Эра персональных компьютеров – История развития вычислительной техники. Отечественная вычислительная техника. Первая ЭВМ :: SYL.ru

Этапы развития компьютера.

Первое
поколение
 —
компьютеры на электронных лампах (1946 —
1956г.). За точку отсчета эры ЭВМ обычно
принимают 15 февраля 1946 года, когда ученые
Пенсильванского университета США ввели
в строй первый в мире электронный
компьютер ЭНИАК. В нем использовалось
18 тысяч электронных ламп. Машина занимала
площадь 135 м3, весила 30 тонн и потребляла
150 кВт электроэнергии. Она использовалась
для решения задач, связанных с созданием
атомной бомбы. И хотя механические и
электромеханические машины появились
значительно раньше, все дальнейшие
успехи ЭВМ связаны именно с электронными
компьютерами. В СССР в 1952 году академиком
С.А. Лебедевым была создана самая
быстродействующая в Европе ЭВМ БЭСМ.
Быстродействие первых машин было
несколько тысяч операций в секунду.

Второе
поколение
 —
компьютеры на транзисторах (1956 — 1964
г.). Полупроводниковый прибор — транзистор
был изобретен в США в 1948 году Шокли и
Бардиным. Компьютеры на транзисторах
резко уменьшили габариты, массу,
потребляемую мощность, повысили
быстродействие и надежность. Типичная
отечественная машина (серий «Минск»,
«Урал») содержала около 25 тысяч
транзисторов. Лучшая наша ЭВМ БЭСМ-6
имела быстродействие 1 млн. оп/с.

Третье
поколение
 —
компьютеры на микросхемах с малой
степенью интеграции (1964 — 1971г.). Микросхема
была изобретена в 1958 году Дж. Килби в
США. Микросхемы позволили повысить
быстродействие и надежность ЭВМ, снизить
габариты, массу и потребляемую мощность.
Первая ЭВМ на микросхемах IBM-360 была
выпущена в США в 1965 году, как и первая
мини-ЭВМ PDP-8 размером с холодильник. В
СССР большие ЭВМ третьего поколения
серии ЕС (ЕС-1022-ЕС-1060) выпускались вместе
со странами СЭВ с 1972 года. Это были
аналоги американских ЭВМ IBM-360, IBM-370.

Четвертое
поколение
 —
компьютеры на микропроцессорах (1971 —
настоящее время). Микропроцессор — это
арифметическое и логическое устройство,
выполненное чаще всего в виде одной
микросхемы с большой степенью интеграции.
Применение микропроцессоров привело
к резкому снижению габаритов, массы и
потребляемой мощности ЭВМ, повысило их
быстродействие и надежность. Первый
микропроцессор Intel-4004 был выпущен в США
фирмой Intel в 1971 году. Его разрядность
была 4 бита. В 1973г. был выпущен 8-битовый
Intel-8008, а в 1974 г. Intel-8080. В 1975 г. появился
первый в мире персональный компьютер
Альтаир-8800, построенный на базе Intel-8080.
Началась эра персональных ЭВМ.

В
1976 г. появился персональный компьютер
Apple на базе микропроцессора фирмы
Motorola, который имел большой коммерческий
успех. Он положил начало компьютерам
серии Макинтош. Первый компьютер фирмы
IBM с названием IBM PC появился в 1981 году.
Он был сделан на базе 16-битового
микропроцессора Intel-8088 и имел ОЗУ 1 Мб
(у всех других машин было тогда ОЗУ 64
Кб). Фактически он стал стандартом
персонального компьютера. Сейчас
IBM-совместимые компьютеры составляют
90% всех производимых в мире персональных
компьютеров. В 1983г. на базе Intel-8088 был
выпущен компьютер IBM PC/ХT, имеющий жесткий
диск. В 1982г. был сделан 16-битовый процессор
Intel-80286, который был использован фирмой
IBM в 1984г. в компьютере серии IBM PC/AT. Его
быстродействие было в 3 — 4 раза выше,
чем у IBM PC/ХT. В 1985г. фирма Intel разработала
32-битовый процессор Intel-80386.

Он
содержал примерно 275 тысяч транзисторов
и мог работать с 4 Гб дисковой памяти.
Для процессоров Intel-80286 и Intel-80386 появились
математические сопроцессоры соответственно
Intel-80287 и Intel-80387, которые повышали
быстродействие компьютеров при
математических расчетах и при работе
с плавающей запятой. Процессоры 80486
(1989г.), Pentium (1993г.), Pentium-Pro (1995г.), Pentium-2
(1997г.) и Pentium-3 (1999г.) уже имеют встроенный
математический сопроцессор. На базе
процессоров Pentium собраны многие
современные персональные компьютеры.

Пятое
поколение (перспективное)
 —
это ЭВМ, использующие новые технологии
и новую элементную базу, например
сверхбольшие интегральные схемы,
оптические и магнито-оптические элементы,
работающие посредством обычного
разговорного языка, оснащенные огромными
базами данных. Предполагается также
использовать элементы искусственного
интеллекта и распознавание зрительных
и звуковых образов. Такие проекты
разрабатываются в ведущих промышленно
развитых странах.

Информационная эра — Википедия

«Киберпространство состоит из взаимодействий и отношений, мыслит и выстраивает себя подобно стоячей волне в сплетении наших коммуникаций. Наш мир одновременно везде и нигде, но не там, где живут наши тела.»
(Декларация независимости киберпространства Джона Барлоу — на рисунке примерная схема интернет-трафика)

Информационная эра (англ. Information Age, также известная как эра компьютеров или информационная эпоха (электронная эпоха)) — продолжающийся период в истории человечества, характеризующийся глобальным сдвигом от традиционной индустрии, установленной индустриальной революцией, к оцифровыванной, компьютеризованной индустрии, основанной на трансфере информации. Также эра характеризуется широкими возможностями для отдельных лиц свободно передавать и принимать информацию и мгновенным доступом, как к освоенным знаниям, так и к любой информации о планах поставленных человечеством.

Начало информационной эры ассоциируется с цифровой революцией так же, как индустриальная революция отметила начало Индустриальной эпохи.

Идея связана с концепцией цифрового века или цифровой революции и включает в себя последствия перехода от традиционной промышленности. Промышленная революция пришла через индустриализацию к экономике, основанной на манипуляции информацией.

Информационная эра сделала возможными быстрые глобальные коммуникации и существование информационных сетей, что значительным образом изменило форму современного общества[1].

Социолог Мануэль Кастельс объясняет этот термин следующим образом:

« «Информационная эпоха […] означает исторический период человеческого общества. Она основана на микроэлектронных информационных и коммуникационных технологиях и генной инженерии — основе технологической парадигмы, которой характеризуется этот период, она заменяет или накладывается на технологическую парадигму индустриальной эпохи, что базируется в основном на производстве и распределении энергии» »

Связь с другими теориями и концепциями[править | править код]

Концепция информационной эры тесно связана с теоретическими разработками социологов Дэниела Белла, Элвина Тоффлера, Питера Друкера, Мануэля Кастельса и Маршалла Маклюэн. Каждый из них внес свой вклад в разработку концепции постиндустриального (или информационного) общества, которое является следующим шагом развития человеческого общества.

Своими предпосылками информационная эра имеет последствия информационной революции в области информационных технологий (создание первых ЭВМ — Z3, компьютер Атанасова — Берри, МЭСМ, ENIAC, изобретение транзисторов, миниатюризация, глобальные сети). Эти достижения сделали возможным создание сложных технических систем, которые позволили обрабатывать огромные по сравнению с предыдущими годами объёмы информации.

Параллельно развивалась научная основа для эффективной работы и управления этих систем. Недостаточность механистического объяснения процессов в мире привела к появлению нового подхода в методологии исследований — системного подхода. В середине ΧΧ века Норбертом Винером была создана новая наука о взаимосвязях и управлении систем — кибернетика, а теория информации, разработанная Клодом Шенноном, позволила подойти к информации как определённой величине, что можно измерять и передавать на большие расстояния без потери качества.

Всё это заложило основу для информационной революции, основным последствием которой стало все возрастающее большое значение качественной, нужной информации.

Экономика[править | править код]

Вместе с развитием информационного общества прогнозируется переход к экономике услуг, которая имеет основой не производство товаров, а оказание услуг.

Культура[править | править код]

В культуре наблюдается тенденция к массовости, возникает и развивается массовая культура. Возникает ряд субкультур со своими уникальными характеристиками: языком (арго), предпочтениями, ценностями. Возникает киберспорт, по которому регулярно проводятся мировые соревнования. Растет популярность социальных сетей и интернет-СМИ — огромные расстояния превращаются в ничто, мир становится «глобальным городом». Поиск своей личности становится проблемой, а насилие — одним из главных средств самовыражения (М. Маклюэн, «Пробуждение Маклюэна»).

В одном из выступлений, Маршалл Маклюэн отмечает рождение нового, электронного (то есть информационного) человека: «Мы говорим о грамотном человеке: грамотный человек впитывает все как губка, чего не хочет делать новый электронный человек. Так, грамотность катится с горы[2]». Остро стоит вопрос формирования у людей новой информационной культуры.

Политика[править | править код]

Широкое применение для социального взаимодействия новейших средств информационной обработки (персональных компьютеров, мобильных телефонов и т. д.) сделало возможным быструю обработку больших объёмов информации, которая может поступать более оперативно от источника до потребителя. Связанное с этим возрастание роли СМИ в организации общества делает возможным новые формы правления обществом — нетократию и медиакратию.

Возрастание роли информации как ресурса привело к официальному признанию ведущими государствами мира нового вида войн — информационных войн (англ. Information warfare), цель которых не уничтожить физически противника, но, используя информацию (информационные операции, психологические операции) получить и закрепить конкурентное преимущество над ним, то есть сделать противника зависимым в плане собственной информационной самодостаточности, навязать ему использование таких информационных ресурсов, которые бы в первую очередь служили собственным интересам (государства или корпорации).

Одной из проблем является выбор нужной информации. Волны спама и флуда (причем не только в Интернете, но и в СМИ) иногда делают получение действительно нужной, полезной информации задачей трудновыполнимой. А широкое использование средств вычислительной техники ставит ряд новых вызовов информационной безопасности отдельных организаций, лиц и целых государств (см. конкурентная разведка, промышленный шпионаж, кибервойна).

Работа[править | править код]

Информационный век повлиял на рабочую силу различными способами. Он создало ситуацию, при которой работники, которые выполняют слабоавтоматизированные задачи, вынуждены находить работу, которая автоматизирована[3]. Работники также вынуждены конкурировать на мировом рынке труда. Наконец, рабочие заменяются компьютерами, которые могут выполнять свою работу быстрее и эффективнее. Это создает проблемы для рабочих, которые живут в индустриальных обществах.

Рабочие места, традиционно связанные со средним классом (работниками сборочной линии, обработчиками данных, мастера и руководители), начинают исчезать либо благодаря аутсорсингу, либо автоматизации. Люди, потерявшие работу, должны либо двигаться вверх, присоединившись к группе «умных работников» (инженеры, врачи, адвокаты, учителя, учёные, профессора, руководители, журналисты, консультанты), либо согласиться на низкооплачиваемую работу. «Умные работники» могут успешно конкурировать на мировом рынке и получать (относительно) высокую заработную плату. Наоборот, производственные рабочие и работники сферы услуг в промышленно развитых странах не могут конкурировать с рабочими в развивающихся странах и либо теряют работу из-за аутсорсинга, либо вынуждены соглашаться на сокращение заработной платы[4]. Кроме того, интернет позволяет работникам в развивающихся странах предоставлять услуги лично и конкурировать непосредственно со своими коллегами в других странах.

В прошлом экономическая судьба рабочих была связана с судьбой национальных экономик. Например, работникам в Соединенных Штатах когда-то платили хорошо по сравнению с работниками в других странах. С приходом информационного века и улучшением коммуникации эта ситуация изменилась. Поскольку работники вынуждены конкурировать на мировом рынке труда, заработная плата в меньшей степени зависит от успеха или неудач в экономике отдельных стран[4].

Автоматизация и компьютеризация привели к повышению производительности в сочетании с чистой потерей рабочих мест на производстве. Например, в Соединенных Штатах с января 1972 года по август 2010 года число занятых на рабочих местах сократилось с 17 500 000 до 11 500 000, в то время как производительность труда выросла на 270 %[5]. Хотя первоначально казалось, что потеря рабочих мест в промышленном секторе может быть частично компенсирована быстрым ростом рабочих мест в ИТ-секторе, однако в марте 2001 года началось резкое сокращение числа рабочих мест в ИТ-секторе. Сокращения рабочих мест в этом секторе продолжалась до 2003 года. В целом информационные технологии создают больше рабочих мест даже в краткосрочной перспективе.

Промышленность становится все более насыщенной информационными технологиями, менее трудозатратной и капиталоемкой. Эта тенденция имеет важные последствия для рабочей силы; работники становятся все более продуктивными по мере уменьшения стоимости их труда. Однако есть и важные последствия для самого капитализма; не только уменьшается стоимость труда, но и уменьшается стоимость капитала. В классической модели инвестиции в человеческий капитал и финансовый капитал являются важными предикторами эффективности нового предприятия[6].

  1. Kluver, Randy Globalization, Informatization, and Intercultural Communication (неопр.). Oklahoma City University. Дата обращения 18 августа 2010. Архивировано 31 августа 2012 года.
  2. ↑ Пробуждение Маклуэна Архивная копия от 21 мая 2015 на Wayback Machine, см. Пробуждение Маклуэна
  3. Porter, Michael. How Information Gives You Competitive Advantage (англ.) // Harvard Business Review : magazine.
  4. 1 2 McGowan, Robert. The work of nations: Preparing ourselves for the 21st century capitalism, by Robert Reich. New York: Knopf Publishing, 1991 (англ.) // Human Resource Management : journal. — 1991. — Vol. 30, no. 4. — P. 535—538. — ISSN 1099-050X. — DOI:10.1002/hrm.3930300407.
  5. ↑ «U.S. Manufacturing : Output vs. Jobs, January 1972 to August 2010 «. BLS and Fed Reserve graphic, reproduced in Smith, Fran. «Job Losses and Productivity Gains», OpenMarket.org, Oct 05, 2010.
  6. Cooper, Arnold C.; Gimeno-Gascon, F. Javier; Woo, Carolyn Y. Initial human and financial capital as predictors of new venture performance (англ.) // Journal of Business Venturing (англ.)русск. : journal. — 1994. — Vol. 9, no. 5. — P. 371—395. — DOI:10.1016/0883-9026(94)90013-2.

Посткомпьютерная эра — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Посткомпью́терная э́ра (посткомпьютерная эпоха; англ. Post-PC era) — тенденция рынка, наблюдающаяся с конца 2000-х и в 2010-х годах — характеризующаяся снижением продаж персональных компьютеров[1][2] в пользу так называемых «посткомпьютерных устройств» — мобильных устройств, по простоте интерфейса приближающихся к бытовой технике, таких как: смартфоны, интернет-планшеты и другие планшетные компьютеры, а также мобильные, носимые и вездесущие компьютеры.

Основные отличительные качества этих посткомпьютерных устройств — мобильность и портативность (с минимальным потреблением электроэнергии), простые пользовательские интерфейсы (например, сенсорный экран, управляемый пальцами) и лёгкая доступность подключения к Интернету, в том числе использование облачных сервисов и открытых веб-стандартов, а также мобильных приложений с возможностью беспрепятственной синхронизации информации между различными устройствами.

Впервые термин «постПК» (англ. post-PC) был использован учёным из Массачусетского технологического института Дэвидом Д. Кларком (англ.)русск. в 1999 году; он принимал во внимание то, что в будущем компьютерные технологии будут «неизбежно гомогенными (англ.)русск.» и иметь «сеть полных услуг» (англ. network full of services). Кларк описал мир, в котором всё сможет подключиться к Интернету (в том числе часы и тостеры), вычисления будут в первую очередь осуществляться через информационные устройства (англ.)русск. и данные будут храниться в облачных сервисах, а не на физических дисках[3].

В июне 2010 года на конференции D8: All Things Digital, проводимой по инициативе The Wall Street Journal, Стив Джобс сказал:

«Когда страна была преимущественно аграрной, популярными были грузовики. Это то, что нужно на фермах. Автомобили стали популярными вместе с ростом городов. И сейчас популярны машины с автоматической трансмиссией. Современные ПК в будущем станут как грузовики. Они, конечно, останутся, но будут не у всех, а у одного из X людей.»[4]

В начале 2010-х годов Билл Гейтс и Стив Джобс[5], бывшие в то время генеральными директорами Microsoft и Apple соответственно, и Рэй Оззи[6] (главный архитектор программного обеспечения Microsoft) также предсказывали сдвиг в сторону мобильных устройств в качестве основного способа вычислений, а не в качестве дополнения к ПК. Джобс популяризировал термин «постПК» в 2007 году (при запуске первого Apple iPhone), и в 2011 году объявив о запуске Apple iCloud — веб-услуги, которая позволяет линейке продуктов от Apple синхронизировать данные с ПК через облачные сервисы, освобождая мобильные iOS-устройства от привязанности к настольным компьютерам.

На презентации интернет-планшета Apple iPad 2 в марте 2011 года Стив Джобс сказал:

«…Технологии неотделимы от гуманитарных наук — и это утверждение как никогда справедливо для устройств посткомпьютерной эпохи. Конкуренты пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях персональных компьютеров. Это не тот путь, который выбирает Apple — на самом деле, будущее за посткомпьютерными устройствами, которые проще и понятнее привычных PC»[7].

К середине 2010-х годов ряд СМИ начал подвергать сомнению существование эры постПК[8][9][10].

Краткая история создания и развития компьютеров

Жизнь человек в двадцать первом веке напрямую связана с искусственным интеллектом. Знание основных вех в создании компьютеров – показатель образованного человека. Развитие компьютеров принято делить на 5 этапов — принято говорить о пяти поколениях.

к оглавлению ↑

1946-1954годы — вычислительные машины первого поколения

Стоит сказать, что первое поколение ЭВМ (электронных вычислительных машин) было ламповым. Ученые университета в Пенсильвании (США) разработали ЭНИАК — так назывался первый в мире компьютер. Днем, когда он официально введен в строй является 15.02.1946. При сборке аппарата было задействовано 18 тысяч электронных ламп. ЭВМ по нынешним меркам была колоссальна площадь 135 квадратных метров, а вес 30 тонн. Потребности в электроэнергии так же были велики — 150кВт.

вычислительные машины первого поколения

Общеизвестный факт — создавалась эта электронная машина непосредственно для помощи в решении сложнейших задач по созданию атомной бомбы. СССР стремительно нагоняло свое отставание и в декабре 1951 года, под руководством и при непосредственном участии академика С. А. Лебедева миру была представлена самая быстрая в Европе ЭВМ. Носила она аббревиатуру МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина). Данный аппарат мог выполнять от 8 до 10 тысяч операций в секунду.

к оглавлению ↑

1954 — 1964 годы — вычислительные машины второго поколения

Следующим шагом в развитии стала разработка компьютеров, работающих на транзисторах. Транзисторами называются приборы, созданные из полупроводниковых материалов – позволяющие управлять током, идущим в цепи. Первый известный стабильно работающий транзистор был создан в Америке в 1948 году командой физиков — исследователей Шокли и Бардиным.

По скорости работы электронно-вычислительные машины существенно отличались от предшественников — скорость доходила до сотен тысяч операций в одну секунду. Уменьшились и размеры, да и потребление электрической энергии стало меньше. Также значительно увеличилась сфера использования. Происходило это за счет стремительной разработки программного обеспечения. Наш лучший компьютер – БЭСМ-6 обладала рекордным быстродействием – 1000000 операций в секунду. Разработана в 1965 году под руководством главного конструктора С. А. Лебедева.

вычислительные машины второго поколения

к оглавлению ↑

1964 — 1971 годы — вычислительные машины третьего поколения

Основным отличием этого периода является начало применения микросхем с малой степенью интеграции. С помощью сложнейших технологий ученые смогли поместить на небольшой полупроводниковой пластине, с площадью меньше 1 сантиметра квадратного, сложные электронные схемы. Изобретение микросхем запатентовано в 1958 году. Изобретатель — Джек Килби. Применение этого революционного изобретения позволило улучшить все параметры – габариты уменьшились примерно до размеров холодильника, быстродействие увеличилось, также как и надежность.

Этот этап в развитии вычислительных машин характеризуется применением в использовании нового запоминающего устройства – магнитного диска. Мини-ЭВМ PDP-8 впервые представлена в 1965 году.

вычислительные машины третьего поколения

В СССР подобные версии появились гораздо позже — в 1972 году и являлись аналогами моделей, представленных на американском рынке.

к оглавлению ↑

1971 год — современность — вычислительные машины четвертого поколения

Инновацией в вычислительных машинах четвертого поколения является применение и использование микропроцессоров. Микропроцессоры представляют собой АЛУ (арифметически-логические устройства), помещенные на одну микросхему и имеющие высокую степень интеграции. Это значит, что микросхемы начинают занимать еще меньше места. Иными словами, микропроцессор – это маленький мозг, выполняющий миллионы операций в секунду по заложенной в него программе. Размеры, вес и потребление мощности резко уменьшились, а быстродействие достигло рекордных высот. И именно тогда в игру включился Intel.

Первый микропроцессор назывался Intel-4004 — название первого микропроцессора, собранного в 1971 году. Он имел разрядность 4 бита, но тогда являлся гигантским технологическим прорывом. Два года спустя Intel представил миру Intel-8008, имеющий восемь бит, в 1975 году появился на свет Альтаир-8800 — это первый персональный компьютер, созданный на основе Intel-8008.

Альтаир-8800

Это было началом целой эры персональных компьютеров. Машину стали использоваться повсеместно в совершенно различных целях. Через год в игру вступил Apple. Проект имел большой успех, а Стив Джобс стал одним из самых известных и богатых человек на Земле.

Непререкаемым эталоном компьютера становится IBM PC. Его выпустили в 1981 году имеющим ОЗУ 1 мегабайт.

вычислительные машины четвертого поколения

Примечательно то, что на данный момент IBM-совместимые электронно-вычислительные машины занимают примерно девяностопроцентную долю выпускаемых компьютеров! Также, нельзя не упомянуть про Pentium. Разработка первого процессора со встроенным сопроцессором завершилась успехом в 1989 году. Сейчас эта торговая марка непререкаемый авторитет в разработках и применении микропроцессоров на рынке компьютеров.

к оглавлению ↑

Вычислительные машины пятого поколения

Если говорить о перспективах — то это, безусловно, развитие и внедрение новейших технологий: сверхбольших интегральных схем, магнитно-оптических элементов, даже элементов искусственного разума.

Вычислительные машины пятого поколения

Самообучаемые электронные системы — вот обозримое будущее, называемое пятым поколением в развитии компьютеров.

Человек стремится стереть барьер в общении с компьютером. Очень долго и, к сожалению, неудачно работала над этим Япония, но это уже тема совершенно другой статьи. На данный момент все проекты находятся только в разработке, но с современными темпами развития – это недалекое будущее. Настоящее время – время, когда вершится история!

Поделиться.

к оглавлению ↑

Еще по теме:

  • DPI экрана — что это и на что влияет?DPI экрана — что это и на что влияет? При выборе смартфона важно нужно внимание на многие технические характеристики. Крайне важным критерием являются свойства дисплея. Большинство современных телефонов обладают диагональю […]
  • Компьютер в жизни ребенка: за и противКомпьютер в жизни ребенка: за и против Практически в каждом доме есть компьютер или ноутбук. Множество людей используют эти устройства для работы, поиска информации, просмотра фильмов или прослушивания музыки. То, что компьютер […]
  • Краткая история ноутбуковКраткая история ноутбуков Ноутбуки в настоящее время являются одним из самых популярных видов компьютеров. Очень удобные, они помещаются в сумку и имеют те же возможности, что и настольные компьютеры. Их история […]
  • Несколько интересных фактов о компьютерной мышиНесколько интересных фактов о компьютерной мыши Компьютерная мышь — это полезный инструмент, который позволяет людям использовать программное обеспечение без необходимости запоминать сочетания клавиш. Трудно обращаться с компьютером без […]
  • Какие бывают типы компьютеровКакие бывают типы компьютеров На данный момент времени, все компьютеры, в зависимости от их размеров, могут быть классифицированы по следующим категориям, каждая из которых имеет свои особенности и […]

в самом расцвете сил! / Habr

В этом году исполнилось тридцать пять лет с момента появления на свет первого персонального компьютера, Apple I, и тридцать с момента выхода первого компьютера, носящего имя IBM PC — модели 5150. В свете этого события не лишним будет оглянуться на путь, пройденный информационными технологиями за это время, заново оценить и, возможно, переосмыслить его значение для дня сегодняшнего.

Давным-давно, когда дисплеи были меньше, диски и процессоры медленней, оперативная память стоила дорого, игры будоражили воображение разнообразием и баловали неординарностью, коннект был медленным и норовил обрываться в самый неподходящий момент, а всемирная сеть только-только пыталась встать на ноги и сделать первые неуверенные шаги, наблюдать за развитием информационных технологий было не менее интересно, чем сейчас…

When things were so uncomplicated

В те славные времена берет начало история родоначальников современных вычислительных машин.

Первого апреля (!) 1976 года три товарища — Стив Джобс (Steven Jobs), Стив Возняк (Stephen Wozniak) и Рональд Уэйн (Ronald Wayne) — основали компанию по продаже персональных компьютеров, по-настоящему маленьких и доступных. Очень многие посчитали тогда, что это шутка такая. И совершенно напрасно…

Машина Apple I изначально предлагалась по «привлекательной» стартовой цене в 666.66 долларов США (через год её снизят до 475 долларов) и представляла собой готовую печатную плату с уже смонтированными компонентами. Сборкой занимались Возняк и Джобс, руководство написал Рональд Уэйн. К ней пользователь должен был подключить клавиатуру, дисплей (в этой роли мог выступать обычный телевизор), магнитофон (для работы с которым позже за дополнительные 75 долларов предлагалось приобрести ещё одну плату), блок питания и «облачить» все это в корпус. Разумеется, ни магазинов по продаже комплектующих и программного обеспечения, ни самих персональных компьютеров, кроме, пожалуй, Xerox Alto и IBM 5100 (о нем мы поговорим позже), а также MITS Altair 8800 и его прямого конкурента IMSAI 8080, тогда практически не было. Так что это почти наверняка означало «сделай сам». За полтора года (по октябрь 1977) было продано около двухсот машин. Теперь все они являются раритетами и представляют большую коллекционную ценность: до сегодняшнего дня в целости и сохранности дожило не более пятидесяти оригинальных Apple I.

Между прочим, сегодня любой желающий может пройти по пути Возняка и Джобса и, с паяльником наперевес, собрать полноценный аналог Apple I (видео).

На магнитофонной кассете, которая вместе с руководством прилагалась к компьютеру, был записан интерпретатор Бейсика — своего рода предтеча современных скриптовых языков программирования в том смысле, что применялся он как для решения относительно простых и рутинных задач, так и для написания сравнительно сложных программ. В качестве демонстрации возможностей вниманию пользователя предлагалось несколько простеньких игр (никакой графики, только текстовый режим). И, конечно же, был язык ассемблера, дающий возможность при должном таланте и опыте программиста выжимать из скромного (по сегодняшним меркам, разумеется) «железа» все, что только возможно… и чуточку больше.

Проект нацеливался скорее на электронщиков-энтузиастов, хотя это и не удивительно: Стив Возняк, который тогда работал в Hewlett-Packard, начал разрабатывать компьютер в свободное время и сугубо для собственных нужд. Лишь потом, когда он на деле продемонстрировал результаты своих изысканий членам Homebrew Computer Club, давний друг и единомышленник Стив Джобс предложил продавать его. Как говорится, начало было положено…

Зарождалась эра персональных компьютеров.

Уже в январе 1977 года на рынок вышла компания-производитель бытовой электроники Commodore International с компьютером Commodore PET. Его несколько неуклюжий «ретрофутуристический» внешний вид сегодня невольно вызывает улыбку… Через пять лет, в августе 1982 года, будет выпущен культовый Commodore 64 с, как следует из названия, 64 КБ ОЗУ. По соотношению стоимости и характеристик графики и звука на тот момент C64 был гораздо привлекательнее конкурентов. Во многом благодаря ему сформировалась новая околокомпьютерная субкультура — демосцена (сегодня для Commodore 64 по-прежнему создают «демки» и даже игры). Всего до 1994 года будет продано рекордное число машин этой модели — 17 млн. штук. Компьютеры становились массовыми.

Спустя чуть больше года после выхода Apple I появилась новая модель — Apple II с микропроцессором MOS Technology 6502, работающим на частоте 1 MHz, и 4-48 КБ ОЗУ. Это был уже не собранный в гараже конструктор-самоделка, а качественно сделанный продукт. На клавиатуре, которая по совместительству была системным блоком, дисководах для пятидюймовых дискет (их добавят позже, в 1978 году) и дисплее, намекая на поддержку цветной графики, гордо красовалось радужное надкушенное яблочко — новый логотип компании (предыдущий, с Исааком Ньютоном под деревом, придумал все тот же Рональд Уэйн).

Этот компьютер имел невероятный успех! А во многом благодаря тому, что именно на Apple II изначально выйдет табличный процессор VisiCalc, машина станет особенно привлекательной для малого и среднего бизнеса. Дела резко пойдут в гору, а Джобс и Возняк и оглянуться не успеют, как станут миллионерами. Эта модель выйдет в нескольких модификациях (в том числе портативной) и будет продаваться целых 16 лет, до 1993 года. Появится немало совместимых (и нередко более дешёвых) машин от других производителей. Аналог под названием Агат станут выпускать даже в Советском Союзе. Последняя модификация, Apple IIGS, выйдет в сентябре 1986 года. Она будет нести уже 16-битный процессор, и работать под управлением операционной системы с графическим интерфейсом пользователя.

В 1979 году начались поставки ещё двух 8-битных компьютеров — Atari 400 и Atari 800. До этого компания Atari, Inc. весьма преуспела в выпуске игровых автоматов и домашних телевизионных приставок. Вообще говоря, чаще всего именно игры выступали движущей силой развития персональных компьютеров. Например, в Atari какое-то время работали Стив Джобс и Джей Майнер (Jay Miner), главный разработчик персональных компьютеров Amiga.

Внешний вид Atari 400 также был весьма необычным: разработчики решили использовать клавиатуру мембранного типа (подобное конструктивное решение применялось и в советском 16-битном персональном компьютере Электроника БК-0010 1985 года выпуска, но в последующих модификациях от него отказались) и разъём для подключения ПЗУ-картриджей объёмом 8 КБ. Загрузка программы с кассеты требовала немало времени, первые дисководы, хоть они и были значительно быстрее магнитофонных кассет, оставались очень дорогими, а сами пятидюймовые дискеты никогда не отличались большой надёжностью. Программы же, записанные в сменном ПЗУ, были готовы к работе сразу после включения питания. Главное отличие Atari 800 заключалось в клавиатуре — она была самая обыкновенная (и потому более надёжная), но продавалась эта модель хуже.

Ровно тридцать лет назад, в 1981 году, произошли события, не только оказавшие влияние на всю последующую IT-индустрию, но и определившие интересы и род занятий многих из тех, кто читает сейчас эти строки.

В марте 1981 года в Великобритании изобретать и предприниматель Клайв Синклер (Clive Sinclair, полное имя — Sir Clive Marles Sinclair), занимавшийся до этого выпуском портативных радиоприёмников и телевизоров, карманных калькуляторов и наручных часов, начал продавать компьютер Sinclair ZX81. Он был предельно прост, содержал минимум деталей, а потому стоил дёшево и был нацелен на массового потребителя. Машина оснащалась микропроцессором Zilog Z80 с частотой 4 MHz, ОЗУ объёмом от 1 до 64 КБ, как и Atari 400 имела клавиатуру мембранного типа и предлагалась в двух вариантах. По цене около 50 фунтов стерлингов в виде конструктора, который нужно было, вооружившись паяльником, мультиметром, осциллографом и прочими привычными для радиолюбителя инструментами, собирать самостоятельно. Или же по цене около 70 фунтов в собранном виде для тех, кто ни разу в жизни не держал паяльника в руках.

Более совершенная модель 1982 года получила название ZX Spectrum за то, что, в отличие от предшественника, уже умела работать с цветной графикой. Она быстро стала хитом продаж в Великобритании и Европе, соревнуясь в популярности с американским Commodore 64. В 1983 году за создание этого замечательного компьютера Клайв Синклер будет посвящён в рыцари. Спекки, как ласково его называют фанаты, не только проложил всем желающим дорогу в захватывающий мир игр, математики и компьютерного творчества, он стал отличной школой для будущих IT-специалистов, тогда ещё подростков. К примеру, у Линуса Торвальдса был Sinclair QL — последняя модель, выпущенная Sinclair Research, компанией сэра Клайва, в 1984 году.

Любопытно и то, что в конце восьмидесятых и начале девяностых в СССР, а потом и в странах СНГ и ближнего зарубежья этой архитектуре была дарована вторая жизнь. Отечественные аналоги, чаще всего самодельные, значительно превосходили по характеристикам оригинальные модели. Именно такие компьютеры для многих в детстве стали первыми. На постсоветском пространстве эти маленькие машинки вплоть до середины девяностых заслуженно считалась «народными». У нас их по-прежнему любят, продолжают совершенствовать и выпускают в виде платы-конструктора под названием ZX Evolution.

В апреле 1981 года на рынке появился Osborne 1, весьма занятный экспонат. Он вполне может считаться первым по-настоящему «портативным» компьютером. Однако конструкция его отличалась от привычных сегодня ноутбуков: встроенный монохромный ЭЛТ-дисплей с диагональю всего 5 дюймов (имелась возможность подключить внешний), два дисковода для пятидюймовых дискет, откидная крышка-клавиатура и ручка для переноски. Все это при весе около 11 килограмм. Использовался микропроцессор Zilog Z80, объем оперативной памяти составлял 64 Кб. С компьютером поставлялась операционная система CP/M (у нас ещё будет повод вспомнить о ней), интерпретатор Бейсика, две текстовых приключенческих игры, несколько офисных программ. Невзирая на немалый вес и габариты, его охотно покупали.

12 августа 1981 года компания International Business Machines представила широкой публике IBM Personal Computer 5150. Занимаясь вот уже несколько десятков лет созданием и продажей мощных, больших и очень дорогих машин, «голубой гигант» решил заявить о себе и на стремительно развивающемся рынке персональных компьютеров. Ничего удивительного: к тому времени здесь начался самый настоящий бум!

Еще до начала восьмидесятых приобретали ПК главным образом специалисты или энтузиасты, и, разумеется, некоторые компании, которые уже успели разглядеть в «персоналках» доступный и эффективный инструмент ведения бизнеса. Массовому потребителю пока ещё далеко не всегда было понятно, что вообще такое «персональный компьютер», а главное — что с ним делать: стоит все-таки недёшево, в освоении сложен, да ещё и программы, оказывается, нужно писать самому. Какая от него может быть польза?

Теперь же все изменилось. Едва ли ни всем и каждому хотелось видеть новинку у себя дома. Причин тому было несколько: это и популяризация (и, разумеется, реклама) в прессе, на радио и телевидении. Восторженные отзывы коллег и знакомых, которые в обеденный перерыв коротали досуг, играя на рабочем компьютере. И дети, которые, конечно же, мечтали о том, чтобы на рождество или день рождения вместо велосипеда родители подарили им это электронное чудо. Но всего существеннее было то, что теперь для решения типичных задач, будь то работа с файлами и текстом, подготовка финансового отчёта или чтение электронной почты, вовсе не нужно было быть семи пядей во лбу и изучать непонятный язык программирования (ресурсы первых машин были скромными, поэтому писали чаще всего на ассемблере). Достаточно приобрести соответствующую программу и вдумчиво ознакомиться с прилагающимся к ней руководством. Стало появляться все больше компаний, коллективов и просто самостоятельных разработчиков, которые писали и продавали продукты, делающие компьютер дружественнее и ближе к простому пользователю.

Для IBM это была уже не первая попытка создать более-менее компактную настольную вычислительную машину.

В 1975 году начались продажи IBM 5100 Portable Computer. Среди своих крупногабаритных собратьев и предшественников шестидесятых-семидесятых годов он выгодно выделялся ценой (от 11000 долларов за 16 КБ ОЗУ и до 20000 — за 64 КБ), миниатюрностью и весом — около 25 кг. Это было весьма важно, так как компьютеры тех времён чаще всего весили сотни килограмм и занимали немало места (хотя были и исключения), а о стоимости вообще говорить не приходится. Самым значительным недостатком был крошечный дисплей (с диагональю 5 дюймов, как и у Osborne 1). Поэтому на панели находился трехпозиционный переключатель, позволяющий выбрать между режимом 64×16 символов либо отображением в режиме 32×16 символов правой или левой половины экрана. В качестве носителей использовались картриджи с магнитной лентой. Пользователь мог выбрать один из двух языков программирования (для этого также был предусмотрен переключатель режима работы): уже знакомый нам Бейсик и функциональный язык APL (A Programming Language), который применялся на мейнфреймах IBM. На клавиатуре были нанесены специальные символы, характерные для этого языка. Производство IBM 5100 прекратилось лишь в 1982 году, через год после выхода первого IBM PC.

Прямым потомком IBM 5100 считается вышедшая в феврале 1980 года модель 5120 — в ней использовался все тот же 16-битный процессор собственной разработки. Он назывался IBM PALM (Put All Logic in Microcode) и представлял собой не микросхему, а отдельную печатную плату с установленными логическими компонентами и «прошитым» в них микрокодом. Магнитную ленту сменили восьмидюймовые дискеты, а диагональ встроенного дисплея составляла уже 9 дюймов. Между прочим, при весе около 45 кг. он остаётся самым тяжёлым настольным компьютером из когда-либо созданных — вот такой своеобразный рекорд.

И наконец, в июле 1981 года, всего за месяц (!) до выхода IBM PC, появился компьютер System/23 Datamaster. Внешне он был очень похож на 5120: отличия были только в клавиатуре (единственным языком остался Бейсик, а от APL решили отказаться, следовательно, отпала и необходимость в его спецсимволах) и дисплее (он, как и уже успевший стать стандартом де-факто терминал VT100 от компании Digital Equipment Corporation, отображал 80×24 символа). Принципиальным изменением стало использование 8-битного процессора Intel 8085.

Но все-таки своим появлением на свет «персоналки» (и даже современные модели «Маков») обязаны вовсе не им, а… шахматам. Именно под кодовым названием «Project Chess» в 1980 году в недрах IBM начались работы над проектом по созданию архитектуры нового компьютера, которому предстояло не только составить конкуренцию трём основным игрокам на рынке — Apple, Atari и Commodore — но и, как со временем распорядится история, стать его абсолютным лидером…

«Голубой гигант» начинает и выигрывает!

Возглавить разработку вызвался Дон Эстридж (Philip Donald Estridge). Перед ним и ещё одиннадцатью сотрудниками стояла непростая задача — уложиться в кратчайшие сроки (до этого на разработку новых вычислительных машин у инженеров IBM обычно уходило по несколько лет). На определённом этапе команда Эстриджа оказалась перед выбором: использовать только собственные разработки компании или же опираться на уже готовые компоненты от сторонних производителей. В итоге было решено вместо разработанного ещё в 1974 году экспериментального RISC-процессора IBM 801 (кстати, он лёг в основу процессорной архитектуры Power) взять 16-битный Intel 8088. Клавиатуру и слоты расширения с некоторыми изменениями позаимствовали у System/23 Datamaster, добавили уже имеющийся у IBM дисплей и установили дисковод гибких дисков. Более того: сегодня это звучит как нонсенс, но у модели IBM PC 5150 вдобавок имелся порт для подключения кассетного магнитофона (!), а также предусматривалась возможность использовать в качестве дисплея обычный телевизор. В ПЗУ был «прошит» и интерпретатор старого-доброго Бейсика.

С выбором операционной системы для нового компьютера все складывалось гораздо любопытнее. Дело в том, что для 8-битных микропроцессоров Intel 8080 (а также его усовершенствованного, но полностью совместимого аналога Zilog Z80) и Intel 8085 уже существовала ОС. Разрабатывать её начал в 1973-74 годах Гэри Килдол (Gary Kildall), а называлась она CP/M (Control Program for Microcomputers — англ. Управляющая Программа для Микрокомпьютеров). Для лучшего продвижения системы на рынке он создаст компанию Intergalactic Digital Research (впоследствии она будет называться просто Digital Research) и совместно с женой станет руководить ею. Амбиции Килдола оправдают себя сполна, и уже очень скоро CP/M окажется востребованной и широко распространённой — её станут использовать на многих машинах (начиная ещё с MITS Altair 8080 и IMSAI 8800). Секрет успеха заключался в том, что ОС изначально задумывалась как платформенно-независимая, что при «разношерстности» первых компьютеров было отнюдь не лишним. Для написания большей части системы Килдол разработал специальный высокоуровневый язык — PL/M. Но при этом она оставалась нетребовательной к системным ресурсам (все, что было нужно — это 16 КБ ОЗУ и дисковод гибких дисков), простой для освоения пользователем и достаточно удобной для программиста.

Поэтому в IBM сначала делали ставку на популярный продукт от компании Digital Research. Конечно, это вовсе не означает, что программисты IBM не смогли бы разработать собственную операционную систему (заметим, что сделать это так или иначе придётся). Просто для CP/M на тот момент уже было написано и выпущено на рынок немало системных и прикладных программ (к примеру, дебютная версия AutoCAD была представлена именно для неё). Это должно было избавить разработчиков от необходимости переписывать все заново и способствовало бы скорейшему продвижению компьютера в бизнес-среде, на которую тот и был рассчитан. Перенос самой системы на 16-битную архитектуру также не представлял непреодолимой проблемы. Но договориться и подписать бумаги Гэри Килдолу и представителям IBM все же не удалось…

Так на большую сцену вышел Билл Гейтс (Bill Gates) и основанная им и Полом Алленом (Paul Allen) компания Microsoft (название сначала писали через дефис — Micro-Soft). Гейтс к тому времени уже был, как говорится, широко известен в узких кругах тем, что представил Altair BASIC, коммерческий интерпретатор Бейсика для микрокомпьютера Altair 8080. А также тем, что обратился к энтузиастам-компьютерщикам с открытым письмом «An Open Letter to Hobbyists» (оно было опубликовано в январе 1976 года в информационном бюллетене Homebrew Computer Club, а затем и других изданиях сходной тематики) и уже тогда выразил беспокойство по поводу нарушения авторских прав разработчиков программного обеспечения.

На тот момент у Майкрософта не было своей операционной системы — компания занималась разработкой и продажей собственных реализаций Бейсика для первых персональных компьютеров. Поэтому когда поступило столь заманчивое предложение от IBM, Гейтс, не мудрствуя лукаво, просто выкупил права на подобную CP/M, но написанную фирмой Seattle Computer Products для 16-битного микропроцессора Intel 8086 ОС 86-DOS. Затем её слегка подправили, переименовали в MS-DOS и представили IBM уже как оригинальный продукт. Сделка состоялась… В составе компьютеров от IBM операционная система будет поставляться под названием IBM PC-DOS.

Первые версии MS-DOS и PC-DOS во многом были подозрительно схожи с оригинальной CP/M. Это даже позволило Килдолу обвинить IBM в нарушении авторских прав. В ответ на это компания все-таки согласилась выпустить версию для PC. Однако это уже не могло ничего кардинально изменить: система от Digital Research под названием CP/M-86 будет стоить в несколько раз дороже и продаваться значительно хуже, а со временем и вовсе начнёт сдавать позиции PC-DOS.

Довольно скоро вторая ОС, доступная для IBM PC, канет в лету (позже Digital Research выпустит DR-DOS, но теперь уже она, по иронии судьбы, будет основываться на DOS). А ведь существовала ещё одна! Забытая сегодня, как и CP/M, система с труднопроизносимым названием UCSD p-System, была написана на языке Паскаль (!) и за счёт интерпретации байт-кода тоже позволяла выполнять разработанные для неё программы на разных машинах. Какое-то время она пользовалась определённой популярностью и среди пользователей компьютера Apple II.

Что же представлял собой IBM Personal Computer 5150? Кремниевое сердце вычислительной машины, 16-битный микропроцессор Intel 8088, билось на частоте 4,77 MHz. В минимальной комплектации — без дисковода гибких дисков, операционной системы и дисплея — компьютер продавался по цене 1565 долларов, а объем оперативной памяти составлял всего-навсего 16 КБ. Работать в этом случае можно было только с кассетным магнитофоном и Бейсиком. Наиболее ходовая конфигурация стоила 3000 долларов. В неё входил монохромный дисплей и дисковод гибких дисков. Объем ОЗУ составлял 64 КБ (это необходимый для работы с PC-DOS минимум). В последующих модификациях он будет увеличен до 256 КБ. И наконец, самая полная комплектация включала в себя уже два дисковода, цветной дисплей и принтер. Она рассчитывалась на бизнес-применения и продавалась по цене 4500 долларов. Всего в компьютере было пять внутренних слотов расширения. Первые два обычно занимали контроллер дисковода гибких дисков и видеоадаптер. В оставшиеся можно было установить контроллер порта RS-232, модем или с помощью дополнительных плат расширения увеличить объем оперативной памяти до 640 КБ.

Причина головокружительного успеха созданного IBM компьютера заключалась отнюдь не в выдающихся характеристиках аппаратного или программного обеспечения (а у операционной системы и вовсе имелось множество существенных недостатков). Важнее всего было то, что впервые в истории компании ключевые спецификации архитектуры оставались открытыми для всех без исключения. В дальнейшем ключевую роль в повсеместной распространённости платформы IBM PC сыграет именно этот фактор. Впрочем, всю значимость такого решения и его последствия полностью осознают не сразу, а по первоначальному замыслу это должно было всего-навсего побудить сторонних производителей начать разрабатывать и выпускать компоненты и периферию, а программистов — писать прикладное ПО. Через некоторое время многие компании поспешат представить на рынке уже собственные компьютеры, аппаратно и программно совместимые с ней. Порой даже для машин с совершенно иной архитектурой будут выпускать дополнения, обеспечивающие совместимость в той или иной мере. В итоге это приведёт к появлению понятия «IBM PC compatible».

После триумфа IBM PC, столь неожиданного даже для руководства компании, карьера его создателя, Дона Эстриджа, стремительно пошла в гору. Небезынтересен и тот малоизвестный факт, что сам Стив Джобс предлагал ему стать президентом Apple Computer. Эстридж, тем не менее, не согласился. К 1984 году он уже будет занимать пост вице-президента IBM. Однако случилось непоправимое: второго августа 1985 года Дон вместе со своей женой погиб в авиакатастрофе. Ему было всего 48 лет…

К тому времени на рынок выйдет IBM Personal Computer/AT, а выпуск модели 5150 продлится до 1987 года.

Продолжение следует?

Эпоха персональных компьютеров

Персональные
компьютеры стремительно ворвались в
нашу жизнь и буквально перевернули наше
представление о месте и роли вычислительной
техники в жизни общества. Теперь
компьютеры стали ближе и доступнее
каждому пользователю. Исчез благоговейный
страх рядовых пользователей перед
непонятными и сложными языками
программирования. Появилось множество
программ, предназначенных для работы
неподготовленных пользователей. Эти
программы были просты в использовании
и интуитивно понятны: это прежде всего
различные редакторы текстов, электронные
таблицы и другие. Простыми и понятными
стали операции копирования файлов и
перенос информации с одного компьютера
на другой, распечатка текстов, таблиц
и других документов. Системные программисты
были отодвинуты на второй план. Каждый
пользователь мог себя почувствовать
полным хозяином этого мощного и удобного
устройства, позволяющего автоматизировать
многие аспекты деятельности. И, конечно,
это сказалось и на работе с базами
данных. Появились программы, которые
назывались системами управления базами
данных и позволяли хранить значительные
объемы информации, они имели удобный
интерфейс для заполнения данных,
встроенные средства для генерации
различных отчетов. Эти программы
позволяли автоматизировать многие
учетные функции, которые раньше велись
вручную. Постоянное снижение цен на
персональные компьютеры сделало их
доступными не только для организаций
и фирм, но и для отдельных пользователей.
Компьютеры стали инструментом для
ведения документации и собственных
учетных функций. Это все сыграло как
положительную, так и отрицательную роль
в области развития баз данных. Кажущаяся
простота и доступность персональных
компьютеров и их программного обеспечения
породила множество дилетантов. Эти
разработчики, считая себя знатоками,
стали проектировать недолговечные базы
данных, которые не учитывали многих
особенностей объектов реального мира.
Много было создано систем-однодневок,
которые не отвечали законам развития
и взаимосвязи реальных объектов. Однако
доступность персональных компьютеров
заставила пользователей из многих
областей знаний, которые ранее не
применяли вычислительную технику в
своей деятельности, обратиться к ним.
И спрос на развитые удобные программы
обработки данных заставлял поставщиков
программного обеспечения поставлять
все новые системы, которые принято
называть настольными (desktop) СУБД.
Значительная конкуренция среди
поставщиков заставляла совершенствовать
эти системы, предлагая новые возможности,
улучшая интерфейс и быстродействие
систем, снижая их стоимость. Наличие на
рынке большого числа СУБД, выполняющих
сходные функции, потребовало разработки
методов экспорта-импорта данных для
этих систем и открытия форматов хранения
данных.

Но
и в этот период появлялись любители,
которые вопреки здравому смыслу
разрабатывали собственные СУБД, используя
стандартные языки программирования.
Это был тупиковый вариант, потому что
дальнейшее развитие показало, что
перенести данные из нестандартных
форматов в новые СУБД было гораздо
труднее, а в некоторых случаях требовало
таких трудозатрат, что легче было бы
все разработать заново, но данные все
равно надо было переносить на новую
более перспективную СУБД. И это тоже
было результатом недооценки тех функций,
которые должна была выполнять СУБД.

Особенности
этого этапа следующие:

  • Все
    СУБД были рассчитаны на создание БД в
    основном с монопольным доступом. И это
    понятно. Компьютер персональный, он не
    был подсоединен к сети, и база данных
    на нем создавалась для работы одного
    пользователя. В редких случаях
    предполагалась последовательная работа
    нескольких пользователей, например,
    сначала оператор, который вводил
    бухгалтерские документы, а потом
    главбух, который определял проводки,
    соответствующие первичным документам.

  • Большинство
    СУБД имели развитый и удобный
    пользовательский интерфейс. В большинстве
    существовал интерактивный режим работы
    с БД как в рамках описания БД, так и в
    рамках проектирования запросов. Кроме
    того, большинство СУБД предлагали
    развитый и удобный инструментарий для
    разработки готовых приложений без
    программирования. Инструментальная
    среда состояла из готовых элементов
    приложения в виде шаблонов экранных
    форм, отчетов, этикеток (Labels), графических
    конструкторов запросов, которые
    достаточно просто могли быть собраны
    в единый комплекс.

  • Во
    всех настольных СУБД поддерживался
    только внешний уровень представления
    реляционной модели, то есть только
    внешний табличный вид структур данных.

  • При
    наличии высокоуровневых языков
    манипулирования данными типа реляционной
    алгебры и SQL в настольных СУБД
    поддерживались низкоуровневые языки
    манипулирования данными на уровне
    отдельных строк таблиц.

  • В
    настольных СУБД отсутствовали средства
    поддержки ссылочной и структурной
    целостности базы данных. Эти функции
    должны были выполнять приложения,
    однако скудость средств разработки
    приложений иногда не позволяла это
    сделать, и в этом случае эти функции
    должны были выполняться пользователем,
    требуя от него дополнительного контроля
    при вводе и изменении информации,
    хранящейся в БД.

  • Наличие
    монопольного режима работы фактически
    привело к вырождению функций
    администрирования БД и в связи с этим
    — к отсутствию инструментальных средств
    администрирования БД.

  • И,
    наконец, последняя и в настоящий момент
    весьма положительная особенность —
    это сравнительно скромные требования
    к аппаратному обеспечению со стороны
    настольных СУБД. Вполне работоспособные
    приложения, разработанные, например,
    на Clipper, работали на PC 286.

  • В
    принципе, их даже трудно назвать
    полноценными СУБД. Яркие представители
    этого семейства — очень широко
    использовавшиеся до недавнего времени
    СУБД Dbase (DbaseIII+, DbaseIV), FoxPro, Clipper, Paradox.

Эра персональных компьютеров: где начало того конца, которым оканчивается начало?

Согласно подсчётам аналитической компании IHS, в этом году впервые с начала 1980-х на персональные компьютеры пришлось меньше половины всех произведённых в мире чипов оперативной памяти DRAM. К концу 2012 доля ПК (включая ноутбуки) составит лишь 49 процентов. Уже появились предположения, что это начало конца эры персональных компьютеров. Но только начало.

Нет, это не означает, что остальные чипы “заглотили” смартфоны и планшеты, хотя доля таковых растёт и ширится: к концу года IHS предполагает, что на смартфоны придётся около 20 процентов чипов DRAM против 13 во втором квартале 2012. Планшеты к настоящему времени “потребили” только 2,7 процента таких чипов.

Ещё 35 процентов отошли серверам, профессиональным рабочим станциям, встроенным системам и суперкомпьютерам, которые с каждым годом становятся всё мощнее и больше.

В 2013 году IHS предполагает, что смартфоны и планшеты заберут около 27 процентов всех произведённых в мире чипов памяти, в то время как ПК останутся только 43 процента. Эта динамика указывает на то, что и производители будут переносить акцент с ПК на мобильные устройства, что, в свою очередь, ускорит снижение доли ПК на рынке.

В абсолютных цифрах ситуация выглядит ещё более прямолинейно: IHs ожидает, что к концу года в мире будет продано 655 млн смартфонов, что вдвое больше общего количества ПК, разошедшихся в прошлом году.

Это, конечно, не означает, что ПК исчезнут в сколько-нибудь ближайшем будущем. Не означает это даже и того, что они исчезнут вовсе. Прорицания на тему скорого исчезновения персональных компьютеров возникают каждый раз, когда на сцену выходит новый класс устройств, способных тягаться с ПК в плане выполнения каких-то (базовых) задач.

Сейчас планшеты и некоторые смартфоны вплотную приблизились по своим возможностям к ноутбукам и десктопам… таким, какими те были года три-четыре, может быть, пять назад. Играть в какие-то требовательные к системе игры на планшетах получится очень нескоро, полноценная работа с музыкальными приложениями – дело пусть и ближайшего, но всё-таки пока что будущего, с трёхмерной графикой работать попросту неудобно.

Да, в конце концов, даже если планшеты и нагонят по своим возможностям топовые ПК, сам форм-фактор планшетов и смартфонов делает решение некоторых задач непростой проблемой – незнакомой пользователям ПК в принципе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *