Эрнст вернер сименс узкоколейка – Юрий Пернатьев, Елена Васильева — 50 знаменитых бизнесменов XIX — начала XX в

Вернер фон Сименс

Великий изобретатель и предприниматель, ученый и мыслитель Вернер фон Сименс внес огромный вклад в индустриализацию всего мира, во многом определив наш постиндустриальный мир.

Биография Вернера фон Сименса

В семье мелких фермеров Сименсов было 10 детей. Вернер – первенец. Он блестяще учился в гимназии. Но на университет денег, конечно, не было. Вернер поступил на военную службу и получил образование в артиллерийском училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали практически на университетском уровне.

Еще в училище он сделал свое первое изобретение, которым и сейчас пользуется человечество.

В 1838 году Вернер Сименс запатентовал способ нанесения тончайшего слоя золота на металлические изделия при помощи гальванического эффекта. В 1841 году он настоял, чтобы его младшие братья Вильгельм и Карл открыли заводик. Однако мода на позолоченные украшения в обстоятельной Пруссии, ценившей все подлинное и солидное, еще не возникла. Заводик пришлось закрыть. Однако Вильгельм, впоследствии изобретший регенеративную печь – прообраз мартеновской печи, сумел продать патент богатому британскому промышленнику из Бирмингема за солидную сумму в полторы тысячи фунтов стерлингов.

Вернер никогда не жалел о годах, проведенных в армии. «Именно военная служба помогла мне обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям», – говорил он много лет спустя. В армии он всячески развивал свой инженерный талант. Морские мины конструкции Сименса и предложенная им генштабу схема рассредоточения береговой артиллерии сыграли важную роль в победе на море над датчанами.

В 1845 году Сименс вступил в Прусское физическое общество, где его, тридцатилетнего молодого человека, почти сразу ввели в президиум, в котором преобладали ученые весьма почтенного возраста.


«В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин»

Сименс одновременно с американцем Морзе выдвинул идею электрического телеграфа. И военное ведомство Пруссии откомандировало его в комиссию генштаба, чтобы он внедрил многообещающую коммуникационную новинку в армии.

Сименс стремительно воплощал конструктивную идею в конкретных приемо-передаточных электрических схемах и механизмах, для чего вступил в творческий альянс с университетским механиком Иоганном Георгом Гальске. И 1 октября 1847 года в мастерской Гальске открылась компания Telegraphen-Bauаnstalt Siemens & Halske («Организация по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске»).

Телеграф Сименса за счет использования в нем оригинальных технических решений оказался настолько удачным, что после его внедрения в армии компания Siemens & Halske получила правительственный заказ на создание телеграфной линии Берлин – Франкфурт-на-Майне. Заказ был выполнен в кратчайшие сроки – к середине 1849 года. В том же году Сименс решил, что достаточно отдал армии сил и таланта, и вышел в отставку после 14 лет безупречной службы.

На берлинско-франкфуртской линии Сименс совершенствовал технологию прокладки кабеля. Для защиты от помех атмосферного электричества сконструировал станок, который бесшовным методом запрессовывал металлические проводники в гуттаперчевую изоляцию. Предложил на подземных участках укладывать провода в свинцовые трубы. Предложил оптимальную конструкцию изоляторов и громоотводов… Сименсовские телеграфные линии отличались столь высоким запасом прочности, что некоторые их участки эксплуатировались до 40-х годов ХХ века.

При этом Сименс вовсе не замыкался на телеграфе. Он разрабатывал медицинское оборудование, оптические системы, высокоточные механические аппараты.

Вернер фон Сименс в России

В 1853 году Сименс получил фактически монополию на прокладку телеграфных линий в бескрайней Российской империи. Компания Siemens & Halske установила телеграфную связь между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Ригой и Ревелем. За 2 года было проложено 9 тысяч километров кабеля. Работами руководил 24-летний Карл Сименс, которого командировал в Петербург старший брат.

Карл Сименс построил в Петербурге электротехнический завод. Заменил в столице империи газовое освещение на электрическое (на всех электрических лампах, использовавшихся в России, стояло клеймо Siemens & Halske).  Построил первую в стране электростанцию, которая давала электричество для освещения Московского Кремля. Провел трамвайные линии в Одессе, Ростове-на-Дону и Харькове. Обеспечил оборудованием строительство Транссибирской железной дороги. Организовал производство спиртомеров собственной конструкции, что в условиях госмонополии на производство водки способствовало борьбе с бутлегерством. Наладил добычу меди на Кавказе. Построил в Баку первый нефтеперегонный завод. Начал покрывать улицы Тифлиса асфальтом…

В конечном итоге Карл Сименс обрусел, женился в России, получил гражданство, а впоследствии – в 1896 году –  и дворянский титул.

Кстати, без немецкой фирмы в Советской России невозможна была бы реализация масштабного плана ГОЭЛРО. Хотя бы потому, что подавляющее большинство советских «электрификаторов» в свое время работали на заводе Сименса, впоследствии национализированном и названном «Электросилой». Здесь же служил инженером и руководитель проекта Глеб Кржижановский. Но связь с германской компанией не смогла разорвать даже революция 1917 года. Именно Siemens поставляла оборудование для ДнепроГЭСа и московского метро.

Предтеча ЕС

В 1870 году Вернер Сименс сдал в эксплуатацию телеграфную линию Лондон – Калькутта протяженностью 11 тыс. километров. Через два года при помощи специального кабелеукладочного судна «Фарадей», построенного Сименсом, была протянута телеграфная линия по дну океана – между Ирландией и США. За десять лет «Фарадей» проложил шесть трансатлантических линий.

На заре телефонной эры, в 1877 году, Сименс одним из первых освоил производство телефонных аппаратов. Причем за счет ряда оригинальных технических решений эти аппараты обладали лучшими характеристиками, чем телефоны Белла. А в 1881 году компания Сименса построила первую в Берлине телефонную станцию.

Хотя в 1860 году Берлинский университет и присвоил Сименсу звание почетного доктора философии, многие его экономические и социальные идеи опередили свое время. Недаром великого промышленника XIX века считают одним из предтечей современного Европейского союза. Он верил в возможность построения единого европейского государства. «Необходимо устранить все таможенные барьеры, ограничивающие рынки сбыта и снижающие конкурентоспособность на мировом рынке», – говорил он.

Вернер Сименс не только не был социалистом, но даже и Маркса не читал, считая его дилетантом в экономике. Сименс действовал. И от его дел рабочему классу было гораздо больше пользы, чем от политических игр социалистов. На предприятиях Сименса в 5 странах Европы выплачивали пенсию по старости и денежные премии. Рабочий день сократили до 9 часов. Действовала эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации. В письме брату Сименс так характеризовал свою социально-политическую позицию: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин». Один из основателей Немецкой прогрессивной партии, делавшей ставку на вовлечение в процесс управления страной широких слоев населения, Вернер Сименс даже был избран в парламент от округа Леннеп-Золинген.

Динамо-машина

Сименс любил путешествовать. В 1858 году побывал в Египте, где принял участие в изучении пустыни. Оставил свой след даже в палеонтологии. Геологи нашли камень с отпечатком ранее неизвестного науке летающего ящера, Сименс выкупил этот отпечаток и передал в дар Берлинскому музею естествознания. Ящер получил название «Археоптерикс Сименса» (Archaeopteryx Simensii).

Но главной его страстью все же было изобретательство. Самым эпохальным его изобретением, повлиявшим на все развитие мировой электротехники, считается динамо-машина. Благодаря этой машине электричество стали производить в промышленных объемах.

Электрическая железная дорога, трамвай, троллейбус, электролифт, пневмопочта – все это тоже Сименс. Он был инициатором создания Берлинского электротехнического союза, а также основателем и пожизненным президентом Общества патентов в Берлине. Без его меценатской деятельности в Шарлоттенбурге не открылся бы Физико-технический институт, а в Берлине не возникла бы нацио­нальная физико-техническая лаборатория.

В 1888 году действительному члену Прусской академии Вернеру Сименсу было пожаловано дворянство, и он стал Вернером фон Сименсом. 31 декабря 1889 года он оставил все руководящие посты, передав дела младшему брату Карлу. Через два года земной путь Вернера фон Сименса завершился. Машины, изобретенные им, как работали, так и работают. Основанная им компания превратилась в крупнейший концерн Siemens AG, который производит самую современную электронную технику и контролирует солидную долю мирового рынка. Единица электрической проводимости называется «сименс». А сам Сименс остается эталоном ученого и предпринимателя, одним из тех, кто создавал тот мир, в котором мы живем.


В Библиотеке «Главная мысль» Вы можете прочитать уникальную автобиографичную книгу Вернера фон Сименса «Личные воспоминания», изданную впервые на русском языке.

Сименс Эрнст Вернер. 50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в.

Сименс Эрнст Вернер

 

(род. в 1816 г. — ум. в 1892 г.)

Выдающийся немецкий инженер — электротехник и талантливый организатор производства.

Его изобретения сыграли важную роль в развитии мировой электропромышленности и электрического транспорта. Созданные им предприятия успешно работали в Германии, Англии, Франции, Австрии и России, а их продукция пользовалась неизменным успехом, как у простых граждан, так и у правительств многих стран мира. Фамилия Сименс увековечена в названии единицы электрической проводимости (величины, обратной сопротивлению).

К западу от Ганновера, на северных отрогах горы Бент приютилась маленькая деревенька под названием Ленте. У входа в поместье, которое в течение семи столетий принадлежало местным баронам, стоит обелиск с барельефом человека, родившегося здесь 13 декабря 1816 г. Его имя — Вернер Сименс.

Отец будущего предпринимателя и ученого, Кристиан Фердинанд Сименс, был небогатым сельским арендатором у барона фон Ленте. В 1822 г. вместе с женой Элеонорой и детьми он переехал в герцогство Мекленбург-Шверин и приобрел там земельную собственность. Сначала его малолетних детей обучала мать жены, а позднее к ним стали приглашать домашних учителей. Осенью 1832 г. 16-летний Вернер уехал из родительского дома в Любек, где поступил в предпоследний класс гимназии. Здесь юноше стало ясно, что его жизнь в дальнейшем должна быть связана с естественно-научным направлением. Спустя два года он с отличием окончил гимназию и по совету отца отправился в Пруссию, чтобы поступить на весьма престижную в то время военную службу.

Завершив в 1838 г. трехгодичный курс технической подготовки в Берлинской объединенной инженерно-артиллерийской школе, Сименс был произведен в лейтенанты прусской армии. Казалось, перед молодым человеком открываются блестящие перспективы карьерного роста. Но летом следующего года после долгой болезни умерла его любимая мать. Не прошло и полугода, как умер и отец, не переживший этой потери под тяжестью материальных невзгод. Вернер, как самый старший из десяти подрастающих братьев и сестер, должен был заменить им родителей. Это была задача, решить которую младшему офицеру было крайне затруднительно.

Увидев выход из создавшегося положения в дополнительном заработке, Вернер решил совместить офицерскую службу с изобретательством различных полезных в быту и на производстве технических приспособлений. После нескольких незначительных конструкторских находок к нему пришло признание — за метод гальванического золочения и серебрения в 1842 г. Сименс получил свой первый патент. Это же изобретение принесло и первый доход — 1,5 тыс. фунтов стерлингов, полученных от одного бирмингемского промышленника. На некоторое время финансовые проблемы были решены.

Сменив несколько захолустных гарнизонов, лейтенант Сименс получил назначение в Берлин, где возглавил пиротехнический отряд. В прусской столице он стал активным участником Политехнического общества, члены которого часто выступали с научно-техническими докладами на актуальные темы. На одном из заседаний общества после демонстрации усовершенствованной им модели стрелочного телеграфа, молодой офицер познакомился со специалистом по точной механике Иоганном Георгом Гальске, который был старше его всего на два года. Сообщение

Сименса настолько поразило Гальске, что тот решил отказаться от работы в своей собственной мастерской и предложил Вернеру заняться изготовлением этого прибора. С этой целью в октябре 1847 г. они основали совместную «Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске».

К тому времени артиллерист-изобретатель разработал множество других технических новинок, позволявших повысить качество функционирования существующей системы связи. К ним относились устройства грозозащиты и реле, позволявшие передавать электрический ток на значительные расстояния, сохраняя и усиливая первоначальный импульс, а также фарфоровые изоляторы в форме колокольчиков для наружной проводки, цельная гуттаперчевая изоляция медных проводников, используемых для подземной укладки, и бронированная защита кабеля от грызунов и механических воздействий.

Когда в военном ведомстве стало известно об изобретениях лейтенанта Сименса, он был включен в комиссию по подготовке армии к перевооружению, предусматривающему переход с устаревшего оптического на электрический телеграф. В письме брату Вильгельму, жившему в Лондоне, Вернер писал: «Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией независимо от того, будет ли она совмещаться с военной службой. Телеграфия станет со временем отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, так как, по моему глубокому убеждению, она находится в самом начале своего развития».

Новоиспеченные предприниматели Сименс и Гальске (первый из которых был только совладельцем фирмы, отложив непосредственное участие в бизнесе до ухода из армии) жили в том же доме, в котором находилась их мастерская, что позволяло им работать в любое время дня и ночи. «Организация по строительству и развитию телеграфа» по своей сути была совершенно новым предприятием. Здесь не столько занимались производством товаров, сколько разрабатывали различные технические проекты. Такому подходу фирма осталась верна до самого конца ее существования: один вид продукции выпускался до тех пор, пока не сменялся другим, более совершенным изделием.

Между компаньонами никогда не возникало разногласий. Гальске был прекрасным руководителем производства и в силу своей медлительной натуры составлял идеальную пару динамичному Сименсу. И все же спустя десятилетие плодотворной совместной деятельности Иоганн покинул фирму, так и не найдя себя в предпринимательстве. Однако до самой своей смерти в 1890 г. он сохранил дружеские связи с Вернером и его братьями, а сын Гальске, Альберт, работал в основанной отцом фирме в качестве коммерческого директора. Сименс настолько высоко ценил вклад своего товарища в создание имиджа предприятия, что даже его потомки долго не решались убрать фамилию бывшего соучредителя из названия фирмы. Только в 1966 г. компания «Сименс и Гальске» официально прекратила свое существование и стала называться «Акционерное общество Сименса».

В конце 1847 г. маленькая мастерская насчитывала уже трех сотрудников, но сколько-нибудь солидных заказов у нее не было. Положение изменилось буквально на следующий год, когда в Германии произошла революция, а в Шлезвиг-Гольштейне возникла опасность агрессии со стороны Дании. Успешные действий лейтенанта Сименса по минной защите Кильской бухты и укреплению береговых батарей Эккернфёрде обратили на него внимание высокого начальства, которое в очередной раз убедилось в ненадежности существующей системы связи. В результате Сименс получил задание быстро установить телеграфную линию между резиденцией прусского правительства в Берлине и Франкфуртом-на-Майне, куда вследствие революции переехал первый немецкий парламент.

В марте 1849 г. первая электрическая телеграфная линия в Европе была сдана в эксплуатацию. Еще до того как она начала работать, Сименсу было поручено заняться прокладкой следующих линий в направлениях на Кельн, Гамбург, Бреслау, Штеттин. Теперь Гальске со своими помощниками не мог жаловаться на отсутствие заказов. Их было так много, что возникла необходимость привлечения субподрядчиков.

В том же 1849 г. система телеграфной связи была переподчинена: военные передали ее в ведение министерства торговли и ремесел. Теперь технический прогресс мог служить широкой общественности, прежде всего деловому миру, бирже и прессе. Между тем шел уже 15-й год нахождения Вернера Сименса в армии. Время политической и военной активности прошло, и Сименс считал, что наступил подходящий момент, чтобы освободиться от долгой, хотя и успешной государственной службы. Этого требовала и его работа в фирме, где от присутствия руководителя впрямую зависело ее дальнейшее процветание.

И все-таки заказов, полученных «Сименс и Гальске» на поставку телеграфных аппаратов и комплектующих к ним, явно недоставало, чтобы мастерская на длительную перспективу была обеспечена интересной и приносящей прибыль работой. Поэтому компаньоны занялись производством установок сигнализации для железной дороги и электроиндукторов, быстро нашедших применение во врачебной практике. Когда не было других заказов, фирма занималась изготовлением счетчиков расхода воды, сконструированных Вернером вместе с братом Вильгельмом.

В 1851 г. фирма Сименса поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов для единственной в то время телеграфной линии, соединяющей старую столицу с новой. Поскольку прусские госзаказы по-прежнему отсутствовали, Вернер решил отправиться в Санкт-Петербург, чтобы провести переговоры с царским правительством о расширении телеграфной связи. При этом немецкому предпринимателю удалось обойти своего английского конкурента, уже представленного в России, и получить первые заказы, которые были так необходимы ему для оживления работы фирмы.

Во время этой поездки Сименс встретил в Кенигсберге свою старую знакомую, Матильду Друман, и уже осенью 1852 г. она стала его женой. В этом браке родилось четверо детей: два сына — Арнольд и Вильгельм, и две дочери — Анна и Кете.

Налаженные деловые отношения с Россией имели важное значение для дальнейшего существования фирмы «Сименс и Гальске». Кризис, в который она начала вступать, был успешно преодолен, поскольку заказов должно было хватить на ближайшие 15 лет. Во время переговоров с главным управляющим путей сообщения и коммуникаций графом П. А. Клейнмихелем, возникло предложение оставить в Санкт-Петербурге постоянного представителя фирмы. Сименсу пришла в голову исключительно удачная мысль поручить эту миссию младшему брату Карлу.

В то время младшему Сименсу было всего 24 года, но юноша вскоре показал себя осмотрительным и опытным предпринимателем. Карл быстро овладел русским языком, попутно знакомясь с обычаями страны, в которой ему теперь предстояло жить. Под его руководством были сооружены телеграфные линии, которые впервые соединили отдаленные регионы Европейской части России. С помощью изобретения Сименса царская Россия получила самую совершенную систему проводной связи в мире.

Сложный заказ по прокладке телеграфной линии, соединившей Россию с Западной Европой, был выполнен немецкой фирмой за два года. В нем проявились выдающиеся предпринимательские способности старшего Сименса. За этим последовало заключение еще одного договора. Вернеру было предложено взять на себя обеспечение бесперебойной работы проложенных линий в течение 6- 12 лет. Поначалу Сименс решил, что взвалить на себя такое обязательство слишком рискованно. Но с другой стороны, под него можно было получить немалое финансовое обеспечение, называвшееся «ремонтными расходами». А так как принципом Сименса всегда было высокое качество работ и устройств, то средства, отпущенные на поддержание техники в рабочем состоянии, в большей степени стали его чистой прибылью. И он согласился. Таким образом, довольно стабильный доход из России, получаемый в течение нескольких следующих лет, существенно укрепил берлинскую фирму. И когда в 1857–1858 гг. Европу охватил экономический кризис, разоривший многих предпринимателей, Сименс смог удержаться на плаву и работать над новыми изобретениями.

Весной 1857 г. в Великобритании прошла Первая Всемирная промышленная выставка, на которой изделия немецкого бизнесмена были удостоены высшей награды — медали муниципалитета Лондона. В следующем году брат Сименса, Вильгельм, живший уже полтора десятилетия в Англии, основал в британской столице английский филиал фирмы, названный им «Сименс, Гальске и К°».

Все эти годы Вернер Сименс продолжал сохранять верность принципу, согласно которому в его фирме постоянно ведется научно-исследовательский поиск. У него никогда не было желания извлекать большую выгоду из реализации товаров, производство которых длилось годами и даже десятилетиями. Он постоянно искал новые решения, стремился открыть в технике новые горизонты и большую часть своей прибыли вкладывал в перспективные разработки. Это коренным образом отличало его от тех представителей бизнеса, кто видел свою главную цель в накоплении капитала. Особая притягательность этой необычной изобретательской фирмы заключалась в ее научных контактах и открытости ее руководителя, который в 1860 г. был удостоен звания почетного доктора философии Прусского университета.

Наряду с огромной ежедневной нагрузкой и частыми экспедициями Сименс находил время для активной политической деятельности. Он входил в число основателей Немецкой прогрессивной партии, имевшей демократическую ориентацию, избирался депутатом парламента, занимался разработкой закона об охране прав изобретателей, который, по его мнению, был крайне необходим для развития отечественной промышленности. Сименс был необыкновенно отзывчивым человеком, всегда готовым помочь осуществить хорошую идею или оказать поддержку человеку, преданному науке. Его участие выражалось как в советах, так и в предоставлении денежных средств.

Зимой 1866 г. Вернеру Сименсу исполнилось 50 лет. Приблизительно к этому времени относится его самое значительное изобретение — динамо-машина. Благодаря этому устройству появился источник энергии, обеспечивавший такую силу тока, которую можно было использовать для освещения и привода механизмов. Понимая это, Сименс целых 12 лет посвятил исследованию перспектив использования сильноточной техники. В эти годы были не только разработаны теоретические обоснования этого изобретения, но и пройден первый, самый трудный период становления созданного аппарата. Сначала производство динамо-машин не было прибыльным, и чтобы оно смогло завоевать рынок, фирма зарабатывала необходимые средства в ставших для нее уже традиционными областях: монтаже систем связи, изготовлении и укладке кабеля, а также производстве средств сигнализации для железных дорог.

Опираясь на накопленный опыт строительства линий электросвязи в России, в 1868 г. фирма Сименса приступила к осуществлению проекта, который считался в то время одним из самых смелых в техническом отношении — прокладке индоевропейской телеграфной линии. Даже сегодня трудно полностью представить объем работ, выполненных компанией при строительстве трансконтинентального коридора Лондон — Калькутта через Берлин — Торунь — Одессу — Керчь — Тбилиси — Тегеран — Бушир — Карачи. Братья Сименс и их племянник Георг, который руководил монтажом линии на персидском участке, продемонстрировали высочайший класс в организации работ и успешно справились с задачей.

Много внимания уделял Сименс прокладке морских телеграфных линий. Венцом его деятельности в этой области явилось соединение Европы с Америкой кабелем, лежащим на дне Атлантического океана. При выполнении этой грандиозной по объему и степени новизны работы встречались и катастрофические ошибки, вызванные отсутствием опыта и необходимых знаний, и финансовые потери, поставившие фирму на грань разорения. Но именно тогда окончательно стало ясно, что Сименс не просто талантливый изобретатель и инженер, а Предприниматель с большой буквы, умеющий выстоять в тяжелейших условиях, добиться успеха и подняться вновь. В этот период он к тому же стал автором множества патентов, а создание «кабельной теории» принесло ему международное признание научного мира.

В последующие 10 лет после сдачи в эксплуатацию первой линии, соединившей два континента, фирма проложила еще пять трансатлантических кабелей. Но самым большим успехом можно считать то, что для мировой общественности имя Сименс стало понятием, олицетворяющим высокое качество.

В 1865 г. после продолжительной болезни скончалась любимая жена Вернера, Матильда, Спустя четыре года Сименс женился вторично. Его спутницей стала Антония Сименс, дочь дальнего родственника, профессора технологии сельскохозяйственного института Гогенхайма. В этом браке родилось двое детей: дочь Герта и сын Карл. Свою семью Вернер перевез на виллу в Шарлоттенбурге, которую купил еще при жизни первой жены, но прежде пользовался ею только в летний период. Теперь он полностью перестроил это поместье, собираясь провести в нем остаток своих дней.

К 1872 г. фирма «Сименс и Гальске» существовала уже 25 лет и насчитывала почти 1,6 тыс. сотрудников. За это время число рабочих специальностей в ней возросло, а ее название «Организация по строительству и развитию телеграфа» отражало только одно из направлений деятельности. Ее хозяин был новатором во всем, к чему обращался его гений. Интересен вклад знаменитого промышленника в социальную сферу. Вот только самые значительные мероприятия: сокращение рабочего дня до 8,5 часов, закрепление за заводом врача, ответственного за здоровье рабочих и, наконец, важнейшее — учреждение пенсионной кассы. При жизни Сименса на его заводах царил мир, ведь он всегда руководствовался принципом «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки как раскаленное железо».

Многое в деятельности Сименса свидетельствует о том, что свою самую главную задачу он видел в техническом развитии своей родины. В 1876 г. он подготовил докладную записку «О необходимости введения закона о патентах для Германской империи», где писал о том, что государство, в котором копируются только чужие изобретения, а своим рабочим выплачиваются нищенские зарплаты, будет иметь в итоге слабую, нездоровую экономику. В результате были приведены в действие экономические и налоговые рычаги, благодаря которым национальная промышленность получила мощную поддержку и качество производимых товаров значительно улучшилось.

В начале 1877 г. в Германии стали появляться первые телефонные аппараты, сконструированные американцем А. Беллом. Фирма «Сименс и Гальске» по желанию почтового управления взялась за изготовление этих небольших по размерам приборов, в которых Вернер сначала увидел просто модную игрушку. Каково же было его удивление, когда число изготовляемых им приборов в короткое время возросло до 700 штук в день. В ноябре того же года он писал брату в Лондон: «Вскоре я буду ходатайствовать о получении патента на телефон. Мы уже находимся на середине пути, и я думаю, что скоро перегоним Белла. Лучше всего идет старый берлинский рождественский аппарат: он представляет собой двух лесных чертей, соединенных друг с другом шнурками. Перед Рождеством он прекрасно продается в ларьках».

Весной 1879 г. на Берлинской выставке главной сенсацией был заявленный как «первая электрическая железная дорога» электролокомотив с вагонами, представляющий собой прототип метро. В это же самое время на одной из центральных улиц Берлина, в Кайзеровском пассаже, зажглись первые гирлянды саморегулируемых дифференциальных дуговых ламп, выполненных по проекту Вернера Сименса. Через год снова две сенсации: на выставке в Мангейме был продемонстрирован первый в мире электрический подъемник, ав 1881 г. — по окраине Берлина прошел первый в мире электрический трамвай. Спустя год Сименс проложил пробную линию, по которой прошли электроуправляемые машины, получившие несколько десятилетий спустя название троллейбусов. Имя Сименса снова появилось в заголовках газет, и притом без всякой рекламы.

К рекламе, пришедшей в Германию из западных стран, у Сименса было очень сдержанное отношение. Он говорил: «Тот, кто поставляет товар лучшего качества, всегда оказывается в лучшем положении, и я предпочитаю рекламе достижения, причем реальные, а не декларированные».

Либерально настроенный кайзер Фридрих III, будучи еще кронпринцем, активно способствовал развитию электротехники и поддержал идею Сименса о создании Государственного физико-технического института. Признание заслуг ученого перед немецким народом выразилось в том, что в мае 1888 г. он был возведен в наследуемое дворянское достоинство. Но еще выше предприниматель ценил свое избрание в ординарные члены Прусской академии наук, состоявшееся в 1874 г. Здесь, среди самых выдающихся ученых умов, он был первым представителем мира техники, служению которой посвятил всю свою жизнь.

В конце 1880-х гг. начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в бизнесе. Фирма была преобразована из открытого торгового общества в коммандитное товарищество, а ее бывший хозяин стал обычным вкладчиком без права решающего голоса. Руководство перешло к его старшим сыновьям, Арнольду и Вильгельму, а также к брату Карлу. Карл Сименс, которому было уже 60 лет, с 1890 г. стал формальным директором фирмы, хотя продолжал жить в пригороде Санкт-Петербурга.

Последние годы жизни Вернера Сименса прошли в кругу семьи, к которой он был всегда привязан. Он по-прежнему следил за развитием техники, особенно за успехами в естественных науках и в электротехнике. Живя на вилле в Бад-Гарцбурге, он начал диктовать «Воспоминания о жизни».

В 1891 г. после перенесенного тяжелого гриппа Сименс съездил на отдых в Италию. Летом следующего года, заканчивая свои мемуары, он написал: «.Я считаю свою жизнь удавшейся, так как она вся была заполнена усилиями, которые почти всегда были успешными, и работой, приносящей пользу людям; и если я с печалью смотрю на конец моей жизни, то это потому, что я должен расстаться с близкими и дорогими мне людьми, и потому, что мне не суждено больше успешно работать для приближения времени расцвета естественных наук».

Через несколько дней после получения из типографии первого экземпляра его книги, 6 декабря 1892 г., Вернер Сименс скончался в своем поместье в Шарлоттенбурге. На траурной церемонии собрались его друзья и почитатели, чтобы проститься с великим современником. Среди огромного количества венков можно было увидеть венки, присланные супругой кайзера и Томасом Эдисоном.

Сыновья и внуки Сименса продолжили его бизнес, стремясь сохранить традиции основателя и в то же время отдавая дань требованиям сегодняшнего дня. В 1890-х гг. в компании, учитывая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5 тыс. сотрудников. В таком виде фирма просуществовала вплоть до 1945 г., переломного в жизни Германии.

Начав свою историю более 150 лет тому назад с берлинской «Организации по строительству и развитию телеграфа», благодаря постоянной исследовательской работе она стала ведущим предприятием Германии в области электротехники. Сегодня компания «Сименс АГ» представляет собой многопрофильный конгломерат, научно-производственные интересы которого охватывают многие отрасли народного хозяйства. Традиционными направлениями ее деятельности остаются информатика и связь, автоматизация и управление производственными и технологическими процессами, энергетика, транспорт, медицина, светотехника, бытовая техника и строительные материалы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вернер фон Сименс

Эрнст Вернер фон Сименс родился 13 декабря 1816 года в Ленте близ Ганновера. Он был 4 ребёнком из 14 в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса и его супруги.

Окончив с отличием гимназию в Любеке, после чего попал в артиллерийское училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали ученые с мировым именем. В 1838 году, окончив учебу, он приехал домой в отпуск, еще не зная, что в последний раз видит семью в сборе. На следующий год умерла мать, за ней — отец, а их имущество было распродано за долги. Вернер в меру сил заменил младшим братьям отца — из своих скудных средств он оплатил обучение Вильгельма и Карла в гимназии, за что они всегда были ему благодарны. Братья стали его помощниками в первом коммерческом предприятии — заводе по гальваническому золочению металлических изделий, открытом в 184-1 году. Интересно, что Вернер открыл гальванический метод на гауптвахте, куда попал за участие в дуэли. Воинское начальство не позволяло ему заниматься делами завода, который, кстати, вскоре закрылся. Но нет худа без добра — Вильгельм выгодно продал изобретение брата в Англии, а потом и сам переселился туда, заложив первый камень в фундамент транснациональной империи Сименсов.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 г. Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

1 октября 1847 г. им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske, занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 г. фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851 г.) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Его доклад об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 г. Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.

В 1868—1870 гг. фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 г., когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов Siemens&Halske построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 г. Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 г. фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.В 1879 г. фирма S&H представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 г. на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 г. ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 г. начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине. И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 г. наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились. В 1888 году кайзер Вильгельм даровал Вернеру Сименсу дворянский титул, оценив тем самым не только его изобретательский талант, но и активную социальную позицию. Но еще выше он ценил звание члена Прусской академии наук и почетного директора Физико-технического института.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.В 1892 г. он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы: «Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

В 1852 году он впервые отправился в Россию, которую считал самым перспективным рынком для сбыта электротехнического оборудования. Во время поездки Вернер познакомился в Кенигсберге с дочерью профессора Матильдой Друман и женился на ней. Родились четверо детей, в том числе сыновья Арнольд и Вильгельм, продолжатели семейного дела. После смерти Матильды его второй женой стала дальняя родственница Антония Сименс, родившая ему еще одного сына — Карла-Фридриха и дочь Герту.

Фирма S&H, которой руководил Эрнст Сименс, также дала миру ряд важнейших изобретений, большинство из которых используются и по сей день. Так в 1879 году был представлен проект первой в мире электрической железной дороги. В 1880 году – первый в мире лифт на электрической тяге, а еще через год заработала первая в Берлине линия электрического трамвая.

Сам Эрнст Вернер фон Сименс разработал метод добывания озона при помощи электричества (озоновая трубка) для очистки питьевой воды, метод металлизации поверхностей при помощи электричества и множество других разработок.

Умер ученый и изобретатель 6 декабря 1892 года в возрасте 75 лет. В его честь была названа единица измерения электрической проводимости – сименс.

Дополнительное чтение


В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Юрий Пернатьев, Елена Васильева — 50 знаменитых бизнесменов XIX — начала XX в

Сименс Эрнст Вернер

(род. в 1816 г. — ум. в 1892 г.)

Выдающийся немецкий инженер — электротехник и талантливый организатор производства.

Его изобретения сыграли важную роль в развитии мировой электропромышленности и электрического транспорта. Созданные им предприятия успешно работали в Германии, Англии, Франции, Австрии и России, а их продукция пользовалась неизменным успехом, как у простых граждан, так и у правительств многих стран мира. Фамилия Сименс увековечена в названии единицы электрической проводимости (величины, обратной сопротивлению).

К западу от Ганновера, на северных отрогах горы Бент приютилась маленькая деревенька под названием Ленте. У входа в поместье, которое в течение семи столетий принадлежало местным баронам, стоит обелиск с барельефом человека, родившегося здесь 13 декабря 1816 г. Его имя — Вернер Сименс.

Отец будущего предпринимателя и ученого, Кристиан Фердинанд Сименс, был небогатым сельским арендатором у барона фон Ленте. В 1822 г. вместе с женой Элеонорой и детьми он переехал в герцогство Мекленбург-Шверин и приобрел там земельную собственность. Сначала его малолетних детей обучала мать жены, а позднее к ним стали приглашать домашних учителей. Осенью 1832 г. 16-летний Вернер уехал из родительского дома в Любек, где поступил в предпоследний класс гимназии. Здесь юноше стало ясно, что его жизнь в дальнейшем должна быть связана с естественно-научным направлением. Спустя два года он с отличием окончил гимназию и по совету отца отправился в Пруссию, чтобы поступить на весьма престижную в то время военную службу.

Завершив в 1838 г. трехгодичный курс технической подготовки в Берлинской объединенной инженерно-артиллерийской школе, Сименс был произведен в лейтенанты прусской армии. Казалось, перед молодым человеком открываются блестящие перспективы карьерного роста. Но летом следующего года после долгой болезни умерла его любимая мать. Не прошло и полугода, как умер и отец, не переживший этой потери под тяжестью материальных невзгод. Вернер, как самый старший из десяти подрастающих братьев и сестер, должен был заменить им родителей. Это была задача, решить которую младшему офицеру было крайне затруднительно.

Увидев выход из создавшегося положения в дополнительном заработке, Вернер решил совместить офицерскую службу с изобретательством различных полезных в быту и на производстве технических приспособлений. После нескольких незначительных конструкторских находок к нему пришло признание — за метод гальванического золочения и серебрения в 1842 г. Сименс получил свой первый патент. Это же изобретение принесло и первый доход — 1,5 тыс. фунтов стерлингов, полученных от одного бирмингемского промышленника. На некоторое время финансовые проблемы были решены.

Сменив несколько захолустных гарнизонов, лейтенант Сименс получил назначение в Берлин, где возглавил пиротехнический отряд. В прусской столице он стал активным участником Политехнического общества, члены которого часто выступали с научно-техническими докладами на актуальные темы. На одном из заседаний общества после демонстрации усовершенствованной им модели стрелочного телеграфа, молодой офицер познакомился со специалистом по точной механике Иоганном Георгом Гальске, который был старше его всего на два года. Сообщение

Сименса настолько поразило Гальске, что тот решил отказаться от работы в своей собственной мастерской и предложил Вернеру заняться изготовлением этого прибора. С этой целью в октябре 1847 г. они основали совместную «Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске».

К тому времени артиллерист-изобретатель разработал множество других технических новинок, позволявших повысить качество функционирования существующей системы связи. К ним относились устройства грозозащиты и реле, позволявшие передавать электрический ток на значительные расстояния, сохраняя и усиливая первоначальный импульс, а также фарфоровые изоляторы в форме колокольчиков для наружной проводки, цельная гуттаперчевая изоляция медных проводников, используемых для подземной укладки, и бронированная защита кабеля от грызунов и механических воздействий.

Когда в военном ведомстве стало известно об изобретениях лейтенанта Сименса, он был включен в комиссию по подготовке армии к перевооружению, предусматривающему переход с устаревшего оптического на электрический телеграф. В письме брату Вильгельму, жившему в Лондоне, Вернер писал: «Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией независимо от того, будет ли она совмещаться с военной службой. Телеграфия станет со временем отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, так как, по моему глубокому убеждению, она находится в самом начале своего развития».

Новоиспеченные предприниматели Сименс и Гальске (первый из которых был только совладельцем фирмы, отложив непосредственное участие в бизнесе до ухода из армии) жили в том же доме, в котором находилась их мастерская, что позволяло им работать в любое время дня и ночи. «Организация по строительству и развитию телеграфа» по своей сути была совершенно новым предприятием. Здесь не столько занимались производством товаров, сколько разрабатывали различные технические проекты. Такому подходу фирма осталась верна до самого конца ее существования: один вид продукции выпускался до тех пор, пока не сменялся другим, более совершенным изделием.

Между компаньонами никогда не возникало разногласий. Гальске был прекрасным руководителем производства и в силу своей медлительной натуры составлял идеальную пару динамичному Сименсу. И все же спустя десятилетие плодотворной совместной деятельности Иоганн покинул фирму, так и не найдя себя в предпринимательстве. Однако до самой своей смерти в 1890 г. он сохранил дружеские связи с Вернером и его братьями, а сын Гальске, Альберт, работал в основанной отцом фирме в качестве коммерческого директора. Сименс настолько высоко ценил вклад своего товарища в создание имиджа предприятия, что даже его потомки долго не решались убрать фамилию бывшего соучредителя из названия фирмы. Только в 1966 г. компания «Сименс и Гальске» официально прекратила свое существование и стала называться «Акционерное общество Сименса».

В конце 1847 г. маленькая мастерская насчитывала уже трех сотрудников, но сколько-нибудь солидных заказов у нее не было. Положение изменилось буквально на следующий год, когда в Германии произошла революция, а в Шлезвиг-Гольштейне возникла опасность агрессии со стороны Дании. Успешные действий лейтенанта Сименса по минной защите Кильской бухты и укреплению береговых батарей Эккернфёрде обратили на него внимание высокого начальства, которое в очередной раз убедилось в ненадежности существующей системы связи. В результате Сименс получил задание быстро установить телеграфную линию между резиденцией прусского правительства в Берлине и Франкфуртом-на-Майне, куда вследствие революции переехал первый немецкий парламент.

В марте 1849 г. первая электрическая телеграфная линия в Европе была сдана в эксплуатацию. Еще до того как она начала работать, Сименсу было поручено заняться прокладкой следующих линий в направлениях на Кельн, Гамбург, Бреслау, Штеттин. Теперь Гальске со своими помощниками не мог жаловаться на отсутствие заказов. Их было так много, что возникла необходимость привлечения субподрядчиков.

В том же 1849 г. система телеграфной связи была переподчинена: военные передали ее в ведение министерства торговли и ремесел. Теперь технический прогресс мог служить широкой общественности, прежде всего деловому миру, бирже и прессе. Между тем шел уже 15-й год нахождения Вернера Сименса в армии. Время политической и военной активности прошло, и Сименс считал, что наступил подходящий момент, чтобы освободиться от долгой, хотя и успешной государственной службы. Этого требовала и его работа в фирме, где от присутствия руководителя впрямую зависело ее дальнейшее процветание.

И все-таки заказов, полученных «Сименс и Гальске» на поставку телеграфных аппаратов и комплектующих к ним, явно недоставало, чтобы мастерская на длительную перспективу была обеспечена интересной и приносящей прибыль работой. Поэтому компаньоны занялись производством установок сигнализации для железной дороги и электроиндукторов, быстро нашедших применение во врачебной практике. Когда не было других заказов, фирма занималась изготовлением счетчиков расхода воды, сконструированных Вернером вместе с братом Вильгельмом.

В 1851 г. фирма Сименса поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов для единственной в то время телеграфной линии, соединяющей старую столицу с новой. Поскольку прусские госзаказы по-прежнему отсутствовали, Вернер решил отправиться в Санкт-Петербург, чтобы провести переговоры с царским правительством о расширении телеграфной связи. При этом немецкому предпринимателю удалось обойти своего английского конкурента, уже представленного в России, и получить первые заказы, которые были так необходимы ему для оживления работы фирмы.

Во время этой поездки Сименс встретил в Кенигсберге свою старую знакомую, Матильду Друман, и уже осенью 1852 г. она стала его женой. В этом браке родилось четверо детей: два сына — Арнольд и Вильгельм, и две дочери — Анна и Кете.

Сименс, Вернер фон — Википедия. Что такое Сименс, Вернер фон

Эрнст Ве́рнер фон Си́менс (нем. Werner von Siemens, более точный вариант транскрипции фамилии: Зименс; 13 декабря 1816 года — 6 декабря 1892 года) — известный немецкий инженер, изобретатель, член-корреспондент СПбАН, промышленник, основатель фирмы Siemens, общественный и политический деятель.

Молодые годы (1816—1835)

Вернер Сименс родился 13 декабря 1816 года в Ленте близ Ганновера. Он был 4 ребёнком из 14 в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса и его супруги.

Учёба и служба в армии (1835—1847)

Окончив с отличием гимназию «Катаринеум» в Любеке, затем артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, он в звании лейтенанта служит в артиллерийских мастерских в Берлине, где занимается изобретательством и научными опытами.

После смерти родителей 24-летний Вернер остаётся старшим в семье, состоящей из десяти братьев и сестёр.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 г. Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

1 октября 1847 г. им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske (S&H), занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 г. фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851 г.) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Его доклад об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 г. Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.[источник не указан 3130 дней]

В 1868—1870 гг. фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 г., когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов S&H построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 года Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 году фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

Археоптерикс Archaeopteryx Siemensii, фото 1877 г.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.

В 1879 году фирма S&H представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 г. на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 г. ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 году начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине.
И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).

Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 г. наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились.

В 1882 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук[2]. В 1888 г. Вернер Сименс был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В 1892 г. он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы: «Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

Примечания

См. также

Литература

  • Зигфрид фон Вейхер. Вернер фон Сименс.
  • Храмов Ю. А. Сименс Эрнст Вернер (von Siemens Ernst Werner) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983. — С. 245. — 400 с. — 200 000 экз. (в пер.)
  • Вернер фон Сименс: личные воспоминания. — перевод с немецкого Валерия Чумакова. — М.: ЗАО «Бизнеском». — 2010. — 368 с. — ISBN 978-5-91663-058-9

Ссылки

Сименс, Вернер фон Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сименс.

Вернер фон Сименс
нем. Werner von Siemens
Дата рождения 13 декабря 1816(1816-12-13)[1][2][3]
Место рождения Ленте, близ Ганновера, Германский союз
Дата смерти 6 декабря 1892(1892-12-06)[1][2][3](75 лет)
Место смерти Шарлоттенбург, Германская империя
Гражданство
Род деятельности предприниматель, военный инженер, изобретатель, инженер, политик, railway engineer
Образование
Партия
Отец Христиан-Фердинанд Сименс[d]
Дети Arnold von Siemens[d], Georg Wilhelm von Siemens[d], Анна Зандер[d] и Carl Friedrich von Siemens[d]
Награды
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

Эрнст Ве́рнер фон Си́менс (нем. Werner von Siemens, более точный вариант транскрипции фамилии: Зименс; 13 декабря 1816 года — 6 декабря 1892 года) — известный немецкий инженер, изобретатель, член-корреспондент СПбАН, промышленник, основатель фирмы Siemens, общественный и политический деятель.

Биография

Происхождение

Вернер Сименс родился 13 декабря 1816 года в Ленте близ Ганновера. Он был 4 ребёнком из 14 в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса и его супруги.

Окончив с отличием гимназию «Катаринеум» в Любеке, затем артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, он в звании лейтенанта служит в артиллерийских мастерских в Берлине, где занимается изобретательством и научными опытами.

После смерти родителей 24-летний Вернер остаётся старшим в семье, состоящей из десяти братьев и сестёр.

В 1845 году он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 года Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

Профессиональная деятельность

1 октября 1847 года им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske (S&H), занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 году фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 года фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Его доклад об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 году Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.[источник не указан 3584 дня]

В 1868—1870 годах фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 год.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 годом, когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов S&H построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 года Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 году фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 году участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

Археоптерикс Archaeopteryx Siemensii, фотография 1877 года.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.

В 1879 году фирма S&H представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 году начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине.

И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).

Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тысяч марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 году наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились.

В 1882 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук[5]. В 1888 Вернер Сименс был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В 1892 он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы: «Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

Память.

  • Вернер фон Сименс изображён на банкноте в 20 рейхсмарок 1929 года.

Примечания

См. также

Литература

  • Зигфрид фон Вейхер. Вернер фон Сименс.
  • Храмов Ю. А. Сименс Эрнст Вернер (von Siemens Ernst Werner) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983. — С. 245. — 400 с. — 200 000 экз. (в пер.)
  • Вернер фон Сименс: личные воспоминания. — перевод с немецкого Валерия Чумакова. — М.: ЗАО «Бизнеском». — 2010. — 368 с. — ISBN 978-5-91663-058-9

Ссылки

Тема: изобретатель Вернер фон Сименс (рассказ, текст с переводом)

Немецкий изобретатель

Deutscher Erfinder und Besitzer des bekannten industriellen Werkes Ernst Werner Siemens wurde  als viertes Kind unter vierzehn anderen Brüdern und Schwestern 1816 geboren. Seine Eltern gehörten zu dem alten Geschlecht  in der Stadt Goslar. In diesem Haus befindet sich jetzt eine ständige Ausstellung.

1847 gründete er eine Firma: Siemens & Halske. Daraus ging die große und in der ganzen Welt bekannte  Siemens AG hervor.

Zuerst war das eigentlich nur eine Werkstatt.

Der junge Siemens besuchte die örtliche Schule nur ein Jahr. Meistens wurde er zu Hause von einem Lehrer unterrichtet.

Ein gründliches Studium konnte Werner wegen der Familienlage nicht ergreifen. Er bewarb sich deshalb bei der Armee und studierte umfassend in der Militär-Schule seine Lieblingsfächer: Mathematik, Physik, sowie Chemie, Geometrie und sogar Ballistik. Nebenher wurde ihm erlaubt, Vorlesungen an der Universität zu besuchen.

Als junger Leutnant baute er eine universale Dynamomaschine. Die Beschreibung wurde in einer Berliner Zeitschrift und später in London gedruckt.

Bis 1849 blieb Siemens bei dem Militär und baute viele praktische Maschinen auf.

Danach folgte der Maschinentelegraf,

Überzug für einen Löffel aus Gold und Silber, welcher als Patent registriert wurde. Das  brachte dem begabten Erfinder ein wenig Geld. Danach folgten: Umhüllungen aus Guttapercha für elektrisches Draht als Isolierung für Kabel, Ozonröhre für Erzeugung von Trinkwasser, auch neue Maschinen, Elektrolokomotive und Elektromotoren.

Der jetzt schon bekannte Industrielle formulierte das dynamo-elektrisches Prinzip und galt seitdem nicht zufällig als Wegbereiter der Starkstromtechnik. Schon im 19-ten Jahrhundert sagte Siemens den späteren Siegeszug der elektrischen Industrie voraus.

In Russland kam 1852 der neue Erfolg: Gründung  von einer riesengroßen Telegraphenlinie von Warschau bis Moskau. Seitdem ist Siemens in Russland tätig.

Die Siemens-Firma ist im 21. Jahrhundert  weltweit bekannt.

Перевод

Немецкий изобретатель и владелец известного промышленного предприятия Эрнст Вернер Сименс родился 4-м ребенком и имел 14 братьев и сестер. Его родители принадлежали к древнему роду в городе Госларе. Сейчас там устроена постоянная выставка.

В 1847 году Сименс создал фирму. На ее основе выросла большое и известное во всем мире акционерное общество Сименс АО.

Но сначала это была просто мастерская.

В детстве Сименс  1 год посещал местную школу. Но в основном его обучал частный домашний учитель.

Основательное образование было ему недоступно в связи с положением семьи. Поэтому он пошел в армию и получил знания в военной школе, изучая любимые предметы: математику, физику, химию и даже баллистику. Ему разрешили посещать лекции в университете.

Уже получив звание младшего лейтенанта, Сименс создал универсальную динамо-машину. Ее описание было опубликовано  в одном Берлинском журнале, а позднее – в Лондоне.

До 1849 года Сименс служил в Армии и изобретал разные машины, полезные в быту.

Особенный интерес вызвали ложки, покрытые золотом или серебром. За это изобретатель получил патент и немного денег. Последовали одно за другим: оболочка из гуттаперчи для электропровода как изолятор, озоновая трубка для получения пресной воды и другие машины – локомотив и мотор.

Уже известный бизнесмен сформулировал динамо-электротехнический принцип и с тех пор считается основателем отрасли тяжелого энергетического машиностроения.

Сименс уже в 19-м веке предсказал большой успех в будущем для электро-индустрии.

В России его ждал в 1852 году новый успех. Он проложил огромную телеграфную линию из Варшавы до Москвы. С тех пор компания Сименс работает в России.

В 21 веке Акционерное Общество Сименс известно во всем мире.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *