Подводная лодка кашалот: Российскую атомную подлодку «Кашалот» утилизируют за 400 млн руб. :: Общество :: РБК

Содержание

ПРОЕКТ 1910, СПЕЦИАЛЬНЫЕ АПЛ КЛАССА «КАШАЛОТ».

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструкторском бюро Малахит. Создание первой АПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВМФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.

АС-33 в Оленьей Губе.
Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.

Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.
На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
— эхолот,
— телевизионная наблюдательная система,
— ГАС бокового обзора,
— магнитометр
— спутниковая система навигации,
— высокочастотный профилограф,
— фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
— роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
— система отбора проб воды,
— барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в районах падения самолетов НАТО и в местах прокладки западных транокеанских кабелей.

ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

31.08.17
(с) Илья Садчиков

К-322 «Кашалот» — это… Что такое К-322 «Кашалот»?

К-322 «Кашалот»
История корабля
Государство флага  Россия
Спуск на воду 18 июля 1987
Современный статус В строю
Основные характеристики
Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971М «Щука-Б»
Классификация НАТО «Akula-II»
Скорость (надводная) 11,6 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов
Рабочая глубина погружения 520 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 73, из них 31 офицер
Размеры
Водоизмещение надводное 8 140 т
Водоизмещение подводное 12770 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 114,3 м
Ширина корпуса наиб. 13,6 м
Средняя осадка (по КВЛ) 9,7 м
Силовая установка
реактор ОК-650Б3 (190 мВт), 1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4 х 533-мм ТА, 4 х 650-мм ТА (28 ракет, торпед или мин)
Изображения на Викискладе

К-322 «Кашалот» — советская и российская атомная подводная лодка 971У «Щука-Б». Третья лодка проекта, построенная на судостроительном заводе № 199 имени Ленинского Комсомола.

История

19 января 1983 года была зачислена в списки кораблей ВМФ.

5 сентября 1986 года лодка была заложена в цехе судостроительного завода № 199 имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

18 июля 1987 года была спущена на воду.

30 декабря 1988 года вступила в строй.

1 марта 1989 года включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г. Вилючинск).

Летом 1990 года выполнила задачи боевой службы. Продолжительность слежения за иностранными ПЛ в походе была более 14 суток (354 часа). Это был лучший результат на то время – время слежения за иностранной ПЛ превышало лучшие достижения подводных лодок ВМФ СССР. 13 апреля 1993 года получила наименование «Кашалот».

В 1998 году перечислена в состав 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ ТОФ с прежним местом базирования.

Ссылки

ВМФ России списал атомную подлодку «Кашалот»

©Wikimedia.org

Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б», находившаяся в ремонте на Амурском судостроительном заводе, отправлена на утилизацию. «Кашалот» стал четвертой по счету субмариной этого типа, выведенной из состава флота.

О судьбе субмарины сообщает сайт «Корабел». АПЛ К-322 была построена на том же Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1986-1988 годах, и с марта 1989 входила в состав 45-й, а затем 10-й дивизий подводных лодок Тихоокеанского флота, базируясь в Вилючинске (Камчатка). В 2003 году подлодка была переведена для на Амурский ССЗ для ремонта, но из-за недостатка финансирования ремонт так и не начался. В середине 2010-х годов обсуждалась возможность модернизации лодки с последующей передачей ее в аренду ВМС Индии, однако это решение также не было принято.

В 2019 году ремонт субмарины был признан нецелесооборазным. В октябре 2019 года «Ростом» объявил аукцион на инженерное и радиационное обследование лодки с последующей разработкой проекта ее утилизации. Разделка лодки на металл должна быть произведена на территории завода, после чего трехотсечный реакторный блок будет отбуксирован в пункт временного хранения с дальнейшей разделкой до одноотсечной секции, которую разместят в пункте длительного хранения радиоактивных отходов (ПДХ РО) Устричный, в бухте Разбойник на юге Приморского края.

В составе ВМФ России в настоящее время находятся 10 АПЛ проекта 971, в том числе четыре – в строю и еще шесть – в ремонте. Предполагается, что до 2025 года, одна из этих лодок, К-295 «Самара» будет передана в аренду Индии, заменив в составе индийского флота переданную в 2012 году субмарину того же проекта К-152 «Нерпа» (в составе ВМС Индии эксплуатируется под именем «Чакра»). Проходящие ремонт и модернизацию российские лодки этого проекта должны остаться в составе флота до второй половины 2030-х годов. В ходе этих работ они получают современное гидроакустическое оборудование и системы управления, а также новое вооружение, включая ракетный комплекс «Калибр». Предполагается, что в 2030-х годах их заменят подлодки перспективного проекта «Лайка».

Ранее «Профиль» проанализировал перспективы обновления ВМФ России с учетом планируемого ввода в строй атомной подводной лодки К-561 «Казань» проекта 885М «Ясень-М». Ожидается, что новейшая атомная субмарина будет передана флоту до конца 2020 года. Ее ключевыми отличиями являются реактор нового поколения, не требующий перезарядки за все время эксплуатации, использование конформных антенн гидроакустического комплекса, и мощное ракетное вооружение.

Можно ли превратить кашалота в подводного убийцу?

Сразу же замечу, что животные могут быть любопытными. Если кашалот видит подводную лодку, он может подойти к ней и провести расследование. Это произошло с научной подводной лодкой ранее в этом году (хотя исследовательская подводная лодка была намного меньше, чем типичная атомная подводная лодка!). Я обнаружил еще одну историю о том, что кит еще более агрессивен, но пятисекундный снимок убедил меня, что это обман.

Как вы могли получить кашалота, чтобы найти подводную лодку? Ну, во-первых, вы должны получить кита рядом с одним. Я изменил изображение мест размножения кашалотов, чтобы отметить основные распределения кашалотов возле Южно-Китайского моря:

Изображение, измененное с этого изображения из Википедии, любезно предоставлено пользователем из Википедии Kurzon в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported .Модификации состоят из добавления нарисованных от руки цветных линий с помощью Microsoft Paint и обрезки изображения.

Я обвел Южно-Китайское море синим цветом и выделил две горячие точки кашалота оранжевым цветом. В целом, море, по-видимому, относительно не содержит сперматозоидов, за исключением районов с твердыми акваториями в филиппинских / индонезийских водах. Я предполагаю, что противостояние будет происходить в международных водах. Вот карта территориальных претензий в Южно-Китайском море:

Изображение предоставлено пользователем Википедии Cmglee по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported .

Китайские претензии, похоже, не распространяются на центрально-западный край Филиппин, где преобладают кашалоты. Это дает понять, что любые противостояния, скорее всего, будут на западе. Поэтому, чтобы киты были чем-то полезны, их нужно заманивать туда.

Википедия утверждает

Население плотнее вблизи континентальных шельфов и каньонов. Обычно кашалоты встречаются в глубоких прибрежных водах, но их можно увидеть ближе к берегу, в районах, где континентальный шельф небольшой и быстро опускается на глубину 310–920 метров (1020–3020 футов). Прибрежные районы со значительной популяцией кашалота включают Азорские острова и карибский остров Доминика. Например, в азиатских водах киты также регулярно наблюдаются в прибрежных водах, таких как на Командорских и Курильских островах, на полуострове Ширетоко, у Кинкасана, вблизи Токийского залива и полуострова Босо до островов Идзу и Идзу, островов Вулкано, островов Якусима и Токара до Острова Рюкю, Тайвань, Северные Марианские острова и так далее.

Я изменил это изображение из Википедии, чтобы показать область более подробно:

Изображение, измененное из этого изображения Википедии, любезно предоставлено пользователем Википедии Рексом;Тем не менее, изображение находится в свободном доступе.Модификации состоят из добавления нарисованных от руки цветных линий с помощью Microsoft Paint и обрезки изображения.

Здесь фиолетовым цветом обозначено то, что я считаю краем континентального шельфа, оранжевым цветом обозначены участки сперматозоидов, красным обозначена целевая область — прямо в центре притязаний Китая, а черным — пути, которым должны следовать киты. Я не знаю, как длинные пути, но я знаю, что они довольно длинные. Я не думаю, что шансы заставить значительное количество кашалотов пойти так далеко слишком велики.

Если предположить, что вы попали в красную зону большого количества кашалотов, могут ли они успешно атаковать атомную подводную лодку? На этот вопрос сложно ответить, учитывая, что технология опережает современность на десятилетия . Я постараюсь экстраполировать на основе самых сложных атомных подводных лодок, которые у нас сейчас есть. Запасная подводная лодка Огайо (я буду сокращенно называть ее ORS-классом) кажется хорошим выбором, поскольку ожидается, что она останется в эксплуатации примерно до 2085 года. Кто знает — возможно, это одна из подводных лодок, которую США используют в этом сценарии ! Правда, киты будут атаковать китайские подводные лодки, но их продвинутые находятся либо на ранней стадии разработки, либо в настоящее время используются и, скорее всего, неактивны в конце 21-го века.

Этот PDF-файл (ссылка на который есть в Википедии) дает хороший обзор подводных лодок класса ORS. Подводная лодка будет иметь

  • Электропривод
  • Трайдент-вариант ядерной ракеты
  • Модульная конструкция
  • «Достаточная скрытность для противодействия предполагаемой угрозе до 2080-х годов»
  • Другие интересные вещи

Меня беспокоит четвертая пуля, которую я перечислил: стелс. Подводные лодки, как правило, считаются «скрытными», потому что они могут уходить глубоко под воду, где их сложнее отследить. Я не знаю, насколько глубоки могут быть подводные лодки класса ORS, хотя вполне вероятно, что сперматозоиды могут зайти так же глубоко. Тем не менее, я предполагаю, что принимаются дополнительные меры, чтобы сделать эти подводные лодки как можно более скрытными, затрудняя их поиск.

Предполагая, что кашалот может найти подводную лодку, она может атаковать ее? Я говорю нет. Взять, к примеру, корпус. Корпуса многих атомных подводных лодок были изготовлены из HY-80 или его варианта. Некоторые базовые статистические данные соответствуют показателю текучести Википедии в 550 МПа (обратите внимание, что материалы не будут ломаться, ломаться или прокалываться при их пределе текучести). Это огромно — 550 000 000 ньютонов на квадратный метр. Сами кашалоты могут весить до 410 000 ньютонов — по сравнению с арахисом! Я сомневаюсь, что у них хватит сил серьезно повредить атомную подводную лодку.

Индия арендует у России атомную подлодку «Кашалот»

11:08 / 22.01.15

АПЛ «Кашалот» / Фото: topwar.ru

Индия начала переговоры с Россией об аренде атомной подводной лодки К-322 «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. 

В случае, если стороны подпишут договор до конца 2015 года, корабль может быть поставлен заказчику уже в 2018 году. По словам источника агентства, прежде чем подлодка будет сдана в аренду, она пройдет модернизацию в соответствии с требованиями индийского флота. Работы будут производиться Амурским судостроительным заводом, где сейчас и находится К-322. В общей сложности на доработку «Кашалота», его испытания и обучение индийского экипажа потребуется три года. 

Министерство обороны Индии рассматривает возможность аренды атомной подлодки сроком на десять лет. О том, что Индия рассматривает возможность аренды подлодки проекта 971, стало известно в декабре 2014 года. Тогда министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что военное ведомство рассматривает два варианта: продление сроков аренды подводной лодки «Чакра» (К-152 «Нерпа») проекта 971 или аренду второго корабля проекта «Щука-Б». О сроках принятия окончательного решения Паррикар тогда не говорил. 

Также сообщалось, что индийское военное ведомство заинтересовалось возможностью аренды подводной лодки «Ирбис» проекта 971И, закладка которой состоялась в 1994 году. Готовность корабля с заводским номером 519 оценивается в 46-48 процентов; на момент заморозки строительства на Амурском судостроительном заводе в 2011 году был сформирован прочный корпус подлодки. Ранее Индия заявляла о готовности рассмотреть вопрос о финансировании достройки подлодки и последующей ее аренде. 

В настоящее время на вооружении ВМС Индии стоит подлодка «Чакра», построенная в России по проекту 971 «Щука-Б». Договор о лизинге корабля был подписан в 2004 году, а его стоимость составила около 980 миллионов долларов (изначально она была определена на уровне 650 миллионов долларов). Поставка этого корабля заказчику регулярно откладывалась; контрактом от 2004 года предполагалось, что Индия получит «Чакру» в 2008-м, пишет издание Lenta.ru.


Техническая справка

К-322 «Кашалот» — советская и российская атомная подводная лодка 971У «Щука-Б». Третья лодка проекта, построенная на судостроительном заводе № 199 имени Ленинского Комсомола.

Фото: ru.wikipedia.org

История

19 января 1983 года была зачислена в списки кораблей ВМФ.

5 сентября 1986 года лодка была заложена в цехе судостроительного завода № 199 имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

18 июля 1987 года была спущена на воду.

30 декабря 1988 года вступила в строй.

1 марта 1989 года включена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г. Вилючинск).

Летом 1990 года выполнила задачи боевой службы. Продолжительность слежения за иностранными ПЛ в походе была более 14 суток (354 часа). Это был лучший результат на то время – время слежения за иностранной ПЛ превышало лучшие достижения подводных лодок ВМФ СССР. 13 апреля 1993 года получила наименование «Кашалот».

В 1998 году перечислена в состав 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ ТОФ с прежним местом базирования.

По состоянию на 2013 год находится в ремонте на Амурском судостроительном заводе. 

Рисунок: 



Тактико-технические показатели

История корабля
Государство флага Россия
Спуск на воду 18 июля 1987
Современный статус в строю
Основные характеристики

Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971М «Щука-Б»
Классификация НАТО Akula-II
Скорость (надводная), узлов 11,6
Скорость (подводная), узлов 30
Рабочая глубина погружения, м 520
Предельная глубина погружения, м 600
Автономность плавания, суток 100
Экипаж, чел 73, из них 31 офицер
Размеры
Водоизмещение надводное, т 8 140
Водоизмещение подводное, т 12770
Длина наибольшая (по КВЛ), м 114,3
Ширина корпуса наиб., м 13,6
Средняя осадка (по КВЛ), м 9,7
Силовая установка реактор ОК-650Б3 (190 мВт),

1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Торпедно-минное вооружение 4 х 533-мм ТА,

4 х 650-мм ТА

(28 ракет, торпед или мин)


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ

www.arms-expo.ru

12

Чакра раскрылась: ВМС Индии получат еще один российский атомоход | Статьи

Москва и Нью-Дели заключили соглашение о передаче в аренду для ВМС Индии еще одной атомной субмарины проекта 971. По имеющейся информации «за три моря» отправится АПЛ К-295 «Самара», которая заменит переданную Индии в начале 2012 года К-152 «Нерпа». «Известия» разобрались в ситуации.

Атомные мечты Бхартия Наусена

Первые теоретические изыскания в сфере атомного подводного судостроения начались в Индии в рамках «проекта 932» в середине 1970-х годов. Эти работы продвигались достаточно медленно — как в силу недостатка специалистов, так и не самого активного финансирования, и с начала 1980-х годов командование Бхартия Наусена (भारतीय नौसेना, индийский флот) задумалось о возможности получения атомной субмарины иностранной постройки. Нужно отметить, что к этому времени опыт эксплуатации субмарин вообще у индийских моряков был крайне ограниченным.

Историю развития подводных сил ВМС Индии для «Известий» прокомментировал научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов:

Индия является, пожалуй, единственной державой в мире, в составе ВМС которой авианосец появился раньше, чем подводная лодка, причем почти на десятилетие. Это было связано со спецификой формирования индийского флота: его предшественники, Бомбейская флотилия и Королевский Индийский флот, были слабы и в британской военно-морской стратегии играли исключительно вспомогательную роль — охраняли индийское побережье и обеспечивали с моря операции сухопутных сил Британской Индии. Флот независимой Индии был изначально очень слаб, во главе его стояли британские адмиралы, а в Лондоне лелеяли мечты о том, что Индия так и останется форпостом Британской империи в Азии, причем ее флоту отводилась привычная вспомогательная роль: охрана прибрежных коммуникаций и оборона побережья. Для этой цели, по мысли британских стратегов, подводные лодки Индии не требовались — в отличие от тральщиков, фрегатов, корветов и легких авианосцев. Поэтому все попытки Нью-Дели договориться с Лондоном о покупке ПЛ по сниженной цене и подготовке экипажей для них оканчивались провалом. Прорыв произошел лишь в конце 1960-х годов, когда Индия окончательно определилась со внешнеполитическим курсом и сблизилась с СССР, который и построил для индийцев первые подводные лодки.

Музей подводного флота Индии

Фото: Getty Images/Corbis/Pallava Bagla

Реальным шансом получить атомную подлодку без крупного международного скандала было арендовать ее у СССР. Продажа субмарины, даже, разумеется, исключительно с неядерным вооружением, была невозможна в силу ограничений на распространение делящихся материалов, и аренда с сохранением контроля советской стороны за работой реактора становилась единственным вариантом.

На тот момент атомные субмарины строились также в США, Великобритании и Франции, но в глазах Вашингтона и Лондона Индия выглядела если не советским клиентом, то явно «розовой», а Париж при всем своем диссидентстве той поры в отношении НАТО на подобную сделку не пошел бы.

Советско-индийские переговоры завершились решением о передаче Индии в аренду на три года атомной подводной лодки К-43 проекта 670. Это была многоцелевая субмарина, оснащенная, помимо торпедных аппаратов, пусковыми установками на восемь противокорабельных крылатых ракет П-70 комплекса «Аметист». Для 1970–1980-х годов лодки этого проекта оценивались как весьма современные, к их достоинствам относилась низкая шумность и способность атаковать надводные цели крылатыми ракетами без использования внешнего целеуказания — по данным собственной гидроакустической аппаратуры.

Фото: commons.wikipedia.org/U.S. Navy

Cоветская подводная лодка проекта 670 «Скат» К-43 в составе флота Индии под именем Chakra

Обнаружение этих субмарин на дальности эффективного применения ракет П-70 (до 80 км) представляло собой серьезную проблему даже для американских противолодочных сил, а гарантий перехвата залпа из восьми маловысотных маневрирующих крылатых ракет на трансзвуковой скорости полета не дают и современные системы корабельной ПВО.

Подготовка к передаче началась в 1982 году, в 1984-м началось обучение индийского экипажа. Процесс шел с перерывами в основном по политическим причинам. От первоначально планировавшейся передачи двух лодок в итоге отказались, оставив одну. В итоге все детали удалось согласовать, и 5 января 1988 года на выведенной из состава ВМФ СССР К-43, получившей номер S-71 и имя «Чакра», был поднят индийский флаг.

В феврале 1988 года лодка пришла в Вишакхапатнам, где к тому времени уже была развернута необходимая инфраструктура. «Чакру» сопровождала группа советских специалистов во главе с командиром-инструктором капитаном I ранга Тереновым.

Фото: submarines.narod.ru

Подводная лодка Chakra на учениях в Адаманском море, 1988 год. На заднем плане — авианосец «Вираат»

За время аренды, продлившейся три года, лодка неоднократно участвовала в маневрах ВМС Индии, отрабатывались в том числе и специфические задачи — включая условную атаку авианесущей ударной группы (в роли вражеского авианосца выступал также недавно полученный Индией «Вираат», бывший корабль британского Королевского флота «Гермес»). Индийское руководство надеялось на продление аренды, однако советское руководство, под давлением США, отказалось от этого варианта, и 5 января 1991 года лодка была официально возвращена Советскому Союзу там же, где и получена тремя годами ранее — во Владивостоке, в бухте Малый Улисс. Вскоре после распада СССР К-43, как и остальные лодки проекта 670, вывели из состава ВМФ. В 2006 году она была разделана на металл.

Второй этап

«Потеряв» советскую лодку Индия более плотно взялась за разработку собственной — стартовал проект ATV, итогом которого стало начало строительства субмарин типа «Арихант», конструктивно представляющих собой причудливую смесь технических решений советского дизельного проекта 877 «Варшавянка» (в 1985–2000 годах Индия получила 10 субмарин этого проекта) с национальными и западными техническими решениями. По мнению разговаривавших с корреспондентом «Известий» американских специалистов, технический уровень «Ариханта» и его показатели скрытности находятся на уровне американских субмарин типа «Стерджен» постройки начала 1970-х годов.

«Арихант» и следующие за ним лодки этого проекта представляют собой специфические корабли, главное оружие которых — баллистические ракеты средней дальности. Головная лодка, заложенная в 1997-м, была спущена на воду в 2009 году, вышла на испытания в 2014-м и формально передана флоту в 2016 году. Ее боеготовность регулярно ставится под сомнение, однако осенью 2018-го сообщалось, что «Арихант» успешно завершил свое первое патрулирование в рамках задач сдерживания.

Учитывая ограниченные возможности национального судостроения, и, как следствие, ТТХ как «Ариханта», так и его будущих одноклассников (ожидается, что флот получит еще три лодки, построенные по усовершенствованному проекту), ВМС Индии вновь решили обратиться за помощью к России.

Испытания подводной лодки типа «Арихант»

Фото: commons.wikimedia.org/Ministry of Defence, Government of India

К этому моменту политический климат сменился. В 2004 году было подписано новое соглашение об аренде двух АПЛ, теперь речь шла о многоцелевых субмаринах проекта 971. Предполагалось, что ВМС Индии получат оставшиеся недостроенными в Комсомольске субмарины 518 и 519 заказов — соответственно К-152 «Нерпа» и не получивший тактического номера «Ирбис». К-152, заложенную в 1993 году, в итоге достроили с рядом изменений по проекту 971И. Субмарина была спущена на воду в 2006-м, прошла цикл испытаний (в ходе испытаний 8 ноября 2008 года на лодке произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, приведшее к гибели 20 человек), и наконец передана Индии в конце 2011 года в аренду на 10 лет. Не мудрствуя лукаво руководство индийского флота присвоило новой субмарине уже обкатанный тактический номер и имя S-71 «Чакра».

Лодка имеет несколько отличающийся от остальных субмарин проекта 971 состав вооружения — в частности, на ней нет «тяжелых» 650 мм торпедных аппаратов. Восемь 533 мм торпедных труб могут использоваться как для пуска торпед и постановки мин, так и для запуска крылатых ракет комплекса «Клаб» — экспортная версия «Калибра», отличающаяся урезанной до 300 км максимальной дальностью полета.

Как и предшественница, новая «Чакра» активно используется ВМС Индии выходя в море заметно чаще, чем «Арихант».

С арендой второй лодки, которая была предусмотрена соглашением 2004 года, дело не заладилось. 519-й заказ был слишком в низкой степени готовности (ряд заготовленных для него систем использовали в том числе для достройки «Нерпы»), и его достройка потребовала бы серьезных переделок. Тем не менее желание получить еще одну субмарину у Индии не ослабевало.

«Чакра» номер три

Некоторое время в прессе обсуждалась возможность передачи в аренду головного корабля нового проекта 885 — «Северодвинск», но подобные слухи вряд ли стоит воспринимать всерьез. С учетом использования корпусного задела недостроенных лодок проекта 971 для постройки ракетоносцев проекта 955 вариантов оставалось совсем немного, и в итоге они свелись к выбору из числа наличных субмарин проекта 971 из состава ВМФ России.

Передача строевой лодки отпадала — с учетом необходимости доводки «под пожелания заказчика» субмарине всё равно предстоял бы серьезный ремонт, и это сводило выбор собственно к ремонтирующимся представителям проекта. Некоторое время кандидатом «в Индию» считали К-322 «Кашалот», но объем изменений на этой субмарине, одной из первых строевых проекта 971, оказался слишком велик.

Подводная лодка К-322 «Кашалот»

Фото: commons.wikimedia.org/US Navy

В итоге выбор Индии пал на 517-й заказ — К-295 «Самара». Эта лодка, заложенная в ноябре 1993-го, была благодаря заделу по корпусам и оборудованию построена довольно быстро и вошла в состав флота летом 1995-го под именем «Дракон» («городское» название К-295 получила в 1999 году). Лодка неоднократно выходила на боевую службу, участвовала в ряде крупных учений, и к 2014 году выработала ресурс. Было принято решение о модернизации субмарины по проекту 971М с обновлением оборудования, вооружения и продлением срока эксплуатации еще на 15–20 лет, однако в итоге, видимо, модернизация лодки состоится в интересах нового заказчика.

Как изменится технический облик лодки сказать сложно, но дешевым удовольствие явно не будет цена проекта, по информации некоторых СМИ, превышает $3 млрд.

Ремонт и модернизация лодки под требования нового заказчика вряд ли займет меньше 4–5 лет, что означает необходимость продления срока аренды «Нерпы» — терять квалификацию подготовленных на этой субмарине специалистов индийцы больше не хотят.

***

…Передача Индии еще одной субмарины проекта 971 — повод задуматься о судьбе лодок этого типа в составе ВМФ России. Не считая «Самары», в составе флота находится 10 субмарин проекта 971, из которых строевыми можно считать четыре — одну на Тихом океане и три — в составе Северного флота. Скорее всего, большая часть номинально строевых субмарин этого типа в ближайшие годы покинет состав флота. Спустя 10 лет в строю вряд ли останется больше трех-четырех лодок, которые всё же пройдут модернизацию с продлением срока службы по проекту 971М — предположим, что это будут К-328 «Леопард», К-391 «Братск» и К-461 «Волк», а также свежеотремонтированная по проекту 971У К-419 «Кузбасс».

Атомные многоцелевые подводные лодки К-391 «Братск» и К-295 «Самара» проекта 971, погруженные на транспортное судно Transshelf голландской компании Dосkwise для транспортировки Северным морским путем в Северодвинск на ремонт и модернизацию

Фото: express-kamchatka.com/Игорь Кравчук

Называя вещи своими именами, это означает отсутствие в составе флота современных многоцелевых субмарин. Для ВМФ России четырех лодок, даже при том, что 971 — исходно очень хороший проект, а модернизация обещает ему рост и без того высоких возможностей — совершенно недостаточно. При этом остающиеся еще в составе флота подлодки проекта 671РТМК и 945 также завершают свой срок «действительной службы». В строю останутся также носители крылатых ракет проекта 949А, и, конечно, стратегические ракетоносцы, но заменить уходящие на слом многоцелевые субмарины они не смогут.

Вряд ли в текущих условиях стоит ожидать быстрого развертывания крупной серии нового проекта многоцелевых субмарин «Хаски» — головная лодка этого типа, скорее всего, появится в составе флота уже во второй половине 2020-х годов, а о серии, скорее всего, нужно говорить уже с прицелом на 2030-е. Наиболее оптимальным решением в этих условиях, по мнению собеседников «Известий» в ВМФ, становится расширение серии субмарин строящегося в настоящее время проекта 885 «Ясень» с семи до двенадцати единиц, с заключением контракта на строительство пяти дополнительных подлодок. С учетом уже развернутого производства комплектующих постройка дополнительных «Ясеней» не должна затянуться больше чем на 7–8 лет — с закладкой всех лодок «второго контракта» в 2020–2022 годах (в этом промежутке флот должен, к слову, получить все строящиеся сейчас лодки первого) и вводом их в строй в 2026–2028 годах.

Это позволит укомплектовать «Ясенями» две дивизии — по одной на Севере и Тихом океане и хотя бы отчасти восстановить боеспособность подводного флота. Вопрос только в приоритетах госпрограммы вооружений в целом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Индонезийскую подлодку нашли расколотой на три части. Погибли все 53 члена экипажа

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Гибель подлодки визуально подтвердили в воскресенье

Индонезийскую подводную лодку KRI Nanggala-402, затонувшую у берегов острова Бали в среду, нашли на дне моря, она была расколота на три фрагмента. Все 53 члена экипажа погибли, подтверждают во флоте страны.

Представитель флота в воскресенье заявил, что утром военные поймали слабый радиосигнал, исходившей от подлодки, которая находилась на глубине около 800 м.

В место, где находился источник сигнала, был спущен батискаф, визуально подтвердивший гибель судна. Подлодку в течение нескольких дней искали шесть военных кораблей и вертолет.

В поисковой операции участвовали корабли Сингапурского и Малайзийского флотов, Австралия, Германия, Индия и Франция предложили помощь.

Подлодка исчезла в ходе маневров, после того, как запросила разрешения погрузиться на большую глубину. Причина ее гибели пока не ясна. Изготовленной в Германии субмарине было 40 лет, но в 2012 году она прошла переоборудование.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Из подводной лодки достали несколько предметов, в том числе спасательные жилеты

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Съемки затонувшей подлодки показали на пресс-конференции в Бали

В субботу индонезийский флот подтвердил, что в районе, где исчезла подлодка, были обнаружены ее фрагменты и ряд личных вещей, в том числе молельные коврики.

Глава командования флота Юдо Маргоно добавил, что из затонувшего корабля достали еще ряд предметов, в числе которых якорь и спасательные жилеты.

«KRI Nanggala раскололась на три части — корпус корабля, хвостовая часть и основные части отделились друг от друга, в основной части трещина», — сказал он на пресс-конференции в воскресенье.

Автор фото, Anadolu Agency/Getty Images

Подпись к фото,

Связь с подлодкой KRI Nanggala-402 (архивное фото) пропала в среду утром во время учений

Главнокомандующий индонезийскими вооруженными силами Хади Тжаджато добавил, что экипаж подлодки никак не мог выжить.

«С большой печалью я могу сообщить, что все 53 находившихся на борту человека скончались», — сказал он журналистам.

Ранее эксперты говорили, что подлодку нашли на глубине, которая значительно превосходила максимальные возможности субмарины, а запасов кислорода у моряков было всего на три дня.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Семьи погибших моряков до последнего надеялись, что они выживут

Президент страны Джоко Видодо назвал экипаж затонувшей субмарины «лучшими из патриотов», и добавил: «Вся Индонезия хочет передать, особенно членам семей экипажа, что глубоко скорбит в связи с инцидентом».

Sub of the Future — корабль-дрон, вдохновленный кашалотом

Французский оборонный подрядчик демонстрирует непохожий на все остальные проект подводной лодки. Вдохновленный кашалотом, SMX-31, также известный как Electric, хорошо вооружен и поддерживает широкий спектр беспилотных транспортных средств и может даже служить базой для военно-морских сил специального назначения. Подводная лодка также в значительной степени автоматизирована, с экипажем всего 15 человек.

Представленный на выставке Euronaval в Париже, SMX-31 нарушает почти все условности проектирования подводных лодок.Судну не хватает обычного паруса, что придает ему органичный, похожий на кита вид — действительно, на его дизайн повлиял глубоководный кашалот. Он имеет убирающиеся гидросамолеты, складывающиеся в корпус, обшивку с шестиугольным рисунком со встроенными сенсорными антеннами и пару движителей с ободным приводом (насос-форсунки), размещенных в корме корабля.

Управляющий подводными лодками Х. И. Саттон, автор Covert Shores: World Submarine Recognition Guide и блога о подводных лодках Covert Shores , создал серию изображений SMX-31, которыми поделился здесь с Popular Mechanics.

SMX-31 в разрезе.

Тайные берега

Внутри субмарина представляет собой двухкорпусную конструкцию с более легким внешним и более тяжелым внутренним корпусом. Корабль оснащен электрическим приводом, источником энергии служат литий-ионные батареи вместо дизельных двигателей или ядерного реактора. Максимальная глубина погружения неизвестна, но не менее 800 футов.

The Electric также может служить базой для беспилотных автомобилей. Он может запускать беспилотные летательные аппараты с привязной пусковой установки, которая всплывает на поверхность, а сама подводная лодка остается под водой.Он будет извергать беспилотные подводные аппараты из заднего ангара. SMX-31 также будет включать в себя подводные средства доставки, такие как шестиместный Propulsor Sous-Marins 3-го поколения , используемые военно-морскими спецназом для проникновения в прибрежные районы.

Propulsor Sous-Marins 3rd Generation подводная лодка-носитель.

Тайные берега

SMX-31 несет 46 тяжелых торпед и ракет, в том числе тяжелую торпеду F21 Artemis и крылатую ракету SCALP , которая недавно использовалась для воздушных ударов НАТО по Сирии .Подводная лодка имеет вертикальные пусковые шахты в носовой части и горизонтально установленные в корме пусковые трубы.

Все эти возможности умещаются в очень маленьком корабле: «Электрик» имеет длину всего 229 футов и водоизмещение 3400 тонн. Подводная лодка сможет работать в море от 30 до 45 дней, в зависимости от емкости батареи, с максимальной подводной скоростью 20 узлов. Одна из причин, по которой такая маленькая подводная лодка может так много сделать, заключается в том, что ее экипаж составляет всего 15 человек. Подводные лодки меньше SMX-13 обычно имеют экипажи из 60 и более человек.

Кайл Мизоками
Писатель по вопросам обороны и безопасности, живет в Сан-Франциско.

Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты. Вы можете найти больше информации об этом и подобном контенте на сайте piano.io.

китов могут быть ключом к отправке секретных сообщений между подводными лодками, китайские ученые обнаружили

  • Китайские ученые исследуют способы маскировки подводных сигналов с помощью звуковых импульсов, излучаемых кашалотами.
  • Системы подводной разведки часто отфильтровывают «шум океана», что означает, что секретные сообщения, скрытые в звуках китов, могут быть отправлены незамеченными.
  • Эта новая концепция, основанная на традиционной стеганографии, может стать крупным прорывом в подводной коммуникации для военных подводных лодок.

Идет загрузка.

Китайские ученые нашли способ скрыть секретные сообщения в звуковых импульсах, которые излучают кашалоты, чтобы не дать вражеским разведывательным системам их расшифровать — прорыв, который может помочь военным подводным лодкам избежать проверки, говорят исследователи.

С помощью этой техники звуки китов редактируются, и на их основе строится система кодирования. Сообщения передаются в виде этих отредактированных звуков кита, неотличимых от обычных звуков кита, которые расшифровываются приемниками, следуя коду.

Цзян Цзяцзя, профессор точных измерений Тяньцзиньского университета, руководивший исследованием, сказал, что этот метод маскирует подводные сигналы, что затрудняет их обнаружение.

Команда взяла пример с кашалотов и пилотных китов с длинными плавниками, которые используют звуковые волны и эхо для определения местоположения и идентификации объектов рядом с ними — процесс, известный как эхолокация.

Поскольку они населяют все океаны мира и их звуки обычно фильтруются, когда подводные системы разведки просматривают территорию в поисках сигналов подводных лодок, по мнению исследователей, гигантские млекопитающие рассматривались как кандидаты на помощь военным подводным лодкам.

Согласно исследованию, опубликованному в прошлом месяце в IEEE Communication Magazine , журнале нью-йоркского Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике, гражданские или военные подводные лодки обычно имеют два способа убрать с радара акустические сигналы, несущие секретные сообщения: они могут либо настроить характеристики искусственных сигналов, чтобы их было труднее взломать, если их подхватил враг, либо они могут посылать более слабые сигналы, чтобы их было труднее обнаружить.

У обоих методов есть свои недостатки, сказал Цзян в электронном письме .

Первый — изменение характеристик сигналов — основан на процессе, аналогичном шифрованию, которое затрудняет расшифровку информации путем преобразования данных в код.

Но эта техника имеет тенденцию предупреждать врага, потому что она отличается от естественных форм волны.

Второй подход — отправка ослабленного сигнала — более эффективен для предотвращения обнаружения сообщений, но ему мешает, когда сообщение должно пройти большое расстояние, сказал Цзян.

Поскольку системы подводной разведки обычно отфильтровывают «шум океана», такой как звуки кита, Цзян и его команда начали исследовать возможности создания системы скрытия сигналов вокруг метода маскировки, известного в этой области как стеганография, или скрытия файл, изображение или звуковой сигнал в другом, сказал исследователь.

В то время как стеганография уходит корнями в древнюю войну и стоит за камуфляжным рисунком, используемым на униформе современной армии, применение этой техники для обеспечения подводной связи — новая концепция, — сказал Хан Гуанцзе, ученый-компьютерщик из Даляньского технологического университета на северо-западе Китая, сказал в интервью.

«Преимущество стеганографии перед шифрованием и другими традиционными методами состоит в том, что предполагаемое секретное сообщение не привлекает к себе внимания, что позволяет избежать проверки», — сказал Хан, не участвовавший в исследовании. «Ясно видимые зашифрованные сообщения, независимо от того, насколько они небезопасны, вызывают интерес».

Хан сказал, что новая технология сделает подводную связь более безопасной, даже если сигналы будут обнаружены системой разведки противника.

«Противнику трудно взломать сигналы, в основном потому, что в стеганографии скрытое сообщение больше похоже на часть других», — сказал он.

«Например, реальное сообщение может выглядеть как шум в звуковых импульсах кашалотов».

Хотя противник все еще может расшифровать сигналы, это будет очень сложно и потребует больше ресурсов, чем потребовалось бы для декодирования традиционно зашифрованного сообщения, сказал Цзян.

биология — Можно ли превратить кашалота в убийцу подводных лодок?

Сразу отмечу, что животные могут быть любопытными. Если кашалот видит подводную лодку, он может подойти к ней и заняться расследованиями. Это случилось с научной подводной лодкой в ​​начале этого года (хотя исследовательская подводная лодка была намного меньше типичной атомной подводной лодки!). Я нашел еще одну историю о ките, который был еще более агрессивным, но пятисекундный снимок убедил меня, что это была пародия.

Как вы могли заставить кашалота найти подводную лодку? Что ж, сначала нужно подвести кита к одному.Я изменил изображение мест размножения кашалотов, чтобы отметить основные распределения кашалотов в районе Южно-Китайского моря:

Изображение изменено с этого изображения из Википедии, любезно предоставлено пользователем Википедии Kurzon под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Модификации состоят в добавлении раскрашенных от руки линий с помощью Microsoft Paint и обрезке изображения.

Я обошел Южно-Китайское море синим цветом и обнаружил две горячие точки кашалотов оранжевым цветом.В целом, море кажется относительно свободным от кашалотов, за очевидным исключением районов, прочно расположенных в филиппинских / индонезийских водах. Я предполагаю, что противостояние будет происходить в международных водах. Вот карта территориальных претензий в Южно-Китайском море:


Изображение любезно предоставлено пользователем Википедии Cmglee под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported.

Заявления Китая, похоже, не распространяются на центральную западную окраину Филиппин, где преобладают кашалоты.Это дает понять, что любые противостояния, скорее всего, будут на западе. Поэтому, чтобы киты были полезны, их нужно заманивать туда.

Википедия утверждает

Население более плотно у континентальных шельфов и каньонов. Кашалоты обычно обитают в глубоких прибрежных водах, но их можно увидеть ближе к берегу, в районах, где континентальный шельф невелик и быстро опускается на глубину 310–920 метров (1020–3020 футов). Прибрежные районы со значительными популяциями кашалотов включают Азорские острова и Карибский остров Доминика.В азиатских водах, например, киты также регулярно наблюдаются в прибрежных водах, таких как Командорские и Курильские острова, полуостров Сиретоко, у побережья Кинкасана, вблизи Токийского залива и полуострова Босо до островов Идзу и Идзу, вулканических островов, островов Якусима и Токара, а также Острова Рюкю, Тайвань, Северные Марианские острова и так далее.

Я изменил это изображение из Википедии, чтобы показать область более подробно:

Изображение изменено с этого изображения из Википедии, любезно предоставлено пользователем Википедии Рексом; однако изображение находится в общественном достоянии.Модификации состоят в добавлении раскрашенных от руки линий с помощью Microsoft Paint и обрезке изображения.

Здесь фиолетовый означает, что я думаю, это край континентального шельфа, оранжевый обозначает места обитания кашалотов, красный обозначает целевой район — прямо в середине заявлений Китая — а черный показывает пути, по которым киты должны идти. Я не знаю, насколько длинны пути, но знаю, что они довольно длинные. Я не думаю, что шансы заставить значительное количество кашалотов зайти так далеко, слишком велики.

Но если предположить, что в красную зону попадет большое количество кашалотов, смогут ли они успешно атаковать атомную подводную лодку? На этот вопрос сложно ответить, учитывая, что технология на десятилетий опережает сегодняшний день на лет. Я попытаюсь экстраполировать на самые тяжелые атомные подводные лодки, которые у нас есть в настоящее время. Подводная лодка Ohio Replacement Submarine (я буду сокращать ее как ORS-class) кажется хорошим выбором, поскольку она, как ожидается, останется в строю примерно до 2085 года.Кто знает — возможно, это одна из подводных лодок, которые США используют в этом сценарии! Да, киты будут атаковать китайские подводные лодки, но их продвинутые лодки либо все еще находятся на ранних стадиях разработки, либо в настоящее время используются и, скорее всего, не будут активны в конце 21 века.

Этот pdf-файл (ссылка на Википедию) дает хороший обзор подводных лодок класса ORS. Подводная лодка будет иметь

ед.

  • Электродвигательная установка
  • Ядерные ракеты типа «Трайдент»
  • Модульная конструкция
  • «Достаточная скрытность для устранения прогнозируемой угрозы до 2080-х годов»
  • Прочие крутые штуки

То, что меня беспокоит, — это четвертый пункт, который я перечислил: скрытность.Подводные лодки обычно считаются «малозаметными», потому что они могут уходить глубоко под воду, где их труднее отследить. Я не знаю, насколько глубоко могут заходить подводные лодки класса ORS, хотя вполне вероятно, что кашалоты могут заходить так же глубоко. Тем не менее, я предполагаю, что принимаются дополнительные меры, чтобы сделать эти подводные лодки как можно более малозаметными, что затрудняет их поиск.

Если кашалот сможет найти подводную лодку, сможет ли он напасть на нее? Я говорю нет. Возьмем, к примеру, корпус. Корпуса многих атомных подводных лодок были сделаны из HY-80 или некоторых его вариантов.Некоторые базовые статистические данные соответствуют показателю предела текучести, приведенному в Википедии, равному 550 МПа (обратите внимание, что материалы не будут ломаться, ломаться или пробиваться при своем пределе текучести). Это колоссально — 550 000 000 ньютонов на квадратный метр. Сами кашалоты могут весить около 410 000 ньютонов — для сравнения — арахис! Сомневаюсь, что у них хватит сил нанести серьезный ущерб атомной подводной лодке.

кашалотов вдохновляют на тайное подводное общение

Недавнее исследование, проведенное учеными из Тяньцзиньского университета на севере Китая, разработало новый метод замаскированной подводной акустической коммуникации путем имитации щелкающих звуков кашалотов.

Кашалот (Physeter macrocephalus) в Атлантическом океане. / VCG Фото

Кашалот (Physeter macrocephalus) в Атлантическом океане. / VCG Фото

Кашалот, также называемый кашалотом, является ныряющей звездой среди морских млекопитающих, которая всегда привлекала внимание ученых всего мира.

Он может погружаться на глубину до 2250 метров благодаря своей дыхательной системе, что позволяет ему справляться с резкими перепадами давления во время погружения.

Голова кашалота, самого большого зубатого кита, составляет одну треть его длины. Внутри его фирменной большой головы находится большой комплекс органов, которые не только хранят широко известное масло спермы, но также генерируют знаковые импульсы вызова для эхолокации и общения.

Хвост кашалота (Physeter Macrocephalus) ныряет в море. / VCG Фото

Хвост кашалота (Physeter Macrocephalus) ныряет в море./ VCG Фото

Сигнальные импульсы кашалота можно разделить на четыре типа: обычные щелчки, скрипы, медленные щелчки, ‍и коды. Эти звуки издаются, когда они ищут пищу, охотятся или общаются друг с другом.

Вызывающие импульсы, производимые кашалотами, как и другие морские биологические сигналы, оказывают серьезное влияние на эффективность обнаружения сонара. Поэтому система подводной разведки противника часто рассматривает эти биологические сигналы как шум океана и отфильтровывает их.

Семейство кашалотов плывет вместе, имея при этом тесную связь. / VCG Фото

Семейство кашалотов плывет вместе, имея при этом тесную связь. / VCG Фото

В исследовании, проведенном доцентом Цзян Цзяцзя из Тяньцзиньского университета, ученым удается скрыть цифровую коммуникационную информацию в построенном коммуникационном фрейме, состоящем из исходных импульсов вызова кашалота, который подделывает систему обнаружения противника.

Для повышения безопасности коммуникационной информации кадр коммуникации должен имитировать импульсы вызова кашалота. Следовательно, собираются множественные импульсы вызова для построения и проектирования кадра связи.

Цифровая иллюстрация нападения кашалота на кальмара под водой. / VCG Фото

Цифровая иллюстрация нападения кашалота на кальмара под водой. / VCG Фото

Этот метод не ограничивается вызовом импульсов кашалотов.Также применимы голубые киты и дельфины. Он может использоваться в различных подводных военных коммуникациях, таких как подводные коммуникации и коммуникации автономных подводных аппаратов.

Военные хотят скрыть секретные сообщения в звуках морских млекопитающих

Текст статьи

Подводный хор косаток или дельфинов может содержать секретные военные сообщения, скрытые в простом звуке. Китайские исследователи недавно опубликовали серию исследований, в которых описывается, как замаскировать подводные коммуникации под искусственные щелчки дельфинов и песни косаток, что потенциально позволяет скрытным подводным лодкам или подводным дронам загадочно передавать секретные военные сообщения друг другу или домашней базе.

Имитация звуков морских млекопитающих для маскировки военного общения — идея, которой уже несколько десятилетий, и которая всплыла на поверхность. Во время геополитического соперничества между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны американский военный проект «Комбо» тестировал записи песен китов и дельфинов в качестве основы для секретного кода, который мог остаться незамеченным вражескими перехватчиками. Но усилия китайских исследователей, похоже, пошли дальше: они использовали современные технологии для создания искусственных звуков китов и дельфинов с нуля, а не полагались на уже существующие записи.

«Совершенно очевидно, что в последнее время в искусственном синтезе сигналов было много достижений», — говорит Кейтлин Фрейзер, океанограф и аналитик из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Достижения в компьютерных технологиях делают весьма вероятным, что недавние китайские исследовательские усилия достигнут большего успеха в встраивании полезной информации в звуки китов и дельфинов, говорит Фрейзер. «Однако, — добавляет она, — технология, вероятно, столкнется с теми же ограничениями, с которыми сталкивались предыдущие проекты», включая ограничения на то, как далеко могут быть обнаружены такие звуки, нежелательное искажение сигнала, вызванное изменением температуры или другими условиями окружающей среды. факторы, влияющие на изгиб и отражение звуковых волн, а также помехи от других шумов океана.

Звук — идеальная форма связи на большие расстояния в темных глубинах океана, которые ограничивают эффективную передачу света и радиоволн. Киты и дельфины естественным образом эволюционировали, чтобы общаться на многих километрах, и этот факт вдохновил ВМС США на запуск проекта Combo в 1959 году. В 1973 году военно-морской флот успешно провел испытания между стационарными подводными динамиками и приемниками на расстоянии до 32 километров и на глубине. 75 метров. В следующем году подводная лодка USS Dolphin использовала эту технику для обмена сообщениями с надводным кораблем.

Но технология восприятия и вычислений того времени столкнулась с ограничениями в обнаружении звуков китов без искажений, не говоря уже о создании искусственных звуков китов с нуля или декодировании более сложных значений в искусственно сгенерированных сигналах. Эти ограничения означали, что эксперименты Project Combo полагались на заранее записанные звуки пилотных китов для создания заранее определенной кодовой книги с простыми сообщениями, а не на попытки синтезировать индивидуальные сообщения на лету. Для своих записей военно-морской флот остановился на звуках пилот-китов из-за их эффективных подводных дальностей передачи, но также и потому, что глобальное присутствие китов означало, что они потенциально могли отправлять сообщения по всему миру, не вызывая подозрений.

Но современные технологические достижения в области датчиков и вычислений позволили китайским исследователям из Харбинского инженерного университета и Тяньцзиньского университета потенциально преодолеть некоторые из этих предшествующих ограничений. В длинном списке статей из обоих университетов обсуждается анализ и синтез звуков, издаваемых дельфинами, касатками, ложными косатками, пилотными китами, кашалотами и горбатыми китами — все указывает на возможность создания искусственно генерируемых звуков морских млекопитающих для отправки более индивидуализированных звуков. Сообщения.

«Идея состоит в том, что вы принимаете сигнал, который издает животное, и используете его в качестве базового сигнала», — говорит Рои Диамант, инженер-электрик и компьютерщик из Хайфского университета в Израиле, который ранее проектировал скрытый подводный система связи для компании оборонных технологий. По словам Диаманта, к звуку морских млекопитающих добавляется сигнал модуляции, который изменяет исходный звук для передачи закодированного сообщения.

По словам Диаманта, преобразовать звуки китов и дельфинов в код, несущий сложный смысл для людей, непросто.Многие киты издают звуки на более низких частотах, где полоса пропускания, доступная для создания значимых сообщений, ограничена. Однако кашалоты общаются с помощью щелчков, которые могут иметь более широкую полосу пропускания, но их короткая продолжительность означает, что энергия передачи и, следовательно, возможное расстояние связи ограничены.

Семейство дельфинов, которое включает косаток и лоцманов, передает на более высоких частотах, которые могут быть более подходящими для кодирования сообщений. Но Диамант и другие эксперты предполагают, что любые такие усилия, скорее всего, приведут к неэффективной коммуникации, подходящей только для отправки простых текстовых сообщений.

«Вы не собираетесь передавать книги друг другу», — говорит Энн Боулз, старший научный сотрудник исследовательского института Hubbs-SeaWorld в Сан-Диего, специализирующийся на биоакустике. «Вы могли бы сказать« иди »или« я здесь », такие довольно простые вещи, и, вероятно, это сойдет с рук, но если вы пытаетесь координировать движения судов или что-то в этом роде, это менее ясно».

Китайские исследователи могут добиться большего успеха, говорит Диамант, в использовании звуков морских млекопитающих не для секретной связи, а для создания скрытых технологий сонара.Сонар работает, посылая звуковые волны и прислушиваясь к тому, как эти звуковые волны отражаются от морских животных, морского дна или искусственных объектов, таких как корабли и подводные лодки. Китайские команды предложили заменить звуковые волны сонара естественным звуком, таким как щелчок кашалота — собственным биологическим эхолотом кита в форме эхолокации, чтобы предполагаемые цели не осознавали, что их отслеживают. «Если вам нужно передать сигнал, вы также можете использовать излучение, используемое морскими животными», — говорит Диамант.

Конечно, есть одна потенциальная проблема: никто не знает, как этот вид скрытой системы связи — будь то эхолокация или вокализация — может повлиять на реальных морских млекопитающих. Они бы запутались?

Предыдущие эксперименты предполагают, что киты и дельфины могут быстро определить, является ли воспроизводимый звук записью или иным образом искусственным, но они все же могут изменить свое поведение в ответ, увеличивая и изменяя свои собственные вокализации, говорит Боулз.

«Известно, что дельфины издают свист в ответ на сигналы в своей полосе частот свиста, и мы знаем, что они фактически заглушают эти полосы частот интенсивным свистом в ответ на стимул», — говорит Фрейзер.«Дельфины, включая китов, обычно весьма любопытны, поэтому вполне вероятно, что они будут заинтригованы этими сигналами и отреагируют на них».

Это может иметь негативные последствия для китов или дельфинов, если их внезапный всплеск общения в ответ на искусственный шум выдает их собственное местоположение хищникам и добыче. Искусственные сигналы также могут заставить их отказаться от текущих планов и уйти от шума. По крайней мере, система могла отвлекать животных и тратить их время, заставляя их понимать, что происходит.Но если это редко используемая система, такие воздействия могут быть минимальными по сравнению с множеством различных подводных звуков, с которыми морские млекопитающие уже сталкиваются ежедневно.

«В [Соединенных Штатах], если бы мы использовали такую ​​технику, потребовалось бы экспериментальное доказательство того, что поставленная проблема не была подавляющей для любого другого вида в районе, где вы планировали ее использовать», — говорит Боулз. .

Китайские исследования, похоже, еще не продвинулись дальше лабораторной стадии, и неизвестно, продолжили ли ВМС США проект «Комбо».Такие законы, как Закон о защите морских млекопитающих 1972 года, привели к усилиям по регулированию, направленным на ограничение количества шума, производимого людьми в океанах, а военные организации, такие как НАТО, имеют стандарты для подводных звуков. Но военные по-прежнему могут проводить такие эксперименты тайно, никого не уведомляя, отмечает Диамант: «То, что вы больше не можете читать об этом, не означает, что они этого не делают, верно?»

Невероятное видео: любопытный кит осматривает подводного робота

Удачливая группа любителей океана получила сюрприз на всю жизнь, когда огромный кашалот заплыл в их прямую видеотрансляцию.

«Что это за хрень ?!» — восклицает член экипажа. «О, ВАУ. У нас есть кашалот».

Невероятные кадры с китами были сняты вчера (14 апреля) экспедицией Nautilus Live, которая исследует выходы метана со дна Мексиканского залива. Кит внезапно появился, когда ученые наблюдали за пузырьками метана и брали пробы морской воды с помощью дистанционно управляемого транспортного средства (ROV) под названием Hercules.

Исследователи восторженно смеялись, когда любопытный кашалот грациозно маневрировал вокруг Геракла, ни разу не натыкаясь на 11-футового (3.3 метра) ROV или тереть его кабели. Кит несколько минут кружил над Геркулесом. [Китовый альбом: Гиганты глубин]

«Это был такой удивительный момент», — сказала Сьюзан Поултон, пресс-секретарь экспедиции, которая находится на борту корабля E / V Nautilus вместе с учеными. «Корабль приветствовал очень много».

Кит подошел достаточно близко, чтобы зрители могли заметить царапины на его голове и посмотреть ему в глаза. Ученые и моряки были ошеломлены. «Фантастика!» «Удивительный!» «Он смотрит на нас!» кричали они.

Кашалоты плывут рядом с ROV Hercules. (Изображение предоставлено: Ocean Exploration Trust)

Никто не знает, что вызвало интерес у кашалота; это могли быть светящиеся огни Геракла в темном море, акустические импульсы от сонара, отслеживающего пузырьки, или просто случайная встреча. Кашалоты используют свои массивные головы, чтобы посылать импульсы звука, которые помогают китам охотиться и общаться. По словам Поултона, команда выключила сонар, который издает веерообразный акустический сигнал, как только кит приблизился.

Однако существует множество свидетельств того, что большие киты — любопытные существа. Кашалоты и раньше выслеживали ROV; в другом подводном видео, размещенном на YouTube, огромный кашалот проверяет дистанционно управляемого робота. Киты также являются известными ловцами рыбы, известными тем, что воруют с ярусной лески на Аляске. Горбатые киты, серые и синие киты также регулярно приближаются к лодкам и каякерам.

Это был первый раз, когда кто-либо на борту Nautilus заметил кита с помощью ROV, сказал Поултон.Судно исследовало Средиземное море и Мексиканский залив с 2010 года.

На борту «Наутилуса» нет китов-биологов, поэтому команда связалась с береговыми исследователями за помощью в определении, был ли кашалот самцом или самкой, сказал Поултон. По оценкам группы, кит был около 10 м в длину.

ROV Hercules был поставлен на якорь на глубине почти 2000 футов (600 м) под поверхностью, а E / V Nautilus вчера находился на расстоянии почти 40 миль (63 км) от берега Луизианы. Для глубоководных кашалотов, которые охотятся на кальмаров в сокрушительной океанской бездне, глубина была относительно небольшой.

Корабль также находился недалеко от источника разлива Deepwater Horizon, расположенного примерно в 9 милях (14 км) к юго-востоку. Отбор проб метана, проведенный с помощью Hercules, поможет ученым понять, как естественные бактерии потребляют метан и могут ли микроскопические организмы смягчить последствия разлива 2010 года. Ученые также хотят знать, сколько метана, парникового газа, попадает в атмосферу из океана.

Nautilus Live будет вести прямую трансляцию экспедиции в Мексиканский залив в течение следующих шести месяцев.Посмотреть онлайн-трансляцию можно на сайте NautilusLive.org. Хотите еще больше науки об океане? НИС Okeanos Explorer 30 апреля ведет прямую трансляцию из морских глубин недалеко от Пуэрто-Рико и Виргинских островов США.

Следуйте за Бекки Оскин @beckyoskin. Подпишитесь на Live Science @livescience, Facebook и Google+. Первоначально опубликовано на Live Science.

Возникновение и пространственно-временное распределение кашалотов (Physeter macrocephalus) в подводном каньоне Кума (Тирренское море, Италия)

Звуки труб кашалотов задокументированы лишь изредка, с хорошо узнаваемым стереотипным акустическим оформлением.В этом исследовании изучались акустические характеристики труб и контекст, в котором эти звуки были записаны, с использованием акустических данных, собранных за 22 года в районе Святилища Пелагос (северо-запад Средиземного моря). Анализируемые трубы (n = 230), записанные в начале погружения после удачного совпадения кита, включали серию акустических единиц, организованных в короткие последовательности. Акустические параметры были получены для всей трубы и для каждого различимого элемента в трубе. В целом продолжительность звука и их начальная частота были выше в записях, собранных, когда несколько китов были визуально или акустически обнаружены в зоне наблюдения.Идентичность 68 китов была оценена с помощью фотоидентификации, при этом 29 особей трубили в трубы в течение нескольких лет. Вариабельность акустических параметров оказалась выше у одних и тех же людей, а не между разными людьми, что свидетельствует об индивидуальной пластичности в составлении и расположении единиц в трубе. До и после звуков труб наблюдались разные модели щелчков с более сложной последовательностью, когда (1) другие киты были обнаружены визуально / акустически и (2) особи находились в подходящих местах для кормления (т.е., районы каньонов). Обычно после звуков рожков или им предшествовали шаблоны щелчков, подходящие для общения, такие как коды и / или медленные щелчки. Появилась значимая взаимосвязь между звуком трубы и характером щелчков (то есть медленных щелчков) только для самцов, что подтверждает гипотезу о том, что труба — это звук, издаваемый созревающими / половозрелыми самцами в местах кормления. Это исследование является первым доказательством того, что трубы сохранялись в акустическом репертуаре кашалотов в десятилетнем масштабе времени, сохраняясь в разные годы и у людей в одном и том же районе.Эта настойчивость может быть функционально специфичной для кормодобывающей деятельности, выполняемой самцами в хорошо организованном районе нагула. Морские млекопитающие в значительной степени полагаются на звуки как на основное средство общения и восприятия своего слова; где акустические сигналы играют фундаментальную роль во всех обменах между людьми, от социальных взаимодействий до координации групповой деятельности 1–3. Некоторые из этих звуков были достаточно подробно исследованы у нескольких видов, таких как кашалот (Physeter macrocephalus), и их значение и разнообразие относительно хорошо изучены.Кашалоты в основном производят ряд резко начинающихся, широкополосных, равномерно распределенных импульсов затухающей амплитуды, известных как «щелчки», с разными свойствами и частотой повторения, с полосой пропускания от 100 Гц до 30 кГц (4–8). Щелчки, генерируемые массивным носовым комплексом кашалота, могут быть временно упорядочены по разным схемам, имея как эхолокационную, так и коммуникационную функциональность 4,7,8. Обычные щелчки и скрипы 9,10 производятся на глубине и используются в основном для поиска пищи и нацеливания на добычу, соответственно 8.Коды, обычно излучаемые на поверхности, представляют собой стереотипные шаблоны кликов, которые, как считается, служат в социальном общении у обоих полов 8,11. Медленные щелчки, которые слышны в присутствии зрелых или созревающих самцов 5, 7, 12 на глубине и на поверхности, по-видимому, связаны с системой спаривания кашалотов, так как общение на дальние расстояния для привлечения самок или самец-самец конкуренция 8. Сообщалось также о дальнем общении между самцами в кормовых угодьях, что позволяет предположить, что функция медленных щелчков мыши может варьироваться в зависимости от поведенческого контекста 12.Некоторые дополнительные определенные шаблоны щелчков поверхностных скрипов 8 (например, кодовые скрипы 10), быстрые / быстрые щелчки и стрекотания 9,13) также были описаны в акустическом репертуаре вида и, возможно, используются для сканирования их социальных партнеров 8 Кашалоты также могут издавать звуки без щелчка 8.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *