — Сохранить во время
  • 5 серия — Головокружение
  • 6 серия — Быть взрывоопасным
  • 7 серия — Максимальная скорость
  • 8 серия — Осознание (Финальная серия)

Объявлен по озвучка компания Max Brass в начале 8 августа по концовке 14 августа 2010 г.

  • Русская дубляж:
Награды
Номинации

Фильм производства Западной Германии был представлен в шести номинациях на премию Американской академии Оскар, но не был представлен в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

Оценки критики[править | править код]

Несмотря на то, что фильм не имел немедленного финансового успеха, он получил весьма положительные отзывы и был номинирован на шесть премий «Оскар», две из которых достались самому Петерсену; он также был номинирован на премию BAFTA и премию «Золотой глобус». На сегодняшний момент фильм считается одним из величайших немецких фильмов. На агрегаторе Rotten Tomatoes фильм в настоящее время имеет «сертификат свежести», оценку 98 % на основе 46 отзывов со средней оценкой 9 из 10[3]. Фильм также имеет оценку в 86 баллов из 100 на Metacritic, основанную на 15 рецензиях, указывающих на «всеобщее признание»[4].

Фильм занял 25 место в журнале Empire «100 лучших фильмов мирового кино» в 2010 году.

По сей день фильм держит рекорд по количеству номинаций на «Оскар» за немецкий фильм.

В конце 2007 года в Бонне, в «Доме немецкой истории» (Haus der Geschichte) прошла выставка, посвящённая фильму, а также настоящей подводной лодке U-96. За четыре месяца работы выставку посетили более 100 тысяч человек.

Критика со стороны автора[править | править код]

Несмотря на то, что автор оригинального романа Лотар-Гюнтер Буххайм был впечатлён технической точностью моделей и интерьеров лодки, он выразил большое разочарование эстетическим видением Петерсена, которое он посчитал чересчур клишированным[5]. Он также критиковал истерическое переигрывание актёров, которое он назвал крайне нереалистичным, признавая талант актёрского состава в целом. После того, как несколько попыток американских адаптаций потерпели неудачу, Буххайм предоставил сценарий с подробным описанием его собственных повествовательных и кинематографических идей. Получившийся фильм стал бы полномасштабным шестичасовым эпосом; однако Петерсен отказался от него, потому что в то время продюсеры стремились к 90-минутной продолжительности фильма для международного релиза. Тем не менее, сегодняшняя режиссёрская версия фильма длится более 200 минут, а полная телевизионная версия длится уже 293 минуты.

Буххайм, сам бывший военным корреспондентом на U-96, обвинил Петерсена в том, что тот жертвует реализмом и напряжением в диалогах ради дешевого драматического экшена и саспенса (например, в реальности уже один вырвавшийся под давлением болт вызвал бы серьёзные опасения экипажа за живучесть лодки, в то время, как в фильме такие ситуации неоднократно следуют одна за другой). Буххайм также назвал нереалистичным и непрофессиональным изображение шумного поведения экипажа во время патрулирования, вопли радости после попадания торпеды или уклонения от бомбардировки. Кроме того, офицер, даже необстрелянный лейтенант Вернер, пользовался бы особым уважением, так что бросать ему в лицо мазутную тряпку было бы недопустимо.

Беспокоясь о конечном результате, Буххайм чувствовал, что в отличие от своего явно антивоенного романа, адаптация стала «ещё одним прославлением и ремистификацией» немецкого подводного флота Второй мировой войны, немецкого героизма и национализма. Он назвал фильм смесью «дешёвого, поверхностного американского боевика» и «современной немецкой пропагандистской кинохроники Второй мировой войны».

В июле 2016 года были объявлены съёмки продолжения фильма в формате телесериала. Съёмки провёла киностудия Bavaria Film. Показ сериала состоялся в конце 2018 года.

Сом (подводная лодка) — Википедия

«Сом»
англ. Fulton, рус. дореф. Сомъ
«Сом» в плавучем доке
Государство флага ПЛ Сом в плавучем доке.jpg Россия
Спуск на воду 2 июня 1901
Выведен из состава флота 10 мая 1916
Современный статус погибла в результате тарана пароходом, найдена
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узла
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 120 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,3 м
Ширина корпуса наиб. 3,58 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Артиллерия дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Сом» (рус. дореф. Сомъ, англ. Fulton) — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда, по образцу которой в России в 1904—1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом».

Жизненный цикл лодки.

«Сом» во Владивостоке, не позднее 1914.
Подводная лодка «Фултон» перед спуском, позднее «Сом». Журнал «Page» № 2 за 1902 год.

Подводная лодка заложена на верфи Льюиса Никсона в США под названием «Фултон». Спущена на воду 2 июня 1901 года. 28 апреля 1902 года ПЛ «Фултон» вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода «Норфолк». В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в рекламных целях продолжались до 1904 года. По свидетельству современников, эта лодка «обладала большими достоинствами… Она в течение восьми с половиной часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя привязать к судну, так как они не в состоянии были держаться на ногах. При этом лодка находилась в море около 12 часов».

28 апреля 1904 года с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключён договор на покупку ПЛ «Фултон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства эта лодка получила название «Сомъ». Она была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котел» 13 июня 1904 года и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта груз отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант В. В. Трубецкой 26 сентября ПЛ «Сом» перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной «для прибрежной обороны». 10 октября ПЛ перешла в Морской канал, где началось обучение экипажей.

15 ноября подводная лодка была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 года, однако её боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см.

9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли. «Сому» был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей.

Командир «Сома» в рапорте писал: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 футов и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и всю её вместе с буйками тащил за собой…». Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность «Сома», как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране побережья в районе Владивостока. «Сом» за шесть месяцев боевых действий прошёл 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила восемь суток, из них под водой 16 часов 35 минут при наибольшей продолжительности пребывания под водой до полутора часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 года, когда подводные лодки «Дельфин», «Касатка» и «Сомъ» находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.

«Сом», несколько отставший от других подводных лодок, обнаружил два японских миноносца. Во время погружения для начала атаки «Сом» был обнаружен и обстрелян одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, «Сом» начал маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.

В декабре 1914 года ПЛ «Сом» и «Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда прибыли в первой половине января. «Сом» и «Щука» совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. «Сом» и «Щука» поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту вплоть до июля 1915 года.

В июле 1915 года ПЛ «Сом» была по железной дороге перевезена в Петроград и спущена в воды Балтийского моря. Из Петрограда своим ходом пришла на Аландские острова к новому месту базирования — город Мариехамн (Маарианхамина). ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу.

10 мая 1916 года в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в Аландском море, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд»[sv]. Столкновение произошло между маяком Svartklubben[sv] и островом Архольма[sv]. Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что корабль хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов[1]. Командовал лодкой 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев[2].

По другой версии подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом для того, чтобы избежать досмотра груза[3].

«Сом» был обнаружен в июле 2015 года шведской поисковой командой Ocean X Team на дне Аландского моря западнее острова Эккерё (Аландские острова) в территориальных водах Швеции[4].

Информацию о находке передали в Министерство обороны Швеции, которое подтвердило обнаружение подлодки Российского императорского флота. В ближайшее время команда Ocean X Team намерена организовать новую экспедицию на место гибели подлодки[5][6]. С предложением о совместной экспедиции к подводной лодке также выступил президент Русского географического общества министр обороны России Сергей Шойгу[7].

В декабре 2015 года российско-шведская группа морских исследователей получила разрешение от шведских властей на подъём подводной лодки «Сом». Лодку планируют поднять к 23 мая 2016 года[8].

Один членов из команды, обнаружившей лодку, Марк Владимирсон сказал: «Есть вероятность, что это первая подводная лодка, погибшая в результате битвы под водой с лодкой противника»[9].

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.

С-4 (подводная лодка) — Википедия

С-4 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С — «Средняя» времён Второй мировой войны. Заложена 3 января 1936 года на заводе № 189 под стапельным номером 277 и литерным обозначением «Н-4» как головная лодка серии IX-бис. Спущена на воду 17 сентября 1936 года, вступила в строй 27 ноября 1939 года под командованием Д. С. Абросимова (назначен в июле 1938 года).

Участвовала в советско-финляндской и Великой Отечественной войне: перебазирование флота из Таллина в Кронштадт 28-29.8.1941; совершила 6 боевых походов, потопила 4 (в том числе 10.8.1941 — «Кайя», 12.10.1944 — «Терра», 13.10.1944 — «Талата») судна и повредила транспорт «Райнтом».

Советско-финская война[править | править код]

В январе 1940 года С-4 совершила поход к берегам Швеции для наблюдения за шведским и финским флотами, однако из-за тяжёлых условий занять позицию не смогла. Вмёрзла в лёд, была освобождена канонерской лодкой «Красное знамя». 8 февраля прибыла в Либаву.

Великая Отечественная война[править | править код]

23 июня 1941 года вышла из Усть-Двинска и заняла позицию в районе Мемеля. Имея с одной стороны множество контактов с надводными целями, а с другой — указание топить только крупные корабли, командир дважды отказывался от атаки. 27 июня «С-4» обнаружила подводную лодку, через некоторое время она была опознана как «Л-3». 9 июля «С-4» вернулась на базу на острове Саремаа.

10 августа 1941 года с дистанции 6 кабельтовых произвела торпедную атаку конвоя (1 танкер (3000 тонн), 1 транспорт, 2 вспомогательных судна, 3 тральщика, несколько сторожевых кораблей).[1] После выстрела торпед на мелководье лодка обозначила себя на поверхности, и командир принял решение лечь на грунт на глубине всего 20 м. Лодка подверглась бомбардировке 33 глубинными бомбами. После всплытия ночью у носа и кормы были обнаружены буи освещения. Из-за многочисленных повреждений (повреждена обшивка цистерн главного балласта, ограждение горизонтальных рулей, деформирован прочный корпус) лодка начала возвращение в базу. В вечерней сводке Совинформбюро от 14 августа было сообщено об уничтожении немецкого танкера водоизмещением 15 000 тонн.
То, что лодке удалось всплыть, осмотреться и безнаказанно уйти, газета «Правда», в статье «Рейд отважных подводников» от 24 августа 1941 года, прокомментировала следующим образом:

Корма лодки медленно отрывается от грунта, но весь корабль не может всплыть. Нос как будто отяжелел, прирос к грунту. Командиры Брук и Рохмистров весь воздух посылают в носовую часть подводной лодки. Теперь все в порядке. Лодка быстро всплывает. Со звоном откинулся люк. На мостике мгновенно появились вооруженные подводники. Командир смотрит по сторонам. Тихо. Вдали маячат силуэты фашистских кораблей, стоящие на якоре. Немцы не сомневались, что советская подводная лодка больше не увидит света. К утру они, очевидно, собирались доставить водолазов, чтобы проникнуть внутрь лодки, захватить карты и документы.
Но советские подводники перехитрили врага. Мотористы сразу дали полный ход, и лодка с максимальной скоростью двинулась в новый боевой поход.[2]

24 ноября лодка вышла на позицию к юго-западу от Виндавы. Точная судьба лодки неизвестна. По немецкой версии 4 января 1945 года немецкий миноносец Т-33 протаранил и потопил подводную лодку типа «С» в районе с координатами 55°01′05″ с. ш. 19°40′00″ в. д.HGЯOL.

Подтверждено потопление танкера «Терра» (1533 брт., 13.10.1944), а также потопление судна в результате атаки 12.10.1944. В качестве потопленного корабля указывается рыболовный траулер «Таунус» (218 брт.) или тральщик «М-3619».

Результаты ещё 2 атак нуждаются в подтверждении. Возможно, были потоплены танкер «Кайя» (3223 брт., 10.08.1941) и рыболовный траулер «Золлинг» (260 брт., 20.10.1944).

На лето 2013 года запланированы поиски советской подводной лодки С-4. Их проведут сотрудники калининградского музея Мирового океана. По словам руководителя направления подводной археологии музея Д. Мамонтова, ранее сотрудники МЧС проводили исследование подводного дна в районе Балтийска при помощи гидролокатора и получили снимки, на которых есть объект, напоминающий подводную лодку[3].

В районе мыса Таран обнаружена затонувшая субмарина времен войны, подводная лодка была обнаружена при обследовании морского дна на глубине 70 метров. При её дополнительном осмотре с помощью подводных телеуправляемых аппаратов и последующем сравнении полученных данных с  характеристиками советских подводных лодок было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам  серии «С». Как отмечают в управлении поисковых и  работ БФ, отсутствие данных о других подводных лодках, затонувших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о том, что найдена именно она.

В 2014 году лодка была идентифицирована.

  • Морозов  М. Э., Кулагин  К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3.
  • Чирва Е. В. Подводная война на Балтике. 1939—1945 .-М.: Яуза, Эксмо, 2009.

Обсуждение:Подводная лодка — Википедия

очередное от The National Interest: «Военные эксперты в США назвали пять лучших подводных лодок за всю историю вооруженного противоборства на морях и океанах. В число призеров вошли только германские и американские подводные лодки, советским и российским достались утешительные номинации.» [1] (2016)

американская Гражданская:
Конфедераты они южане и подлодка их, а потопили они корабль северян, а не наоборот.

Подпись под картинкой — опечатка?
«Субмарина «Peral» в порту Картахены, 1886 год» — при этом фото цветное и явно современное. —Ratiorazum 00:00, 17 марта 2015 (UTC)

цитата:

За время войны всеми подводными лодками иностранных государств (кроме СССР) было потоплено 4330 транспортных судов общей грузоподъёмностью около 22,1 млн рег. т, 

— Не правильнее ли здесь писать водоизмещение вместо грузоподъемности? 80.89.129.116 05:07, 1 февраля 2016 (UTC)

предыстория:
Люди, прежде чем писать про Жюля Верна, который «впервые» описал «идею боевого применения подводного судна», загляните в английскую статью. Узнаете много нового. Dart evader 21:10, 24 декабря 2005 (UTC)

казацкие Чайки[править код]

Из этой статьи: http://www.vokrugsveta.com/body/press/melnik/melnik.htm
делаю вывод что Чайки имели одинаковые нос и корму. поэтому «использцемые в перевёрнутом состоянии» вполне может означать «плыли задом наперёд». Об использовании кверху днищем речи не идёт, предлагаю убрать упоминание из статьи. Rave 08:27, 29 июня 2007 (UTC)

  • можно ещё лодки ниндзя вспомнить 🙂 про них тоже пишут что могли использвоаться как подводные (Idot 11:37, 29 июня 2007 (UTC))
Общеивестны упоминания подводных лодок при осаде русскими азова (турецкой крепости) в 169? каком то году при петре первом. Так что удалять не надо.75.138.68.170 19:31, 30 июня 2007 (UTC)

Не подкинете ли где почитать про то можно? Rave 09:49, 12 июля 2007 (UTC)
[2]. Не упоминаются так никакие подлодки. всё посуху.—Rave 07:48, 15 октября 2007 (UTC)

Подводные эксперименты казаков[править код]

uk:Козацький підводний човен — Статья в украинской википедии о погружаемой лодке козаков

Собственно сама статья в силу некоторых причин переполнена самопальным ОРИССом, отрицающим данный факт, но в статье и в обсуждении дано несколько интересных источников, с которыми будет интересно ознакомиться. Как я уже говорил, смысла читать обсуждение особо нет, но вот сами источники, упоминаемые там в разных местах, заслуживают внимания. —Alex Blokha 11:47, 18 ноября 2010 (UTC)

И дальше что? В украинкипедии это замечательный пример системного отклонения, а у нас в соответствии с ВП:ВЕС в статье «Подводная лодка» таким поделкам делать нечего. —Rave 11:57, 18 ноября 2010 (UTC)
  • Специалистов прошу поправить статью Адмиралтейские верфи. Там есть кусок про подводные лодки, а я в них совсем не разбираюсь.—Андрей! 14:27, 3 августа 2007 (UTC)

Поколения подводных лодок + Категория[править код]

Дополнить статью Поколения подводных лодок.
Заполнить категорию по поколениям — предположительно добавив в шаблон автокатегорию «поколение» —iGx 13:18, 18 февраля 2008 (UTC)

Это вы себе памятку пишете или другим участникам? —Rave 13:47, 18 февраля 2008 (UTC)

надеюсь что не только себе. 1) Хотелось бы найти более менее объективные критерии. 2) Желательно изменить шаблон, чтобы поколение вносилось в категорию. Я подумаю что можно сделать, но если кто то желает поучаствовать — буду благодарен. —iGx 14:37, 18 февраля 2008 (UTC)
Ну так логичнее наверное сперва найти критерии, а потом уже писать о них. К тому же разделение по поколениям напрашивается как раздел статьи Атомная подводная лодка. И подобные замечания-пожелания логичнее размещать на странице обсуждения тематического проекта, куда вас и приглашаю. По поводу непосредственно поколений: про пятое лично я вообще не слышал ещё даже. Первое-второе-третье-четвёртое вырисованы представителями более-менее ясно, но чёткого определения критериев опять-таки нет. О чём и как писать статью, если информации нет? Орисс не подойдёт, а источников пока нет. —Rave 15:33, 18 февраля 2008 (UTC)
P.S. придётся собирать информацию по всем пяти странам-эксплуатантам атомарин. К первому поколению не только советские субмарины же относились… —Rave 15:35, 18 февраля 2008 (UTC)

Пятого поколения просто не существует. 2 ноября 1996 года в г. Северодвинск состоялась закладка первой (как в России, так и в мире) атомной подводной лодки четвёртого поколения (Проект 955 «Борей»). —Sir Voland 0.26, 29 февраля 2008 (UTC)

Кстати как у неё с ракетами счас — не в курсе? Вроде из дока вывели, на воду спустили.. а стрелять чем? я читал где-то что чуть ли ни «Синевой» планируют, если с «Булавой» не выйдет. —Rave 21:44, 28 февраля 2008 (UTC)
Скорее всего оснастят именно «Булавой». Твердотопливная «Булава-М» ещё проходит испытания на «Дмитрии Донском», «Барк» (ГРЦ имени Макеева) находится, фактически, ещё на стадии доработки (проведены только стендовые испытания) и это не смотря на то, что именно этими МБРПЛ и планировалось вооружать новый параход. Под «Синеву» ракетный отсек маловат, переоборудование (вырез старого ракетного отсека и замена его на новый) может продлиться не один год. Хотя «Синева» является основный типом МБР (стоят на вооружении ПРКСН проекта 667 БДРМ) и их срок службы продлён до 2030 года, так что время покажет. —Sir Voland 5.36, 29 февраля 2008 (UTC)

Тоже к вашей епархии относятся? Багровый прилив (фильм), выставлен на удаление. NVO 20:53, 4 марта 2008 (UTC)

Спасибо. Статья оказуется уже доработана и оставлена. Включили в проект. —Rave 21:08, 4 марта 2008 (UTC)

Прошу прощения, был уверен, что нахожусь в соотв. проекте, а не в основном пространстве. NVO 21:18, 4 марта 2008 (UTC)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема подводных лодок для меня — одна из любимых с самого детства. Прочитал эту статью и порадовался, какая она познавательная. От себя хотел бы внести следующую лепту: прочувствовать и понять данную тематику и тех людей, кто сидит внутри прочного корпуса, как ничто другое помогает кинематограф. Это составляет большую художественную ценность.
Сам я посмотрел немало фильмов про подлодки. Исходя из своих знаний, хочу поучаствовать и дополнить список фильмов, посвящённых лодкам. То, что я дописал в этот раздел, было пятикратно сверено с источниками интернета. Однако, замечу, что статьи о некоторых из этих фильмов отсутствуют как в русской, так и в англоязычной «Википедии».
Подскажите, пожалуйста, годится ли моя работа. Если нет — могу снабдить каждую из написанных мной строчек ссылкой.
Кстати, неплохой список фильмов про ПЛ (но, опять-таки, не всех) есть здесь: http://forum.kinopoisk.ru/showthread.php?p=736978
Большое спасибо! Chemkiller 16:41, 20 октября 2012 (UTC)

Спасибо за дополнение статьи 🙂 —Rave 18:15, 20 октября 2012 (UTC)

Всё, что смогу вспомнить в дальнейшем, обязательно приведу туда же. Кстати, конечно же, хотелось бы на фильмы сделать ссылки, чтобы желающие могли прочитать описание и в дальнейшем — посмотреть. Возможно, это привлечёт к этой теме ещё больше желающих. Подскажите, появление дополнительного количества ссылок не помешает странице? Пока я выпишу ссылки на фильмы, описания которых нет, вот сюда. Chemkiller 22:11, 20 октября 2012 (UTC)

Гражданские подводные лодки[править код]

Заголовок статьи написан для военной подводной лодки. Гражданским подводным лодкам скрытность ни к чему. ~~Ходок~~

Приведите примеры таких лодок. Почтовые — скрытно прорывали блокаду, исследовательские — скрытно вели наблюдение за природой, контрабандистские — тоже скрытностью не брезговали. А к батискафам и прочим обитаемым аппаратам эта статья не относится. —Rave 17:16, 7 ноября 2008 (UTC)

Прорывать блокаду — не вполне мирное занятие, и не является непосредственной функцией гражданского судоходства. Посему почтовые и контрабандистские — гражданские с большооой натяжкой, если гражданские вообще. Скрытно вести наблюдение за природой — не могу представить себе такое, неужели проплывающий мимо косяк селедки не имеет представления о присутствии лодки? Скрытно наблюдать природу могут лишь донные аппараты, неподвижно стоящие на дне. Однако речь идет, главным образом, о транспортных подводных лодках, которые хоть еще и не построены, но занимают умы кораблестроителей и обывателей. Гражданскому транспорту вообще скрытность ни к чему, иначе за ним нельзя будет наблюдать и контролировать его. ~~Ходок~~

«военная» — та, что несёт вооружение. —Tpyvvikky (обс) 16:44, 26 октября 2016 (UTC)

40 тонн груза в 641 проекте! Явно какая-то пурга…[править код]

Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России подводную лодку проекта 641, в которую могло войти до 40 тонн кокаина.

Надо бы разобраться с источником. Или с тоннами ошибка, или с проектом. Или «желтая пресса». С ув. —Pavlo1 16:32, 26 марта 2011 (UTC)

Нашел этого «Тарзана». Как и следовало ожидать… Заменил. —Pavlo1 10:39, 17 августа 2011 (UTC)

Параметры ПЛ — нахожд. в подв. положении[править код]

Оч. жалко что в статье нет сводной таблицы/списка с таким параметром как время нахождения ПЛ в подводном положении.. (наверное важнейший параметр сабжа) на разных этапах развития, в разное время, в разные преиоды (ПМВ, ВМВ, наст. время). Было бы оч. любопытно познавательно и тп. Tpyvvikky 13:31, 5 июня 2011 (UTC)

Некторые основные определения «царапают»[править код]

Хорошая статья! Спасибо!
Но некоторые фразы «царапают».
Например: «Основное вооружение подводных сил военно-морского флота». Должно быть, в соответствии с БУ ВМФ примерно так: «Один из основных классов ВМФ». Вооружение — это не то.

Ещё: «Подводные лодки в основном используются в качестве оружия». ПЛ — это не оружие. Лучше бы написать: «используются в вооружённых силах» или в военных целях.
С уважением.
АнатолийШ 18:19, 27 августа 2011 (UTC)

Подводная лодка Порт-Артурец[править код]

Возможно будет полезно: Подводная лодка Порт-Артурец https://twitter.com/VojnavIstorii/status/614328673496363008 —77.106.104.18 12:38, 2 июля 2015 (UTC) Дмитрий

Обеспечение жизнедеятельности[править код]

Такого материала в статье вообще нет. Как регенерировался воздух в дизельных подлодках, была ли утилизация углекислого газа с обновлением кислорода… Вообще ничего про это нет.

наверное нужен такой раздел (один из важнейших параметров. сейчас даже не упоминается!) —Tpyvvikky (обс) 16:44, 26 октября 2016 (UTC)

напр.:

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю, и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль.

  • с октября 1929: Сюркуф — французская «артиллерийская подводная лодка» (110 м, 4500 т)
  • с января 1944: I-400 — японская подводный авианосец (122 м, 6500 т)

Подводные лодки типа «Правда» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ДПЛ типа П — «Правда»
IV серия
Shadowgraph Pravda class IV series submarine.svg
Shadowgraph Pravda class IV series submarine mod.svg
Тип корабля дизель-электрическая
эскадренная подводная лодка
Обозначение проекта IV серия
Скорость (надводная) 20,2 узла
Скорость (подводная) 10,9 (или 8,3) узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 70 м
Автономность плавания 28 суток
Водоизмещение надводное 931 т
Водоизмещение подводное 1 685 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
90 м
Ширина корпуса наиб. 8 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,83 м
дизельные двигатели: 2 х 2700 л.с.
электродвигатели: 2 х 550 л.с.
Артиллерия 2 орудия калибра 100 мм (227 снарядов),
1 орудие калибра 45 мм (460 снарядов)
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых и 2 кормовых ТА,
общий боезапас — 10 торпед

Подводные лодки типа П — «Правда» (IV серия) — тип эскадренных подводных лодок, сконструированных в СССР в 1930-е годы. Всего было выпущено три лодки.
Проект был создан в ОКТБ-2 по замыслу инженера А. Н. Асафова, занимавшегося ранее надводными кораблями, в частности, участвовавшего в постройке линкора «Гангут».
Обводы лодки были приближены к обводам эсминцев, самых быстроходных надводных кораблей того времени. В качестве главного вооружением лодки предусматривались две артиллерийские башни с орудиями калибра 130-мм и одно 37-мм орудие.

Лодка задумывалась для ведения боя в составе эскадры надводных кораблей и для проведения противодесантных операций. Уже при разработке чертежей проект подвёргся серьёзной критике со стороны многих специалистов-подводников. Основной акцент проекта делался на улучшение мореходных качеств в надводном положении и достижение максимальной надводной скорости, что шло в ущерб главному преимуществу подводной лодки — её скрытности. Небольшая фактическая рабочая глубина погружения (до 40 м), медленная скорость погружения, высокий надводный борт, слабость торпедного вооружения, малый запас торпед, отсутствие возможности торпедных залпов, неоправданное перетяжеление лодки за счёт использования артиллерии и прочие недостатки привели к тому, что в марте 1931 года командир бригады ПЛ Балтийского моря М. Ф. Стороженко предоставил начальнику ВМС рапорт с вердиктом: такую лодку принимать на вооружение нельзя.

Однако впоследствии проект доработали и отправили в постройку. Головная ПЛ «Правда» была заложена в мае 1931 года, ещё две — в декабре 1931. В процессе строительства был обнаружен перегруз лодок, поэтому, в целях экономии массы, был удалён из конструкции вспомогательный форсирующий дизель-генератор мощностью 800 л. с., а также изменены типы орудий: калибр двух главных был снижен со 130 до 100 мм, а вспомогательного — увеличен с 37 до 45 мм.

Некоторые серьёзные недостатки проекта так и не были устранены, поэтому эти подводные лодки за время боевой службы не совершили ни одной торпедной атаки кораблей противника В то же время их пытались использовать для транспортных нужд и привлекали в качестве плавучих батарей при обороне Ханко и блокадного Ленинграда. Основным назначением этих кораблей была подготовка кадров для подводного флота, в связи с чем они довольно часто посещались советскими политическими деятелями.

  • Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Подводные лодки типа «Правда» (рус.) // Морская кампания : журнал. — 2010. — № 6 (35). — С. 42—64.

Подводные лодки типа «Морж» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2018;
проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2018;
проверки требует 1 правка.

Подводные лодки типа «Морж»
Russian submarine Morzh.png
«Морж»
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Морж»
Разработчик проекта Отдел подводного плавания
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) Максимальная: 10,8 узла
Экономичная: 10 узлов
Скорость (подводная) Максимальная: 9,2 узла
Экономичная: 4—5 узлов
Рабочая глубина погружения 45,5 м
Предельная глубина погружения 91 м
Автономность плавания 10 суток
Дальность плавания:
надводная: 2600 миль (10 узлов)
подводная: 125 миль (6 узлов)
Экипаж 47 человек
Стоимость 1 720 000 руб (1909 г.)
Водоизмещение надводное 630 т
Водоизмещение подводное 760 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
67,06 м
Ширина корпуса наиб. 4,47 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,91 м
дизель-электрическая, 2 двигателя по 250 л. с.,
2 электромотора по 450 л. с.
Артиллерия На всех: 57 мм, а также
На «Нерпе», «Морже»: 47 мм
На «Тюлене»: 76 мм / 88 мм
Торпедно-
минное вооружение
2 трубчатых 450 мм носовых ТА
2 кормовых 450 мм носовых ТА
8 палубных ТА Джевецкого
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки типа «Морж» — серия российских подводных лодок, построенных в 1911—1915 годах по проекту И. Г. Бубнова.

В июле 1909 года Морское министерство объявило конкурс на разработку проекта субмарины для плавания в открытом море. Лучшими были признаны проекты Балтийского и Невского заводов. 14 октября 1909 года Балтийский завод предоставил детально проработанный проект субмарины водоизмещением 600 тонн. По результатам рассмотрения проекта заводу был выдан заказ на строительство двух лодок. 30 мая 1911 года был принят окончательный вариант проекта с водоизмещением в 630 тонн при той же стоимости. Вносилось предложение об установке внутренних водонепроницаемых переборок, но его не приняли как конструкторы, опасавшиеся срыва сроков строительства, так и подводники, которым переборки мешали в плане координации совместных действий.

В 1911 году было выбрано место для строительства кораблей, количество заказанных лодок увеличилось с двух до трёх. В 1913 году все три лодки были спущены на воду, а в 1914—1915 годах вошли в состав флота.

Проект И. Г. Бубнова. Однокорпусные, двухвинтовые, безотсечные подводные лодки, развитие типа «Акула», имели развитую по длине лёгкую надстройку и рубку.
Цистерны главного балласта (носовая — 42,3 т, кормовая — 40,4 т) находились в оконечностях, заполнение их производилось помпами.

Принимая участие в Первой мировой войне лодки типа «Морж», действовавшие на Чёрном море, стали одними из самых результативных лодок Российского флота.

В апреле 1917 года лодка «Морж» не вернулась из похода. Причина гибели неизвестна[1].
После обнаружения лодки на дне на основании полученных ею повреждений наиболее вероятным считается подрыв на дрейфующей мине[источник не указан 3457 дней].

«Тюлень» уведён в Бизерту, где и разобран в начале 30-х.
«Нерпа» входила в состав Морских Сил Черного Моря (МСЧМ), была переименована в «Политрук» и в 1929 году исключена по техническому состоянию и вскоре разобрана.

  1. ↑ 26 августа 2000 года у входа в Босфор была обнаружена подводная лодка, предположительно «Морж», с оторванной взрывом кормовой оконечностью.

Подводные лодки типа «Щука» — Википедия

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии
Shadowgraph Schuka class III series submarine 01.svg
Sc311.jpg
Государство флага
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 — 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 800 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей: главные 2 × 400 л.с. (390 об/мин), экономического хода — 2х19 л.с., работающие через ременную передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм; кормовые ТА: 2×533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

Проект Год Количество
Серия III 1932 4 лодки
Серия V 1933 12 лодок
Серия V-бис 1933 13 лодок
Серия V-бис-2 1933 14 лодок
Серия X 1935 32 лодки
Серия X-бис 1938 9 + 2 лодки (постройка 2 отменена и 2 недостроены и разобраны)

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители[править | править код]

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-301 до 15.09.34 «Щука» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 1933 28 августа 1941 Подорвалась на минах
Щ-302 до 15.09.34 «Окунь» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 1933 11-14 ноября 1942 Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303 до 15.09.34 «Ёрш» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 ноября 1933 списана в 50-х годах
Щ-304 «Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец» 23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 августа 1934 29 октября 1942 Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Commons-logo.svg Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III.
Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители[править | править код]

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 2 июня 1952
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 17 августа 1953
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 1933 15 июня 1939
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград август 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 1933 27 декабря 1956
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 1933 26 июня 1954
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 1933 10 сентября 1952
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград август 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 1934 17 августа 1953
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград октябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 1934 11 сентября 1954
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград апрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953

Commons-logo.svg Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители[править | править код]

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-113 до 15.09.34 «Стерлядь» 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград 12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 1934 11 сентября 1954
Щ-114 до 15.09.34 «Севрюга» 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 1934 12 декабря 1955
Щ-115 до 15.09.34 «Скат» 19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 10 октября 1934 11 сентября 1954
Щ-116 до 15.09.34 «Осётр» 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 11 января 1935 11 сентября 1954
Щ-117 до 15.09.34 «Макрель» 9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 1934 15 декабря 1952
Щ-118 до 15.09.34 «Кефаль» 10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 1934 17 февраля 1956
Щ-119 до 15.09.34 «Белуга» 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 2 февраля 1935 17 февраля 1956
Щ-120 до 15.09.34 «Навага» 2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград июнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 30 января 1935 17 февраля 1956
Щ-201 до 15.09.34 «Сазан» 14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 5 августа 1935 29 декабря 1955
Щ-202 до 15.09.34 «Сельдь» 3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 3 сентября 1935 17 февраля 1956
Щ-203 до 15.09.34 «Камбала» 10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 4 сентября 1935 26 августа 1943
Щ-305 до 15.09.34 «Линь» ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград 31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 3 декабря 1934 5 ноября 1942
Щ-308 до 15.09.34 «Сёмга» 10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 14 ноября 1935 20 октября 1942

Commons-logo.svg Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2
Commons-logo.svg Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители[править | править код]

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-121 до 15.09.34 «Зубатка» 20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-122 до 15.09.34 «Сайда» 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-123 до 15.09.34 «Угорь» 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-124 до 15.09.34 «Палтус» 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 29 сентября 1935 26 июня 1954
Щ-125 до 15.09.34 «Муксун» 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 15 мая 1936 17 августа 1953
Щ-204 до 15.09.34 «Минога» 15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 декабря 1935 6 декабря 1941
Щ-205 до 15.09.34 «Нерпа» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 1936 11 сентября 1954
Щ-206 до 15.09.34 «Нельма» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев 14 августа 1936 9 июля 1941
Щ-207 до 15.09.34 «Касатка» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 1936 11 сентября 1954
Щ-306 до 15.09.34 «Пикша» 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 1935 13 ноября 1942
Щ-307 до 15.09.34 «Треска» 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 1935 23 апреля 1948
Щ-309 до 15.09.34 «Дельфин» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 14 ноября 1935 3 марта 1949
Щ-310 до 15.09.34 «Белуха» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 20 августа 1936 17 августа 1953
Щ-311 до 15.09.34 «Кумжа» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 21 августа 1936 12 октября 1942

Commons-logo.svg Схема подводной лодки «Щука» X-й серии

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Commons-logo.svg Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители[править | править код]

Обозначение Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-135 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 1 сентября 1941 3 апреля 1958
Щ-136 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 5 сентября 1941 3 апреля 1958
Щ-137 31 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 18 ноября 1941 3 апреля 1958
Щ-138 28 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 30 декабря 1941 18 июля 1942
Щ-216 23 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 августа 1941 16 февраля 1944
Щ-405 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1941 13 июня 1942
Щ-406 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1941 1 июня 1943
Щ-407 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 1941 17 февраля 1956
Щ-408 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 1941 24 мая 1943
Щ-411 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 1945 29 марта 1957
Щ-412 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 1945 12 февраля 1960

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413
и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *