Петр великий крейсер где сейчас – Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

крейсер Петр Великий

Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».
Характеристики ТАРКР Пётр ВеликийХарактеристики


В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».


Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

ЮхнинГенеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин


Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Пётр Великий


Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

ТАРКР Петр Великий

Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.
ТАРКР Пётр Великий


Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».
Пусковые шахты ГранитаПусковые шахты комплекса Гранит


Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Пуск крылатой ракеты


Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.


Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

ПВО крейсера


Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Ракетный комплекс КортикРакетно-артиллерийский комплекс Кортик


Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.

Вертолёты Ка-27Вертолёты Ка-27


Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства

Петр Великий


В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.
Петр Великий

www.techcult.ru

каким будет атомный крейсер после ремонта

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (проект 1144.2) на сегодняшний день является самым мощным ударным надводным кораблем в составе ВМФ России и самым тяжелым в мире из класса неавианесущих. Казалось бы, не нужно ничего предпринимать, чтобы дополнительно усилить его потенциал, но тем не менее в 2019 году запланированы ремонт и глубокая модернизация этого корабля на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске.

По мнению военного эксперта информационного агентства России ТАСС Виктора Литовкина, это абсолютно закономерный ход событий. Во-первых, уже подошел срок промежуточного ремонта корабля, который  несет службу в составе Северного флота с 1998 года. А во-вторых, еще в 2004 году, когда командование ВМФ впервые озвучило инициативу о необходимости модернизации однотипного ТАРК «Адмирал Нахимов», стало понятно: это ожидает и «Петра Великого». Хотя на тот момент корабль был еще достаточно молод. Дело в том, что «Петр» закладывался и создавался по советским технологиям, и к моменту своего выхода из завода (кораблю не повезло: он строился почти десять лет в самые трудные для страны 90-годы) некоторые его системы морально устарели.

Ракетное вооружение

Именно по причине необходимости модернизации этих самых систем в 2014 году был отправлен в сухой док северодвинского завода «Адмирал Нахимов», который ровно на десять лет старше «Петра». В настоящее время работы на «Нахимове» идут полным ходом, и нет ни какого сомнения, что полученный опыт переоборудования обязательно будет использован при ремонте «Петра Великого».

Это наверняка ускорит ход работ, и объявленные сроки выхода «Петра» из завода в 2022 году будут выдержаны. Перечень предстоящих работ на «Петре Великом» сегодня известен очень ограниченному кругу лиц, но можно со всей уверенностью говорить, что главные изменения коснутся ракетного вооружения ТАКР.

Картинка

Известно, что в России созданы ракеты самых разных классов. О том, какие именно из этих ракет получит «Петр Великий», говорить пока преждевременно. Однако одно можно сказать совершенно точно: ударная мощь корабля значительно возрастет.

Оборона «Петра» 

Некоторые эксперты высказывают мнение, что вместо ЗРК коллективной обороны «Форт» (морской аналог С-300), которые сегодня прикрывают «Петр Великий» с воздуха, планируется установить современные комплексы ПВО «Полимент-Редут» с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров. «Этот вопрос, – говорит Виктор Литовкин, – не имеет пока однозначного ответа. И в первую очередь потому, что «Форт» – один из самых совершенных и надежных в работе комплексов морского базирования.

Картинка

Его эффективность вполне можно повысить за счет установки новых РЛС, сопряженных с ЗРК, и модернизации зенитных управляемых ракет с увеличенной дальностью стрельбы. В любом случае последнее слово здесь скажут флотские военспецы, у которых еще есть время для принятия окончательного решения».

Электроника и связь 

Мнение Литовкина разделяет капитан 2-го ранга запаса Алексей Образцов, который был первым командиром БЧ-7 «Петра Великого». В составе экипажа моряков-тихоокеанцев (изначально планировалось, что крейсер будет служить в составе КТОФ) он выводил корабль в море из Балтийского судостроительного завода в Санкт-Петербурге в 1997 году.

Офицер убежден, что внешне крейсер преобразится незначительно, но вся его внутренняя электронная начинка будет заменена основательно. И это касается не только радиотехнического вооружения и средств связи, но и всех систем, «обслуживающих» ракетные, зенитные, артиллерийские и торпедные комплексы. Это продиктовано и временем, и тем обстоятельством, что флот давно начал переход на компьютерные технологии с сенсорным управлением, чего в период строительства корабля попросту не существовало.

Картинка

Нет ни какого сомнения, что на крейсере будут установлены новое радиоэлектронное оборудование (системы обнаружения и слежения за воздушными, надводными и подводными целями), современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое.

Ядерные реакторы корабля, скорее всего, трогать не станут. Они рассчитаны на многие десятилетия работы и достаточно надежны. Их суммарной мощности хватит, чтобы неограниченно долго снабжать теплом и электроэнергией город с 200-тысячным населением. Зато системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут модернизированы.

Стратегическое сдерживание 

Не грозит серьезный ремонт и ходовому мостику – он же главный командный пункт корабля, который поистине уникален в плане своей  защищенности. Стекло выдерживает попадание пули, а от артснарядов надежно предохраняет броневая заслонка. То есть это своеобразный укрепленный бункер, и что-либо дорабатывать в его конструкции нет необходимости. Другое дело – системы связи и управления корабельными боевыми постами. Естественно, все они будут модернизированы по последнему слову техники. 

Картинка

Подытоживая мнение обоих экспертов, можно сделать один вывод. ТАКР «Петр Великий» ко времени своего выхода из завода превратится в мощнейший носитель дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения не только авианосных ударных групп, но и наземных целей. И вместе с «Адмиралом Нахимовым» они станут самым эффективным неядерным средством стратегического сдерживания в составе ВМФ России.

tvzvezda.ru

“Адмирал Кузнецов” и “Пётр Великий” отправятся на модернизацию в 2018 году

По сообщениям вице-президента Объединённой Судостроительной Корпорации (ОСК), два крупнейших корабля российского флота — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» отправятся на модернизацию в 2018 году.

Планы о модернизации единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» появились ещё почти 5 лет назад. Предполагалось, что ещё в 2012 году, авианосец должен был встать на крупномасштабную модернизацию и причин тому множество. Во-первых, ресурс очень многих механизмов и систем авианосца в значительной степени изношен, особенно это касается силовой установки корабля. Авианосец оснащён весьма устаревшей и «капризной» котлотурбинной силовой установкой, а отсутствие должного финасирования, требуемого даже для минимального обслуживания «Кузнецова», в девяностых и начале двухтысячных годов, а также отсутствие в те же времена должной инфраструктуры для базирования авианосца и обеспечения его «потребностей» (например обеспечение водой и подача электроэнергии) во время нахождения корабля в базе, привели к быстрому износу силовой установки корабля. Во-вторых, из-за того, что «Кузнецов» создавался как «авианесущий крейсер», он имеет ряд конструктивных решений, ограничивающих боевые возможности корабля. В частности, носовую часть корабля занимают пусковые установки тяжёлых сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет  (ПКР) «Гранит», из-за чего, в свою очередь, был уменьшен размер ангара, а следовательно — и снижена численность авиагруппы.

Давно требуемая модернизация постоянно откладывалась из-за сложнейшей военно-политической ситуации в мире, и в особенности в Сирии, что требовало регулярного присутствия «Кузнецова» в Средиземном море для «демонстрации флага». Поэтому авианосец ограничивался лишь регулярными ремонтами, последний из которых — крупный ремонт по восстановлению технической готовности корабля был завершён летом текущего года. Впрочем, нынешнее состояние корабля значительно лучше, того, что было 10 лет назад. На авианосце полностью исправны основные системы и механизмы, все электронные системы и вооружение. В нынешнем боевом походе в Сирию, «Кузнецов» действует более чем успешно. 

Однако бесконечно откладывать модернизацию корабля невозможно и текущий боевой поход «Кузнецова» у берегов Сирии станет последним в его нынешнем «облике».  После завершения похода, скорее всего, уже начнутся работы по подготовке к модернизации, которая начнётся в начале 2018 года на судоремонтном заводе «Звёздочка». Корабль подвергнется фактически полной реконструкции — будет полностью заменена  силовая установка, демонтированы пусковые установки ПКР «Гранит», за счёт чего будет расширен ангар. Корабль получит совершенно новые электронные системы, РЛС и радиотехническое оборудование, что вполне возможно отразится и на «облике» надстройки (т.н. «острова»), боевую-информационно управляющую систему и автоматизированную систему управления корабельным соединением, а также новую систему посадки самолётов и управления авиацией. По всей видимости, будет и полностью обновлено зенитно-ракетное вооружение, в частности зенитные-пушечно ракетные комплексы «Каштан» заменят на создаваемые сейчас «Панцирь-М» (морской вариант ЗРК «Панцирь-С»), а ЗРК «Клинок» заменят создаваемая сейчас морская версия «Тора-М2» или даже новейший ЗРК «Редут». Будет также существенно расширена и численность авиагруппы. На обновлённом «Кузнецове» скорее всего будет базироваться до эскадрильи тяжёлых истребителей Су-33 и 2 эскадрильи истребителей МиГ-29К, не считая вертолётов.

Фактически от «сегодняшнего» «Кузнецова» останется только корпус, который будет наполнен совершенно новым «содержанием». Очевидно, модернизация займёт очень длительное время, и ожидать возвращения «нового» «Кузнецова» едва ли стоит раньше, чем через 4-5 лет после начала модернизации. К счастью, российские судостроители уже получили богатейший опыт подобной модернизации, переделав по заказу Индии, выкупленный ей старый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» в «полноценный» авианосец, получивший в индийском флоте название «Викрамадитья», и вряд ли стоит сомневаться, что модернизация «Кузнецова» завершится гораздо быстрее.  

Одновременно с «Кузнецовым» планируется начать и крупномасштабную модернизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», который является наиболее мощным кораблём ВМФ России и самым большим неавианесущим боевым кораблём в мире. Несмотря на то, что «Пётр Великий» вошёл в строй почти 20 лет назад, его боевые возможности до сих пор поражают. 

В настоящий момент, проходит модернизацию однотипный с «Петром Великим» крейсер «Адмирал Нахимов». Данная модернизация предполагает полную замену вооружения и всех электронных и радиотехнических систем корабля. В частности — вместо ПКР «Гранит» будет установлено в несколько раз большее количество универсальных корабельных стрельбовых комплексов, в каждую из ячеек которых может быть помещена либо ПКР «Оникс», либо одна из крылатых ракет семейства «Калибр». Место зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Форт» займут универсальные пусковые установки, в ячейках которых смогут размещаться самые разные ракеты — 48Н6Д, используемых в новейших ЗРК С-400, перспективные ракеты сверхбольшой дальности 40Н6, либо 4 ракеты средней дальности 9М96 (используемых в ЗРК С-350 «Витязь» и морском ЗРК «Полимент-Редут»), либо даже 16 (!) лёгких зенитных ракет 9М100. Корабль получит абсолютно новые РЛС и информационно-управляющую систему, которая обеспечит единое информационное пространство внутри корабля. Данная модернизация завершится в 2018 году, и сразу же после «освобождения» цеха «Севмаша», где модернизируется «Нахимов», его займёт «Пётр Великий».

Помимо проводимой аналогично с «Нахимовым» модернизацией, предполагается, что «Пётр Великий» получит в качестве вооружения перспективные гиперзвуковые ПКР «Циркон», первые испытания которых недавно начались. Модернизация тяжёлых ракетных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» превратит их в настоящие «плавучие крепости», способные даже в одиночку успешно бороться с целой эскадрой противника, наносить мощнейшие массированные удары как по вражеским корабельным группировкам, так и наземным целям, расположенным в глубине вражеской территории. 

Можно без преувеличения сказать, что «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий» станут после модернизации основой российского океанского флота будущего.

Павел Румянцев

По материалам «РИА Новости»

 

 

dfnc.ru

Убийственная правда: шансы крейсера «Петр Великий» поразить американский авианосец ничтожны

Некоторые классы и типы боевых кораблей вызывают у общества завышенные ожидания, а приписываемый им якобы огромный боевой потенциал отражается в громких прозвищах, таких, например, как «убийца авианосцев», – именно так именуют в прессе ракетные крейсеры проекта 1164. Насколько это соответствует их реальным возможностям? Способны ли они уничтожить наиболее мощные боевые корабли современности – американские тяжелые авианосцы (АВТ)?

На тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (наиболее известный из которых «Петр Великий»), ракетные крейсеры проекта 1164 и подводные лодки проекта 949А (типа «Курск») действительно возлагаются большие надежды. Но способны ли они, действуя в составе группы численностью два-три корабля (как это имеет место сегодня при выполнении нашим ВМФ различных задач поддержки российской дипломатии и демонстрации флага), уничтожить или хотя бы вывести из строя американский авианосец?

Обратимся к основным тактико-техническим характеристикам этих кораблей.

Наши возможности

Ракетный крейсер проекта 1164 при водоизмещении более 11 000 тонн имеет в качестве основного вооружения комплекс ударного ракетного оружия П-1000 «Вулкан» с боезапасом 16 противокорабельных ракет. Максимальная дальность стрельбы – 550 километров.

Основное зенитное вооружение корабля представлено многоканальным комплексом «Форт» (С-300Ф) с дальностью стрельбы до 90 километров.

Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 при водоизмещении более 25 000 тонн оснащен противокорабельными ракетами «Гранит» с дальностью стрельбы около 500 километров. Корабль имеет на борту 20 таких ракет.

В качестве основного зенитного вооружения корабль располагает двумя многоканальными комплексами «Форт», аналогичными тем, что установлены на крейсерах проекта 1164.

На обоих кораблях предусмотрено базирование вертолетов Ка-27, которые могут использоваться для выдачи целеуказания главному ракетному комплексу на удалении до 300–400 километров.

По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей требуется попадание четырех – шести противокорабельных ракет «Гарпун» или двух-трех «Томагавков».

Подводная лодка проекта 949А имеет в качестве главного вооружения ракетный комплекс «Гранит», аналогичный установленному на крейсерах проекта 1144.

Основным средством поиска соединений надводных кораблей на этой подводной лодке является гидроакустический комплекс.

Единая боевая система

image002

Американские авианосцы практически всегда действуют в составе авианосных ударных групп или авианосных ударных соединений. Типовой состав такой группы включает один авианосец, шесть – восемь надводных кораблей прикрытия, в том числе два-три ракетных крейсера типа «Тикондерога» и столько же эсминцев УРО типа «Орли Берк», а также две-три атомные подводные лодки, в основном типа «Лос-Анджелес».

Авианосное соединение может включать до двух – четырех авианосных ударных групп, действующих в едином боевом порядке.

В настоящее время основу американского авианосного флота составляют корабли типа «Нимиц» различных модификаций. Имея водоизмещение около 95 000 тонн, они в качестве главного своего оружия располагают авиагруппой палубной авиации общим числом до 100 единиц различных летательных аппаратов.

Типовой состав авиакрыла авианосца включает 48 штурмовиков-истребителей F/A-18С, E, F и D, 10 противолодочных самолетов «Викинг», четыре – шесть самолетов-заправщиков, столько же самолетов РЭБ, четыре самолета-разведчика, четыре – радиолокационного дозора и управления типа Е-2С «Хокай», 10–16 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов.

Авиакрыло авианосца составляет основу ударной мощи авианосной ударной группы и обеспечивает все виды ее обороны.

Ракетные крейсеры и эсминцы УРО являются основой системы обороны авианосной группы.

Ракетные крейсеры типа «Тикондерога» при водоизмещении около 9600 тонн в качестве главного вооружения имеют различные виды ракетного оружия, расположенные в двух универсальных вертикальных подпалубных пусковых установках Mk-41 общей емкостью 122 ячейки.

Типовая загрузка ракетного оружия включает 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». Кроме этого, корабль располагает 16 ракетами «Гарпун» в палубных пусковых установках.

Эсминцы УРО типа «Орли Берк» по составу и номенклатуре вооружения аналогичны крейсерам типа «Тикондерога», отличаясь от них лишь сокращенным количеством боекомплекта. Так, эти корабли располагают 96 ячейками универсальных вертикальных пусковых установок.

Оба типа корабля оснащены боевой информационно-управляющей системой «Иджис».

Авианосцы, крейсеры и эсминцы располагают развитой системой средств радиоэлектронного подавления, позволяющей им существенно снижать вероятность поражения противокорабельными ракетами.

Можно полагать, что для вывода из строя или уничтожения американского авианосца потребуется попадание четырех – семи тяжелых российских противокорабельных ракет. Аналогичный показатель для крейсеров и эсминцев составит от одной до трех единиц.

Многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» имеют 12 пусковых установок, в которых способны разместиться противокорабельные ракеты «Томагавк» и четыре торпедных аппарата с боекомплектом 24 торпеды.

Решая задачу борьбы с надводными кораблями противника, авианосная ударная группа способна наносить удары палубной авиации в составе до 40 самолетов на удалении до 600–800 километров и ракетами «Томагавк» до 500–600 километров от центра ордера, имея в залпе до нескольких десятков таких ракет.

Противолодочная оборона авианосной ударной группы строится на глубину до 600 и более километров от авианосца. Противовоздушная – до 700 километров от центра ордера. Ее основу в дальней и средней зонах составляет палубная истребительная авиация, способная бороться и с крылатыми сверхзвуковыми ракетами. В ближней зоне основа системы ПВО состоит из многоканальных зенитных огневых средств кораблей охранения коллективной обороны.

В целом авианосная ударная группа США представляет собой единую боевую систему, в которой разнородные силы и средства действуют под управлением единой автоматизированной системы управления корабельного соединения, решая в едином комплексе все задачи обороны и наступления, возлагаемые на него.

Вероятность поражения – ноль

image003

Для того, чтобы поразить авианосец из состава авианосной ударной группы, наша корабельная группа во главе с ракетным крейсером или ракетная подводная лодка должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы и классифицировать ее, сблизиться на дистанцию применения ракетного оружия, сохранив боеспособность, получить целеуказание с определением места авианосца в ордере и пустить ракеты, которые, преодолев противодействие средств ПВО и РЭБ, должны поразить авианосец.

Рассмотрим возможности реализации этого комплекса событий.

Собственные возможности корабельной группы в составе ракетного крейсера и одного – трех кораблей охранения и обеспечения по ведению разведки ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, то есть несколькими десятками километров.

Имеющиеся на борту кораблей вертолеты для использования в интересах поиска корабельных соединений противника в больших по площади районах малопригодны в силу недостаточного числа этих машин на борту кораблей соединения (максимум два вертолета на наиболее крупном корабле) и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания и то на неполную дальность применения ракетного оружия.

Возможности ракетных подводных лодок 949А проекта по ведению разведки существенно шире. С помощью своей гидроакустики они могут обнаруживать шумы авианосных групп на удалении более ста морских миль. То есть при нахождении подводной лодки в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где существует определенная (хотя и небольшая) вероятность ее уничтожения.

Однако классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера с такого расстояния невозможно. Необходимо будет сблизиться с противником до нескольких десятков морских миль. То есть войти в среднюю зону противолодочной обороны соединения противника, где вероятность ее уничтожения уже весьма существенна.

Когда создавались эти крейсеры, то есть при советском Военно-морском флоте, их деятельность предполагалось осуществлять при поддержке системы военно-морской разведки на океанском (морском) ТВД. Она опиралась на развитую систему радио- и радиотехнической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные на территории не только СССР, но и других государств. Имелась у нее и эффективная система морской космической разведки, позволяющая не только обнаруживать и следить за корабельными соединениями противника, но и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей акватории Мирового океана.

В распоряжении каждого из океанских флотов были один-два полка разведывательной авиации, основу которых составляли самолеты, позволяющие вести разведку в дальней морской и океанской зонах – Ту-95РЦ и Ту-16Р.

Наконец, многочисленный и боеготовый атомный подводный флот позволял на постоянной основе держать в море от 10 до 30 и более атомных подводных лодок, которые также решали задачи разведки корабельных соединений противника.

Такая система разведки давала возможность выявлять и отслеживать американские авианосные соединения с момента их выхода из базы.

Сегодня из всей этой мощи остались фактически лишь ограниченное число атомных подводных лодок и существенно сокращенная система радио- и радиотехнической разведки, потерявшая к тому же все свои зарубежные центры (в частности Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме). От разведывательной авиации океанской зоны остались единичные самолеты. Эти силы не позволяют вести эффективную разведку важных районов морей и океанов, тем более обеспечить в требуемом объеме разведывательными данными наше соединение для эффективного удара по авианосцу.

Иная картина складывается у авианосного соединения, которое только своими силами способно контролировать воздушное и надводное пространство на глубину до 800 километров и более.

Имея такое превосходство, авианосное соединение будет способно не допустить наши ракетные крейсеры на дистанцию ракетного залпа, безнаказанно (даже не будучи обнаруженным) нанося по нему удары палубной авиацией и ракетами большой дальности.

В этом отношении положение ракетной подводной лодки существенно лучше. Она способна обнаружить и скрытно сблизиться с авианосным соединением противника. Однако вероятность ее обнаружения и уничтожения при этом весьма высока.

Но и в случае обеспечения надлежащей разведывательной информацией нашему небольшому корабельному соединению будет необходимо сблизиться с авианосным соединением на дистанцию стрельбы ракетным оружием.

Имея превосходство в дальности применения палубной авиации, противник нанесет по нашему соединению авиаудары составом до 40 машин, из которых около 25 оснащены двумя ракетами «Гарпун». Ударные самолеты и ракеты будут прикрываться самолетами РЭБ.

Залп в 40–50 крылатых ракет наше корабельное соединение отразить не сможет.

В этих условиях самые мощные ЗРК нашего корабельного соединения «Форт» смогут уничтожить лишь по несколько ракет каждый. Средства самообороны каждого из кораблей еще в самом лучшем случае уничтожат по одной-две ракеты, часть уведут на помехи. В итоге более двух десятков ракет поразят свои цели. Можно уверенно утверждать, что в итоге наши корабли, включая ракетный крейсер, будут с высокой вероятностью потоплены.

Если этого окажется недостаточно, удар может быть повторен.

То есть наше корабельное соединение даже не сможет подойти на расстояние ракетной стрельбы.

Условия преодоления противодействия противника для ракетной подводной лодки проекта 949А существенно лучше. Однако и в этом случае вероятность ее гибели до выхода на позицию применения оружия существенна.

Если же допустить, что наш ракетный крейсер или ракетная подводная лодка достигли позиции залпа и произвели его, то шансы поразить авианосец все равно невелики.

Залп из 16, 20 или 24 ракет против корабельного соединения, насыщенного многоканальными системами ПВО, прикрытого истребителями боевого воздушного патруля, располагающего мощными средствами РЭБ, вряд ли достигнет цели.

Две-три ракеты могут быть уничтожены истребителями. Каждый из ракетных крейсеров и эсминцев УРО способен поразить несколько ракет. Если учесть, что число кораблей, которые в состоянии принять участие в отражении ракетного удара, может составить три-четыре и даже больше, становится ясно, что непораженными останутся буквально единицы ракет. Их уничтожат зенитные средства самообороны или уведут от цели радиоэлектронные помехи.

Шансов достигнуть попадания хотя бы одной ракетой весьма невелики.

Таким образом, можно констатировать, что даже при условии успешного пуска своих ракет по американскому авианосному соединению шансы российского ракетного крейсера его поразить ничтожны. А с учетом других факторов они практически сводятся к нулю.

Как уравнять силы

image005

Итак, мощной сбалансированной группировке противника, насчитывающей около десятка боевых кораблей, несколько подводных лодок и около 100 самолетов, противостоят лишь два-три боевых российских корабля.

Сопоставление ТТХ американских крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Орли Берк» с нашими кораблями показывает, что они как минимум не уступают российскому крейсеру проекта 1164 и если уступают, то незначительно крейсеру проекта 1144.

При этом против шести крейсеров российского ВМФ, половина из которых небоеспособна, США способны выставить около 50 равноценных им боевых кораблей.

Поэтому рейды малочисленных российских групп боевых кораблей, направляемых в отдаленные районы Мирового океана и горячие точки, имеют практически исключительно политическое значение. Их военное влияние незначительно.

Чтобы успешно противостоять авианосной группе США, наш флот обязан противопоставить ей адекватное оперативное соединение.

Его численность должна быть сопоставима с авианосной группой: один – три ракетных крейсера проектов 1164 и 1144 в охранении пяти – восьми надводных кораблей класса эсминец, большой противолодочный корабль, фрегат, три – шесть ракетных подводных лодок проека 949А, четыре-пять многоцелевых подводных лодок при поддержке дивизии двух-трехполкового состава морской ракетоносной или дальней авиации, минимум эскадрильи разведывательных самолетов океанской зоны. На Северном флоте в состав ударной группировки может быть включен авианосец проекта 1143.5. С его введением боевой состав ударной группировки надводных кораблей может быть сокращен на 20–30 процентов.

Такая группировка в состоянии сформировать ракетный залп, равноценный американскому: 40–50 ракет и более. В бою с американским авианосным соединением наша группировка способна его разгромить и уничтожить авианосец. Однако при этом сама понесет весьма ощутимые потери и будет нуждаться в восстановлении боеспособности.

Каждый из наших океанских флотов сможет создать лишь одно такое соединение (если восстановят боеспособность кораблей). Американцы в состоянии выставить против каждого из них не менее четырех авианосных групп.

Кораблестроительная программа СССР позволяла поддерживать паритет военно-морских вооружений с США на приемлемом уровне. Упоминаемые выше крейсеры вводились в состав нашего флота практически синхронно с американскими «Тикондерогами».

Наш флот имел к 1991 году пять авианесущих крейсеров, один из которых был полноценным авианосцем. Планировалась постройка к 2000-му еще трех атомных авианосцев типа «Ульяновск».

Россия могла бы, обладая мощным флотом, гарантированно защищать свои интересы практически в глобальном масштабе. Сегодня она этой возможности лишена. Такова цена рыночных реформ.

Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Военно-промышленный курьер № 38 (506) за 2 октября 2013 года http://vpk-news.ru/articles/17631

b-port.com

атомный исполин, которому нет равных

Этому крейсеру нет аналогов в мире. Одним залпом он может уничтожить две, а то и три морские группировки противника. Встречи в открытом океане с этим великаном всегда предостерегают потенциальных недоброжелателей от их необдуманных действий.

«Правнук» линкоров

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль – отмечает в апреле свое 17-летие. Традиционно название «крейсер» присваиваются надводным боевым кораблям, способным действовать независимо от основной части флота. По сути ТАРК можно считать «правнуком» линкоров и линейных крейсеров прежних эпох. На вооружении российского ВМФ сейчас стоят ракетные крейсера двух проектов- 1164 «Атлант» («Москва», «Варяг») и 1144 «Орлан». Именно к последней серии относится и «Петр Великий.

Крейсер был заложен на стапелях Балтийского завода и спущен на воду 29 апреля 1989 года. «Петр Великий» не имеет аналогов за рубежом: американские крейсеры с ядерными силовыми установками типа «Вирджиния» по водоизмещению в два с половиной раза меньше, крейсер «Лон Бич» — в полтора. Полное водоизмещение российского ТАРК – более 24,5 тысячи тонн, а общая мощность турбин превышает 140 тысяч лошадиных сил.

Создание кораблей подобного класса многими экспертами по праву признано одним из наиболее значительных достижений отечественного кораблестроения XХ века. «Петр Великий» — это сверхсложная в боевом и техническом отношении система с самыми современными средствами вооружения, разведки, целеуказания, навигации и управления. Специалисты считают этот корабль даже более сложным, чем современный атомный подводный ракетоносец.

Огневой вал в океане

 

Перечисление всего вооружения, принятого на борт крейсеров, вместе его с техническими характеристиками займет не одну страницу. Перечислим только ключевые виды имеющегося здесь оружия. Основой боевой мощи «Петра Великого» считается противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 «Гранит». 10-метровая крылатая ракета (а их в арсенале крейсера два десятка) способна развивать скорость, в 2,5 раза превышающую звуковую, и доставлять 750-килограммовый заряд (в том числе ядерный) на дальность свыше 600 км. Именно наличие такого вооружения дает основания считать ТАРК главной ударной силой по уничтожению даже не кораблей — целых корабельных группировок противника, в том числе авианосных.

«Петр Великий» также оснащен пусковыми установками ЗРК С-300Ф (вертикального пуска), ЗРК «Оса-МА», ЗРАК «Каштан», 130-мм универсальными автоматическими установками АК-130 и 30-мм ЗАК АК-630М. Есть в арсенале корабля и мощное противолодочное вооружение, в том числе глубинные бомбы с собственной гидроакустической системой наведения. Обеспечить нанесение ударов с воздуха способны базирующиеся на борту корабля вертолеты Ка-27.

Но самое главное то, что вооружение «Петра Великого» представляет собой сложнейшие системы. К примеру, управление комплексом «Гранит» осуществляется не только бортовой автономной системой управления, но и с помощью космических аппаратов радиолокационной и радиотехнической разведки, которые обеспечивают целеуказание. Сбить такую ракету практически невозможно.

 

Покорители владений Посейдона

 

Главный плюс атомной силовой установки корабля — почти полная автономность по топливу, что дает неоспоримые преимущества в дальности плавания. Она у «Петра Великого» — неограниченная. Суммарная мощность энергосистемы крейсера такова, что корабль может запросто обеспечить энергией целый город с населением до 150 тысяч человек. Рассчитана атомная энергоустановка на 50-летнюю службу.

Главная энергетическая установка: комбинированная — атомно-паросиловая, имеющая в своем составе два атомных реактора, два резервных паровых котла, две турбины и четыре электростанции, а также четыре паротурбогенератора и столько же газотурбогенераторов. Кстати, в США все авианосцы строятся сегодня исключительно с подобными комплексными атомными энергетическими установками. Ход крейсеру придают 2 пятилопастных винта, и развивает этот корабль скорость в 32 узла (59 км/ч).

Внутри этого гиганта размером с семиэтажный дом, созданы приличные условия для пребывания экипажа  численностью 727 человек. Полторы сотни кают, три десятка кубриков. Общая протяженность коридоров и тамбуров здесь превышает 20 километров! Есть на борту собственные бани, сауна, бассейн, спортзал с тренажерами, салон для отдыха с бильярдом и роялем. Даже своя корабельная телестудия работает. В медицинском блоке развернут рентгенографический и зубоврачебный кабинеты, есть полностью оборудованная операционная. Перемещаться между этажами корабля экипажу помогают три лифта.

Под Андреевским флагом и орденом легендарного флотоводца

С апреля 1998 года ТАРК «Петр Великий» находится в строю Северного флота ВМФ России. За время своей службы корабль совершил внушительное количество дальних походов в Атлантическом океане, Средиземном море, побывал в водах Индийского и Тихого океанов. «Петр Великий» регулярно становится участником крупных военно-морских учений, обеспечивает безопасность судоходства в Арктической зоне, помогает осваивать наши территории в Северном Ледовитом океане. В 2009 году крейсер выполнял задачи по патрулированию в Аденском заливе. На его счету — три пойманные группы сомалийских пиратов. С ноября 2013 года по апрель 2014-го корабль принимал участие в этапах международной операции по вывозу компонентов химического оружия с территории Сирии.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Корабль также осуществлял патрулирование морской акватории во время операции по подъему затонувшей подлодки.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 года тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» награжден орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Владимир Путин во время своего визита в Североморск лично вручил награду командиру крейсера капитану 1 ранга Владиславу Малаховскому. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

В 2018-2021 годах «Петр Великий» пройдет ремонт и глубокую модернизацию, после чего вновь вернется в боевой строй российского ВМФ. «У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь — славный» — эти слова принадлежат адмиралу П.С. Нахимову, орденом имени которого награжден легендарный, уникальный корабль Военно-морского флота России.

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Министерство обороны России, пресс-служба Президента РФ, ТАРКр «Петр Великий»/ВКонтакте

tvzvezda.ru

Атомный крейсер «Петр Великий» против системы «Иджис» » Сила в ПРАВДЕ: Актуальные международные новости

Всякий раз, при упоминании атомного ракетного крейсера «Петр Великий», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же). И вот здесь-то и начинается самое интересное…

Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф
— Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

— Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

— Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

— Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

Каким же ладным и современным, после это

x-true.info

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Характеристики

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Генеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Атомного крейсера должно быть много

Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

И один в море воин

Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Пусковые шахты комплекса Гранит

Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

Вооружение

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Вертолёты Ка-27

Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

Радиоэлектронные средства

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

Где сейчас «Пётр Великий»

«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.


Содержание

  • Проект 1144
  • Атомного крейсера должно быть много
  • И один в море воин
  • Вооружение
  • Радиоэлектронные средства
  • Где сейчас «Пётр Великий»

По материалам techcult

24hitech.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *