Изобретения э в сименс – Вернер Сименс — основатель европейской электроиндустрии

Вернер Сименс — основатель европейской электроиндустрии

АЛЕКСАНДР МИКЕРОВ, д. т. н., проф. каф. систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

АЛЕКСАНДР МИКЕРОВ, д. т. н., проф. каф. систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Рис. 1. Вернер фон Сименс (1816–1892)

Рис. 1. Вернер фон Сименс (1816–1892)

Жизненный путь Вернера Сименса (Werner Siemens) (рис. 1) на первый взгляд не богат событиями [1–3]. Он родился 13 декабря 1816 г. в Германии вблизи Ганновера в семье образованного сельского арендатора, имевшего 14 детей, только 10 из которых дожили до юности. Вернер был старшим среди них, но два его младших брата — Вильгельм (Wilhelm) и Карл (Karl) — также стали знаменитыми.

Получив начальное домашнее образование и окончив гимназию в Любеке, Сименс по настоянию отца поступил в Артиллерийскую академию в Берлине, куда он добрался пешком, пройдя около 200 км. В чине лейтенанта прусской армии (рис. 2) он проходил военную службу в артиллерийских мастерских, а во время датско-прусской войны отличился минированием Кильской гавани с использованием электрических запалов. Впоследствии интерес к электричеству привел его в научные общества.

Там он и познакомился с мастером Иоганном Гальске (Johann Halske), вместе с которым основал в 1847 г. телеграфную мастерскую Siemens&Halske, превратившуюся со временем во всемирно известную электротехническую компанию, бессменным руководителем которой он и оставался вплоть до своей кончины. В то же время Вернер Сименс был одаренной и разносторонней личностью и прославился не только как знаменитый предприниматель и общественный деятель, но и, прежде всего, как выдающийся изобретатель и ученый.

 

Рис. 2. Вернер Сименс – лейтенант

Рис. 2. Вернер Сименс – лейтенант

Изобретатель и ученый

К изобретательству Вернера подтолкнула не только любовь к науке, но и смерть родителей в 1849 г., в результате чего на него легло бремя забот о младших братьях [1–3]. Казалось, изобретения могли стать источником дохода. И действительно, его первое решение для электрохимического золочения было продано одному английскому предпринимателю за баснословную по тем временам цену в 1500 фунтов. Сименс изобрел его в 1842 г., когда проводил химические опыты, находясь в крепости под арестом за участие в дуэли в качестве секунданта, что было тогда для офицеров обычным делом. Однако другие изобретения, в том числе регулятор паровой машины, пресс для печати, использование искры для измерения скорости полета снаряда, не были столь финансово успешными. И тогда Сименс понял, что в условиях нарождающейся немецкой промышленности надежный фундамент для занятия наукой можно создать, только организовав производство. Он решил попробовать заменить действовавший в ту пору оптический телеграф электрическим.

Наиболее известным тогда был телеграф Павла Львовича Шиллинга (1832 г.), улучшенный в 1837 г. английским физиком Чарльзом Уитстоном (Charles Wheatstone). В 1847 г. Сименс создал свой вариант (рис. 3) с двумя проводами между идентичными передающим и приемным аппаратами [1, 4]. При включении аппаратов их стрелки (1) начинали синхронно перемещаться по буквенному циферблату (2) с помощью специального электромагнита с прерывателем, подобным электрическому звонку. При нажатии на кнопку (3) цепь электромагнита разрывалась и стрелки обоих аппаратов останавливались на требуемой букве. Гальванометр (4) служил для контроля. Этот аппарат был модернизирован в 1856 г. путем замены гальванического элемента встроенным генератором [5]. Позднее стали использоваться телеграфные аппараты Морзе, усовершенствованные Сименсом.

Рис. 3. Стрелочный телеграф Сименса

Рис. 3. Стрелочный телеграф Сименса

Другими его важнейшими изобретениями в телеграфии были: технология и оборудование для защиты проводов гуттаперчей, а также свинцовой и стальной оболочками (бронированный кабель), фарфоровый изолятор для воздушных линий, способы контроля кабелей, методы прокладки морских кабелей и нахождения неисправностей линий, а также автоматическая дальняя передача с использованием перфоленты и поляризованного реле в качестве ретранслятора. В первой воздушной телеграфной линии Морзе (1844 г.) в качестве изоляторов были, как известно, горлышки от бутылок. Однако для дальних линий, особенно в суровых условиях России, Сименс разработал специальную конструкцию (рис. 4), имевшую укрепленный на столбе металлический кожух (1) с фарфоровым изолятором (2) и крюком (3), на который подвешивался провод (4). Важной частью изолятора была юбка снизу, которая внутри оставалась сухой в любую погоду, что и обеспечивало малый ток утечки.

02_66_04

Рис. 4. Изолятор Сименса

Опыты Сименса привлекли внимание начальника прусского телеграфа, в результате чего он был назначен в комиссию Генштаба по устроению электрического телеграфа. Это способствовало получению мастерской Siemens&Halske государственного подряда на первую в Европе телеграфную линию Берлин — Франкфурт длиной 546 км. Впечатляющий успех этого предприятия привел к созданию общегерманской телеграфной сети, а Сименсу было предложено занять пост ее начальника. Однако он от этого предложения отказался и в том же году оставил военную службу для выполнения массовых заказов на телеграфные линии.

Для наземных линий, укладываемых в железнодорожную насыпь, Сименс предлагал использовать бронированный кабель, опасаясь повреждений грызунами и железнодорожными ремонтниками. Однако ввиду экономии правительство ограничилось гуттаперчевой изоляцией, что привело к массовым отказам линий, в которых была обвинена компания Siemens&Halske. C 1851 г. она надолго потеряла госзаказы и вынуждена была осваивать другую разработанную Сименсом продукцию: медицинские приборы, счетчики воды и приборы железнодорожной сигнализации. Стремясь избежать краха, Сименс в 1852 г. направляется в Санкт-Петербург, где и добивается крупных заказов на строительство телеграфных линий в России, включая линию на Севастополь (1855 г.) в связи с Крымской войной.

Особую славу компании принесла самая протяженная прямая линия Лондон — Калькутта в 11 тыс. км (1870 г.). Благодаря автоматической передаче была достигнута невиданная скорость прохождения телеграммы — всего за час вместо обычной недели через местные линии, где ручная ретрансляция была причиной полного искажения текста. Затем с помощью первого судна-кабелеукладчика «Фарадей» было проложено шесть линий через Атлантический океан. При этом все свои разработки Сименс делал на основе собственных исследований, вылившихся, в частности, в кабельную теорию, опубликованную в 1857 г.

Стремление найти замену дорогим и неудобным в работе гальваническим элементам, непременной принадлежности телеграфа, вывело Сименса после 1856 г. в совершенно новую сферу деятельности сильных токов (электроэнергетику) [3, 6]. Начал он с улучшения генераторов, где заменил применяемые ранее якоря Якоби и Девенпорта в виде радиально или аксиально расположенных катушек на так называемый двойной Т-образный якорь [5, 6]. В нем обмотка впервые укладывалась в продольные пазы ротора. В 1873 г. механик, а впоследствии и главный инженер компании Siemens&Halske, Фридрих Хефнер-Альтенек (Friedrich Hefner-Alteneck), предложил использовать в генераторах барабанный якорь, который до сих пор остается непременным атрибутом любой электрической машины с обмоткой на роторе [1, 5, 6].

Рис. 5. Генератор с самовозбуждением

Рис. 5. Генератор с самовозбуждением

В год 50-летнего юбилея Сименса его важнейшим изобретением стала динамомашина, история появления которой изложена в статье [7]. Несмотря на то, что первые мысли о ее самовозбуждении были высказаны еще Хиортом (S?ren Hjorth) и Йедликом (?nyos Jedlik), именно Сименсу принадлежит заслуга промышленной конструкции и массового производства генераторов без постоянных магнитов. Его идея была весьма проста (рис. 5). Обмотка возбуждения В включается последовательно с обмоткой якоря Я в цепь нагрузки Н. Таким образом, магнитный поток возбуждения создается самим током нагрузки.

Сименсом также был разработан коллекторный двигатель переменного тока, подобный двигателю постоянного тока с последовательным возбуждением. Его схема аналогична представленной на рис. 5, если заменить нагрузку Н источником (сетью) переменного тока. В этом случае при изменении полярности питающего напряжения знаки магнитного потока возбуждения и тока якоря меняются одновременно, что сохраняет постоянство вращающего момента. Такие двигатели до сих пор применяются в пылесосах, полотерах, фенах и другом бытовом электрооборудовании [6, 8].

Получив дешевый и надежный электромеханический источник энергии, Сименс быстро осознал возможность его применения в разных сферах человеческой деятельности. Начал он с применения дуговых ламп для уличного освещения в Берлине. Однако в 1881 г., после посещения электротехнической выставки в Париже и личного знакомства с Эдисоном (Thomas Alva Edison) и его системой освещения, он стал горячим сторонником ламп накаливания. Он первым в Европе начал производство таких ламп и поддержал создание в Германии филиала компании Эдисона, превратившейся позднее в компанию AEG [3]. В период до 1882 г. Сименс, по просьбе министерства горного дела, создал первые в мире электродуговую печь, электрическую железную дорогу, шахтный вентилятор и электроподъемник, предшественника пассажирских лифтов. В 1879 г. на Берлинской выставке был показан публике первый электропоезд (рис. 6). Его питание подавалось по третьему рельсу, что исключало применение высокого напряжения, необходимого для тягового двигателя большой мощности.

Поэтому трамвай, например, стал популярным только после того, как американский изобретатель Фрэнк Спрэйг (Frank Sprague), бывший сотрудник Эдисона, разработал в 1887 г. токоприемник для подвесного контактного провода. В России первый трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве компанией Siemens&Halske [6].

Рис. 6. Электропоезд Сименса

Рис. 6. Электропоезд Сименса

Предприниматель и общественный деятель

Для Сименса главной причиной создания собственной компании была забота о младших братьях, оставшихся на его попечении после смерти родителей. Он и потом всегда заботился о благосостоянии потомков и родственников, а вслед за выходом Гальске из руководства компании Siemens&Halske в 1867 г. она превратилась в чисто семейное предприятие. Однако имя Гальске оставалось в ее названии вплоть до 1966 г., когда она преобразовалась в концерн Siemens AG. После отхода Вернера Сименса от дел в 1890 г. руководство принял на себя его брат Карл, начавший акционирование компании, а затем ее возглавляли другие члены семейства Сименсов. Упорное неприятие Вернером Сименсом формы акционерного общества вытекало из убеждения, что целью таких обществ является извлечение прибыли, тогда как ему производство предоставляло прежде всего средства для исследований и новых открытий. В своих воспоминаниях Сименс отмечал: «Интересы мои всегда были на стороне чистой науки, в то время как труды и достижения большей частью относились к практической технике» [1].

Компания Siemens&Halske начала превращаться в транснациональную после 1851 г. из-за прекращения госзаказов в Германии. В результате были созданы успешные филиалы в России и Англии под руководством соответственно братьев Карла и Вильгельма, которые в этих странах натурализовались, освоили язык, женились и были возведены в дворянство. Удачным было также отделение в Вене, однако попытки обосноваться во Франции, Бельгии и в США успехом не увенчались. Интересно отметить, что в налаживании бизнеса за границей Сименс делал ставку на личные контакты с влиятельными лицами, прибегая при необходимости к щедрым подаркам [3].

Сименс одним из первых понял целесообразность заботы о благосостоянии работников, особенно их участия в распределении доходов. Он писал в 1868 г: «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки, как раскаленное железо» [2]. Им были учреждены премиальный фонд и пенсионная касса, приглашен фабричный врач, рабочий день сокращен до 8,5 часа, и поэтому заводы Сименса не страдали от стачек. К концу 1880-х гг. на всех его предприятиях было уже более 4500 работников.

Сименс с юности придерживался либеральных взглядов, однако одобрял политику Бисмарка по объединению Германии, был одним из основателей прогрессивной партии, избирался в парламент, защищая интересы промышленности — в частности, разрабатывал закон о патентах, служил членом патентного ведомства. Считая развитие технических наук делом государственной важности, он в 1887 г. основал исследовательский Физико-технический институт под руководством знаменитого физика Гельм­гольца (Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz), по примеру которого впоследствии создавались подобные учреждения в других странах, в том числе в СССР. По инициативе Сименса также было организовано немецкое электротехническое общество, да и сам термин «электротехника» был предложен именно им [1, 3]. Он подготовил план Немецкого технического музея, который был создан в Мюнхене в 1925 г. Был меценатом в области науки. Выделил средства на создание Института флоры и фауны, выкупил и передал Берлинскому музею естествознания окаменелость древней ископаемой птицы, названной Археоптерикс Сименса.

Заслуги Сименса получили широкое признание [1, 2]. Государственная служба принесла ему чин тайного советника и наследуемое дворянское звание, после чего он стал именоваться Вернер фон Сименс. Однако гораздо выше он ценил научные звания члена Прусской и Петербургской академий наук и почетного доктора Берлинского и Гейдельбергского университетов. В его честь единица электрической проводимости названа 1 сименс, что отражает его заслуги по введению первого ртутного эталона электрического сопротивления. Умер он очень богатым человеком. Однако самым большим памятником Сименсу остается созданная им компания Siemens — в настоящее время вторая после General Electric электротехническая компания мира, на которую работает 405 тыс. человек в 190 странах. В 2000 г. полупроводниковое производство Siemens выделилось в компанию Infineon Technologies — сейчас это крупнейший производитель электронных компонентов.

В России деятельность компании начиналась в Санкт-Петербурге, где были открыты электротехническая фабрика (1855 г.), ныне завод «Электросила», и кабельная фабрика (1863 г.), ныне — «Севкабель». Руководитель петербургской компании Карл Сименс за содействие российской науке был избран почетным инженером-электриком [9]. Однако во время революции все имущество Сименсов было национализировано, и деятельность компании в России возобновилась лишь в 1971 г. В 2002 г. на кафедре систем автоматического управления ЛЭТИ компанией Infineon Technologies была основана лаборатория микроконтроллеров, а компанией Siemens в 2006 г. — современная лаборатория электропривода.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Литература

  1. Чумаков В. Вернер фон Сименс. Личные воспоминания. Как изобретения создают бизнес.
  2. Вейхер З. Великие промышленники // Вейхер З. Вернер фон Сименс; Шрёдер Э. Крупп. Ростов н/Д: Феникс. 1998.
  3. Feldenkirchen W. Werner von Siemens. Inventor and International Entrepreneur. Ohio State Univ. Press. 1994.
  4. Siemens history.
  5. The invention of the electric motor 1856-1893.
  6. Белькинд Л. Д. и др. История энергетической техники. М.-Л.: Госэнергоиздат. 1960.
  7. Микеров А. Г. Первые электрогенераторы и принцип динамо. Control Engineering Россия. 2016. № 3 (63).
  8. Штёлтинг Г., Байсее А. Электрические микромашины. М.: Энергоатомиздат. 1991.
  9. Карл Сименс в истории ЛЭТИ.

controlengrussia.com

Вернер фон Сименс: биография, изобретения

Эрнст Вернер фон Сименс (нем. Werner von Siemens, более точный вариант транскрипции фамилии: Зименс; 13 декабря 1816 года — 6 декабря 1892 года) — известный немецкий инженер, изобретатель, член-корреспондент СПбАН, промышленник, основатель фирмы Siemens, общественный и политический деятель.

Эрнст Вернер фон Сименс

Эрнст Вернер фон Сименс (1816—1892)

Содержание статьи

Молодые годы

Вернер Сименс родился 13 декабря 1816 года в Ленте близ Ганновера. Он был 4 ребёнком из 14 в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса и его супруги.

Учёба и служба в армии

Вернер фон Сименс в форме офицера артиллерии (1843 г.)

Вернер фон Сименс в форме офицера артиллерии (1843 г.)

Окончив с отличием гимназию «Катаринеум» в Любеке, затем артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, он в звании лейтенанта служит в артиллерийских мастерских в Берлине, где занимается изобретательством и научными опытами.

После смерти родителей 24-летний Вернер остаётся старшим в семье, состоящей из десяти братьев и сестёр.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 г. Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

Начало коммерческой деятельности

1 октября 1847 г. им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske (S&H), занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 г. фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851 г.) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Мировое признание и великие изобретения

Доклад Сименса об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 г. Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.

В 1868—1870 гг. фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 г., когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов S&H построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 года Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 году фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Археоптерикс Archaeopteryx Siemensii, фото 1877 г.

Археоптерикс Archaeopteryx Siemensii, фото 1877 г.

Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.

В 1879 году фирма Siemens & Halske представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 г. на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 г. ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 году начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Первый электрический трамвай в мире, построенный фирмой Siemens & Halske в 1881 году

Первый электрический трамвай в мире, построенный фирмой Siemens & Halske в 1881 году

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине. И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).

Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 г. наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились.

В 1882 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1888 г. Вернер Сименс был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В 1892 г. он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы:

«Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

elektroznatok.ru

5 самых полезных изобретений Вернера фон Сименса

Вернер Сименс

1. Будучи уроженцем воинственной Пруссии, Вернер Сименс получал образование не в университете, а в артиллерийском училище славного города Магдебурга, по окончании которого был направлен в военно-инженерную школу. Именно там он попал на гауптвахту за излишнюю склонность к дуэлям, где от нечего делать изобрел метод гальванического покрытия металлоизделий золотом и серебром, который и запатентовал сразу по отбытию наказания. Столовое серебро считалось непременным атрибутом мещанского быта тогдашнего бюргера, и успешное семейное предприятие по гальванизации ложек и вилок позволило Вернеру сколотить начальный капиталец. Кроме того, он спас тысячи жизней: до этого изобретения для золочения металла золото растворяли в ртути, а получившуюся золотую амальгаму нагревали, чтобы ртуть испарилась. Именно ядовитые пары ртути и приводили к смерти рабочих: к примеру, при золочении куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1838-1841 годах от отравления парами ртути погибло 60 человек.

2. В 1846 году Вернер Сименс решил усовершенствовать морально устаревший телеграфный аппарат Уитстона и Кука и собрал из подручных материалов стрелочный телеграф, позволявший передавать и принимать телеграфные сообщения без кода, с визуальным отображением буквенно-цифровой информации. Новый телеграф к тому же не требовал батарей и обеспечивал полную синхронность работы. В 1853 году Сименс построил такую телеграфную сеть и в отсталой крепостнической России.

3. В 1846 году Сименс изобрел машину для покрывания медной проволоки гуттаперчей. До этого времени изоляция наносилась на провода вручную, что делало изготовление и прокладку кабеля крайне трудоемким и долгосрочным делом. Спустя 46 лет Вернер фон Сименс разработает и стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий. Приставка «фон» появилась перед его фамилией в 1888 году, когда за заслуги перед отечеством ему было присвоено дворянское звание.

4. В 1867 году неугомонный пруссак разработал конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, вошедшую в историю как динамо-машина. Это устройство легло в основу электроотбойного молотка, шахтного электровентилятора, электротранспортёра и электрической рудничной дороги и стало предтечей современных электрогенераторов. Кроме того, ручная динамо-машина в практически первозданном виде до сих пор используется в обиходе туристов.

5. В 1879 году Сименс представил на Берлинской технической выставке первую в истории электрическую железную дорогу. За это изобретение ему должны быть признательны и родители, чьи дети завороженно следят за бегом игрушечных поездов, и неунывающие дачники, заполняющие электрички по выходным дням. 

mhealth.ru

Вернер Сименс — изобретатель, мыслитель / Аналитика

Вернер Сименс появился в нужное время и в нужном месте. В середине ХIХ века Германия из аграрной, раздробленной страны стала превращаться в единую, блестяще оснащенную технически промышленную державу. И Вернер Сименс своими изобретениями не только поспособствовал такому преображению Германии, но и без устали пропагандировал науку и технику.

Особенностью Cименса как изобретателя было то, что он сразу же пытался довести свои изобретения до их коммерческого использования.

Путь до Берлина

Вернер фон Сименс.

Вернер фон Сименс родился 13 декабря 1816 года в деревушке Ленте, что в Нижней Саксонии. Отец будущего изобретателя, Кристиан Фердинанд, не имел никакого отношения к технике — он с переменным успехом занимался, сельским хозяйством.

Во времена юности Вернера в Германии существовал, пожалуй, один верный способ получить «билет» в обеспеченное будущее, а именно — стать офицером знаменитой прусской армии. Именно по этой причине отец посоветовал Вернеру стать военным. Молодой Сименс послушал отца, и так началась его военная служба в инженерно-артиллерийской школе в Берлине. Однако для этого 17-летнему юноше пришлось преодолеть долгий путь, ведь дорогу до Берлина он преодолел пешком.

Однако сходу поступить в королевскую гвардейскую артиллерию Сименсу не удалось. Впрочем, молодому человеку посоветовали попробовать свои силы в артиллерийской бригаде в Магдебурге, куда его в итоге и приняли.

Однако Вернеру повезло, его на три года командировали в Берлин для получения технического образования. В объединенной инженерно-артиллерийской школе он изучал не только баллистику, но также химию, математику и физику.

В Берлине Сименс впервые в жизни попал в «царство» техники. Оптический телеграф, литейные мастерские, паровые машины, химические мастерские, газовые фонари — все это и многое другое завораживало юношу и одновременно пробуждало интерес к овладению науками.

Однако в 1839-1840 годах один за другим умирают родители Сименса. Вернер был старшим в многодетной семье, потому на его плечи легла обязанность позаботиться о своих девяти младших братьях и сестрах. В будущем эта забота окупится с лихвой — братья Вильгельм и Карл станут надежными помощниками Вернера.

Но пока он являлся только младшим офицером, потому в полной мере помочь семье не мог. По этой причине Вернер решает одновременно со службой получать доход с изобретательства.

Электролиз и стрелочный телеграф

Cтрелочный телеграфный аппарат фирмы Siemens & Halske.

Сименс начал свою карьеру изобретателя с разработки метода гальванического покрытия металлов золотом и серебром. Он получил за это изобретение первый в своей жизни патент и, что более важно, спас многие человеческие жизни.

Здесь стоит напомнить, что золочение железа или бронзы было крайне вредным для человеческого здоровья занятием. Типичная в то время технология золочения выглядела следующим образом. Золото растворяли в ртути и получали золотую амальгаму. После покрытия этой амальгамой железа, ее нагревали, чтобы испарилась ртуть. Именно ядовитые пары ртути и приводили к летальным исходам среди рабочих. Например, при золочении куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1838-1841 годах от отравления парами ртути погибло 60 рабочих.

Метод Сименса, датируемый 1842 годом, заключался в электролизе — совокупности процессов электрохимического окисления-восстановления на погруженных в электролит электродах при прохождении через него электрического тока. Любопытно, что ряд опытов Сименс поставил в магдебургской тюрьме, куда он попал за участие в дуэли в качестве секунданта. Проводить опыты ему позволили ввиду офицерского чина.

И вот здесь на сцену впервые выходит брат Сименса — Вильгельм. Он едет с патентом в Англию, где продает изобретение старшего брата за 1500 английских фунтов стерлингов. Причем, Туманный Альбион так впечатлил Вильгельма, что он в 1844 году навсегда переселяется туда; позднее он станет называться Вильям, на английский манер.

Нельзя не упомянуть, что в 1838 году электролиз начал успешно применять российский ученый Борис Семенович Якоби. Этот метод получил название гальванопластики.

Чтобы овладеть знаниями, Сименс ограничивает себя во всем, что не касается науки и техники. Вместо пирушек он посещает Политехническое общество, членом которого затем и становится. В 1845 году Вернер Сименс вступил также в «Физическое общество», в котором также числился будущий знаменитый физик, физиолог и психолог Герман Гельмгольц.

В 1847 году на заседании «Физического общества» была поднята тема оптического телеграфа, который уже не выдерживал никакой конкуренции с электрическим. Однако телеграф нового поколения также не был лишен недостатков. В частности, изоляция подземных кабелей была ненадежной, становясь легкой «добычей» грызунов. Провода наземные не имели защиты от атмосферного электричества и вешались на горлышках от пивных бутылок (как в случае с телеграфом Морзе, эксплуатировавшимся в США).

Сименсу пришла в голову замечательная идея усовершенствовать стрелочный телеграфный аппарат Уитстона-Кука. Применив в качестве прерывателя электрической цепи молоток Вагнера, он получил постоянное электроуправляемое синхронное вращение передающего и приемного механизмов.

И снова Сименса обогнал Якоби. Последний так описывал случай «плагиата»: «Я посетил моих давнишних друзей в Берлине. Одному из них показал эскиз моего нового аппарата, объяснил действие прибора и просил никому не рассказывать об этом до тех пор, пока сам издам его описание. В момент моего ухода вошел господин Сименс, который тогда носил еще форму прусского артиллерийского офицера и который, насколько мне известно, не занимался телеграфами… Мой рисунок оставался на столе. Я передаю лишь факт, не обвиняя никого в плагиате. Известно, что телеграф с синхронным движением составил славу и богатство г-на Сименса».

В России изобретению Якоби придали статус «военного секрета» и ходу не давали. Зато предприимчивый Сименс, внеся некоторые усовершенствования, смог начать собственное дело. Для этого он привлекает на свою сторону еще одного выдающегося человека — Иоганна Георга Гальске, родившегося в 1814 году в Гамбурге.

Рождение компании

Гальске имел собственную мастерскую, но стрелочный телеграфный аппарат Сименса настолько его вдохновил, что он, не задумываясь, организует с Сименсом «Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске». Это знаменательное событие случилось 1 октября 1847 года.

Фирма Сименса-Гальске не ограничивалась изготовлением одних лишь телеграфных аппаратов. Был налажен также выпуск медицинских электроиндукторов и приборов электросигнализации. Главным методом работы фирмы стал выпуск одного вида продукции до той поры, пока его нельзя было сменить новым, усовершенствованным изделием.

Поскольку Сименс глядел на проблему телеграфа широко, то он разработал также устройства защиты от грозы, реле для передачи электрического тока на расстояния, фарфоровые изоляторы в виде колокольчиков, а также предложил покрывать подземные кабели свинцовой оболочкой.

Примерно в это время Сименс пишет брату Вильгельму такие строки: «Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией, независимо от того, будет ли она совмещаться с военной службой. Телеграфия со временем станет отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, так как, по моему глубокому убеждению, она находится в самом начале своего развития».

Связи Сименса с военным руководством Германии принесли свои плоды, ему дается задание установить телеграфную линию между Берлином и Франкфуртом-на-Майне. Заказ бы выполнен, причем это была первая электрическая телеграфная линия в Европе!

Почти сразу же Сименсу поручается проложить телеграфные линии в сторону Кёльна, Гамбурга, Бреслау и Штеттина. Теперь компания Сименса-Гальске могла себе позволить привлекать к изготовлению телеграфных аппаратов другие конторы, в частности, фирмы доктора Крамера и С. Ф. Леферта.

В 1851 году фирма Сименса-Гальске поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов, которые были установлены на телеграфной линии, связывавшей Москву и Санкт-Петербург. Представителем немецкой фирмы в Санкт-Петербурге стал еще один брат Вернера — Карл. Для него Россия стала второй родиной, как в свое время для Вильгельма — Англия.

В этот период времени Вернер Сименс буквально фонтанировал изобретениями. Он придумал и ввел в эксплуатацию многократное использование провода. Теперь, используя один провод, можно было телеграфировать из одного пункта в другой и обратно.

Независимо от Карла Фришена, Сименс внедрил усовершенствование, после которого телеграфные линии могли находиться под постоянным напряжением. Благодаря этому сообщения могли быть переданы в любое время. Любопытно, что Фришен особо не обиделся на Сименса и даже получил должность ведущего специалиста в фирме Сименса-Гальске.

В 1856 году Сименс изобрел двойной Т-образный якорь, который затем стал важнейшей частью динамо-машины.

Укрощение морских глубин

Кабелеукладчик «Фарадей».




В 1851 году братья-англичане Бретт проложили между городами Дувр и Кале первый морской кабель, установив телеграфную связь между Лондоном и Парижем. Это событие подстегнуло Сименса и Гальске, которые в 1853 году проложили морской кабель в бухте Балтийского моря возле Санкт-Петербурга.


В 1862 году была построена подводная линия между испанской Картахеной и алжирским Ораном.


Затем, в 1872-м, началась укладка морского телеграфного кабеля между Рио-де-Жанейро и Монтевидео, которая успешно завершилась три года спустя.


А в 1874 году компанией C. Mitchell & Company Ltd. по заказу фирмы Siemens Brothers было построено специальное судно-кабелеукладчик «Фарадей», названное в честь великого английского ученого Майкла Фарадея. За годы службы судно проложило более 80 000 километров кабелей. «Фарадей» был разобран только в середине прошлого века.


Заслуги Вернера Сименса были высоко отмечены в 1860 году, когда Берлинский университет, отмечавший 50-летие со дня основания, присвоил своему соотечественнику звания почетного доктора философии.


Также необходимо упомянуть, что до 1884 года единицей измерения электрического сопротивления был «сименс». Потом ее переименовали и стали называть «ом». А сегодня «сименс»- это единица электрической проводимости (т.е. величина, обратная сопротивлению).


В 1857 году на фирму Сименса-Гальске буквально обрушились заказы из Англии и России, потому был поставлен вопрос о переходе на серийное производство. Гальске, этот художник от техники, не смог смириться с поточной продукцией, ибо каждый заказ был для него индивидуален. В конце 1867 года Гальске покинул фирму, начавшую стремительно разрастаться. Но лишь в 1966 году имя Гальске перестало официально упоминаться в названии компании, что свидетельствовало о большом уважении к тому вкладу, который внес Гальске в развитие технического прогресса в Германии. Ныне компания известна как «Siemens AG» («Акционерное общество Сименса»).

Динамо-машина и «электромоты»

Динамо-машина Сименса.

Однако вернемся на сто с лишним лет назад. Осенью 1866 года Сименс разрабатывает принцип действия динамоэлектрической машины. Он сконструировал индуктор, в котором при движении Т-образного двойного якоря между полюсным наконечником и электромагнитом из мягкого железа оставался маленький промежуток. Электроток, полученный во вращающемся якоре, применялся для возбуждения магнитного поля. Таким образом, создавалась замкнутая цепь из обмотки якоря, обмотки возбудителя и внешнего участка цепи. Усиление тока в якоре осуществлялось за счет остаточного магнетизма.

Появление динамо-машины позволило использовать электрический ток для освещения, а также приведения в движение различных механизмов. Однако на практике динамо-машина была применена лишь в 1878 году.

В 1879 году фирма Сименса представила первую электрическую железную дорогу, в 1880-м — первый в мире электролифт, а в 1881-м запустила первую линию электрического трамвая на окраине Берлина.

Первый троллейбус.

Но и на этом великий немец не хотел останавливаться. Он задумывается над реализацией подземных (метро) и наземных (троллейбусы) электрических линий. В 1882 году по наземной линии прошли первые прототипы троллейбусов. Вернер Сименс называл их Electromote. Конструкция была несовершенной — контактные провода располагались близко друг от друга, потому сильный ветер периодически приводил к коротким замыканиям.

К сожалению, лишь в 1902 году был закончен первый участок работающей троллейбусной линии, правда, данный проект был завершен все той же фирмой «Сименс и Гальске», но уже после смерти Вернера Сименса.

С заботой о национальном достоянии

Археоптерикс Сименса.

Будучи многогранной личностью, Вернер Сименс активно занимался социально-экономическими проблемами. Он одним из первых понял, что для простых рабочих тоже нужно создавать хорошие условия труда. Был создан Фонд поддержки (в 1868 году), сокращен рабочий день с 9 до 8,5 часов (с 1891 года), приглашен «заводской» врач (с 1888 года; доктор Ф. Керте). Как писал Сименс в декабре 1872 года в лондонский филиал своей фирмы: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин. Решению этой задачи и будет в основном способствовать наша пенсионная касса».

Помимо людей, очень бережно относился Сименс и к природным богатствам своей страны. Так, когда найденную в сланцах окаменелость ископаемой птицы один геолог-любитель захотел сбыть за границу, Сименс, прослышав об этом, тут же купил палеонтологическую редкость, чтобы та осталась в Германии. Теперь эта древняя птица, переданная Сименсом Берлинскому музею естествознания, известна как Archae Opteryx Simensii (Археоптерикс Сименса).

Дворянство и отставка

В 1881 году в Париже открылась Первая всемирная электротехническая выставка. Именно здесь Сименс оценил изобретения американца Томаса Эдисона, который, правда, на выставку не приехал. Европейцы же смогли познакомиться с фонографом и электрической лампой Эдисона. Изделия фирмы Сименса-Гальске, а также Siemens Brothers тоже получили на Парижской выставке самые лестные отзывы и были удостоены самой высокой награды — Почетного диплома.

В мае 1888 года Сименса возвели в наследуемое дворянское достоинство. Буквально через год после этого знакового события Вернер фон Сименс начал отходить от дел фирмы. Он уже мог не беспокоиться за свое детище, оно находилось в надежных руках. Дочерние предприятия компании имелись в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывая 5000 сотрудников.

31 декабря 1889 года Сименс прекратил руководить фирмой. Новое руководство составили его старшие сыновья — Арнольд и Вильгельм, а также брат Карл.

На отдыхе Сименс начал писать мемуары под названием «Воспоминания о жизни», которые он завершил в июне 1892 года.

Вернер Сименс скончался 6 декабря 1892 года в своем поместье в Шарлоттенбурге. Произошло это буквально через несколько дней после того, как он получил в свои руки первый напечатанный экземпляр «Воспоминаний о жизни»…

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

3dnews.ru

Пять значительных достижений основателя фирмы Siemens Эрнста Вернера фон Сименса

В 29 лет Сименс стал одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе. Он избрал для себя поприще телеграфии. Через два года, в 1847, Вернер вместе с механиком Гальске основал телеграфно-строительную фирму Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske. Вирма занималась широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также электротелеграфии. Первым значительным достижением Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske стало строительство первой в Германии телеграфной линии Берлин — Франкфурт-на-Майне. Для одного из участков воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Во время строительства именно Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Во второй половине 1860-х годов Сименс начал работу в области сильноточной электротехники. Здесь самым значительным его достижением стало создание совершенной конструкции генератора постоянного тока с самовозбуждением, которую долгое время называли динамо-машиной. Это было в 1867 году. Сименс также предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс». Надо сказать, что динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле. Благодаря этому изобретению появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога. Кстати, еще одной заслугой Сименса в области электротехники является то, что даже сам термин «элетротехника» ввел Сименс. Он употребил его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии. До этого говорили «прикладная теория электричества».

В начале 1870-х годов кормпания Siemens&Halske построила кабельное судно «Фарадей». Оно было оснащено усовершенствованной кабелеукладочной машиной. Через четыре года «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США — это 5700 километров. За 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В 1879 г. фирма S&H представила первую электрическую железную дорогу. Это произошло на берлинской промышленной выставке. Через год, уже на выставке в Мангейме, компания показала первый в мире электролифт. Еще через год, в 1881, она построила первую линию электрического трамвая на окраине Берлина. Эксплуатация безрельсового транспорта началась в 1882 году.

Также можно отметить заслуги Вернера Сименса в области благотворительности. Он был известен как меценат в области науки и культуры. Сименс пожертвовал 500 тысяч марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории. Кроме того, благодаря усилиям и денежной поддержке Сименса в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

www.vologda.kp.ru

Эрнст Вернер Сименс — это… Что такое Эрнст Вернер Сименс?

Эрнст Ве́рнер фон Си́менс (нем. Werner von Siemens, другой вариант транскрипции фамилии: Зименс; 13 декабря 1816 года — 6 декабря 1892 года) — известный немецкий инженер, изобретатель, учёный, промышленник, основатель фирмы Siemens, общественный и политический деятель.

Окончив с отличием гимназию в Любеке, затем артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, он в звании младшего лейтенанта служит в артиллерийских мастерских в Берлине, где занимается изобретательством и научными опытами.

После смерти родителей 24-летний Вернер остаётся старшим в семье, состоящей из десяти братьев и сестёр.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 г. Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

1 октября 1847 г. им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske, занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 г. фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851 г.) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Его доклад об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 г. Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.

В 1868—1870 гг. фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 г., когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов Siemens&Halske построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 г. Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 г. фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

Археоптерикс Archaeopteryx Siemensii, фото 1877 г.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.

В 1879 г. фирма S&H представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 г. на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 г. ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 г. начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине. И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).

Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 г. наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились.

В 1888 г. Вернер Сименс был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В 1892 г. он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы: «Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

Литература


Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Эрнст Вернер фон Сименс

Эрнст Вернер фон Сименс – немецкий физик, изобретатель и промышленник, известен в первую очередь тем, что является основателем одноименной фирмы Siemens – европейского лидера в области производства электроники, а до недавнего времени и ведущего разработчика в области сетевых технологий. Однако заслуга ученого перед обществом не только в этом.

Родился будущий ученый 13 декабря 1816 года в городке Ленте близ Ганновера в семье небогатого фермера. Кроме Вернера у родителей было еще 13 детей, поэтому получать образование ему пришлось практически самостоятельно, без какой либо помощи. Он пошел по единственно возможному в этой ситуации пути. Сначала окончил гимназию в городке Любек, а затем поступил в военное инженерное училище в Магдебурге.

Будучи военным, Сименс больше интересуется наукой, чем стратегиями ведения боев. В чине лейтенанта в 1845 году он становится членом только что образованного Физического общества и именно там открывается его блестящий ум по части изучения и исследования различных физических явлений. Уже через гон он твердо решает заняться изучением телеграфии, ее практической стороны, а еще через год в 1847 году вместе со своим другом и единомышленником Иоганном Георгом Гальске основывает свою собственную телеграфную компанию Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske или сокращенно S&H.

В первые годы своего существования компания занималась не только разработкой и созданием телеграфных аппаратов, очень популярных в то время, но и исследованиями в области оптики, точной механики, электроники и медицины. Уже после двух лет работы Сименс получает правительственный заказ на строительство первой в Германии телеграфной линии связи, соединяющей между собой Франкфурт-на-Майне с Берлином. Примечательно, что при  строительстве этой линии было использовано два изобретения самого Эрнста Вернера фон Сименса. Именно ученый предложил и реализовал на практике подземную прокладку кабеля на особо трудных участках в свинцовой оболочке.

Также ученый разработал конструкцию самого кабеля, использовавшегося для подземной прокладки. При помощи специального пресса на кабель наносилась (впрессовывалась) гуттаперчевая изоляция, делая его более устойчивым к неблагоприятной внешней среде (влажности, перепадам температуры и прочим). Позже фирма Сименса получила подряд на строительство других телеграфных линий не только в Германии, но и за ее пределами. Например, в России, Великобритании и Индии.

Уникальность Вернера фон Сименса в том, что, будучи ученым, он также как и его коллега – Томас Эдисон, не ограничивался только лишь теоретическими научными изысканиями, а вовсю использовал свои изобретательские способности, проверяя на практике как свои, так и чужие разработки.

Так в 1851 году ученый совершенствует конструкцию стрелочного телеграфа, созданного ранее Уинстоном и Куком. Также Сименс самостоятельно разрабатывает и создает генератор постоянного тока и в 1867 году представляет его на суд общественности. Генератор получился настолько эффективным и практически безотказным, что достаточно длительное время использовали в энергетике и горнодобывающей промышленности для питания электроинструмента.

За свои заслуги в области физики и прикладной электротехники ученому в 1860 году присваивают звание доктора наук, в 1874 году он становится членом Прусской академии наук, а в 1882 году – членом Петербургской академии наук.

Фирма S&H, которой руководил Эрнст Сименс, также дала миру ряд важнейших изобретений, большинство из которых используются и по сей день. Так в 1879 году был представлен проект первой в мире электрической железной дороги. В 1880 году – первый в мире лифт на электрической тяге, а еще через год заработала первая в Берлине линия электрического трамвая.

Сам Эрнст Вернер фон Сименс разработал метод добывания озона при помощи электричества (озоновая трубка) для очистки питьевой воды, метод металлизации поверхностей при помощи электричества и множество других разработок.

Умер ученый и изобретатель 6 декабря 1892 года в возрасте 75 лет. В его честь была названа единица измерения электрической проводимости – сименс.

< Предыдущая   Следующая >

scsiexplorer.com.ua

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *