Оно может быть процедурным или декларативным – В чем разница императивного и декларативного подхода в javascript? Это процедурный и ООП стили?

Содержание

Декларативные и процедурные знания

Информацию и знания пытались классифицировать не один раз, но нам кажется, что действительно удачной можно считать только эту классификацию, состоящую всего из двух категорий. В отношении пользы, которую могут принести знания, можно использовать именно эти две категории, хорошо характеризующие идею, гипотезу, мысль, наблюдение и реальный факт, закономерность, правило, инструмент.

Провести границу между декларативными и процедурными знаниями особенно важно в наше время, когда объем информации очень быстро растет, часто это говорят в отношении декларативных знаний, не подозревая или игнорируя их реальную ценность. Декларативные и процедурные знания принципиально отличаются друг от друга по своим качествам. Очень подробно качества и тех, и других видов знаний изложены в таблице И. Л. Викентьева, приведенной ниже.

   Декларативные или описательные знания  Процедурные или алгоритмические
Отвечают на вопросы 

Что это? Как это бывало, бывает, случается? Я думаю по этому поводу, что… Мне кажется… Я чувствую, что это…

Как это сделать? Как это сделать наилучшим образом? Как исключить типовые ошибки во время осуществления?
Область знаний, где наиболее распространены

Философия, культурология, искусствоведение, художественная критика…

Физика, химия, медицина, технические дисциплины, менеджмент…

Трудозатраты на получение

Не всегда, но часто: один или несколько вечеров, подборка книг и Internet. Есть исключения, но они настолько редки, что входят в статистическую погрешность, однако даже в исключениях потраченное время на работу не гарантирует ее качество.  Отрабатываются годами, иногда десятилетиями, пример – методика К. С. Станиславского, фактически разрабатываемая и совершенствующаяся им больше 50 лет.
Число разработчиков Один или несколько человек, проверка работоспособности идей, как правило, декларируется и не проверяется. Основной разработчик может быть один, но в проверке работоспособности  алгоритмов так или иначе участвуют десятки и сотни людей.
Позволяют

Умно рассуждать, не действуя; писать глупые статьи и книги; защищать диссертации; выступать на халтурных конференциях; читать лекции невинным в предмете студентам.

Позволяют успокоиться.

Позволяют думать, что ты умный, автор труда, научный работник.

Решать практические задачи или – в случае творческих задач – не гарантировано, но существенно повышать вероятность появления решений задач…

Проверяемость

??? Принципиально проверяемы.
Фактическое применение Позволяют обзорно или неглубоко поговорить о всей теме, обобщить некоторые примеры из опыта.

Узко «заточены» на результат в какой-то области задач.

Известность или распространенность Повсеместно в крупных городах. Немногочисленные работы.
Примеры

Зигмунд Фрейд написал более десяти  работ по психологии. Максимальный резонанс на момент своего появления вызвала работа “Толкование сновидений”. Работа содержала огромное количество интересных и ценных идей, возможно, даже прорывных на тот момент для науки.

Зигмундом Фрейдом был позже написан на тему своих работ «Очерк истории психоанализа». Однако на сегодняшний день в современной психологии использование психоанализа (метода Фрейда) сводится к применению относительно незначительного количества идей.

Лесли Стивенсон в своей книге «Десять теорий о природе человека» пишет:

«Психоанализ — это скорее не набор научных гипотез, должных проходить эмпирическую проверку, а в первую очередь способ понимания людей, усмотрения смысла их поступков, ошибок, шуток, снов и невротических симптомов. […] Многие фрейдовские концепции можно рассматривать как дополнение к обычным способам понимания людьми друг друга в терминах повседневных понятий — любви, ненависти, страха, тревоги, соперничества и т. п. И в опытном психоаналитике можно увидеть того, кто обрел глубокое интуитивное понимание пружин человеческой мотивации и овладел искусством интерпретации действий этих различных и сложных механизмов в конкретных ситуациях, независимо от теоретических взглядов, которых он придерживается».

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель и первый разработчик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), приемов РТВ (развития творческого воображения), ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности), посвятил десятки лет изучению творчества.

Профессиональный изобретатель. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них — газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).

В период 1946-48 г.г. главной  целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ — технические системы развиваются по определенным законам, и эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию Алгоритма решения задач, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления Г. С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет. [3]

В результате проработки тысяч единиц патентного фонда и многолетней работы Г. С. Альтшуллер обнаружил и оформил в рабочий алгоритм основные приемы,  использование которых увеличивает вероятность успешного решения изобретательской задачи. По некоторым оценочным данным, ТРИЗ на 15% увеличивает вероятность успешного творческого решения.

Таблица приемов и сами приемы, выявленные  Г. С. Альтшуллером, являются яркими примерами инструментальных знаний. 

Можно назвать декларативные знания собирательными, описательными знаниями первого порядка. Процедурные и инструментальные знания, необходимые для выполнения определенной задачи, можно назвать знаниями второго порядка. Понимание разницы и значимости этой разницы в оценке информации, книг, литературы, методик или учений является незаменимым навыком, который обычно определяет переход от специалиста к профессионалу.

Источник:

  • 1. Декларативные и процедурные знания по И. Л. Викентьеву http://vikent.ru/enc/2986
  • 2. Альтшуллер Г.С., официальный сайт http://www.altshuller.ru
  • 3. Альтшуллер Г.С. Биография http://www.altshuller.ru/biography

Автор: Чернов А. В., инженер-проектировщик

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Процедурные и декларативные знания: примеры и описание

С формальной точки зрения знание с трудом поддается формализации, систематизации и точному описанию вообще. Само по себе понимание, что такое знание зависит от конкретного человека, от уровня его образования, жизненного опыта, профессии, особенностей психики, эмоциональности.

декларативные знания примеры

Факторов восприятия знаний достаточно много. Существенно и неоспоримо лишь то, что это восприятие развивается во времени в сознании того, кто воспринимает то или иное знание. Важно понимать — знание может быть представлено тем, кто его воспринял и передал другому субъекту, но без гарантии той же точности восприятия и понимания.

Что связывает людей между собой в понимании сущности знаний?

Знания, которые необходимы человеку для жизни, учебы и работы в большинстве своем воспринимаются и понимаются всеми людьми эквивалентно. На тривиальное предложение: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний» и русский, и китаец, и американец ответят незамедлительно, но если любой из них уже много лет как программист, будет проблема с ассоциациями.

Профессия накладывает на восприятие человека отпечаток, а то, что это восприятие однозначно допускает, человек может не ассоциировать с такими простыми школьными понятиями. Сомнительно, что по данному примеру профессиональный программист вообще вспомнит слово «процедурный» и отнесет его к знанию, хотя перед этим он не задумываясь выполнил декларирование переменных, написал функцию передачи информации с сайта на сервер. Специалист знает, что это такое, но нет никакой ассоциативной связи.

Значение слова «декларация» не понимает только ребёнок из детского садика. Декларации составляет каждый в аэропорту, на таможне, в налоговой, но не каждый сообразит, что такое декларативное знание.

примеры декларативных и процедурных знаний

Таким образом, школьник начальных классов и взрослый человек на простой вопрос: «Приведите примеры своих декларативных и процедурных знаний» могут просто не ответить, но не потому что не знают. Сначала нужно предварительно пояснить, что декларативное знание что-то описывает, а процедурное знание — определяет алгоритм действий.

Представления о декларативном знании

Описать предмет, явление, продукт питания или станок можно по-разному. Поиск в Интернете по фразе «декларативные знания, примеры» дает такие ответы: «Любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ» или «Декларативные знания записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти».

Сказано в обоих случаях красиво, но к декларативным знаниями — это имеет слабое отношение. Во-первых, любое знание о мире можно изложить декларативно, даже если оно по природе своей — очевидный алгоритм. Во-вторых, какое значение имеет наличие или отсутствие «осознанного» доступа.

Бывает ли восприятие информации не осознанным? Но если восприятие было неосознанным (это реально), то как бы оно восприняло именно знание, а не сигнал, не ощущение, не реакцию? Имплантировать в мозг знания пока умеют только фантасты при помощи сложных механизмов.

В-третьих, какое имеет отношение к делу память интеллектуальной системы? Называть программу интеллектуальной или нет — вопрос воображения. Кроме того, сегодня нет ни одной программной системы, которую можно объективно назвать интеллектуальной.

Представления о процедурном знании

Здесь всё сложнее. Умение жарить яичницу, умение открывать дверь или умываться — не воспринимается, как процедурное знание. Всё это настолько привычно и естественно, что все мыслимые и немыслимые действия, которые обычно выполняет человек, он не воспринимает как алгоритм.

попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний

Все люди по природе своей программисты, но писать программы умеет не все. А из тех, кто умеет это делать, программистов ещё меньше. Если упростить ситуацию и попробовать среди профессиональных программистов найти тех, которые могут написать реально объектно-ориентированную, полностью рекурсивную на уровне каждого компонента программу, то это будут единицы.

Реальность в этом случае не проходит через барьер привычности и не воспринимается как процедурное знание, но если просто подсказать в чём дело, любой человек приведет примеры декларативных и процедурных знаний не только из собственного опыта, но на примере любых событий, явлений и обстоятельств.

Примеры декларативных и процедурных знаний

Яблоко зеленое — это декларативное знание. Футбольное поле — тоже. Но яблоко может быть не только зеленым, да и не яблоком вовсе. Чтобы отличить настоящее яблоко от изготовленного из воска, потребуется знание того, как оно выглядит в реальности и другие отличия (запах, текстура, форма).

декларативные знания примеры я знаю что

С футбольным полем посложнее. Определив определенную поверхность как футбольное поле, можно совершить ошибку. Приехал друг из города в деревню и ему назначена встреча на футбольном поле. Естественно, он будет искать место, где есть ворота, трибуны и классическая футбольная разметка.

Процедурное знание:

  • кулинарный рецепт;
  • сборка автомобиля;
  • написание сочинения или стиха.

В последнем случае все сложнее. Нужно обладать определенные знаниями, чтобы писать стихи. По условиям, существуют различные требования к рифме или стилю письма.

В алгоритме всегда труднее ошибиться, чем в описании. Процедурное знание, как правило, тестируется на предмет работоспособности. Декларативное тоже требует проверки, но какой именно — определяет область использования декларативного знания.

Для художника, отображающего примеры такого знания (зеленое яблоко и футбольное поле) совершенно безразлично, что он рисует. Для него важно передать форму, цвет, пропорции, отобразить то, что он видит. Для покупателя на рынке совсем другая система ценностей. Форма и цвет фрукта покупателя меньше волнует, чем его потребительские качества. Для человека, которому назначили встречу на футбольном поле важны критерии, позволяющие принять однозначное решение.

Программирование и знания

Самый лучший критерий для декларативного и процедурного знания — аксиомы из области программирования. Причем программирование 80 годов прошлого века в этом контексте практичнее. В те времена четко было понятно описание данных, то есть: что такое декларативное знание. Любое такое описание четко обозначено: компьютер никогда не прощает ошибок.

приведите примеры своих декларотивных и процедурных знаний

Современное программирование не обязывает программиста строго декларировать то, что он намерен обработать, а в некоторых случаях, вообще не предъявляет никаких претензий, если он чего-то описал не так.

Процедурное знание всегда четко регламентировано. Понятие синтаксиса в описании алгоритма или процедуры настолько важно, что без конкретных условностей и обозначений признать процедурным его никак нельзя.

Рассматривая декларативные знания, примеры: «я знаю, что …» можно четко сформулировать два момента:

  • пример — это одно;
  • я знаю, что … — это совсем другое.

Пример в большинстве случаев (в образовании, на производстве, в быту) четко определен и люди, имеющие о нем представление, понимают его смысл одинаковым образом. Человек, который пришел учиться, работать или оказался в другом месте, определяет смысл примера по-своему, у него есть два пути: настаивать на своем или изменить свое собственное мнение о конкретном знании.

Интеллектуальные системы и знания

Декларативные знания, как примеры — это описательные части программ. Имеется ввиду не описание переменных, а описание реальных данных. Например, штатное расписание, карточка сотрудника, трудовая книжка, благодарность и другое. Любой из этих документов — реальное декларативное знание.

Процедурные знания, как примеры — это функции (процедуры) = алгоритмы действий, причем не обязательно последовательных. Процедурное знание — это не всегда рецепт, который следует исполнить последовательно.

Процедурное знание характеризуется вложенностью, рекурсивностью, независимостью и взаимодействием с себе подобными. Оно может учитывать декларативные знания, но правильнее будет сказать: процедурное знание извлекает из декларативного только то, что оно рассчитывает получить.

При таком варианте и реальном положении вещей декларативные знания — примеры безукоризненно исполненной статики. Что до процедурных, то в данном контексте они всегда статичны. Любая сверхтехнологичная современная интеллектуальная или экспертная система не ответит на простой до безумия вопрос: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний».

Классического синего экрана от Windows не будет, но решения — тоже. Критерий интеллектуальности любой программы вовсе не в том, как её называет разработчик, какой рейтинг он составил, а в том, что может делать это изделие за пределами его воображения.

Вероятно, история программирования просто умалчивает о достижениях специалистов и станет известно, когда появились первые системы, которые манипулировали знаниями сами по себе, а не так, как было заложено их автором.

декларативные знания примеры

Однако известно, что в период очередной волны интереса к искусственному интеллекту была создана программа, которая имитировала ситуативную стадию интеллекта человека («Лиси»). Разработчик позиционировал её как систему накопления ситуативных (декларативных) и репродуцирующих (процедурных) знаний и самостоятельного их применения. Чему научилась, то и сделала.

К системе имели доступ другие разработчики. Автор обучил ее простым знаниям: «мама», «мяч», «играть», «скажи папа», «мяч круглый» и другое. Коллеги по работе решили иначе и научили «Лиси» математике: 1+1 = 1; 1 x 0 = 0; 2 x 0= 0.

Всё это не имеет никакого отношения к искусственному интеллекту, но все же факт, что правильное понимание сути декларативных и процедурных знаний позволяет более эффективно их использовать. Кроме того, четкое обозначение знаний имеет важное значения для понимания людьми друг друга.

fb.ru

Процедурные и декларативные знания: примеры и описание

Образование

28 ноября 2017

С формальной точки зрения знание с трудом поддается формализации, систематизации и точному описанию вообще. Само по себе понимание, что такое знание зависит от конкретного человека, от уровня его образования, жизненного опыта, профессии, особенностей психики, эмоциональности.

Факторов восприятия знаний достаточно много. Существенно и неоспоримо лишь то, что это восприятие развивается во времени в сознании того, кто воспринимает то или иное знание. Важно понимать — знание может быть представлено тем, кто его воспринял и передал другому субъекту, но без гарантии той же точности восприятия и понимания.

Что связывает людей между собой в понимании сущности знаний?

Знания, которые необходимы человеку для жизни, учебы и работы в большинстве своем воспринимаются и понимаются всеми людьми эквивалентно. На тривиальное предложение: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний» и русский, и китаец, и американец ответят незамедлительно, но если любой из них уже много лет как программист, будет проблема с ассоциациями.

Профессия накладывает на восприятие человека отпечаток, а то, что это восприятие однозначно допускает, человек может не ассоциировать с такими простыми школьными понятиями. Сомнительно, что по данному примеру профессиональный программист вообще вспомнит слово «процедурный» и отнесет его к знанию, хотя перед этим он не задумываясь выполнил декларирование переменных, написал функцию передачи информации с сайта на сервер. Специалист знает, что это такое, но нет никакой ассоциативной связи.

Значение слова «декларация» не понимает только ребёнок из детского садика. Декларации составляет каждый в аэропорту, на таможне, в налоговой, но не каждый сообразит, что такое декларативное знание.

Таким образом, школьник начальных классов и взрослый человек на простой вопрос: «Приведите примеры своих декларативных и процедурных знаний» могут просто не ответить, но не потому что не знают. Сначала нужно предварительно пояснить, что декларативное знание что-то описывает, а процедурное знание — определяет алгоритм действий.

Представления о декларативном знании

Описать предмет, явление, продукт питания или станок можно по-разному. Поиск в Интернете по фразе «декларативные знания, примеры» дает такие ответы: «Любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ» или «Декларативные знания записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти».

Сказано в обоих случаях красиво, но к декларативным знаниями — это имеет слабое отношение. Во-первых, любое знание о мире можно изложить декларативно, даже если оно по природе своей — очевидный алгоритм. Во-вторых, какое значение имеет наличие или отсутствие «осознанного» доступа.

Бывает ли восприятие информации не осознанным? Но если восприятие было неосознанным (это реально), то как бы оно восприняло именно знание, а не сигнал, не ощущение, не реакцию? Имплантировать в мозг знания пока умеют только фантасты при помощи сложных механизмов.

В-третьих, какое имеет отношение к делу память интеллектуальной системы? Называть программу интеллектуальной или нет — вопрос воображения. Кроме того, сегодня нет ни одной программной системы, которую можно объективно назвать интеллектуальной.

Представления о процедурном знании

Здесь всё сложнее. Умение жарить яичницу, умение открывать дверь или умываться — не воспринимается, как процедурное знание. Всё это настолько привычно и естественно, что все мыслимые и немыслимые действия, которые обычно выполняет человек, он не воспринимает как алгоритм.

Все люди по природе своей программисты, но писать программы умеет не все. А из тех, кто умеет это делать, программистов ещё меньше. Если упростить ситуацию и попробовать среди профессиональных программистов найти тех, которые могут написать реально объектно-ориентированную, полностью рекурсивную на уровне каждого компонента программу, то это будут единицы.

Реальность в этом случае не проходит через барьер привычности и не воспринимается как процедурное знание, но если просто подсказать в чём дело, любой человек приведет примеры декларативных и процедурных знаний не только из собственного опыта, но на примере любых событий, явлений и обстоятельств.

Примеры декларативных и процедурных знаний

Яблоко зеленое — это декларативное знание. Футбольное поле — тоже. Но яблоко может быть не только зеленым, да и не яблоком вовсе. Чтобы отличить настоящее яблоко от изготовленного из воска, потребуется знание того, как оно выглядит в реальности и другие отличия (запах, текстура, форма).

С футбольным полем посложнее. Определив определенную поверхность как футбольное поле, можно совершить ошибку. Приехал друг из города в деревню и ему назначена встреча на футбольном поле. Естественно, он будет искать место, где есть ворота, трибуны и классическая футбольная разметка.

Процедурное знание:

  • кулинарный рецепт;
  • сборка автомобиля;
  • написание сочинения или стиха.

В последнем случае все сложнее. Нужно обладать определенные знаниями, чтобы писать стихи. По условиям, существуют различные требования к рифме или стилю письма.

В алгоритме всегда труднее ошибиться, чем в описании. Процедурное знание, как правило, тестируется на предмет работоспособности. Декларативное тоже требует проверки, но какой именно — определяет область использования декларативного знания.

Для художника, отображающего примеры такого знания (зеленое яблоко и футбольное поле) совершенно безразлично, что он рисует. Для него важно передать форму, цвет, пропорции, отобразить то, что он видит. Для покупателя на рынке совсем другая система ценностей. Форма и цвет фрукта покупателя меньше волнует, чем его потребительские качества. Для человека, которому назначили встречу на футбольном поле важны критерии, позволяющие принять однозначное решение.

Программирование и знания

Самый лучший критерий для декларативного и процедурного знания — аксиомы из области программирования. Причем программирование 80 годов прошлого века в этом контексте практичнее. В те времена четко было понятно описание данных, то есть: что такое декларативное знание. Любое такое описание четко обозначено: компьютер никогда не прощает ошибок.

Современное программирование не обязывает программиста строго декларировать то, что он намерен обработать, а в некоторых случаях, вообще не предъявляет никаких претензий, если он чего-то описал не так.

Процедурное знание всегда четко регламентировано. Понятие синтаксиса в описании алгоритма или процедуры настолько важно, что без конкретных условностей и обозначений признать процедурным его никак нельзя.

Рассматривая декларативные знания, примеры: «я знаю, что …» можно четко сформулировать два момента:

  • пример — это одно;
  • я знаю, что … — это совсем другое.

Пример в большинстве случаев (в образовании, на производстве, в быту) четко определен и люди, имеющие о нем представление, понимают его смысл одинаковым образом. Человек, который пришел учиться, работать или оказался в другом месте, определяет смысл примера по-своему, у него есть два пути: настаивать на своем или изменить свое собственное мнение о конкретном знании.

Интеллектуальные системы и знания

Декларативные знания, как примеры — это описательные части программ. Имеется ввиду не описание переменных, а описание реальных данных. Например, штатное расписание, карточка сотрудника, трудовая книжка, благодарность и другое. Любой из этих документов — реальное декларативное знание.

Процедурные знания, как примеры — это функции (процедуры) = алгоритмы действий, причем не обязательно последовательных. Процедурное знание — это не всегда рецепт, который следует исполнить последовательно.

Процедурное знание характеризуется вложенностью, рекурсивностью, независимостью и взаимодействием с себе подобными. Оно может учитывать декларативные знания, но правильнее будет сказать: процедурное знание извлекает из декларативного только то, что оно рассчитывает получить.

При таком варианте и реальном положении вещей декларативные знания — примеры безукоризненно исполненной статики. Что до процедурных, то в данном контексте они всегда статичны. Любая сверхтехнологичная современная интеллектуальная или экспертная система не ответит на простой до безумия вопрос: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний».

Классического синего экрана от Windows не будет, но решения — тоже. Критерий интеллектуальности любой программы вовсе не в том, как её называет разработчик, какой рейтинг он составил, а в том, что может делать это изделие за пределами его воображения.

Вероятно, история программирования просто умалчивает о достижениях специалистов и станет известно, когда появились первые системы, которые манипулировали знаниями сами по себе, а не так, как было заложено их автором.

Однако известно, что в период очередной волны интереса к искусственному интеллекту была создана программа, которая имитировала ситуативную стадию интеллекта человека («Лиси»). Разработчик позиционировал её как систему накопления ситуативных (декларативных) и репродуцирующих (процедурных) знаний и самостоятельного их применения. Чему научилась, то и сделала.

К системе имели доступ другие разработчики. Автор обучил ее простым знаниям: «мама», «мяч», «играть», «скажи папа», «мяч круглый» и другое. Коллеги по работе решили иначе и научили «Лиси» математике: 1+1 = 1; 1 x 0 = 0; 2 x 0= 0.

Всё это не имеет никакого отношения к искусственному интеллекту, но все же факт, что правильное понимание сути декларативных и процедурных знаний позволяет более эффективно их использовать. Кроме того, четкое обозначение знаний имеет важное значения для понимания людьми друг друга.

Источник: fb.ru

monateka.com

Процедурные и декларативные знания: примеры и описание

С формальной точки зрения знание с трудом поддается формализации, систематизации и точному описанию вообще. Само по себе понимание, что такое знание зависит от конкретного человека, от уровня его образования, жизненного опыта, профессии, особенностей психики, эмоциональности.

декларативные знания примеры

Факторов восприятия знаний достаточно много. Существенно и неоспоримо лишь то, что это восприятие развивается во времени в сознании того, кто воспринимает то или иное знание. Важно понимать — знание может быть представлено тем, кто его воспринял и передал другому субъекту, но без гарантии той же точности восприятия и понимания.

Что связывает людей между собой в понимании сущности знаний?

Знания, которые необходимы человеку для жизни, учебы и работы в большинстве своем воспринимаются и понимаются всеми людьми эквивалентно. На тривиальное предложение: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний» и русский, и китаец, и американец ответят незамедлительно, но если любой из них уже много лет как программист, будет проблема с ассоциациями.

Профессия накладывает на восприятие человека отпечаток, а то, что это восприятие однозначно допускает, человек может не ассоциировать с такими простыми школьными понятиями. Сомнительно, что по данному примеру профессиональный программист вообще вспомнит слово «процедурный» и отнесет его к знанию, хотя перед этим он не задумываясь выполнил декларирование переменных, написал функцию передачи информации с сайта на сервер. Специалист знает, что это такое, но нет никакой ассоциативной связи.

Значение слова «декларация» не понимает только ребёнок из детского садика. Декларации составляет каждый в аэропорту, на таможне, в налоговой, но не каждый сообразит, что такое декларативное знание.

Таким образом, школьник начальных классов и взрослый человек на простой вопрос: «Приведите примеры своих декларативных и процедурных знаний» могут просто не ответить, но не потому что не знают. Сначала нужно предварительно пояснить, что декларативное знание что-то описывает, а процедурное знание — определяет алгоритм действий.

Представления о декларативном знании

Описать предмет, явление, продукт питания или станок можно по-разному. Поиск в Интернете по фразе «декларативные знания, примеры» дает такие ответы: «Любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ» или «Декларативные знания записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти».

Сказано в обоих случаях красиво, но к декларативным знаниями — это имеет слабое отношение. Во-первых, любое знание о мире можно изложить декларативно, даже если оно по природе своей — очевидный алгоритм. Во-вторых, какое значение имеет наличие или отсутствие «осознанного» доступа.

Бывает ли восприятие информации не осознанным? Но если восприятие было неосознанным (это реально), то как бы оно восприняло именно знание, а не сигнал, не ощущение, не реакцию? Имплантировать в мозг знания пока умеют только фантасты при помощи сложных механизмов.

В-третьих, какое имеет отношение к делу память интеллектуальной системы? Называть программу интеллектуальной или нет — вопрос воображения. Кроме того, сегодня нет ни одной программной системы, которую можно объективно назвать интеллектуальной.

Представления о процедурном знании

Здесь всё сложнее. Умение жарить яичницу, умение открывать дверь или умываться — не воспринимается, как процедурное знание. Всё это настолько привычно и естественно, что все мыслимые и немыслимые действия, которые обычно выполняет человек, он не воспринимает как алгоритм.

Все люди по природе своей программисты, но писать программы умеет не все. А из тех, кто умеет это делать, программистов ещё меньше. Если упростить ситуацию и попробовать среди профессиональных программистов найти тех, которые могут написать реально объектно-ориентированную, полностью рекурсивную на уровне каждого компонента программу, то это будут единицы.

Реальность в этом случае не проходит через барьер привычности и не воспринимается как процедурное знание, но если просто подсказать в чём дело, любой человек приведет примеры декларативных и процедурных знаний не только из собственного опыта, но на примере любых событий, явлений и обстоятельств.

Примеры декларативных и процедурных знаний

Яблоко зеленое — это декларативное знание. Футбольное поле — тоже. Но яблоко может быть не только зеленым, да и не яблоком вовсе. Чтобы отличить настоящее яблоко от изготовленного из воска, потребуется знание того, как оно выглядит в реальности и другие отличия (запах, текстура, форма).

С футбольным полем посложнее. Определив определенную поверхность как футбольное поле, можно совершить ошибку. Приехал друг из города в деревню и ему назначена встреча на футбольном поле. Естественно, он будет искать место, где есть ворота, трибуны и классическая футбольная разметка.

Процедурное знание:

  • кулинарный рецепт;
  • сборка автомобиля;
  • написание сочинения или стиха.

В последнем случае все сложнее. Нужно обладать определенные знаниями, чтобы писать стихи. По условиям, существуют различные требования к рифме или стилю письма.

В алгоритме всегда труднее ошибиться, чем в описании. Процедурное знание, как правило, тестируется на предмет работоспособности. Декларативное тоже требует проверки, но какой именно — определяет область использования декларативного знания.

Для художника, отображающего примеры такого знания (зеленое яблоко и футбольное поле) совершенно безразлично, что он рисует. Для него важно передать форму, цвет, пропорции, отобразить то, что он видит. Для покупателя на рынке совсем другая система ценностей. Форма и цвет фрукта покупателя меньше волнует, чем его потребительские качества. Для человека, которому назначили встречу на футбольном поле важны критерии, позволяющие принять однозначное решение.

Программирование и знания

Самый лучший критерий для декларативного и процедурного знания — аксиомы из области программирования. Причем программирование 80 годов прошлого века в этом контексте практичнее. В те времена четко было понятно описание данных, то есть: что такое декларативное знание. Любое такое описание четко обозначено: компьютер никогда не прощает ошибок.

приведите примеры своих декларотивных и процедурных знаний

Современное программирование не обязывает программиста строго декларировать то, что он намерен обработать, а в некоторых случаях, вообще не предъявляет никаких претензий, если он чего-то описал не так.

Процедурное знание всегда четко регламентировано. Понятие синтаксиса в описании алгоритма или процедуры настолько важно, что без конкретных условностей и обозначений признать процедурным его никак нельзя.

Рассматривая декларативные знания, примеры: «я знаю, что …» можно четко сформулировать два момента:

  • пример — это одно;
  • я знаю, что … — это совсем другое.

Пример в большинстве случаев (в образовании, на производстве, в быту) четко определен и люди, имеющие о нем представление, понимают его смысл одинаковым образом. Человек, который пришел учиться, работать или оказался в другом месте, определяет смысл примера по-своему, у него есть два пути: настаивать на своем или изменить свое собственное мнение о конкретном знании.

Интеллектуальные системы и знания

Декларативные знания, как примеры — это описательные части программ. Имеется ввиду не описание переменных, а описание реальных данных. Например, штатное расписание, карточка сотрудника, трудовая книжка, благодарность и другое. Любой из этих документов — реальное декларативное знание.

Процедурные знания, как примеры — это функции (процедуры) = алгоритмы действий, причем не обязательно последовательных. Процедурное знание — это не всегда рецепт, который следует исполнить последовательно.

Процедурное знание характеризуется вложенностью, рекурсивностью, независимостью и взаимодействием с себе подобными. Оно может учитывать декларативные знания, но правильнее будет сказать: процедурное знание извлекает из декларативного только то, что оно рассчитывает получить.

При таком варианте и реальном положении вещей декларативные знания — примеры безукоризненно исполненной статики. Что до процедурных, то в данном контексте они всегда статичны. Любая сверхтехнологичная современная интеллектуальная или экспертная система не ответит на простой до безумия вопрос: «Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний».

Классического синего экрана от Windows не будет, но решения — тоже. Критерий интеллектуальности любой программы вовсе не в том, как её называет разработчик, какой рейтинг он составил, а в том, что может делать это изделие за пределами его воображения.

Вероятно, история программирования просто умалчивает о достижениях специалистов и станет известно, когда появились первые системы, которые манипулировали знаниями сами по себе, а не так, как было заложено их автором.

Однако известно, что в период очередной волны интереса к искусственному интеллекту была создана программа, которая имитировала ситуативную стадию интеллекта человека («Лиси»). Разработчик позиционировал её как систему накопления ситуативных (декларативных) и репродуцирующих (процедурных) знаний и самостоятельного их применения. Чему научилась, то и сделала.

К системе имели доступ другие разработчики. Автор обучил ее простым знаниям: «мама», «мяч», «играть», «скажи папа», «мяч круглый» и другое. Коллеги по работе решили иначе и научили «Лиси» математике: 1+1 = 1; 1 x 0 = 0; 2 x 0= 0.

Всё это не имеет никакого отношения к искусственному интеллекту, но все же факт, что правильное понимание сути декларативных и процедурных знаний позволяет более эффективно их использовать. Кроме того, четкое обозначение знаний имеет важное значения для понимания людьми друг друга.

autogear.ru

Декларативное знание — это… Что такое Декларативное знание?



Декларативное знание
Термин, обозначающий любое знание, к которому человек имеет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся на свои знания о расположении клавиш (декларативное знание). Но по мере приобретения рабочих навыков мы постепенно перестаем думать о расположении клавиш. и наши пальцы попадают в нужные места почти без осознанных усилий (процедурное знание). Представление о знании в рамках этих двух систем было продемонстрировано при исследовании пациентов, страдающих амнезией, у которых наблюдалась полная утрата декларативной памяти, но их процедурная память оставалась неповрежденной.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС.
Майк Кордуэлл.
2000.

  • Дезориентирующие переменные
  • Демонстрация умиротворения

Смотреть что такое «Декларативное знание» в других словарях:

  • Декларативное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • ДЕКЛАРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ — См. знание, декларативное …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ ЧТО — Декларативное знание …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ — 1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура. 2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или… …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ, ДЕКЛАРАТИВНОЕ — Знание о мире, которое может быть представлено как осознанно известное, фактическое знание. То есть знание, которое человек может декларировать; например, роза – вид цветка . Гильберт Райль любил обозначать это фразой знание, что… . Также… …   Толковый словарь по психологии

  • Знание “что” — декларативное (см.), фактическое знание, то есть знание, которое индивид может декларировать, выразить в форме определённого суждения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дескриптивное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • Процедурное знание — Любой вид знания, к которошу человек не имеет сознательного доступа и которое можно прояввить лишь косвенно, через определенные действия. Типичным пршмером является езда на велосипеде. Большинство из нас умеет езздить на велосипеде (процедурное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ — См. декларативное знание …   Толковый словарь по психологии

  • психология памяти —         ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

psychology.academic.ru

Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву: VIKENT.RU

Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву

Ещё в Древней Греции было замечено, что, выражаясь современным языком,  знания можно условно разделить на «прикладные» и «высоко-теоретические»…

В 30-50 годах XX  века, учитывая, что к работе со знаниями привлекалось всё больше людей, ряд отдельных учёных и научных коллективов в Европе и США вернулись к этой проблеме. Было предложено несколько терминов и классификаций знаний, но лично мне больше нравится  четыре термина:

— Декларативные / Declarative knowledge (Описательные знания) и

— Процедурные / Procedural knowledge (Алгоритмические знания),

основные характеристики которых я свёл в таблицу:

 











 


Сравниваемые параметры 

 Знания 

 


Декларативные / Описательные


 

 


Процедурные / Алгоритмические

Отвечают на вопросы


 

Что это?


Как это бывало / бывает / случается?


Я чувствую / думаю, что…

Как это сделать?


Как это сделать оптимально?


Как исключить типовые ошибки

Где наиболее распространены


 

Философия


Культурология


Искусствоведение


Художественная критика

Физика, химия, медицина, технические дисциплины, менеджмент

Трудозатраты на получение


 

Не всегда, но часто: один или несколько вечеров, подборка книг и Internet

Отрабатываются годами, иногда десятилетиями – см.: Методика К.С. Станиславского

Число разработчиков


 

Один или несколько человек

Основной разработчик может быть один, но в обкатке алгоритмов так или иначе участвуют десятки и сотни людей

Позволяют

Умно рассуждать не действуя; писать глупые статьи и книги; защищать диссертации; выступать на халтурных конференциях;  читать лекции невинным в предмете студентам

Решать практические задачи или – в случае творческих задач – не гарантировать, но существенно повышать вероятность их решения…

Проверяемость


 

???

Принципиально проверяемы…

Фактическое применение


 

Позволяют обзорно / неглубоко поговорить о всей теме – см. термин: «Гениальность»

Узко «заточены» на определённый класс задач

Известность / распространённость

Повсеместно в крупных городах

Немногочисленные работы

 

Английский физик лорд Кельвин в курсе лекций, изданных в 1884 году, предложил свой «критерий понимания»: «Вопрос о том, понимаем ли мы или не понимаем природный процесс, сводится к другому вопросу, именно: способны ли мы построить механическую модель, которая  воспроизводила бы процесс во всех его частях».

Цитируется по: Свасьян К.А., Становление европейской науки, М., «Evidentis», 2002 г., с. 351.

 

Классификация методик креатива по И.Л. Викентьеву

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

vikent.ru

Декларативные знания — это… Что такое Декларативные знания?



Декларативные знания
Декларативные знания
Декларативные знания — знания, которые записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти. Обычно декларативных знаний используются для представления информация о свойствах и фактах предметной области. По форме представления декларативные знания противопоставляются процедурным знаниям.

По-английски: Declarative knowledge

См. также:  Формальные знания  

Финансовый словарь Финам.

.

  • Декатенация
  • Декларативный язык программирования

Смотреть что такое «Декларативные знания» в других словарях:

  • Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера …   Психология человека: словарь терминов

  • Знания — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите …   Википедия

  • Знание (в информатике) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Знание (понятие) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

  • ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. О. к. включает: 1) декларативные знания (знания о мире, знания о различных… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОБЩАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. Включает: 1) декларативные знания (знания о мире,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Дескриптивное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • Декларативное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

dic.academic.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *