Фото бпла орлан 10 – Российский беспилотник Орлан-10. Фото и характеристики

Содержание

Российский беспилотник Орлан-10. Фото и характеристики

Орлан-10
«Орлан-10» — представитель нового поколения российских беспилотников, уверенно вставший на крыло. Это по-настоящему неприхотливая воздушная рабочая лошадка одинаково надежна при проведении мониторинга местности, в поисковых операциях и при ведении воздушной разведки в небе Сирии.

Полет «Орлана»

К сожалению, за 90-е и «нулевые» российская беспилотная авиация была отброшена далеко назад. Сегодня можно говорить лишь о начале преодоления того огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть неплохие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».
Подготовка Орлана-10 к вылетуПодготовка к вылету

Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.

Орлан в небе

Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.

Характеристики
Масса на взлете 14 кг
Масса нагрузки до 5 кг
Двигатель внутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод старта с катапульты
Метод посадки на парашюте
Скорость 90-150 км/ч
Длительность полета 16 ч
Дальность полета до 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)
Высота полета до 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли) от −30 до +40 °C

«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.

Дистанционное управление

Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.

Приземление ОрланаПриземление Орлана на парашюте

«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.

Приземление Орлана

Малоизвестная история

Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем об ее истории. А она довольно богата и событиями, и достижениями. Волею судьбы ей было уготовано до поры до времени находиться в тени своей более именитой старшей сестры — авиации пилотируемой.

Считается, что первый беспилотник создал гениальный Никола Тесла на пороге 20 века. Тогда его детищем стало крохотное радиоуправляемое судно.

Беспилотник КеттерингаБеспилотник Кеттеринга

Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.

Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.

Немецкая крылатая ракета Фау-1Немецкая крылатая ракета Фау-1

От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам

В послевоенный период беспилотная авиация стремительно набирала высоту, прибавляла в скорости и боевой мощи.
С конца 50-х в лидеры уверенно вышел СССР. Веским аргументом в пользу этого стала сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, разработанная в КБ А. Н. Туполева. Грозное оружие так и осталось невостребованным, поскольку началось серийное производство более эффективных стратегических ракет.

Однако проект не закрыли. Для мощного советского беспилотника Ту-121 нашлось другое применение. Туполевцы на его базе вначале создали летающую мишень для войск ПВО, а позже – целое семейство разведывательных аппаратов Ту-123, 141 и 143, (соответственно «Ястреб», «Стриж» и «Рейс»).

Ту-121Ту-121

Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.

Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.

Израильские беспилотники Скаут

Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.Израильские беспилотники Скаут

www.techcult.ru

СТЦ ОРЛАН-10 Многоцелевой БПЛА

«Орлан-10» – комплекс беспилотного воздушного наблюдения и разведки, который был создан российской фирмой «Специальный технологический центр».

Использование комплекса с беспилотными аппаратами «Орлан-10» позволяет проводить контроль над земными объектами в труднодоступной местности. Хорошо подходит для применения в ходе поисково-спасательных операций. БПЛА устойчив к сложным метеоусловиям благодаря высокой устойчивости БЛА. В конструкции беспилотного летательного аппарата «Орлан-10» применена модульная архитектура, что позволяет оперативно менять состав бортовой аппаратуры и перевозить БЛА по частям.

БПЛА Орлан-10 оборудован гиростабилизированной телекамерой и фотоаппаратом.

Из наземного пункта управления можно управлять одновременно четырьмя аппаратами. Любой из БЛА может выступать в роли ретранслятора для передачи сигнала на НПУ от более удаленных беспилотников.

Особенности комплекса:

  • Эксплуатация с ограниченных площадок и в тяжелых метеоусловиях.

  • Оперативное проведение замены бортового оборудования и аппаратуры полезной нагрузки.

  • Обеспечение фото- и видеосъемки в режиме реального времени с регистрацией параметров координат, высоты, угла съемки и т.д.

  • Размещение измерительно-контрольной аппаратуры внутри крыльевых консолей.

  • Комплектация БЛА бортовым генератором для использования оборудования полезной нагрузки на протяжении всего полета.

  • Один беспилотник может служить ретранслятором для остальных.

Максимальный взлетный вес беспилотного летательного аппарата «Орлан-10» составляет до 18 кг, 5 кг из которых – полезная нагрузка. Аппарат имеет смешанную конструкцию (пластик и металл), которая выполнена по схеме высокоплана с тянущим винтом и расположением двигателя спереди. Киль в хвостовом оперении БПЛА «Орлан-10» более развит, чем стабилизатор. Так сделали для того, чтобы легкий беспилотник слабее поддавался воздействию бокового ветра, нормальная аэродинамика обеспечивается даже сравнительно узким стабилизатором.

Пуск беспилотника выполняется с разборной катапульты. По завершении первоначального разгона полет осуществляется работой бензинового двигателя. Средняя скорость полета варьируется от 75 до 170 км/ч, зависимо от поставленных задач. БПЛА «Орлан-10» может пребывать в воздухе до 18 часов, при этом удаление от НСУ не должно превышать 200 км – это дальность приема радиолокационного сигнала. Высота практического потолка составляет 5000 м.

Посадка осуществляется при помощи парашюта: аппарат по указанию оператора направляется в заданный район, убавляет скорость и открывает купол. Кроме парашюта, возможно использование еще двух систем для выполнения жесткой посадки. Перед касанием с землей надувается баллон-амортизатор, а если допустимая перегрузка преувеличена – происходит отсоединение конструктивных элементов беспилотника друг от друга, благодаря чему уменьшается риск получения серьезных повреждений дорогостоящей аппаратурой.

Использование в конструктивном плане модульной архитектуры позволяет оперативно проводить замену бортового оборудования и аппаратуры полезной нагрузки. Хорошая управляемость и высокая устойчивость разрешают эксплуатировать БПЛА «Орлан-10» с ограниченных площадок и в непростых метеоусловиях.

Разборность фюзеляжа в компоновочной схеме положительно сказывается на удобствах транспортировки комплекса. Внутри консолей крыльев имеется дополнительный объем, который можно заполнить полезной нагрузкой.

«Орлан-10» можно оснастить сразу несколькими типами целевой аппаратуры. Как заявил главный конструктор СТЦ Р. Иванов, один беспилотник на своем борту способен нести одновременно фото- и видеокамеру, ретранслятор сигнала, радиопередатчик и тепловизор. Ретрансляторы используются для приема сигнала с других БЛА, которые находятся вне зоны доступа сигнала от наземного пункта управления. Это позволяет проводить мониторинг сразу несколькими БЛА без нужды возвращения их на базу и смены оборудования. 

СТЦ ОРЛАН-10. Характеристики:

Модификация   Орлан-10
Размах крыла, м   3.10
Длина, м   1.80
Высота, м  
Масса, кг  
  пустого   12.50
  максимальная взлетная   18
Тип двигателя   1 ДВС
Мощность, л.с.   1 х
Крейсерская скорость, км/ч   100-150
Практическая дальность, км   600
Радиус действия, км   50-120
Продолжительность полета, ч   10-18
Практический потолок, м   6000

 

Другие БПЛА

Самолеты

avia.pro

беспилотник, технические характеристики, многофункциональный российский летательный аппарат

Сегодня можно с уверенностью утверждать – что беспилотная авиация – важная составляющая вооруженных сил. Конструкторами России в течение последних пяти лет ведутся активные разработки в этом направлении. Результатом этих работ стал БПЛА «Орлан-10» – многофункциональный комплекс воздушного наблюдения, который может применяться как во вполне мирных целях, так и как военный разведчик.

В Советском Союзе проводились исследования по использованию непилотируемых летательных аппаратов, но с распадом СССР эти работы прекратились. Сегодня специалисты быстро наверстывают упущенное время и преодолевают отставание в этой отрасли.

История создания Орлан 10

Богата и разнообразна история развития беспилотной авиации. Родоначальником непилотируемых летательных аппаратов считается небезызвестный Никола Тесла, создавший свой первый аппарат еще в начале прошлого столетия. Потом его идеи развивали американские, английские и немецкие ученые, но их разработки не были воплощены в жизнь и не имели реального применения.

Российские БПЛА Орлан-10

В Советском Союзе разработкой беспилотных аппаратов занимался авиаконструктор В.В. Никитин, а в конце 50-х годов прошлого века в КБ А.Н. Туполева создали первый беспилотник Ту-121, который изначально использовался в качестве мишени для учений подразделений ПВО. Впоследствии были созданы усовершенствованные аппараты для разведки – Ястреб, Стриж и Рейс.

Кроме советских конструкторов над созданием беспилотников работали и наши американские «партнеры» – разработки в этой сфере успешно опробовали в ходе вьетнамской войны, где БПЛА выполняли функции военных фотографов, связистов.

С помощью этих летательных аппаратов осуществлялась радиоэлектронная борьба и имитация воздушных целей. Израильские военные активно использовали собственные разработки в ходе арабо-израильских конфликтов.

Однако наибольшее развитие и популярность получили беспилотники в последние 20…30 лет. Дроны помогают контролировать экологическую обстановку, корректировать морскую навигацию, вести спасательно-поисковые работы.

К 2010 году специалистами «Специального технологического центра» г. Санкт-Петербург был создан многопрофильный БПЛА «Орлан-10», ставший неутомимой безотказной лошадкой отечественной непилотируемой авиации.

Особенности применения

Беспилотник «Орлан-10» используют в военных целях как фотограф, разведчик, корректировщик огня, поможет в контролировании объектов, находящихся в труднодоступных местах.

Он незаменим при ведении поисково-спасательных работ, причем сложные погодные условия не смогут помешать его полету.

При>

Основные особенности российского беспилотника

  1. Старт с небольших площадей и при неблагоприятных погодных условиях.
  2. Размещение аппаратуры в консолях крыльев.
  3. Проведение фото- и видеосъемки с фиксациейвсех данных.
  4. Простота замены приборов на борту.
  5. Один БПЛА может передавать радиосигналы другим аппаратам.
  6. Наличие генератора для использования электрооборудования в течение полета.

Наземная составляющая комплекса может обслуживать одновременно четыре БПЛА «Орлан-10». Входит в единую систему управления тактическим звеном, связывается с САУ, танками, средствами ПВО и передает им данные целей для поражения.

Орлан-10 в кейсе

Комплекс системы управления БПЛА «Орлан-10» состоит из:

  • места работы оператора;
  • спецуправленческого оборудования;
  • приборов техобслуживания и старта летательного аппарата;
  • радиоканалов, передающих координаты целей;
  • бензинового генератора мощностью 1 кВт.

Также «Орлан» применяется гражданскими организациями для геодезической съемки в труднодоступной местности, что помогает ведению ремонтных работ.

Технические характеристики «Орлан 10»

Конструкция БПЛА смешанная, детали изготавливаются из пластика и металла. Двигатель и тянущий винт расположены на передней части корпуса аппарата.

Орлан-10 в кейсе

Рассмотрим основные летно-технические характеристики и сравним их с отечественными и зарубежными аналогами.

Наименование показателя Значение
Модель Орлан-10 Орлан-30 I-View MK150
Производитель Россия Россия Израиль
Тип самолетный самолетный самолетный
Размах крыла, м 3.10 3 5,7
Масса взлетная, кг 18 30 160
Масса полезной нагрузки, кг 5 8 20
Мощность, л.с. 1 1 н\д
Максимальная скорость, км/ч 100-150 150-170 н\д
Дальность полета, км 600 300 н\д
Время полета, час 10 18 7
Радиус действия, км 50-120 200 100
Дальность связи, км 100 120 80
Продолжительность полета, ч 10-18 10 7
Потолок над уровнем моря, м 6000 5000 5200
Температура у земли, при которой возможна работа — 30 + 40С0 — 30 + 40С0 н\д

Запуск беспилотного устройства производится с разборной катапульты. После завершении разгона полет происходит при помощи бензинового двигателя. Способ посадки парашютный. Беспилотник отправляется оператором в точно указанный район, в определенном месте открывается парашютный купол.

Перспективы: БПЛА«Орлан 30»

Специалисты из ООО “Специальный технологический центр” продолжают работы по усовершенствованию отечественной БП авиации. Так, уже создан БПЛА “Орлан-30” –аппарат, предназначенный для решения задач профессиональной видео- и аэрофотосъемки, а также схожих задач. Поэтому он оснащен современными фото- и видеокамерами, а также мощными тепловизорами.

Орлан

По сравнению с «Орланом-10» эта модель более герметична за счет использования композитных материалов и имеет гораздо больший срок эксплуатации.

В заключение можно сказать, что отечественная беспилотная авиация не стоит на месте.

В самое ближайшее время беспилотная авиация будет выполнять такие задачи как доставка почты, патрулирование городских улиц, метеонаблюдения и многое другое.

Обладая подобной техникой, российские военные и гражданские специалисты могут с уверенностью смотреть в завтрашний день.

Видео

warbook.club

устройство, характеристики и применение :: SYL.ru

Конструкторами Вооруженных Сил России уже несколько лет ведутся работы по созданию Единой системы управления тактическим звеном. В разведывательных целях ЕСУ ТЗ применяются многоцелевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА). «Орлан-10» сегодня является одной из наиболее востребованных моделей российских беспилотных комплексов. Аппарат используется ВС России с 2010 года. Информация об устройстве и тактико-технических характеристиках БПЛА «Орлан-10» представлена в статье.

бпла орлан

Знакомство

БПЛА «Орлан-10» является российским многофункциональным беспилотным комплексом, осуществляющим наблюдение за объектами в труднодоступной местности. Кроме того, с помощью данного беспилотника ведутся поисковые и ремонтные работы. Создан БПЛА «Орлан-10» конструкторами Специального технологического центра. Поскольку аппарат входит в состав ЕСУ ТЗ, то он поддерживает связь с самоходными артиллерийскими установками, танками, боевыми машинами, средствами противовоздушной обороны и транслирует им цели для уничтожения.

Описание

Состав БПЛА «Орлан-10» представлен следующими элементами:

  • Рабочими местами для операторов.
  • Специальным управленческим оборудованием.
  • Радиоканалами, используемыми при трансляции данных о цели.
  • Оборудованием, выполняющим техническое обслуживание и обеспечивающим старт беспилотника.
  • Генератором на 1 кВт, работающим на бензине. Он обеспечивает автономную работу БПЛА «Орлан -10». Фото летательного аппарата представлено в статье.

Конструкция

Устройство летательного аппарата смешанная: детали для него изготовлены из металла и пластика. При проектировке «Орлана-10» конструкторами была позаимствована схема высокоплана: переднее расположение двигателя и тянущий винт. Для устройства хвостового оперения беспилотника также характерна классическая схема. Однако, в отличие от высокоплана, в «Орлане» киль более развит, чем стабилизатор. В результате во время полета снижается воздействие на беспилотник бокового ветра. Узкий стабилизатор не нарушает его нормальную аэродинамику. Специально для старта «Орлана» была разработана разборная катапульта.

бпла орлан 10 характеристики

Как работает беспилотник?

Первоначальный разгон выполняется за счет бензинового двигателя. Находиться в воздухе аппарат может не более 18 часов. Удалиться от наземного управленческого пульта он может на 200 тыс. метров. Если же расстояние будет увеличено, то могут возникнуть проблемы при передаче видеосигналов на землю. Для посадки беспилотника конструкторами создан специальный парашют. Оператором аппарат направляется в нужный район, снижается скорость, после чего подается команда на раскрытие купола. С целью уберечь беспилотник от повреждений в случае жесткой посадки разработчики оборудовали его двумя специальными системами. Одна из них отвечает за наполнение газом пневматического баллона-амортизатора, который срабатывает сразу после касания «Орлана» с землей. В том случае, если оператором будет отмечено превышение допустимой перегрузки, включается вторая система, которая осуществляет отсоединение друг от друга конструктивных элементов. В результате при жесткой посадке повреждение летательного аппарата незначительно.

состав бпла орлан 10

Об особенностях эксплуатации

  • Старт беспилотника возможен с ограниченной площадки. Кроме того, тяжелые метеорологические условия не являются преградой для его эксплуатации.
  • При необходимости можно оперативно заменить бортовое оборудование беспилотника и аппаратуру полезной нагрузки.
  • В «Орлан-10» используются гиростабилизированная телекамера и фотоаппарат. Фото- и видеосъемка ведутся в режиме реального времени. Регистрируются высота, угол и другие параметры съемки. Из наземного пункта можно управлять одновременно четырьмя беспилотными летательными единицами. Каждая из них может быть ретранслятором и передавать сигнал в наземный управленческий пункт от аппаратов, расположенных на удалении. Как утверждают военные эксперты, соединив несколько наземных пультов друг с другом, можно создать локальную сеть и осуществлять управление одновременно 30-ю «Орланами».
  • Измерительно-контрольная аппаратура установлена внутри крыльевых консолей.
  • В комплект аппарата входит бортовой генератор.
  • Транспортируются беспилотники автомобилями УАЗ-469.

Отличительные свойства аппарата

Отличительными особенностями 10-й модели «Орланов» являются:

  • Наличие криптозащищенного командно-телеметрического канала для трансляции фото и видеоизображений. Для канала предусмотрена псевдослучайная перестройка рабочей частоты.
  • Использование двухступенчатого помехоустойчивого кодирования каналов во время передачи информации.
  • Аппарат оснащен видеокодеками, разработанными в Специальном технологическом центре.

ттх бпла орлан 10

О ТТХ БПЛА «Орлан-10»

  • Показатель взлетной массы не превышает 14 кг.
  • Беспилотник рассчитан на полезную нагрузку до 5 кг.
  • Аппарат оборудован бензиновым двигателем ДВС. Работает он на А-95.
  • Беспилотник способен развивать скорость от 90 до 150 км/ч.
  • Рассчитан на полет продолжительностью 16-18 часов.
  • БПЛА «Орлан-10» способен проводить полеты на дистанции не более 200 км.
  • Во время старта допустимой скоростью ветра считается показатель 10 м/с.
  • Аппарат поднимается на максимальную высоту до 5 тыс. метров.
  • Эксплуатируется в температурном диапазоне от –30 до +40 градусов.
  • Во время старта беспилотника используется разборная катапульта.
  • Посадка аппарата осуществляется при помощи парашюта.

О применении

После крупной авиационной катастрофы, произошедшей в декабре 2016 года в Сочи, данный беспилотник использовался в поисково-спасательных работах. Аппарат применяется российскими военными в Сирии.

бпла орлан 10 фото

Как утверждают некоторые средства массовой информации, «Орлан-10» используется ополченцами в гражданской войне на Украине.

В заключение

Поскольку «Орлан-10» способен выполнять корректировку ударов из артиллерийских орудий, данный беспилотник, помимо поисковых и разведывательных функций, может использоваться и в качестве эффективной системы управления огнем. Американскими военными экспертами FMSO Пентагона «Орлан-10» был оценен как один из важнейших элементов ударного комплекса.

www.syl.ru

БПЛА «Орлан-10» | Беспилотные летательные аппараты

БЛА Орлан-10

Комплекс с БПЛА Орлан-10 позволяет контролировать протяженные объекты в труднодоступной местности. Может использоваться для спасательно-поисковых работ.

БЛА Орлан-10

Сложные метеоусловия не станут помехой при использовании комплекса Орлан-10 благодаря высокой устойчивости беспилотного аппарата. При построении БПЛА Орлан-10 использовалась модульная архитектура, что позволяет менять состав бортового оборудования весьма оперативно, а также перевозить БЛА в разобранном виде.

Беспилотный летательный аппарат Орлан-10 оснащен фотоаппаратом и гиростабилизированной телевизионной камерой.

Наземный пункт управления (НСУ) позволяет одновременно управлять 4 аппаратами. Любой из аппаратов может быть использован в качестве ретранслятора, для передачи сигналов управления более удаленным БЛА.

Старт беспилотного аппарата осуществляется с разборной катапульты, посадка на парашюте.

БЛА Орлан-10. Посадка с парашютом.

Взлетный вес, кг.: 

Дальность, км.: 

Скорость, км/ч.: 

Практический потолок, м.: 

Масса полезной нагрузки, кг.: 

5

Макс. допустимая скорость ветра на старте, м/с.: 

10

Диапазон рабочих температур у поверхности земли, С. : 

от -30 до +50

Макс. продолжительность полета, ч.: 

18

Производитель: 

Специальный технологический центр

bp-la.ru

Орлан-10 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлан.

Орлан-10
Орлан-10
Тип БПЛА
Разработчик «Специальный технологический центр»
Производитель «Специальный технологический центр»
Начало эксплуатации 2010[1]
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Флаг России Россия
Единиц произведено >1000[2][3]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Входит в состав системы управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ, благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключенными к ЕСУ ТЗ[4].

Разработчиками БПЛА защищены патенты[5][6] в области радиотехнической разведки по определению координат целей по радиоизлучению их радиостанций, работе сотовых телефонов и других излучающих радиоустройств[7].

Описание

В состав комплекса входят рабочие места операторов, оборудование радиоканалов управления и передачи данных, оборудование для технического обслуживания и обеспечения старта БПЛА, бензогенератор 1 кВт для обеспечения автономной работы.

Пункт управления БПЛА «Орлан-10» имеет возможность осуществлять управление не более чем четырьмя беспилотными летательными аппаратами с одного пункта управления. При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.

В качестве карты используется растровое изображение местности с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задаётся высота и признак её облета: проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Новая модификация Орлан-10 оборудована 12 камерами высокого разрешения, что позволяет создавать качественные 3D карты.

Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов ГЛОНАСС/GPS, отказ двигателя). Оператором указываются точки включения и выключения полезной нагрузки, а при использовании фотоаппарата — коэффициент перекрытия кадров.

Возможности комплекса:

  • оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
  • обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
  • использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
  • размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
  • наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета,
  • использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.

Особенности :

  • одновременная установка на БПЛА до 3-4 типов нагрузок,
  • криптозащищенный командно-телеметрический канал с ППРЧ,
  • криптозащищенный канал передачи фото (видео) информации,
  • двухступенчатое помехоустойчивое кодирование на обоих типах каналов,
  • видеокодеки собственной разработки,
  • с одного НПУ обеспечивается одновременное управление до 4 БПЛА,
  • любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора канала ктр для остальных.

Также «Орлан-10» является компонентом комплекса РБ-341В «Леер-3» подавления наземных средств связи противника[4].

Видео по теме

Летно-технические характеристики

Основные характеристики:[8]

  • Взлетная масса — 14 кг
  • Масса полезной нагрузки — до 5 кг
  • Двигатель — ДВС (бензин А-95)
  • Способ старта — с разборной катапульты
  • Способ посадки — на парашюте
  • Воздушная скорость — 90-150 км/ч
  • Макс. продолжительность полета — 16 ч
  • Макс. дальность применения комплекса — до 120 км от наземной станции управления (до 600 км в автономном режиме)[9]
  • Макс. высота полета над уровнем моря — 5000 м
  • Макс. допустимая скорость ветра на старте — 10 м/с
  • Диапазон рабочих температур у поверхности земли от −30 до +40 °C

Применение

Оценка

По заключению экспертов FMSO при Пентагоне «Орлан-10», хотя и не несет вооружения, но фактически является частью ударного комплекса, так как может использоваться как система управления огнем и корректировки артиллерийских ударов в реальном времени для тяжелых САУ класса «Мста-С» находящихся на удалении 20-30 км от поражаемой цели, получая от БПЛА координаты целей и поправки по наблюдаемым посредством гиростабилизированной ИК-камеры разрывам снарядов[18]. Редактор журнала «War is Boring» считает, что при управлении артиллерийским огнем БПЛА использует для определения координат целей привязку их к видимым в камеру ориентирам с известными координатами[19].

Галерея

  • Расчёт беспилотного комплекса артиллерийской разведки (БКАР) «Орлан-10» 7-й дшд(г) на учениях «Славянское братство 2018»
  • SlavicBrotherhood2018-05.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-06.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-07.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-08.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-09.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-10.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-12.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-13.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-14.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-15.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-17.jpg

  • SlavicBrotherhood2018-18.jpg

Примечания

Ссылки

wiki2.red

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

15.01.2019

Военнослужащие сформированных в минувшем году нескольких подразделений беспилотной авиации артиллерийских соединений Восточного военного округа получили современные комплексы беспилотных летальных аппаратов (БЛА) «Орлан-10». Новую технику специалисты приняли на базе Государственного Центра беспилотной авиации Минобороны РФ (г. Коломна, Московская область).
Сам комплекс размещен на шасси автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-5350 с колесной формулой 6х6, включает в себя рабочие места для операторов БЛА, пусковую установку, несколько беспилотных летательных аппаратов, средства связи. В ближайшее время новые многофункциональные комплексы будут доставлены в Восточный военный округ.
Пресс-служба Восточного военного округа

24.01.2019

Миротворческая бригада ЦВО, дислоцированная в Самарской области получила на вооружение многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10».
Комплекс размещен на базе шасси автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-5350 с колесной формулой 6х6, включает в себя четыре беспилотных летательных аппарата, способных работать при температурах от −30 до +40 °C и вести разведку на удалении 100 километров от наземной станции управления. Беспилотники имеют криптозащищенный командно-телеметрический канал, двухступенчатое помехоустойчивое кодирование, криптозащищенный канал передачи фото- и видеоинформации.
Новый комплекс позволит миротворческим подразделениям вести разведку в глубине обороны враждующих сторон и охранять крупные буферные зоны без перемещения наземной станции управления.
Пресс-служба Центрального военного округа

19.02.2019

В артиллерийское соединение Восточного военного округа, дислоцированное в Амурской области, впервые поступил многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10».
БЛА «Орлан-10» предназначен для ведения наблюдения за объектами в труднодоступной местности в любых метеоусловиях. Масса аппарата около 10 кг. «Орлан» оснащен катапультным стартом, способен передавать видеосигнал высокого качества на пульт оператора в режиме реального времени на расстояния до 120 километров. Комплекс способен находиться в полете более 15 часов. Одной из главных преимуществ комплекса является его всесезонное использование и возможность устанавливать различные типы полезных нагрузок.
С помощью отечественного многофункционального комплекса возможно одновременно управлять четырьмя БЛА и организовывать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БЛА.
Пресс-служба Восточного военного округа

22.04.2019

На российскую военную базу в Таджикистане в формируемый батальон беспилотных летательных аппаратов (БЛА) поступили 4 новых комплекса «Орлан-10».
На 201 военную базу в Таджикистане поступили 4 новых многофункциональных беспилотных комплекса «Орлан-10» для формирования батальона беспилотной авиации. Новые комплексы увеличат боевые возможности мотострелковых и артиллерийских подразделений. Они обеспечивают ведение воздушной разведки и обнаружение целей, а также корректирование огня артиллерии в режиме реального времени на максимальные дальности – до 120 километров. Беспилотные комплексы имеют на своем борту сменные модули с тепловизионными, фото- и видеокамерами на гиростабилизированной поворотной платформе, а также аппаратуру ретрансляции.
БЛА «Орлан-10» предназначен для ведения наблюдения за объектами в труднодоступной местности в любых метеоусловиях. Масса аппарата составляет около 10 кг. «Орлан» оснащен катапультным стартом, способен передавать видеосигнал высокого качества на пульт оператора в режиме реального времени на расстояния до 120 километров. Комплекс способен находиться в полете более 15 часов. Одной из главных преимуществ комплекса является его всесезонное использование и возможность устанавливать различные типы полезных нагрузок.
С помощью отечественного многофункционального комплекса возможно одновременно управлять четырьмя БЛА и организовывать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БЛА.
Дислоцированная в Таджикистане 201-я военная база — крупнейший военный объект России за её пределами. Располагается в двух городах — Душанбе и Бохтаре. Согласно подписанному в октябре 2012 года соглашению, соединение будет находиться в Таджикистане до 2042 года.
Пресс-служба Центрального военного округа

29.04.2019

Российские военные показали посадку беспилотного летательного аппарата «Орлан-10» на российский фрегат «Адмирал Эссен» — аппарат был пойман специальной сетью. Видеоролик продемонстрировал в воскресенье телеканал «Звезда» в программе «Военная приемка».
«Мы можем продемонстрировать этот ролик, главными героями которого стали фрегат «Адмирал Эссен» и беспилотный летательный аппарат «Орлан-10». На сегодняшний день такие беспилотники обеспечивают разведданными только наземные объекты, поскольку до недавнего времени посадка «Орлана» на военный корабль казалась всем невозможной. И вот теперь инженеры из Питера решили и эту проблему: перед вами посадка легкого беспилотника на палубу корабля», — отметил корреспондент телеканала.
Сеть натянута по всей вертолетной площадке палубы корабля и держится на специально установленных опорах. Беспилотник влетает в эту сеть, после чего выключается.
Главный конструктор БПЛА специального технологического центра Роман Иванов уточнил, что технология посадки беспилотника на палубу военного корабля сложна тем, что судно движется, воздух вокруг корабля также циркулирует со своей скоростью ветра. «Сам самолет должен управляться таким образом, чтобы в точке, где происходит касание сети, он имел минимально возможную скорость и правильное расположение сближения. Такая задача решена нами в автоматическом режиме», — пояснил он.
ТАСС

ФРЕГАТ ПРОЕКТА 11356Р ДЛЯ ВМФ РОССИИ

09.08.2019

В мотострелковом соединении Восточного военного округа, дислоцированном в Приморском крае, завершается формирование подразделения беспилотной авиации.
Специалисты получили заключительную партию новых многофункциональных комплексов «Орлан-10» на базе автомобилей повышенной проходимости КамАЗ.
Новая техника железнодорожным транспортом перебрасывается из Коломны (Московская область) в пункт постоянной дислокации, после прибытия укомплектованность техникой нового подразделения БЛА составит 100%.
Беспилотные летательные аппараты применяются для контроля за ходом боевой подготовки, ведения разведки, наведения и корректировки огня различных подразделений.
В состав одного комплекса входят до 5 летательных аппаратов, снабженных различной фото-видеоаппаратурой и другой полезной нагрузкой.
«Орлан-10» отлично зарекомендовал себя в Сирийской Арабской Республике.
Пресс-служба Восточного военного округа

23.08.2019

Военное ведомство приняло решение об оснащении бригад ракетных комплексов «Искандер-М» и «Точка-У» двумя видами беспилотников — БПЛА «Орлан-10» и квадрокоптерами. По мнению военных, применение дронов сделает ракетные подразделения более автономными и менее заметными для противника.
По задумке военного ведомства, каждый вид беспилотников выполняет свою собственную задачу. Квадрокоптеры применяются для разведывания пути при следовании комплексов на марше, выбора позиций, обеспечивают наблюдение с целью охраны мест дислокации или развертывания ОТРК. В отличии от коптеров, беспилотники «Орлан-10» ведут разведку на большом удалении от комплексов, при этом они определяют предполагаемые цели и дают на них наводку в режиме реального времени.
Единственный минус «Орланов» — это их небольшая дальность полета по сравнению с дальностью поражения ОТРК «Искандер-м» (120 км у БПЛА и 500 у ОТРК). Однако даже такое применение БПЛА значительно увеличивает автономность ракетных подразделений, та как ранее у них вообще не было своих разведывательных средств, а все целеуказания поступали от вышестоящих штабов. В случае потери связи они становились просто «слепыми» и не могли действовать.
Можно предположить, что на «Орланах» будет отработана методика применения беспилотников в подразделениях ОТРК «Искандер-М», а в дальнейшем, при появлении относительно дешевого небольшого БПЛА с увеличенной дальностью полета, произойдет постепенная замена разведывательных дронов.
Военное обозрение

ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ИСКАНДЕР-М» («ИСКАНДЕР-Э»)
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79-1 «ТОЧКА-У»

24.12.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10». ЛУГА. 16.11.2019

16 ноября 2019 года на полигоне в г. Луга Ленинградской области на мероприятие посвященном празднованию 75-летия Дня ракетных войск и артиллерии был показан комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) «Орлан-10», включая машину управления, катапультную установку для запуска БЛА, контейнеры для хранения и транспортировки.
Комплекс с БЛА «Орлан-10» предназначен:
— для ведения наблюдения, воздушной разведки и поиска в труднодоступной местности;
— целеуказания средствам поражения;
— корректировки огня артиллерии, авиации и других средств поражения в режиме реального времени для обеспечения наиболее эффективного поражения целей при минимальном расходе боеприпасов, снарядов и ракет;
— обеспечивает фото и видео съемками в режиме времени близкого реальному с указанием координат, высоты, угла съемки;
— осуществляет контроль скрытности и качества маскировки своих подразделений, войск в районе расположения, сосредоточения, в ходе совершения марша, передвижения, маневра и на поле боя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. максимальный взлетный вес, кг. до 18
2. масса целевой нагрузки, кг. до 2,5
3. диапазон высот полета, м 300-5000
4. максимальная высота полета (над уровнем моря), м. 5000
5. диапазон скоростей полета, км/ч. 70-150
6. максимальная дальность радиоканала управления, км. 120
7. максимальная дальность передачи видеоинформации, км. 100
8. высота обнаружения цели, м:
незамаскированного человека (всеми видами аппаратуры) 900
автомашины или группы людей (фотоаппаратуры) 1200
9. время полета в диапазоне температур, ч
— от-35°С до-5°С 10
— от-5°С до+49°С 16
10. силовая установка Jabiru 2200
11. способ старта катапульта
12. способ посадки по самолетному или на парашюте
13. сила ветра, при которой разрешается эксплуатация аппарата, м/сек. не более 20
14. срок службы комплекса, лет. 15

ВТС «БАСТИОН», 24.12.2019

КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10». ЛУГА. 16.11.2019
ПРАЗДНОВАНИЕ 75-ЛЕТИЯ ДНЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ НА ПОЛИГОНЕ В ЛУГЕ. 16.11.2019

КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10»

Многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10» разработан предприятием «Специальный технологический центр».
Комплекс предназначен для оценки обстановки, контроля и наблюдения за протяженными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых, ремонтно-восстановительных и спасательных работ.
Комплекс с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) «Орлан-10», предназначен для ведения воздушной оптико-электронной разведки, выдачи данных для целеуказания ударным (огневым) средствам, воздушной радио-разведки, блокировки сотовой связи стандарта GSM, искажении навигационного поля GPS. Его полезная нагрузка включает сменные модули с тепловизионной камерой, цветной видеокамерой на гиростабилизированной поворотной платформе, фотокамерой, аппаратурой ретрансляции.
Входящий в состав комплекса беспилотный аппарат имеет взлетную массу до 11,5 кг и размах крыла порядка 2,4 м. БЛА может совершать полеты продолжительностью до 4 часов на удалении до 50 км от наземной станции управления.

На борту БЛА может быть размещен широкий спектр контрольно-измерительной аппаратуры. Наличие генератора на борту позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета. Видео- и фотосъемка обеспечиваются в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра и т.д.).
В январе 2012 года «Орлан-10» в ГЛИЦ в Ахтубинске завершил государственные испытания — они проходили с 3 по 15 января. При этом представители Сухопутных войск, которые будут эксплуатировать тактическую разведку, остались довольны аппаратом.

Комплекс смонтирован на базе автомобиля КАМАЗ. В его состав будет входить не менее трех беспилотных летательных аппаратов.
С одного пункта управления можно контролировать сразу 4 БПЛА «Орлан-10», при этом один из них может служить ретранслятором данных для остальных, что увеличивает общую дальность действия группы.
Взлетная масса БПЛА – до 14 кг, из них 5 кг приходятся на долю полезной нагрузки. «Орлан-10» запускается с разборной катапульты, а приземляется на парашюте. Он способен развивать воздушную скорость 90-150 км/ч, находиться в воздухе до 16 ч, преодолевая за это время около 600 км, и подниматься на высоту до 5 км.

СОСТАВ КОМПЛЕКТА
• наземный пункт управления
• 2 БЛА в транспортных кейсах
• пусковое устройство
• комплект ЗИП
• специализированное ПО
• сменные полезные нагрузки
СМЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ НАГРУЗКИ
• фотокамера
• видеокамера
• гиростабилизированная ТВ-камера кругового обзора гиростабилизированная ИК-камера кругового обзора дозиметр радиоизлучения
ФУНКЦИИ ЦЕЛЕВЫХ НАГРУЗОК
аэрофотосъемка, дневная и ночная (тепловизионная) воздушная видеосъемка и видеонаблюдение, замеры радиационного фона
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
экологический мониторинг, поисковые работы, картографирование, охрана важных объектов и массовых мероприятий, патрулирование трубопроводов и ЛЭП, мониторинг развития и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, мониторинг состояния памятников архитектуры и природных заповедников, оценка состояния территорий для строительства, метеорологическая разведка, рекламная аэросъемка.

ООО «Специальный технологический центр» («СТЦ») к 2014 году модернизировал серийно выпускаемый комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-10», обеспечив всесуточность применения, заявил источник в оборонно-промышленном комплексе. По его словам, на сегодня создана новая модификация «Орлан-Универсал», которая благодаря новой целевой нагрузке может использоваться в дневное и ночное время суток. Целевая нагрузка БЛА состоит из цифрового аэрофотоаппарата, тепловизора и видеокамеры. «Особенностью такой целевой нагрузки является отсутствие необходимости менять оборудование целевой нагрузки для выполнения задач в течение суток — в дневное и ночное время», — отметил собеседник.
По его данным, управление БЛА ведется из наземного пункта управления (НПУ), который обеспечивает одновременное управление до четырех беспилотников. НПУ располагается на базе шасси «КАМАЗ» в кунге. В нем расположены места для трех операторов.

Компания «Специальный технологический центр» наращивает поставки министерству обороны РФ комплексов беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами «Орлан-10», сообщил в марте 2015 года источник в оборонно-промышленном комплексе. «Выполняя задания гособоронзаказа компания «Специальный технологический центр» в течение первого квартала 2015 года поставит заказчику почти в два раза больше беспилотников типа «Орлан-10», чем за аналогичный период прошлого года», — сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что в настоящее время по гособоронзаказу поставляются комплексы с беспилотником «Орлан-10» в шести основных модификациях, отличающихся по целевым нагрузкам в зависимости от функциональных требований заказчика. «В соответствии с действующей производственной программой «СТЦ» в 2015 году поставит в несколько раз больше комплексов с БЛА «Орлан-10» по сравнению с 2014 годом», — сказал собеседник.
Он добавил, что в последнее время не было поставок беспилотных комплексов гражданским эксплуатантам. «Все поставки осуществляются для Минобороны и других силовых структур. На экспорт комплексы пока не поставляются», — подчеркнул собеседник.
Подразделение беспилотных летательных аппаратов Восточного военного округа, дислоцированное на Чукотке, в марте 2015 года начало тестовые полеты беспилотников «Орлан-10» в условиях Заполярья. По завершению полетов и ввода аппаратов в эксплуатацию военные приступят к ведению объективного контроля за местностью, в том числе в ближней морской зоне, и осуществлению полетов в районах дислокации арктических подразделений округа на острове Врангеля и мысе Отто Шмидта.
Все военнослужащие подразделения прошли обучение в межвидовом центре подготовки специалистов по управлению беспилотниками в Московской области.
Подразделение беспилотников «Орлан-10» Восточного военного округа, дислоцированное на Чукотке, с 1 мая 2015 года приступит к мониторингу арктической зоны. Беспилотники на вертолетах Ми-26 могут быть доставлены в любой район для мониторинга обстановки в интересах судоходства, а также проведения поисково-спасательных операций.

В третьем квартале 2015 года «Специальный технологический центр» (СТЦ) «изготовило и поставило в эксплуатирующие организации 25 беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10″ в различных модификациях».
Все летательные аппараты «Орлан» имеют глубокую унификацию по системам связи и наземному оборудованию, «что позволяет использовать их совместно и создавать разведывательную сеть», — резюмировал главный конструктор СТЦ Роман Иванов.
Специальный технологический центр (СТЦ) расширяет производство под увеличивающийся гособоронзаказ на комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдение с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) «Орлан», сообщили в оборонно-промышленном комплексе в августе 2015 года. «В прошлом году СТЦ изготовил в рамках оборонзаказа около 200 беспилотников. В текущем году поставки увеличатся почти до 300», – сообщил собеседник. Он отметил, что основная часть (более 90%) приходится на комплексы с аппаратами «Орлан-10». Поставки комплексов с аппаратами «Орлан-1» и «Орлан-2» носят единичный характер. По его словам, в последнее время все поставки осуществляются для Минобороны и силовых структур.

Беспилотники «Орлан» обеспечили точность судейства и безопасность зрителей на международном конкурсе «Десантный взвод — 2016», который прошел в августе под Новороссийском. Об этом сообщил в среду главный судья соревнований Сергей Рязанцев.
«Во время проведения соревнования будут задействованы беспилотные летательные аппараты «Орлан», они предназначены для контроля за действиями экипажей боевых машин и обеспечения безопасности зрителей», — сказал Рязанцев.
Кроме того, отметил офицер, в качестве эксперимента завод-изготовитель предоставит новейшую модель беспилотника для проверки в реальных условиях его тактико-технических характеристик.

Специалисты холдинга «Росэлектроника» разработали мобильный наземный пункт дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами (БЛА) типа «Орлан-10Е». Комплекс, предназначенный для проведения воздушной разведки наземных целей, может быть размещен практически на любом автотранспортном средстве и позволяет взаимодействовать с командным пунктом управления комплекса средств поражения на расстоянии до 20 км.

Комплекс создан в пензенском АО «Радиозавод» (входит в холдинг «Росэлектроника») в сотрудничестве с разработчиком БЛА «Орлан-10Е» — ООО «Специальный технологический центр» (Санкт-Петербург). Комплекс позволяет обеспечить транспортировку к месту запуска и одновременное управление тремя беспилотниками на расстоянии до 100 км. При этом пункт управления принимает от летательных аппаратов фото- и видеоинформацию, позволяющую идентифицировать цели, а также метеоданные в районе их размещения – скорость и силу ветра, температуру окружающей среды. Собираемые данные автоматически передаются на командный пункт управления комплекса реактивной артиллерией (командно-штабная машина МП32М1) для расчета (корректировки) данных полетного задания реактивных снарядов. Комплекс рассчитан на непрерывную работу в течение 24 часов.

Мобильный наземный пункт дистанционного управления БЛА «Орлан-10Е» был впервые представлен на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016», который прошел 6-11 сентября 2016 года в подмосковной Кубинке.
«Орлан-10» – самый массово закупаемый российским военным ведомством комплекс беспилотных летательных аппаратов. По имеющимся данным блога bmpd.livejournal.com можно предположить, что на настоящий момент серийно изготовлено уже более 1500 единиц БЛА данной модели.

Расчеты беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Орлан-10» Центрального военного округа (ЦВО) в феврале 2017 года навели бомбардировщики Су-24М на тренировочный лагерь условных незаконных вооруженных формирований (НВФ) в ходе учения в Зауралье. Операторы БЛА, проведя воздушную разведку района расположения НВФ, определили координаты целей и передали данные на пункт управления авиацией.
Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М, взлетев с Челябинской авиабазы «Шагол», нанесли бомбовые удары по обнаруженным целям, применив 250 и 500-килограммовые осколочно-фугасные бомбы. Их поражение подтвердили «Орланы» в режиме реального времени. Практические действия выполнялись в составе разведывательно-ударной системы с привлечением авианаводчиков, что позволило приблизить эффективность бомбовых ударов оперативно-тактической авиации к показателям высокоточного оружия.

Военнослужащие артиллерийского соединения Западного военного округа (ЗВО), дислоцированного в городе Луга Ленинградской области, в ходе полевых занятий в марте 2017 года учились поражать высокоманевренные цели. Стрельбы выполняются из 152-мм гаубиц «Мста-С» осколочно-фугасными снарядами. Эффективность ведения огня оценивается с помощью беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10».

4 июня 2017 года на военном аэродроме Пушкин были проведены мероприятия посвященные празднованию 75-й годовщины со Дня образования 6-й армии ВВС и ПВО. В день празднования 75-й годовщины со дня образования 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа на аэродроме Пушкин (Санкт-Петербург) состоялся показ вооружения и военной техники.
На нем был представлен комплекс БЛА «Орлан-10». Он предназначен для:
-наблюдения за местностью с воздуха;
-ведения воздушной разведки, фото и видео съемки в режиме времени близком к реальному;
-обнаружение противника, наблюдение, целеуказания, корректировка огня артиллерии, авиации и других огневых средств в целях эффективного поражения и экономия боеприпасов и ракет;
-проверка качества маскировки в районах расположения войск,
— командно наблюдательных пунктов и других объектов;
В зимнем периоде обучения в Восточном военном округе в декабре 2017 года была применена новая система контроля за ходом реализации мероприятий боевой подготовки.
На специализированных учебно-тренировочных комплексах округа, дислоцированных в Камчатском, Приморском краях, Сахалинской области, мониторинг за ходом боевой подготовки, в том числе и этапов боевой стрельбы, осуществлялся с использованием беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10».

Этап всеармейского конкурса на лучший расчет беспилотного летательного аппарата «Воздушный контроль» в рамках АрМИ-2018 в марте 2018 года завершился на полигоне в Кемеровской области.
В состязаниях приняли участие расчеты «Орлан-10» и «Элерон-3» соединений и воинских частей 41 общевойсковой армии, дислоцированных в Сибири, всего около ста военнослужащих. Команды состязались в выполнении задания по поиску цели, корректировке огня артиллерии, а также в точности приземления в заданную точку.
По итогам конкурса победителями стали расчет беспилотника «Орлан-10» мотострелкового соединения, дислоцированного в Алтайском крае, и расчет «Элерон-3» мотострелковой бригады, дислоцированной в Кемеровской области. Они продолжат борьбу за право представить Центральный военный округ на всеармейском конкурсе «Воздушный контроль».

Украинский пресс-центр «Операции объединенных сил» сообщил, что утром 5 июня 2018 года украинскими силами ПВО на Донбассе был сбит беспилотный летательный аппарат типа «Орлан-10» российского производства, который вел разведку в направлении Бахмута (Донецкая область). Подразделения радиотехнических войск из состава Объединенных сил своевременно обнаружили и идентифицировали воздушную цель, которой оказался БПЛА российского производства «Орлан-10». Аппарат, как утверждается, был сбит пусками двух ракет неназываемого зенитного ракетного комплекса.

Подразделения войсковой разведки на Южном Урале в ходе занятий в июне 2018 года смогли увеличить дальность ведения разведки со 100 до 400 километров при помощи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Орлан».
Военнослужащие действовали в лесистой местности в условиях ограниченной видимости. Кроме того, в ходе практических занятий по тактико-специальной подготовке в целях внедрения полученного в Сирии боевого опыта применялся современный комплекс разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец» с БЛА. Такой способ ведения разведки позволил наиболее точно определить места расположения и координаты условного противника, сократить время проведения тактической разведки на большой дальности и своевременно передать информацию на командный пункт.

Расчет беспилотного летательного аппарата «Орлан-10» Западного военного округа признан лучшим на всеармейском этапе конкурса расчётов БЛА «Воздушный контроль», завершившемся 23 июня 2018 года в Московской области. Лучшие расчеты беспилотных летательных аппаратов, прошедшие отбор на окружных соревнованиях, состязались в пилотировании по условиям упражнений «поиск целей», «корректировка огня артиллерии», «выполнение посадки на точность приземления». В соревновании участвовали операторы БЛА ближнего действия «Элерон-3» и малой дальности «Орлан-10».
Команды поочередно выполняли задание по ведению воздушной разведки местности. По условиям конкурса, участникам необходимо было обнаружить максимальное количество целей в указанных районах разведки за ограниченный промежуток времени. После выполнения полетного задания оценивалась точность приземления летательных аппаратов. Оператору было необходимо посадить свой БЛА как можно ближе к центру заданного квадрата. В соревнованиях приняли участие 6 расчетов БЛА «Орлан-10» и 8 расчетов «Элерон-3».

Десантники России, Белоруссии и Сербии в июне 2018 года отрабатывали специальные действия в составе коалиционной тактической группы при выполнении миротворческих и контртеррористических задач. На «захваченной» территории действуют разведгруппы, идёт работа с агентурой, опрашивается местное население. Для сбора данных о «террористах» применяются около 10 беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10».

Российский разведывательный летательный беспилотник «Орлан-10» по итогам сирийской кампании был усовершенствован, сообщил заместитель «Специального технологического центра» (СТЦ) Роман Иванов в декабре 2018 года. «Наши специалисты, которые находились на месте, корректировали алгоритмы управления, недочеты. Мы впервые работали в таком южном регионе и столкнулись с условиями высоких температур и горной местности. Поэтому, конечно, использовали этот опыт», — сказал заместитель.
По его словам, значительное количество сотрудников СТЦ, разработавшего «Орлан-10», побывали в Сирии, где работали над совершенствованием техники.
Также Иванов отметил способность беспилотника противостоять системам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). «Защита осуществляется нашей собственной разработкой. Это специализированные каналы передачи данных. Они, естественно, предполагают наличие средств по борьбе с противодействием. Как это будет работать в условиях серьезной РЭБ, я надеюсь, мы не доживем и не узнаем. Но нашему сегодняшнему противнику противодействовать нам не удается», — добавил заместитель.

Беспилотники вели визуальное наблюдение и передавать видеоинформацию в онлайн режиме на пункты управления, что значительно повысило эффективность системы контроля за подразделениями, находящимися на полигонах. Кроме того, ряд задач расчеты БЛА «Орлан-10» выполняли в ходе мониторинга прибрежной зоны ответственности Восточного военного округа в Сахалинской области.
Российский флот получил на вооружение первый морской разведывательно-ударный комплекс (РУК) на базе фрегатов проекта 11356 и беспилотников «Орлан-10». Испытания системы состоялись осенью 2017 года на Черном море. Наличие собственных воздушных разведчиков позволит «Адмиралам» (такое неофициальное название фрегаты получили у военных моряков) с высокой точностью поражать морские и наземные цели огнем артиллерии и ракетами. По мнению экспертов, нововведение значительно повысит боевые возможности «Адмиралов».
Как рассказали в главкомате ВМФ в декабре 2017 года, осенью на Черном море прошли успешные испытания уникальных морских РУК, предназначенных для борьбы с морскими и наземными целями. Для этого фрегаты проекта 11356 (так называемой адмиральской серии) были впервые в истории ВМФ оснащены беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-10», которые используются для разведки и целеуказания. В будущем дроны появятся и на других российских боевых кораблях.
Беспилотники стартуют с борта кораблей с помощью катапульты, а после выполнения боевой задачи на парашютах приземляются прямо на палубу фрегатов. «Орланы» находят цель и передают ее координаты и изображение на судно-носитель. Это позволяет оперативно корректировать огонь бортового артиллерийского комплекса либо наводить на цель главный калибр «Адмиралов» — ракеты Х-35.

Российская промышленность разработала экспортную модификацию беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Орлан-10», получившую обозначение «Орлан-10Е». Презентация беспилотника состоялась на международной выставке вооружений «Кадекс-2018» (KADEX 2018), которая проходит в Астане (Казахстан) с 23 по 26 мая.
Беспилотная авиационная система (БАС) «Орлан-10Е» состоит из двух-четырех БЛА, пускового устройства катапультного типа и целевой нагрузки. Максимальная взлетная масса БЛА «Орлан-10Е» составляет 18 кг, размах крыла — 3,1 м, масса полезной нагрузки — до 3 кг. Беспилотник оснащен поршневым двигателем внутреннего сгорания. Продолжительность полета БЛА достигает 10 часов, максимальная дальность полета — 300 км, скорость полета — 70-150 км/ч, высота полета — до 5 тыс м. Беспилотник способен взлетать при порывах ветра до 15 м/с. Дальность управления «Орлан-10Е» при помощи радиоканала достигает 100 км.
БЛА оснащается дневными фото- и видеокамерами, стабилизированным тепловизионным прибором, системой мониторинга сотовых сетей стандарта GSM или средством обнаружения радиостанций тактического уровня. Опционально БЛА может нести метеорологические датчики или датчики для радиационного, химического и биологического мониторинга. Беспилотник также выступает в качестве ретранслятора.
Высокая надежность «Орлан-10Е» обеспечивается четырехкратным резервированием пилотажно-навигационных сигналов (магнитное склонение, радиомаяки, гироскопы и спутник) и применением помехозащищенных линий связи.
В базовой конфигурации БАС «Орлан-10Е» транспортируется автомобилем с прицепом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Радиус применения, км до 120
Максимальная продолжительность полета, ч. 10
Взлетный вес БЛА, кг 15 — 18
Тип полезной нагрузки ТВ/ИК/Фото
Масса целевых нагрузок максимальный, кг 5
Размах крыла, м 3,1
Длина 1,8 м
Тип двигателя ДВС
Топливо бензин А-95
Скорость полета относительно воздушного потока, км/ч 70…130
Максимальная высота полета над уровнем моря, м 5000
Скорость ветра на старте макс, м/с 10
Кол-во БЛА, управляемых с одного НПУ до 4
Время развертывания, мин. не более 30
Рабочий диапазон температур, °С -30…+40
Способ старта С катапульты
Способ посадки С парашютом
Расчет, чел. 4

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 02.03. 2017 + 14.01.2019

Источники: www.popmech.ru, gunm.ru, Беспилотная авиация, Известия.ru, МВМС-2011, ВТС «Бастион», ТАСС, Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ, Пресс-служба Южного военного округа, Пресс-служба Восточного военного округа, Пресс-служба Центрального военного округа, Пресс-служба Западного военного округа, bmpd.livejournal.com, АвиаПорт.ru, Интерфаксу-АВН, Военно-промышленный курьер, ТАСС, Лента.ру и др.

КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10». НОВОСТИ 2014 — 2018
КОМПЛЕКС «ЛЕЕР» С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10». НОВОСТИ 2012-2016
КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10». ЛУГА. 16.11.2019
КОМПЛЕКС БЛА «ОРЛАН-10» НА 75-ЛЕТИИ 6-Й АРМИИ ВВС И ПВО
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ОРЛАН-10» НА РЖЕВСКОМ ПОЛИГОНЕ. МВМС-2011
КОМПЛЕКС «ЛЕЕР» С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ «ОРЛАН-10»
ПОДВИЖНЫЙ НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ БЛА КШМ-БПЛА-МЕТЕО
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

bastion-karpenko.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *