Оригами технология – Материал по технологии на тему: Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС

Содержание

Оригами — Википедия

Бумажный журавль, выполненный при помощи оригами
Процесс создания бумажного журавля

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для её консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу[1].

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании. Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около VIII века н. э., мавры принесли бумагу в Испанию около XI века. С этого времени в Испании и с XV века в Германии начало развиваться складывание бумаги[2]. Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в XVII-XVIII вв. К XVII веку в Европе существовал целый ряд традиционных моделей: Испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики. В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики[2].

В 1960-х с введением в обиход системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

В оригами используется единая система универсальных знаков, позволяющая записать процесс складывания любой модели в виде серии чертежей. Она была придумана лишь в середине XX века известным японским мастером оригами Акирой Ёсидзавой и позволила оригами распространиться по всему миру.

Модульное оригами[править | править код]

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. В технике модульного оригами часто делаются: коробочки, плоские и объемные звезды, объекты шарообразной формы, которые в России получили не совсем точное название кусудама, так как первоначально кусудама предполагала сшивание модулей в шар.

Простое оригами[править | править код]

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок горой и долиной. Целью данного стиля является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Складывание по паттерну[править | править код]

Паттерн (англ. crease pattern; CP; устар[источник не указан 1463 дня]. развёртка) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Далее остается только придать ей форму согласно фотографии автора.
Складывание по паттерну сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. Дело в том, что паттерны используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме паттерна.

Мокрое складывание[править | править код]

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги, склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги[править | править код]

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (часто формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники, круги.

Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.

Примечательно, что бумага показывает нулевую гауссову кривизну во всех точках поверхности, и только сгибы представляют собой линии нулевой кривизны. Но кривизна вдоль поверхности неизогнутой складки на влажной бумаге или складки ногтем не удовлетворяют этому условию.

То, что составление плоской модели из образца складки является NP-полным, было доказано Маршаллом Берном и Барри Хайесом[3].

Проблема твёрдого оригами имеет некоторое практическое значение. Она формулируется так: если заменить бумагу листом металла и использовать стержни вместо линий складок, то возможно ли получить соответствующую модель? Примером решения этой проблемы являются твёрдые сгибы Миуры, используемые для развёртывания массивов солнечных батарей для космических спутников.

  • Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами. — СПб.: ООО Издательский дом «Кристалл», 2000. — 272 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-306-00002-9.

Основы техники модульного оригами, виды оригами

Оригами (в переводе с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания различных фигур из бумаги без применения ножниц и клея. Существует много версий, где же именно зародилась техника оригами. Предположительно в Древнем Китае, где была изобретена бумага, но точно можно сказать что, получило свое развитие и стало целым видом искусства в Японии.

С древних времен оригами играло самую различную роль в жизни японцев, поначалу его использовали как украшение свадебных церемоний и ритуальных шествий. Долгое время техникой складывания бумаги владели представители только высших сословий. И только после Второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и стало доступно каждому.

В разных странах техника оригами приобрела разное значение: для японцев стала частью культурной традиции, для британцев и американцев — видом клубной деятельности, для голландцев — культурой интерьерных украшений.

В России оригами нашло применение в сфере образования и досуга. Складывание из бумаги не только развивает полушария мозга и мелкую моторику, но и оказывает благоприятное влияние на психику человека. Оригами способствует концентрации внимания, развивает память и воображение.

Существуют различные виды оригами, которые имеют свои специальные названия.

Виды оригами

Простое оригами. В этой технике используется только два сгиба, которые называются «гора» и «долина».

Оригами из развертки. Представляет собой чертеж, на котором уже нанесены все линии необходимых сгибов. При сборке получается объемная и очень реалистичная модель. Чаще эту технику применяют при создании фигурок зверей.

Мокрое оригами. Самая молодая техника, она появилась чуть более 20 лет назад. С помощью мокрого оригами можно слепить из бумаги практически любую фигуру. Но используется специальная бумага, пропитанная клеем.

Квилинг или бумагокручение. Это довольно простая, но трудоемкая техника. Из тонких скрученных полосок бумаги создаются геометрические фигуры, их приклеивают на ребро бумаги к основе, получаются целый картины.

Киригама. Это единственная техника, в которой используются ножницы. Делается для открыток с объемными элементами.

Монегами. Оригами, складываемое из денежных купюр.

Модульное оригами. Складывается из нескольких одинаковых фигур, называемых модулями. Эти модули бывают различных форм: квадратных, прямоугольных, треугольных. Собирается без применения клея или ниток.

Кусудама. Это объемная фигура шарообразной формы. Как правило, состоит из нескольких модулей, которые склеиваются, а чаще сшиваются между собой в форму шара. Изначально имела ритуальное значение, однако, в наше время является сувениром и украшением интерьера.

Основы техники модульного оригами

В этой статья я предлагаю вам освоить главный элемент модульного оригами, из которого в последствие вы сможете создать разнообразные фигурки и модели разной сложности.

Иногда технику модульного оригами ошибочно причисляют к технике кусудамы, однако это неверно, потому что элементы кусудамы сшиваются или склеиваются, а в модульном оригами вставляются друг в друга без применения закреплений. Таким образом, модульные фигурки вы сможете создавать безо всякого клея, имея под рукой только бумагу.

Попробуем научиться складывать модули, из которых формируется шарообразный цветок кусудамы.

Схема сборки треугольного модуля

Модули делаются из листа прямоугольной формы (лист формата А4 прекрасно подойдет).

Памятка: для модульного оригами лучше выбирать достаточно плотную бумагу.

Сгибаем листочек вдоль пополам.

Сгибаем еще раз пополам, но уже поперек (этот сгиб необходим, чтобы наметить середину, поэтому после сгиба, разгибаем обратно).

Посередине видна линия сгиба, на которую мы и будем ориентироваться.

Теперь по принципу загибаем края листка к намеченной середине под прямым углом, как крылья у бумажного самолетика.

Переворачиваем листочек и загибаем наверх нижнюю часть по краю треугольника.

Загибаем уголки за грани большого треугольника.

Вид спереди

Вид сзади

Разгибаем нижнюю часть обратно, оставляя уголки загнутыми.

Уголки складываем вовнутрь так, чтобы их не было видно, а трапециевидные части загибаем наверх.

Теперь этот треугольник складываем пополам. У нас получился исходный модуль.

Чтобы сложить цветок, нам понадобятся уголки и кармашки.

Кармашек — это тот же уголок, только с обратной стороны. С другой стороны уголка получились кармашки, в которые будут вставляться уголки. Любая фигура в технике кусудама складывается из треугольных модулей, которые вставляются друг в друга.

Каждый ряд собирается с помощью двух уголков (по одному уголку от двух разных модулей), помещенных в кармашки третьего модуля.

Так же в схеме встречается удвоение модулей (для придания формы шарика), для этого в третий модуль помещается только один уголок, а второй кармашек остается пустым.

А в следующем ряду модуль надевается как обычно, на уголки двух разных модулей.

Добавляя таким образом модули в ряд, можно получить шарообразную форму, из которой, в свою очередь, можно сложить разнообразные фигурки, например, лебедя, дракона и т.д., о которых подробнее будет рассказано в следующих мастер классах.

Технология оригами в разностороннем развитии дошкольников.

Технология оригами в ДОУ помогает формировать творческую, эстетически развитую личность ребенка, развивать познавательные, коммуникативные, творческие способности дошкольника, подготовить к успешному обучению в школе.

Овладение различными приемами и способами действия с бумагой помогает развивать способность сознательно работать руками, развивать мелкую моторику рук и развивать глазомер. Процесс оригами заставляет сосредоточиться на изготовлении модели, что способствует концентрации внимания, для получения желаемого результата. Необходимость запоминать приемы и способы складывания, последовательность изготовления модели, помогает стимулировать и развивать память дошкольника. Процесс конструирования активизирует мыслительную деятельность ребенка. А так же в процессе овладения технологией оригами, расширяется и обогащается словарный запас, совершенствуется речь и коммуникативные навыки дошкольника.

Оригами – доступная технология для подготовки ребенка к школе, помимо подготовки руки к письму, пространственная трансформация плоского листа позволит в будущем детям  легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

Оригами – это уникальное занятие для всех и каждого, это искусство бумажной пластики, зародившееся в Японии, никого не оставит равнодушным.

Используя технологию оригами в своей группе я поставила перед собой такие задачи:

  1. Познакомить с искусством оригами.
  2. Знакомство со свойствами и возможностями изменения формы бумаги.
  3. Развивать пространственное ориентирование на плоскости листа.
  4. Формировать умения дошкольников действовать по словесной инструкции, работать по образцу с использованием схем.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Развивать конструктивные и творческие способности.
  7. Развивать речь и коммуникативные способности дошкольников.
  8. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  9. Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.

Немного истории о возникновении оригами. Несмотря на то что, сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки, и было это много веков назад. “Ори” означает “сложенный”, а “ками” — “бумага” и “бог” одновременно. На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать. А около 100 лет назад рабочий Акиро Йошидзава решил посвятить себя оригами и способствовал его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать то, что сегодня называется «оригамная азбука». Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. Эти знаки помогут прочитать схемы оригами.

Рассказав детям об истории оригами, следующим этапом моей работы,  было выявление и закрепление знания детей о свойствах  бумаги. Вместе с детьми провели исследование, какая бумага легко складывается и не ломается, сохраняет форму. Затем для работы с детьми осваивала технику сложения модели и уже показывала, как складывается фигура «из рук в руки» в небольших группах.

Перед занятием необходимо подготовить бумагу нужного цвета, она должна быть тонкой и хорошо сгибаться. Обязательно необходим наглядный образец модели. С начало загадайте загадку, о том, что будете делать, если это живое существо, выделите его характерные черты, это поможет развитию речи и обогащению словарного запаса детей. Начинать работать желательно с большим квадратным листом 16*16 или 20*20. Производить действия медленно, поэтапно разъясняя ориентиры на листе: верхний и нижний край, угол, сторона, линия сгиба и т.д. При показе не нужно делать лишних поворотов и переворотов листа. Объясните детям, что линии сгиба должны хорошо проглаживаться, а совмещение углов и сторон должно быть точным. Перед использованием ножниц напомните о технике безопасности. Занятие не должно длиться более 15 -20 минут, при появлении усталости у детей проведите пальчиковую гимнастику. Не забудьте похвалить ребенка или ободрить в случае неудачи. После выполнения модели оригами можно создать сюжетную композицию, дополняя элементами аппликации.

Сформировать умение дошкольников складывать оригами нужно с простых базовых фигур. Базовые формы оригами – это основа, на которой возможно создавать различные модели оригами. Простые базовые формы с минимальным добавлением складок помогут создать детям первые модели. Простые базовые формы основаны на умении складывать квадрат пополам (по вертикали или диагонали), подравнивание сторон к противоположным углам. В процессе складывания простых форм дети знакомятся с такими геометрическими понятиями как квадрат, треугольник, угол, сторона, вертикаль, горизонталь, диагональ.  Простые базовые формы помогут дошкольникам  овладеть специальными терминами, легко ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. Наиболее простые базовые формы, доступные на начальном этапе: «Треугольник», «Воздушный змей», «Книжка», «Дверь», позже можно ввести такие простые формы как «Блинчик», «Дом».

Далее знакомим детей с пооперационной картой, которая показывает поочередность выполнения действий создания модели и помогает ребенку самостоятельно выполнить ту или иную понравившуюся фигуру оригами. После овладения пооперационной картой знакомим детей с общепринятыми схемами создания оригами.

Создаваемые детьми поделки можно использовать в игровой деятельности, в оформлении и украшении к празднику группового помещения.  В течение года вместе с детьми мы создавали подарки для друзей и близких в технике оригами: 1 сентября, День пожилых людей, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха и т.д. В технике оригами создали театры по сказкам «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака и познавательные макеты «Зоопарк», «Животные южных стран», «Животные Севера».

Во время работы по технике оригами мною  использовались такие методы как:

  • наглядный (рассматривание образцов, иллюстраций по теме, проведение наблюдения)
  • словесный (беседы, использование художественного слова, чтение художественной литературы, обсуждение хода работы)
  • практические (совместная и индивидуальная работа с детьми, использование дидактических игр).

Параллельно работе с детьми в технике оригами проводилась работа с родителями для достижения более высоких результатов. Родители являются активными участниками воспитательного процесса и для них были разработаны и проведены консультации: «Искусство оригами», «Значение оригами в развитии дошкольника», «Чем занять ребенка дома», проведен мастер – класс «Волшебный мир — оригами», сделана брошюра «Международные условные знаки, принятые в оригами», целью которых было познакомить родителей с техникой оригами, рассказать о значении этой техники в подготовке детей к школе. Родители моих воспитанников уже знакомы с техникой оригами и часто используют приемы оригами в совместной деятельности с детьми.

В результате использования технологии оригами  дети научились различным приемам работы с бумагой: сгибание, неоднократное складывание, надрезание, склеивание. Дошкольники самостоятельно стали применять знания и умения в самостоятельной деятельности. Повысился уровень концентрации внимания, дети с легкостью стали запоминать приемы и способы складывания моделей.Улучшилась ориентация дошкольников на плоскости и в окружающем. Дети научились не только следовать устным инструкциям, но и самостоятельно разбираться в схемах моделей. Более уверенными и качественными стали графические навыки, в следствии развитии мелкой моторики рук.

Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении технологии оригами.

Список литературы:

  1. Т.И. Табарина «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов.» Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. .З.А.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»  Москва,  Просвещение, 1992 г.
  3. Интернет – ресурс http://fusionpiter.ru/articles/origami

Оригами

С японского слово «оригами» переводится как «сложенная бумага». И действительно, складывая бумагу особым образом можно получить интересные фигурки.


 

Как сделать оригами

История оригами началась очень давно, и сегодня этот вид декоративно-прикладного искусства может практиковать каждый, причем для этого не нужны ни клей, ни ножницы. Все, что требуется – просто особым образом сложить один лист бумаги. А если предполагается создание сложной модели, то для того, чтобы бумажный лист держал форму, его пропитывают метилцеллюлозосодержащим клеевым составом.

Для того чтобы показать как нужно собирать ту или иную оригами, используют специальные условные знаки. Большинство таких знаков начали использоваться в середине прошлого века – практиковать их стал мастер из Японии Акира Ёсидзава, которого не стало десять лет назад.

Знаки оригами

Знаки оригами

Знаки оригами

Знаки оригами

Система знаков оригами

Как появилось искусство оригами

Теорий, описывающих появление оригами, несколько, но достоверно известно, что это искусство осваивали преимущественно в Японии, а уже оттуда оно распространилось и в другие страны мира.

В Стране восходящего солнца оригами стало играть важную роль в культуре и скоро плотно вошло в японские церемонии. Тогда самураи брали ленточки из бумаги, делали символы удачи – носи, и обменивались такими подарками. А во время свадебных церемоний использовались бумажные бабочки, символизирующие брачующихся. В этот же период японцы узнали о модульном оригами.

Оригами: виды и техники

Как уже упоминалось выше, значительный вклад в развитие оригами внес мастер этого искусства Акира Ёсидзава, ставший практиковать систему знаков, при помощи которой можно было описать, как складывать ту или иную модель. Система была единой и в значительной мере поспособствовала тому, чтобы скоро об оригами узнали во всем мире.

Какие виды оригами существуют? О каждом из них ниже мы расскажем подробнее.

Оригами модульное. В основе лежит принцип собирания единой фигуры из нескольких модулей – составных частей. Процесс сбора модели происходит в два этапа. На первом соединяются модули – для каждого берется свой лист бумаги, а на втором – из них собирается единая фигура – модули вкладываются друг в друга. Конструкция держится за счет силы трения, которая удерживает все элементы.

Такую технику применяют для создания звездочек – плоских и объемных, коробочек, шарообразных моделей (в России их ошибочно называют «кусудама»).

Оригами простое. История этого стиля началась в Великобритании, где его придумал мастер Джон Смит. Этот вид создания бумажных моделей подходит новичкам и тем, кто в силу физических недостатков не способен использовать двигательные навыки. Такие люди не могут освоить сложные приемы, а значит, для них требуется придумать новые методы, которые дают аналогичные результаты в итоге.

Оригами на основе развертки. Развертка – это чертеж, один из видов диаграмм, на котором видны складки, которые имеет модель. Ориентируясь на него, нужно придавать ей вид в соответствии с задумкой автора. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс создания фигурок, но зато с помощью него можно узнать больше о том, как они были придуманы, ведь именно развертки используют мастера, создавая новые модели оригами. Иногда некоторые модели не имеют большие никаких диаграмм, кроме развертки.

Оригами методом мокрого складывания. Автором этой техники является все тот же японский мастер Ёсидзава. Как становится понятно из названия, бумагу для моделей нужно предварительно намочить. Это делается для того, чтобы получить плавность линий и одновременно жесткость и выразительность. В такой технике чаще всего выполняются фигурки цветов и животных, которые нельзя отнести к геометричным объектам. Такой выбор техники неслучаен, поскольку именно прибегнув к мокрому складыванию можно добиться естественности бумажных фигурок.

Мнение, что для мокрого складывания подойдет любая бумага, ошибочно. Эта техника предполагает использование только плотных листов той бумаги, при изготовлении которой используют водорастворимый клей, который скрепляет волокна.

Выбор бумаги для оригами

Конечно, бумажную фигурку можно сложить из любой бумаги. Однако от того, какой тип и сорт используется, в значительной степени будет зависеть полученный результат. Выбор бумаги также влияет на процесс складывания.

Из обычной офисной бумаги плотностью 70-90 г/м² можно изготавливать несложные модели оригами. Бумага плотностью более 100 г/м² может быть использована для работы в технике мокрого складывания как более тяжелая.

В продаже можно найти и специальную бумагу для оригами, так называемую «ками». Она весит меньше, чем принтерная и уже нарезана на квадраты разных размеров – от 2,5 см до 25 см и более. Есть разные виды ками – обе стороны листа могут быть белыми, или же одна белой, а другая цветной, а также можно найти более «продвинутые» варианты – двухцветные и имеющие орнамент. Из такой бумаги можно делать самые разные фигурки.

Для изготовления моделей оригами, которые имеют мелкие детали, используют фольгированную бумагу – так называемый «сэндвич». Она двуслойная – между собой склеены по одному слою бумаги и фольги. Есть вариант и трехслойности, когда по краям идут два слоя бумаги, а в середине – слой фольги. Такая бумага для оригами позволит фигуркам сохранять свою форму.

Что касается японцев, то они, создавая оригами, предпочитают бумагу васи, которая часто используется в этой стране. По сравнению с обычной бумагой васи более жесткая, она изготавливается не из древесной массы, а из волокон коры «бумажного дерева». Иногда материалом для ее изготовления служит пенька, рис или пшеница, иногда бамбук.

Как правило, оригами делают из квадратных листов бумаги, реже используются прямоугольные листы, иногда довольно большие, круги, а также пяти-, шести- и восьмиугольники.

Оригами из бумаги видео

Это занимательное видео, которое посвящено искусству оригами, будет полезно новичкам, которые только начинают изучать технику изготовления японских поделок из бумаги. В нем рассказывается о том, как сделать бумажного лебедя-коробочку для конфет.

Жанр статьи — Оригами

Технология: Искусство оригами

— Страна Оригамия очень красивая и интересная. Вы готовы к путешествию? (да)

Тогда отправляемся в путь. В этой стране живет очень умная и мудрая сова. Давайте ее попросим быть нашим гидом.

Итак, первый город, в который привела нас сова, занимается изготовлением бумаги. Хотите узнать, как и когда появилась бумага? Тогда слушайте.

Бумага – материал в виде листов различной толщины, состоящий из размолотых растительных волокон, обработанным определенным образом. До изобретения бумаги для письма использовали бересту, глиняные дощечки, папирус (особым образом обработанные стебли тростника), камни, пергамент (особым образом обработанная кожа ягнят, телят, козлят).

Впервые бумага была получена в начале 2 века в Китае Чай Линем. Это изобретение китайцы оценили так высоко, что причислили Чай Линя к лику богов. В его честь в Китае были выстроены храмы.

Однако существует китайская легенда о том, что бумагу изобрел некий раб из Туркестана. Император будто бы высоко оценил его изобретение, но заметил: «Если рабы узнают, что один из них сделал великое открытие, они слишком много о себе возомнят». Император приказал сохранить в тайне имя изобретателя, а самого его казнить почетной казнью. Его заставили проглотить острую золотую пластинку, на которой было выгравирована благодарность императора за выдающееся открытие.

Первоначально бумагу изготавливали из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Сырье обрабатывали раствором гашеной извести, разбивали деревянными молотками и разбавляли водой. Бумажную массу зачерпывали натянутой на рамку сеткой. Вода стекала через ячейки сетки, а на поверхности оставались влажные рыхлые листы, которые затем прессовали и просушивали. С 19 века бумага вырабатывается главным образом из древесины.

В конце 18 века появились бумагоделательные машины. Современная бумагоделательная машина – гигантское сооружение. Длина её свыше 100 метров. Ширина сетки, на которой образуется бумажное полотно, — 9 метров. Движется сетка со скоростью 60 км/ч. Меньше чем за месяц такая машина выпустит бумажную ленту, которой можно обернуть земной шар по экватору.

Существует свыше 600 видов бумаги различной по цвету и фактуре. Бумагу различают по ее свойствам: пластичности, упругости, прочности. Бумага пластична, поэтому ее можно сгибать, сворачивать в трубочку, а помятый лист можно проутюжить, и он будет опять как новый. Еще бумага обладает упругостью, т.е. если соединить два конца листа, а потом один конец отпустить, лист выпрямится. Она вместе с тем и прочная, т.е. обладает способностью сопротивляться разрушению.

— Нам пора покинуть этот город, потому что нас ждут в следующем.

— В этом городе мы узнаем, что такое оригами и как оно появилось.

Оригами – древнее искусство складывания различных фигур из бумаги. Изобрели его китайцы более 2тыс. лет назад. Очевидно, появилось это искусство в рамках очень интересной древней китайской традиции: к похоронам родственники усопшего всегда делали бумажные домики, мебель, слуг и также бумажные деньги. Считается, что если обложить покойного бумажными благами, он сможет ими воспользоваться в мире ином.

В 7 веке искусство оригами было завезено в Японию. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В Токио и Нью-Йорке существуют музеи оригами. С 1988 года открыты центры оригами в Москве, Санкт – Петербурге, Нижнем Новгороде.

— Хотите попробовать себя в роли мастеров? Тогда представьте, что мы с вами попали в особую мастерскую, где складывают из бумаги различные фигурки.

Технологическая карта урока технологии «Обработка бумаги сгибанием. Оригами»



I.Мотивационно-целевой


Мотивирование обучающихся к получению знаний


Активный метод (беседа)


Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Юлия Аликовна, и сегодня урок технологии проведу у вас я.


Актуализация знаний


– На предыдущих уроках технологии вы выполняли различные изделия в технике оригами, сегодня мы вспомним, что это за техника.


 


Целеполагание и определение темы


Ребята, какое изделие мы сегодня создадим, вы узнаете, послушав загадку:  В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает. (Бабочка)


Бабочки самые красивые и нарядные, полюбуйтесь на них.


Тема урока: «Бабочка»


Какую цель мы поставим? (изготовить изделие «Бабочка»)


А как вы думаете, символом чего являются бабочки?


Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способная к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.


Чтобы наша бабочка получилась красивая, какую операцию мы должны закрепить? (сгибание)


Совершенно верно, основная операция на нашем сегодняшнем уроке – сгибание


Ранее мы сказали, что будем работать в технике оригами. Кто может мне напомнить, что это за техника?( Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай (где и была открыта бумага).  Но родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами является Япония. Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Искусство Оригами открыто всему миру.)


 


Посмотрите, какое изделие выполним сегодня мы с вами.


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем


 


 


 


 


 


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.


 


 


 


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию; вступают в диалог


Ф


проектор


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки


К- умение оформлять свои мысли в устной форме Р- умение организовать себя на уроке


воспитание положительного отношение к процессу познания


II.Проектировочный


Планирование необходимых действий для достижения целей


Активный метод ( беседа)


Изучение изделия


-Скажите мне, пожалуйста:


Из какого материала сделана бабочка? (Из бумаги)


— Каким способом соединены детали между собой?


— А что вы можете сказать о крылышках бабочки? (Они симметричны) 


Сможем ли мы вами вместе выполнить эту работу? (да)


Сборка изделия


Составление плана работа


  1. Создадим базовую форму – двойной треугольник

  2. Приступим к сгибанию бумаги таким образом, чтобы в результате получилась бабочка

  3. Получим готовое изделие

  4. Выполним отделку, оценим свою работу


Подготовка рабочего места


— Чтобы бабочка получилась красивым, каждый из вас должен постараться, внимательно слушать объяснение учителя, аккуратно выполнять работу,


При работе необходимо соблюдать культуру труда (правильное выполнение операций, порядок на рабочем месте, соблюдение правил ТБ, экономия материала, аккуратность, не забываем, что всё, что мы берем правой рукой – кладем справа, все, что берем левой рукой – слева.


А также вспомним правила сгибания:


  1. Сгибание производится только на столе

  2. Уголки бумаги при складывании листа должны совпадать

  3. Линию сгиба проглаживаем ребром ладони от середины к краям

  4. После сгибания листа, линию сгиба прогладь кольцами ножниц


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию


 


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.


 


Ф


 


 


Р- умение планировать совместную деятельность на уроке К – умение оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


 


III.Процессуальный


Реализация плана урока, корректировка учебных действий


Активный метод (беседа) Практический метод


— Будем работать одновременно. Я показываю. Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество.


Но прежде чем приступить к работе, немного отдохнем.


ФИЗМИНУТКА


Изготовление изделия


1. Изготовление базовой формы. Соединяем правый верхний угол листа с левой боковой стороной, отрежьте лишнюю часть ножницами, мы получили квадрат


Как из квадрата получить треугольник?


2. Сгибаем листок по диагонали дважды, разворачиваем листок, складываем квадрат пополам, разворачиваем листок


3. Берем  лист бумаги в руки и выполняем поистине волшебное движение, получаем базовую форму – двойной треугольник


4. Закладываем крылышки к складке


5. Переворачиваем, вершину треугольника пригибаем к краю, чтобы она выступала примерно на 1 см, по бокам разравниваем кармашки, загибаем их


6. Переворачиваем, складываем пополам


7. Загибаем крылья вверх, ориентируюсь на пересечение головы и крылышка, а также крылышка и угла, загибаем крылышко вверх, так, чтобы получился треугольник


8. Поднимаем крылья вверх, ориентируясь на спинку бабочки


9. Разворачиваем бабочку


10. Выполняем отделку изделия


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; обобщают информацию.


 


 


 


 


Изготавливают бабочку


 


 


Изготавливают изделие из бумаги по образцам; складывание и сгибание


Ф


 


освоение способов работы с бумагой: сгибание, складывание, приемы складывания изделий техникой оригами;


узнают о бабочке, как о символе счастья


К- уметь оформлять мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; П- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выполнять самооценку при выполнении учебного задания


воспитание положительного отношение к процессу познания


IV.Рефлексивно-оценочный


Сопоставление цели с результатом


 


— Урок подходит к концу, наведите порядок  на своих рабочих местах, оставьте только изделия. Итак, ребята, работа завершена!


Характеристика работы класса в целом.


Какие красивые бабочки у вас получились, точно живые! Скажите, а кто видел бабочек?


А как мы – люди должны с ними обращаться? Можно ли ловить бабочек?


 Закрепление полученных знаний.


— Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока. — Достигли ли мы поставленной цели?


Анализ и оценка работ.


— Я предлагаю одному человеку из каждого ряда пройти и посмотреть работы и выбрать самые успешные.


Я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, чтобы оценить работу на уроке.


— Спасибо за урок!


Отвечают на вопросы учителя.


 


 


 


 


 


Отвечают на вопросы учителя


 


 


Оценивают работы друг друга.


 


 


 


 


Ф


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Раздаточный материал


 


К- умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме Р- оценка собственной деятельности


Способствовать  воспитанию  бережного  отношения  к природе, трудолюбия, старательности

Материал на тему: Мастер- класс «Искусство оригами»

Мастер-класс для педагогов

Дата проведения:  30 марта  2017 г.

Время:13.45 — 14.30ч.

Место проведения: ФГБДОУ «Центр развития ребенка д/с № 1387»

Проводит: М.А.Жулькова – воспитатель I категории  

Тема: «Волшебное искусство оригами»

                                                                                             Расскажи мне – и я услышу,

                                                                                             Покажи мне – и я запомню,

                                                                                             Дай мне сделать самому –

                                                                                            И я пойму.

                                                                                                   Китайская пословица.

Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.

Задачи: 

 — рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;

— познакомить педагогов с приемами выполнения поделок  в технике оригами;

— создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса,  выполнить журавлика в технике классического оригами.

Форма проведения мастер-класса: 

— с педагогами и для них без участия детей;

— лекция с элементами презентации  + практическая работа.

Оформление:

—  презентация по теме мастер-класса;

—  работы детей и педагога в различных техниках  оригами;

— методические материалы, книги по бумагопластике.

Материалы и инструменты для работы:

— офисная, цветная бумага;

— образец готового изделия;

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически — демонстрационная часть.

Оригами как вид искусства.

Значение оригами для развития ребенка.

3. Практическая часть.

Освоение приемов складывания базовых форм оригами.

Изготовление японского журавлика в технике оригами.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

Вступительная часть.

1. Организационный момент. Встреча и размещение участников.

2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

— Уважаемые коллеги сегодня я вас пригласила на мастер-класс – «Волшебное искусство оригами».Предлагаю для начало  принять участия в чайной церемонии. Сегодня я кратко ознакомлю вас с историей возникновения оригами и его разновидностями, а   в процессе практической деятельности вы освоите азы  оригами и сделаете поделку.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдёт плодотворно. Итак, мы начинаем.

2. Теоретически — демонстрационная часть.

Каждый из вас,  наверняка,  хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».                               

Оригами (яп. «сложенная бумага») — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии.

Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.

Существует несколько разных техник оригами.

Самое древнее – это классическое оригами, в котором поделка складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы, в котором модули сшиваются или склеиваются.

Да, действительно, из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары — кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
И, правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. 
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.  Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».                                          

 Значение оригами для развития ребенка:
— учит детей  различным приемам работы с бумагой;
— знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
— стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;                                                
— развивает мелкую моторику рук и глазомер;
— помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
— развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
— способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
— совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
                                      Сухомлинский В.
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.           Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

  1. Практическая часть.

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».                
Сейчас с помощью технологической карты мы научимся складывать японского журавлика.                                                                                                    Почему для своего мастер-класса я выбрала именно японского журавлика? Тот, кто хоть раз интересовался оригами и культурой Японии вообще, знает, что журавль неотъемлемая часть японской культуры.  Для японца журавль символизирует долголетие и процветание. А еще журавль символизирует – надежду.  Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира. Вы, конечно, слышали легенду о японской девочке Садако Сасаки, больной лейкемией, молившей о мире на Земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. Считается, что если сделать тысячу бумажных журавликов, то желания сбудутся и даже тяжелая болезнь отступит.  Она успела сделать 644…                                                                                                    Позже ее друзья свернули недостающих. Спустя некоторое время японские дети стали собирать деньги на памятник всем детям, погибшим от атомной бомбы. За три года они сумели собрать нужную сумму. В конце 1958 года в Хиросиме появился монумент, о котором мечтали друзья Садако. С тех пор и до наших дней каждый год 6 августа, в день бомбардировки, этот монумент покрывается гирляндами из тысяч и тысяч бумажных журавликов.

Вот и мы с вами сделаем японских журавликов – символов мира. Надо сказать, что способов сборки различных журавликов существует множество. Мы выполним классическую модель.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?

Самоанализ мастер-класса

проведенного  Жульковой М.А.  для педагогов

на тему: «Волшебное искусство оригами»

 

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.

Поставленные задачи были выполнены полностью. Были созданы условия для участников мастер-класса для плодотворной работы при выполнении журавлика в технике классического оригами. Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации плюс практическая работа. С педагогами и для них, без участия детей.

Были представлены несколько работ выполненных в технике оригами. Участники были обеспечены материалами и инструментами.

Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания  + чайная церемония.

В теоретической части было дано краткое сообщение по истории оригами, значении оригами для развития ребенка.

Во время практической работы по схеме педагоги выполнили поделку японский классический журавлик.

В завершении был подведен итог

Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть, вызвала небольшие затруднения, но все справились с заданием на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.

                                                                         

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *