Форматы hd: Hd — Википедия – Full hd — Википедия

Содержание

Чем отличается разрешение Full HD от HD

Когда нам с гордостью демонстрируют телевизоры, мониторы, дисплеи с маркировкой FullHD, это “высочайшее” разрешение представляется высшим благом. Но телевидение высокой четкости или видео HD пришли к нам относительно недавно, так что потребовать замены в соответствии с обновлением технологий еще не успели.

Естественно, что при довольно незначительной иногда разнице в цене, например, телевизоров FullHD и HD ready, потребитель хочет знать точно, что именно он приобретает и не ошибся ли в выборе. Демонстрируемые картинки не всегда дают возможность определиться: качество изображения зависит не только от разрешения, но и от многих других факторов (яркости, контрастности, углов обзора экрана и т.д.), и субъективное мнение снова топчется на месте. Посмотрим, в чем же разница между основными приманками теле- и видеотехники — разрешениями FullHD и HD.

 

Что такое разрешение FullHD и HD

Стандарт разрешения HD (High Definition) включает в себя любое разрешение, превышающее формат стандартного (то есть 720х576). Сегодня разрешение HD (маркировка HD ready) означает минимальные требования к разрешению 1280х720, однако к стандарту высокой четкости относят и менее распространенные разрешения, к примеру, 1920х1440. Маркетинг же вводит обозначение HD ready для обозначения матриц, способных отображать стандарт HD наравне со стандартным разрешением.

По сути, Full HD — это HD c разрешением 1920х1080, то есть выше, чем у HD.

Сравнение FullHD и HD

  • В чем же разница между FullHD и HD?

Именование Full HD не является стандартом качества — это маркетинговая бирка, созданная для привлечения покупателей и не дающая им путаться в цифровых значениях разрешений. Существует стандарт HD ready 1080p, соответствующий разрешению 1920х1080, но не эквивалентный Full HD: часто видеотехника технически не соответствует упомянутому стандарту, ограничиваясь соответствием разрешения. HD ready же — стандартизированное обозначение приемников.

Для потребителя разница между разрешениями Full HD и HD заключается в качестве изображения. Высокая четкость обусловлена повышением детализации за счет увеличения количества пикселей матрицы экрана.  Соответственно, изображение формата Full HD содержит больше информации, нежели HD или изображение стандартной четкости. По оценкам специалистов, разница в количестве информации может достигать четырехкратного размера.

Также матрицы дисплеев Full HD способны отображать как картинку с разрешением 1920х1080, так и 1920х720, и стандартную 720х576, тогда как HD ready на более высокое разрешение не замахивается. Это не значит, что при воспроизведении видео иного формата мы получим телесетку или “снег”. HD-дисплеи увеличивают стандартное разрешение видео до разрешения установленной матрицы, картинку HD720 отображают без изменений, а HD1080 уменьшают — опять же, до физических возможностей матрицы. Full HD-дисплеи любое разрешение ниже 1920х1080 “дотягивают” до собственной матрицы. Как правило, большие экраны предполагают воспроизведение медиа-контента, так что качество картинки будет принципиально важным, и выбор остается за Full HD.

Что касается развертки, то HD подразумевает исключительно прогрессивную, хотя с небольшим искажением такие устройства могут воспроизводить и 1080i (чресстрочная развертка). FullHD предполагает и чресстрочную, и прогрессивную развертки. Такой компромисс дает возможность получать сигнал, например, со спутника без проблем с потоком данных и пропускной способностью канала.

Сегодня ценовой диапазон теле и видеотехники имеет очень широкий разброс, так что говорить об однозначном преимуществе в стоимости того или иного класса устройств не приходится. Однако большинство производителей в дополнение к матрицам Full HD формата устанавливают мощные процессоры, способные быстро обрабатывать изображение, так что при равенстве диагоналей такие модели могут оказаться существенно дороже. Еще один важный момент: Full HD не равно HD1080p, так что технически несоответствующие стандарту качества модели телевизоров и мониторов могут маркироваться Full HD (без обмана потенциальных покупателей), но стоят такие устройства намного дешевле тех, что имеют маркировку HD1080p.

Отличие между Full HD и HD заключается в следующем:

  • Минимальное разрешение матриц Full HD 1920х1080, тогда как HD — 1920х720.
  • Качество изображения на Full HD дисплеях выше, чем на HD.
  • Стандарт HD ready предъявляет высокие технические требования к технике (за исключением разрешения матрицы), маркировка Full HD фактически отвечает только за разрешение.
  • Full HD поддерживает чресстрочную развертку без изменения изображения.
  • Full HD может не соответствовать стандарту качества HD1080p.

Производители часто снабжают Full HD устройства мощными процессорами, что сказывается на функциональности и быстродействии.

размер, качество, формат, в чем разница

С переводом изображений в цифру появляются более качественные ролики и сегодня можно найти контент сверхвысокой четкости. Но пользователя чаще интересует наиболее распространенный на данный момент формат — разрешение Full-HD, о котором будет рассказано ниже.

Что нужно знать о HD-изображении

Изначально в течении долгих десятилетий телевидение поддерживало только три аналоговых стандарта — NTFS и PAL/SECAM низкого разрешения 480px и 576px, и оставалось таковым постоянно. Это связано с тем, что изображение в исходном виде несет большой объем информации, а технологии передачи данных были ограничены.

С развитием цифровых технологий стало возможным сжатие изображений в двоичный код, и объем данных уменьшался. Появилась возможность передать более четкое изображение в формате HD.

Но в дальнейшем развивались и способы передачи данных, в результате чего стала возможной трансляция более качественного контента в формате Full-HD, 4K, 8K и выше.

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?

Важно! Не следует путать разрешение Full-HD с другим HD, т.к. второе более низкое. Эта путаница нередко возникает, т.к. под HD часто подразумевают не только видеоролик разрешением HD, но и вообще все цифровые изображения (например, Ultra-HD, 8K).

Наиболее распространенным на сегодняшний день остается именно разрешение Full-HD по нескольким причинам:

  1. Устройства вывода с матрицами более высокого разрешения по стоимости очень дорогие.
  2. Размера картинки 1080px достаточно, чтобы сохранялась детализация мелких объектов даже на больших экранах диагональю 110.
  3. Контент четкостью 4K и выше еще не распространен для домашнего просмотра и встречается чаще в кинотеатрах.

Это можно заметить и по доступным отечественным цифровым телеканалам, большинство из которых по кабельному и спутниковому ТВ вещают в HD и Full-HD качестве. Что касается программ Ultra-HD — их единицы, и включены они в основном в дорогостоящие пакеты.

Ниже для сравнения предлагается ознакомиться с таблицей, которая показывает разницу в разрешении Full-HD и иных форматов.

SD

720х480 и ниже

HD

1280х720, 1440х1080

Full-HD

1920х1080

Ultra-HD

3840х2160

4K, DCI

4096х2160

8K

7680х4320

Плюсы и минусы

Если теоретически Full-HD является лишь конкретным разрешением, то на практике у него свои особенности, которые и выделяют его среди других форматов изображения:

Большой размер. Картинка разрешения 1980х1080 остается четкой даже на огромном экране телевизора, если он поддерживает его, что будет явным плюсом.

Доступность оборудования. На отечественном рынке богатый выбор телевизоров, мобильников и ТВ-приставок с поддержкой Full-HD, у которых не высокая цена.

Много контента. Также изображения такой четкости доступны уже везде — телевидение, интернет-ресурсы, накопители.

Программная совместимость с HD форматом. Любые проигрыватели, которые воспроизводят обычный HD-ролик 720рх, воспринимают и Full-HD, т.к. оба работают на одном видеокодеке H.264.

Большой объем информации. Это уже будет минусом, т.к. для просмотра Full-HD пользователю потребуется более высокая скорость интернета.

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?Разрешение актуально для всех устройств записи и вывода с поддержкой Full-HD.

В принципе, это все отличительные особенности для данного разрешения, в остальном же оно также относится к цифровому стандарту. Иногда Full-HD называют форматом сверхвысокой четкости, для сопоставления с менее качественным HD контентом. Однако с появлением 4K это стало неактуальным.

Требования к оборудованию

Чтобы смотреть изображение Full-HD на устройстве вывода, оно должно отвечать следующим техническим параметрам:

  1. Поддержка цифрового стандарта.
    У аппаратуры должен быть свой декодер для перевода двоичного кода в изображение привычного вида.
  2. Матрица должна иметь соответствующее разрешение (1920х1080) или выше.
    В другом случае качество падает, причем разрешение не имеет ничего общего с размером экрана, о чем подробнее можно узнать в теме «Строка 6 раздел 2 в таблице».
  3. Потребуется видеопроигрыватель с поддержкой H.264.
    Для просмотра видеороликов с памяти телевизора или накопителя.

Остальные же характеристики ТВ-приемника уже не важны, т.к. они не влияют на показ изображения на экране.

Узнать поддержку Full-HD можно несколькими способами:

  • По соответствующему маркеру на корпусе телевизора;
  • В руководстве по эксплуатации;
  • На сайте разработчика;
  • В меню телевизора (если поддерживается изменение разрешения экрана).

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?Меню ТВ настроек Full-HD контента.

В любом из источников должна быть информация, указывающая на работу с Full-HD или на разрешение экрана 1980х1080 или выше. Если вместо этого написано Ultra-HD или 4K — еще лучше, т.к. экран поддерживает более высокую четкость

Если оборудование не соответствует заявленным параметрам, тогда есть некоторые нюансы.

Но сразу стоит отметить такой факт — цифровое изображение любой четкости можно вывести на дисплей независимо от его разрешения, однако уже другого размера.

То есть, его качество будет потеряно, но показывать оно все равно будет без проблем.

Все цифровые телевизоры работают по такому принципу:

  • На телевизор поступает не сама картинка, а двоичные данные, которые содержат информацию о цвете, яркости, контрастности и т.д. каждого пикселя, из которых состоит изображение;
  • декодер «считывает» эти данные, и на основе их сам формирует картинку, но уже другого качества — под разрешение телевизора;
  • на экране отображается картинка в естественном виде.

Если количество пикселей полученного изображения не соответствует таковому у матрицы, декодер может удалить повторяющиеся точки, однако новые не создает. Следовательно — картинка может быть уменьшена без потери отдельных оттенков, но не увеличена.

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?Full-HD видеоролик можно посмотреть и на старом телевизоре, но качество его будет соответствующим

В результате этого у пользователя не возникает технических преград для просмотра Full-HD контента на цифровом приемнике 720px, только падает четкость.

Однако, если используется 4К-телевизор, тут нужно поступить иначе:

  1. Оставить изображение на весь экран и «смириться» с тем, что иногда наблюдается размытость.
    Она возникает из-за того, что на большую матрицу 2160рх «ложится» разрешение 1080 рх, и четкие границы отдельных объектов уже не такие явные.
  2. Убрать растяжку на весь экран в настройках и смотреть контент в естественной четкости.
    Такой вариант актуален при просмотре важного ролика, на котором нужно разглядеть мелкие детали.

7292.jpegНа устройствах с экраном Full-HD невозможно посмотреть изображение низкого разрешения — один из немногих недостатков

Вывод изображения

Телеканалы могут наскучить, а интернет не подключен. В связи с этим многие пользователи рассматривают возможность вывода с другого источника.

Это можно сделать только двумя способами:

  1. По проводу.
    Для передачи картинки 1080рх на большой экран необходим провод HDMI версии 1.3 или выше, т.к. и других более низкая пропускная способность. Это же касается и шнуров DVI/VGA.
  2. Беспроводное соединение.
    Здесь актуально воспользоваться Wi-Fi связью, которую легко подключить через маршрутизатор даже для вывода на аналоговый приемник. Подробности можно узнать в теме «Строка 14 в таблице».

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?Один из концов кабеля должен соответствовать входу у телевизора, и это не всегда будет HDMI-штекер

Какой именно способ лучше использовать, нужно исходить из собственных предпочтений пользователя. Очевидно, если это ноутбук или планшет, правильнее воспользоваться подключением «по воздуху», чтобы девайсы оставались под рукой.

Важно! Если планируется вывод на экран телевизора Full-HD с интернета через компьютер или смартфон, нужно учесть один фактор. Сначала контент примет промежуточное устройств, и только потом ТВ-приемник. Если разрешение девайса ниже Full-HD, то и на большой экран пойдет менее качественная картинка. Чтобы принять напрямую с интернета качественный контент, нужно подключать ноутбук или телефон к телевизору в качестве модема.

Просмотр на старом телевизоре

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?Аналоговый ТВ-приемник не способен принимать цифровое изображение, поэтому ему потребуется цифровая HD-приставка.И здесь сразу стоит упомянуть несколько нюансов:

  1. Обычный DVB-T2 ресивер не подходит, т.к. он принимает только телевизионный сигнал.
    Это же касается и дешевых приставок DVB-C, которые дают в аренду провайдеры.
  2. На корпусе такого тюнера должен быть HDMI вход или хотя бы USB-порт с поддержкой маршрутизаторов.
  3. Не все телефоны могу передавать изображение напрямую, для вывода с них ресивер должен поддерживать технологию MHL.

Видео: как пользоваться MHL-адаптером

В остальном же, характеристики приставки не так важны. Однако рекомендуется рассмотреть такие опции, как наличие встроенного Wi-Fi тюнера и поддержка IPTV.

Совет! Некоторые продавцы магазинов рекомендуют приобретать приставки Full-HD, которые дороже, пусть и немного. Их отличие от HD аналогов только в разрешении выводимой картинки. Как уже выше отмечалось, оба стандарта работают по одной технологии, а на экране низкого разрешения они выводят одинакового качества. Поэтому для просмотра Full-HD на аналоговом телевизоре можно купить обычную HD-приставку.

При подключении может выводиться растянутое изображение, что связано с разностью соотношения сторон между устройством вывода и контентом. Нужно войти в настройки приставки и изменить формат отображения с 16:9 на 4:3.

7293.pngПример настройки разрешения и соотношения сторон для телевизора на приставке МТС ТВ

Советы по выбору

Если телевизор устарел и рассматривается покупка более совершенной модели с поддержкой Full-HD.

Рекомендуется обратить внимание на такие особенности:

  1. Наличие встроенного Wi-Fi тюнера и технологии дублирования экрана.
    Это значительно облегчит процесс вывода изображения с других устройств.
  2. Поддержка спутникового и кабельного тюнера.
    Обычные эфирные каналы работают в HD 720px, а вот по кабелю или со спутника полно Full-HD программ, в т.ч. и федерального вещания.
  3. Технология матрицы.
    Если бюджета хватает только на недорогой LCD-телевизор, его экран должен быть на основе IPS, т.к. TFT-матрицы характеризуются сильной засветкой экрана.
  4. Поддержка Ethernet-стандарта.
    По WiFi удобнее выводить со своих устройств, а для приема Full-HD изображения с удаленного сервера лучше подключить проводной интернет, т.к. у него более высокая скорость.

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать?Даже у телевизоров прошлых поколений есть LAN-разъем под сетевой кабель, но его может не быть у современной дешевой модели

Однако эти критерии стоит учитывать, лишь обращая внимание на технологию Full-HD, но при покупке телевизора важно рассматривать и иные параметры, которые подробно обсуждаются в теме «Строка 4 в таблице».

Заключение

Видео в разрешении Full-HD отличается более высоким качеством изображения, что делает просмотр более приятным. Но этот формат работает по аналогичной технологии, что и более ранние цифровые стандарты. От пользователя требуется только экран размером 1920х1080, в остальном же, оборудование может быть самым простым, нужна лишь поддержка декодера цифрового сигнала.

 

Full HD разрешение сколько это пикселей и что лучше выбрать? Загрузка…

HD разрешение — что это и сколько в пикселях


HD разрешение - что это и сколько в пикселяхHD разрешение - что это и сколько в пикселях

Автор: Александр Мойсеенко / Опубликовано:08.08.2019 / Последнее обновление: 8.08.2019


Размер растровых изображений и видео обычно выражают количеством пикселей по ширине и высоте. Помнить и выговаривать такое сочетание цифр неудобно, поэтому в качестве облегчения используется соответствующая величина – разрешение. В статье мы объясним, что собой представляет HD разрешение, где используется и сколько составляет пикселей.

Что такое HD разрешение

HD – сокращение английского словосочетания High-Definition, что переводится как «Видео высокой четкости». Поскольку общепринятого стандарта высокой четкости нет, ввиду регулярного роста разрешений, стандарт HD принято считать разрешением высшего качества в отношении предыдущих стандартов. Впервые стандарт HD появился в начале 80-х годов, когда Япония, Европа и США принялись усовершенствовать телевизионный процесс. Новый формат умещал в кадре 720 строк против 576 строк в PAL и 480 строк в NTSC.

Для информации. Разрешение – величина определяющая количество точек или пикселей в кадре. Размер вычисляют путем умножения линий по вертикали на количество строк по горизонтали: 640х480, 1024х576 и т.д. Чем больше линий и/или строк, тем качественнее и четче картинка. В одной строке и линии только 1 пиксель.

Где используется HD разрешение

Первоначально термин HD описывал разрешение видеосигнала передаваемого на экран телевизора. Позднее стандарт HD стали применять к изображениям и графике в цифровой форме, записям видео с цифровых камер; ещё к экранам телевизоров, мониторов, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Так же термин описывает качество текстур в играх: SD (PAL) – ниже разрешение, что предпочтительнее для слабых систем; HD – выше разрешение, что предпочтительнее для производительных компьютеров. Благодаря такой стандартизации удается достичь более точного представления качества картинки.

Что бы выделить поддержку HD стандарта в электронных устройствах, производители часто указывают логотип «HD Ready». Обычно такой маркетинговый термин относится к телевизорам, ноутбукам, мониторам и проекторам. При этом разрешение у некоторых ноутбуков и мониторов по факту больше стандартного HD, поэтому логотип «HD Ready» в таких устройствах отсутствует.

Сравнение размеров народных разрешений.

Сравнение размеров народных разрешений.

Сколько пикселей в HD

Стандарт для HD – 1280 пикселей по горизонтали и 720 по вертикали. Для получения общего количества требуется умножить 2 числа – 921600 пикселей. При этом стоит учесть, что при определенных соотношениях сторон длина строк варьируется, а ширина остается неизменной – 720.

Как меняется количество пикселей при изменении соотношения сторон:
  • 960х720=691200 пикселей при соотношении 4:3 = 1,3.
  • 1152х720=829440 пикселей при соотношении 16:10 = 1,6.
  • 1200х720=864000 пикселей при соотношении 5:3 = 1,66.
  • 1280х720=921600 пикселей при соотношении 16:9 = 1,7.

Больше информации о стандартизированных разрешениях устройств вывода смотрите в таблице по этой ссылке.

Более современные стандарты Full HD и Ultra HD – логическое продолжение HD, где ключевое отличие заключается в увеличенном разрешении – 1920х1080 и 3840х2160. Такое изображение содержит больше пикселей, соответственно уровень четкости и детализации выше. При этом высокое разрешение логично использовать в устройствах с большой диагональю. Поскольку детализация крупной картинки на маленьком экране малозаметна. А использование мелкого разрешения на большом экране приводит к ухудшению четкости картинки.

Разрешение HD+ и FullHD+ в смартфонах на Android

До конца 2017 в Android-смартфонах использовалось стандартное HD разрешение с соотношением сторон 16:9. В целях повышения диагонали без существенного увеличения габаритов корпуса, индустрия массово перешла на нестандартные ранее соотношения сторон 18:9, 19.5:9, 20:9 и т.д. Такой переход заложил новый стандарт для смартфонов, что получил название HD+ и FullHD+. При соотношении сторон 18:9 количество пикселей для HD+ составляет 1440х720, а для FullHD+ – 2160х1080. Соответственно при увеличении соотношения сторон длина строк так же увеличится.

Вывод

В статье мы подробно рассмотрели HD разрешение – что это и сколько в пикселях. Стандарт активно вытесняют более современные форматы с увеличенным числом пикселей – Full HD и Ultra HD. При этом HD разрешение сохраняет актуальность в качестве входящего порога «качественной» видеозаписи, начального разрешения бюджетных телевизоров и ноутбуков.

А какое разрешение используете вы? Делитесь мнением в комментариях под статьей.

Сравнение размеров народных разрешений. Загрузка…


Поделиться:[addtoany]



Что такое HD? Full HD?


Было одновременно трудно и легко в то время, когда только зародилось телевидение с высочайшей разрешающей способностью по горизонтали и вертикали. Трудно от того, что аналоговые способы достижения четкой картинки были трудоемки. А легко из-за наличия единственного размера ТВЧ с делением изображения на 1080 строк.

Цифровое телевидение с высокой разрешающей способностью позволяет делить кадр на 720 и 1080 строк при существовании усиливающейся развертки параллельно с традиционной чересстрочной (progressive – р, а interlace – i) и оригинальная развертка в 24 кадра за секунду. Кроме того, разрешение аналоговой интегральной микросхемы плазменных и жидкокристаллических моделей может обретать различные интервальные показатели. Размер экрана может быть 800, 1024, 1280, 1336, 1440, 1920 пикселей. Многообразие параметров заводит покупателей в тупик.

Группы HD.

Четкое изображение предполагает выросшее в пять раз детализирование картинки. Достигается это путем увеличения числа точек, составляющих кадр. Изображение высочайшей четкости представлено двумя величинами: 1280х720 и 1920х1080. Также сейчас развивается и Ultra HD.

При традиционной четкости картинки соотношение сторон получается 4:3, в то время как при высокой — 16:9. На чертеже можно заметить, как при тождественной угловой величине пикселей сопоставляются размеры экранов. Речь идет именно об их размерах, поскольку в отличие от HD пиксели в SD вытянуты в ширину, они не квадратные.

При отношении сторон 4:3 число строк деления кадра составляет 576, тогда при пикселе, имеющем форму квадрата, в строке должно быть не 270 точек, 768.

Разрешение 1080p, что это?

Картинка в традиционной четкости составлена из 414720 обособленных точек. Для параметров высокой разрешающей способности HD 720 число точек увеличивается до 921600, что вдвое больше по сравнению с SD. Для HD 1080 число точек вырастает до 2073600 – это составляет два мегапикселя, в пять раз больше традиционной четкости.

Рекламируя свою продукцию, изготовители иногда лукавят, говоря о шести мегапикселях. Ближе к истине цифра шесть миллионов субпикселей, поскольку каждый разноцветный пиксель включает в себя субпиксели трех основных оттенков: красного, синего и зеленого.

Развертка.

Телевидение с высокой разрешающей способностью позволяет применять нарастающую развертку, в то время как традиционная четкость дает чересстрочную развертку. В нарастающей (или прогрессивной) развертке картинка появляется на экране мгновенно, а не поэтапно строками нечетными и четными.

Прогрессивная развертка не имеет ряда недостатков:

  • Не производит впечатления расчески на стыках мчащихся объектов.
  • Изображение не трепещет на фоне тонких полосок, расположенных по горизонтали.

Эти параметры изображаются символами р и i. HD сигнал 1920х1080 с разверткой чересстрочной помечается 1080 i, в то время как аналогичный сигнал, но с прогрессивной разверткой – 1080р.

Частота смены кадров.

Чересстрочная развертка совместима со скоростью смены кадров, равной 25, 29,97 и 30 в секунду. Развертка прогрессивная способна совмещаться с увеличенными в два раза частотами кадров, например, 50, 59,94 и 60, где полноценные кадры замещают поля, благодаря чему соединяются гладкость передвижений чересстрочной развертки и устойчивость картинки развертки прогрессивной, а также традиционные для кино 24 кадра в секунду.

Символы HD720/24p означают: кадр разрешения1280х720 пикселей разверткой прогрессивной 24 кадра в секунду. А символы HD1080/29.97i читаются следующим образом: кадр 1920х1080 с разверткой чересстрочной 29,97 кадров в секунду. Бывает, что эти же самые параметры указывают немного иначе: [email protected] и [email protected]

Частота смены кадров не имеет ничего общего с нанесенными на телевизоры рекламными пометками: развертка 100 Гц или 480 Гц. Тут речь идет о показе различных кадров, в то время как при высокой частоте один кадр демонстрируется многократно.

В кино для минимизации мигания кадры демонстрируются по два раза, а в одну секунду показывается всегда 24 абсолютно разных кадра. В моделях ЖК с PAL основой поля меняются со скоростью 50 в одну секунду, то есть 25 кадров. Увеличение частоты развертки в два раза приводит к минимизации времени, затрачиваемого на включение и отключение жидкокристаллического звена. А это, в свою очередь, повышает качество отображения молниеносно перемещающихся субъектов.

Преимущества HD.

Изобилие цифр само по себе не производит такого эффекта, как созерцание процесса трансформации количества в качество. При отличном источнике сигнала на моделях, совместимых с Full HD, достоинства изображения высочайшей четкости видны и не требуют доказательств. Чем обусловлено наличие безусловных преимуществ?

Прежде всего, улучшенным в пять раз детализированием, достигаемым громадным числом точек, сливающихся в картинку. Кадр является емким носителем информации, мелочи тщательно обработаны и не больше теряются на общем фоне. Качественнее отображается фактура объектов, например, отдельные волоски, морозные узоры, прожилки на листьях, благодаря чему картина становится более натуральной.

Достоинства изображения высокой четкости еще более заметны на больших экранах. На первых двух представленных изображениях показано, как на изображениях традиционной четкости, доведенных до параметров Full HD, не заметны детали.

На двух последующих картинках наглядно поясняется, как SD-сигнал смотрится на экране с параметрами 1920х1080 и на экране с традиционным разрешением 640х480 для NTSC либо 800х600 для PAL.

Сопоставление доказывает, что доскональное интерполирование позволит создать на экране более привлекательное изображение по сравнению с ранее принятым увеличением параметров пикселей в стандартном разрешении. В продаже, наверное, не сыскать экран с метровой диагональю и разрешением 720х576, поскольку такой показатель возможен при максимально приближенном к пользователю миниатюрном экране разрешения SD. Этим же объясняется тот факт, что габариты экрана HD допустимы больше в два раза по сравнению с SD при аналогичной четкости изображения и удаленности от пользователя.

Full HD.

Совместимостью со всеми показателями изображения высочайшей четкости характеризуется Full HD. Понятие «всех» означает параметры до самого большого показателя 1920х1080. Full HD нет в том случае, если присутствующая в телевизоре матрица обладает по ширине разрешением 1280, 1336 либо 1440. Получить можно только HD720, а скорее всего, будет HD-Ready. Продукция с обозначением HD-Ready и без такового имеет некоторые различия:

  • Модель, не снабженная маркировкой, скорее всего, не позволит просматривать изображение высочайшей четкости, даже если присутствует матрица по ширине свыше 1280 пикселей. Такой прибор может передавать SD- сигнал, преобразовывая сигнал традиционной четкости «вверх» и увеличивая традиционное разрешение SD до разрешения матрицы.
  • Отметка на модели HD-Ready показывает, что на приборе смотреть изображения традиционной и высокой четкости. SD- сигнал станет преобразовываться «вверх», а HD720 – передаваться без трансформаций либо преобразовываться «вверх» (на это влияет разрешение матрицы). HD1080 станет изменяться «вниз», понижая разрешение сигнала 1080 до разрешения матрицы.
  • Значение Full-HD свидетельствует о том, что прибор может отображать различные сигналы, SD либо HD. Тут HD1080передается «как есть», остальные показатели трансформируются «вверх».

Как правило, модели с Full HD оснащаются видеопроцессорами, обладающими большой мощью и разработанными с использованием современных технологий. Этим объясняется их способность успешно преобразовывать HD720 и SD. В первом варианте необходимо полуторократное линейное увеличение, а во втором – нужно усиление в 2,7 крат. При возрастании этого показателя становится явным обезличивание не контрастных мелких деталей на общем фоне в появляющемся изображении. Для благоприятного разрешения этой ситуации нужно потратить много сил, сильные процессоры выполняют задачу максимально быстро и качественно.

Телевизоры, относящиеся к категории Full HD, как правило, достаточно дороги, но в них непременно находятся самые современные и высококачественные матрицы.



Поделиться в социальных сетях:







в чем разница между HD, Full HD и 4К

Читайте, что такое разрешение экрана смартфона. И что на самом деле означают названия разрешений дисплея, такие как HD, Full HD, WQHD, UHD, 4K, 5K, 6K и 8K?

На рынке представлено бесчисленное множество смартфонов с различными размерами дисплеев, различным разрешением экрана и специальными названиями для этих характеристик. Нелегко понять разницу между ними всеми. Full HD или WQHD – что означают эти аббревиатуры? И какое отношение имеют к цифрам типа 1920×1080?

Что такое разрешение экрана смартфона?

Сначала давайте определимся с термином “разрешение экрана”. Для отображения изображений на экране смартфонов и компьютеров используются миллионы маленьких пикселей (точек), из которых состоит дисплей. Количество пикселей по горизонтали и вертикали – это и есть разрешение экрана.

Разрешение экрана обычно обозначается как 1024×768 пикс (или 1366×768, 1920×1080). Эти цифры означают, что у экрана 1024 пикселя по горизонтали и 768 пикселей по вертикали.

Естественно, что чем больше пикселей на экране, тем выше будет разрешение изображения и видео. Но, чтобы быть точным, надо учитывать не только количество пикселей, но и размер экрана (диагональ). Лучшей картинкой обладают дисплеи у которых больше пикселей на дюйм экрана. Это называется плотностью пикселей. О ней читайте подробнее здесь.

Производители всяких устройств с экранами, чтобы не путать покупателей цифрами, придумали красивые названия для стандартных разрешений. Выглядят они как HD, qHD, WQHD, Full HD, 4K и т.д.  Ниже вы можете видеть таблицу соответствия названий и числовых значений разрешения экранов.

Таблица популярных разрешений экранов телефонов

Название разрешения Горизонтальное × Вертикальное количество пикселей Другие названия разрешения
720p 1280 × 720 HD, High Definition
1080p 1920 × 1080 Full HD, FHD, Full High Definition
4k 3840 × 2160 4K, Ultra HD, Ultra-High Definition
8k 7680 × 4320

Что такое HD (720p) и Full HD (1080p)

Разрешение экранаРазрешение экрана

Никогда еще технические характеристики так не вводили в заблуждение простых людей, как в случае с разрешением HD и Full HD. Эти слова пихали куда ни попадя: и в телевизорах, и в смартфонах.

Путаница часто была связана с тем, что когда появилось HD ТВ, в индустрии использовалось несколько форматов вещания и размеров дисплеев. Теперь же есть четкий стандарт.

  • HD разрешение (High-definition англ. – высокая четкость) –  это 1280×720 пикселей. Поэтому такое разрешение еще называют 720p. такое разрешение – удел бюджетных и некоторых средних по цене смартфонов.
  • Full HD разрешение (Full high-definition англ. – полная высокая четкость) – это 1920×1080 пикселей. Еще такое разрешение называют 1080p. Встречается в телефонах среднего ценового диапазона.

Так как в телефонах, в отличие от телевизоров, экран обычно меньше по горизонтали, и выше по вертикали, часто в их характеристиках пишется вот так: 720×1280 или 1080×1920.

Не забывайте, что разрешение экрана – это величина относительная. Поэтому вы можете встретить и смартфоны, и телевизоры с разрешением Full HD. Естественно у последних диагональ экрана будет больше. А значит у телевизоров из-за размера экрана плотность пикселей будет меньше. Например, смартфон с Full HD показывает гораздо больше деталей, чем монитор с таким же Full HD. Сами подумайте, ведь у смартфона на один дюйм приходится около 300 ppi (пикселей). А у телевизора, например, всего 60 ppi.

Но разницу вы не всегда почувствуете. Так как телевизор вы смотрите с расстояния 2-4 метров. А экран телефона у вас всегда на расстоянии вытянутой руки.

В любом случае, при выборе экрана смартфона обязательно обращайте внимание на характеристику плотности пикселей, а не только его разрешение.

Простое правило – чем больше диагональ смартфона, тем больше должно быть разрешение экрана. Чтобы плотность пикселей не опускалась ниже цифр 300 ppi.

Разрешение экрана 2K (2К, WQHD, 1440p)

За последние пять лет производители отчаянно пытались встроить в смартфоны экраны с более высоким разрешением. Даже там, где они не особо и нужны. В результате, экраны Quad High Definition (QHD) стали популярными в современных телефонах среднего и верхнего ценового диапазона.

В разрешении QHD в четыре раза больше пикселей, чем в стандартном 720p (HD). А именно 2560×1440 пикс. Потому кратко еще называется 1440p. Часто такое разрешение еще называют WQHD (Wide Quad High Definition – англ.). Тут все дело в соотношении сторон. О нем мы расскажем чуть позже в этой статье.

Иногда разрешение QHD называют 2K.  Подразумевая, что это вдвое меньше разрешения 4K. Это не совсем правильно. Технически, разрешение 2K составляет 2048×1080.  А значит QHD все-таки лучше. QHD можно даже назвать 2.5K.

Разрешение 4K и UHD

Как и в случае с QHD и 2K, разрешения 4K и Ultra High Definition (UHD) часто смешивают и заменяют. Снова-таки, это не совсем честно и правильно.

Экраны 4K имеют разрешение 4096×2160 пикселей. UHD отличается количеством пикселей: 3840×2160. Путаница происходит из-за того, что 4K – это профессиональный термин производителей кино. А UHD – термин для людей и производителей техники. И снова все это связано с соотношением сторон. Потерпите! Скоро мы о нем расскажем.

Оба разрешения (4K и UHD) часто называют 2160p. До сих пор большинство производителей старались не ставить в телефоны экраны 4K. Так как чем больше разрешение, тем больше заряда батареи кушает дисплей. Но вы все-таки можете найти на рынке нелепые и редкие телефоны 4K. Например Sony.

5K, 6К и 8К разрешение

Разрешение экранаРазрешение экрана

5K разрешение – редкость. В телефонах вы такое не встретите. 5120×2880 пикселей в экране смартфона уже кажется перебором даже самым жадным до цифр производителям. Это вдвое выше разрешения QHD.

Есть еще 6K и 8K. Будем надеяться, что такие смартфоны появятся не скоро. А когда появятся, будут изобретены новые типы батарей, которые смогут выдержать энергетические аппетиты таких дисплеев.

Что такое соотношение сторон экрана

соотношение сторонсоотношение сторон

Так как производители экранов – люди с больной/большой/бурной (выбирайте наиболее вам подходящее) фантазией, то, кроме разрешения, диагонали и плотности пикселей, они еще придумали характеристику “соотношение сторон“.

Соотношение сторон – это пропорциональное соотношение между шириной и высотой видеоизображения. Вот как это обычно пишется: 1:1, 16:9 и 4:3.

Какие бывают соотношения сторон

Наиболее распространенными являются 16:9 или 9:16, 4:3, 1:1 и 2.4:1.

  • 16:9 – стандартное широкоформатное соотношение сторон экрана.
  • 9:16 – это все вертикальное видео, которое мы просматриваем на телефонах. Это идеальный поворот видео на 90 градусов в 16:9.
  • 4:3 –  в 80-х и 90-х годах прошлого столетия было снято много фильмов и телепередач с таким соотношением сторон.
  • 1:1 – это идеальный квадрат, и это соотношение сторон для видео Instagram или Facebook.
  • 2.4:1 – ультра широкоэкранный или анаморфотный формат изображения. Его часто используют в кино, чтобы создать ощущение супер кинематографа.

При разрешении 1920×1080 пикселей у экрана будет соотношение сторон 16:9. Это наиболее популярное соотношение. Его поддерживают кинокомпании, интернет-сервисы. Именно с таким соотношением сторон снимаются видео на телефонах.

При этом в смартфонах часто используются нестандартные разрешения. А потому и соотношение сторон там будет нестандартное. Например в айфонах можно встретить такое:  2.17:1.

Беды тут никакой нет. Ваш телефон все равно сможет отображать видео с другим разрешением и соотношением сторон. Просто иногда видеоролик будет занимать не весь экран, а снизу и сверху появятся черные полосы, заполняющие лишнее место на экране.

Все разрешения телефонов и смартфонов:

Разрешения HD Full HD и 4K: в чем разница?

Зачастую покупка телевизора – это достаточно сложный выбор. Производители выпускают сотни моделей с различными характеристиками, включая возможности экрана. Популярностью сейчас пользуются модели с HD, Full HD и 4K разрешениями экрана. Все они имеют свои преимущества и недостатки, на которые необходимо обратить внимание при покупке телевизора и других устройств. Многие спорят о целесообразности использования 4K, т.к. для комфортного пользования хватает HD и Full HD. Так в чём разница между этими разрешениями экрана?

HD и Full HD

В переводе с английского языка HD означает высокая чёткость. Это основной критерий при копке того или иного устройства. HD – это разрешения выше 720х576. Full HD также относится к HD, но здесь 1920х1080, что существенно выше. Устройства с таким разрешением отличаются большим качеством картинки.

Разница:

  • Цена. Зачастую стоимость устройств с Full HD существенно выше, чем на телевизоры с более низким качеством. Однако эта стоимость полностью оправдывается за счёт высоких характеристик Full HD в сравнении с HD качеством.

ВАЖНО! В условиях ограниченного бюджета рекомендуется приобрести устройство с HD разрешением, т.к. особой разницы человеческий глаз не заметит, если размер экрана телевизора большой.

  • Чёткость. Важное отличие между вариантами. На экранах устройств с Full HD более чем в 2 раза больше пикселей, нежели в HD качестве. Это легко проверить, перемножив значения пикселей.
  • Развёрстка. Устройства с форматом HD зачастую бывают с прогрессивной развёрсткой и иногда чересстрочную. Во втором случае качество изображения ухудшается. Full HD позволяет пользоваться обоими видами развёрстки, что позволяет не искажать качества.

СОВЕТ! Если вы хотите смотреть фильмы в качестве 1080p, то приобретите Full HD телевизор, т.к. устройства с HD уменьшают чёткость изображения.

Full HD и 4K

Эти разрешения сравнивают гораздо чаще, т.к. они оба имеют отличное качество, однако у устройств с 4K оно выше, но и стоимость также отличается.

Вот основные различия:

  • Цена. Стоимость 4K телевизоров выше, чем Full HD. Это обосновано более высоким качеством и насыщенностью изображения.

ВАЖНО! Сейчас активно используется разрешение Full HD, и если вы не планируете тратить много средств на покупку телевизора, то этот вариант идеально подойдёт.

  • Чёткость. В 4K разрешении 3840 × 2160 пикселей, тогда как Full HD имеет 1920х1080. Если перемножить значения, будет ясно, что в первом случае в 4 раза больше пикселей на экране, что обеспечивает идеальное качество изображения.
  • Возможности. Самое главное отличие в возможностях обоих разрешений. Full HD позволяет просматривать видео в качестве 1080p, а 4K открывает изображения в 2160p. Full HD устройство снизит качество картинки, если оно равно 2160p.

Что выбрать?

Специалисты не рекомендуют к покупке телевизоры с HD качеством и советуют выбирать между Full HD и 4K. Последний вариант стоит дороже остальных, но стоимость полностью оправдывается за счёт его характеристик и возможностей. Поэтому советуем к покупке именно 4K устройства. Но если вы не имеете достаточно свободных денег для покупки или считаете, что меньшей чёткости изображения вам будет достаточно, приобретите устройство с Full HD разрешением.

Не стоит делать выбор в пользу HD в 2019 году, т.к. это качество устаревает.

Заключение

Каждое из разрешений имеет свои преимущества, однако следует делать выбор в пользу более современных. Сейчас HD и Full HD качеством никого не удивить, т.к. такие телевизоры есть практически в каждом доме, а 4K имеет более широкие возможности и характеристики.

В чём разница между HD, 4K, 8K (1 видео)

 

Все иллюстрации этой статьи (6 фото)

Соотношение сторон экрана — Википедия

Соотноше́ние сторо́н экра́на или Отноше́ние ширины́ ка́дра к высоте́ (также форматное соотношение, англ. aspect ratio) — понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея. В кинематографе применяется обозначение соотношения сторон экрана, отличное от фотографии и телевидения, в которых соотношение обозначается целыми числами[1]. В киностандартах короткая сторона принимается равной единице, а длинная сторона обозначается десятичной дробью, показывающей отношение к короткой стороне.

Содержание

  • 1 Наиболее распространённые соотношения
    • 1.1 1:1
    • 1.2 1,25:1 (5:4)
    • 1.3 1,33:1 (4:3)
    • 1.4 1,34:1
    • 1.5 1,375:1
    • 1.6 1,5:1 (3:2)
    • 1.7 1,56:1 (14:9)
    • 1.8 1,6:1 (16:10)
    • 1.9 1,66:1; 1,85:1 (Flat)
    • 1.10 1,78:1 (16:9)
    • 1.11 2:1 (18:9)
    • 1.12 2,05:1 (18,5:9)
    • 1.13 2,17:1(19,5:9)
    • 1.14 (19:9)
    • 1.15 2,2:1
    • 1.16 2,3:1 (21:9)
    • 1.17 2,35:1
    • 1.18 2,39:1; 2,4:1 (Scope)
    • 1.19 2,55:1
    • 1.20 2,6:1
    • 1.21 2,75:1 (11:4)
    • 1.22 Иные соотношения сторон
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Наиболее распространённые соотношения[править | править код]

Если для кинематографических систем соотношение сторон экрана является техническим параметром, учитывающим размеры кадрового окна и коэффициент анаморфирования, то для систем телевидения и компьютерных мониторов эта же величина непосредственно привязана к стандарту разложения и разрешению в пикселях при определённом соотношении его сторон. Однако, в большинстве случаев пиксель считается квадратным. Подавляющая часть видеоконтента использует горизонтальный кадр, поэтому первая цифра, обозначающая горизонтальный размер, всегда больше второй. Исключение составляет мобильное видео с вертикальным кадром 16:9, получившее распространение благодаря приложению Snapchat. Это единственный случай, когда большая цифра обозначает вертикальную сторону кадра.

1:1[править | править код]

Квадратный кадр до недавнего времени использовался только в фотографии. Преимуществом такого соотношения сторон была возможность конструирования аппаратуры, не требующей поворота для выбора вертикальной или горизонтальной компоновки кадра. Наиболее известные форматы квадратного кадра — среднеформатный 6×6 сантиметров и малоформатный тип-126 с кадром 28×28 миллиметров. Гораздо шире известен квадратный формат 7,9×7,9 сантиметра интегральных комплектов для моментальной фотографии серий Polaroid «SX-70» и тип-600. Считается, что особенности этих технологий и формат кадра стали основой квадратных изображений социальной сети Instagram. В кинематографе квадратный кадр 18,67×18,67 миллиметра использовался для фильмокопий системы «Суперскоп», при проекции дававший широкоэкранное изображение[2]. В настоящее время квадратный кадр получил широкое распространение в мобильном видео. Большую роль в этом сыграла социальная сеть Instagram с квадратным форматом фотографий.

1,25:1 (5:4)[править | править код]

Ранние модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладали таким соотношением сторон экрана[3]. В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно[4]. В 2010-х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.

1,33:1 (4:3)[править | править код]

С 1895 года кадр большинства кинематографических систем на 35-мм киноплёнке имел размеры 18×24 мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 1 дюйму (25,4 мм). В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Полуформатные фотоаппараты имеют кадр, совпадающий с немым кинематографическим, и то же соотношение сторон.

Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съёмке со скрытым кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры, имеет другое соотношение сторон кадра.

В аналоговом телевидении стандартной чёткости стандартным считается соотношение сторон экрана 4:3, позаимствованное у кинематографа. В цифровом телевидении 4:3 используется наряду с другими форматами, а для алгоритма компрессии MPEG-2 это стандартный кадр. Современные цифровые компактные фотокамеры обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим своё происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения VGA и EGA. Наиболее распространённый формат мониторов до середины 2000-х годов с разрешениями 1024×768, 1152×864 и 1600×1200 пикселей. Позднее телевизоры и мониторы формата 4:3 начали вытесняться широкоэкранными мониторами с соотношением сторон 16:9.

1,34:1[править | править код]

Формат IMAX использует широкую киноплёнку 70-мм с продольным расположением кадра. Ключевая особенность формата заключается в планировке кинозала с экраном, рассматриваемым с небольшого расстояния. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, повышая эффект присутствия. Соотношение сторон экрана, близкое к классическому, примерно соответствует полю зрения человека. Такое же соотношение сторон экрана даёт стандартный формат на 16-мм киноплёнке[5].

1,375:1[править | править код]

С появлением звука в кинематографе соотношение изменилось, поскольку теперь на плёнку впечатывалась оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1)[6]классического формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на плёнке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932 году Американской академией киноискусства[7]. Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.

В середине 1950-х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать своё место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с цветным телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.

1,5:1 (3:2)[править | править код]

Соотношение сторон негатива кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX[8][9]. Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению близок к малоформатному фотографическому негативу, снятому на фотоплёнке (тип-135) или среднеформатному кадру 6×9 см. В отличие от практически не использующегося широкоплёночного формата, кадр размером 24×36 мм до сих пор существует без каких-либо изменений почти сто лет. Такое же соотношение сторон фотоотпечатка 10×15 см позволяет печатать малоформатный кадр без потерь. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такое соотношение сторон кадра и матрицы.

1,56:1 (14:9)[править | править код]

Использование кадра 14:9 в разных вещательных форматах

Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания того же контента в разных форматах[10]. При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.

Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015 года[11]. 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания)[П 1] и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания)[12].
В кинематографе близкое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК[13]. Получаемое на киноплёнке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению. Однако, исходное соотношение сторон никогда не использовалось в конечных копиях, оставаясь лишь форматом негатива.

1,6:1 (16:10)[править | править код]

Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков с разрешениями 1280×800, 1440×900 и 1680×1050 пикселей[3]. В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10. Наиболее близко к величине «золотого сечения» 1,6180339887. Такое соотношение сторон очень популярно у Apple MacBook, в частности у MacBook, MacBook Pro и у MacBook Air.

1,66:1; 1,85:1 (Flat)[править | править код]

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures») первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран[14][15]. Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953 года, обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае того же года кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта[16]. В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1.

В современном цифровом кинематографе последний стандарт стал одним из двух основных — Flat. Соотношение сторон 1,66:1 имеет кадр негатива производственного формата «Супер-16»[17].

1,78:1 (16:9)[править | править код]

Широкоэкранный формат 16:9 используется в телевидении высокой чёткости (ТВЧ, HDTV) и при цифровом вещании телевидения стандартной чёткости (SDTV). В ТВЧ этому соотношению соответствуют разрешения 1920×1080 и 1280×720 с квадратным пикселем, а в телевидении стандартной чёткости используется цифровое анаморфирование и прямоугольный пиксель. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и наиболее распространённым в современных компьютерных мониторах. Чаще всего встречаются разрешения мониторов 1920×1080, 1600×900, 1366×768, а также соответствующие стандартам ТВЧ[3]. Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации. Такое же соотношение сторон было у кадра негатива вышедшей из употребления усовершенствованной фотосистемы.

2:1 (18:9)[править | править код]

Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36 мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1)[18]. Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1[19]. Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы. Современные телесериалы в сетях онлайн-дистрибуции стали часто использовать этот формат[20].

2,05:1 (18,5:9)[править | править код]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы Samsung в первый раз на модели Samsung Galaxy S8. Технология также называется WQHD+. Соотношение сторон имеет разрешение 2960×1440.[21]

2,17:1(19,5:9)[править | править код]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы «Apple» в первый раз на модели iPhone X. Соотношение сторон имеет разрешение 2436×1125.

(19:9)[править | править код]

Соотношение сторон имеет разрешение:

  • 5.8” дюйма, Full HD+ 2280×1080 пикселей, 1080p, 19:9.
  • 6.1” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.
  • 6.4” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.

2,2:1[править | править код]

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70-мм и сферической оптики[22]. Первой из таких систем стала американская «Todd-AO», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1[23]. В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.

2,3:1 (21:9)[править | править код]

Формат экрана LED-телевизоров, выпускаемых некоторыми производителями. Впервые такой экран с диагональю 56 дюймов создан компанией Philips в 2009 году[24][25]. Такое соотношение сторон наилучшим образом подходит для просмотра фильмов, снятых по системе CinemaScope или его современных версий с кадром 2,39:1[26].

Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.Изображение

2,35:1[править | править код]

В 1953 году, кинокомпанией «XX век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope»), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35-мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri»[27].

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и т. п.

2,39:1; 2,4:1 (Scope)[править | править код]

В 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1[28][17]. Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.

2,55:1[править | править код]

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55»[29][30]. Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года, когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1[править | править код]

Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама» (англ. Cinerama) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1[31]. Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» — документально-видовой (англ. travelogue) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama») был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных: «Как был завоёван Запад» (англ. «How the West Was Won») и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm») (оба в 1962 г.) и «Парусник: путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» — съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle», 1958, прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанорама» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Изображение обладает таким же соотношением сторон 2,6:1[23].

2,75:1 (11:4)[править | править код]

В 1957 году «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1[32][33].

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон[править | править код]

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

  1. ↑ При этом из 576 активных строк развёртки изображение содержат только 494
  1. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 36.
  2. ↑ The Rich Man’s Poor Man’s Version of CinemaScope (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 3 августа 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  3. 1 2 3 Сергей Асмаков. Широкий формат: за и против (рус.). Обзоры. Компьютер Пресс (июль 2009). Дата обращения 16 марта 2015.
  4. ↑ Какой формат монитора выбрать? (неопр.). Дата обращения 25 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  5. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 66.
  6. ↑ Коноплёв, 1975, с. 28.
  7. Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Леонид Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения 26 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  8. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  9. ↑ Specifications at a glance — VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  10. ↑ Области безопасности программ с широкоэкранным 16:9 и стандартным 4:3 форматами изображения (рус.). РЕКОМЕНДАЦИЯ МСЭ-R BT.1379-2. ITU. Дата обращения 2 декабря 2012. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  11. ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
  12. ↑ Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал
  13. ↑ Коноплёв, 1975, с. 32.
  14. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 14.
  15. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 66.
  16. ↑ Коноплёв, 1975, с. 30.
  17. 1 2 Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 38.
  18. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 71.
  19. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 18.
  20. Benedict Seal. From Storaro to Star Trek: Discovery – 2:1 aspect ratio’s big journey to the small screen (англ.). VODzilla.co (25 September 2017).
  21. ↑ Характеристики Samsung Galaxy S8 и S8+ (рус.)  (неопр.) ?. Samsung ru. Дата обращения 3 марта 2019.
  22. ↑ Коноплёв, 1975, с. 33.
  23. 1 2 Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 66.
  24. 2010-12-10. Philips launches World’s First Cinema Proportion Full HD 3D LED Pro TV with Ambilight (англ.) (недоступная ссылка). Philips Media. Дата обращения 20 марта 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.
  25. Rasmus Larsen. Exclusive first-look at Philips Cinema 21:9 (англ.). Flatpanelshd (5 March 2009). Дата обращения 20 марта 2017.
  26. Paul Miller. Vizio bringing 21:9 Cinema HDTV to CES with 2560 x 1080 resolution (англ.). Engadget (1 April 2011). Дата обращения 20 марта 2017.
  27. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 15.
  28. ↑ Facts On The Aspect Ratio (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения 5 августа 2012. Архивировано 11 сентября 2012 года.
  29. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 76.
  30. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 533.
  31. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 41.
  32. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 422.
  33. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 32.
  • Е. А. Иофис. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 7—67. — 440 с.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *