Циклон гиперзвуковая ракета: Что представляет собой гиперзвуковая ракета «Циркон» — Российская газета

Содержание

Что представляет собой гиперзвуковая ракета «Циркон» — Российская газета

Перспективная гиперзвуковая ракета «Циркон» хоть и проходит цикл уже войсковых испытаний, остается совершенно секретным изделием. Однако в зарубежных СМИ появилась информация о том, что собой представляет эта ракета и каковы ее возможности. НАТО напряглось.

Американское издание The National Interest признало, что ни у одного военно-морского флота средств защиты от «Циркона» на сегодня не существует. По мнению зарубежных аналитиков, новейшая российская ракета — глубоко модернизированная версия еще советской противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Напомним, что так называлась экспортная версия ракет «Яхонт». Именно на базе «Оникса» в Индии создана универсальная сверхзвуковая ракета «БраМос» — лучшая в своем классе. Индийцы, кстати, заявляли, что начинают работы над гиперзвуковой версией «БраМоса» — базовая модель это позволяет.

Поэтому версия о том, что «Циркон» рожден на конструкционной основе аналогичной ракеты, выглядит вполне достоверно. С учетом того, что ракеты более мощной и точной, чем П-800, за рубежом так и не создали, боевые характеристики гиперзвукового варианта могут показаться вообще запредельными.

Напомним, что попадание даже одной ракеты П-800 выводит из строя авианосец — он если не тонет, то теряет возможность выпускать-принимать самолеты. Масса боевой части — около 300 кг. Причем взрыв ее происходит внутри корабля, так как корпус пробивается без проблем благодаря огромной скорости. «Циркон», по мнению экспертов, имеет еще лучшие характеристики.

Сообщалось, что гиперзвуковая ракета, меняя траекторию, может маневрировать не только по высоте, но и в плоскости. Это еще более затрудняет ее обнаружение и поражение. С учетом того, что «Циркон» большую часть времени летит на высоте в 30-40 километров в облаке плазмы, он невидим для самых современных радаров. И хотя боевая часть меньше, чем у П-800, как утверждается — 200 кг, уничтожающая способность «Циркона» намного выше. Гиперзвуковая скорость позволяет ракете массой несколько тонн и без боевой части просто развалить боевой корабль средних размеров, а авианосец пробить насквозь. Подрыв боевой части многократно усиливает разрушающее действие кинетической энергии корпуса ракеты.

Впервые об успешном испытании ракеты «Циркон» в противокорабельном варианте было официально объявлено в мае 2017 года. Тогда, как сообщалось, ракета достигла восьми скоростей звука. Если будет достигнута предполагаемая дальность полета 1000 километров, то под вопросом оказывается вся американская доктрина глобальной трансляции своих сил посредством ударных авианосных групп. Дальность действия палубной авиации США с дозаправкой в воздухе — около 800 километров. Получается, что авианосная ударная группа просто не сможет подойти к защищаемой «Цирконами» территории на дальность своего удара.

За прошедшие два года разработчики нашей гиперзвуковой ракеты, вполне очевидно, не сидели сложа руки, и работы по «Циркону» существенно продвинулись. Вполне вероятно, что разработаны и испытаны не только его противокорабельные варианты, но и те, которые позволяют наносить удары по сухопутным объектам.

А это, по мнению издания The National Interest, позволяет наносить сокрушительные и неотразимые удары по базам НАТО в Европе. В совокупности с МиГ-31БМ, вооруженными гиперзвуковыми «Кинжалами», которые уже находятся в опытной эксплуатации, это серьезная угроза тем силам, которые могут вынашивать агрессивные планы в отношении России.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Сергей Птичкин

Гиперзвуковая ракета «Циркон»: фото, характеристики, видео

 

В последние годы США стали активно развивать свою систему противоракетной обороны. Правительство США стремилось расположить некоторые компоненты своей ПРО на Востоке Европы, что стало причиной начала великой гонки ракетно-ядерного вооружения между Америкой и Россией.

Ввиду столь стремительного усиления американских систем ПРО недалеко границ РФ, Минобороны приняло решение противостоять этому с помощью разработки новых гиперзвуковых ракет. Одной из самых эффективных из них является – гиперзвуковая ракета «Циркон» (3К-22). По мнению экспертов, Россия сможет эффективно противодействовать любому потенциальному противнику только в том случае, если выполнит срочную модернизацию армии и флота.

 

Цель модернизации ВМФ РФ

Согласно плану Минобороны РФ, с 2011 году начали проводиться работы по разработке уникального оружия – ракеты «Циркон». Отличительной чертой такого уникального оружия является высочайшая скорость. Они обладают сверхвысокой скоростью, поэтому у противника возникнут трудности не то что в плане их перехвата, но и при обнаружении. Военные эксперты считают крылатую ракету «Циркон» — одним из самых эффективных сдерживающих средств агрессии потенциального врага на сегодняшний день. Характеристики ракеты позволяют называть это оружие «современным гиперзвуковым мечем ВМФ РФ».

 

История создания ракеты «Циркон»

Сверхзвуковые и гиперзвуковые технологии настолько долго разрабатывалась потому, что для их внедрения понадобились новые уникальные инженерские решения и идеи.

 

Сейчас противокорабельные ракеты, развивающие скорость 2,5-3 М или 3-4 тыс. км в час применяются повсеместно. Но даже у такого, казалось бы, совершенного вооружения есть свои недостатки. Они могут запутаться в направлении цели, не имеют возможности эффективно маневрировать. В результате того, что ракеты набирают большую высоту, это позволяет их почти сразу обнаружить и узнать о траектории их движения. Как следствие, атакуемый объект имеет больше шансов своевременно покинуть зону поражения. Поэтому более высокие скорости, которые может развивать «Циркон» привели его к понятным трудностям.

Полеты ракеты даже в верхних слоях атмосферы с более чем 3М скорости провоцировало возникновение теплового барьера. Из-за высокого сопротивления воздуха некоторые детали подвергались существенноу нагреву. Например, воздухозборники достигали температуры 3000С, а остальные части даже с отличным обтекаемым разогревались до 2500.

 

Во время испытаний удалось выяснить, что:

  • довольно популярные в авиации дюралюминиевые компоненты могут сильно потерять в прочности при высоте уже на 2300;
  • при 5200 деформируется титан, а также его сплавы;
  • при 6500 плавится алюминий и магний, плюс даже жаропрочная сталь существенно теряет в своей жесткости.

 

Если высота полета будет меньшей, чем 20 километров (это привело бы к сложностям в обнаружении и перехвате цели), то нагрев обшивки составлял бы 10 000 С, чего не способен выдержать ни один металл. Как видите, главная проблема гиперзвуковых скоростей – это температура.

 

Даже если не брать во внимание огромный разогрев металла и частей, необходимых для наведения, топливо начинает закипать и разлагаться, в результате чего, теряются его свойства.

 

Успешно решить проблему можно было бы только с использованием водорода. Но в жидком виде он опасен, к тому же, сложен в хранении, тогда как в газообразном имеет низкий КПД и занимает больший объем. Серьезные и долгие разработки ушли на антенну, которая работает на радиочастоте. Классические приемники сигнала сгорали за считанные секунды полета на гиперзвуке. Отсутствие связи с центром спровоцировало к потере важных преимуществ и неуправляемости оружия.

 

Первая информация о начале создания комплекса с гиперзвуковой ракетой «Циркон» морского базирования появилась в СМИ зимой 2011 года. Оружие стало последней комплексной разработкой отечественных конструкторов.

 

Предполагается, что ракетный комплекс «Циркон» имел обозначение 3К-22.

 

В августе 2011 года генеральный директор концерна «Тактическое ракетное вооружение» Б. Обносов заявил, что корпорация приступила к разработке ракеты, которая сможет развивать скорость до 13 Махов, соответственно, превышать скорость звука в 13 раз (напоминаем, что в настоящее время скорость ударных ракет ВМФ РФ до 2,5 Маха).

 

В 2012 году заместительной министра обороны России заявил, что в ближайшем будущем ожидается первое испытание разработанной гиперзвуковой ракеты.

 

Согласно данным из открытых источников, разработка корабельного комплекса с ракетой «Циркон» поручена «НПО Машиностроения». Но информация о технических характеристиках засекречена. Были только предположительные данные: скорость – 5-6 Мах, дальность – 300-400 км.

 

Ходили слухи, что ракета представляет собой гиперзвуковой вариант «БраМоса», крылатой сверхзвуковой ракеты, которая была создана российскими конструкторами вместе с индийскими инженерами на базе ракеты «Оникс» П-800. В феврале 2016 года корпорация BrahMos Aerospace заявила, что гиперзвуковой двигатель для ее детища может быть создан в течение трех-четырех лет.

 

Весной 2016 года СМИ заявили о начале испытаний ракеты «Циркон», которые проходили с наземного комплекса старта.

 

В перспективе «Циркон» планировалось установить на новых российских подлодках «Хаски». В это время указанные многоцелевые атомные подлодки пятого поколения создаются конструкторским бюро «Малахит».

 

Тогда в СМИ обнародовала информацию, что летно-конструкторские испытания ракеты проходили полным ходом. По их завершению предполагалось вынесение решения о принятии «Циркона» на вооружение ВМФ РФ. В апреле 2016 года появилась информация о том, что испытание гиперзвуковой ракеты «Циркон» будут завершены к 2017 году, а в 2018 году предполагается запуск в серийное производство.

 

В 2011 году компания «Тактическое ракетное вооружение» приступило к проектированию противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон». По мнение экспертов, характеристики нового вооружения имеют много общего с комплексом «Болид».

В 2012 и 2013 гг. на полигоне в Ахтубинске проведено испытание новой ракеты. В качестве носителя применялся самолет «ТУ-22М3». Результатом проведения испытаний стал вывод о причине кратковременного полета боеголовки и неудачного пуска. Дальнейшее тестирование проводилось в 2015 году, но в качестве носителя наземного комплекса старта. Теперь ракета «Циркон» была запущена с аварийного пуска. Характеристики 2016 года во время тестирований дали положительный результат продемонстрировали положительный результат, что подтолкнуло создателей объявить в СМИ о разработки нового более совершенного ракетного оружия со сверхзвуковой скоростью.

 

Где собираются использовать новые ракеты?

 

По завершению последующих запланированных гос. испытаний гиперзвуковыми ракетами планируют оснащаться крейсеры «Лидер», «Хаски» (атомные подлодки), модернизированные атомные крейсеры «Петр Великий» и «Орлан». На тяжелом атомном крейсере «Адмирал Нахимов» тоже будет установлена современная противокорабельная ракета «Циркон». Причем характеристики нового оружия существенно превосходят аналогичные ему модели, к примеру, такие как комплекс «Гранит». С течением времени его заменит 3К-22. Ракета «Циркон» будет использоваться исключительно модернизированными и перспективными подводными лодками и наводными суднами.

 

Технические характеристики:

  • Скорость установки около 6 Мах (напоминаем, что 1 Мах – 331 м/с).
  • Дальность полета ракеты – 1500 км.
  • Боевая часть PR-22 имеет вес не меньше 200 кг.
  • Радиус поражения гиперзвуковой ракеты «Циркон» – 500 км.

 

Характеристики орудия позволяют судить о его превосходстве над противником, не имеющим подобного вооружения.

 

Топливо и двигатель

Сверхзвуковым или гиперзвуковым считается тот объект, который имеет скорость не меньше 4500 км в час. При разработке такого оружия создатели сталкиваются с множеством научно-технических проблем. Среди них актуальными являются вопросы о том, как выполнить разгон ракеты, применяя традиционный реактивный двигатель и какое использовать топливо? Российские инженеры приняли решение, что для разгона 3К-22 целесообразно использовать ракетно-прямоточный двигатель, так как для него характерно сверхзвуковое горение. Данные двигатели работают на новом топливе «Децилин – М», для которого присуща более высокая энергоемкость (20%).

 

Какие области науки были задействованы в разработке?

Обычая среда, в которой осуществляет свой маневренный полет «Циркон» после разгона – это высокая температура. Характеристики системы самонаведения на гиперскорости в процессе полета могут сильно искажаться. Причина этого – возникновения облака плазмы, которое закрывает цель от системы и может повредить антенну, датчик и средства контроля. Для полета на сверхзвуковых скоростях ракеты должны иметь более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. 3К-22 поступили в серийное производство благодаря таким наукам как двигателестроение, материаловедение, аэродинамика, электроника и прочие.

 

Основная задача гиперзвуковой ракеты «Циркон»

Характеристики, полученные после гос. испытаний, позволяют основания полагать, что такие сверхзвуковые объекты могут преодолеть противотанковую оборону врага. Это стало возможным благодаря двум особенностям, присущим 3К-22:

 

  • На высоте 100 км скорость боеголовки составляет 15 Мах, то есть 7 км в секунду.
  • Находясь в плотном атмосферном слое, уже перед непосредственным приближением к своей цели боеголовка производит сложные маневры, тем самым запутывает работу ПРО противника.

 

Многие военные эксперты, как зарубежные, так и российские, уверены, что достижение военно-стратегического паритета непосредственно зависит от наличия сверхзвуковых ракет.

 

Перспективы развития

В СМИ активно рассказывается информация о том, как США отстает от России в плане создания гиперзвуковых ракет. Причем в своих утверждениях журналисты ссылаются на информацию американских военных исследований. Поступление на вооружение еще более совершенного, чем ракета «Циркон» звукового оружия предполагается на 2020 год. По мнению журналистов для ПРО США, считающейся одной из самых развитых систем во всем мире, появление сверхскоростного оружия в российских ВВС станет настоящим взрывом.

 

В мире активно ведется гонка высокотехнологичных вооружений. К новейшим технологиям относят гиперзвуковое оружие, которое в XXI веке будет играть ключевую роль в исходе войны. Не зря в 2000 годах Дж.Буш-младший подписал директиву, превращающую в реальность возможность нанесения глобального быстрого удара посредством гиперзвуковых высокоточных крылатых ракет. Все прекрасно понимали, для кого это предназначено. Наверное, именно по этой причине осенью 2016 года министром обороны России Сергеем Шойгу было заявлено об использовании в войне в Сирии новейших крылатых ракет Х-101, дальность действия которых составляет около 4500 километров.

Гиперзвуковая ракета «Циркон», высокие характеристики которой обеспечивают невероятное преимущество в вооружении, является мечтой любого президента, министра и генерала. Наличие такого оружия может стать сдерживающим фактором в военном конфликте.

 

SpaceX нацелилась на создание плавучих космодромов — для запуска ракет на Марс и Луну и гиперзвуковых пассажирских перевозок на Земле

SpaceX формирует команду, которой предстоит заняться проектированием и строительством плавучих космодромов. В числе первых на соответствующие объявления о работе обратили внимание владельцы Twitter-аккантов CowboyDanPaasch и SpaceXFleet, после чего основатель и глава SpaceX Илон Маск подтвердил планы по строительству плавучих космодромов.

К слову, о плавучих космодромах. Если помните, с идеей строительства такого на Херсонщине в прошлом году выступал гендиректор «Южмаша», но с тех пор никаких новостей больше не было.

Маск рассказал, что в будущем эти морские стартовые комплексы планируется использовать для запуска сверхтяжелых ракет к Луне и Марсу, а также для гиперзвуковых полетов на Земле. Первые испытательные полеты на Земле начнутся через 2-3 года и, по словам Маска, их будет много, после чего запустят регулярные рейсы. Местонахождение будущего плавучего космодрома глава SpaceX не раскрыл.

На самом деле обе эти впечатляющие идеи, неразрывно связанные с перспективной сверхтяжелой ракеты-носителя Starship, которую SpaceX разрабатывают в качестве перспективной замены используемым сейчас Falcon 9 и Falcon Heavy, уже высказывались ранее. Еще в 2017 года Илон Маск выдвигал идею приспособить ракеты Starship для пассажирских перевозок, чтобы летать в любую точку планеты быстро (за час) и дешево (по цене авиабилета в эконом-класс). А в конце 2019 год он рассказывал, что космодромы для Starship будут строиться в 30 км от берега. Теперь же SpaceX решила перейти к реализации этих впечатляющих планов, (эдак и до создания марсианских поселений недалеко).

Здесь также будет весьма уместно упомянуть о планах SpaceX построить в Лос-Андежелесе завод и инженерно-конструкторский центр, где будут разрабатываться и собираться межпланетные корабли Starship.

SpaceX построит завод и инженерно-конструкторский центр в порту Лос-Анджелеса — там будут разрабатываться и собираться межпланетные корабли Starship

За последние пару лет SpaceX сильно продвинулась в разработке Starship, особенно с учетом незначительных ресурсов (около 5%), затрачиваемых на разработку корабля. Теперь, когда пилотируемый корабль Crew Dragon готов, SpaceX направит больше ресурсов на создание Starship (и Super Heavy), а также спутникового интернета Starlink, которому отведена важная роль в реализации амбициозных планов по колонизации Марса. К слову, буквально на днях SpaceX запустила сайт Starlink, и начала принимать заявки на участие в бета-тестировании — оно должно начаться в следующем месяце.

Источник: Twitter

  • Starship и Super Heavy — это перспективные сверхтяжелая ракета и корабль, разрабатываемые SpaceX для замены текущего семейства ракет Falcon и кораблей Dragon. Вторая ступень одновременно выступает в качестве пилотируемого или грузового космического корабля. Ракета проектируется как полностью многоразовая, обе ее ступени смогут совершать мягкую посадку после полета в космос.
  • Ракета будет способна доставлять на низкую околоземную орбиту груз массой до 150 тонн в полностью многоразовой конфигурации с возвратом обеих ступеней (Super Heavy и Starship) на Землю.
  • Первоначально концепция ракетной системы BFR (Big Falcon Rocket) и BFS (Big Falcon Ship), которая тогда проходила под названием ITS (Interplanetary Transport System), была представлена Илоном Маском на Международном конгрессе астронавтики еще в сентябре 2016 года. В ноябре 2018 года Маск сообщил о переименовании ракеты-носителя BFR в Super Heavy, а корабля BFS — в Starship. Именно с его помощью SpaceX планирует отправить к Луне японского миллиардера примерно в 2023 году.
  • В 2022 году первые корабли Starship без экипажа должны полететь на Марс с разного рода оборудованием в рамках подготовки к колонизации, в 2023 — с помощью Starship планируется отправить к Луне (облет без высадки) туристическую делегацию во главе с японским миллиардером, а в 2024 году на Starship к Марсу отправятся первые колонизаторы.
  • В 2019 году Маск заявил, что в будущем билеты на Starship (в пассажирском отсеке с комфортом смогут разместиться и путешествовать до 100 человек) будут продаваться по цене ниже $500 тыс. (в обе стороны), добавив, что в дальнейшем цена может снизиться до $100 тыс. Он также говорил, что с 70-процентной вероятностью окажется в числе тех, кто переедет жить на Марс.

погода на выходные // Смотрим

В выходные в большинстве регионов европейской части России благодаря антициклону будет тепло. В субботу в центре и в Черноземье пройдут дожди с грозами, но будет достаточно тепло. А вот на Русский Север идет циклон: он несет облака и обильные осадки.

Теплый обширный антициклон удержит в большинстве регионов европейской части России очень теплую солнечную погоду. Подробным прогнозом поделились синоптики Центра погоды ФОБОС.

По их данным, центре и в Черноземье в конце недели пройдут послеполуденные грозовые дожди.

В Москве в субботу, 15 мая, прогремят грозы, воздух прогреется до плюс 21-23 градусов. В воскресенье существенных осадков не ожидается, будет солнечно.

В Санкт-Петербурге в субботу местами пройдет кратковременный дождь, термометры покажут 20-22 градуса. В воскресенье – без осадков, плюс 16-18.

На Русский Север движется циклон: он принесет плотные облака и осадки. Похолодает на Кольском полуострове. В Мурманске днем будет всего 2-4 градуса, ночью – около нуля и дождь с мокрым снегом. В Архангельске в субботу – 17-19 и кратковременный дождь; в воскресенье – 14-16, без существенных осадков.

В Сыктывкаре 15 мая будет 22-24, в воскресенье – до 26 выше нуля, солнечно. В Нарьян-Маре в субботу будет плюс 5, временами дождь; в воскресенье – 8-10, солнечно.

В Черноземье прогремят послеполуденные грозы. В Курске и Воронеже в субботу 21-23, в воскресенье – плюс 21-26.

В Поволжье, в центре теплого антициклона, будет сухо, тихо и солнечно. В Нижнем Новгороде в субботу – 25-27, в воскресенье – 23-25. В Казани и Саратове – жара, плюс 28-30. В Пензе и Саранске – 27-29; в Перми 29-31.

На Юге, в зоне влияния теплого антициклона, будет солнечно. В Ростове-на-Дону – 26-28; в Краснодаре – 27-29. В Сочи в субботу – 22-24, в воскресенье – 25-27; в Ялте 22 – 24.

В южных регионах Западной Сибири антициклон удержит солнечную погоду без осадков. В Омске в субботу ожидается 28-30 градусов тепла, в воскресенье – до 29. В Новосибирске в субботу 23-25, в воскресенье – 27-29.

На юг Дальнего Востока циклон принесет облака и дожди. Во Владивостоке в субботу 11-13 градусов, дождь; в воскресенье – 14-16, без существенных осадков. В Хабаровске в субботу около 15 градусов тепла, дождливо; в воскресенье будет 20-22, выглянет солнце.

Ранее 14 мая синоптики предупредили, что на Москву надвигается гроза и сильный ветер, поскольку центр европейской части России сейчас находится в неустойчивой атмосферной области. Это означает быструю смену погодных процессов.

В России создают аэромобиль «Циклокар»

В рамках проекта Фонда перспективных исследований «Циклон» стартовали работы по созданию аэромобиля с циклическими движителями «Циклокар». Об этом сообщила пресс-служба фонда. 


Расчётная грузоподъёмность автомобиля составляет 600 килограммов, пассажировместимость — 6 человек. Основным исполнителем проекта выступает Институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук.


В ходе первого этапа работ были проведены предварительное проектирование автомобиля и наземные испытания циклического движителя (циклического ротора) диаметром 1,5 м.  

Расчётные габариты «Циклокара» при грузоподъёмности в 600 килограммов составляют 6,2 х 6 метров, максимальная скорость — до 250 километров в час, дальность полёта — до 500 километров. Помимо компактных по сравнению с вертолётной техникой габаритов, отличительными особенностями аппарата стала возможность посадки на наклонную поверхность (до 30 градусов) и «причаливания» к вертикальным поверхностям.

Циклокар получит последовательную гибридную силовую установку российского производства, которая позволит адаптировать его под конкретного заказчика. Летательный аппарат планируется оснащать энергоузлом на базе бензинового роторно-поршневого двигателя или более мощным вариантом ГСУ на основе турбовального двигателя.

В 2020 году совершил первый полёт разработанный в рамках проекта «Циклон» 60-килограмовый циклолёт, на котором были отработаны основные принципы, алгоритмы и механизмы управления, автоматическая система управления, аэродинамическая компоновка. Полёты первого полноразмерного прототипа «Циклокара», оснащённого полностью электрической силовой установкой, запланированы на 2022 год.

Испытания ПКР «Циклон» заставили эвакуировать Неноксу с гиперзвуковой скоростью

В связи с испытаниями новейшего корабельного ракетного оружия на четверо суток (с 6 по 10 июля) закрыта часть акватории Белого моря. Соответствующее прибрежное предупреждение опубликовано Администрацией морских портов западной Арктики. Район ограничения мореплавания проходит вблизи береговой линии в районе Северодвинска, Пертоминска, Верхней Золотицы и других населённых пунктов.На первый взгляд – не столь уж и заметная новость. Испытания новых ракет под Северодвинском проводятся регулярно, поскольку в тех краях, вблизи поморского села Нёнокса, уже много десятилетий работает важнейший для нашей страны 45-й Государственный морской испытательный полигон 1-го научного центра ВМФ РФ. Здесь и доводят до ума почти все флотские ракеты: противокорабельные противолодочные, зенитные. И даже баллистические — для атомных подводных лодок.

Однако нынешние события, похоже, стоят особняком. Ибо никогда еще в преддверии ракетного залпа из акватории Белого моря жителям Нёноксы и соседнего поселка Сопка не предлагали как в войну — срочно собрать вещички, документы, деньги и срочно покинуть родные дома.

Но вот на днях начальнику Нёнокского территориального отдела Валерию Машенкову от военных пришла телеграмма, мигом поставившая на уши все село и поселок. В важной бумаге сказано, что в «период с 6:00 7 июля до 18:00 8 июля село Нёнокса попадает в опасную зону». В связи с этим «желающих местных жителей» попросили оставить свои дома на это время. Сообщили, что для эвакуации из Северодвинска им присланы пять автобусов.

Особенно умиляет вот это – всех «желающих». Как в детской считалке: «Кто не спрятался – я не виноват»?

Влезли ли «все желающие» в автобусы или те ушли в город полупустыми – пока неизвестно. Но не исключено, что в эвакуацию до вечера четверга отправились почти все, кто в состоянии самостоятельно передвигаться. Потому что здешние поморы еще не забыли ужас, испытанный ими 8 августа прошлого года.

Тогда на том же полигоне тоже был испытательный ракетный пуск. Как можно понять – неудачный. Что-то сильно рвануло в 09:00 на морской платформе в акватории Двинской губы Белого моря вблизи посёлка Сопка. Да так, что стрелки дозиметров кратковременно запрыгнули в опасные зоны не только в Неноксе, но и в Архангельске и Северодвинске.Позже стало известно, что на самой платформе при взрыве погибли пять сотрудников Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров), два военнослужащих скончались от травм в больнице и ещё четыре человека получили высокую дозу облучения и были экстренно госпитализированы в Питер.По утверждению Минобороны РФ и корпорации «Росатом», на полигоне взорвался жидкостный ракетный двигатель, в котором использовался радиоизотопный источник питания. Само испытываемое «изделие» при этом не называлось. Но ни российские, ни западные специалисты даже не сомневались — инцидент произошёл во время секретных испытаний нашей перспективной крылатой ракеты «Буревестник» с миниатюрной ядерной энергетической установкой. Это был тот самый «Буревестник», которым наш президент Владимир Путин давно и основательно при каждом удобном случае пугает врагов России.

Чуть позже, 21 октября того же года, помощник госсекретаря США по контролю над вооружениями Томас Динанно заявил, что ЧП под Северодвинском произошло в ходе подъема со дна моря ракеты «Буревестник», пролежавшей там около года: «Причиной взрыва стал серьёзный сбой. Произошла неконтролируемая ядерная реакция, которая привела к выбросу радиации в то время, когда российские специалисты поднимали ракету со дна».

По словам Динанно, причиной запуска цепной реакции стало то, что ядерное топливо перестало охлаждаться морской водой. А сама ракета, считает он, основываясь на данных американской разведки, оказалась на дне после давних неудачных испытаний.

Так что, снова в Белом море станут испытывать того страшного «Буревестник»? Не похоже. Существует масса признаков, что именно в эти дни стрелять по полигону будет самое свежее пополнение надводной эскадры Северного флота — фрегат «Адмирал Горшков». Не Буревестником», но тоже сверхновым оружием – противокорабельной гиперзвуковой крылатой ракетой 3M22 «Циркон».

Во всяком случае, еще 29 июня агентство ТАСС сообщило, что «Адмирал Горшков» вышел из Североморска именно для второго в истории испытательного пуска «Циркона». Первый пуск, впрочем, тоже состоялся с борта этого фрегата – в феврале 2020 года. Из чего можно заключить, что на ближайшие месяцы главная задача экипажа «Адмирала Горшкова» — совместно с «НПО машиностроения» как можно скорее поставить «Циркон» в строй.

Судя по всему, работа над перспективной гиперзвуковой ракетой идет полным ходом. Но, как всегда в таком деле, — не без срывов. Можно предположить, что первый пуск 3M22 с фрегата должен был состояться еще в ноябре 2019 года.

Во всяком случае, интернет-издание «Военное обозрение» 26 ноября сообщало, что этот корабль несколько дней назад вышел в море из главной базы Северного флота, имея на вертолетной площадке два транспортно-пусковых контейнера, которые не относятся к штатному вооружению корабля, но по очертаниям напоминают те, из которых возможно стрелять «Цирконами».

Однако никаких победных реляций в том месяце не последовало. Из чего логично следует, что важнейшая стрельба в Белом море была перенесена на февраль 2020-го.

Между тем, важнейшее условие для приема этой ракеты на вооружение, как сообщают открытые источники, — семь испытательных пусков до Нового года. Значит, приходится торопиться.

Еще одно основание для торопливости – в последнее воскресенье июля по давней традиции Россия будет отмечать День Военно-Морского флота. На посвященный этому событию Главный Морской парад в Петербурге с нетерпением ждут Путина. Конечно, он произнесет там торжественную речь. И новость о только что завершившемся очередном испытании «Циркона» стала бы, бесспорно, ее украшением. Поэтому экипажу «Адмирала Горшкова» пуск откладывать просто невозможно. А сорванным с мест поморам из Ненаксы приходится немного потерпеть во имя высших интересов государства.

Что получит Россия, когда «Циркон» наконец удастся поставить на вооружение? Особенно, если скоро удастся научить его поражать и наземные цели, что совершенно не исключено? Об этом давно с огромной обеспокоенностью рассуждают наши заклятые «друзья» за океаном и в Западной Европе.

Вот, например, что в марте минувшего года написал германский журнал Stern: «Перехват такого оружия как «Циркон», развивающего скорость в 11 тысяч км/ч, сегодня невозможен. Неядерные системы ПВО остановить ракету не в состоянии. Кроме того, сокращается время реагирования. За три минуты «Циркон» преодолевает почти 600 километров. Эффективно противостоять подобным системам способны только электронные системы ПВО и лазерное оружие».

Но еще страшнее, видимо, обозревателю «Джейн’дефенс уикли» (Jane’s Defence Weekly) Тиму Рипли: «Технология «Циркона» позволит России совершить неожиданные атаки против абсолютно беспомощного противника. Использование «Циркона» в качестве противокорабельной ракеты является лишь одним из вариантов. Цели в Западной Европе могут быть поражены таким образом, как это сделали США во время их операций в Афганистане, Ираке и Сербии. Но на этот раз Запад будет в роли беспомощного «Талибана»*.Поэтому — вне всякого сомнения: за нынешними испытаниями в Соединенных Штатах и в НАТО в целом наблюдают с громадной обеспокоенностью. А жителям Неноксы, над головами которых со стороны Белого моря время от времени летают этакие штуковины, можно, конечно, посочувствовать. И похвалить военных испытателей, заранее организовавших эвакуацию поморов, хотя никаких ядерных компонентов на «Цирконе» просто быть не может. Но после трагической прошлогодней истории с «Буревестником» всем нам лучше дуть даже на холодную воду.Как рассказал в ноябре 2019 года замминистра обороны РФ Алексей Криворучко, «Цирконы» планируется развернуть, в частности, на проходящих модернизацию фрегате «Маршал Шапошников» и многоцелевой атомной субмарине проекта 949А «Иркутск». В декабре 2019 года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что гиперзвуковые ракеты «Циркон» смогут размещаться на всех российских боевых кораблях новых проектов.

По заявлению Путина, предельная скорость ПКР 3М22 «Циркон» примерно в девять раз превышает скорость звука и составляет около 11000 км/час, а расчетный радиус действия – до 1000 километров. Оценки западных экспертов, которые приводит Stern, скромнее: предельная скорость 6000 км/час, а дальность стрельбы – до 500 километров. Что, впрочем, тоже совершенно не радует Запад. И даже заранее повергает его в глубокую печаль.

*Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

США раскрыли дальность полета новой гиперзвуковой ракеты – она была запрещена до 2019 года | Днепр вечерний

Разрабатываемые гиперзвуковые ракеты дальнего действия (LRHW) могут поражать цели на расстоянии свыше 2775 км. Как сообщает LIGA.net , об этом со ссылкой на анонимного представителя Пентагона пишет Breaking Defence.

 

Развертывание подобных систем было бы запрещено до 2019 года по договору о ракетах средней и малой дальности с Россией.

По информации The Drive, в армии США работали над программой создания гиперзвукового оружия с тремя видами вооружений с 2018 года. LRHW же является компонентом этой программы для армии, а также частью для ВМС США.

Также сообщается, что отныне американские войска разрабатывают замену ракетам ATACMS, Precision Strike Missile (PrSM), дальность действия которых больше не ограничивается соглашением с РФ.

«Буквально вчера Lockheed Martin объявила, что продемонстрировала способность этого оружия поражать цели на расстояние почти 250 миль, и уже были разговоры о продвижении этого оружия на расстояние от 340 до 372», – пишет издание.

 

СПРАВКА. ATACMS — американский оперативно-тактический ракетный комплекс производства Lockheed Martin с баллистической ракетой. С конца 2020-ого года в США начали работать над увеличением дальности полета ракет из-за выхода из договора об РСМД.

 

В настоящее время армия надеется получить опытную батарею LRHW, готовую к боевым испытаниям, где-то в 2022 году, сообщает The Drive.

«Раскрывая дальность действия LRHW, армия, похоже, делает новый шаг для того, чтобы это оружие заняло свое место в будущем сочетании возможностей для нанесения ударов на большие расстояния в армии США. При этом служба также ясно дала понять, что американские военные оставили далеко позади ограничения, наложенные договором о РСМД», – отмечают журналисты.

 

В феврале 2019 года президент России Владимир Путин заявил о выходе РФ из договора о ракетах средней и меньшей дальности.

В октябре прошлого года Россия заявила об успешных испытаниях крылатой гиперзвуковой ракеты «Циркон»: ее запустили с фрегата ВМФ РФ «Адмирал Горшков».

Метки: гиперзвуковая ракета, США

«Как зажигание спички в циклоне» — Гиперзвуковая технология полета Beauty of India заложена в его двигателе

Демонстрационный аппарат гиперзвуковых технологий был запущен с испытательного полигона APJ Abdul Kalam в Одише, Баласор | По специальной договоренности

Размер текста:
А-
А +

Бангалор: Успешное испытание аппарата-демонстратора гиперзвуковых технологий (HSTDV), проведенное Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) в начале этого месяца, поместило Индию в элитную группу стран, обладающих технологиями гиперзвуковых крылатых аппаратов.

Это результат нескольких местных технологических достижений и ноу-хау, полученных за последние два десятилетия. Это развитие приобретает дополнительное значение на фоне продолжающейся напряженности на Линии Фактического Контроля (LAC).

Учитывая, что ракеты Агни и ракеты-носители Индийской организации космических исследований (ISRO) уже достигают гиперзвуковых скоростей (более 5 Махов, или в пять раз превышающей скорость звука), можно задаться вопросом, что делает HSTDV таким большим достижением.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы более подробно рассмотрим ГПВРД, на котором установлен HSTDV.


Прочтите также: Что такое гиперзвуковая ракета, которую строит Индия, и чем она отличается от других ракет


ПВРД и ГПВД

Типичные двигатели самолетов, ракет и ракет сжигают смесь топлива и окислителя (сгорание) для выработки энергии (во многом аналогично тому, что наблюдается в автомобильных двигателях), которая затем используется для создания сил тяги для приведения в движение транспортного средства.

Ракеты и другие системы полета, разработанные для сверхзвуковых скоростей (выше 1 Маха и ниже 5 Маха), обычно используют прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

В отличие от газотурбинных двигателей коммерческих самолетов, ПВРД не имеют движущихся или вращающихся механических частей. На сверхзвуковых скоростях в двигатель устремляется поток быстро движущегося воздуха из атмосферы, который содержит кислород.

Топливо впрыскивается в этот воздушный поток внутри двигателя, и создается быстро движущаяся смесь топлива и кислорода. Эта смесь воспламеняется, чтобы вызвать горение и создать тягу.

Крылатая ракета Brahmos приводится в действие прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

ГПВРД — сокращение от сверхзвукового ПВРД — работает по той же концепции, что и ПВРД, но предназначен для работы на еще более высоких скоростях полета, выходя на гиперзвуковую территорию.

Один из ключевых сложных аспектов ГПВРД состоит в том, что воздух, попадающий в двигатель, проходит с очень высокой скоростью — эта скорость внутреннего воздушного потока сама по себе является сверхзвуковой. В этом сценарии надлежащий впрыск топлива в воздушный поток, поддержание устойчивого пламени и обеспечение полного сгорания топлива в двигателе — чрезвычайно сложная инженерная задача, которая требует хорошего научного понимания сверхзвукового потока и механики горения.

Это похоже на зажигание и удержание пламени спички на открытом воздухе во время циклона с сильным ветром, аналогия, часто используемая в классах аэрокосмической техники.

Пламя внутри двигателя, которое инициирует и поддерживает горение, может быть очень легко потушено высокоскоростным воздушным потоком (известное как сдувание пламени), и это в основном выключает двигатель, что приводит к немедленной потере тяги и, таким образом, контролю над двигателем. транспортное средство.

HSTDV приводится в движение ГПВРД, где упомянутые выше проблемы были решены за счет сложной конструкции, которая обеспечивает тщательное кондиционирование внутреннего воздушного потока и способствует стабильному и непрерывному процессу сгорания для устойчивой работы двигателя.

Это было продемонстрировано во время недавнего испытательного полета, когда машина двигалась на крейсерской скорости 6 Махов (почти 7200 км / ч) в свободном полете более 20 секунд, питаясь исключительно от своего ГПВРД.

В последние годы ISRO также предпринимает независимые усилия по разработке технологии ГПВРД. В августе 2016 года он завершил успешный летный эксперимент, призванный испытать технологию ГПВРД, разработанную собственными силами.

В отличие от испытания HSTDV, где был продемонстрирован весь летательный аппарат, испытания ISRO были сосредоточены только на двигателе — два ГПВРД были прикреплены болтами как надстройки к ракете и работали параллельно с ракетным двигателем.Эти испытания всесторонне продемонстрировали работу ГПВРД в диапазоне чисел скорости Маха и высот.

Преимущество ГПВРД

Ракеты Agni используют твердое топливо, которое содержит как топливо, так и окислитель, необходимые для сгорания. Точно так же космические ракеты-носители ISRO также несут на борту как топливо, так и окислитель.

Для сравнения: ГПВРД забирает кислород из атмосферы, что приводит к значительной экономии веса окислителя, который не нужно перевозить на борту.

Эта экономия напрямую выражается в увеличении грузоподъемности и / или увеличении дальности полета транспортного средства.

Кроме того, в отличие от твердотопливных двигателей, прямоточные воздушные двигатели обеспечивают определенный уровень ускорения и замедления по требованию путем регулирования скорости сжигания топлива, тем самым позволяя транспортному средству двигаться управляемым образом.

Маневренность гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным воздушным двигателем добавляет большую степень непредсказуемости траектории его полета, делая перехват гораздо труднее, чем у баллистической ракеты, такой как «Агни».

Этот аспект, естественно, обеспечивает значительные тактические преимущества в определенных операционных сценариях.


Также читайте: Индия успешно провела испытания гиперзвукового ракетоносца, четвертая страна, совершившая подвиг


Что дальше?

Хотя эта веха, безусловно, является толчком к стремлению Индии к большей самообеспеченности в удовлетворении оборонных потребностей, могут возникнуть дополнительные технологические пробелы, которые необходимо восполнить, чтобы самостоятельно реализовать готовую к эксплуатации платформу гиперзвукового маршевого летательного аппарата.

В дополнение к своим собственным ресурсам, DRDO может использовать ведущие научные и академические исследовательские институты в Индии для выполнения жестких сроков разработки такой платформы для стратегического сдерживания.

Частный сектор также может сыграть свою роль в этом начинании не только как производственный партнер, но, потенциально, как субъект, занимающийся разработкой технологий и продукции.

В долгосрочной перспективе создание экосистемы, которая обеспечивает синергию между промышленностью и финансируемыми государством организациями / институтами для создания передовых готовых к эксплуатации технологий, является хорошим предзнаменованием для реализации концепции Atmanirbhar Bharat .

Д-р Дуввури Субрахманьям (@mangaloreman в Твиттере) — доцент кафедры аэрокосмической техники Индийского института науки (IISc) в Бангалоре. Его научные интересы лежат в области экспериментальной аэродинамики и механики жидкости. Мнения, выраженные здесь, являются личными.


Читайте также: Гиперзвуковое ядерное оружие ВМФ России и почему ему нет равных


Подпишитесь на наши каналы в YouTube и Telegram

Почему СМИ переживают кризис и как его исправить

Индии еще больше нужна свободная, справедливая, без дефисов и вопросов журналистика, поскольку она сталкивается с множеством кризисов.

Но средства массовой информации переживают собственный кризис. Произошли жестокие увольнения и сокращения зарплат. Лучшее в журналистике сжимается, уступая место грубому зрелищу в прайм-тайм.

В ThePrint работают лучшие молодые репортеры, обозреватели и редакторы. Для поддержания журналистики такого качества нужны умные и думающие люди вроде вас, чтобы за это платить. Живете ли вы в Индии или за границей, вы можете сделать это здесь.

Поддержите нашу журналистику