Первый космический турист: Космический туризм — Википедия – Первый космический турист Деннис Тито. История полета

Содержание

Первый космический турист Деннис Тито. История полета

Деннис Тито (родился 8 августа 1940 года в Куинсе, Нью-Йорк, США) – американский бизнесмен, который стал первым частным лицом, оплатившим свое путешествие в космос.

Краткая биография

Тито получил степень бакалавра космонавтики и аэронавтики в Нью-Йоркском университете в 1962 году и магистра технических наук в Ренсселеровском политехническом институте в г. Трое, штат Нью-Йорк, в 1964 году. Работал аэрокосмическим инженером в Лаборатории реактивного движения Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА), где помогал планировать и контролировать миссии на Марс «Маринера-4» и «Маринера-9». В 1972 году из космонавтики он ушел в сферу финансов и помог основать американскую инвестиционную компанию Wilshire Associates, а также создал индекс «Уилшир-5000» — меру оценки рынка ценных бумаг США. Он первым использовал математический инструментарий, применяемый в космонавтике, для определения рисков финансового рынка.

первый космический турист

Сейчас или никогда

28 апреля 2001 года – день рождения коммерческих полетов в космос. В этот день американский бизнесмен оказался тем, кто стал первым космическим туристом в истории. Он оплатил свое пребывание на МКС, а также свою доставку туда на борту российского пассажирского транспортного корабля «Союз». Через сорок лет после того, как Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, Тито показал, что на космических путешествиях можно зарабатывать деньги, много денег, так как он выложил круглую сумму – 20 миллионов долларов США.

Он мечтал побывать в космосе еще со времени полета Юрия Гагарина. И в начале 2000 года Деннис начал претворять свою мечту в реальность. В том году ему исполнялось 60 лет, и он чувствовал, что его шансы попасть в космос стремительно уменьшаются. В то время старейшим астронавтом был Дик Слейтон, который побывал на орбите в 1975 году в возрасте 51 года.

И Тито я сказал себе: «Сейчас или никогда».

В июне 2000 года он подписал контракт с компанией MirCorp, который предусматривал полет на корабле «Союз ТМ-32» на российскую космическую станцию «Мир». Однако в декабре того же года эти планы провалились, так как Россия объявила, что планирует вывести с орбиты стареющую станцию («Мир» сгорел в атмосфере Земли в марте 2001 года).

Несмотря на неудачу, Деннис Тито вскоре договорился опять. Он подписал контракт с компанией Space Adventures, которая была посредником по доставке частных лиц в космос. В то время МКС была относительно новым проектом, сборка которого началась в ноябре 1998 года.

кто стал первым космическим туристом

Палки в колеса

Российская сторона согласилась взять деньги Тито и предложила ему место на корабле «Союз». Но другие партнеры по станции, в частности НАСА и космические агентства Канады, Европы и Японии, не были настроены позитивно. Они прямо сказали России, что не рекомендуют полет Деннису.

Представители НАСА в то время, в принципе, не возражали против присутствия платежеспособного клиента на борту орбитальной лаборатории. Они просто не верили в то, что к апрелю обучение Тито будет достаточным, так как тогда предполагалось проведение сложных и ответственных станционных мероприятий.

В пресс-релизе НАСА от 19 марта 2001 года было заявлено, что наличие непрофессионального члена экипажа, не обученного работе со всеми критическими системами станций, который не может реагировать и помогать в любой непредвиденной ситуации, что может возникнуть, и который будет требовать постоянного наблюдения, привнесет значительную нагрузку на экспедицию и снизит общий уровень безопасности МКС.

Первый космический турист считает, что его возраст также сыграл свою роль. По его словам, у старших людей случаются и сердечные приступы, и инсульты, и что угодно, а транспортирование трупа обратно на Землю было бы не очень удобным и психологически тяжелым. Поэтому НАСА сделала все возможное, чтобы Тито не смог полететь в апреле.

союз тм 32

Восемь месяцев в Звездном городке

Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.

В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.

По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.

талгат мусабаев

Воплощение мечты

Первый космический турист поднялся на орбиту, провел около шести дней на борту МКС, а затем приземлился в Казахстане 6 мая 2001 года.

Его полет имел большое значение, так как вдохновил ряд инвестиций в частные космические путешествия. Вероятно, компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, Blue Origin Джеффа Безоса, и даже SpaceX Элона Маска не появились бы в этом бизнесе, если бы полет Денниса Тито не состоялся. Его пример показал, что полет в космос доступен для частных лиц как в отношении физической подготовки, так и в финансовом плане.

Со своей стороны, Тито счастлив, что принял участие в рождении этой отрасли, хотя и относит все заслуги на счет предпринимателей и орбитальных туристов, пришедших после него. И для него, конечно же, поездка всегда будет резонировать на гораздо более личном уровне. По словам Тито, путешествие было его 40-летней мечтой. Полет дал ему ощущение полноты жизни – все, что он сделает сверх того, будет для него лишь дополнительным вознаграждением.

деннис тито

Деннис Тито – космический турист

Тито приземлился в казахской степи на борту посадочной капсулы корабля «Союз», которая вернула его и двух российских космонавтов с МКС на Землю. Деннис, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин приземлились в 05:42 по Гринвичу. Космонавты смягчили падение бортовыми ракетами и парашютом. За три часа до этого капсула «Союза» отстыковалась от космической станции и начала свой молниеносный спуск на Землю.

В заключительном видео из космоса Тито сказал, что лично он выполнил мечту своей жизни, лучше которой для него ничего не могло быть, и поблагодарил всех, кто поддержал его миссию. Когда экипаж покидал МКС, Талгат Мусабаев и американский астронавт Джим Восс обнялись, и Восс пожал руку Тито. Затем Тито и космонавты проплыли головами вперед в «Союз», и люк, соединяющий капсулу со станцией, был закрыт. Внутри капсулы они включили питание – космический аппарат черпал энергию из МКС и питал навигационный компьютер. Они надели громоздкие скафандры для полета на Землю, проверили герметичность корабля и отстыковались от станции.

Видеокамера на капсуле показывала быстрое удаление МКС и появление в поле зрения Земли. Капсула облетела планету один раз, а затем избавилась от большей части своего веса, включая жилой модуль с туалетом и кухней, а также приборный отсек с батареями и солнечными панелями. Осталась лишь 3,3-тонная посадочная капсула.

деннис тито космический турист

Жесткая посадка

Основной парашют «Союза» должен был раскрыться в 05:26 по Гринвичу, прежде чем сработают тормозные двигатели, чтобы смягчить посадку. В последний сеанс связи с экипажем центр управления полетами в Королеве, расположенном близ Москвы, попросил Мусабаева дать Тито две таблетки и соленой воды, чтобы помочь ему пережить перегрузки. Он не уточнил, что это были за лекарства.

Командир полета Петр Климук сообщил экипажу, что погода на месте посадки вблизи поселка, расположенного в 400 км к юго-западу от столицы Казахстана Астаны, хорошая, облачность незначительная, ветер 3–7 м/с и температура — около 20 °C.

После приземления

После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.

Бывший американский сенатор и астронавт Джон Гленн назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией освоения космоса. При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.

20 миллионов долларов

Опасения НАСА

Несмотря на то что НАСА препятствовало полету Тито до завершения строительства многомиллиардного космического комплекса, поездка вызвала предположения, что другие представители элиты захотят подняться выше атмосферы. Среди всплывших имен были режиссер Джеймс Кэмерон, обладатель «Оскара», который искал идеальный ракурс для съемки нашей планеты.

Хваля Кэмерона за ожидание благословения НАСА на поездку на МКС, глава космического агентства Дэн Голдин постоянно поминал Тито перед репортерами и конгрессом в ключе его гигантского эго и космической ничтожности инвестора с Уолл-стрит. В подкомитете Палаты представителей он заявил, что эта ситуация стала невероятно стрессовой для мужчин и женщин НАСА и что г-н Тито не осознает усилий тысяч людей в США и России, работающих на обеспечение его безопасности и безопасности остальных членов экипажа.

Угроза безопасности?

Эти протесты едва ли проникли сквозь толстый корпус МКС, летящей на высоте более 300 км, где первый космический турист, бывший инженер НАСА, пользовался непритворной поддержкой своих товарищей по «Союзу», вежливым гостеприимством двух астронавтов НАСА, живущих в «Альфе», и был принят в теплые объятия российского командира станции.

Наполненный звуками арий и увертюр, а также достопримечательностями проплывающих мимо континентов и океанов, безмятежный мир гражданина-исследователя Тито был нарушен только ранним приступом морской болезни.

Во время пресс-конференции он отбросил обвинения Голдина о том, что его присутствие угрожает безопасности космических профессионалов. Тито, который заплатил до 20 млн $ за полет туда и обратно, очень многим помог экипажу.

Черная работа

Деннис Тито в космосе раздавал пищу и делал довольно грязную работу, помогая экипажу и оставляя ему больше времени для выполнения основной работы.

Именно соображения безопасности стали причиной того, что 60-летний Тито совершил свое космическое путешествие. Юрий Батурин, космонавт Талгат Мусабаев и Тито доставили на «Альфу» новую спасательную капсулу. Прибытие нового «Союза» требовалось каждые шесть месяцев, так как токсичное топливо на борту российских кораблей разлагалось и в течение длительного времени подвергало коррозии детали двигателя. Старому судну оставалось около двух недель до истечения его 200-дневного гарантийного срока.

Агентство НАСА, ведущий партнер 16 стран, по частям собиравших «Альфу», обиделось потому, что Москва продала место непрофессионалу.

Не было бы счастья

Но недостаточно финансируемая российская космическая программа, контролирующая список пассажиров для осуществления миссии «Союза», продолжила эксперимент с капитализмом высокого полета, особенно с учетом того, что стоимость билета покрывала затраты на весь полет. Многолетние нехватки денежных средств, вынудившие россиян начать свой туристический бизнес, преследовали космическую программу Москвы после распада СССР. Частично по этой причине Россия отказалась от станции «Мир» после рекордных 15 лет ее пребывания на орбите.

Вашингтон оплачивал львиную долю стоимости проекта, но Москва, которая имеет непревзойденный опыт долгосрочных космических миссий, разработала и построила много ключевых частей. По всей видимости, оппозиция США полету Тито имела политическую мотивацию.

Состоялся полет в космос первого космического туриста

Состоялся полет в космос первого космического туристаПервый космический турист – американский миллионер Деннис Тито

В 20 веке в космос летали только профессиональные космонавты и астронавты – это была их основная работа. Правда, иногда случались и служебные командировки на орбиту. Например, в 1990 году японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста, а ранее в космос летал на шаттлах сотрудник компании «McDonnell Douglas». В новом тысячелетии выйти за пределы атмосферы стало возможным и по собственному желанию, то есть туристом.

28 апреля 2001 года стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Т.Мусабаевым и Ю.Батуриным и первым космическим туристом американским миллионером Деннисом Тито на борту. 30 апреля была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС).

Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото– и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. 6 мая российские космонавты с Деннисом вернулись на Землю.

Сразу после приземления первый космический турист сказал, что он побывал в раю, и что собирается опубликовать книгу о своем пребывании в космосе. За полет на околоземную орбиту Тито заплатил Федеральному космическому агентству России 20 млн. долларов США.

Именно тогда в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм», начало которому положил этот полет. Правда, сам Тито (и его последователи) называет себя не туристом, а участником космического полета. Этот термин используется и в официальных кругах.

Космический туризм – полеты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть огромное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики.

В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является МКС. Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз. Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость.

Последний полёт космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина — Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза (данные на апрель 2013 года).

Сегодня космический туризм, несмотря на стоимость билетов в 30-40 млн. долларов, становится серьезным бизнесом, поскольку число желающих увидеть космос и готовых платить за недоступные на Земле ощущения постоянно растет. Также важно отметить, что именно Россия открыла эпоху космического туризма в первый год 21 века, ровно через 40 лет после полета Ю.Гагарина.

Первый космический турист по программе SpaceX начал искать спутницу для полета на Луну

44-летний миллиардер из Японии Юсаку Маэдзава, который стал первым космическим туристом, заплатившим за полет на корабле SpaceX к Луне, объявил, что подыскивает себе спутницу для полета.

Мужчина разместил в твиттере ссылку на японский стриминговый сервис Abema TV. Он будет транслировать документальное шоу «Любители полной луны» о поисках спутницы. Там же можно подать заявку на участие в конкурсе. «У Маэзавы давняя мечта отправиться в космос. Он хочет побывать в таком особенном месте вместе с кем-то особенным», — говорится на сайте.

Требования к претенденткам: «яркие, всегда позитивные» одинокие женщины в возрасте от 20 лет, интересующиеся полетами в космос, имеющие возможность участвовать в подготовке, желающие мира во всем мире.

Заявки на участие принимаются только до 17 января. Спустя полторы недели миллиардер начнет изучать кандидатуры, а февраль и март посвятит встречам с потенциальными спутницами. Маэдзава пообещал, что объявит победительницу к концу марта.

Forbes оценивает состояние Маэдзавы в $2 млрд. Миллиардер является основателем крупнейшего в Японии онлайн-магазина модной одежды Zozotown. Он также коллекционирует произведения искусства. Буквально на прошлой неделе Маэдзава побил рекорд по ретвитам, объявив, что разделит 1 миллиард иен между случайной группой из 1000 человек.

См. также: «Величайшее приключение в жизни человека: 7 историй космических туристов»

Старт полета к Луне намечен на 2023 год. Полет должен продлиться около недели. Starship должен облететь вокруг Луны без посадки на нее, а затем вернуться обратно на Землю. О том, сколько заплатил за полет японец, информации нет. Илон Маск упоминал лишь, что этих средств достаточно для разработки новой модели автомобиля. Сам миллиардер заявил тогда, что он заплатил за дополнительные места, чтобы взять с собой в поездку от шести до восьми художников: «Этих художников попросят создать что-то после их возвращения на Землю, и эти шедевры вдохновят всех нас».

См. также: «Космические штрихи уходящего года»

Космический туризм — Вики

Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.

Первые космические туристы

Идея космического туризма впервые была отражена в ряде работ Баррона Хилтона и Крафта Эрика, опубликованных в 1967 году. Они впервые попытались протолкнуть идею коммерциализации космоса. В то время она не увенчалась успехом.

Космический туризм начал активно развиваться в конце XX века. В 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике (англ. International Astronautical Congress) был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма» (англ. Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism), который вызвал массу обсуждений не только в научных, но и в деловых кругах.

Первым туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф, которая погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого инцидента правительством США был принят закон, который запрещал непрофессионалам полёты в космос.

В 1990 и 1991 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания), которые совершили полёты на советскую орбитальную станцию «Мир» на космических кораблях Союз ТМ-11/Союз ТМ-10 и Союз ТМ-12/Союз ТМ-11 по частно-финансируемым негосударственным проектам телекомпании TBS и «Джуно» (консорциум британских компаний).

Полёты на МКС

В настоящее время единственной используемой с целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС).
Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на российский сегмент МКС.

Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов (данные на конец 2012 года), причём один из них (Чарльз Симони) дважды.

Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке, город Щёлково под Москвой, а также в небольших самолётах, в которых создаётся невесомость.

Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20—23 миллионов долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растёт[1].
С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30—40 млн долларов; кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос — 3 миллиона долларов.

Космические туристы, посетившие МКС

Началом космического туризма был полёт американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля Союз, 28 апреля 2001 (завершение полёта 6 мая). В состав экипажа Союз ТМ-32, на котором летал Деннис Тито, также входили казахстанский и российский космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт , полетевший на МКС 25 апреля 2002 (завершение полёта 5 мая). В состав экипажа Союз ТМ-34, на котором летал Марк Шаттлворт, также входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори. За полёты оба заплатили Федеральному космическому агентству России по 20 миллионов долларов.

1 октября

Первый космический турист: Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю

Первый космический турист: Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю


Первый космический турист — Деннис Тито. Фото: NASA


16 лет назад американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения — Деннис Тито — стал первым в мире космическим туристом.


28 апреля 2001 года Деннис Тито стал первым в мире космическим туристом. Он облетел Землю 128 раз и заплатил за это 20 миллионов долларов — выходит каждый из витков обошелся ему в 150 тысяч.


Деннис Тито всю жизнь увлекался космонавтикой и с интересом следил за достижениями СССР и США в этой области. А в апреле 2001 года, в возрасте шестидесяти лет, Тито удалось осуществить свою мечту и отправиться в космос, поднявшись с космодрома Байконур в Казахстане.


Подготовка к полету продлилась около восьми месяцев. За это время Деннису Тито пришлось пройти не только физическую подготовку, но и освоить основы управления космическим кораблем. Кстати, мультимиллионеру также пришлось освоить ручную стыковку корабля с МКС, на случай, если автоматика откажет. На предполетном экзамене первому космическому туристу удалось доказать, что он заслужено занимает место в экипаже — все задания он выполнил без единой ошибки.


Любопытно, что во время самого полета не обошлось без происшествий — во время взлета у 60-летнего Тито начались проблемы с сердцем, а на орбите он разбил голову о люк корабля, сильно оттолкнувшись от пола. 





Почтовая марка Казахстана: Деннис Тито, Талгат Мусабаев, Юрий Батурин


В состав экипажа также входили российский и казахстанский космонавты Юрий Батурин и Талгат Мусабаев. Последний, кстати, оказывал Тито квалифицированную медицинскую помощь в обоих несчастных случаях. За что получил от мультимиллионера прозвище «baby-nurse number 1» («нянька номер один»). 


Несмотря на два несчастных случая Деннис Тито остался доволен полетом и вернувшись с орбиты домой, заявил:


— Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию.


СПРАВКА «КП»


Деннис Тито — американский мультимиллионер итальянского происхождения. Глава одной из ведущих инвестиционных фирм в США — Wilshire Associates. Предприниматель всю жизнь интересовался космонавтикой и получил образование в области космических технологий. А после продолжительной работы в Лаборатории реактивного движения при НАСА Деннис Тито переключился на финансирование госпроектов в космической области.


По материалам: rpi.edu, sfgate.com, astronaut.ru


В ТЕМУ


Сколько стоит в космос полететь


2001 год. Первый космический турист Денис Тито заплатил за полет на МКС $20 миллионов. За эти деньги он 8 месяцев готовился к полету и облетел Землю 128 раз. 


2007 год. Обнародована новая цена выхода туриста в открытый космос — $15 миллионов. Пока такой возможностью никто не воспользовался. 


2008 год. Старт суборбитальных (без выхода в открытый космос) полетов. Цена в зависимости от высоты — от $95 до 200 тысяч. 


2009 год. Полеты дорожают. Основатель Цирка дю Солей Ги Лалиберте заплатил за полет на МКС $35 миллионов.


Космических туристов укачивают в центрифуге и кормят невкусной едой


Харьковчанин Константин Косенко прошел «краткий курс молодого астронавта» в штате Флорида. На орбиту 27-летний украинец, правда, так и не полетел, зато узнал, как становятся космонавтами.


ЛЮБОПЫТНО


Рекорды и всякие забавные и трагические истории, которые случались в жизни «Мира»


23 марта 2001 года, в Тихом океане были затоплены останки первой орбитальной станции.


Гости станции: перебежчик…


В советское время власти катали на орбитальные станции космонавтов из дружественных стран, превращая их в местных Гагариных. Космонавты соцстран летали на станции «Салют». А на «Мир» первым из иностранцев полетел сирийский летчик Мухаммед Ахмед Фарис. Было это в 1987 году. По окончании недельного полета он стал Героем Советского Союза.


В 2012 году генерал ВВС Сирии Мухаммед Ахмед Фарис бежал в Турцию и присоединился к оппозиции, поддержав Свободную армию Сирии.


…фермер…


В 1989 году состоялся первый коммерческий полет. Японская телекомпания TBS заплатила 25 млн долларов за полет своего журналиста (сумасшедшие деньги — первый космический турист Деннис Тито заплатил почти такую же сумму, только было это спустя 12 лет и летал он на МКС). Тоехиро Акияма (прозвище — Окаянный) вел с борта станции репортажи. Но, говорят, снимали за него сюжеты советские космонавты — японец очень плохо переносил невесомость. Вскоре после возвращения он ушел с телевидения и организовал ферму по выращиванию риса и грибов в префектуре Фукусима. В апреле 2011 года после землетрясения и аварии на АЭС «Фукусима-1» бросил свою ферму.

28 апреля 2001 года. В космос отправился первый космический турист Деннис Тито

За то, чтобы облететь Землю по орбите 128 раз, он заплатил $150 тыс., и сказал, что нисколько об этом не жалеет.

Американец итальянского происхождения Деннис Тито всю жизнь
интересовался космосом, получил в этой области образование и
долгое время работал в Лаборатории реактивного движения NASA.
Однако потом занялся инвестициями в космической отрасли и стал
мультимиллионером. Так что к 2000 году у него была
возможность купить себе место на борту настоящего космического
корабля. Правда, к тому времени Тито шел уже 61-й год, но это его
не слишком смущало.

В NASA отвергли просьбу Тито взять его в космический полет, так
что он обратился в Роскосмос. После восьмимесячного обучения, в
ходе которого Денниса учили, в том числе — на всякий случай —
управлять космическим кораблем и вручную стыковаться с МКС,
первый космический турист блестяще сдал все экзамены и занял
место в экипаже корабля «Союз ТМ-31». Компанию ему составили
50-летний Талгат Мусабаев и 51-летний Юрий Батурин. В таком
составе они 28 апреля 2001 года стартовали с космодрома
«Байконур».

Полет прошел не без проблем. При взлете у Тито прихватило сердце,
а на орбите он, не рассчитав движения в невесомости, сильно
ударился головой о люк корабля, после чего Мусабаеву пришлось
оказывать американцу медицинскую помощь. Всего экипаж облетел
Землю по орбите 128 раз, и, как заявили в Роскосмосе, успешно
выполнил намеченную программу. Тито заплатил за участие в полете
$150 тыс., и сказал, что нисколько об этом не жалеет.

«Это был рай! Отличный полет, отличное приземление и никаких
проблем!» — заявил Деннис журналистам после приземления, которое
произошло 6 мая в 9:41 по московскому времени в казахстанской
степи.

Тито пока остается единственным в мире космическим туристом.
Однако идея такого туризма жива: только занимаются такими
проектами теперь не государственные космические агентства, а
частники. Например, компания Blue Origin основателя Amazon Джеффа
Безоса недавно представила проект прогулочного орбитального
космического корабля New Shepard. Предполагается, что стоимость
полета на нем для одного туриста составит $100-200 тысяч. Первый
пилотируемый полет New Shepard. запланирован на 2018 год.

История космического туризма. Как развивался космический туризм • Cosmos Agency

Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики.

На Западе к космическому туризму относятся как к серьезному и перспективному бизнесу. Социологи проводят опросы общественного мнения, экономисты просчитывают возможные затраты и прибыли. Полученные результаты опроса в Японии показали, что 70 % людей в возрасте до 60 лет и более 80 % людей – до 40 лет хотя бы раз в жизни хотели бы побывать в космосе.

Приведём ключевые и наиболее значимые моменты развития отрасли космического туризма в течение последних 50 лет. За основу возьмём исследования А. Герасименко, А. Шумилина, а также собственный анализ данной проблематики.

Год 1962 – 22 августа экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет (ЭПОС) USAF X-15 установил неофициальный мировой рекорд высоты – 107 км 960 м. Спустя более 40 лет этот рекорд побьет детище Virgin Galactic, летательный аппарат SpaceShipOne (111 км 996 м).

Год 1967 – небезызвестный Баррон Хилтон (Barron Hilton) и Крафт Эрике (Kraft Ehricke) опубликовали несколько работ, посвященных космическому туризму. Одна из них – «Отели в космосе» (Hotels in Space). К сожалению, очередная попытка привлечь внимание общественности к вопросам коммерциализации космоса успехом не увенчалась.

Год 1980 – Питер Диамандис основал общество «Студенты за освоение космоса и развитие космонавтики» (Students for the Exploration and Development of Space, SEDS). SEDS в настоящее время является крупнейшей мировой студенческой организацией в области космоса.

Год 1984 – в Великобритании увидела свет первая серия публикаций Дэвида Ашфорда (David Ashford) на тему создания летательного аппарата для туристических полетов в космос.

Год 1985 – Гари Хадсон (Gary Hudson, компания Pacific American Launch Systems) представил общественности проект дизайна многоразового одноступенчатого воздушно-космического аппарата (МВКА) «Phoenix» (вертикальные взлет и посадка).

В этом же году Pacific American Launch Systems вместе с туристической компанией Society Expeditions дали старт проекту «Project Space Voyage». Всего за $50000 (хотя на то время довольно ощутимая сумма) каждый желающий имел возможность в течение короткого промежутка времени побывать на низкой околоземной орбите. Тем не менее, популярностью инициатива не пользовалась, а недостаточная активность инвесторов лишила разработчиков возможности дальнейшего развития аппарата «Phoenix».

Год 1986 – в ходе очередного Международного Конгресса Астронавтики (International Astronautical Congress, IAF Congress) представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма» (Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism).

28 января 1986 г. гибель шаттла «Челленджер» во время взлета. Все находившиеся на борту космонавты погибли, включая Кристи Маколифф. Школьная учительница должна была стать первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. Спустя некоторое время, правительство США ввело запрет на полеты в космос непрофессионалов.

Год 1987 – Питер Диамандис выступил с ещё одной важной инициативой: основал и стал исполнительным директором Международного космического университета, МКУ (International Space University, ISU). МКУ представляет собой ведущее в мире образовательное учреждение с многонациональной и междисциплинарной программой в области космоса.

Год 1989 – на Международном Конгрессе Астронавтики компания Shimizu Corporation, работающая в сфере строительства, представила дизайн проекта орбитального отеля («Feasibility of Space Tourism – Cost Study for Space Tour»).

Год 1990 – Дэвид Ашфорд (David Ashford) и Патрик Коллинс (Patrick Collins) опубликовали материал «Ваше руководство по космическим полетам: как стать космическим туристом в течение 20 лет» (Your Spaceflight Manual: How you could be a tourist in space within 20 years).

Год 1993 14 апреля организация Japanese Rocket Society (JRS) объявила о старте кампании по развитию космического туризма как вида предпринимательской деятельности. Основан исследовательский комитет Transportation Research Committee, задачей которого стала разработка летательного аппарата для перевозки туристов. Результаты проведенного на территории Японии масштабного аналитического исследования показали, что среди 3030 опрошенных респондентов подавляющее большинство с большим интересом следят за ходом развития отрасли и хотели бы стать космическими туристами.

Год 199419 мая в городе Йокогама прошел Международный симпозиум, посвященный технологическим и научным достижениям в сфере освоения космоса (International Symposium on Space Technology and Science, ISTS).

Год 1995август–сентябрь. Результаты социально-аналитических исследований в Канаде, США, Германии подтвердили заинтересованность общественности в космическом туризме: это популярно, об этом говорят и это может быть востребовано.

Сентябрь – в Вашингтоне организация Space Transportation Association (STA) вместе с NASA объявила о внедрении программы по изучению вопросов, в той или иной мере касающихся космического туризма.

В этом же году – учрежден фонд «X-Prize» при участии Питера Диамандиса, Байрона К. Личтенберга (Byron K. Lichtenberg), Колетта М. Бевиа (Colette M. Bevis) и Грегга Э. Мариниака (Gregg E. Maryniak).

Год 199618 мая в Сент-Луисе, США, Питер Диамандис объявил о старте конкурса «X-Prize». Согласно положениям конкурса «X-Prize» требуется создать трехместный летательный аппарат, способный достигать высоты 100 км. Первая организация, которая на собственные или предоставленные частными лицами средства разработает такую систему и проведет два полета с интервалом в две недели, получит приз в размере 10 млн долларов. Главная цель этого негосударственного проекта и приза в $10 млн – привлечь внимание общественности к проблемам разработки и внедрения многоразовых космических аппаратов, мотивировать частные и государственные структуры к работе в этой сфере.

Июль – NASA заключила контракт стоимостью $900 млн на 3 года с Lockheed Martin. Цель – создание и запуск беспилотного космического корабля Х-33, который бы позволил снизить стоимость доставки грузов в космос более чем в 10 раз.

Год 1997 – учреждено Сообщество по Развитию Космического Туризма (Space Tourism Society) в Лос-Анджелесе, Калифорния.

Март. В Бремене, Германия, открылся Первый Международный Симпозиум по вопросам Космического Туризма (First International Symposium on Space Tourism), организованный компанией Space Tours Gmbh. Мероприятие вызвало широкий интерес у прессы и общественности.

Год 19981 января учрежден первый японский космический туроператор Spacetopia Inc. Одни из партнеров-спонсоров Первого Международного Симпозиума по вопросам Космического Туризма, компания Daimler-Benz Aerospace GmbH начала собственную программу по изучению вопросов космического туризма.

Апрель – гигант пищевой промышленности Японии, компания Suntory вместе с Pepsi-Cola Japan объявили о начале акции, победители которой получат возможность стать космическими туристами.

Май – собраны первые 5 миллионов долларов призового фонда X Prize.

Год 1999 – основана компания Virgin Galactic Airways.

Год 2000 – объявлено имя первого «платного» гостя орбитальной станции МИР. Им стал американец Деннис Тито (Dennis Tito), финансовый аналитик, основатель Wilshire Associates.

Год 200128 апреля запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Деннисом Тито.

21 июня – впервые за 40 лет существования NASA, представители агентства провели социологический опрос жителей США, в ходе которого им удалось определить уровень заинтересованности и отношение общества к космическому туризму.

27 июня – американский астронавт Эдвин Олдрин, который в 1969 году участвовал в первом полете на Луну, выступил с заявлением, в котором призвал правительство США способствовать развитию космического туризма.

24 августа – компания MirCorp, занимающаяся эксплуатацией орбитальной станции «Мир», объявила о заключении с правительством России, Ракетно-космической корпорацией им. Королева «Энергия» и Российским авиационно-космическим агентством (Росавиакосмос) соглашения. Условия договора предусматривали разработку и запуск первой в мире частной космической станции Mini Station 1. Документ подписали Юрий Коптев (Росавиакосмос), Юрий Семенов («Энергия») и президент MirCorp Джефри Манбер (Jeffrey Manber).

526888c3d18a7.preview-620526888c3d18a7.preview-620

Год 200215 марта в Жуковском ученые и инженеры России продемонстрировали прототип МВКА Cosmopolis XXI для доставки на орбиту космических туристов. Летательный аппарат разрабатывался при участии опытно-конструкторского бюро Мясищева и финансовой поддержке американской компании Space Adventures.

25 апреля – «южноафриканский Билл Гейтс» Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth) стал вторым в истории космическим туристом и первым жителем Южной Африки, побывавшим в космосе. Тем не менее, сам М. Шаттлворт, основатель компании Thawte, предпочитает называть себя космонавтом, никак не туристом.

22 июля – сразу несколько СМИ опубликовали информацию о намерениях Лэнса Басса (Lance Bass) из группы NSYNC стать космическим туристом. Спустя несколько дней Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) опровергло эти данные: «Мы – не турагентство, которое продает путевки всем желающим». Если бы Лэнсу удалось занять место в «Союз ТМА-1», он бы стал самым молодым в истории астронавтом, побывавшим на орбите и первым музыкантом, отправившимся в такое путешествие.

Год 20031 февраля в небе над Техасом при заходе на посадку потерпел крушение шаттл «Колумбия» (Columbia) с семью членами экипажа на борту. 28-я миссия стала для шаттла последней. Трагедия заставила общественность задуматься о продолжении развития космического туризма как вида экстремального отдыха и предпринимательской деятельности.

526888c3d18a7.preview-620

526888c3d18a7.preview-620

20 апреля – в пустыне Мохаве компания Scaled Composites представила суборбитальный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne и самолет-носитель White Knight.

19 мая – совершил свой первый полет SpaceShipOne. Спонсор проекта SpaceShipOne решил назвать свое имя – им оказался миллиардер Пол Гарднер Аллен (род. 1953), один из основателей компании «Microsoft».

17 декабря – SpaceShipOne впервые преодолел звуковой барьер.

Год 200421 июня частный космический корабль многоразового использования SpaceShipOne совершил испытательный полет за пределы земной атмосферы. При массовом скоплении публики (до 27 тысяч человек) – представителях прессы, общественных деятелей и простых зрителях, ракетоплан «SpaceShipOne» преодолел высоту 100 км.

17 июля – компания Constellation Services International (CSI) впервые представила инициативу организации полетов к Луне. Программа получила название Lunar Express Space Transportation System.

4 октября – Фонд X-Prize объявил создателей SpaceShipOne, компанию Scaled Composites, победителями соревнования.

5–7 октября участниками Международного семинара в г. Переяслав-Хмельницкий (Украина) было организовано Международное философско-космологическое общество (МФКО), основная задача которого заключалась в исследовании места человека в масштабах Земли и космоса.

6 ноября – представители X Prize вручили приз Scaled Composites и объявили о том, что конкурс X Prize становится ежегодным.

12 ноября – основатель крупнейшего интернет-магазина Amazon Джефф Безос заключил сделку с компанией Blue Origin на строительство летательного аппарата для совершения суборбитальных космических полетов.

23 декабря – президент США Джордж Буш подписал закон, регламентирующий права на проведение частных полетов людей в космос. Согласно этому документу, граждане США имеют полное право совершать полеты в космос на частных летательных аппаратах на свой страх и риск. Общество приняло эту новость с оптимизмом. Считалось, что подписание актов такого рода повлечет за собой рост вложений в отрасль со стороны частных инвесторов.

526888c3d18a7.preview-620526888c3d18a7.preview-620

SpaceShipTwo resting under the Mothership WhiteKnight2 inside a hangar in Mojave,Ca. SpaceShipTwo will have its worldwide debut Monday evening at the Mojave airport for dignitaries and future “astronauts”.

Год 200527 июля компании Scaled Composites и Virgin Group объявили о создании совместного предприятия Spaceship Company для разработки и запуска летательных аппаратов SpaceShipTwo и White Knight2.

1 октября – ученый Грегори Олсен (Greg Olsen), работающий в сфере оптоэлектроники и возглавляющий компанию Sensors Unlimited, стал третьим в истории космическим туристом. Американец провел на МКС восемь дней.

17 октября – компания Virgin Galactic начала прием заявок желающих стать космическими туристами.

Год 2006Февраль. Компания Prodea Systems объявила о начале сотрудничества со Space Adventures и Федеральным Космическим Агентством России, в рамках которого планировалось создать целый флот многоразовых космических кораблей для коммерческих полетов.

В этом же месяце пресс-служба Space Adventures поделилась с общественностью планами компании построить частный космодром на территории Объединенных Арабских Эмиратов.

18 сентября – американка иранского происхождения Анюше Ансари (Anousheh Ansari) стала первым космическим туристом-женщиной.

Год 20077 апреля. Доктор Чарльз Симони (Charles Simonyi) стал пятым по счету космическим туристом. Путешествие обошлось ему в 20 миллионов долларов.

Июль – пресс-служба Bigelow Aerospace объявила о намерениях компании ближе к 2010 году построить космический отель. Примечательно, что заявление американской компании последовало сразу после того, как испанская Galactic Suite сообщила о намерениях построить отель для космических туристов до 2012 года.

Год 2008октябрь. Программист Ричард Гэрриот (Richard Allen Garriott) стал шестым космическим туристом. За сумму в 30 млн дол., которая по признанию самого Р. Гэрриота составляла большую часть его капитала, он продолжил дело своего отца Оуэна Гэрриота, проведя в космосе с 12 по 24 октября 2008 г.

Год 2009 – Сначала Чарльз Симони совершил свой второй космический полёт (с 26 марта по 8 апреля), а потом канадец, артист цирка Ги Лалиберте (Guy Laliberté) стал последним на данный момент, восьмым космическим туристом.

Год 2010 – Этот год стал примечателен двумя важнейшими событиями в области массового освоения космоса. Во-первых, 23 октября 2010 г. в пустынной местности штата Нью-Мексико (США), в 70 километрах к северу от города Лас-Крусес открыли взлётно-посадочную полосу первого в мире частного космодрома The New Mexico Spaceport Authority Building (а в народе – просто «космопорт Америка»). Руководитель проекта – всемирно известный архитектор Норманн Фостер. Часть территории космодрома и терминал перешли в аренду корпорации Virgin Galactic – компании миллиардера Ричарда Брэнсона, которому и принадлежала идея строительства космопорта.

Во-вторых, двумя неделями раньше 12 октября 2010 г. состоялся первый пилотируемый полёт коммерческого суборбитального космического корабля SpaceShipTwo VSS Enterprise, созданного в компании Virgin Galactic. Крылатый ракетоплан оторвался от носителя WhiteKnightTwo «Eve» на высоте 13 700 м над пустыней Мохаве, что в южной части штата Калифорния, и под управлением пилотов компании Scaled Composites Пита Сиболда и Майка Олсбери успешно приземлился на аэродроме исследовательского центра Mojave Air and Space Port одиннадцать минут спустя. Полёт, выполнявшийся без двигателей, был парящим, его цели заключались в том, чтобы проследить за динамикой освобождения корабля, произвести начальную оценку систем управления и последствий остановки двигателей, сравнить устойчивость и управляемость с предсказаниями компьютерных моделей, взглянуть на подъёмную силу и сопротивление, а также просто выполнить спуск и сесть. Планируется, что космический корабль SpaceShipTwo будет поднимать на суборбитальную высоту шестерых пассажиров и двух пилотов. Первоначальная цена билетов для космических пассажиров – около $200 тыс. за место. SpaceShipTwo, разработанный Scaled Composites и конструктором Бёртом Рутаном, представляет собой усовершенствованный вариант самолёта-ракеты SpaceShipOne, который выиграл $10 млн в конкурсе Ansari X Prize в 2004 году и первым из коммерческих пилотируемых аппаратов достиг высоты 100 км. Именно тогда миллиардер Ричард Брэнсон решил основать Virgin Galactic и выйти на рынок космического туризма.

В декабре 2010 г. впервые на территории бывшего Советского Союза в г. Киеве (Украина) прошла Международная научно-практическая конференция «Космические путешествия: наука, образование, практика».

Год 2011 – В Украине стартовал проект (24 февраля 2011 г. в г. Переяслав-Хмельницкий) «Космическая Украина». Основная задача проекта: актуализировать проблему освоения космоса на территории бывшего Советского Союза, начиная с формирования космического мировоззрения в младших и средних классах школы.

Таким образом, как мы видим, хронология развития космического туризма указывает на очевидный факт: данная тема зреет в недрах человеческой цивилизации и начинает приобретать массовый характер. Факт заинтересованности и допуска частных компаний к развитию космического туризма свидетельствует о начале долгого пути в сфере развития околоземных космических путешествий.

Источник. Автор статьи: О.А. Базалук

Поздравляем, вы успешно подписались на обновления космического туризма. Ждем вас в космосе!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *