Декларативные и процедурные знания это – Тест по информатике и икт (7 класс) на тему: Карточка по теме «Декларативные и процедурные знания»

Содержание

Особенности знаний и их отличие от данных. Декларативные и процедурные знания.

Данные
– отдельные факты, характеризующие
объекты, процессы и явления в предметной
области, а также их свойства.

Знания
основаны на данных, полученных эмпирическим
путем. Это результат мыслительной
деятельности человека, направленной
на обобщение опыта, полученного в
результате практической деятельности.

Знания
– это
закономерности предметной области
(принципы, связи, законы), полученные в
результате практической деятельности
и профессионального опыта, позволяющие
специалистам ставить и решать задачи
в этой области.

Знания
– выводы,
сделанные на основе данных. Они более
компактны, чем данные. Знания можно
сформулировать в виде правил, т.е.
изложить в форму.

Особенности
знаний, которые отличают их от данных.

1.Интерпретируемость.
Данные, помещенные в ЭВМ, могут
содержательно интерпретироваться лишь
соответствующей программой. В отрыве
от программы, данные не несут никакой
содержательной информации. Знания
отличаются тем, что в них возможность
содержательной интерпретации всегда
присутствует.

2.
Наличие
классифицирующих отношений.

Несмотря на разнообразие форм хранения
данных, ни одна из них не обеспечивает
возможности компактного описания всех
связей между различными типами данных.
При переходе к знаниям между отдельными
единицами знаний можно установить такие
отношения, как “элемент-множество”,
“тип-подтип”, “ситуация-подситуация”,
отражающие характер их взаимосвязи.
Это позволяет записать и хранить отдельно
информацию, одинаковую для всех элементов
множества. При необходимости эту
информацию можно автоматически передать
описанию любого элемента множества.
Такой процесс передачи называют
“наследованием” информации.

3.
Наличие ситуативных связей.

Эти связи определяют ситуативную
совместимость отдельных событий или
фактов, хранимых или вводимых в память,
а также отношения, как одновременность,
расположение в одной области пространства,
нахождение в состоянии механического
взаимодействия. Ситуативные связи
помогают строить процедуры анализа
знаний на совместимость, противоречивость,
которые трудно реализовать при хранении
традиционных массивов данных.

Традиционно
знания классифицируются по категориям:

поверхностные
– знания о видимых взаимосвязях между
отдельными событиями и фактами в
предметной области. (Кнопка звонка).

глубинные
– абстракции, аналогии, схемы, отображающие
структуру и природу процессов, протекающих
в предметной области. Эти знания объясняют
явления и могут использоваться для
прогнозирования поведения объектов.

Помимо
этой классификации, знания делят на
процедурные и декларативные.

Декларативные
знания

знания, которые записаны в памяти
интеллектуальной системы так, что они
непосредственно доступны для использования
после обращения к соответствующему
полю памяти. Обычно декларативных знаний
используются для представления информация
о свойствах и фактах предметной области.
По форме представления декларативные
знания противопоставляются процедурным
знаниям.

Процедурные
знания

знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной
системы в виде описаний процедур, с
помощью которых их можно получить.
Обычно процедурные знания используются
для представления информации о способах
решения задач в проблемной области, а
также различные инструкции, методики
и т.п.

Обсуждение:Медицинский алгоритм — Википедия

Статья «Медицинский алгоритм» относится, в частности, к категории «Медицинская информатика». Поскольку в русском разделе Википедии такая категория отсутствует, ее необходимо создать.

В английском разделе Википедии аналогом является категория Health informatics.
—Владимир Паронджанов 06:18, 18 февраля 2014 (UTC)

  • ✔СделаноAkim Dubrow 09:27, 18 февраля 2014 (UTC)

1. Обязательно нужна Категория:Представление знаний. В английском разделе Википедии в статье Medical algorithm указана Category:Knowledge representation.

2. Обязательно нужна ссылка на статью Доказательная медицина. В английской статье Medical algorithm имеется ссылка на страницу Evidence-based medicine.
—Владимир Паронджанов 14:16, 19 февраля 2014 (UTC)

  • Обоснуйте? —Akim Dubrow 14:21, 19 февраля 2014 (UTC)
    • Привожу точную цитату из работы по искусственному интеллекту:

      В настоящее время различают два вида знаний: декларативные и процедурные. Знания первого типа не содержат в явном виде описания каких-либо процедур, которые необходимо выполнять. С этой точки зрения, например, знания информационно-справочных систем являются декларативными.

      Процедурные знания, напротив, содержат в явном виде описание некоторой процедуры, выполнение которой задается самим описанием. Обычная программа, хранящаяся в памяти ЭВМ, является примером таких знаний.

      Источник: Бондарев П. А., Колганов С. К. Основы искусственного интеллекта. — М.: Радио и связь, 1998. — 128с. — С. 65. — ISBN 5-256-01409-9

      Алгоритмы относятся к классу процедурных знаний. Алгоритмы (записанные в любой нотации) есть представление процедурных знаний. Вывод. Медицинские алгоритмы есть представление процедурных медицинских знаний. —Владимир Паронджанов 16:23, 19 февраля 2014 (UTC)

      • Как ни странно, Категория:Алгоритмы не входит в Категория:Представление знаний. Наверное, это потому, что журнал «Радио» — не слишком авторитетный источник в области теоретической информатики. А поскольку мы ведём сейчас речь о сугубо практическом приложении, то Ваши теоретические построения на основе этой статьи вообще никакого значения не имеют. Дикси. —Akim Dubrow 17:37, 19 февраля 2014 (UTC)
      • По Вашей теме ниже: не надо так многабукф. В любом случае, согласно ВП:КАТ#Транзитивность вопрос решается отнесением К:Алгоритмы к К:Представление знаний, а не категоризацией данной конкретной статьи. Его следует поднимать на ВП:ОБКАТ, если он кажется Вам принципиальным. —Akim Dubrow 10:09, 20 февраля 2014 (UTC)
      • Переадресовано на Википедия:Обсуждение категорий/Февраль 2014#20 февраля 2014 —Akim Dubrow 10:15, 22 февраля 2014 (UTC)

Декларативные и процедурные знания[править код]

Уважаемый коллега Akim Dubrow!

Благодарю за ответ. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что имеет место явное недоразумение. Мы говорим о разных вещах.

Издательство «Радио и связь» и журнал «Радио» — разные вещи. Я говорил об издательстве «Радио и связь» (а Вы говорите о журнале «Радио»).

Я цитировал не статью, а книгу. Книгу по искусственному интеллекту объемом 128 страниц. Я привел Международный стандартный книжный номер ISBN. Журнал не может иметь такого номера. Для журналов существует ISSN.

Вывод. Речь идет не о статье в журнале «Радио» (как Вы ошибочно предположили), а о книге «Основы искусственного интеллекта», выпущенной в издательстве «Радио и связь».

Вместе с тем, чтобы сблизить позиции и достичь взаимопонимания, я решил пойти Вам навстречу. Поскольку Вы посчитали ссылку на книгу «Основы искусственного интеллекта» недостаточной, приведу еще одну цитату, на этот раз из другой книги, а именно: «Толковый словарь по искусственному интеллекту»:

ЗНАНИЯ ПРОЦЕДУРНЫЕ. Знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной системы в виде описания процедур, с помощью которых их можно получить. В виде З.П. обычно описываются информация о предметной области, характеризующая способы решения задач в этой области, а также различные инструкции методики и тому подобная информация. По форме представления З.П. противопоставляются декларативным знаниям.

Источник: «Толковый словарь по искусственному интеллекту» / Авторы- составители А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов. — М.: Радио и связь, 1992. — 256с. — С. 36. — ISBN 5-256-00605-3

Вывод. Любые знания (включая медицинские) бывают декларативные и процедурные.
Для убедительности сошлюсь на Википедию, статья Знание

По природе

Знания могут быть

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет, в свою очередь, есть совокупность кафедр.

Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

Здесь ясно сказано, что алгоритмы относятся к процедурным знаниям. Спасибо за внимание.

С уважением,
—Владимир Паронджанов 09:56, 20 февраля 2014 (UTC)

В чем суть наших разногласий?[править код]

15 февраля 2014 я создал статью Медицинский алгоритм. Текст статьи был досконально согласован с администратором EvaInCat и одобрен им. См. здесь и далее

Уважаемый Akim Dubrow сократил текст втрое, что резко ухудшило качество статьи.

Я не согласен. Считаю, что коллега Akim Dubrow не прав.
Если Akim Dubrow имеет возражения, необходимо действовать согласно правилу о разрешении конфликтов.

В связи с этим я требую:

1. Восстановить статью в первоначальной редакции от 15 февраля 2014 г.

2. Затем (если необходимо) оспаривать этот текст в установленном порядке. —Владимир Паронджанов 09:04, 22 февраля 2014 (UTC)

  • См. ВП:ВСЕ —Akim Dubrow 07:49, 22 февраля 2014 (UTC)
  • Мнение администраторов не имеет какого-либо приоритета перед любым иным мнением в вопросах содержания статей (в конфликтных статьях назначаются посредники, которые не обязательно являются администраторами, их — имеет). В целом по истории ваших взаимоотношений с этим администратором и с упомянутым «языком» можно сделать вывод, что вы оба являетесь аффилированными с предметом статьи лицами, а правила Википедии строго не рекомендуют в таком случае принимать по статье какие-либо «административные решения» (в прошлом году десисопили двух администраторов, писавших заказные статьи). Поэтому во избежание проблем я могу лишь посоветовать Вам забыть об «административных решениях» Евакэта (которые кстати таковыми не являлись), чтобы не создавать ему проблем. MaxBioHazard 08:04, 22 февраля 2014 (UTC)
  • Уважаемые коллеги, благодарю за критическое замечание. По Вашему совету, я уточнил свое сообщение, не меняя его сути. —Владимир Паронджанов 09:04, 22 февраля 2014 (UTC)
    • Я прочитал про Ваш псевдоязык: [1], [2]. Я думаю, что ему совершенно не место в статье о медицине. —Akim Dubrow 09:47, 22 февраля 2014 (UTC)
  • Стоило только разблокироваться. Пару замечаний. Primo: речь изначально шла не об отдельной статье, а о разделе в статье ДРАКОН. Так как долгое время я не следил за ситуацией в проекте, то не знаю, каким образом появилась эта новая статья. Secundo: я никаким образом не связан с предметом статьи. Если вы внимательно почитаете наши обсуждения, то увидите, что я просто решил помочь в доработке, потому что прекрасно понимаю, как тяжело новым участникам разобраться в большом количестве правил. Надеюсь, вы не думаете, что я получал какие-то деньги за работу над ДРАКОНом (тем более, всё, что я делал — это советовал и правил оформление). Тем более было бы странно в разгар работы уйти из проекта. Так или иначе, никаких проблем данная дискуссия мне создать не может. Предлагаю попросить любого администратора помочь в разрешении спора. —EvaInCat 10:04, 22 февраля 2014 (UTC)
  • P.S. Всё началось вот тут, если кому-то интересно. Владу Жаринову на СО добавили стандартный шаблон приветствия, в котором посоветовали обращаться к Штауффенбергу за помощью, что он и сделал. Соответственно, Штауффенберг переадресовал вопрос мне, потому что я занимаюсь программированием. —EvaInCat 10:09, 22 февраля 2014 (UTC)
    • (!)Комментарий:. До того как Дубров вмешался в статью, она была действительно была статьёй [3]. Затем он начал удалять АИ и информацию, которое Его Высочайшее Императорское Величество посчитало незначимой. Теперь же статья похожа на какой-то огрызок (недостаб), которую не только читать, но и смотреть на неё противно 2A00:F940:1:1:2:0:0:6C 17:48, 22 февраля 2014 (UTC)

В связи с тем, что уважаемый Аким Дубров не представил аргументов в защиту своей позиции, я произвел изменения в статье Медицинский алгоритм. При этом я бережно сохранил полезные правки, сделанные уважаемым Акимом Дубровым. —Владимир Паронджанов 06:06, 24 марта 2014 (UTC)

  • Не понял. Ваш дракон был выпилен согласно ВП:ВЕС — невозможно иметь в статье три строчки про медицинский алгоритм и 20 абзацев про дракон. Удалено обратно вместе с остатками оригинального исследования [4]. —Akim Dubrow 04:09, 16 июля 2014 (UTC)

Требую восстановить статью Медицинский алгоритм в редакции от 06:36, 10 июля 2014, написанную в строгом соответствии с правилами Википедии. Считаю, что уважаемый участник Akim Dubrow неправомерно удалил 95% статьи, оставив лишь несколько предложений.

Аргумент Дуброва, противопоставляющий «медицинский алгоритм» и «язык ДРАКОН» считаю неубедительным, точнее, не имеющим смысла. Ссылка на ВП:ВЕС не имеет отношения к делу. Упоминание про оригинальное исследование является ничем не обоснованным и неверным.

Если Akim Dubrow имеет возражения, необходимо действовать согласно правилу о разрешении конфликтов. —Владимир Паронджанов 07:03, 1 августа 2014 (UTC)

  • Ну, попробуйте привлечь внимание других участников. —Akim Dubrow 07:09, 1 августа 2014 (UTC)
  • Возьму на себя смелость объяснить чуть подробнее суть претензий, предъявляемых к добавленному материалу. Дело в том, что, как подметил коллега Akim Dubrow, все статьи должны удовлетворять правилам о взвешенности изложения и о недопустимости оригинальных исследований. Содержание статьи в обозначенном варианте не соответствует обоим этим правилам. Так, в тексте имеются ничем не подтверждённые заключения: «На первом этапе применялись блок-схемы, заменившие неудобное и ненаглядное текстовое описание алгоритмов» и чуть ниже: «Со временем выяснилось, что блок-схемы не позволяют изображать сложные медицинские алгоритмы с необходимой полнотой и наглядностью». Тем самым, они (как и сопутствующие им описания алгоритмов) представляют собой оригинальное исследование. Но это ещё полбеды, ведь этот материал является подводкой к тому, что оптимальной средой для составления медицинских алгоритмов является ДРАКОН. Подробное и однобокое описание дракон-схем нарушает правило ВП:ВЕС, гласящее, что «не следует уделять изложению позиции небольшого меньшинства такое же внимание, как мнению большинства». Поскольку никаких других альтернатив дракон-схемам предложено не было, то можно говорить о том, что статья в прежнем варианте по сути представляла собой вешалку для описания преимуществ одного лишь языка программирования. Тем не менее, краткому упоминанию ДРАКОНа в статье будет место, если кроме него в ней будут так же кратко перечислены преимущества и недостатки других сред составления медицинских алгоритмов. Пока же можно констатировать, что в своём нынешнем виде статья является наиболее нейтральной и соответствующей правилам. —Niklem (обс) 12:49, 20 сентября 2014 (UTC)

Уважаемый коллега Niklem!

Благодарю за критическое замечание. Мы оба (и Вы, и я) согласны, что необходимо строго соблюдать правила Википедии, и в частности, ВП:ВЕС. Мы оба (и Вы, и я) согласны, что «…при определении значимости того или иного мнения следует принимать во внимание его представленность в авторитетных источниках, а не преобладание этого мнения среди редакторов Википедии».

Здесь представлены 20 авторитетных источников. Если этого мало, я могу добавить еще.

Далее. На странице обсуждения Вы пишите «статья в прежнем варианте по сути представляла собой вешалку для описания преимуществ одного лишь языка программирования». Это не так. И вот почему. ВП:ВЕШ гласит: «Вешалка — статья, которая вместо того, чтобы описывать основной предмет, по сути является прикрытием для предвзятых фактов, которые имеют лишь косвенное отношение к заявленной теме».

Мы оба (и Вы, и я) согласны, что основным предметом статьи является медицинский алгоритм.

Давайте сравним. В моем варианте статьи указаны 15 медицинских алгоритмов на русском языке, причем для всех пятнадцати даны точные ссылки на медицинские АИ (и, сверх того, еще один на английском языке). В варианте уважаемого Akima Dubrowa всего один алгоритм, причем только на английском языке.

Мне непонятно, чем провинились 15 медицинских алгоритмов на русском языке, которые (все без исключения) имеют ссылки на медицинские АИ? Может быть, в них есть медицинские ошибки? Если есть ошибки, то конечно, ошибки надо исправить. Но ведь до сих пор никто не предъявил претензий по поводу медицинских ошибок. Значит, представленные алгоритмы диагностики и лечения не вызывают критики с медицинской точки зрения? Тогда почему их нужно удалять?

Повторяю еще раз: все без исключения 15 медицинских алгоритмов имеют ссылки на медицинские авторитетные источники. Причем, до сих пор никто не сказал ни единого слова о том, что эти источники недостаточно авторитетные. Для примера: первые шесть медицинских алгоритмов ссылаются на книгу, научным редактором которой является доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, бывший Министр здравоохранения СССР Игорь Николаевич Денисов.

Мне непонятно, почему надо удалять ссылку на Министра здравоохранения, пусть даже бывшего.

Я по-прежнему протестую против удаления 95% статьи. Я требую восстановить статью Медицинский алгоритм в редакции от 06:36, 10 июля 2014, написанную в строгом соответствии с правилами Википедии. Спасибо за внимание.

С уважением. —Владимир Паронджанов (обс) 07:17, 2 октября 2014 (UTC)

Представлена новая, тщательно отредактированная редакция статьи, в которой учтены замечания уважаемого коллеги Niklem.

С уважением. —Владимир Паронджанов 18:06, 17 ноября 2014 (UTC)

  • Чтобы избежать ошибок при развитии статьи, я сообщаю обо всех своих действиях бюрократу и администратору Lazyhawk здесь. C уважением. —Владимир Паронджанов 18:37, 21 декабря 2014 (UTC)

Декларативные знания — это… Что такое Декларативные знания?



Декларативные знания
— знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Девиантное поведение
  • Деменция (приобретенное слабоумие)

Смотреть что такое «Декларативные знания» в других словарях:

  • Декларативные знания — знания, которые записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти. Обычно декларативных знаний используются для представления информация о свойствах и …   Финансовый словарь

  • Знания — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите …   Википедия

  • Знание (в информатике) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Знание (понятие) — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

  • ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. О. к. включает: 1) декларативные знания (знания о мире, знания о различных… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОБЩАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. Включает: 1) декларативные знания (знания о мире,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Дескриптивное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • Декларативное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

Декларативное знание — это… Что такое Декларативное знание?



Декларативное знание

Дескриптивное (декларативное знание) — любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств).

В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным, практическим, находится вне области осознания и проявляется через определенные действия. В качестве классических примеров процедурного знания приводится езда на велосипеде, знание как завязывать узел или говорить на языке. Человек может знать, но не уметь, или наоборот, уметь, но быть не в состоянии объяснить, как он это делает.

Соответственно, разграничение этих типов знания имеет особое значение в процессе обучения, в том числе при овладении и пользовании языком. Декларативные знания выражаются словом, фактами, сведениями а процедурное знание проявляется через действия, навыки и умения.

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Деклан Гэлбрейт
  • Деккер, Эдуард Доувес

Смотреть что такое «Декларативное знание» в других словарях:

  • Декларативное знание — Термин, обозначающий любое знание, к которому человек имеет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся на свои знания о расположении клавиш (декларативное знание). Но по… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕКЛАРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ — См. знание, декларативное …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ ЧТО — Декларативное знание …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ — 1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура. 2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или… …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ, ДЕКЛАРАТИВНОЕ — Знание о мире, которое может быть представлено как осознанно известное, фактическое знание. То есть знание, которое человек может декларировать; например, роза – вид цветка . Гильберт Райль любил обозначать это фразой знание, что… . Также… …   Толковый словарь по психологии

  • Знание “что” — декларативное (см.), фактическое знание, то есть знание, которое индивид может декларировать, выразить в форме определённого суждения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дескриптивное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • Процедурное знание — Любой вид знания, к которошу человек не имеет сознательного доступа и которое можно прояввить лишь косвенно, через определенные действия. Типичным пршмером является езда на велосипеде. Большинство из нас умеет езздить на велосипеде (процедурное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ — См. декларативное знание …   Толковый словарь по психологии

  • психология памяти —         ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Процедурное знание — это… Что такое Процедурное знание?



Процедурное знание
Любой вид знания, к которошу человек не имеет сознательного доступа и которое можно прояввить лишь косвенно, через определенные действия. Типичным пршмером является езда на велосипеде. Большинство из нас умеет езздить на велосипеде (процедурное знание) но немногие могут объяаснить, как они это делают или почему они не падают с велосипедаа (см. также Декларативное знание).

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС.
Майк Кордуэлл.
2000.

  • Пропаганда
  • Прямая годность

Смотреть что такое «Процедурное знание» в других словарях:

  • ПРОЦЕДУРНОЕ ЗНАНИЕ — См. знание, процедурное …   Толковый словарь по психологии

  • Процедурное знание — (procedural knowledge). Знание действия; знание того, «как» …   Психология развития. Словарь по книге

  • ЗНАНИЕ, ПРОЦЕДУРНОЕ — Знание того, как делать что то; знание, которое является операциональным, практическим. В отличие от декларативного знания, процедурное находится вне области сознания индивида. Вот некоторые классические примеры: знание как ехать на велосипеде… …   Толковый словарь по психологии

  • ЗНАНИЕ КАК — См. процедурное знание …   Толковый словарь по психологии

  • Знание “как” — процедурное (см.) знание, то есть знание того, как именно делать что либо …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дескриптивное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • Декларативное знание — Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным …   Википедия

  • Неявное знание — (англ. tacit knowledge)  вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим. Термин был предложен Майклом Полани. В своей работе он писал о процессе, а не о форме знания, однако его термин был… …   Википедия

  • Личностное знание — Неявное знание (англ. tacit knowledge) вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим. Термин был предложен Майклом Полани. В своей работе он писал о процессе, а не о форме знания, однако его термин был… …   Википедия

  • Декларативное знание — Термин, обозначающий любое знание, к которому человек имеет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся на свои знания о расположении клавиш (декларативное знание). Но по… …   Большая психологическая энциклопедия

База знаний — ПИЭ.Wiki

Материал из ПИЭ.Wiki

База знаний, БЗ (англ. Knowledge base, KB) — это особого рода база данных, разработанная для управления знаниями (метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний. Раздел искусственного интеллекта, изучающий базы знаний и методы работы со знаниями, называется инженерией знаний.

Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где с их помощью представляются навыки и опыт экспертов, занятых практической деятельностью в соответствующей области (например, в медицине или в математике). Обычно база знаний представляет собой совокупность правил вывода.

Классификация баз знаний

В зависимости от уровня сложности систем, в которых применяются базы знаний, различают:

  • БЗ всемирного масштаба — например, Интернет или Википедия
  • БЗ национальные — например, Википедия
  • БЗ отраслевые— например, Автомобильная энциклопедия
  • БЗ организаций
  • БЗ экспертных систем
  • БЗ специалистов

Применение баз знаний

Простые базы знаний могут использоваться для создания экспертных систем и хранения данных об организации: документации, руководств, статей технического обеспечения. Главная цель создания таких баз — помочь менее опытным людям найти существующее описание способа решения какой-либо проблемы предметной области.

Онтология может служить для представления в базе знаний иерархии понятий и их отношений. Онтология, содержащая еще и экземпляры объектов не что иное, как база знаний.

База знаний — важный компонент интеллектуальной системы. Наиболее известный класс таких программ — экспертные системы. Они предназначены для построения способа решения специализированных проблем, основываясь на записях БЗ и на пользовательском описании ситуации.
Создание и использование систем искусственного интеллекта потребует огромных баз знаний.

Декларативные и процедурные знания

Инженерия знаний определяет их как набор фактов, понятий, правил и эвристики, направленных па решение задач. Знания о каком-либо предмете могут быть разделены на две группы: декларативные и процедурные. Декларативные знания — это описательное представление в какой-либо предметной области. Это поверхностные знания о том, что собой представляет предмет, как он выглядит и что он означает. Знание того, «что» представляет собой отчет о прибылях и убытках, является примером декларативного знания (знания фактов). Процедурные знания являются набором интеллектуальных способностей, направлен¬ных на знание того, «как» сделать что-либо (например, как подготовить годовой отчет о прибылях и убытках фирмы). Процедурные знания являются предписывающими: они используют процедурные знания для определения образа действий.

Факты и понятия по большей части относятся к декларативным знаниям. Правила и алгоритмы являются примерами процедурных знаний. Наличие процедуры выполнения какого-либо действия не обязательно означает наличие навыков, необходимых для осуществления задачи. Декларативные и процедурные знания отдельного человека основаны на его опыте, воспитании и обучении. Знания подразумевают изучение, осведомленность и компетентность в различных вопросах, которые представлены в ментальных моделях (интеллектуальные модели).

Существует особый вид знаний, называемых здравым смыслом. Он формируется со временем и представляет собой накопленные декларативные и процедурные знания, которые сами собой разумеются для большинства людей. Здравый смысл, построенный на основе информации, представляет собой совокупность информации по какому-либо вопросу, которую «следует знать» всем. Такие знания также называются знаниями общего плана и могут быть описаны как процедуры, установленные порядки и процессы, направленные на эффективное выпол¬нение различных (профессиональных) задач.

Наиболее важным аспектом знаний является их долговечность. Неизменные знания, такие как чаконы природы, не меняются со временем. Статичные знания, такие как политика бизнеса или его процедуры, статичны лишь какое-то время — рано или поздно их ждут перемены. Динамичные знания, такие как условия рын¬ка или норма возврата инвестиций, изменяются от одного приложения к другому.

Применение знаний

Мышление, решение задач и рассуждения — это пути развития и применения человеческих знаний. Как гласят различные определения, мышление — это направленная, ориентированная на цель деятельность, сконцентрированная па решении задач. Это также активный мыслительный процесс, направленный на разработку и изменение ментальных моделей. Ментальные модели — это структуры знаний, которые создаются во время изучения или выполнения различных задач. Мышление подразумевает активную интеграцию новых знаний с существующими знаниями и навыками. Это основа обучения, процесса разработки новых и более совершенных ментальных моделей и когнитивных навыков. Наиболее эффективное приобретение новых знаний — это «обучение на деле». Ре¬шения задач и затруднений часто находятся там, откуда их никто не ждет. Ре¬зультат решения — это переход из первоначального состояния в желаемое (целевое) состояние.

При решении задач человек использует четыре типа рассуждения: рассуждение с привлечением здравого смысла, рассуждение с проведением аналогий, дедуктивное рассуждение и индуктивное рассуждение. Рассуждение с привлечением здравого смысла основано на индивидуальном опыте и фактах, усвоенных человеком за его жизнь. Современные системы с базой знаний не работают с. таким видом рассуждений из-за его сложности. Исключением является только так называемый эвристический поиск, разновидность эмпирических правил, с помощью которых можно исключить наименее вероятные альтернативы. Современные системы с базой знаний не используют и рассуждения с проведением аналогий, поскольку они основаны на сравнении рассматриваемой задачи с уже известным и принятым стандартом поведения в аналогичной ситуации. Проведение таких аналогий основано на способности распознавать сходство ситуации с прошлым опытом. В основе дедуктивных рассуждений лежат логические цепочки, построенные на предпосылках, ведущих к заключениям. Предпосылки состоят из истинных утверждений и правил. При дедуктивных рассуждениях происходит переход от общего к частностям. Используя общие факты, истины и утверждения, человек приходит к какому-либо выводу либо выбирает направление деятельности. Ин¬дуктивное рассуждение, напротив, идет от частностей к общему, поэтому оно не такое точное, как дедуктивное. При интерпретации логики, которая описывает имевшие место факты, оно зачастую основывается на подходе наилучшей догадки. Дедуктивные и индуктивные рассуждения широко используются при разработке систем с базой знаний.

Источники знаний

Для разработчиков систем источник знаний — это в первую очередь его преподаватели и учителя, исследователи, работающие в этой области, работники, которые применяют знания в этой области, и живые эксперты. В качестве других источников можно назвать книги, руководства, научные труды, записки, материалы исследований, физические записи (видео- и аудиозаписи, диски CD-ROM, фильмы, слайды и т. д.) и компьютерные ресурсы (базы данных, электронные доски объявлений, и т. д.). При разработке базы знаний надо учитывать ее размер, степень сложности, стабильность и форму знаний. Эти вопросы определяют выбор методологии, а также программного и аппаратного обеспечения, которое планируется использовать при создании базы знаний.

Эксперты

При разработке систем с базой знаний экспертом является компетентный человек, который решает задачи в какой-то предметной области, владеет методиками и обладает способностями, превышающими средний уровень его коллег. Эксперты разрабатывают комплексные стратегии обработки информации, отбирают необходимое, используют то, что требуется в настоящий момент, и сохраняют то, что может понадобиться в будущем. Эксперты получают свой статус благодаря их способности применять полученные знания и личный опыт. Эксперты решают задачи быстро и эффективно. Как правило, им известен предел собственных возможностей и, если они его достигли, то ссылаются на кого-либо другого. Эксперт используется в качестве информационного источника, решателя задач или учите¬ля. Эксперты отличаются от всех остальных своей способностью активно отслеживать и видоизменять свои когнитивные модели и процессы.

Эксперты, занимающиеся разработкой баз знаний, должны обладать как декларативными, так и процедурными знаниями в предметной области. Они должны быть способны не только решить задачу, но также объяснить свои решения дру¬гим. Если у одного эксперта знаний недостаточно, привлекают группу экспертов.

—Давыденко Евгения 22:21, 12 января 2011 (UTC)

Тест по информатике и икт (7 класс) на тему: Карточка по теме «Декларативные и процедурные знания»

Фамилия, имя _____________________Класс 7_____

Карточка№1  по теме «Информация и знания».

  1. Какие знания называются процедурными?

ОТВЕТ: ___________________________________

__________________________________________

__________________________________________

  1. Определите тип знаний: П – процедурные, Д-декларативные.

а) Я знаю, что 8 марта – Международный женский день. — _______
б) Я знаю, как выращивать фиалки. — ________

в) Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.  — _____

г) Я знаю, как пользоваться компьютером. — ______

е) Я знаю, что площадь квадрата зависит от его стороны. — ________

Фамилия, имя _____________________Класс 7_____

Карточка №2 по теме «Информация и знания».

  1. Какие знания называются декларативными?

ОТВЕТ: _______________________________________

______________________________________________

______________________________________________

  1. Определите тип знаний: П – процедурные, Д-декларативные.

а) Я знаю, что окно прямоугольной формы. — _________

б) Я знаю, как перемножить 2 простые дроби. — _______

в) Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца. — ______

г) Я знаю, как сварить макароны. — ________
д) Я знаю, что длина окружности зависит от ее радиуса._______

Фамилия, имя _____________________Класс 7_____

Карточка№3  по теме «Информация и знания».

  1. Знания о явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях, называются __________________________________
  1. Приведите пример процедурного и декларативного знания, связанного с картинкой:

        Процедурное: _____________
___________________________
___________________________
_________________________

________________________

Декларативное: _____________
____________________________________________
____________________________________________

        Процедурное:___________
________________________________________
_______________________________________

                      ____________________________
                            Декларативное:___________
                     ____________________________
                     ____________________________
                     ____________________________
                     ____________________________
____________________________
____________________________

Фамилия, имя _____________________Класс 7_____

Карточка№4  по теме «Информация и знания».

  1. Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели, называются ____________________________________
  1. Приведите пример процедурного и декларативного знания, связанного с картинкой:

                     Процедурное:_______________
       ___________________________
______________________________
___________________________
Декларативное: _____________
___________________________
___________________________

_______________________________________________

        Процедурное: ___________
________________________
________________________
________________________
Декларативное:___________
________________________
________________________
________________________
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *