Ликбез что – ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ (ЛИКБЕЗ) — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Ликбез — это… Что такое Ликбез?

Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

История

Плакат 1918 г.

К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин[1]. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет — 16 %), по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно[2] из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал, но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает»[3]. По прошествии трёх лет войны, к 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии). Дополнительно статистику ухудшил и тот факт, что западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру, и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи (см. Грамотность#Общие статистические данные) были оккупированы и не вернулись в состав страны.

Оценки числа грамотного населения на 1914—1917 гг. достаточно сильно разнятся. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30 % от всего населения[4][5][6]. Ряд западных ученых оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35-38 %.[7] Существует также оценка грамотности населения России в 45 % к 1914 году[8]. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год)[9].

Организационная основа

В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский[10].

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства по ходу Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 млн[11], а в целом по СССР в 1922 году — до 7 млн[12].

27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в том числе «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей»[13]. Уже к началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных[12], а 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».

Ликпункты и школы грамоты

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Учебно-методическая база

В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II, когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему[3].

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

Трудности ликбеза и его итоги

Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.)[14], в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).

В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

См. также

Примечания

  1. Kahan, Arcadius Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. — 1989. — С. 244.
  2. Грамотность. БСЭ, 3-е изд. — М.: Сов.энциклопедия, 1972. — т.7.
  3. 1 2 Рубакин Н. Грамотность. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.9А. СПб., 1893
  4. Уткин А. И. «Первая мировая война» — М.: Алгоритм, 2001. С. 19-20
  5. Фатех Вергасов «Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века.» — М., 1998. С. 310.
  6. Николай Ерофеев Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 25 апреля 2011.
  7. В. А. Мельянцев «Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития»
  8. Вернадский У. Г. Русская история М.: АГРАФ 1997 С. 245
  9. Russia. USSR. Complete handbook. 1933. P. 663.
  10. Что такое ЛикБез? — LikBez.by — ликвидация безграмотности — Белорусский книжный интернет магазин
  11. Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
  12. 1 2 Статья «Беспризорность» //ЭНЭ из МСЭ 1931 г. — В «Истории России» под. ред. А. Б. Зубова (с.928) приводится цифра в 9 миллионов, не подтверждённая ссылками на исследования и не коррелирующая с известными данными об общей численности соответствующей возрастной группы в составе населения страны.
  13. Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. стр.6
  14. Труды ЦСУ, т. 12, вып. 1, М., 1922, (стр. 11-12)

Ссылки

dic.academic.ru

ЛИКБЕЗ — это… Что такое ЛИКБЕЗ?

  • ЛИКБЕЗ — ЛИКБЕЗ, а, муж. 1. Сокращение: ликвидация безграмотности, обучение неграмотных взрослых и подростков, а также (разг.) школа, осуществляющая такое обучение. Работники ликбеза в первые годы революции. Учился грамоте в ликбезе. Ходил в л. 2. перен.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ликбез — сущ., кол во синонимов: 2 • автоликбез (1) • обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ликбез — ликвидация безграмотности …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Ликбез — Ликбез (ликвидация безграмотности)  массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле  обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой либо науки, процесса или явления …   Википедия

  • ликбез —   , а, м.   1. Ликвидация неграмотности (безграмотности) массовые мероприятия по обучению грамоте взрослых и подростков в послереволюционные годы.   ◘ Государство ассигновало на ликбез значительные средства. Денисова, 141. Практика у меня хорошая …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Ликбез — (ликвидация безграмотности)         см. в ст. Грамотность …   Большая советская энциклопедия

  • Ликбез — м. 1. Ликвидация безграмотности в процессе массового обучения грамоте взрослых и подростков (в 20 30 е годы XX в. в СССР). 2. перен. разг. Постижение начальных, самых необходимых сведений о чём либо, обучение элементарным навыкам. Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ликбез — ликбез, ликбезы, ликбеза, ликбезов, ликбезу, ликбезам, ликбез, ликбезы, ликбезом, ликбезами, ликбезе, ликбезах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ликбез — Искон. Неологизм 20 х годов XX в., образованный сложением сокращенных основ на базе словосочетания ЛИКвидация БЕЗграмотности. Слово с приставкой на конце …   Этимологический словарь русского языка

  • ликбез — Это слово появилось в 20 е годы XX в. в связи с развернутой кампанией ликвидации безграмотности и представляет собой сращение словосочетания ликвидация безграмотности …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • dic.academic.ru

    ЛИКБЕЗ — это… Что такое ЛИКБЕЗ?

  • ЛИКБЕЗ — ЛИКБЕЗ, ликбеза, муж. (неол.). Сокращение слов: ликвидация безграмотности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ликбез — сущ., кол во синонимов: 2 • автоликбез (1) • обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ликбез — ликвидация безграмотности …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Ликбез — Ликбез (ликвидация безграмотности)  массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле  обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой либо науки, процесса или явления …   Википедия

  • ликбез —   , а, м.   1. Ликвидация неграмотности (безграмотности) массовые мероприятия по обучению грамоте взрослых и подростков в послереволюционные годы.   ◘ Государство ассигновало на ликбез значительные средства. Денисова, 141. Практика у меня хорошая …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Ликбез — (ликвидация безграмотности)         см. в ст. Грамотность …   Большая советская энциклопедия

  • Ликбез — м. 1. Ликвидация безграмотности в процессе массового обучения грамоте взрослых и подростков (в 20 30 е годы XX в. в СССР). 2. перен. разг. Постижение начальных, самых необходимых сведений о чём либо, обучение элементарным навыкам. Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ликбез — ликбез, ликбезы, ликбеза, ликбезов, ликбезу, ликбезам, ликбез, ликбезы, ликбезом, ликбезами, ликбезе, ликбезах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ликбез — Искон. Неологизм 20 х годов XX в., образованный сложением сокращенных основ на базе словосочетания ЛИКвидация БЕЗграмотности. Слово с приставкой на конце …   Этимологический словарь русского языка

  • ликбез — Это слово появилось в 20 е годы XX в. в связи с развернутой кампанией ликвидации безграмотности и представляет собой сращение словосочетания ликвидация безграмотности …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • dic.academic.ru

    Ликбез — это… Что такое Ликбез?

  • ЛИКБЕЗ — ЛИКБЕЗ, ликбеза, муж. (неол.). Сокращение слов: ликвидация безграмотности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИКБЕЗ — ЛИКБЕЗ, а, муж. 1. Сокращение: ликвидация безграмотности, обучение неграмотных взрослых и подростков, а также (разг.) школа, осуществляющая такое обучение. Работники ликбеза в первые годы революции. Учился грамоте в ликбезе. Ходил в л. 2. перен.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ликбез — сущ., кол во синонимов: 2 • автоликбез (1) • обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ликбез — ликвидация безграмотности …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Ликбез — Ликбез (ликвидация безграмотности)  массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле  обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой либо науки, процесса или явления …   Википедия

  • ликбез —   , а, м.   1. Ликвидация неграмотности (безграмотности) массовые мероприятия по обучению грамоте взрослых и подростков в послереволюционные годы.   ◘ Государство ассигновало на ликбез значительные средства. Денисова, 141. Практика у меня хорошая …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Ликбез — (ликвидация безграмотности)         см. в ст. Грамотность …   Большая советская энциклопедия

  • ликбез — ликбез, ликбезы, ликбеза, ликбезов, ликбезу, ликбезам, ликбез, ликбезы, ликбезом, ликбезами, ликбезе, ликбезах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ликбез — Искон. Неологизм 20 х годов XX в., образованный сложением сокращенных основ на базе словосочетания ЛИКвидация БЕЗграмотности. Слово с приставкой на конце …   Этимологический словарь русского языка

  • ликбез — Это слово появилось в 20 е годы XX в. в связи с развернутой кампанией ликвидации безграмотности и представляет собой сращение словосочетания ликвидация безграмотности …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • dic.academic.ru

    ликбез — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. ликбе́з ликбе́зы
    Р. ликбе́за ликбе́зов
    Д. ликбе́зу ликбе́зам
    В. ликбе́з ликбе́зы
    Тв. ликбе́зом ликбе́зами
    Пр. ликбе́зе ликбе́зах

    лик-бе́з

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -лик-; приставка: без- [Тихонов, 1996].

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. истор. советск. сокр. от ликвидация безграмотности; кампания, проводившаяся в СССР в 1919—1940 гг. ◆ В начале минувшей осени Анютка уговорила ее пойти на ликбез, убеждала: стыдно быть неграмотной, когда вся страна учится. В. В. Быков, «Знак беды», 1982 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. разг. перен. краткое введение во что-либо ◆ Это был какой-то ускоренный ликбез для зрителя, впавшего в пожизненную амнезию, чёрно-белый лубок с «чистыми» и «нечистыми». Карапетян Давид, «Владимир Высоцкий. Воспоминания», 2000—2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    Происходит от ликвидация безграмотности.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Анаграммы

    Библиография

    • Словарь новых слов русского языка (середина 50-х — середина 80-х годов) / Под ред. Н. З. Котеловой. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1995. — ISBN 5-86007-016-0.
    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Ликбез — Википедия

    Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

    Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

    История

    Плакат Алексея Радакова, 1920 год

    К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало XX века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин[1]. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет — 16 %), по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно[2] от всего населения. И хотя в последующие годы (до 1914 г.) уровень грамотности возрастал, но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает»[3]. По прошествии трёх лет войны, к 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной, особенно в Средней Азии. Дополнительно статистику ухудшил и тот факт, что западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи (см. Грамотность#Общие статистические данные), были оккупированы и не вернулись в состав страны.

    Оценки числа грамотного населения на 1914—1917 гг. достаточно сильно разнятся. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30 % от всего населения[4][5][6]. Ряд западных ученых оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35-38 %[7]. Существует также оценка грамотности населения России в 45 % к 1914 году[8]. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год)[9].

    Организационная основа

    В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и в 1920—1930-х годах руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

    Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

    1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

    14 августа 1923 года вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

    Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона[10], а в целом по СССР в 1922 году — до 7 миллионов[11].

    27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в том числе «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей»[12]. Уже к началу 1928 года по всему Советскому Союзу насчитывалось около 300 тысяч беспризорных[11].

    Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».

    Ликпункты и школы грамоты

    Занятия по ликвидации неграмотности, Чебоксары, 1930-е года.
    Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е года.

    Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

    Учебно-методическая база

    В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — немы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около 40) языках.

    Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II, когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

    то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему[3].

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

    Трудности ликбеза и его итоги

    Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.)[13], в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).

    В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).

    В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.

    Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

    К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

    По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

    В культуре

    Название «Ликбез» носит издающийся с 1991 года в Барнауле литературный альманах[14].

    См. также

    Примечания

    1. Kahan, Arcadius. Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. — 1989. — С. 244.
    2. Грамотность. БСЭ, 3-е изд. — М.: Сов.энциклопедия, 1972. — т.7.
    3. 1 2 Рубакин Н. Грамотность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    4. ↑ Уткин А. И. «Первая мировая война» — М.: Алгоритм, 2001. С. 19-20
    5. ↑ Фатех Вергасов «Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века.» — М., 1998. С. 310.
    6. Ерофеев Н. Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века. Проверено 25 апреля 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
    7. ↑ Мельянцев В. А. «Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития» Архивная копия от 11 января 2012 на Wayback Machine
    8. ↑ Вернадский У. Г. Русская история М.: АГРАФ 1997 С. 245
    9. ↑ Russia. USSR. Complete handbook. 1933. P. 663.
    10. ↑ Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
    11. 1 2 «Беспризорность» // Малая советская энциклопедия 1931 г. — В «Истории России» под ред. А. Б. Зубова (стр. 928) приводится цифра в 9 миллионов, не подтверждённая ссылками на исследования и не коррелирующая с известными данными об общей численности соответствующей возрастной группы в составе населения страны.
    12. ↑ Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. Стр. 6
    13. ↑ Труды ЦСУ, т. 12, вып. 1, М., 1922, (стр. 11-12)
    14. ↑ Ликбез — литературный альманах

    Литература

    • Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. – М., 1964;
    • Куманев В. А. Революция и просвещение масс. – М., 1973;
    • Ликвидация безграмотности // Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Глав. редактор В. В. Давыдов. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
    • Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917—1929). – Л., 1941;
    • Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917—1936). – М., 1985.

    Ссылки

    wikipedia.green

    что это такое, значение и употребление слова

    Значение слова Ликбез простыми словами

    Помимо сленговых выражений, в сети интернет широко распространено употребление и обычных фраз, значение которых, тем не менее, не совсем очевидно простому обывателю.

    Очень часто на форумах и чатах можно увидеть употребление слова «ликбез», расшифровку которого знает далеко не каждый. Эта статья посвящена данному выражению и поможет вам разобраться с тем, что оно обозначает.

    История и значение выражения

    История этого слова берет свое начало со времен построения СССР.

    В те времена государство проводило политику всеобщего обучения и просвещения людей – отстраивались школы и университеты, и все это входило в политику того самого «ликбеза» — то есть, «ЛИКвидации БЕЗграмотности».

    Было выпущено множество агитационных плакатов, листовок с этой фразой в полной или сокращенной форме. Именно отсюда все и началось.

    Ликбэз

    Позднее, всё более частым стало употреблением этого выражения, оно вошло в обиход обычных людей, и не исчезало.

    Не ушел ликбез и в момент развала государства, и сейчас это слово стало общеупотребительным, даже в интернете.

    Но слово немного изменило свое значение, перестало быть аббревиатурой, и превратилось в полноценную форму, все же, сохранив во многом свой первоначальный смысл.

    Читайте также: Значение слов: КЕК, Имхо, Лол, Респект, Трабл, Априори и Комильфо

    Как можно понять, из истории, изначально была так называемая «политика ликбеза» — то есть политика ликвидации безграмотности.

    Это процесс, который был направлен на просвещение народа в области науки, обучение молодого и старого поколения в школах, создание доступных для обычных людей университетов – поскольку до СССР образование было доступно во многом, только элитарной прослойке населения. То есть в широком смысле, «ликбез» — долгий процесс обучения.

    Сейчас же значение этого слова изменилось.

    1. Во-первых, как уже было сказано выше, оно перестало быть аббревиатурой и стало полноценной словоформой.
    2. Во-вторых, она означает уже не процесс, а статьи или любые обучающие ресурсы, которые призваны ввести в какую-либо дисциплину.

    Сейчас нередко можно встретить заголовки статей типа «Ликбез по чему-либо». Обычно это большие тексты, которые разбирают распространенные ошибки новичков, либо же просто дают обывателю представление о том, как работает та или иная отрасль.

    Кроме того, данная фраза может означать и простой большой пост на форуме, где в процессе диалога один из его участников рассказывает о том же самом – по факту, обучая другого человека. Синонимами же к этому слову являются такие слова как «Обучение», «Наука» и другие.

    Примеры употребления

    Исходя из прошлого раздела, становится понятно, что «ликбез» чаще всего применяется в заголовках или описаниях обширных обучающих статей.

    При этом возможно употребление как фразы «Ликбез в…», и тогда она становится синонимичной слову «Введение», так и с частицей «по».

    В форумном общении это слово употребляется перед, собственно, постом с объяснением чего-либо.

    В этом случае применяется, например, выражение «Позвольте мне деть небольшой ликбез по…».

    Либо же, если это просьба, то, можно сказать, «Тогда дай мне, пожалуйста, ликбез по этому» — и все в этом духе.

    пример выражения

    В целом же, употребление слова, как и его значение, почти никак не поменялось за то долгое время его употребления.

    Как часто ее употребляете эту фразу вы, и придерживаетесь ли нового или старого значения?

    seoslim.ru

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *