На какую максимальную высоту может подняться вертолет – «На какую максимальную высоту может взлететь вертолет?» – Яндекс.Знатоки

На какой высоте летит вертолет? Максимальная высота полета вертолета.

26 Июня 2019

Версия для печати


Максимальная высота полета вертолета на профессиональном языке называется «потолком». Он отличается для каждой отдельной разновидности техники и зависит от ряда условий. Измеряется данный «потолок» под обычные условия погоды, которые соответствуют международной стандартной атмосфере. Она зависит от температурных показателей, плотности и кинематической вязкости воздуха, давления и изменений параметров в зависимости от высоты над уровнем моря. Непосредственно максимальные высотные показатели перелетов зависят и от параметров аппарата:

  • Производительность рабочего мотора;
  • Тяга лопастей;
  • Назначение техники и строение узлов, агрегатов, электроники.


Данные параметры напрямую связаны с плотностью воздуха. Чем она ниже, тем существеннее снижается мощность двигателя и тяга винтов. Сама же плотность воздуха зависит от указанного выше атмосферного давления и температуры.


Разновидности характеристик летательных аппаратов


Важно отметить, что для гражданской техники применяется два определения. Это теоретический (статический) и практический (динамический) «потолок». Первый указывает высоту, на которую может подняться вертолет при вертикальном взлете. Но в данном случае учитываются максимальная производительность ДВС и предельный угол лопастей. На практике достичь указанных параметров невозможно, так как работа летательного аппарата в данных условиях окажет влияние на срыв «потолка» и развитие внештатных ситуаций.


Практический потолок указывает на высоту полета в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Фактически данный параметр несет в себе эксплуатационные показатели высоты полета на конкретной технике в реальных условиях.



На какой высоте могут летать вертолеты?


Теоретически вертолеты могут летать на высоте 3-6 км, исходя из заявленных характеристик производителями. Например, коммерческая модель Robinson R22 может достигать 4,2 км, а AguctaWestland AW 139 6069 км. Но на практике в большинстве случаев полеты на указанной высоте не осуществляются. Связано это с правилами воздушных судов малой авиации, подразумевающие перелеты на расстоянии нескольких сотен метров от земли. 


Интересные факты и максимальная высота полетов


Несмотря на ограничения и международные правила, зачастую допускается применение исключений. Это касается как спасательных операций, так и одобренных внутри государства мероприятий. Одним из самых ярких является полет Жан Буле в 1972 году, когда он поднялся на отметку 12,442 км, которая является абсолютным мировым рекордом. При установлении рекордных показателей француз значительно превысил динамический «потолок», что привело к отказу двигателя и необходимости совершения посадки в режиме авторотации.


Вторым значимым рекордом является посадка вертолета французом Дидье Дельсалем на Эвересте на отметке 8,850 км.


При гражданских перелетах покорение подобных высот не только запрещено, но и является опасным для жизни. Нарушения могут привести к отказу двигателя и систем летательного аппарата, что недопустимо при отсутствии существенного стажа.

Динамический и статический потолок вертолета

Для технической характеристики вертолетов специалисты используют термин «потолок».

Что такое потолок

В авиации потолком называют максимальную высоту, которую конкретный летательный аппарат может набрать при определенных условиях. Потолок измеряют и указывают для стандартных погодных условий, которые рассчитываются по параметрам международной стандартной атмосферы.

Международная стандартная атмосфера (МСА) — расчетная модель изменения температуры и плотности воздуха, а также атмосферного давления и кинематической вязкости воздуха с изменением высоты над уровнем моря.

Реальные погодные условия могут отличаться от шкалы МСА. Это приводит к изменению заявленного потолка летательного аппарата. Причину такой ситуации легко понять на примере вертолета.

Способность винтокрылой машины набирать высоту определяется производительностью двигателя и тягой основного винта. Плотность воздуха прямо влияет как на работу силовой установки, так и на эффективность несущего винта. Уменьшение этого показателя снижает реальную мощность двигателя и тягу.

В свою очередь, температура и атмосферное давление влияют на плотность воздуха. Поэтому изменение даже одного из показателей меняет заявленный потолок летательного аппарата.

Какие бывают потолки

Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.

Теоретический, или статический, потолок

Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.

Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.

Теоретический потолок вертолета Bell 407 составляет 3720 м, но в обычных условиях пилоты не набирают такую высоту вертикально


Теоретический потолок вертолета Bell 407 составляет 3720 м, но в обычных условиях пилоты не набирают такую высоту вертикально

Практический, или динамический, потолок

Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.

На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus h275 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.

Практический потолок Airbus h275 составляет 6 км, но на практике на такой высоте летает только большая авиация


Практический потолок Airbus h275 составляет 6 км, но на практике на такой высоте летает только большая авиация

Максимальная высота полетов для вертолетов

Француз Жан Буле установил абсолютный рекорд высоты полета на вертолете Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году. Он поднялся на 12 442 метра. Отважному пилоту пришлось сажать винтокрылую машину в режиме авторотации, так как из-за большой нагрузки двигатель отказал.

Благодаря смелости пилота Жана Буле вертолет Aérospatiale SA.315B Lama преодолел все потолки, поднявшись на высоту 12,4 км


Благодаря смелости пилота Жана Буле вертолет Aérospatiale SA.315B Lama преодолел все потолки, поднявшись на высоту 12,4 км

Есть еще один известный рекорд практического использования вертолета на большой высоте. Французский пилот Дидье Дельсаль посадил вертолет Airbus Helicopters h225 на Эверест на высоте 8850 м.

Обратите внимание на важные детали: практический потолок Aérospatiale SA.315B Lama составляет 5400 метров. Для Airbus h225 этот показатель равен 4600 метров. То есть пилоты Буле и Дельсаль сумели поднять винтокрылые машины гораздо выше заявленных производителем потолков.

Отечественные пилоты также решают практические задачи на экстремальных высотах.

В 2007 году спасатели с риском для жизни на вертолете Ми-8 сняли со скалы на высоте около 5000 м двух альпинистов на Безенгийской стене.

В 80-е годы XX века Ми-8 применялся для доставки грузов на Памирское плато на высоту 6100 м. Воздушные суда не садились, а сбрасывали груз.

В 70-е годы пилоты вертолета Ми-4 эвакуировали тяжелобольного пациента с Памира с высоты 6000 м. Чтобы взлететь, вертолету пришлось совершить разбег по самодельной взлетно-посадочной полосе. Также с борта демонтировали часть оборудования, чтобы уменьшить массу.

Экипаж Ми-4 эвакуировал пациента с Памира


Экипаж Ми-4 эвакуировал пациента с Памира

Как высоко летают самые популярные коммерческие вертолеты? Вот информация по некоторым типам воздушных судов:








Вертолет

Динамический потолок, м

Статический потолок, м

Robinson R22

4200

1000

Robinson R44

4250

1500

Robinson R66

4270

3048

Bell 407GX

6100

3720

Airbus Helicopters h255 (Eurocopter EC155)

4572

1185

AgustaWestland AW139

6069

2478

Несмотря на то, что статический и динамический потолок винтокрылых машин обычно составляет 4‒6 км, на практике они летают на высоте нескольких сотен метров. Это связано с правилами и особенностями полетов воздушных судов малой авиации.

Максимальная высота полета вертолета | Техкульт

Вертолет на Алтае
Для того, чтобы лучше понять, какая высота является максимальной для вертолета, нужно разобраться в принципе его работы. Но сперва пару слов об истории изобретения вертолетов.

Немного истории

Сама идея полёта с помощью вращающегося параллельно поверхности Земли винта и создающего при этом подъёмную силу возникла задолго до появления первых самолётов. Подтверждение тому — чертежи летательного аппарата, сделанные Леонардо да Винчи на рубеже XV-XVI веков. В России вертолётной тематикой впервые занялся гениальный М. В. Ломоносов в середине XVIII века.
Макет вертолета да Винчи

Однако к началу XX столетия пальму первенства надолго захватили самолёты. Чтобы «догнать» их и утвердиться вертолётам понадобилось без малого полвека. Все споры о том, кто из них лучше, лишены основания только потому, что эти машины по-разному летают.

Подъёмная сила самолёта и вертолёта

Суть вопроса в способе создания необходимой подъёмной силы. Если у самолёта это происходит с помощью крыла, то у вертолёта – благодаря несущим винтам, приводимым в движение поршневым или турбовинтовым двигателем. Основному достоинству самолётов – скорости, вертолёт противопоставляет свои, не менее весомые козыри – способность вертикально взлетать и садиться без традиционного разбега, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении.

Сколько у вертолёта потолков

Термин «потолок» в самолетной авиации означает некую предельную высоту, которую способен достичь летательный аппарат. У вертолёта всё несколько сложнее, поэтому у него несколько потолков.
Взлёт вертолёта Ми-26

Первый потолок – статический. Его вертолёт достигает строго вертикально, не совершая горизонтальных перемещений. Второй – динамический. В этом случае набор высоты происходит в процессе полёта по наклонной траектории. Неслучайно, что в разделе технических характеристик вертолёта «потолки» стоят отдельно и численно заметно отличаются друг от друга.

В обоих случаях потолки имеют свои максимальные пределы. Ограничения связаны с опасностью общего срыва воздушного потока с лопастей. Чем выше поднимается вертолёт, тем на большие углы атаки разворачиваются лопасти для создания нужной подъёмной силы. «Висеть» вертолёту предпочтительнее на малых высотах при взлёте, посадке и в особых случаях.

На предельных высотах

В силу особой аэродинамики у вертолётов предельные высотные характеристики (по сравнению с самолётами) ограничены примерно 6000 метрами. Правда не обошлось и без рекордов. Так в 1972 году во Франции Жан Буле на своём Aerospatiale SA 315B превысил более чем вдвое данный показатель, достигнув высоты почти 12,5 тыс. метров. Однако тот рекордный полёт чуть не закончился трагически: двигатель загорелся, и только высочайший профессионализм позволил пилоту посадить вертолёт.
Покорители вершин

В повседневной жизни с такими высотами вертолётчики не имеют дела. Да это и не нужно. Обычно забираться выше 3000 метров им приходится при работе или ведении боевых действий в гористой местности. Существующие инструкции допускают взлёт и посадку с площадок, расположенных не выше 4500 метров, а уже при высоте свыше 3000 метров при посадке лётчикам запрещается выключать двигатели.

У российских вертолётов с высотой всё в порядке. Так многоцелевой транспортник Ми-26 без труда забирается на высоту 6,5 км. У его боевых «собратьев» — Ка-50 и Ка-52 этот показатель равен 5,7 км у Ми-28 – 5,8 км. Не менее достойно выглядит американский АН-64 Apache – 6,4 км.Покорители вершин

На какой высоте летает вертолет? Максимальная высота полета вертолета

Для геликоптера (вертолет) максимальная высота полета определяется двумя «потолками»: статическим и динамическим. В первом случае речь идет о вертикальном подъеме только с помощью несущего винта. Этот показатель обычно ниже. Во втором случае подъем осуществляется и с помощью винта, и за счет скорости линейного перемещения. В таком случае можно подняться выше.

Вертолет максимальная высота полета

Вертолет: особенности

У самолета подъемная сила образуется за счет скорости и конфигурации крыла. Совсем иначе поднимается вверх вертолет. Максимальная высота полета редко превышает 3000-3500 м. Для поднятия используется силовая установки и несущий винт. Скорость не сравнима с самолетами, зато вертолет может легко взлетать без разбега, садиться на неподготовленную посадочную полосу, зависать на месте, перемещаться боком.

По инструкции, пилотам запрещается выключать двигатели во время посадки на высотных площадках от 3000 метров. Нормальная работа для большинства вертолетов в штатном режиме возможна до 4,5 км. Выше этого порога воздух становится разреженным и лопастям винтов нужно придавать предельные углы атаки. А это может приводить к нештатным ситуациям.

Разновидности

Для объективного определения показателей необходимо выделять, к какому типу относится вертолет. Максимальная высота полета может быть установлена для четырех подклассов винтокрылых машин, на которые их поделила Международная авиационная федерация (FAI) в соответствии с конструктивными особенностями.

Кроме вертолетов, еще определяют автожиры, у которых основной винт не изменяет угол наклона и используется только для создания подъемной силы. Еще один подкласс – конвертопланы. Их винты вместе с двигателями при взлете направлены вверх, а во время горизонтального полета поворачиваются и работают, как самолетные. Отдельно выделяют подкласс винтокрылов, у которых для создания подъемной силы, кроме основного винта, используются и боковые аэродинамические плоскости на корпусе (крылья).

Еще все геликоптеры разделяют на пять групп в зависимости от взлетной массы: от 500 кг до 4500 кг. Кроме этого, определяют тип назначения: гражданские или военные. Среди них могут выделяться отдельные подклассы в зависимости от специфики использования: транспортные, многоцелевые, поисково-спасательные, пожарные, сельскохозяйственные, вертолеты-краны и прочие.

Максимальная высота полета вертолета

Вертолет: максимальная высота полета

И статический, и динамический «потолки» имеют предельные показатели. Ограничения вводятся для определения границ, превышение которых может приводить к срыву воздушного потока с лопастей несущего винта. Уверенней винтокрылые машины держатся в воздухе на высотах до 4500 м с определением максимального «потолка» у отдельных машин до 6 км.

Максимальная высота полета вертолета, зафиксированная как абсолютный рекорд, составляет 12442 м. Установил его французский воздухоплаватель Жан Буле. Его Aerospatiale «Лама», относящийся к подклассу «вертолеты», смог преодолеть 12-километровый рубеж в 1972 году. Тот полет мог закончиться фатально, так как на высоте, где температура была ниже – 60 °С, заглох двигатель. Пилоту пришлось установить еще один рекорд – максимальное высотное снижение в режиме самовращения основного винта.

Максимальная высота полета вертолета акула

Вертолет «Акула»

Принятая на вооружение двухвинтовая машина с соосным их расположением — Ка-50 — имеет статический потолок, определенный техническими характеристиками на уровне 4000 метров. Максимальная высота полета вертолета «Акула» в динамике может составлять до 5500 метров. Скорость полета в крейсерском режиме – 260 км/час, боком – 80 км/час, задом – до 90 км/час. Высоту набирает в режиме 28 м/с. Способен выполнить полную «мертвую петлю», хоть такой маневр опасен из-за высокой вероятности схлестывания винтов.

Для сравнения максимальная высота полета вертолета Ми-26 составляет 6500 м, а у Ми-28 – 5800 м. Американский Apache АН-64 может подниматься до 6400 м. Модернизированный Ка-52 «Аллигатор», так же, как и «Акула», летает на высоте 5700 м.

Почему вертолеты не могут летать на больших высотах? (5 фото)

Почему вертолеты не могут летать на больших высотах? (5 фото)

Среди летательных аппаратов, применяемых в наше время, на 2 месте (а кое-кто ставит и на 1 место) по важности находятся вертолеты (геликоптеры). Если с пониманием меньшей грузоподъемности у простых людей вопросов не возникает (практически все вертолеты банально меньше средних самолетов), то с высотой полета возникают вопросы. Многим интересно, каков потолок высоты полета вертолетов, и с чем он связан.

Принцип полета самолетов связан с подъемной силой крыла, что становится понятно, если вспомнить о планерах. Винт или реактивный двигатель создают дополнительную подъемную силу, и дает возможность разгона до больших скоростей.

Подъемная сила крыла

Подъемная сила крыла.

У вертолетов крыльев нет (в статье не идет речь об автожирах, у которых есть самолетный двигатель и винт, а лопасти вертолетного винта работают в режиме авторотации), так что ни о какой подъемной силе крыльев говорить не приходится.

Вертолет набирает высоту благодаря опоре на воздушную подушку, создаваемую быстро вращающимися лопастями основного винта. Однако с набором высоты плотность воздуха уменьшается. Следовательно, уменьшается и плотность поддерживающей винтокрылую машину воздушной подушки.

Подъемная сила вертолета.

Подъемная сила вертолета.

Преодолеть затруднение с подъемом можно, увеличивая скорость вращения лопастей винта. Но это увеличение не безгранично, может наступить момент, когда вращающиеся лопасти оторвутся от вертолета под действием центробежной силы.

А вот с современным самолетом и тем более с ракетой таких проблем нет. Хотя для самолета подъемная сила крыла чрезвычайно важна, но он может лететь и практически вертикально вверх, используя только принцип реактивного движения (точно так, как летит ракета).

Так что становится понятным полет самолета на больших высотах, чем вертолет.

Так что становится понятным полет самолета на больших высотах, чем вертолет.

Что же касается предельной высоты полета вертолета (потолка), то их у летательного аппарата целых 2. Различают статический потолок, то есть высоту, которую вертолет способен набрать только за счет своего винта поднимаясь строго вертикально вверх. У обычных геликоптеров она находится в пределах 2-4 км. У военных машин несколько выше.

Есть еще динамический потолок, то есть высота достигаемая после разгона в горизонтальной плоскости. Этот потолок колеблется для обычных вертолетов в пределах от 4 до 6 км. Такой подъем достигается за счет преобразования кинетической энергии в потенциальную. Кинетическая энергия зависит от квадрата скорости тела, а потенциальная — от его высоты над землей. Несложно установить, чем сильнее разгонится вертолет, тем выше он может подняться. Такой прием преобразования скорости разгона в высоту называется в авиации «горкой».

Военные вертолеты вполне способны при динамическом наборе высоты подняться на 7-8 км. Есть прецедент в посадке вертолета даже на Эверест. Правда спасать экспедиции альпинистов в Гималаях с помощью вертолетов мало кому в голову придет — но тут все дело в сильных ветрах, которые могут ударить летательное судно о скалы.

Максимальная высота, на которую смог подняться вертолет составляет 12 442 м. Эта высота была достигнута в 1972 году французским пилотом Жаном Буле. Повторить рекордную попытку никто не решается, потому что полет французского летчика едва не завершился трагедией. На рекордной высоте у геликоптера отказал двигатель. Вертолет конечно не камень, он не падает отвесно.

Aérospatiale SA 315B Lama

Aérospatiale SA 315B Lama

Лопасти винта вертолета Aérospatiale SA.315B Lama продолжали вращаться и Буле смог посадить машину в режиме авторотации. Если бы он летал на автожире, то подобное действие никого бы не удивило, но повторить подобный трюк, с учетом огромной высоты, желающих пока не находится из-за смертельной опасности.

P.S. Учитывая вышесказанное, трудно утверждать, что вертолеты всегда летают на низкой высоте, просто самолеты летают выше винтокрылых машин.

Список рекордов высоты полёта — Википедия

Год Дата Высота Пилот(ы) ЛА Двигатель Примечания
1903 17 декабря 3 м Уилбур Райт, Орвилл Райт Wright Flyer винтовой Неофициальное наблюдение и фотосъемка
1906 23 октября 3 м Альберто Сантос-Дюмон 14-bis винтовой Первый официально зарегистрированный полёт
1906 12 ноября 4 м Альберто Сантос-Дюмон 14-bis винтовой
1908 18 декабря 110 м Уилбур Райт Биплан винтовой Auovors
1909 июль 150 м Луи Полан Farman винтовой Douai Air Show
1909 920 м Луи Полан Farman винтовой в Лионе
1910 9 января 1269 м Луи Полан Farman винтовой в Лос-Анджелесе[1]
1910 17 июня 1403 м Уолтер Брукинс Wright Flyer винтовой [2]
1910 30 октября 2582 м Ральф Джонстон Wright Flyer винтовой на международном авиационном турнире в Элмонте, Нью-Йорк, США[3]
1915 5 января 3640 м Джозеф Карберри[en] Curtiss Model E[en] винтовой [4]
1916 9 ноября 7950 м Гвидо Гвиди Caudron G.4[en] винтовой аэродром Torino Mirafiori[5]
1920 27 февраля 10093 м Рудольф Шрёдер LUSAC-11[en] винтовой [6][7]
1921 18 сентября 10518 м Джон Макреди[en] LUSAC-11 винтовой [8]
1923 5 сентября 10740 м Жозеф Сади-Лекуант[fr] Nieuport NiD.40R винтовой [9]
1923 30 октября 11200 м Жозеф Сади-Лекуант Nieuport NiD.40R винтовой [9]
1930 4 июня 13158 м Аполло Соучек[en] Wright XF3W Apache[en] винтовой [10]
1932 16 сентября 13404 м Сирил Ювинс[en] Vickers Vespa[en] винтовой [11]
1933 28 сентября 13661 м Гюстав Лемуан[fr] Potez 50[en] винтовой [12]
1934 11 апреля 14433 м Ренато Донати Caproni Ca.113[en] винтовой [13][14]
1936 28 сентября 15230 м Фрэнсис Суэйн[en] Bristol Type 138[en] винтовой [15]
1938 30 июня 16440 м М. Дж. Адам Bristol Type 138 винтовой [15]
1938 22 октября 17083 м Марио Пецци[en] Caproni Ca.161 винтовой Действующий рекорд для пилотируемого биплана с ДВС[16]
1953 4 мая 19406 м Уолтер Гибб[en] English Electric Canberra B.2 турбореактивный двигатель 2 двигателя Роллс-Ройс Olympus[17]
1953 12 декабря 22600 м Чарльз Йегер Bell X-1 ракетный двигатель жидкотопливный ракетный двигатель XLR-11[18]
1955 29 августа 20079 м Уолтер Гибб English Electric Canberra B.2 турбореактивный двигатель [19]
1957 28 августа 21430 м Майк Рэндрап English Electric Canberra B.2 турбореактивный / ракетный двигатель оснащен ракетным двигателем Scorpion
1958 18 апреля 23451 м Джордж Уоткинс Grumman F-11 Tiger турбореактивный двигатель [20]
1959 6 декабря 30040 м Лоуренс Флинт-мл. McDonnell Douglas F-4 Phantom II турбореактивный двигатель
1959 14 декабря 31513 м Джо Б. Джордан F-104 Starfighter General Electric J79 турбореактивный двигатель F-104 был первым самолётом, установившим одновременно мировые рекорды скорости и высоты полёта
1961 30 марта 51694 м Джозеф Уокер North American X-15 ракетный двигатель Последний абсолютный рекорд высоты, установленный крылатым аппаратом. Далее пилотируемые рекорды высоты будут устанавливать космические корабли (первый Восток-1, последний сегодня Аполлон-13)
1962 17 июля 95900 м Роберт Уайт North American X-15 ракетный двигатель
1963 19 июля 105900 м Джозеф Уокер North American X-15 ракетный двигатель
1963 22 августа 107700 м Джозеф Уокер North American X-15 ракетный двигатель
1973 25 июля 33140 м Александр Федотов МИГ-25 турбореактивный двигатель Е-266 по классификации ФАИ
1977 21 августа 37650 м Александр Федотов МиГ-25 турбореактивный двигатель Е-266 по классификации ФАИ. Абсолютный рекорд высоты для самолетов с реактивными двигателями.
1995 4 августа 18561 м Grob Strato 2C[en] винтовой Действующий рекорд для пилотируемого моноплана с ДВС
2001 14 августа 29524 м Беспилотный NASA Helios HP01 винтовой ЛА с питанием от солнечных батарей, актуальный рекорд для самолётов, не оснащённых реактивными двигателями
2004 4 октября 112000 м Брайан Бинни[en] SpaceShipOne ракетный двигатель

Как вертолет приземлился на вершине Эвереста

Гора Эверест — наиболее популярная из мировых восьмитысячников: с 1953 года и по сей день на Эверест поднялось какое-то безумное количество человек — порядка 4000. Не говоря уже о тех, кто развернулся и пошёл вниз, не добравшись до вершины. Но был в истории Эвереста один человек, который побывал на вершине горы, не имея при себе ни альпинистского оборудования, ни специальных пуховиков и перчаток, ни запаса пищи. Этого человека звали Дидье Дельсаль, и он стал единственным покорителем Эвереста, который не был даже альпинистом-любителем. Он туда прилетел.

Относительно каждой серьёзной вершины существует такое понятие как «коэффициент смертности» (fatality-to-summit ratio) — количество погибших на горе, делённое на общее количество попыток покорения (включая неудачные). Самый большой он у Аннапурны (32%) и Чогори (порядка 30%), у Эвереста он менее 10%. Например, Аннапурну пытались покорить всего 191 раз, а унесла гора 61 жизнь (к слову, ещё пять лет назад отношение составляло 60 к 157, то есть было значительно выше).

Достижение Дидье Дельсаля официально считается «покорением», хотя и довольно странным. Но в принципе, он, как и альпинисты, проявил сверхчеловеческие навыки, умудрившись дважды подряд подняться на вершину Эвереста на вертолёте, коснуться полозьями снега, зафиксировав приземление, и вернуться живым.

Фото

Дидье, трудно было контролировать вертолёт в разреженном воздухе при ветре 33,6 м/с?
Очень. Но сложнейшей частью было само приземление. Я не знал, касаюсь я снега, лежащего на скале, или снега, под которым — пустота. Если бы под снегом ничего не оказалось, было бы очень трудно мгновенно нарастить обороты и поднять вертолёт.
Вы нервничали?
Когда я готовился к полёту, у меня было несколько бессонных ночей. Но во время самого полёта я был предельно сосредоточен. Я попросил гору принять меня. Это было как завести нового друга.

Вообще-то это была блестящая реклама. Лучшей компания Eurocopter для своей серийной модели AS350 Ecureuil даже придумать не могла. Сам вертолёт (в смысле, этой модели, а не тот самый) был разработан в начале 70-х и совершил первый полёт 27 июня 1974, впоследствии пережил ряд модернизаций и усовершенствований.

Плыви, крути, беги: как устроен триатлон

Дельсаль использовал модификацию AS350 B3 — высокопроизводительную, оснащённую двигателем Arriel 2B и электронной системой управления. Именно эту модификацию рекламировала компания Eurocopter. Из вертолёта были удалены пассажирские кресла — это позволило облегчить машину на 120 килограмм и за счёт этого добавить дополнительное топливо.

Фото

Дидье, станет ли ваш полёт добрым начинанием в деле спасательных операций с подобных высот?
Мысль о спасении альпинистов была одной из основных моих мотиваций при участии в проекте. Но, если честно, силы природы оказались столь мощны, что гарантировать безопасный полёт на таких высотах просто невозможно. Для спасения придётся строить более серьёзные вертолёты.
Тем не менее, вы приняли участие в спасательной операции в Непале.
Да, я спас двух японских альпинистов с высоты 4877 метров. Это было бы невозможно для маленьких непальских вертолётов, для меня же — без проблем.

С 8000 метров начинается «зона смерти». Оттуда не спасают никого и никогда. Потому что попытка спасти в 100% случае означает смерть обоих — и спасаемого, и спасающего. История альпинизма знала всего две успешных попытки спасения с подобных высот. Первая удачная попытка была в 2006 году, когда группа альпинистов сумела вынести с высоты 8600 метров умирающего от гипотермии Линкольна Холла. Нашла его четвёрка идущих вверх альпинистов. Спасти они его не могли (вчетвером на такой высоте человеческое тело невозможно даже поднять, потому что мышцы работают примерно на 15% процентов своих возможностей), но они спустились в лагерь, поднялись обратно полной командой — 13 человек! — и всё-таки вынесли Холла.

Фото

Второй случай ещё более уникален. Израильский альпинист Надав Бен-Иегуда в одиночку (!) смог спустить из «зоны смерти» турка Айдина Ермака (с высоты 8600 до ближайшего лагеря на 7900), отказавшись от собственного восхождения. Спуск занял 9 часов, и врачи до сих пор не понимают, как Надаву это удалось. Это было удивительное и уникальное стечение обстоятельств.

Именно поэтому никогда нельзя ругать альпинистов за то, что на Эвересте оставляют трупы, а порой и живых — глядя, как те умирают. Вынести тело с подобной высоты невозможно просто технически, как, например, невозможно путешествовать во времени.

Зеленые ботинки
Cамый известный мертвец Эвереста, Цеванг Палжор по прозвищу «Зелёные ботинки», одна из жертв знаменитой трагедии 1996 года, в течение 17 лет служил надёжным ориентиром поднимающимся по Северо-Восточному склону, пока его не похоронили, заложив камнями.

Крайне редко мертвецов всё-таки находят силы похоронить там же. Ниже на снимке могила Дэвида Шарпа, который умер на глазах у заставшей его ещё живым группы Марка Инглиса. Смерть Шарпа стала сенсацией, потому что Инглис возглавлял делегацию канала Discovery. Они снимали всё восхождение, и, когда снимали сидящего Шарпа с синим лицом, думали, что он мёртв. А потом он открыл глаза. Посмотреть можно в фильмах Dying For Everest или Everest: Beyond the Limit.

Фото

Но мы не об этом. Мы о том, что вертолёт Дельсаля стал лучом надежды.

29 апреля 2010 года полёт Дельсаля дал свои плоды. Аналогичный AS350 B3 Ecureuil спас трёх уже не способных спуститься из-за горной болезни испанских альпинистов с высоты 6900 метров на склоне Аннапурны I (8091 метр) — тремя полётами, по одному за раз. За штурвалом был капитан Даниэль Ауфденблаттен, туристов к вертолёту цеплял альпийский гид Ричард Леннер. Испанцев спускали в базовый лагерь на высоте 4000 метров. Вот кадр из этого спасения:

Фото

До этого случая самым высотным спасением считался рекорд непальского подполковника Мадана Хатри Чхетри, который в 1996 году спас альпинистов Бека Уэзерса и Макулу Гау с высоты 6096 метров (лагерь I).

Дидье, может ли когда-либо появиться на вершине, например кафе «Эверест»?
Нет, о вертолётном туризме на вершину не может быть и речи. Для туризма нужны стандарты безопасности, сравнимые с пассажирским полётами на авиалайнере. Лично я очень надеюсь, что власти Тибета и Непала введут какой-либо специальный закон, категорически запрещающий туристические полёты на Эверест — на всякий случай.

Фото

Дельсаль взлетел из базового лагеря Лукла (2866 метров) 14 мая 2005 года и в 7 часов 8 минут утра приземлился на высоте 8848 метров. Интересно, что если бы Дельсаля не защищала герметичная кабина вертолёта, он бы, скорее всего, потерял сознание от безумного перепада давлений и вообще обострения горной болезни. Альпинисты-профессионалы поднимаются в день не более чем на 600 метров, потому что более скоростной подъём для человека может стать фатальным.

Фото

Официальный рекорд скоростного подъёма принадлежит шерпу Пембе Дорджи, который 21 мая 2004 года поднялся на Эверест за 8 часов и 10 минут. Но нельзя забывать, что Дорджи поднимался не с самого низу, а из базового лагеря, расположенного на высоте 5300 метров. Кстати, в 2005 году они с девушкой на Эвересте поженились — первая свадьба на такой высоте.

Фото

Для того, чтобы рекорд самого высотного приземления был поставлен, Дельсаль должен был пробыть на вершине 120 секунд, касаясь полозьями земли. Он это сделал. Чтобы доказать, что его удача — не случайность, на следующий же день, 15 мая 2005 года Дельсаль снова вылетел из Луклы и зафиксировал приземление на Эвересте во второй раз подряд.

Дидье, вы приземлялись на вершине дважды. Почему не хватило одного приземления?
Я сделал это дважды, чтобы убедиться в том, что это закономерность, а не случайность. Чтобы получить «зачёт», нужно касаться земли не менее 120 секунд. В первый день я приземлился на 230 секунд, во второй — на 240.

Фото

До Дельсаля самым высотным приземлением было приземление индийского вертолёта Aérospatiale SA 315B Lama на высоте 7670 метров. Правда, Дельсаль побил этот рекорд не данным конкретным полётом, а чуть раньше, приземлившись на высоте 7925 метров на южном склоне Эвереста во время одного из подготовительных полётов. Абсолютный рекорд высотного полёта вертолёта Дельсаль, правда, не побил. Он по-прежнему принадлежит Жану Буле на вертолёте Aérospatiale SA 315B Lama и составляет 12442 метра (установлен в 1972 году). Интересно, что при спуске двигатель у Буле воспламенился, но пилот сумел добраться до земли.

Жан Буле
… на фоне рекордного вертолёта.

Интересно, что сперва непальцы дали разрешение на полёт, но после установления рекорда обвинили его в несанкционированном полёте. Многие (не очень умные) альпинисты упрекали Дельсаля в «не слишком-то трудном пути» на вершину, но Дэвид Хан, на тот момент шестикратный (а ныне уже 14-кратный) покоритель Эвереста, одобрил полёт: «Полёт Дельсаля подтверждает теоретическую возможность спасения на подобных высотах».

Дидье, почему непальские власти обвинили вас в нарушении их воздушного пространства?
Это было серьёзное недопонимание сторон. Непал дал нам разрешение на полёт без каких-либо ограничений. Они даже написали на разрешении: «Желаем удачи!» Когда же я вернулся, мне показалось, что у них сменилось всё руководство, чувства были совсем другими. И я не знаю, почему, если честно.

Тем не менее, на официальном сайте Eurocopter написано: «EUROCOPTER is thankful to the Nepalese government and all its departments for their help and friendly support throughout this mission».

Фото

Дельсаль сначала был военным вертолётчиком, затем — вертолётчиком-испытателем (и, кажется, работает в этой должности по сей день). В историю он своё имя вписал. Даже если другие приземлятся на вершину Эвереста, он останется первым.
И ещё. Если бы вертолёт заглох, он бы погиб. Или мгновенно, или медленно. А никто, ни один человек, ни один конструктор, не мог сказать: «нет, Дидье, твой вертолёт не заглохнет». Скорее наоборот.
Но он не заглох.

Фото

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *