Королівський роман: Королевский роман — Википедия – Смотреть фильм Королевский роман онлайн бесплатно в хорошем качестве

Содержание

Королевский роман (2012) смотреть онлайн бесплатно

  • Качество:

  • Оригинальное название: En kongelig affære
  • Жанр: драма, мелодрама, история
  • Из цикла про: любовь и отношения
  • Год: 2012
  • Страна:

    Дания, Швеция, Чехия

  • Продолжительность: 137 мин
  • Режиссёр: Николай Арсель
  • Премьера РФ:

    2012

  • Доступно на: iPhone, iPad, Android

Поставьте свою оценку:

Общий бал: 7.9 Проголосовало людей: 206

Дата: 24-08-2014, 05:35

6

Главная героиня исторической кинокартины «Королевский роман» — юная принцесса Каролина. Браки в монаршеских династиях всегда заключались исключительно в угоду политическим и экономическим интересам. Не исключением стала свадьба и нашей героини. Девушка стала разменной монетой в политических играх двух стран. Ее хотят выдать замуж за концгерцога из холодной Норвегии Кристиана. Мнение девушки никого не волнует, да и зачем волноваться о еще одной рафинированной барышне, которой судьбой уготовано стать украшением дворца. И даже тот факт, что Кристиан психически болен, не остановила родителей Каролины. Вот так бы и прожила бесцельно жизнь молодая принцесса, если бы в один прекрасный момент в ее свите не появился польский доктор Фридриг Иоган. Он положительно влияет на короля, и в то же время он обладает такой властью, что способен изменить жизнь простых норвежцев. Неискушенная принцесса влюбляется в таинственного парня, чья судьба таит множество секретов и тайн. Но влюбленным не суждено быть вместе, против них играет время, а его у пары катастрофически мало…

Скриншоты и актеры:

Смотреть онлайн Королевский роман в хорошем качестве

x

Королевский роман 2012 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

Рейтинг
7.5
7.6
7.5
Название
En kongelig affære
Год
2012
Жанры

история,

биография,

мелодрама,

драма

Страна

Дания
,
Чехия
,
Германия
,
Швеция

Режиссёр

Николай Арсель

Сценарий

Расмус Хейстерберг,
Николай Арсель,
Бодиль Стинсен-Лет

Актёры

Алисия Викандер,

Мадс Миккельсен,

Миккель Боэ Фёльсгор,

Трине Дюрхольм,

Давид Денсик,

Томас В. Габриэльссон,

Сирон Бьёрн Мелвиль,

Бент Мейдинг,

Харриет Уолтер,

Лаура Бро

Время
Премьера
16 февраля 2012 в мире
DVD
12 декабря 2012

Действие картины происходит в начале 1770-х годов в Дании. Датский король Кристиан VII, страдающий серьезным психическим заболеванием, предпочитает проводить время в притонах Копенгагена, вызывая тем самым ненависть юной королевы Каролины Матильды. Вскоре в свите короля появляется молодой германский доктор Иоганн Фридрих Струэнзе, сумевший благотворно повлиять на Кристиана VII и, завоевав его доверие, получить ряд государственных постов. Струэнзе сближается и с Каролиной Матильдой. Но королева-мать Юлиана Мария не может смириться с таким положением дел…

Смотреть онлайн фильм Королевский роман

О фильме

«Королевский роман» — кинофильм совместного производства Дании, Швеции и Чехии, поставленный датским режиссёром Николаем Арселем по мотивам романа писательницы и сценаристки Бодиль Стенсен-Лет «Принцесса крови». Картина сочетает Подробнее… в себе элементы драмы, мелодрамы и исторической хроники. Премьера картины состоялась 16 февраля 2012 года на 62-м Берлинском международном кинофестивале. Лента была включена в конкурсную программу, где завоевала два почётных приза. В картине сыграли такие актеры как: Алисия Викандер, Мадс Миккельсен, Миккель Боэ Фёльсгор, Трине Дюрхольм, Давид Денсик. Посмотреть кино «Королевский роман» ты можешь онлайн бесплатно на сайте ctclove.ru. 






Действие картины происходит в начале 1770-х годов в Дании во время правления психически больного датского короля Кристиана VII. Он предпочитает проводить время в притонах Копенгагена, вызывая тем самым ненависть юной королевы Каролины Матильды. Вскоре в свите короля появляется молодой врач-немец Иоганн Фридрих Струэнзе. У него получается благотворно повлиять на Кристиана VII и, завоевав его доверие, получить ряд государственных постов. Струэнзе сближается и с Каролиной Матильдой. Но королева-мать Юлиана Мария не может смириться с таким положением дел…






Чем закончится эта история ты узнаешь, когда будешь смотреть онлайн в хорошем качестве фильм «Королевский роман» бесплатно в разделе Кино на ctclove.ru

Детали

Жанр

драма, мелодрама, биография, история

Режиссёр

Николай Арсель

Возраст

16+

В ролях

Алисия Викандер, Мадс Миккельсен, Миккель Боэ Фёльсгор, Трине Дюрхольм, Давид Денсик

Кино1ТВ: сериалы и фильмы HD

  • Ученица Мессинга

    Мистическая мелодрама

  • Про Веру

    История мести

  • Ковчег

    Последний фильм В.Глаголевой

  • Зеленый фургон

    Совсем другая история

  • Ледовое шоу «Спящая Красавица»

    Легенда двух королевств

  • Алла Пугачева. Тот самый концерт

    Музыкальный фильм

  • Нюхач (сезон 4)

    Каждое преступление имеет свой запах

  • Новогодний ремонт

    Народная комедия

  • Тест на беременность 2

    Истории из жизни врачей-акушеров

  • Я худею

    Хорош себя стесняться!

  • Отчим

    Историческая сага

  • Крепость Бадабер

    История неизвестного подвига

  • Султан моего сердца

    Любовь, месть и шпионские интриги

  • Мосгаз: Формула мести

    Новое дело майора Черкасова

  • Бывшие

    Так бывает!

  • Купи меня

    Цена счастья

  • Желтый глаз тигра

    Остросюжетный сериал

  • Голубятня: Королевский роман с властью и народом

    Наша киносуббота посвящается датско-шведско-чешскому фильму режиссера Николая Арселя «Королевский роман» (En kongelig affære). Фильм был снят в прошлом году, представлен на нескольких фестивалях (Берлинский, “Золотой Глобус”, “Оскар”), где получил сдержанную порцию одобрения и приятия (различные номинации, в том числе и на “Оскар” за лучший иностранный фильм).

    Картину Николая Арселя ни под каким соусом невозможно причислить к шедеврам, поскольку в ней нет гениальных откровений ни в идеях, ни в художественных приемах, ни в актёрской игре, ни в чисто кинематографических аспектах (монтаж, работа оператора и проч.). При этом «Королевский роман» смотрится на одном дыхании и доставляет несказанное эстетическое удовольствие каждым кадром. Объясняется это очень высоким качественным уровнем (то, что называется добротностью) работы творческого коллектива: она, повторю, не гениальна, однако безупречна в каждой детали: удивительно органичная игра главных героев, роскошные декорации и костюмы (премия «Спутник» от Международной пресс-академии за «лучший дизайн костюмов»), очень органичное воспроизведение исторических реалий да общая атмосфера фильма восхищают чувством меры и какой-то не поддающейся формализации сдержанностью стиля. Поистине королевское зрелище, рекомендованное всем без исключения для воспитания собственных чувств и эстетических вкусов.

    На этой рекомендации к непременному просмотру мы рассмотрение художественных достоинств «Королевского романа» закончим и перейдем к идеологической составляющей фильма, навеявшей мне идеи, о которых создатели, скорее всего, даже не догадывались.

    Далее мне придется полностью заспойлить сюжет, хотя, конечно, странно говорить о саспенсе фильма, сценарий которого со строгой педантичностью следует исторической летописи: в «Королевском романе» нет ни грана фантазии сверх того, что давно и хорошо известно о судьбе датской короны во второй половине XVIII века. Тем не менее всем, кому не знакома драма короля Кристиана VII, королевы Каролины Матильды Великобританской и немецкого доктора Иоганна Фридриха Струэнзе, предлагаю мое эссе отложить, посмотреть фильм и потом уже вернуться к чтению.

    Исторический сюжет, положенный в основу «Королевского романа», настолько фактурен, что его использовали с середины XIX века. История воспроизведена Поль-Жюлем Барбье в пьесе «Принцесса и фаворит», положена на музыку Джакомо Мейербером (опера «Струэнзе»), углублена в романах Роберта Нойманна («Фаворит королевы», 1935) и Пера Улова Энквиста («Визит лейб-медика», 1999). Первый фильм по мотивам исторического сюжета был снят в 1923 году («Любовь королевы», режиссёр Людвиг Вольф), затем появились «Диктатор» (1935, Виктор Сэвилл) и «Властитель без короны» (1957, Харальд Браун). Соответственно, фильм Николая Арселя – это уже четвертая по счету экранизация.

    Шведы и датчане решили не изобретать никаких оригинальных трактовок событий, а потому педантично пересказали слово в слово заезженную историей фабулу: 15-летнюю сестру короля Британии Каролину Матильду выдают замуж за датского короля Кристиана VII. Каролина приезжает в неведомую ей дикую северную страну и знакомится со своим суженым, который неожиданно оказался больным шизофренией (удивляться не приходится: кровосмешение в европейских королевских домах стояло жуткое, и сама Каролина Матильда была двоюродной сестрой Кристиана).

    Кристиан любит заниматься онанизмом, драться со всеми подряд и сутками пропадать по пивным и борделям Копенгагена в компании проституток: вполне себе королевское занятие. Страной в это время управляет Государственный совет, учрежденный отцом Кристиана королем Фредериком V. Взаимоотношения короля с советом изумительно передаются одним из диалогов в фильме: «Подпишите этот указ, Ваше Величество!» – «А что это?» – «Очень долго объяснять, Ваше Величество, просто подпишите!»

    Во время одной из поездок по Европе к Кристиану приставляют лейб-медика – немца Иоганна Фридриха Струэнзе (традиционно неправильная русская транскрипция для Штрюнзее). Одна из немногих исторических вольностей в «Королевском романе»: Струэнзе представлен бедным сыном пастора. В реальности доктор принадлежал к старинному и влиятельному германскому роду, его дед служил лейб-медиком датского короля Кристиана VI (с 1732 по 1747 год), отец был епископом Шлезвига и Хольштейна, а родной брат – Карл Август фон Штрюнзее – служил министром финансов в Пруссии.

    Как бы там ни было, доктор Струэнзе приезжает в Данию, за короткое время получает абсолютную власть над полоумным королём, добивается полномочий издавать от его имени любые указы (при этом считается, что король диктует их устно) и начинает в прямом смысле слова править страной: распускает Государственный совет и превращает Данию из одной из самых ретроградных монархий Европы в самую передовую. За два года своего правления Струэнзе проводит более 600 государственных реформ, среди которых – полная отмена цензуры и провозглашение свободы печати (это в 1770 году!), запрет пыток, установление фиксированного государственного бюджета, замена натуральных повинностей денежными, уравнивание прав граждан, обложение дворян налогами, запрет азартных игр и прочее. Струэнзе был классическим вольнодумцем просветительского толка и почти дословно реализовывал программу своих кумиров Руссо и Вольтера.

    «Королевский роман», давший название фильму, – это история любви между Иоганном Струэнзе и королевой Каролиной Матильдой, плодом которой стало рождение дочери – принцессы Луизы. В фильме эта линия – одна из самых восхитительных по красоте и эстетическому совершенству. Во многом благодаря игре божественной шведской балерины (а после премьеры в «Королевском романе» – и киноактрисы) Алисии Викандер и «бога шведского кино» Мэдса Миккельсена.

    История любви королевы и доктора – это важнейшая составляющая кассового успеха фильма Николая Арселя, поэтому создателям пришлось пойти на небольшой подлог и слегка приукрасить историю. Иначе и поступить было нельзя: если бы создатели картины не облагородили нежной Алисией Викандер образ юной королевы Каролины Матильды, зрителей у «Королевского романа» сильно поубавилось бы.

    Кончилась история реформаторского задора немецкого доктора печально: заговорщики во главе с мачехой Кристиана VII заставили сумасшедшего короля подписать указ об аресте Струэнзе и его помощника Брандта, выбили с помощью пыток (отмененных Струэнзе!) признание в прелюбодеянии с королевой, обвинили в «преступлениях против величества» и обезглавили. Важный момент: под ликование черни.

    Королеву Каролину Матильду сослали сначала в замок Кронборг, а затем – в Нижнюю Саксонию, где она скончалась от скарлатины в возрасте 23 лет. Дочь Каролины Матильды и Иоганна Струэнзе Луизу Августу официально признали дочерью Кристиана VII.

    Единственный момент, который не удалось состыковать создателям «Королевского романа» с историей – это ликование датской черни по поводу ниспровержения Струэнзе, который, если судить по его просветительским указам, должен был считаться народным освободителем. На самом деле в узурпации королевской власти немецким доктором не всё так однозначно. Достаточно сказать, что фаворит ненавидел датский язык, все свои указы составлял на немецком, который к тому же и навязал в качестве государственного языка для ведения всего делопроизводства. Все прошения при Струэнзе в обязательном порядке должны были составляться по-немецки, ну и так далее в том же духе. Романтик-просветитель явно не учитывал националистического фактора, который оказался на поверку для народа гораздо важнее свободы печати и даже отмены натуральных повинностей.

    Тонкости политики Струэнзе, впрочем, – не та тема, которую хотел обсудить с читателями. В «Королевском романе» меня больше всего потрясла идея власти. Вернее, потрясающая хрупкость этой власти. Сами того не желая, создатели фильма благодаря магии искусства воспроизвели на экране уникальнейший парадокс, который до сих пор не удалось объяснить историкам, философам и знатокам психологии масс.

    Эпизод первый. Заседание Государственного совета. Король бессловесно подмахивает указы, которые ему подсовывают вельможи. И вдруг взрыв (инспирированный Иоганном Струэнзе, разумеется, но сути дела это не меняет): король вскакивает и кричит: «Вы мне все надоели! Пошли вон! Государственный совет распускается, и отныне все законы в стране буду принимать я и доктор Струэнзе!»

    В ответ – тишина и беспрекословное подчинение. А как же иначе? Абсолютная монархия! Вспомните Инцитата – любимого коня Калигулы, приведённого императором в сенат, который беспрекословно избрал животное своим коллегой. В «Королевском романе», кстати, эта аллюзия обыгрывается, когда Кристиан VII предлагает назначить своего дога членом Государственного совета.

    Эпизод второй. Иоганн Струэнзе правит Данией на протяжении двух лет практически в одиночку. При полном непротивлении всей знати и даже люто ненавидящих его влиятельных врагов (тех самых членов Государственного совета, которых Струэнзе руками короля распустил). При этом лейб-медик даже не предпринимает попыток создать, как это сегодня принято называть, «собственную команду». Один в поле воин, целиком и полностью зависящий от воли (вернее – капризов) безумного короля. Что Струэнзе не преминуло и аукнуться: того же короля заставляют подписать указ об аресте фаворита.

    Первое, что пришло мне в голову: как же можно было так безответственно относиться к власти?! Почему Струэнзе не создал себе – не партию, конечно, а группу поддержки? Почему действовал в одиночку? Взгляните на Наполеона: консул (а затем – император) пришел во власть, чувствуя за спиной колоссальную поддержку фанатично преданной ему армии. Наполеона революционная банда боялась с самого начала и продержалась так долго лишь потому, что сам корсиканец долгое время разделял революционные иллюзии (хотя, полагаю, никогда не разделял, а лишь умело использовал в своих интересах).

    Одним словом, наивный-наивный Иоганн Струэнзе, не понимавший в жизни главного – сути власти. Так? Вроде так, потому что «Королевский роман» заканчивается на такой ноте. Берём, однако, учебник истории и читаем: в возрасте 16 лет сын Кристиана VII и Каролины Матильды первенец Фредерик становится регентом при сумасшедшем отце. Так началось правление самого феноменального монарха Европы, пробывшего на троне 55 лет (до 1839 года). Вы даже представить себе не можете, сколько всего наворотил Фредерик VI! Начнем с того, что он вернул практически все реформы Струэнзе, однако пошёл и гораздо дальше. Новый датский король в 1800 году отменил крепостное право (ау, Россия!), нормировал барщину, лишил помещиков права назначать судей, отменил рабство в вест-индских колониях, примкнул к Наполеону, воевал на стороне России против Швеции!

    Впрочем, ни к чему хорошему деятельность Фредерика VI не привела: в 1813 году Дания объявлена государством-банкротом – и, как следствие, расторгнута Датско-Норвежская уния; страна потеряла огромные подконтрольные территории. Сути дела, однако, это всё не меняет: Фредерик VI, придя спокойно к власти, действовал как хотел, проводил какие угодно реформы, не обращая внимания на любые влиятельные группировки в государстве. Опять же – абсолютная монархия, какие могут быть вопросы?

    Попробую сформулировать этот уникальный парадокс власти: Иоганн Струэнзе не был озабочен созданием политической «группы поддержки» по той же самой причине, по которой нация и все ее сословия беспрекословно исполняли волю любого своего самодержца – даже сумасшедшего Кристиана VII! Королевская власть держится на не рациональных подпорках (кто кого сильнее, влиятельнее), а на чистой мистике. Или, если угодно, на суеверии. Королевская власть божественна по природе и не подвергается сомнению. На протяжении двух лет Струэнзе правил Данией как хотел только потому, что в представлении датского мира действовал от имени законного короля. Не случайно бунт против лейб-медика начался с похода черни во дворец с требованием продемонстрировать им короля, которого, по искусно распущенным слухам, немецкий самозванец похитил и куда-то увёз.

    Есть король (самодостаточный и единственный атрибут высшей власти) – есть полномочия и карт-бланш на любое правление. Нет короля – нет власти. Это же чистая магия, друзья мои! Какие, к лешему, «группы поддержки»!

    Собственно говоря, осознав мистическую природу королевской власти, начинаешь понимать во всей полноте смысл революции и всей современной политики и власти. Те, кто гениально направил народное недовольство на уничтожение королевской власти в Европе, знали, чего добиваются: на рубеже XVIII–XIX веков во Франции уничтожили не просто монархию, а мистическую составляющую власти!

    После революции и поныне власть стала строиться на коллективном векторе силы, а не исходить из божественной природы короля. Соответственно, о единоличном управлении кого бы то ни было больше не могло быть и речи: только группировки, только партии, только коллективные интересы с делегированием полномочий выборным или назначаемым фигурам.

    Такие вот удивительные мысли приходят в голову после просмотра вполне себе мейнстримного фильма «Королевский роман». Магия искусства в действии :-).

    Королевский роман (2012) смысл сюжета и объяснение фильма

    Читай нас в Дзене:

    «Королевский роман» датского режиссера Николая Арселя — удивительный фильм, адресованный прежде всего любителям исторического кино. История невозможной любви в Европе восемнадцатого столетия, полное погружение в эпоху, соответствующий антураж. Выше всяких похвал игра актеров, костюмы, природа. На первый взгляд — типичная мелодрама. В действительности фильм куда глубже, вызывает ряд исторических параллелей и неожиданных выводов.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Повествование охватывает короткий промежуток времени: около девяти лет. В эти несколько лет происходят важные для страны события, в этот период укладываются любовь, могущество и смерть пары главных героев — Каролины Матильды и Струэнзе. «Королевский роман» — воистину королевское зрелище: магия власти на фоне трагической любовной истории.

    Легко ли быть королевой

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Юная 15-летняя принцесса-англичанка Каролина Матильда, не испорченная жизнью при дворе, приезжает в чужую страну с надеждой на счастье.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Брак с королем Дании Кристианом VII оказывается далеким от идеального. Король психически нездоров, груб и бесцеремонен в отношении своей молодой супруги, поведение его просто неприлично.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    После рождения наследника королевская чета отдаляется друг от друга. Кристиан, как и прежде, предпочитает проводить время в обществе проституток. Королева несчастна, совершенно одинока и при этом непозволительно молода. Налицо все предпосылки для романтического увлечения.

    Право на счастье

    Людям свойственно простое желание быть счастливыми. Однако что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. И — соответственно — наоборот: то, что простительно простолюдинке, невозможно для королевы. В праве на счастье венценосным особам, как правило, судьба отказывает. Во дворцах всегда слишком много недоброжелателей и шпионов. Связь Каролины с доктором Струэнзе не могла не завершиться катастрофой.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    А могло бы все сложиться иначе, если бы королева проявила немного женской мудрости? И если бы рядом с ней оказался друг, сумевший остановить от неверного шага? Кристиан VII очевидно поддавался влиянию извне. Вероятно, в руках благоразумной супруги и убедительного Струэнзе годы правления этого монарха стали бы выдающейся эпохой.

    Но тогда не случилась бы эта необыкновенная история.

    Кристиан VII — маска безумия

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Считается, что король Дании Кристиан VII был психически болен, вероятно, страдал шизофренией. В фильме его роль великолепно исполнил Миккель Фёльсгор, получив награду Берлинского кинофестиваля-2012 — Серебряного медведя. На экране мы видим неуравновешенного молодого человека, избалованного, распущенного грубияна. При этом он живо интересуется искусством, театром, порой способен на вполне здравые поступки. Струэнзе сумел разбудить в Кристиане желание быть правителем. Доктор утверждает, что не считает короля сумасшедшим.

    Я думаю, что некоторые люди настолько не приемлют свою жизнь, что прячутся внутри себя.

    Иоганн Струэнзе — кто он?

    Государством зачастую управляет не тот, кто является номинальным правителем. Скорее тот, кто сумеет грамотно управлять королем. Доктор Струэнзе — кто он: наивный вольнодумец, потерявший голову влюбленный или целеустремленный политик? Скорее, все вместе. Его убежденность и напор производят впечатление не только на Каролину. Даже короля Кристиана доктору удается заинтересовать и привлечь к управлению страной на короткое время.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Политика и любовь — главные движущие силы прогресса. При этом обе достаточно опасные. Увлечение королевой и желание изменить мир к лучшему, разделенная любовь и головокружительная карьера — при таких успехах сложно сохранить осторожность и хладнокровие. Каролина Матильда — образованная женщина, вполне разделяет взгляды своего возлюбленного. Вместе они выступают против устаревшей системы, с легкостью реформируя прежний уклад.

    Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах.

    Иоганн Струэнзе — прежде всего политик неслыханной дерзости. В течение двух лет он фактически единолично управляет государством, реализует самые смелые проекты. Доктору-политику удаются буквально все замыслы, он действует напористо и безоглядно. Пожалуй, слишком безоглядно.

    Магия власти

    До конца XVIII века персона государя для подданных была священной. Абсолютная монархия предполагала абсолютное подчинение. Король — наместник Бога, и всякое его решение есть благо. Не вполне адекватный король желает сделать своего пса членом Государственного Совета:

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Гурман станет почетным членом Совета.

    Никто из сановников не смеет перечить. В королевской власти тех времен действительно есть нечто магическое. Струэнзе смог получить столь невероятную власть только потому, что действовал от имени божественной особы короля.

    Законы Струэнзе

    XVIII век в Европе называют эпохой Просвещения, однако Дания словно остается в Средневековье. Правящая верхушка — священники и министры, проявляют нетерпимость к идеям Просвещения, их рычаги власти: крепостное право, пытки, страх.

    За два года правления немец ввел отмену пыток, сиротские приюты, свободу печати, несколько сотен других реформ. Законы Струэнзе были очень прогрессивны, но, пожалуй, несколько опередили время. К сожалению, Иоганн Фридрих не пользовался популярностью в стране и насаждал реформы слишком решительно. Он неосторожно позабыл о силах оппозиции в лице мачехи Кристиана и свергнутых министров. А любовная связь доктора с королевой стала в руках врагов слишком сильным козырем.

    Заговорщики сумели арестовать и казнить Иоганна Фридриха Струэнзе, королеву выслали за пределы Дании. Система победила, страна вернулась к средневековому укладу.

    Обратная сторона прогресса

    Благодаря реформам Струэнзе Дания становится передовым европейским государством. Парадоксально, но факт: принятые законы скорее навредили самому реформатору. Отмена цензуры привела к массовому распространению сплетен, сокращение расходов на армию стало пусковым механизмом переворота.

    Казалось бы, уж простой народ должен оценить очевидную пользу нововведений. Но и тут мимо: на эшафот Струэнзе поднимается под ликование толпы.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Исторические параллели

    История датского королевского семейства вызывает сравнение с жизнью Екатерины Великой, российской императрицы. В середине XVIII столетия 16-летняя немецкая принцесса София Августа Ангальт-Цербстская приезжает в Россию для бракосочетания с наследником престола Петром III. Петр, так же как и Кристиан, имеет крайне неуравновешенный нрав и мало подходит к роли монарха.

    В отличие от датской королевы, Екатерина II сумела стать императрицей и с успехом правила огромной державой в течение нескольких десятилетий.

    Смысл фильма

    Несмотря на внешние метаморфозы, во все времена внутренняя суть людей остается прежней. Одни стремятся к любви, другие к власти или богатству. Для кого-то важно изменить мир к лучшему, другие цепляются за прошлое и не желают никаких перемен. И все-таки прогресс неизбежен.

    Королевский роман (En kongelig affære, 2012) разбор фильма и рецензия

    Фредерик VI, сын Кристиана и Каролины Матильды, претворил в жизнь реформы Иоганна Струэнзе, отменил крепостное право и рабство в колониях.

    Поделиться в соцсетях:

    Все королівське військо (роман) — Вікіпедія

    «Все королівське військо»
    AllTheKingsMen.jpg

    Обкладинка 1-го видання

    Автор Роберт Пенн Воррен
    Назва мовою оригіналу All the King’s Men
    Країна США
    Мова англійська мова
    Жанр політичний роман
    Видавництво Harcourt, Brace & Company
    Видано 1946
    Видано українською 1986
    Сторінок 464 (перше видання в твердій обкладинці)

    Все королівське військо — (англ. All the King’s Men) — роман американського письменника Роберта Пенна Воррена, виданий в 1946 році. Журнал «Тайм» включив роман в число 100 найкращих англомовних літературних творів[1]. Номер 72 у Рейтингу 100 найкращих книг усіх часів журналу Ньюсвік[2].

    Історія жорсткого політика, що часто не гидує ніякими методами для досягнення своїх цілей. В основу книги лягла біографія губернатора Луїзіани Г’юї Лонга.

    Роберт Пенн Воррен був удостоєний Пулітцерівської премії 1947 року за цей твір.

    Згідно популярної думки назва твору походить із вірша про персонажа з «Аліса в Задзеркаллі»:

    Humpty-Dumpty sat on a wall
    Humpty-Dumpty had a great fall
    And all the King’s horses
    And all the King’s men
    Could not put Humpty together again.

    Шалам-Балам на мурі сидів.
    Шалам-Балам на землю злетів.
    Уся королівська кіннота і все лицарство зі свити
    Не можуть Шалама, не можуть Балама
    Знов на той мур підсадити![3]

    У той же час О. Пумпянський, котрий здійснив дослідження безпосередньо у Новому Орлеані, вважав що Ворен у назві використав тему з гасла протипа Віллі Старка Г’юї Лонга — «Every man a king» (укр. Кожна людина король), що на його думку було більш логічним за походження від назви малопопулярного в Луїзіані англійського твору[4].

    Головний герой роману — політик Віллі Старк, що піднявся з середнього класу, природжений лідер, який щиро вірив, що може зробити світ кращим. Правда життя, що відкрилася перед ним, перетворює його на жорстокого політика. Його девіз:

    «Добро можна робити тільки із зла, тому що більше його просто немає з чого робити».

    Все королівське військо[ред. | ред. код]

    Події цього роману розгортаються в двадцяті-тридцяті роки минулого століття у США. Оповідь ведеться від імені Джека Бердена. Берден народився в заможній сім’ї на півдні країни, закінчив престижну школу, вивчав в університеті штату історію США, а згодом став правою рукою губернатора штату Віллі Старка.

    З Віллі Старком Джек Берден знайомиться в 1922 році в Мейзон-сіті за дорученням головного редактора газети, щоб написати про нього статтю. Той народився у фермерській сім’ї, працював на землі, самостійно читав книги з юриспруденції, а потім склав необхідні іспити і отримав ліцензію адвоката. Проходить якийсь час, газета «Кронікл» друкує серію статей про корупцію в штаті, і ім’я Віллі Старка з’являється на її сторінках як захисника прав громадян.

    Спочатку Старк працює на посту скарбника штату. Він бере участь у випуску облігацій для споруди школи в Мейзон-сіті, але виступає проти того, щоб віддати замовлення на її споруду Д.-Х. Муру, оскільки знає, останній прагне використати для будівництва партію бракованої цегли, яка лежить у нього на складі.

    Проте ніхто не бажає прислухатися до його слів, і замовлення віддають все-таки Д.-Х. Муру. Скарбником штату вибирають іншого, і всі забувають про цю історію. А через два роки в місто приходить біда…

    Під час навчальної тривоги в цій школі хлоп’ята залізають на пожежні сходи, кладка не витримує, і споруда валиться. Троє дітей гинуть на місці, десяток покалічені. Для Віллі Старка це трагічна подія може стати трампліном в його політичній кар’єрі, але він не намагається на цьому спекулювати. Люди самі розуміють, що й до чого. Вони вірять в його чесність, в його щире бажання допомогти співгромадянам. У окрузі Мейзон він стає відомою особою. Всі газети столиці штату друкують його фотографії. Але сам він намагається триматися в тіні. Проте в один прекрасний день Віллі Старк раптом прокидається кандидатом в губернатори, не докладаючи до цього зусиль.

    Річ у тому, що в його штаті існують дві основні політичні фракції. Одну очолює Джо Гарісон, а іншу — Макмерфі. Джо Гарісон — колишній губернатор, а Макмерфі — діючий, і балотується повторно. Комусь з команди Гарісона приходить думка висунути третього кандидата, який повинен відібрати у Макмерфі частину голосів. Для цього потрібна популярна людина, і вибір падає на Віллі.

    Старку говорять, що він може стати губернатором і втягують у передвиборну гонку. Але одного разу перед своїм публічним виступом Віллі дізнається, що ним просто маніпулюють. Розібравшись, що до чого, він закликає виборців голосувати за Макмерфі, і той в результаті не без допомоги Старка знов стає губернатором.

    Наступна зустріч Джека Бердена і Віллі Старка відбувається в 1930 р., коли Віллі вже на посту губернатора. Він пропонує Джеку працювати в його команді. Джек Берден погоджується, і з цієї миті Віллі Старк стає для нього Хазяїном. У команді Хазяїна працюють ще декілька цікавих осіб: Крихта Дафі, що допомагав раніше Джо Гарісону, секретарка Сейді Берк і водій-охоронець Ласун.

    Ставши губернатором, Віллі Старк входить у смак, починає вести велику політичну гру. Він будує дороги, мости і лікарні, долаючи спротив істеблішменту штату і відбираючи в великих компаній доступ до державних коштів. Обожнюваний простими жителями штату, він розвиває свої ораторські здібності, зберігаючи образ «народного захисника», йде до мети нестримно і напористо, використовуючи навіть шантаж і корупцію. Наприклад, він допомагає уникнути кримінальної відповідальності ревізорові штату Байраму Б. Уайту. Але робить це не через симпатію до нього, а через те, що йому треба «втерти носа» Макмерфі.

    Старк задумав побудувати в штаті зразкову клініку і робить все можливе, щоб здійснити свій задум, наживаючи при цьому особистих ворогів. Одного разу Старк з дружиною і з командою приїжджає на ферму до батька, де репортери хочуть зробити декілька знімків губернатора для газет. Там він дізнається, що суддя Ірвін, що має в місті великий авторитет, підтримує Келагана, людину Макмерфі, що балотується в сенат, а не Мастерса, ставленика Старка.

    Тією ж ночі Віллі зі своїм водієм і Джеком Берденом виїжджає в Берденс-Лендінг, де живе суддя Ірвін, щоб поговорити з ним. Розмови у них не виходить, тому що суддя не хоче міняти свого рішення. Тоді Хазяїн дає Джеку завдання знайти в біографії судді якісь компрометуючі факти, щоб можна було на нього натиснути. Оскільки суддя мав бездоганну репутацію та вів зразковий спосіб життя, Джек висловив сумніви щодо можливості віднайти подібні факти, нащо Старк зауважив:

    Людина народжена в лайні, і шлях її — від закаляної пелюшки до смердючого савана. Щось та знайдеш.

    Джек Берден починає серйозно копирсатися в минулому судді Ірвіна і дізнається, що колись, будучи прокурором штату і будучи в скрутному становищі, намагаючись врятувати свій закладений будинок від продажу, Ірвін узяв хабар. Виявляє він і відповідні документи на підтвердження цього факту. Серед документів знаходиться лист, з якого виявляється, що злочин покривав його друг сенатор Стентон, батько Адама і Ганни Стентон, друзів дитинства Джека.

    Перш ніж віддати документи Хазяїну, Джек вирішує спочатку поговорити з суддею. Суддя Ірвін приймає цю звістку мужньо і відмовляється допомагати Старку. Ігнорує він і особисте прохання Джека. Але коли Джек Берден покинув його, суддя застрелився. Після смерті судді Ірвіна Джек дізнається від своєї матері, що суддя його справжній батько.

    Приблизно в цей же час починаються неприємності і у Віллі Старка. Люди Макмерфі, який так само, як і Старк, збирається балотуватися в сенат, починають кампанію проти губернатора, спрямовуючи удар проти його сина — Тома Старка, молодої зірки американського футболу. Під їхнім натиском батько однієї дівчини приходить до Віллі Старка і заявляє, що його дочка вагітна від Тома. Старк розуміє, що удар конкурентів направлений проти нього, а син своєю поведінкою дає для цього привід. Батько намагається вирішити цю проблему по-своєму, і збирається відкупитися, але не встигає зробити це. На його голову падає нова біда.

    Під час матчу Том отримує серйозну травму хребта. Питання стоїть про його життя і смерть. Адам Стентон, що став відомим хірургом і погодився стати директором медичного комплексу, який збирається побудувати Віллі Старк, оперує Тома Старка. Він вириває Тома з обіймів смерті, але йому не вдається врятувати його від паралічу.

    Сейді Берк, зраджена секретарка і давня коханка Хазяїна, дізнається, що Анна Стентон, сестра лікаря Адама, подруга дитинства і юнацька любов Джека Бердена, є коханкою Віллі. Гнів імпульсної і енергійної Сейді не знає меж, і вона через Крихітку Дафі, що таємно ненавидить Хазяїна, повідомляє по телефону Адаму Стентону, що губернатор Старк запропонував йому стати директором майбутньої клініки виключно через його сестру, що тепер він хоче зняти його з цього поста, тому що Адам зробив його сина калікою і тому що Віллі тепер хотів би звільнитися від Анни, порвати з нею.

    Адам Стентон, що завжди ставився до Віллі Старка як до «вискочки», дивився на нього з висоти своєї ідеалістичної етичної позиції, вірить тому, що почув. Втративши над собою контроль, він ображає сестру і заявляє, що назавжди пориває з нею. Підкарауливши Віллі Старка в Капітолії, він стріляє в нього і смертельно ранить. Ну, а Ласун, охоронець губернатора, вбиває Адама Стентона.

    Після смерті Віллі Старка пост губернатора займає Крихітка Дафі. Він пропонує Джеку Бердену працювати у нього, але той відмовляється і навіть намагається налякати Дафі, розповідаючи йому, що знає історію з телефонним дзвінком Адаму і що він може надати їй гласності. Він і справді спочатку збирається помститися таким чином Дафі за смерть Старка, але, порозміркувавши, не наважується на цей крок.

    Після похорону Хазяїна Джек Берден виїжджає в Берденс-Лендінг, де живе Анна Стентон. Джек поселяється в будинку судді Ірвіна, якого той заповів йому. До нього переїздить Анна Стентон, з якою він одружився і колишній чоловік його матері, якого Джек довго вважав батьком. Але лікарі кажуть, що старий довго не протягне. Джек і Анна хочуть після його смерті покинути цей будинок і виїхати абикуди подалі від Берден-Лендінга. Анна Стентон віддає свій дім дитячому будинку, оскільки жити в ньому після смерті брата вона вже не може. Дружина Віллі Старка, мати Тома Старка, знаходить сенс життя в тому, що виховує хлопчика, свого внука, народженого поза шлюбом після смерті її сина.

    Переклади українською[ред. | ред. код]

    Українською мовою роман вперше видано у 1986 році видавництвом «Дніпро». Переклад здійснив Володимир Митрофанов.

    • Роберт Пенн Воррен. Все королівське військо. Переклад з англійської: Володимир Митрофанов; післямова: Д. Затонський. Київ: Дніпро, 1986. 536 стор.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *