Mark 2 танк – Спасибо, Марк! Присоединяйся к празднованию столетия первого боевого применения танка Mark I.

Британский «дьявол» и его братья

Мог ли кто-то заподозрить 15 сентября 1916 года, что в этот день множество книг по военной теории разом устарели? Потому что первый танк принял боевое крещение. И крик безымянного немца «Дьявол идёт!» провозгласил явление нового короля сухопутной войны. Вслед за британцами танки создали французы и немцы, но «ромбы» навсегда остались первыми среди первых. Всего в этой линейке было девять машин. Какие-то успели на войну, другие так и остались прототипами. Эпизоды, собранные в этом материале, коротко рассказывают об истории «ромбовидного» семейства.

Mark I. Что скрыла тень Соммы

15 сентября 1916 года — день, когда первые танки получили крещение огнём. Эта эффектная атака хорошо известна: туманное утро на реке Сомме, немецкий шок от стальных чудовищ, вышедших из мглы, возглас «Дьявол идёт!». Куда реже вспоминают о том, как танки Mark I воевали позже. Между тем эффективность их применения осенью 1916 года в отдельных случаях была даже выше, чем в дебютном бою.

​ - Британский «дьявол» и его братья

25 и 26 сентября в районе Гведекура и Ле-Сара 13 танков Mark I вступили в бой. И хотя 12 из них так и не дошли до противника, хватило всего одного пулемётного Mark I Female, чтобы меньше чем за час зачистить вражескую траншею и захватить в плен 370 немецких солдат. В другом бою три «Марка» пошли в лобовую атаку. Один подбила немецкая артиллерия, два застряли. Но уже самого факта присутствия танков хватило, чтобы немцы капитулировали. Так работала танкобоязнь, пышным цветом расцветавшая в то время среди кайзеровских солдат.

Справедливости ради надо отметить, что ошеломляющий эффект танки производили на немцев только в первые недели после своего дебюта. Вскоре противник научился не бояться их, а изъяны конструкции, мешавшие танкам воевать, вредили репутации новейшего оружия в глазах самих англичан.

Mark II и Mark III. Без хвоста, зато с бревном

Британия построила суммарно всего сотню танков Mark II и Mark III — на 75 машин меньше, чем «единиц». Из-за этого в исторической литературе их часто называют образцами малотиражной техники переходного периода. Между тем в конструкции «двоек» и «троек» впервые появилось несколько уникальных особенностей.

Mark II, например, лишился знаменитого колёсного «хвоста», якобы нужного, чтобы танку было легче преодолевать окопы. По легенде, у одного из танков «хвост» отстрелили в бою, но экипаж продолжил движение, и оказалось, что колёса позади машины не имеют практической ценности. Длину танка конструкторы сократили на два метра — тоже без ущерба для проходимости! Вместо «хвоста» на корме разместили ящик ЗИП (для хранения запчастей и инструментов). Выхлопные трубы, искрившие на крышах первых танков, также вывели на корму.

​ - Британский «дьявол» и его братья

В конструкции Mark III его создатели вознамерились нарастить толщину лобовой брони за счёт использования броневых экранов. Но, хотя технологические отверстия для их установки и испещрили корпуса «троек», сами экраны на них так и не поставили. Зато именно на Mark III впервые появилась балка для самовытаскивания — толстый деревянный брус, укреплённый на крыше. Он использовался как опора при спасении увязшего танка. Это средство оказалось удивительно живучим и использовалось на всём протяжении дальнейшей истории этой техники.

Mark IV. Первый «тысячник»

Заказ на постройку танка Mark IV военные сформировали уже в сентябре 1916 года, почти сразу после дебюта «ромбов» на Сомме. По сравнению с Mark I в конструкцию «четвёрки» внесли несколько крупных изменений.

Прежде всего, конструкторы усилили броню, так что винтовочный и пулемётный огонь был танку больше не страшен. За счёт скошенной снизу формы оружейные спонсоны перестали цеплять землю при боковом крене машины. Кроме того, их оснастили специальными рельсами, благодаря которым спонсоны можно было не разбирать перед перевозкой по железной дороге, а просто задвигать внутрь корпуса. К сожалению, новая конструкция оказалась хрупкой — иногда в бою случался обрыв крепежей, и спонсон с грохотом закатывался в корпус, давя танкистов. Бензобаки вынесли на корму, чтобы снизить пожароопасность машины.

​ - Британский «дьявол» и его братья

К маю 1917 года Mark IV прибыли во Францию и поступили на вооружение действующей британской армии. Новый танк достойно показал себя в бою. Бронированные гиганты без труда проделывали в проволочных заграждениях широкие бреши, ведя за собой пехоту. Один танк весьма необычным способом продемонстрировал свою мощь в ноябре 1917 года. Он преодолел полутораметровый забор, проехал, круша деревья, сквозь фруктовый сад и при развороте своротил угол дома.

Ресурс машин всё ещё ограничивался 100–112 километрами пробега, но по сравнению с Mark I это был серьёзный шаг вперёд.

Mark IV оказался по-настоящему массовой модификацией «ромба», всего было построено более тысячи танков этого типа.

Mark IV в боях под Камбрэ. Попытка «сделать красиво»

Летом 1917 года в штабе британского Танкового корпуса созрела идея образцовой танковой атаки. Военные хотели отправить машины в бой в таких обстоятельствах, в которых они могли бы показать себя во всей красе, достигнув безоговорочного успеха. Подходящим участком фронта казалась местность на северо-востоке Франции, в районе города Камбрэ. Плуг войны ещё не успел перепахать тамошний ландшафт, грунт был сухим и твёрдым.

Перед танками Mark IV поставили задачу прорвать немецкую оборонительную линию Гинденбурга. Это задумывалось как локальный танковый рейд, а переросло в масштабную военную операцию.

Танки перебрасывались в 3-ю армию генерал-лейтенанта сэра Джулиана Бинга в режиме совершенной секретности. Рёв их моторов глушили пулемётными очередями. Для операции машинам требовалось более миллиона литров бензина и масла, около полумиллиона снарядов — снабженцы своевременно доставили всё это в ближний тыл.

​ - Британский «дьявол» и его братья

Начало танковой атаки 20 ноября 1917 года напоминало героический эпос. Сам командующий Танковым корпусом генерал Хью Эллис сидел в головном «Марке» и вёл за собой остальные пять сотен «ромбов». Танки рвали проволочные заграждения, как нитки, проходя милю за милей. Сотни немцев-военнопленных брели в британский тыл. А потом дела приняли скверный оборот.

Пехота — хайлендеры 51-й дивизии — ввязалась в бой у деревни Флескьер, на острие холмистого хребта, и отстала от танков. Немцы, в свою очередь, подтянули свежие резервы и начали шквальный обстрел из-за гребней холмов. Танки Mark IV, взбиравшиеся на них, открывали свои слабозащищённые днища и горели даже от пулемётного огня. Британский атакующий клин смялся о Камбрэ, а десять дней спустя немцы контратаковали и вернули свои захваченные территории. С процентами.

Mark V и первый «настоящий» танковый двигатель

В конце 1917 года разработка новых моделей «ромбов» забуксовала. Виноваты были в том числе оружейные фабриканты, которые боялись, что танки сделают ненужными их винтовки, пулемёты и пушки, а потому не гнушались ставить палки в колёса танковым производствам. Но даже воля «оружейных баронов» не могла остановить развитие бронетехники, и в декабре 1917 года к запуску в серию был готов очередной «ромб» Mark V, известный также как «танк Рикардо».

Эксплуатация на фронте наглядно показала, что танкам нужен двигатель более высокой мощности, способный работать без перебоев в широком спектре нагрузок, а также достаточно простой для ремонта на передовой. При этом инженеры не могли рассчитывать на то, что им разрешат использовать в конструкции мотора легированную сталь или алюминий: на эти материалы наложили руку авиаторы. Первым, кто разработал настоящий танковый двигатель, оказался конструктор Гарри Рикардо. Его мотор полностью соответствовал требованиям военных. А вместе с новой коробкой передач конструкции Вильсона двигатель Рикардо существенно упростил управление танком.

​ - Британский «дьявол» и его братья

Из других новшеств Mark V можно отметить оптический телеграф, пришедший на смену сигнальным флажкам. С мая 1918 года и до конца Первой мировой войны британская армия получила 400 Mark V — по две сотни орудийных «самцов» и пулемётных «самок».

24 апреля 1918 года случилась первая танковая дуэль: Mark IV против немецкого A7V. Бой показал, что пулемётные танки хороши только против пехоты. В результате часть «пятёрок» утратила «гендерную идентичность» из-за замены пулемёта на пушку в одном из спонсонов. Такие асимметричные танки фронтовики в шутку прозвали «гермафродитами».

Боятся ли танки грязи

Ранним утром 31 июля 1917 года британская армия пошла в атаку на реке Ипр в направлении французского города Пашендаля.

Местность на пути английского наступления изобиловала болотами и перелесками. Даже в мирное время здесь пришлось бы настилать бревенчатые гати для танков. А сейчас, когда система водоотводных каналов оказалась разрушена артиллерией, не помогло бы и это. Командование Танкового корпуса предупреждало: рукотворное грязевое болото машины не пройдут. Тем более что и погода подложила свинью в виде сильного ливня, ещё больше размывающего грунт. К сожалению, никто не собирался отменять танковую атаку.

​ - Британский «дьявол» и его братья

К середине дня танки остановились. Многие из них погрузились в воду по самые спонсоны, так что не помогали даже брёвна для самовытаскивания. А немцы не терялись в обороне, ведя по неподвижным «ромбам» плотный артиллерийский огонь. Пехота, следовавшая за Mark IV, тоже безнадёжно завязла в грязи. Немцы подтянули к месту боя диковинные бронекаретки Шумана (передвижные огневые точки), обстреливавшие британцев. Над полем боя кружили немецкие аэропланы, пытаясь с малой высоты поразить танки. Командир одного из «ромбов», не выдержав, снял с машины пулемёт и стал отстреливаться от вражеской авиации.

Британская атака на Пашендаль провалилась, но документы отмечали, что немцы боялись танков, потому что думали, что те вооружены огнемётами — ужасом пехоты. Уцелевшие танки до августа 1917 года находились в тылу на ремонте.

Mark V в Стодневном наступлении

Последним аккордом в партитуре Первой мировой войны было Стодневное наступление войск Антанты на Западном фронте. Оно проходило с августа по ноябрь 1918 года и началось у Амьена, где союзники своими атаками решили отбить у немцев одну из главных парижских транспортных артерий. Это была крупнейшая военная операция Первой мировой войны, в которой танки приняли участие.

К передовой линии фронта подошёл весь Танковый корпус. Кроме новинок (средних танков Mk. A Whippet), на прорыв немецкой обороны пошли 334 «ромба» Mark V. 8 августа 1918 года танки двинулись вперёд. И хотя взаимодействие с пехотой по-прежнему хромало настолько, что некоторым танковым командирам для координации действий приходилось ехать рядом со своими машинами на лошади, ошеломительная плотность в 23 «Марка» на один километр фронта компенсировала неувязки.

​ - Британский «дьявол» и его братья

Танки шли на немецкие позиции вслед за артиллерийским огневым валом. Окопы немцев тонули в дыму и тумане, мешавшем противотанковой артиллерии. Сознавая своё превосходство, британские танкисты иногда выходили из машин и жестами показывали неприятельским солдатам, чтобы те сдавались по-хорошему. Немецкая артиллерия пыталась отсечь пехоту и артиллерию от танков, обстреливая их химическими снарядами с газом чихательного действия «синий крест». Заметного эффекта обстрел не дал.

Четверть британских танков уже в первый день наступления вышла из строя. Причём в подавляющем большинстве это были именно боевые потери, только 5% машин было потеряно из-за поломок. Несмотря на все проблемы союзных войск, немцы не выстояли. Стодневное наступление завершилось 11 ноября 1918 года подписанием Компьенского мира и капитуляцией Германии.

Mark VIII, послевоенный англо-американец

Шестая и седьмая модификации «Марка» до серийного производства не дошли, оставшись прототипами. К созданию следующей машины ромбовидного семейства решили приложить руку американцы. Они вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты весной 1917 года, сразу же горячо заинтересовались танками и решили закупить для своей армии 600 машин Mark VI. Потом подумали, аннулировали заказ и предложили англичанам вместе разработать новый «ромб». В результате «восьмёрка» не успела поучаствовать в Первой мировой: к концу войны было готово всего пять танков. После завершения боевых действий производство Mark VIII полностью «переехало» в США.

​ - Британский «дьявол» и его братья

Внешне танк несколько выделялся на фоне старших родственников из-за конструкции ходовой части. Гусеницы по-прежнему охватывали корпус, но из-за вытянувшейся кормовой части танк стал напоминать больше каплю, чем ромб. Американцы в буквальном смысле сделали так, что экипажу стало легче дышать: они поместили 338-сильный двигатель «Либерти» в корму машины и отделили его перегородкой. Конструкторы Mark VIII полностью отказались от деления танков на «самок» и «самцов». В спонсонах всех машин стояли 57-мм орудия, а пулемётное вооружение располагалось в башне на крыше, плюс можно было устанавливать пулемёты в шаровых установках, врезанных в бортовые двери.

До 1930 года Mark VIII «Либерти» был единственным американским тяжёлым танком. Он никогда не был на войне — американцы изредка выводили Mark VIII на полигоны. А когда началась Вторая мировая война, США передали 90 машин этого типа канадской армии. Те, в свою очередь, использовали их в учебных целях.

Mark IX. Десантный «ромб»

Помимо технических изъянов, серьёзной проблемой применения первых танков в бою была несогласованность их действий с пехотой. Дело было даже не в том, что солдаты не умели работать вместе с бронетехникой. Просто танкисты сидели в относительной безопасности за бронёй своих машин, а пехотинцы были открыты всем пулям и осколкам.

На эту потребность военные инженеры ответили разработкой десантного варианта ромбовидного танка. С машины сняли спонсоны, оставив только пулемёты во лбу и корме. Это высвободило пространство для того, чтобы за 10–12-мм бронёй могло укрыться 30 солдат или поместиться 10 тонн груза. Экипаж ромбовидного бронетранспортёра состоял из четырёх человек, причём место водителя расположили с поправкой на то, что в континентальной Европе, в отличие от Великобритании, правостороннее движение. Для повышения комфорта внутри Mark IX установили вентилятор и бак с питьевой водой. Увы, соседство с раскалённым двигателем перечёркивало эти удобства напрочь.

​ - Британский «дьявол» и его братья

К концу Первой мировой войны ромбовидный бронетранспортёр Mark IX существовал всего в нескольких экземплярах. Один из них успел побывать на Западном фронте в 1918 году, где служил санитарным транспортом. Известно, что солдаты прозвали диковинную машину «Свиньёй» (англ. Pig).

Оригинал статьи опубликован на портале worldoftanks.ru.


Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  3. Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
  4. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

Пехотный танк Mark II «Матильда»

Создание танка Mark II «Матильда»

Пехотный танк Mark II «Матильда 2» разработан конструкторским бюро арсенала Woolwich и производился целым рядом заводов: «Вулкан», «Фовлер», «Рустон и Хорнсби», «Гарланд и Вульф», «Норд Бритиш Локомотив». Танк отличался совершенно черепашьей скоростью, малой дальностью передвижения и очень слабой пушкой калибром всего в 40-мм. Все это, тем не менее, не помешало «Матильде» быть достаточно эффективной, когда её применяли «по назначению».

А назначением машины была исключительно поддержка наступающей пехоты. Танк был своего рода передвижным ДОТом, этим и объясняются его весьма странные, на первый взгляд, характеристики. Броня «Матильды» не пробивалась германскими 37-мм противотанковыми пушками и фактически единственным орудием способным бороться с английскими танками была 88-мм зенитная пушка, которых было совсем немного в начале войны.

Впрочем, сами англичане к 1940 году также не могли похвастаться танковыми армадами «Матильд», всего их было построено к тому времени… две. Только с началом боевых действий производство танка развернули в полной мере. Однако, относительно неплохо действующие против немцев на Севере Франции на первых порах, практически все они были утеряны во время эвакуации из Дюнкерка. Именно с этого момента вместо «Матильда II», танк стал именоваться просто «Матильда».

На короткое время танк стал «головной болью» немцев в Северной Африке, однако, недостатки танка все-таки перевешивали достоинства и к 1942 году он совершенно устарел, хотя и продолжал использоваться на второстепенных направлениях.

Модификации пехотного танка Mark II «Матильда»

Mark II «Матильда 2»— первый серийный вариант. Корпус состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами (безшляпными винтами). Башня танка — литая, цилиндрическая, поворот осуществлялся с помощью гидравлического привода или вручную.

Mark IIА «Матильда 2» — вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA.

Mark IIА ( «Матильда 3») —дизельные двигатели Leyland. Направляющие полозья вместо 6 поддерживающих катков.

«Матильда» IIICS—3-дюймовая (76 мм) гаубица вместо 2-фунтовой (40 мм) пушки.

Mark IIA «Матильда 5» —усовершенствованные двигатели Leyland и пневматический усилитель управления трансмиссией.

Пехотный танк Mark II Matilda-II

Конструкция пехотного танка Mark II «Матильда»

Пехотный танк Mark II «Матильда II» имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления и задним расположением моторного отделения. Корпус танка — коробчатый, стандартный для танков Великобритании того периода собирался на каркасе, из броневых плит закрепленных клепкой и болтами, с эпизодическим применением сварки.

Экипаж танка «Матильда II» состоял из 4-х человек: командира танка, заряжающего, наводчика орудия и механика-водителя. Места командира, заряжающего и наводчика размещались в башне, а место механика-водителя – в отделении управления.

Посадка в танк и высадка из него производилась через три люка. Один из них находился в крыше передней части корпуса (для мехвода), а два других — в крыше башни, при этом командирский люк имел небольшую надстройку в виде рубки.

Башня среднего пехотного танка Mk.II «Матильда 2» имела цилиндрическую форму (с небольшими углами наклона) и была выгнута из одного 75-мм бронелиста, что позволяло добиться относительно равномерного бронирования по всей поверхности. Крыша башни также представляла собой единый стальной лист толщиной 13 мм.

 

 

В передней части башни было вырезано прямоугольное отверстие, в которое устанавливалась броневая маска пушки. Толщина  брони маски и башенного листа — одинакова и составляла 75 мм.

Ходовая часть пехотного танка «Матильда II» включала (на один борт) по десять опорных катков собранных в попарно в пять тележек, пять поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и заднего звездчатого направляющего колеса.

Ходовая часть была защищена бортовыми экранами из бронелистов.

 

Боевое применение пехотного танка Mark II «Матильда 2»

«Матильда 2» — единственный британский танк прошедший всю войну. Использовались они в Северной Африке в боях против корпуса Роммеля (до 50 трофейных танков использовались и самим немцами), по ленд-лизу поставлялись в Советский Союз, вплоть до 43 года (было поставлено 918 (или 1084) танка этого типа), и даже неплохо проявили себя на Тихом океане, где австралийские войска использовали их огнеметные модификации для «выкуривания» японцев из подземных бункеров.

В Австралии же, «Матильда 2» задержалась дольше всего — на вооружении учебных частей эти танки встречались вплоть до 1953 года.

На базе «Матильды» было построено большое количество машин специального назначения: саперные танки, катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные танки, огнеметные танки.

Всего, с 1939 по 1943 год было изготовлено 2987 единиц пехотного танка Mark II «Матильда 2».

Механизированная броня


Британский танк Mark I

В Англии
Первые проекты

Ответа на вопрос, как; какими средствами прорвать фронт, искали во всех воюющих армиях. Одним из первых попытался ответить на него английский полковник Свинтон, находившийся с начала войны во Франции.

20 октября 1914 года Свинтон обратился в военное министерство с предложением построить бронированную машину на гусеницах, использовав для этого американский трактор Холт. В своей докладной записке Свинтон наметил контуры новой машины и указал задачи, которые она сможет решать в войне.

Военное министерство отнеслось к этим проектам весьма осторожно. В феврале 1915 года оно организовало испытания гусеничных тракторов для проверки их проходимости. Тракторы не выдержали весьма суровых технических условий, которые были поставлены на испытаниях, и опыты прекратились.

«Большой Вилли». Одновременно работу по созданию танка вёл инженер Триттон совместно с представителем Комитета сухопутных кораблей лейтенантом Вильсоном. Осенью 1915 года они построили опытный образец танка. Недостатком его, как и всех предыдущих образцов, была малая ширина преодолеваемого рва. Эту задачу нельзя было решить, используя обычную тракторную гусеницу. Но к лету 1915 года было предложено придавать гусенице ромбовидную форму. Этим изобретением Мэкфи и Несфильда воспользовались Триттон и Вильсон. Они приняли также размещение вооружения в боковых полубашнях (спонсонах), предложенное Дейнкуртом, одним из работников Комитета, создававшим первые опытные образцы танков.

Механизированная броня

В январе 1916 года появилась новая машина «Большой Вилли», названная так в честь лейтенанта Вильсона. Эта машина и стала прототипом первого боевого английского танка «Марка I».

Таким образом изобретение танка не было результатом работы одного человека, а явилось плодом деятельности ряда людей, часто даже не связанных между собой.

2 февраля 1916 года в Хатфильдском парке, недалеко от Лондона, были произведены испытания «Большого Вилли». Строительство первого танка держалось в большом секрете. Все, кто соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить глубокую тайну. Но уже в начальный период постройки «Большого Вилли» потребовалось как-то назвать машину. По виду она походила на большую цистерну или бак. Ее хотели назвать «водовоз», но это могло вызвать улыбку. Свинтон, ставший к тому времени секретарём комитета имперской обороны и внимательно следивший за опытными работами, предложил несколько названий: «резервуар», «цистерна», «чан» (по-английски tank).

Во Франции

Примерно тогда же, когда Свинтон обратился в военное министерство со своим предложением, полковник Этьен, начальник артиллерии 6-й дивизии французской армии, написал главнокомандующему о том, что он считает целесообразным применить на фронте «бронированные повозки, обеспечивающие продвижение пехоты». Через год он повторил свое предложение: «Я считаю возможным, — писал он, — создание орудий с механической тягой, позволяющих перевозить через все препятствия и под огнём со скоростью, превосходящей 6 км в час, пехоту с оружием, амуницией и пушкой».

К письму Этьен приложил свой проект. Он хотел построить «сухопутный броненосец» весом 12 т на гусеничных цепях, вооруженный пулемётами и пушкой. Характерно, что даже название машины у англичан и французов было одинаковое. «Броненосец должен иметь скорость до 9 км/час, преодолевать окопы до 2 м шириной и разрушать неприятельские блиндажи.. Кроме того, машина сможет буксировать на подъемы до 20° семитонную бронированную повозку, в которую можно посадить команду из 20 человек с вооружением и амуницией».
У Этьена, так же как и у Свинтона, мысль о создании гусеничного танка возникла в результате наблюдения за работой трактора Холт.

Первые танки во Франции стала строить фирма Шнейдер. Вскоре затем заказ был передан «Обществу железоделательных и сталелитейных заводов», мастерские которого находились в Сен-Шамоне. Поэтому первые два французских танка получили название Шнейдер и Сен-Шамон.

Механизированная броня

В других странах

В других странах — США, Германии, Италии танки появились уже после того, как английские и французские машины прошли испытания на полях сражения первой мировой войны и были признаны всеми как новое мощное оружие современного боя.

Некоторые страны стали строить свои танки по образцу английских и французских: танки США являлись копией английского танка марки V и французского танка Рено; итальянские танки также представляли собой копию танка Рено.

В других странах разрабатывали свои конструкции, используя опыт танкостроения в Англии и Франции; Германия создала танк марки А-7, конструкции инженера Фольмера.

Бронированные автомобили

Один из наиболее существенных бронированных автомобилей Первого периода Мировой войны был Остин. Строящийся в нескольких вариантах, Остин был основной бронированный автомобиль Российской Армии, тогда это был наиболее многочисленный автомобиль, используемый всеми сторонами в гражданской войне в России, главным образом Советами. В отличие от траншейной войны на Западном Фронте, условия на Востоке сделали возможныvb маневр, и бронированные автомобили стали играли гораздо более важную роль, сопоставимую танкам. Множество Остинов также использовалось Британцами, принимающими участие в боях 1918. Захваченным Austins использовались несколькими другими армиями.

Mk. I (Британия) 1916 г. Конструктор лейтенант W. G. Wilson.

Танк не имел машинного отделения. Экипаж и двигатель находились в одном корпусе. Температура внутри танка поднималась до 50 градусов. Экипаж терял сознание от выхлопных газов и порохового дыма. Противогаз, или респиратор входили в стандартное снаряжение экипажа.

Механизированная броня

Четыре человека (один из которых был командиром танка) управляли танком. Командир управлял тормозной системой, два человека управляли движением гусениц. Из-за сильного шума команды передавались сигналами рук.
Сообщение между танком и командным пунктом осуществлялось голубиной почтой — для этого в спонсоне было специальное отверстие для голубя, или с донесением посылали одного из членов экипажа. Позднее начала применяться семафорная система.

Механизированная броня

Первое боевое применение состоялось 15 сентября 1916 года. 49 танков Mark I должны были прорвать германскую оборону под Сомме. Только 32 танка смогли начать движение. 9 танков добрались до германских позиций. Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.

После первого боя под Flers-Courcelette были внесены изменения в конструкцию танка. Новые версии получили наименования Mark II и Mark III. Mark III получил более мощную броню. Mark III производился в начале 1917 года. Использовался в первых линиях атаки в ноябре 1917 в битве при Комбраи.

После появления Mark IV, Mark I, Mark II и Mark III использовались в качестве учебных танков и для «специальных» нужд. Многие были переделаны в транспортные танки. В битве за Камбраи Mark I применялся в качестве командного танка — в одном из спонсонов устанавливалось оборудование для беспроводной связи. Имел две модификации Female и Male. Female был вооружен только пулеметами — вместо пушек два Vickers и четыре Hotchkiss.

Mark V Tank Британия

Разработан и производился в октябре 1917 г. фирмой Metropolitan Carriage and Waggon Company LTD. Сильно отличалася от предшественников. На нем установили четырехскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый мотор «Рикардо». Отныне машиной управлял только водитель — обошлись без бортовых коробок передач. Отличительным признаком МkV стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам, радиатор сблокировали о мотором. Рубку командира увеличили, а в корме разместили еще один пулемет. Первые МkV начали поступать в войска в мае 1918 года. Имел командирскую «башню». Входил в состав 310 танкового батальона армии США. Имел отделение для перевозки пехоты. Но из-за плохой вентиляции солдаты оказывались небоеспособны. Танк переделали для перевозки грузов и оборудования. После войны использовался в саперном варианте и в качестве мосто-укладчика. Оставался на вооружении армии Канады до начала 30-х годов. Экспериментальный вариант Mark D со «змеиными» траками. Использовался в армиях: Франции, США, Эстонии, Белоруссии, СССР, Германии.

Механизированная броня

Было произведено 400 экземпляров: 200 Male и 200 Female.

Для преодоления 3,5 метровых германских траншей Линии Гинденбурга был создан удлинённый вариант Mark V* (Star)- Tadpole Tail. Было построено 645 экземпляров из заказанных 500 Male и 200 Female. Вес Tadpole составлял 33 тонны (Male) и 32 тонны (Female). На версии Tadpole установили специальное отделение для перевозки пехоты. Это было первое применение бронетехники для доставки пехоты. Первое боевое применение — 8 августа 1918 в битве при Амьене.

Версия Mark V** (Star-Star) появилась в мае 1918. На Mark V** был установлен более мощный двигатель. Было построено 197 экземпляров из заказанных 750 Male и 150 Female.

SAINT-CHAMOND (Франция, 1917 год)

Производитель — фирма FAMH из города Сен-Шамон. Первые машины «Сен-Шамон» (образца 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Крыша была плоская. Двигатель и динамо располагались в средней части корпуса, за ними — электромоторы. Ведущее колесо было в корме, там же находился и второй пост управления. Вооружение — 75-мм пушка специальной конструкции (из 400 было выпущено 165 танков с этой артсистемой), которая в дальнейшем была заменена полевой 75-мм пушкой «Шнейдер». Стрельба могла производиться в узком секторе прямо по курсу, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка.

Механизированная броня

Для борьбы с пехотой по периметру корпуса располагались 4 пулемета. После первых испытаний в середине 1916 г. выявилась необходимость некоторых изменений. Бронелисты бортов, прикрывающие ходовую часть, сняли для улучшения проходимости. Гусеницы расширили с 32 до 41, а потом и до 50 см. В таком виде машина пошла в производство. В 1917 г. уже в ходе выпуска «Сен-Шамон» опять модифицировали: плоская крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались вражеские ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные. Было также усилено бронирование — 17-мм бронелисты в отличие от предшествующих 15-мм не пробивались новыми германскими бронебойными пулями марки «К». Затем заменили и артсистему на полевую 75-мм пушку «Шнейдер». Концерн FAMH получил заказ на 400 машин. Выпуск прекращен в марте 1918 года. К концу войны в строю оставалось 72 танка.

A7V «Sturmpanzer» Германия

Поначалу немцы заимствовали английское название «Tank», затем появились «Paпzerwagen», «Panzerkraftwagen» и «Kampfwagen». А 22 сентября 1918 года, то есть незадолго до окончания войны, официально был утвержден термин «Sturmpanzerwagen». Германское командование рассматривало множество прототипов танков, и гусеничных, и колёсных. Базой танка стал австрийский трактор Holt, производимый по американской лицензии в Будапеште. Интересно, что Holt также был базой британских и французских тяжелых танков.

Первую удлиненную версию, оснащенную двумя двигателями Daimler мощностью 100 л.с. каждый, разработал Josef Vollmer. Первая демонстрация состоялась весной 1917 г. После испытаний в конструкцию танка были внесены некоторые изменения. Для уменьшения веса 30 мм. броню оставили только в носовой части (изначально 30 мм. броня предполагалась по всему корпусу), в других частях толщина брони варьировалась от 15 до 20 мм.Толщина и качество брони позволяли противостоять бронебойным винтовочным пулям (типа француз

Механизированная броняской 7-мм АРХ) на дальностях от 5 м и больше, а также осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии. Командир машины размещался на верхней площадке слева; справа и чуть позади него — механик-водитель. Верхняя площадка находилась на высоте 1,6 м над полом. Артиллеристы и пулеметчики размещались по периметру корпуса. Входившие в состав экипажа два механика располагались на сиденьях спереди и сзади от двигателей и должны были следить за их работой. Для посадки и высадки экипажа служили откидные двери в правом бортy — впереди и в левом — сзади. Под дверью снаружи приклепывались две узкие стyпеньки. Внутри корпуса на верхнюю площадку вели две лестницы — спереди и сзади. Пушка имела длину ствола 26 калибров, длину отката 150 мм, наибольшую дальность стрельбы 6400 м. В боекомплект, кроме 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами, входили 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, бронепробиваемость — 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм на 2000 м. A7V первой постройки кроме корпусов отличались и типом установки орудия.Стандартные 7,92-мм пулеметы MG.08 (системы Максима) крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и винтовыми механизмами вертикального наведения. Угол горизонтального наведения пулемета составлял ± 45°.

Было заказано 100 машин. К октябрю 1917 г. было изготовлено 20 танков.

Первый танковый бой межу A7V и британской самкой MarkIV состоялся 21 марта 1918г. под Сант Этьеном. Бой показал полное превосходство A7V, оснащенного 57 мм. пушкой на британским танком, оснащенным только пулемётами. Центральное расположение пушки у A7V также оказалось более выгодным, чем расположение пушек в боковых спонсонах британских танков. К тому же танк обладал лучшим соотношением мощность/вес.
Однако, A7V оказался менее успешной боевой машиной. Он плохо преодолевал траншеи, имел высокий центр тяжести и клиренс всего 20 см.

Renault FT 17 (Франция 1917 г.)

Первый легкий танк. Производились на заводах Berliet.

Несколько слов о конструкции танка. Он имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска — блокированная, налистовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный «хвост» на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения.

Механизированная броня

Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2—3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный двигатель «Рено». Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная.

Легкий танк «Фиат-3000»:аналог Renault FT 17

1 — 6,5-мм спаренный пулемет «Фиат» обр. 1929 года, 2 — направляющее колесо, 3 — ведущее колесо, 4 — домкрат, 5 — «хвост», 6 — люк водителя, 7 — двухстворчатый башенный люк, 8 — глушители, 9 — педаль тормоза, 10 — стеллажи для боекомплекта, 11 — двигатель, 12 — радиатор, 13 — бензобак, 14 — 37-мм пушка, 15 — фальшборт.
Боевая масса — 5,5 т, экипаж — 2 чел., двигатель — «Фиат», 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л. с. при 1700 об/мин, скорость — 24 км/ч, запас хода — 95 км.
Вооружение: два пулемета 6,5 мм, боекомплект — 2000 патронов.
Толщина брони—6—16 мм

Механизированная броня

С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском («радиотанк» TSF) и огневой поддержки («Рено» BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось — ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны.

Выпущено 1025 машин.

Танк выпускался по лицензии в США под названием Ford Two Man. В Италии под названием FIAT 3000.
В 1919 году один экземпляр был захвачен красноармейцами и послан Ленину. Тот отдал соответствующее распоряжение — и на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и выпустили с двигателем АМО и броней Ижорского завода под именем «Борец за свободу товарищ Ленин». Правда, в пути некоторые детали и агрегаты были утеряны, поэтому, к примеру, коробку передач пришлось конструировать заново.
Задачу удалось выполнить, но лишь отчасти: было построено всего 15 экземпляров, причем, по заключению одной из комиссий, они были «неудовлетворительны по качеству, неудобны по владению оружием, частично совершенно невооружены».

Austin сентябре 1914

В Бирмингем, построил новый бронированный автомобиль, специально под Российские требования. Это был вооруженый двумя пулеметами в независимых башенках, помещено рядом с друг другом, с обеих сторон корпуса. Российская Армия заказала 48 автомобилей, и они были произведены к концу 1914. Транспортное средство использовало шасси с двигателем НА 30 Л.С. и управляемой тыловой осью. После первого боевого опыта, все транспортные средства были полностью восстановлены, изменяя всю броню на новую, более толстую 7mm броню. Форма брони осталась той же. С новой более тяжелой броней, двигатель и шасси оказались слишком слабы. Автомобиль мог фактически ехать только по дорогам. Несмотря на эти недостатки, строительство автомобиля рассматривалось первоочередное. Все другие бронированные автомобили, купленные Русскими за границей были оценены хуже, или даже бесполезными. Это предлагает, что строительство Остина, должно быть действительно succesfull, чтобы выиграть Российское признание, несмотря на ошибки.

Российское правительство заказало следующую партию 60 улучшенных транспортных средств. Были поставлены с августа 1915. Они использовали более сильное 1.5t шасси с двигателем НА 50 Л.С., и имели более толстую броню, которая не нуждалась в дальнейшем усовершенствовании. Корпус был сокращен, и новая форма крыши выше водителя не ограничивала горизонтальный угол огня.

С другой стороны, удаление тыловой двери доступа корпуса был недостаток, делая более трудный доступ, через только одну дверь. Также после боевого опыта, признано, что бронированные автомобили должны быть оснащены вторым постом водителя для движения назад. Поэтому, скоро после их прибытия в Россию все транспортные средства были изменены. Видимое изменение было дополнение тылового ‘приложения’. ‘Приложение’ разместил пост тылового водителя, и также имел дополнительные двери. Некоторые автомобили были оборудованы фарой на крыше, в бронированном покрытии.

21 декабря 1914 в России начали формировать из » автомобильные взводы МГ «. Первоначально, каждый взвод состоял из трех бронированных автомобилей Остин, с поддержкой 4 грузовиков, передвижного цеха, грузовика танкера и 4 мотоциклов, один с коляской. Команда взвода была приблизительно 50 человек.Дальнейшие взводы сформировались с 1915 весны, представил новую организацию , с двумя Аустинами и один вооруженный оружием автомобилем (Garford с мая 1915 или Lanchester с 1916 весны). Восемь уже существующих взводов получили дополнительные Garford трем Аустины.

Получив боевой опыт с английскими Аустинами, Пулковский завод в Санкт-Петербурге разработал собственный, улучшенный тип бронированного корпуса, с более толстой броней. Существенная особенность были башенки, помещенные, по диагонали чтобы уменьшать ширину автомобиля. Автоматы могли также быть подняты для зенитного огня.

Первый был поставлен с задержкой, в январе 1917. В течение следующих месяцев, работа шла очень медленно, из-за хаоса в стране. Наконец, когда производство было перемещено нв Ижевский завод, 33 бронированных автомобилей были построены 1919- 1920.

Механизированная броня

Эти автомобили называли в России как » Putilovskiy Ostin «, или «Ostin-Putilovets», в то время как наиболее общее название(имя) в Западных источниках: Putilov. Эти названия не использовались ни в каких Российских документах относительно того времени, хотя в 1918-21 назывались только: » Russkiy Ostin » (Русский Остин).

100 лет танкам. Mark I, серийный первенец

Самый ответственный момент танковой предыстории наступил вечером 2 февраля 1916 года, когда принципиально новая боевая машина должна была показать себя на испытательном полигоне. В этот момент «танком» её называли только в официальных бумагах, а в кругу создателей чаще звучали прозвища «Большой Вилли» или «Мать».

Форма машины не была похожа ни на одно механическое транспортное средство из существовавших ранее. Это была бронированная коробка, опоясанная по периметру крупнозвенчатыми гусеницами. Передние катки были подняты над землёй и вынесены вперёд, так что при взгляде сбоку «Большой Вилли» напоминал громадный ромб. Казалось бы — очень странная конструкция. Но испытания показали совсем другое.

Восхитительный боевой «ромб»

Согласно плану, «Большому Вилли» предстояло с места преодолеть препятствие высотой 1,37 метра и разрез шириной полтора метра. После этого, пройдя на полной скорости 100 ярдов (91,44 метра), машина должна была занять место в подготовленном окопе-капонире, выехать из него и двигаться дальше, круша проволочные заграждения и пересекая обширные воронки. Напоследок танк планировали обкатать на склонах и в топких местах.

Очевидцы были в восторге от вроде бы неуклюжей машины. Британский министр снабжения Ллойд-Джордж вспоминал: «Она легко двигалась через плотные заграждения, перелезала по глубокой грязи и через окопы… Напоминавшее слона чудовище прорывалось через кустарники, втаптывало молодые деревья в землю и оставляло после себя широкий след разрушений». Канцлер казначейства Реджинальд Маккена назвал танк лучшей инвестицией из возможных и гарантировал, что если военные одобрят проект, то Британия обеспечит ему неограниченный бюджет.

При своём обычном скепсисе остался только неумолимый лорд Китченер, заявивший, что эта «дорогостоящая игрушка» не поможет выиграть войну. Правда, генерал Дуглас Хейг, чья армия тонула в крови под Лоосом осенью 1915 года, думал иначе. И уже через несколько дней после испытания он заказал первые 40 танков.

Как же появилась на свет эта невообразимая ромбовидная конструкция танка и в чём был залог успеха «Большого Вилли»?

«Осторожно — Петрограа ь!»

Когда у ходовой части старшего родственника первого «ромба» — «Машины № 1 Линкольн» — обнаружились конструктивные недостатки, изобретатели смогли быстро её улучшить. Увы, это была только полумера. Прототип по-прежнему не мог ни проехать по склону крутизной до 27°, ни преодолеть ров шириной 2,4 метра, ни «перелезть» через стену высотой 1,37 метра. А военные были категоричны в этих требованиях, потому что точно знали, с чем новая машина столкнётся на фронте.

​Танк «Большой Вилли» (Big Willie) на испытаниях в Хэтфилде 2 февраля 1916 года - 100 лет танкам. Mark I, серийный первенец Танк «Большой Вилли» (Big Willie) на испытаниях в Хэтфилде 2 февраля 1916 года

В номере отеля «Уайт Харт» (White Heart) отцы-разработчики устроили мозговой штурм в поиске выхода из очередного технологического тупика. Найденное решение выглядело столь же абсурдным, сколь и многообещающим: отказаться от тракторного шасси, а вместо этого прикрепить по бокам коробчатого корпуса здоровенные бронированные рамы в форме параллелограмма и пустить гусеницы по их периметру. При этом направляющие катки оказывались выше доброй половины возможных препятствий. Идея казалась неуклюжей, но Суинтон был готов пойти на риск.

Вопрос размещения вооружения решили полностью в духе концепции «сухопутных кораблей». Вращающаяся башня на крыше увеличивала и без того крупный силуэт танка, а вдобавок — смещала центр тяжести корпуса. Поэтому от неё отказались, заменив на бортовые спонсоны — выступающие казематы. Похожими оснащались корабли-броненосцы того времени. У пушек в спонсонах получались вполне приемлемые углы наведения.

В конце сентября 1915 года компоновку нового прототипа утвердили, а вскоре был готов и деревянный макет. Работа над «Большим Вилли» началась параллельно с улучшением «Маленького» (доработанной «Машины № 1 Линкольна»). Режим конспирации соблюдался неукоснительно, и не только в деловой переписке. Легенду о том, что «танки» собираются отправлять в Россию, подкрепили надписями на кириллице поверх собранных корпусов. Правда, знатоков русского языка среди тех, кто работал над танками, не было, так что случались курьёзы. Один неизвестный фотограф, например, запечатлел машину с надписью: «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь».

​Один из первых танков Mark I в ходе погрузки на железнодорожную платформу. Спонсоны демонтированы, на борту — надпись на кириллице «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь», нанесённая в целях дезинформации - 100 лет танкам. Mark I, серийный первенец Один из первых танков Mark I в ходе погрузки на железнодорожную платформу. Спонсоны демонтированы, на борту — надпись на кириллице «ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь», нанесённая в целях дезинформации

После ошеломительного успеха на испытаниях в Хэтфилде новинку продемонстрировали королю Георгу V. Вскоре первый в истории танк приняли на вооружение уже под официальным наименованием Mark I и запустили его серийное производство. Первоначальный заказ включал 100 единиц.

В апреле 1916 года Суинтон выдвинул предложение выпустить половину заказанных танков с исключительно пулемётным вооружением. Это отвечало первоначальной концепции танка как истребителя пулемётов и средства для «зачистки» окопов. Орудие и вправду хуже справлялось с живой силой, как сидящей в траншеях, так и нападающей на другие машины. Переход на пулемёты также позволял существенно ускорить производство танков. Так Mark I разделился на пушечно-пулемётных «самцов» (Male) и пулемётных «самок» (Female).

Внезапно заартачилось британское Управление вооружений, которое заявило, что не будет снабжать артиллерией «сомнительные новинки». На помощь, уже в который раз, пришло Адмиралтейство: в спонсонах танков-«самцов» производители установили морские 6-фунтовые (57-мм) пушки. Теоретически они могли выпускать 15–20 снарядов в минуту на дистанцию 1,8 км, но реальный темп и расстояние стрельбы оказались существенно ниже из-за неудобной конструкции орудийной установки. Шутка ли — наводчику приходилось работать, стоя на коленях.

«Самцы» несли смешанное вооружение, так что кроме пушки Mark I Male оснащался тремя-четырьмя пулемётами «Гочкис». «Самки» кроме «Гочкисов» несли в каждом спонсоне по два громоздких 7,7-мм «Виккерса». С удобством работы у пулемётчиков дела обстояли так же скверно, как и у «пушкарей». К примеру, выбраться из спонсона стрелок мог, только пятясь ползком и боком. В случае пожара в танке он был обречён.

Гадкий утёнок на гусеничном ходу

Экипаж первого танка страдал в полном составе. Управляли машиной четыре человека: командир, водитель и два помощника, каждый из которых трудился на отдельной бортовой коробке передач. Из-за грохота внутри стальной коробки докричаться друг до друга было нереально. Водителю приходилось колотить рукой или молотком по капоту, чтобы обратить на себя внимание, а потом показывать на пальцах номер передачи.

​Танк Mark I, уже принятый на вооружение, на учениях в Элведене, графство Саффолк, 1916 год. Сверху на корпусе — противогранатная сетка - 100 лет танкам. Mark I, серийный первенец Танк Mark I, уже принятый на вооружение, на учениях в Элведене, графство Саффолк, 1916 год. Сверху на корпусе — противогранатная сетка

Острых ощущений добавляло то, что по обеим сторонам боевой рубки располагались два бака с топливом — по 114 литров в каждом. Немудрено, что под рукой всегда были огнетушители. Горючее поступало в карбюратор двигателя самотёком. Стоило танку накрениться, как экипаж хватался за стеклотару и начинал переливать горючее из бака в двигатель. Внутри танка температура могла превышать 60 градусов, а из-за отсутствия рессор трясло так, что люди, покинув машину, зачастую некоторое время не могли нормально ходить.

Финальный штрих: выхлопные трубы 105-сильного двигателя конструкторы вывели на крышу. Они были лишены глушителей, отчего нещадно коптили и извергали искры, демаскируя танк и подпаливая брезент.

Несмотря на это, первый танк для своего времени оставался чудом техники. Суинтон, гордясь своим детищем, сформулировал основные принципы его применения. Танки следовало бросать в бой, только когда в распоряжении полководца их достаточно много. Атаковать ими нужно было внезапно, ошеломляя врага, без артиллерийской подготовки. И, наконец, пусть гусеницы и превосходили колёса по проходимости, это не значило, что танку по зубам любой ландшафт.

Не все заветы Суинтона оказались соблюдены, но через пять месяцев под панический возглас «Дьявол идёт!», прозвучавший из немецких окопов, британские «ромбы» пошли в свой первый бой.

Оригинал статьи опубликован на портале worldoftanks.ru.


Источники:

  1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
  2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
  3. Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
  4. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)

Первые танки, вышедшие на поля сражений Первой мировой войны, оказали заметное влияние на ход боев и продемонстрировали необходимость подобной техники. Тем не менее, бронемашины ранних моделей не отличались высокими характеристиками и имели массу иных недостатков. Вскоре появились новые проекты военной техники, в которых учитывался опыт эксплуатации имеющихся танков, а также предлагались некоторые новые идеи. Заметный след истории британского танкостроения оставил средний танк Medium Tank Mark D.

К середине 1918 года на вооружении британской армии состояли танки нескольких классов и типов, отличавшиеся друг от друга различными характеристиками и боевыми возможностями. К примеру, более тяжелые «ромбы» могли показывать высокую проходимость на пересеченной местности, тогда как легкие танки отличались большей скоростью хода. Одновременно с этим значительная часть машин несла сравнительно слабое бронирование и оснащалась только пулеметами. Изучение опыта эксплуатации всех имеющихся танков вскоре привело к формированию новых концепций и появлению перспективных архитектур бронетехники.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Деревянный макет танка Medium Tank Mark D

Уже почти никто не сомневался в том, что оптимальным вариантом решения имеющихся проблем являются средние танки, сочетающие в себе высокую подвижность легкой техники и боевые качества тяжелых машин. В связи с этим в во второй половине 1918 года был дан старт сразу нескольким подобным проектам. Один из них получил обозначение Medium Tank Mark D – «Средний танк, Тип D». Интересно, что работы по проекту «Д» стартовали в октябре 1918-го, т.е. буквально за несколько недель до окончания войны. Как следствие, танк достаточно быстро потерял все шансы выйти на поле боя, однако проект все же не был остановлен и дошел до испытаний.

К перспективному танку предъявлялись особые требования в части подвижности и огневой мощи. Машина должна была преодолевать рвы шириной не менее 3 м и иметь возможность атаки целей в любом направлении. Решение таких задач привело к формированию необычного технического облика танка. Даже на фоне других «сухопутных кораблей» своего времени новый Medium Tank Mark D выглядел весьма примечательно и необычно. При этом, однако, в проекте должны были использоваться и некоторые привычные, с современной точки зрения, решения.

Основные идеи проекта были проработаны уже в последних месяцах 1918 года, благодаря чему в ноябре появился полноразмерный деревянный макет. По результатам проверки этого изделия были определены необходимые доработки, после чего проект изменили требуемым образом. Некоторым изменениям подвергся корпус, незначительно изменился состав бортовых агрегатов. Прочие оригинальные технические решения не перерабатывались.

Проектом Medium Tank Mark D предлагалось строительство достаточно крупной боевой машины, способной показывать высокую проходимость на пересеченной местности. Для решения таких задач конструкторы разработали новую ходовую часть, имевшую незначительное сходство с существующими системами. Так, для преодоления широких траншей предлагалось использовать гусеничный движитель с максимально возможной базой. Общая проходимость улучшалась за счет нестандартной конструкции гусеницы.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Тот же макет, вид сбоку

Основным элементом среднего танка «Д» стал броневой корпус оригинальной конструкции. Корпус собирался из броневых листов толщиной 8-10 мм. При помощи болтов и заклепок отдельные листы монтировались на каркасе, собранном из металлических профилей. Компоновка корпуса была близка к той, которая сейчас именуется классической. Обитаемый объем располагался в передней части корпуса, объединяя в себе отделение управления и боевое отделение. Крупный кормовой отсек отдавался под силовую установку и трансмиссию. При этом машина не имела поворотной башни, вместо которой использовалась крупная неподвижная рубка.

Корпус танка получил сравнительно узкий и высокий выгнутый лобовой лист. По бокам на нем крепились балки и щитки, необходимые для вынесения элементов ходовой части вперед относительно корпуса. По некоторым данным, корпус отличался наличием бортовых объемов, располагавшихся внутри гусениц. При этом он имел вертикальные борта большой длины. В передней части корпуса крыша отсутствовала, поскольку на этом месте находилась рубка с вооружением. В корме предусматривалась крышка моторного отсека, выполненная в виде усеченной пирамиды небольшой высоты. Корму выполнили из нескольких бронелистов, расположенных под разными углами к вертикали.

Для размещения оружия было предложено использовать неподвижную рубку, помещенную в лобовой части корпуса. Ее передняя деталь находилась на одном уровне с лобовым листом корпуса и повторяла его форму. Борта рубки выполнили изогнутыми. За счет этого они заметным образом выступали за пределы основной части корпуса и образовывали некое подобие надгусеничных ниш. Корма башни так же имела скругленную форму, причем этот лист отличался от других увеличенной высотой. В связи с этим рубка получила изогнутую крышу с поднятой кормовой частью, в которой находилась небольшая башенка со смотровыми щелями.

Центральная и кормовая части корпуса отдавались под установку силовой установки и трансмиссии. Поскольку танк отличался большими габаритами и массой, ему требовался соответствующий двигатель. Впрочем, недостатка в свободных объемах для монтажа мощной силовой установки не было. Танк Medium D оснастили карбюраторным двигателем Armstrong Siddley Puma мощностью 240 л.с. Двигатель соединялся с механической трансмиссией сравнительно простой конструкции, необходимой для привода задних ведущих колес.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Танк «Д» во время демонстрационного заезда

Одной из задач проекта было повышение проходимости. Для ее решения было предложено использовать оригинальную конструкцию ходовой части, напоминавшую существующие системы, но при этом имевшую некоторые заметные отличия. В нижней части каждого борта при помощи т.н. тросовой подвески устанавливалось по 28 опорных катков малого диаметра. При этом балка-основание катков была выполнена изогнутой, из-за чего только часть катков опиралась на грунт, тогда как остальные в нормальных условиях были подняты над ним и выполняли функции натяжных. Также танк получил нехарактерные для британских бронемашин той эпохи поддерживающие ролики, по пять на каждом борту. В передней и задней частях борта помещались направляющие и ведущие колеса большого диаметра. Все основные детали ходовой части прикрывались броневыми бортовыми щитками.

Танк Medium Tank Mark D получил новую гусеницу необычной конструкции. Вместо единых литых траков теперь использовалась система т.н. скелетного типа. Основой такой гусеницы была узкая металлическая цепь, к которой крепились траки большой ширины. Это позволило получить приемлемую опорную поверхность при минимальном весе ленты в сборе.

Все вооружение перспективного среднего танка должно было размещаться в передней рубке корпуса. Рассматривались разные варианты комплекса вооружения, предусматривавшие использование пулеметов и пушек. Наиболее мощный комплекс должен был включать 57-мм орудие и два пулемета винтовочного калибра. Тем не менее, такой вариант оружия так и не сошел с чертежей, и опытная техника получила менее мощное оружие.

В центре лобового листа рубки и в бортах располагались три шаровые установки для пулеметов. Предлагалось использовать 7,7-мм пулеметы Hotchkiss. Конструкция пулеметных обстановок позволяла обстреливать цели в пределах достаточно широких секторов в передней полусфере и сбоку от танка. Задача быстрого переноса огня на большие углы могла решаться одновременным применением разных пулеметов. Боекомплект в виде нескольких тысяч патронов следовало перевозить внутри обитаемого отсека на соответствующих стеллажах.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Танк на воде. Часть деталей снята для облегчения конструкции

По известным данным, экипаж среднего танка «Д» должен был состоять из четырех человек. Машина управлялась механиком-водителем, его помощником, командиром и стрелком. Рабочие места всего экипажа находились в переднем обитаемом отсеке корпуса и никак не отделялись друг от друга. Водитель и его помощник размещались в передней части отсека и могли наблюдать за дорогой при помощи люков в крыше или смотровых щелей в лобовом листе. Командир располагался в корме рубки и использовал башенку со смотровыми щелями. Для доступа внутрь танка использовались люки водителя и командира. Кроме того, на левом борту корпуса поместили еще один круглый люк.

Вне зависимости от обстановки и текущей ситуации, водитель должен был управлять танком. Основной задачей его помощника являлся контроль за работой силовой установки. Командир, в первую очередь, должен был наблюдать за полем боя и искать цели. Стрелок обслуживал оружие. При соответствующих обстоятельствах помощник водителя и командир могли помочь стрелку и взять на себя управление двумя пулеметами. Таким образом, экипаж имел, как минимум, теоретическую возможность одновременного использования всего имеющегося оружия.

Оригинальная ходовая часть, приспособленная для преодоления препятствий, оказала заметное влияние на габариты танка. Общая длина Medium Tank Mark D достигла 9,15 м. Ширина не превышала 2,2 м, высота – не более 2,5 м. Боевая масса составляла 13,5 т. Сравнительно высокая удельная мощность (чуть менее 18 л.с. на тонну) давала возможность разгона до 35-37 км/ч на хорошей дороге. Запас хода составлял 170 км. Танк мог подняться на стенку высотой около 1 м и пересечь траншею шириной более 3 м.

Перспективный танк отличался крупными внутренними объемами, заполненными воздухом. Как следствие, он имел ограниченную плавучесть и мог пересекать водные преграды не только по бродам. Тем не менее, реальные характеристики на воде были не слишком высокими и накладывали значительные ограничения на пересечение водоемов.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Машина могла подниматься на некрутой берег

Разработка проекта Medium D завершилась уже после окончания Первой мировой войны. Несмотря на перемирие и подписанный позже мирный договор, Великобритания нуждалась в новой бронетехнике, что привело к продолжению работ по ряду проектов. В 1920 году был построен первый опытный образец, предназначавшийся для проведения испытаний. Вскоре эту машину отправили на полигон, где планировалось проверить ее ходовые качества. Следует отметить, что на тот момент прототип не имел вооружения. Тем не менее, отсутствие сравнительно легких пулеметов вряд ли могло оказать заметное влияние на основные характеристики.

На полигоне танк подтвердил расчетные характеристики. Он развивал высочайшую для своего времени скорость и мог преодолевать разные препятствия, в том числе неприемлемо сложные для другой бронетехники. Важнейшим отличием от других танков того времени была возможность плавания. Проверки и оценки вооружения не проводились по причине его отсутствия.

Одновременно с этим были выявлены недостатки, прямо связанные с получением высоких технических характеристик. Танк Mark D оказался весьма сложен в производстве и эксплуатации. В первую очередь, затруднения того или иного рода возникали при сборке и обслуживании переусложненной ходовой части. Также в некоторых ситуациях могли возникать проблемы с маневренностью, связанные с большой длиной гусениц и базы ходовой части.

Проверки и доводка танка в базовой конфигурации продолжались в течение нескольких месяцев. Изначально испытания проводились только на суше, но в 1921 году опытный Medium Tank Mark D впервые отправился к водоему. Сначала испытатели проверяли возможности бронемашины в деле передвижения по бродам. Позже, после некоторых незначительных доработок, была предпринята попытка сделать танк полностью плавающим. В ходе последовавших за этим проверок было установлено, что машина имеет определенный потенциал в таком контексте, но его реализация связана с массой трудностей.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Второй прототип Medium Tank Mark D

Танк действительно был способен держаться на воде, не используя какие-либо дополнительные средства. Перематывая гусеницы, он мог плавать со скоростью около 5 км/ч. Однако осадка была неприемлемо велика. Во время испытаний на воде машину заметным образом облегчили, но и в таком виде она погружалась до уровня осей направляющих и ведущих колес. Установка всей брони и оружия обязательно привела бы к дополнительной потере запаса плавучести. Как следствие, танк боялся даже небольшого волнения. Для спуска на воду и выхода на берег машине требовался пологий участок дна и пляжа с достаточной твердостью, который еще нужно было найти.

Предложенный средний танк «Д» отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, но при этом не был лишен заметных недостатков. Вооружение и броня оказались недостаточно мощными, а сборка и эксплуатация были связаны с массой проблем. Реальные преимущества перед имеющейся техникой либо отсутствовали, либо перекрывались недостатками и отставанием в определенных характеристиках. Такая бронемашина не представляла интереса для британской армии. В 1921 году военное ведомство перестало проявлять явный интерес к проекту Medium Tank Mark D, и большую поддержку стали получать альтернативные разработки.

Тем не менее, работы по этому проекту остановились далеко не сразу. С учетом опыта испытаний и критики заказчика были предприняты попытки модернизации существующей машины. Вскоре появились два новых варианта среднего танка. По некоторым данным, проверка новых проектов проводилась с использованием уже существующего прототипа. Его дважды перестраивали тем или иным образом, и каждый раз получали некоторое улучшение характеристик. При этом есть основания считать, что новые проекты проверялись при помощи одного или двух отдельных прототипов.

Первый вариант модернизации обозначили как Medium Tank Mark D*. Известно, что в этом проекте предлагалось незначительное обновление ходовой части. По-видимому, речь шла об упрощении имеющейся конструкции с оптимизацией систем подвески, но с одновременным сохранением общей архитектуры. По некоторым данным, такая переработка привела к изменению конструкции бортовых щитков и перекомпоновке закрываемых ими устройств.

Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания)
Опытная бронемашина, перестроенная по проекту Medium Tank Mark D**

Следующий проект Medium Tank Mark D** предусматривал новую доработку ходовой части и затрагивал конструкцию надстройки. Последняя получила дополнительную башенку со смотровыми щелями, что позволяло повысить осведомленность экипажа. Вторая башенка помещалась перед имевшейся на специальной надстройке крыши. Ходовая часть получила обновленные гусеницы. Они сохраняли скелетную конструкцию, но поперечные элементы теперь могли качаться относительно основной цепи. Это должно было в некоторой мере улучшить распределение веса машины на грунт и повысить проходимость.

Две модернизации танка Mark D позволили в определенной мере повысить технические и эксплуатационные характеристики, но не привели к желаемым результатам. К моменту появления модификации с двумя астерисками в названии военное ведомство успело рассмотреть имеющиеся предложения и сделать выводы. К принятию на вооружение был рекомендован средний танк Medium Tank Mark I, разработанный компанией Vickers. Бронемашина под литерой «D» потеряла все шансы попасть в войска.

Вероятно, исходя из желания довести имеющиеся наработки до практического применения, авторы проекта Medium Tank Mark D использовали его в качестве основы для бронетехники новых типов. В том же 1921 году были созданы новые бронемашины, основывавшиеся на существующем проекте. Они отличались иными размерами, а также имели другое бортовое оборудование. Тем не менее, и такие разработки не позволили довести существующие концепции до серийного производства и последующей эксплуатации в войсках.

Построенный прототип (или прототипы) был отправлен на хранение. Известно, что он оставался на Бовингтонском полигоне, как минимум, до конца двадцатых годов. Позже машина была утилизирована за ненадобностью. Сейчас опытный средний танк Medium Tank Mark D можно увидеть только на немногочисленных сохранившихся фотографиях.

Целью проекта Medium Tank Mark D было создание перспективного среднего танка, объединяющего в себе все лучшие качества существующей техники. Поставленные задачи были успешно решены, однако ценой этого стала неприемлемая сложность конструкции и эксплуатации. Другие образцы аналогичного назначения, разрабатывавшиеся параллельно с танком «Д», имели меньшее количество недостатков, что и определило итоговый выбор военных. Конструкторы попытались модернизировать средний танк или сделать его основой для новых бронемашин иного класса, но все эти попытки тоже не сказались на будущем перевооружении армии, хотя и оставили заметный след в истории британского танкостроения.

По материалам:
https://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
Fletcher D. The British Tanks 1915-19. The Crowood Press, 2001.
Федосеев С. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.

Танк Mark I — Английская бронетехника

Английская бронетехника

Первые танки получили официальное название «Марк I» (Mark I). «Марки» в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на «мужские» (male) и «женские» (female). Чаще модификации Марка переводятся, как «самка» и «самец». По предложению Свинтона, «женский» танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями «мужскому», предназначенному для «тяжелой работы».

Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.

«Мужской» танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе «Марк I» управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. «Мужской» танк имел две 57-миллиметровые пушки — шестифунтовые — и 4 пулемета «Гочкиса», тогда как у «женского» танка был только один пулемет «Гочкис» и 4 пулемета «Виккерс». Танк «Марк I» был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора «Даймлер», от которого шел очень неприятный запах и жар.

Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.

Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий — «Танковое ведомство» (Tank Detachment) или «Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы» (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), — так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого «танковое управление» получило еще более непонятное для неприятеля название — «Тяжелая секция пулеметного корпуса» (Heavy Section Machine-Gun Corps).

Тактико-технические характеристики танка Mk I.



















Боевая масса, т

26 («самец»),
25 («самка»)

Экипаж, чел.

7

Габаритные размеры, мм:

длина

9750

ширина

4130

высота

2450

Броня, мм

6-10

Вооружение:

«самец»

две 57-мм пушки «гочкис»
с длиной ствола 40 калибров,
четыре 8-мм пулемета «гочкис»

«самка»

пять 7,7-мм пулеметов «виккерс»
и один 8-мм пулемет «гочкис»

Двигатель

«Даймлер», 6-цилиндровый,
водяного охлаждения,
мощность 105 л. с. при 1000 об/мин

Удельное давлен ие на грунт, кг/см2

1,20

Скорость по шоссе, км/ч

6

Запас хода, км

30

Преодолеваемые препятствия:

 

вертикальная стенка, м

1.0

ширина рва, м

4,5

глубина брода, м

1.0

Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. — «Танковый корпус» (Tank Corps).

Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса — рота — состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 «мужских» и 3 «женских»). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка «Марк I» как «Мятный ликер» (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: «Шампань» (Champagne), «Коньяк» (Cognac), «Шабли» (Chablis), «Шартрез» (Chartreuse), «Кордон Руж» (Cordon Rouge)… Неожиданная честь!

«Марк I» (самец).

Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный… Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!

Танк «Марк I» (самка), Франция, 1916 год.

Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк «Мятный ликер» завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки «Марк I» не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте — три взвода.

Танк «Марк I» (самец), 1917 г.

Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк «Марк I», убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились «Марк II» и «Марк III», очень походившие на первую модель.

«Mark I» или «Маленький Вилли»?

Сегодня уже сложно представить боеспособную армию без бронетехники: без БТРов, САУ, танков. Кому же пришла в голову гениальная идея использовать хорошо защищённую машину для ведения боевых действий против техники и живой силы противника. По этому поводу историки до сих пор ведут споры. Первый танк: «Mark I» или «Маленький Вилли»?

Сегодня считается, что первым танком, который не просто был разработан и вычерчен на бумаге, но и после своего создания стал участвовать в реальных боевых действиях, был Mark I образца 1916 года. Этот танк часто называют «английским танком», так как его выпустила британская компания «Уильям Фостер и Ко». Именно этой британской компании принадлежит патент на изобретение танка в том виде, в котором перед человечеством предстал Mark I.

Вообще говоря, у этого танка британского производства уже с первых дней разработок существовало два варианта. Первый вариант называли «самцом», второй, соответственно, «самкой». Отличия «самца» от «самки» заключались как в массе, так и в наличии определённых вооружений. Так «самец» имел массу около 28,5 тонн и на вооружении имел пулемёт и две пушки 57-мм. «Самка» весила на тонну меньше и на вооружении имела лишь пулемёты.
Однако многие истории утверждают, что танк Mark I британского производства был не первым, и что на первое место нужно ставить так называемый «Маленький Вилли», который был построен в той же Великобритании годом раньше. Представители компании «Уильям Фостер и Ко» не особенно спорят, так как и «Маленького Вилли» создали именно её сотрудники. Пожалуй, главным отличием «Марка» от «Маленького Вилли» было даже не существенное отличие в массе, а то, что «Вилли» не состоял на вооружении британской армии, так и оставшись не более чем прототипом настоящего танка.

«Маленький Вилли» имел 105-сильный двигатель от компании «Даймлер» и не имел полноценной брони. Лишь на колпаке машины были размещены стальные пластины толщиной около полусантиметра. Для управления этой бронемашиной необходимо было задействовать внушительный экипаж – не менее 6 человек. При этом скорость, которую «Маленький Вилли» мог развить, нельзя было назвать впечатляющей – не более 3-4 км/ч. Модель «Маленького Вилли» сегодня можно увидеть в Великобритании, в музее Бовингтона.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *