Оникс ракета – Подводные корабли проекта «Антей» получат новое вооружение – ракетные комплексы «Калибр» и «Оникс»

Содержание

«Оникс»: 800 км – миф или реальность?

Один из редких снимков ПКР 3М55 в полёте (Военный парад, 1998 − с подачи militaryrussia.ru)

Противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» с ракетой 3М55 разрабатывался в качестве альтернативы сразу трём ПКРК предыдущих поколений – «Граниту» (по массогабаритам), «Малахиту» (по массогабаритам и скорости) и «Москиту» (по универсальности типа старта и траектории − надводный/подводный и комбинированная/низкая) [1-35]. И всё же, главной целью новой ОКР, по мнению автора блога (солидарного с В. Асаниным) было создание более «демократичного», нежели «Гранит», оперативно-тактического ПКРК, доступного не только для гигантов пр. 11435, 11442 и 949А, но и для кораблей среднего и  малого водоизмещения – эсминцев, БПК, СКР и даже МРК. Уменьшение массы БЧ в этом случае следовало с неизбежностью, касательно дальности действия такой уверенности нет.

3М55 и 3М45: сходства и различия

Между ракетами «Оникса» и «Гранита» различий гораздо больше, нежели сходств. Взять хотя бы такой не совсем серьёзный, но легко вычисляемый показатель, как условная удельная масса, равная отношению стартовой массы ракеты к объёму цилиндра, образованного её длиной со стартовым ускорителем (стартово-разгонной ступенью, СРС) и диаметром корпуса − возможно, моё посильное нововведение в методику сравнения образцов ракетного оружия. Условная удельная масса 3М55 меньше 3М45 на 20% (1,23 против 0,99 т/м3) и гораздо ближе к 3М80 ПКРК «Москит» (0,93 т/м3), что не позволяет говорить о каком- либо массогабаритном подобии двух творений В. Челомея.

Главными конструктивными решениями, которые роднят эти ракеты, являются лобовой конический воздухозаборник (как на МиГ-21) и тандемное расположение маршевого и стартового двигателей, позволившее уменьшить поперечные габариты ПКР и, соответственно, ТПС. В свою очередь, основным внешним отличием ракеты «Оникса» стало крестообразное (Х-образное) расположение крыльев вместо «самолётного», а наиболее принципиальным – применение прямоточного воздушнореактивного двигателя (ПВРД) вместо двухконтурного турбореактивного (ТРДД). Оценить ЛТХ 3М55 без знания особенностей ПВРД крайне затруднительно, поэтому имеет смысл рассмотреть их немного подробнее.

Лошадка для быстрой езды

Принципиальная схема ПВРД проста как апельсин. По сути, это сквозная труба с камерой сгорания, куда атмосферный воздух подаётся не с помощью турбокомпрессора, как в ТРД, а исключительно за счёт скоростного напора набегающего потока. Отсутствие турбины и компрессора значительно облегчает и упрощает двигатель, но взамен лишает его возможности работать на стопе и малых дозвуковых скоростях (до 650 км/час [3-243]) – о запуске без предварительного разгона (посредством стартовых ускорителей или вместе с носителем) не может быть и речи. Стихия ПВРД – скорости от 2 М, где он начинает реально конкурировать с ТРД, а начиная с 3 М (в особенности – на гиперзвуке) становится безраздельным королём реактивного движения и по тяге, и по экономичности, и по так называемому параметру дальности полёта*, что хорошо видно на размещённых ниже диаграммах [4-19,21,23].

* Цитата: «Величина параметра дальности [формула] зависит от типа двигателя и скорости полёта (фиг. 10). При дозвуковых скоростях полёта наибольшая дальность может быть получена при помощи поршневых двигателей, при околозвуковых скоростях − при помощи турбореактивных двигателей; при скорости от M=1,6 до M=2,5 − при помощи ТРД с форсажной камерой (ТРДФ), а при M>2,5 самую большую дальность активного управляемого полёта можно получить при помощи прямоточных ВРД» [4-23].

Диаграммы из монографии М. Бондарюка и С. Ильяшенко «Прямоточные воздушно-реактивные двигатели» [4]

Перед «Ониксом» ПВРД был применён на ракете 3М80 комплекса «Москит» – выдающемся продукте отечественного ОПК, единственной в мире ПКР, предназначенной для длительного полёта на двойном сверхзвуке над гребнями волн. Однако по причине значительных конструктивных отличий и отсутствия данных по высотным испытаниям 3М80 сравнивать «Оникс» с «Москитом» было бы некорректно. Создатели «Москита» сознательно заплатили дальностью за малую высоту полёта (где сопротивление движению оказывает не только более плотный и влажный воздух, но и морская вода – в виде пыли и брызг), не дав тем самым ПВРД проявить себя на режимах, свойственных 3М55.

Кроме того, с момента опубликования приведённых выше диаграмм прошло уже почти шестьдесят лет. Несмотря на непреложные законы физики, прогресс не стоит на месте, и у новейших двухконтурных ТРДДФ (в отличие от ТРДФ) кривые должны выглядеть несколько иначе. Но точно так же (в лучшую сторону) должны были измениться и кривые ПВРД, удостовериться в чём, к сожалению, не получится по причине сверхсекретности двигателей для новейших крылатых ракет. Единственное, что можно сделать в данной ситуации, это предположить, что черта, разделяющая области применения двух типов ВРД, пролегает по-прежнему в районе 2-2,5 М – как раз тех скоростей, на которые рассчитан двигатель ракеты «Оникса».

А что если всё-таки 800?

Всех, кто хоть немного интересуется морскими ракетными комплексами, можно разделить на две группы: 1) считающих, что цифры в индексах, начинающихся с буквы «П» означают дальность действия (пуска) в километрах; 2) считающих тех, кто так считает, наивными простаками, поскольку эти цифры не означают ровным счётом ничего. Попробуем разобраться, кто здесь прав (при этом следует напомнить, что первым и едва ли не единственным, кто поведал миру об индексе «Оникса» является А. Широкорад [5-268] − человек необычайной работоспособности, который в период кратковременной постперестроечной оттепели, касающейся режима секретности, буквально жил в архивах и знает, о чём говорит).

Индексы первых П-комплексов (П-5, П-6, П-15, П-35) действительно не обозначали ничего, даже хронологической последовательности. Однако, начиная с «Аметиста» (П-70), нумерация стала напоминать выписки из ЛТХ. В табличной форме это выглядит примерно так:

Помимо магии цифр за 800-километровую дальность «Оникса» говорят следующие соображения.

1. Конструкторы вооружения и военной техники (в частности – ракетчики, и в особенности – сотрудники НПО машиностроения, бывшего ОКБ-52 В. Н. Челомея) люди по-хорошему амбициозные (очень амбициозные), как и люди в погонах, которые заказывают у них ВВТ. Каждое новое изделие должно быть лучше предыдущего и, по крайней мере, не хуже зарубежных аналогов – невыполнение двух этих заповедей для разработчиков и заказчиков оружия означает посрамление чести мундира.

Применительно к нашему случаю можно говорить о том, что новый оперативно-тактический ПКРК ни в коем случае не должен был уступать «Граниту» и «Вулкану» по совокупности боевых возможностей. И если снижение массы БЧ (и, как следствие, стартовой массы) ради расширения номенклатуры носителей ещё можно было компенсировать дополнительным боезапасом и новыми средствами прорыва ПВО, то уменьшение (или даже сохранение) дальности пуска компенсировать было нечем, и с точки зрения отечественного военно-промышленного менталитета должно было выглядеть неприемлемым.

2. Принятие на вооружение ПКР оперативно-тактического назначения с дальностью действия менее 700-800 км (как в первоначальном ТТЗ на «Гранит») полностью исключало возможность сколь-нибудь успешного противодействия АУГ противника со стороны наших КУГ НК в дуэльной ситуации*, что лишало разработку новой ракеты всякого смысла (целеуказание при столь большой дальности − тема отдельного разговора).

* Cтоль категоричное программное заявление автора, не раз высказывавшееся им в записях и комментариях, основано на том факте, что «Хокаи» патрулируют на удалении 320 км от АУГ [6-59], а прямая радиолокационная видимость с высоты 9400/10600 м, соответствующей практическому потолку E-2C/E-2D, составляет 400/425 км, итого 720/745 км (плюс 10-12 км, если брать 1164, показавшийся из-за радиогоризонта по верхнюю палубу) (оригинал).

3. После официального подтверждения дальности пуска версии КРБД 3М14 для ВМФ РФ (1500 км), в пять раз (!) превосходящей по данному параметру экспортную модификацию 3М14Э, техническая возможность превышения дальности «Оникса» над «Яхонтом» в каких-то 2,5 раза почти не вызывает сомнений.

4. Если последовать рекомендациям предыдущего раздела и предположить, что на скоростях 2-2,5 М ПВРД не уступает в экономичности ТРДД, заметного увеличения дальности можно достигнуть тем же способом, что и на ракете «Вулкана» (1000 км по проекту против 500 км у «Базальта») за счёт большей мощности и длительности работы стартовых ускорителей [7-48]**. Теоретически, в природе может быть две версии ракеты «Оникса»: «короткая» – со стандартной стартово-разгонной ступенью и дальностью пуска порядка 500 км для кораблей ближней и дальней морской зоны (фрегатов, корветов, МРК) и «длинная» − с удлинённым стартовиком и дальностью до 800 км для кораблей океанской зоны (крейсеров и эсминцев).

** Цитата (уже приводившаяся ранее − ссылка 8): «Конструкторы «НПО машиностроения» выявили возможность удвоения дальности ракеты комплекса «Базальт» при минимальных доработках маршевой ступени за счёт применения титановых сплавов, некоторого снижения защищённости боевой части, но в основном путём замены стартового агрегата на так называемую стартово-разгонную ступень [СРС]. Ранее использовавшиеся стартовые агрегаты к моменту завершения своей работы придавали ракете скорость, достаточную для удержания в воздухе за счёт подъёмной силы и осуществления эффективного управления аэродинамическими рулями. Последующий набор высоты и разгон до большой сверхзвуковой скорости производились за счёт работы турбореактивного двигателя в режиме максимальной тяги, при этом расходовалась значительная часть топлива. После выхода на заданный высотно-скоростной режим полёта тяга ТРД снижалась по команде системы управления.

На новой ракете, названной «Вулкан», реутовские конструкторы переложили задачу разгона и набора высоты на твердотопливные двигат

Источники: в России разработана крылатая ракета «Оникс-М» с дальностью 800 км — Армия и ОПК

МОСКВА, 25 сентября. /ТАСС/. НПО машиностроения разработало крылатую ракету морского базирования «Оникс-М» с максимальной дальностью стрельбы 800 км и повышенной точностью поражения морских и наземных целей. Летные испытания ракеты начнутся в ближайшие месяцы, сообщили в среду ТАСС два источника в оборонно-промышленном комплексе РФ.

«На базе стоящей на вооружении крылатой ракеты «Оникс» разработан новый вариант — «Оникс-М», получивший максимальную дальность поражения 800 км», — рассказал один собеседник агентства.

Источник уточнил, что «ракета оборудована усовершенствованной системой управления и сможет с большей точностью поражать как морские, так и наземные цели». Также повышена защищенность ракеты от воздействия средств радиоэлектронной борьбы, добавил собеседник агентства.

Другой источник в оборонной отрасли рассказал ТАСС, что летно-конструкторские испытания новейшей версии «Оникса» должны были начаться в первой декаде сентября в акватории Баренцева моря на морском полигоне Северного флота. Для обеспечения безопасности судоходства и полетов гражданской авиации под эти испытания закрывались несколько районов моря, «однако пуски выполнены не были из-за необходимости дополнительных проверок опытных образцов изделия». «Ожидается, что летные испытания «Оникса-М» начнутся в ближайшие один-два месяца», — рассказал собеседник агентства.

По словам источника, как и стоящий на вооружении «Оникс», модернизированная ракета способна нести обычную и ядерную боевые части. Максимальная скорость «Оникса-М» и массо-габаритные характеристики остались как у базовой версии ракеты.
В НПО машиностроения, разработавшем «Оникс», не стали комментировать предоставленную источниками информацию.

Крылатый «Оникс»

Ранее в НПО машиностроения сообщали о планах улучшить характеристики «Оникса», не уточняя, о каких конкретно параметрах идет речь. «Да, мы предложили улучшить летные характеристики ракет «Оникс» для повышения эффективности этого противокорабельного комплекса», — сказал 13 сентября ТАСС представитель компании.

По данным производителя, предельная дальность стрельбы «Ониксом» в экспортном варианте (ракета «Яхонт») на сегодняшний день составляет 300 км. Максимальная скорость ракеты составляет 2,5 скоростей звука на большой высоте, масса обычной боевой части — 250 кг.

Разработка противокорабельного комплекса П-800 с ракетой «Оникс» началась в 1982 году, на вооружение он был принят в 2002 году. Комплексом вооружаются надводные корабли и подлодки, например эти ракеты несет на борту головная многоцелевая субмарина проекта 885 «Северодвинск».

На базе «Оникса» создана российско-индийская ракета «БраМос». На МАКС-2019 глава совместного предприятия «БраМос» с индийской стороны Кумар Мишра сообщал ТАСС, что дальность стрельбы крылатой ракеты «БраМос» может быть доведена до 800 км. Он тогда отметил, что такая техническая возможность есть.

П-800 «Оникс» и «Яхонт» — противокорабельные ракеты

ПКР «Оникс» была разработана в НПО Машиностроения в конце 80-х гг. для вооружения боевых кораблей различного тоннажа. Она предназначалась для поражения морских целей, следующих в группе с учетом их приоритета. При этом целеуказание могло выполняться с борта Ка-25Ц, ТУ-95РЦ или ИСЗ системы «Легенда»

Видео запуска ракеты «Яхонт» с (ПБРК) «Бастион»

Алгоритм применения ракеты выглядит следующим образом. Старт осуществляется при помощи РДТТ, который разгоняет ракету до скорости, на которой возможен запуск маршевого СПВРД, обеспечивающего длительный полет на скорости, соответствующей М=2,5. На первом участке полета, который проходит на большой высоте, управление осуществляется бесплатформенной инерциальной системой. После выхода в район цели ракета пикированием переходит на малую высоту, где включается активно-пассивная РГСН, которая обнаруживает цели (в пассивном режиме она может работать не только по сигналам корабельных РЛС, но и с использованием других работающих в это время на борту корабля-цели радиосистем — связных, навигационных, РЭП и т.п.). Затем ГСН выключается, и ракета сближается с группой кораблей противника в режиме «тихого» полета. На завершающем этапе РГСН снова включается, производит выделение ложных целей и по отраженному сигналу самостоятельно определяет приоритет каждой и выбирает основную с помощью бортового компьютера.
Изначально ракета предназначалась для эксплуатации в герметичном и закрытом транспортно-пусковом контейнере, что определило ее малые размеры и складывающееся крыло и оперение.

На авиасалоне Жуковский’99 был представлен авиационный вариант ракеты «Яхонт» (экспортное обозначение), предназначенный для вооружения самолетов Ту-142М (МЭ), Су-ЗОМКИ, Су-27ИБ (вариант с комплексом вооружения «Морской Змей» и его экспортное исполнение Су-32ФН), а также гораздо более легкого истребителя-бомбардировщика МиГ-29М (МиГ-33), оснащенного РЛС, способной выделять морские цели и центральным спецпилоном.
Авиационная ПКР «Яхонт» отличается от базового варианта системой крепления на АКУ, наличием обтекателя, прикрывающего лобовой воздухозаборник ПВРД и стекателя. Обтекатель и стекатель сбрасываются перед пуском. Конструкция ракеты предусматривает длительное хранение в негерметичном контейнере, тогда как базовый вариант хранится в среде нейтрального газа.
Поступление ракеты на вооружение ВВС РФ при наличии финансирования ожидается после 2001 г. Кроме того, она предложена на экспорт во всех вариантах и первым заказчиком стал Китай (вариант корабельного старта). Авиационной модификацией могут оснащаться самолеты Су-27СК, Су-30МКИ, Су-32ФН, МиГ-29СМТ и Ту-142МЭ, предлагаемые на экспорт, или другие машины, уже имеющиеся у потенциальных клиентов.

Тактико-технические характеристики крылатой ракеты «Оникс» , «Яхонт»








Дальность стрельбы максимальная, км 300
Высота полета, м 5-15000
Скорость полета, м/с 750
Система управления инерциальная с РГСН
Стартовая масса ракеты, кг 2500 (авиационная), 3000 (корабельная)
Масса, кг 3900 — в ТПК
Боевая часть: тип/масса, кг проникающая/до 300
Добавить комментарий

В России разработана крылатая ракета «Оникс-М» с дальностью 800 км

НПО машиностроения разработало крылатую ракету морского базирования «Оникс-М» с максимальной дальностью стрельбы 800 км и повышенной точностью поражения морских и наземных целей. По сообщениям источников в оборонно-промышленном комплексе РФ летные испытания ракеты начнутся в ближайшие месяцы.

Источник уточнил, что «ракета оборудована усовершенствованной системой управления и сможет с большей точностью поражать как морские, так и наземные цели». Также повышена защищенность ракеты от воздействия средств радиоэлектронной борьбы, добавил собеседник агентства.

Другой источник в оборонной отрасли рассказал, что летно-конструкторские испытания новейшей версии «Оникса» должны были начаться в первой декаде сентября в акватории Баренцева моря на морском полигоне Северного флота. Для обеспечения безопасности судоходства и полетов гражданской авиации под эти испытания закрывались несколько районов моря, «однако пуски выполнены не были из-за необходимости дополнительных проверок опытных образцов изделия». «Ожидается, что летные испытания «Оникса-М» начнутся в ближайшие один-два месяца», – рассказал собеседник.

По словам источника, как и стоящий на вооружении «Оникс», модернизированная ракета способна нести обычную и ядерную боевые части. Максимальная скорость «Оникса-М» и массо-габаритные характеристики остались как у базовой версии ракеты.

В НПО машиностроения, разработавшем «Оникс», не стали комментировать предоставленную источниками информацию.

Ранее в НПО машиностроения сообщали о планах улучшить характеристики «Оникса», не уточняя, о каких конкретно параметрах идет речь. «Да, мы предложили улучшить летные характеристики ракет «Оникс» для повышения эффективности этого противокорабельного комплекса», – сказал 13 сентября ТАСС представитель компании.

По данным производителя, предельная дальность стрельбы «Ониксом» в экспортном варианте (ракета «Яхонт») на сегодняшний день составляет 300 км. Максимальная скорость ракеты составляет 2.5 скоростей звука на большой высоте, масса обычной боевой части – 250 кг.

Разработка противокорабельного комплекса П-800 с ракетой «Оникс» началась в 1982 году, на вооружение он был принят в 2002 году. Комплексом вооружаются надводные корабли и подлодки, например эти ракеты несет на борту головная многоцелевая субмарина проекта 885 «Северодвинск».

На базе «Оникса» создана российско-индийская ракета «БраМос». На МАКС-2019 глава совместного предприятия «БраМос» с индийской стороны Кумар Мишра сообщал ТАСС, что дальность стрельбы крылатой ракеты «БраМос» может быть доведена до 800 км. Он тогда отметил, что такая техническая возможность есть.

 

Источник: ТАСС

 

Х-35 — Википедия

Х-35Изделие 78», индекс ракеты УРАВ ВМФ — 3М24, по кодификации NATO — AS-20 Kayak (рус. «каяк»)) — советская / российская дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн.

Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455). Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (рус. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «Неделя»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.

Технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35, для использования в составе как корабельного, так и вертолётного и самолётного вариантов базирования были выработаны в ОКБ «Звезда» к концу 1977 года[3].

Разработка противокорабельного ракетного комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 для вооружения катеров и кораблей среднего водоизмещения была начата в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года (по другим данным постановление вышло 16 марта 1983 года[4]). Головным разработчиком было определено ОКБ «Звезда» (в настоящее время входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), а главным конструктором — Г. И. Хохлов. Разработка пусковой установки осуществлялась КБМ в Москве[5].

Рассмотрение в 1983 году эскизного проекта выявило несоответствие проекта активной радиолокационной ГСН предъявленным к ней требованиям. На устранение недостатков ушло три года, первый пуск опытного образца ПКР был проведён 5 ноября 1985 года с береговой позиции. Целый ряд пусков 1986 года был неудачным, потребовалась доработка ряда систем. Только в пуске 29 января 1987 года все системы ракеты отработали нормально.[4]

ГСН была полностью готова к совместным с планером ракеты испытаниям только к 1992 году. К этому времени ОКБ «Звезда» завершило первый этап лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) — за три года было выполнено 13 пусков Х-35. Однако, с 1992 года из-за финансовых проблем России, вызванных сменой государственного строя и сворачиванием государственного оборонного заказа, работы по комплексу были практически остановлены. Доводка ракет осуществлялась за счёт ресурсов предприятия. Второй этап ЛКИ проводился с 1992 по 1997 год, за это время было выполнено четыре пуска ракет.[4]

Смена государственного строя в стране принесла не только финансовые проблемы, но и одновременно расширило возможности предприятия по работе с иностранными заказчиками. Продемонстрированная на авиационной выставке «Мосаэрошоу-92» в Москве ракета и информация по комплексу вызвала интерес специалистов ВМС Индии — в 1994 году с Индией был заключён контракт на поставку КРК «Уран-Э». Полученные средства позволили развернуть серийное производство ракет. Первые поставки в Индию были осуществлены в 1996—1997 годах, а 15 декабря 1996 года комплекс «Уран-Э» сдан заказчику на эсминце «Дели» (англ.)русск. (тип «Дели»).[4]

В июле 2003 года корабельный ракетный комплекс «Уран» успешно прошёл государственные испытания и начал поступать на вооружение кораблей ВМФ России. Осенью 2004 года прошёл государственные испытания и был принят на вооружение ВМФ России подвижный береговой ракетный комплекс «Бал».[4]

В 2005 году были завершены испытания ракеты после адаптации её к авиационному варианту базирования — для индийского патрульного самолёта Ил-38SD, после чего начаты работы по включению ракеты в состав вооружения истребителей компаний «Сухой» и «МиГ».[4]

Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурации

Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твердотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории уменьшается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта усложняет перехват ракеты средствами ПВО цели.

Планер[править | править код]

Головка самонаведения[править | править код]

Активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия.[6]

Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения с щелевой антенной решёткой, АРГС-35[7], разработки компании «Радар ММС»[1].

  • Радиолокационная ГСН АРГС-35
  • Угол горизонтального обзора, град от −45 до +45
  • Угол вертикального обзора, град от +10 до −20
  • Дальность действия, до 20 км
  • Вес, кг 40-47,5
  • Диаметр, мм 420
  • Длина, мм 700
  • Ограничения по применению ГСН:
    • осадки, мм/с до 4
    • волнение моря, баллов до 6
    • температура использования, от −50 °C до +50 °C

Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[1].

Радиовысотомер[править | править код]

Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт[8].

Двигатель[править | править код]

Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ. МАКС-2005)

Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.

Боевая часть[править | править код]

Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Самолётная модификация[править | править код]

Авиационный комплекс поступил на вооружение самолётов Су-24, Су-30, МиГ-29, Су-35С, ТУ-142

Вертолётная модификация[править | править код]

Вертолётный вариант ракет Х-35 применяется на Ка-27, Ка-28, Ка-52К.

Корабельная модификация[править | править код]

Макет ракеты Х-35Э на МАКС-2009. Хорошо видна конструкция складывающегося крыла и стартовый твердотопливный ускоритель. МАКС-2009

На надводных кораблях используется корабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят противокорабельные ракеты Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах на пусковых установках, корабельная автоматизированная система управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты[9]. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев. По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах цилиндрической формы. Возможно повторное использование транспортно-пускового контейнера после выполнения восстановительных работ. Для упрощения крепления в центральной части ТПК имеются шпангоуты квадратного сечения[9].

Пусковая установка представляет собой наклонную на 35° к палубе, неподвижно зафиксированную на носителе направляющую, на которой смонтированы ТПК с ракетами в пакетах по 2-4 контейнера в зависимости от конфигурации носителя. Пусковая установка служит для погрузки, хранения и пуска ракет, а также снижения эксплуатационных перегрузок, что достигается за счёт установки пружинных амортизаторов[9].

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:

Сухопутная модификация[править | править код]

Макет берегового ракетного комплекса Бал-Э на МАКС-2009.
Сверху-вниз: командный пункт, пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина

Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.

В состав БРК «Бал» входят[16]:

  • Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
  • Пусковые установки — до 4 единиц.
  • Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.

Все установки смонтированы на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930 «Астролог» и обладают высоким запасом хода. В стандартном составе на каждой пусковой установке и транспортно-перегрузочной машине находятся по 8 ракет в ТПК, таким образом комплекс полного состава обладает 32 готовыми к пуску ракетами и общим боезапасом в 64 ракеты.

Время подготовки к стрельбе БРК на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут[16]. Целеуказание комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Стрельба «Бал-Э» возможна как одиночными пусками, так и залпом, с интервалом между пусками ракет не более 3 секунд. Максимальная мощность залпа составляет 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. Время подготовки комплекса к повторному залпу составляет около 30 минут[17].

«Бал-Э» обладает высоким потенциалом модернизации: рассматриваются возможности создания его облегчённой и более подвижной версии, возможность установки дополнительных средств радиоэлектронной борьбы и других путей модернизации[16].

Комплекс Бал-Э успешно прошёл государственные испытания осенью 2004 года. Планируются поставки «Бал-Э» как в российские войска, так и на экспорт[17].

Контейнерная модификация[править | править код]

В 2011 году на выставке IMDS-2011 был продемонстрирован контейнерный вариант комплекса. 4 ракеты и аппаратура управления размещались в стандартном 20-футовом контейнере.

Эскиз ракеты Х-35УЭ в полётной конфигурации
Х-35УЭ на МСВС-2013, Санкт-Петербург

  • Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей
    • Х-35Э (3М24Э) — экспортный вариант Х-35
  • Х-35У — унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.
    • Х-35УЭ — экспортная версия Х-35У — унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения также спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная[6] радиолокационная головка самонаведения «Грань-К»[18] позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта[19]. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания[20] Диапазон поворота достиг 130°. Имеет корабельное, вертолётное, береговое и самолётное базирование. Высота полёта 10 — 15 метров на маршевом участке и 3 — 4 при выходе на цель. Масса боевой части 145 кг.[21]
  • Х-35В — ПКР для вертолётов
  • Х-35ЭВ — экспортный вариант ПКР, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама[22]
  • 3М-24ЭМБ — учебные варианты ракет, поставлявшиеся во Вьетнам[22]

Пуск крылатой ракеты Х-35 «Уран» малым ракетным кораблём «Смерч»

В скобках указаны характеристики Х-35УЭ.

  • Длина, м:
    • корабельного/берегового/вертолётного базирования: 4,4
    • самолётного базирования: 3,85
  • Размах крыла, м: (1,33)
  • Диаметр ракеты, м: 0,42
  • Стартовая масса, кг:
    • корабельного/берегового базирования: 600 (670)
    • вертолётного базирования: 610 (650)
    • самолётного базирования: 520 (550)
  • Двигатель: ТРДД
  • Топливо: авиакеросин
  • Система наведения: активная радиолокационная ГСН (БИНС + СН + АПРЛГСН)
  • Боевая часть: осколочно-фугасная проникающего типа
  • Масса боевой части, кг: 145
  • Дальность пуска, км: до 130 (Х-35), до 260 (Х-35У).[23]
  • Высота полёта, м:
    • на маршевом участке: 10-15
    • на конечном участке: 3-4
  • Скорость полёта: 0,8-0,85 М[прояснить]

Тактика применения[править | править код]

Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным

Вероятные пользователи[править | править код]

  •  КНДР — копия Х-35, на вооружении ВМФ КНДР[26][27].
  •  Мьянма — северокорейский вариант, в составе вооружений корветов.

Достоинства[править | править код]

К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с маловысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации[28].

Х-35 является дешевой и массовой в производстве ракетой. Ракета также универсальная. «Уран» используют в береговых ракетных комплексах «Бал», ракету могут использовать самолеты Су-34, Миг-29, Су-30, Су-35. Также ракету способны использовать малые сторожевые корабли проекта 20380, атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень/М», палубные вертолеты Ка-52К «Катран» и др[29][30]. Все это позволяет легко развёртывать ракеты на совершенно разных носителях. Несмотря на то, что любая противокорабельная ракета — это очень сложная техника, по сравнению с П-800 «Оникс», «Калибр», «Циркон», конструкция Х-35 значительно проще, что позволяет её более массово производить[31].

Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а также удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.

Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно маловысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника маловысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.

Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а также обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.

Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000 т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев[28].

Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта[28].

Недостатки[править | править код]

К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и дальность, требующую от носителя вхождения в зону дальнобойной ПВО флагманских кораблей (если типичные цели действуют в составе группировки) или береговой ПВО[28].

Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели[28], хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.

Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника[28].

Сравнение с аналогами[править | править код]

Малогабаритные дозвуковые противокорабельные ракеты востребованы как эффективное и относительно недорогое средство борьбы с надводными целями. Из-за сходства решаемых задач большинство таких ракет имеет практически идентичную компоновку, размеры, характеристики и внешний вид. Большинство подобных ракет создано по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, используют в качестве маршевого двигателя высокоэкономичные ТРД и наводятся на цель комбинированным способом (инерциальное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное или тепловизионное самонаведение на конечном участке).

Ниже представлена сводная таблица по наиболее близким аналогам Х-35. Информация приведена по данным «Информационной Системы „Ракетная техника“»[32][33][34] и «Авиационной энциклопедии „Уголок неба“»[35][36]

Страна Название Изображение (в маршевой ) . , км Макс. скорость, Мах Длина, м Диаметр, м , кг Масса , кг Тип наведения Носитель
1975  Франция Экзосет MM-38 Exocet sketch.svg 42 0,95 5,2 0,35 735 165 ИНС + АРЛ Сам, НК
2010 Экзосет MM-40 Block III изображение отсутствует 180 5,78 875 155
1980 Exocet sketch.svg США Гарпун (мод. А) Harpoon missile sketch.svg 120 0,85 4,57 0,34 667 225 ИНС + АРЛ/ИК Сам, НК, ПЛ, НПУ
2009 Гарпун (мод. D2) изображение отсутствует 280 5,18 742 235 ИНС + СП + АРЛ/ИК
1985 Harpoon missile sketch.svg Швеция RBS-15 Mk1 RBS15 sketch.svg 90 0,8 4.33 0.5 770 200 ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
2004 RBS-15 Mk3 изображение отсутствует 200 0,8 800 ИНС + СП + АРЛ
1985 RBS15 sketch.svg Великобритания Sea Eagle Sea eagle sketch.svg 110 0,95 4,1 0,4 600 230 ИНС + АРЛ Сам
1989  Китай YJ-82 изображение отсутствует 180 0,8 5,2 0,36 715 145 ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
1982 Sea eagle sketch.svg Япония Тип-90 ASM1 sketch.svg 200 0,9 5,0 0,35 660 260 ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
1993 ASM1 sketch.svg Россия Х-35 Kh-35 flight sketch.svg 200 0,8 4,40 0,42 620 145 ИНС + АРЛ/ИК Сам, Вер, НК, НПУ
2009 Х-35УЭ Kh-35UE sketch.svg 260 0,85 550 ИНС + СП + А(П)РЛ
1996 Kh-35UE sketch.svg Китайская Республика Сюнфэн 2 Hsiung-Feng-2-sketch.svg 80 0,9 3,9 0,34 520 225 ИНС + АРЛ + ИК Сам, НК
2006 Hsiung-Feng-2-sketch.svg Республика Корея Хэсон SSM-700K-Hae-Sung-Sketch.svg 150 0,85 4,8 0,34 718 ИНС + АРЛ НК
2007 SSM-700K-Hae-Sung-Sketch.svg 

«Антей» прощается с «Гранитом». Сколько «Ониксов» и «Калибров» будет на обновлённом «Иркутске»?

.
4 дня назад «Известия» сообщили о том, что Дальневосточный завод «Звезда» объявил о начале модернизации атомной подводной лодки К-132 «Иркутск» (ссылка 1). Как именно (и где) было сделано это объявление, не совсем понятно, т. к. на официальном сайте ДВЗ  нет даже страницы «Новости» (ссылка 2), а все прочие информагентства ссылаются только на «Известия». Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты  и  эксклюзивно «объявил» о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки — «Томск», фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977)

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК)  «Иркутск», безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля [1]: 30.12.1988 — вступил в строй; 30.08-27.09.1990 — совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ,  28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв  в ожидании среднего ремонта  в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта  на ДВЗ «Звезда» (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоретически «Иркутск» мог дойти до завода, используя резервные средства движения — дизель-генераторы и гребные электродвигатели).


АПКР «Иркутск» (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению «Известий», для начала поправим автора публикации (А. Криворучек): ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ — «Воронеж», ТОФ — «Тверь» и «Омск»), четыре — в ремонте или модернизации (СФ — «Орёл», «Смоленск»; ТОФ — «Иркутск», «Томск») и один — в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ — «Челябинск»). С учётом того, что «Смоленск» уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1, а в идеале — на 6(5)-2(3)-0.

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми «Антеев» на новый ракетный комплекс: «Лодки проекта «Антей» предназначены для борьбы с авианосными группировками — для поражения авианосцев их оснащали ракетным комплексом «Гранит». Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на расстоянии до 600 км (500 км [2] — А.Ш.). На «Иркутске» «Гранит» заменят на более современный «Оникс».

Дальность действия ракет «Оникса» вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам  контр-адмирала в отставке В. Захарова, «Гранит» морально устарел. К тому же  ракеты «Оникса» намного  компактнее — это позволит разместить на борту большее их количество. «Гранит». когда-то был мощным вооружением. (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, — пояснил «Известиям» Захаров» (конец цитаты).


АПКР «Омск» (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

«Гранит» (наряду с «Вулканом»), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаемся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере  вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 «Гранит»? Вот что говорится об этом на militaryrussia.ru: «По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А  на две ракеты калибра 533 или 650 мм («Оникс», «Калибр» и др.). Предположительно  стакан-вкладыш мог устанавливаться  в пусковую установку ракет «Гранит» без переделки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов (! -А.Ш.)» [3].

Есть и другая, более свежая информация  (14.12.2011): «… самые серьёзные изменения коснутся  набора вооружения  корабля. Насмену «циклопическим» «Гранитам» (в статье их ещё называют «монстрами эпохи холодной войны»! — А.Ш.) придут новейшие сверхзвуковые  противокорабельные крылатые ракеты «Оникс». По своим характеристикам «Оникс» уступает «Граниту». Но зато превосходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное — по весу и размеру.  Как рассказали «Взгляду» в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова,  где создавались «Гранит» и «Оникс», в ракетную шахту  лодки 949 проекта входят три новые ракеты «Оникс». В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет» [4].

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок.Ракета 3М45 комплекса «Гранит» весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м [5].  Данных по пусковой установке  СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения [6]. Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом  расположены амортизационные устройства [7-25]. В свою очередь, масса. ракеты 3М55 комплекса «Оникс» («Яхонт») в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС — 8,90 и 0,72 м соответс

Крылатую ракету «Оникс» предложили модернизировать

Производитель собирается модернизировать противокорабельную крылатую ракету «Оникс». Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора АО «ВПК» НПО машиностроения» Александра Леонова.

Срок нахождения противокорабельной ракеты на службе может быть продлен за счет запланированной холдингом «Тактическое ракетное вооружение» модернизации. Об этом сообщает «ИнтерФакс» со ссылкой на корпоративный журнал предприятия «Точно в цель».

По словам Александра Леонова, генерального директора входящего в холдинг предприятия АО «ВПК» НПО машиностроения», его фирма выступила с рядом предложений, которые, в случае воплощения, помогут улучшить летные характеристики ракеты и повысить эффективность комплекса в целом. Модернизированная версия сможет еще долго оставаться на вооружении. Эту же информацию Леонов подтвердил в комментарии ТАСС.

Отличительной особенностью противокорабельных ракет «Оникс» Леонов считает универсальность. Ракета обладает большой сверхзвуковой скоростью, что повышает вероятность преодоления систем ПВО и ПРО потенциального противника. Она также характеризуется малым подлетным временем. Кроме того, ракета может быть размещена на носителях самых разных типов: от подводных лодок и надводных корабле, до самолетов и береговых подвижных установок.

Крылатую ракету "Оникс" предложили модернизировать

Схема применения комплекса

Разработанная в 80-х ракета поступила на вооружение лишь в 2002-м году. Имеет загоризонтную дальность стрельбы. В ней реализован принцип применения («выстрелил-забыл»), у нее также снижен ЭПР. Также выделяется эффективностью применения в условиях радиоэлектронного противодействия.

Точная дальность полета этих ракет не известна. В открытых источниках упоминается 300 км, однако эти данные в первую очередь относятся к «Яхонту», экспортной версии противокорабельной ракеты. Также на базе «Оникса», совместно с Министерством обороны Индии, была создана ракета BramOs.

Дальность захвата цели головкой самонаведения − не менее 50 км. Максимальная скорость на пиковой высоте 14 тысяч метров − 750 м/с (2,5 М при Vзв=298 м/с). Основное отличие от ракет предыдущего поколения — использование прямоточного воздушнореактивного двигателя (ПВРД) взамен двухконтурного турбореактивного (ТРДД). Это позволяет повысить скорость ракеты, но и вносит существенные ограничения на стопе и малых дозвуковых (до 650 км/ч) скоростях. Также ракета не может стартовать без предварительного разгона.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *