Чертежи немецких подводных лодок второй мировой войны: Германские субмарины Тип II крупным планом (fb2) | КулЛиб – Подводные лодки | Германия — Всё о Второй мировой

Поединки советских и немецких подводных лодок

В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…

Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.

Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.

В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».

«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.

​Схема подводной лодки тип "М" XII серии - Поединки советских и немецких подводных лодок Схема подводной лодки тип «М» XII серии

Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.

​Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 "Ярославский комсомолец", Северный флот - Поединки советских и немецких подводных лодок Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот

В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.

​Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед Источник – http://ww2history.ru - Поединки советских и немецких подводных лодок Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед

Источник – http://ww2history.ru

Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.

Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.

​Германская подводная лодка U-81 - Поединки советских и немецких подводных лодок Германская подводная лодка U-81

Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.

Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.

7 лучших подлодок Второй мировой от Иван Ржанов за 21.11.2017

Количество построенных субмарин — 11.
Водоизмещение надводное — 1500 тонн; подводное — 2100 тонн.
Экипаж — 62…65 чел.
Рабочая глубина погружения — 80 м, предельная — 100 м.
Скорость полная в надводном положении — 22,5 уз.; в подводном — 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении — 175 миль (3 уз.)
Вооружение:
— 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект — 24 торпеды;
— 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
— до 20 мин заграждения.
…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.
— Ганс, ты слышишь эту тварь?
— Найн. После серии взрывов русские залегли на дно — я засек три удара о грунт…
— Сможешь определить, где они сейчас?
— Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.
Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР — крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону — его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.
Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.
Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным оружием — помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.
Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» — могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам — как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.
А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

Музей немецких подлодок | Warspot.ru

Историческую науку развивают не только учёные, но и любители-энтузиасты, коллекционеры, которых можно назвать подвижниками от истории. Одним из таких собирателей был Хорст Бредов — основатель и директор единственного в мире частного Музея немецких подводных лодок (Deutsches U-Boot Museum), известного до 2007 года как Архив немецких подлодок (U-Boot Archiv). Бо́льшую часть своей жизни Бредов посвятил сбору информации о своих коллегах-подводниках и в результате создал уникальную коллекцию материалов, фотографий и экспонатов.

Один из немногих выживших

Хорст Бредов родился в 1924 году. Ещё мальчишкой он увлёкся субмаринами и мечтал стать подводником. В годы войны его мечта стала реальностью: в июне 1942 года 18-летний Бредов отправился служить в кригсмарине. Закончив военно-морское училище в Мюрвике с отличными оценками, молодой фенрих цур зее прошёл практику на U 288, вступившей в строй 26 июня 1943 года. Затем Бредов закончил курсы подготовки офицеров-подводников и вернулся на U 288 лейтенантом цур зее, получив должность вахтенного офицера.

​Создатель Музея немецких подлодок Хорст Бредов. За его спиной видны полки со знаменитыми папками, где содержатся данные обо всех немецких субмаринах. dubm.de - Музей немецких подлодок Создатель Музея немецких подлодок Хорст Бредов. За его спиной видны полки со знаменитыми папками, где содержатся данные обо всех немецких субмаринах.
dubm.de

Начало его карьеры в кригсмарине показывает, как отличалась подготовка офицеров в военное время от мирных лет. До войны пришедшему на флот салаге требовалось три года, чтобы пройти путь от кадета до лейтенанта. После сентября 1939 года курс обучения и подготовки офицеров стал сокращаться и в результате к 1942–1943 годам занимал не больше года.

После завершения испытаний и подготовки экипажа U 288 получила статус боевой субмарины и вошла в 13-ю подводную флотилию, базировавшуюся на Тронхейм.

В первый поход лодка отправилась из Киля 26 февраля 1944. Совершив переход в Норвегию, 1 марта она снова вышла в море на выполнение первого боевого задания: субмарина действовала в составе «волчьей стаи» против союзного конвоя RA-57, совершавшего переход из Мурманска в Великобританию. Однако спустя пять суток U 288 вступила в бой с английскими самолётами и была вынуждена прервать поход.

11 марта повреждённая лодка пришла в Нарвик и уже через две недели снова вышла в море — чтобы больше никогда не вернуться. На этот раз она действовала против конвоя JW-58, направлявшегося в СССР. 3 апреля 1944 года к востоку от острова Медвежий в Баренцевом море U 288 потопили глубинные бомбы и ракеты самолётов с эскортных авианосцев «Трэкер» и «Активити». Весь экипаж погиб.

Но Хорста Бредова на борту не было. Офицер, раненный в схватке с самолётами 6 марта, находился в это время в госпитале. Полученное ранение помогло молодому лейтенанту выжить. После выписки из госпиталя он отправился на Средиземное море, где служил на тральщиках. Перед самым окончанием войны Бредова перевели в Германию и включили в экипаж достраивавшейся субмарины XXI серии. Однако «электробот» в строй кригсмарине так и не вступил.

В мае 1945 года Бредов попал в плен к союзникам и через два года вернулся в Германию. Тогда же он решил выяснить, что случилось с U 288, после того как он отправился на лечение. На тот момент в Германии лодка считалась пропавшей без вести. Хорст хотел узнать, как она погибла и что стало с экипажем. К розыскам Бредова подтолкнул вопрос родственника одного из его сослуживцев по U 288, также ничего не знавшего о судьбе команды.

Рождение коллекции

Наладив контакты с семьями своих сослуживцев, а также с родными подводников, которые погибли на других субмаринах, Хорст Бредов начал собирать информацию о немецких подлодках Второй мировой войны. Он составлял списки их экипажей, искал сведения о походах, выяснял детали гибели субмарин. Одновременно Бредов стал собирать коллекцию фотографий, наград и личных вещей подводников.

В это время он жил в Берлине, работал учителем в школе, где преподавал математику и физику вплоть до своего выхода на пенсию в 1982 году. Со временем Бредов накопил множество материалов. Коллекция постоянно росла, однако ей не хватало системности. К бывшему офицеру часто обращались с вопросами о судьбах погибших подводников, но он не всегда мог ответить из-за путаницы в бумагах. Поэтому Бредов решил упорядочить свою коллекцию в соответствии с научными стандартами и сделал из неё архив.

​Папки с «делами» на все немецкие субмарины, хранящиеся в Музее немецких подводных лодок. dubm.de - Музей немецких подлодок Папки с «делами» на все немецкие субмарины, хранящиеся в Музее немецких подводных лодок.
dubm.de

Хранение такого количества бумаг, фотографий и вещей подводников требовало много места. Берлинская квартира Бредова уже просто не могла все их вместить. На помощь пришёл вице-адмирал Ансгар Бетге, бывший однокашник Бредова по Мюрвику в 1942 году. Благодаря протекции адмирала коллекционеру выделили помещение на базе морской авиации на острове Зилт. Хорст и его жена купили там квартиру и вместе с архивом переехали на остров из Берлина в декабре 1983 года.

Когда в 1988 году в ходе реформ военно-морских сил аэродром был снят с баланса флота, встал вопрос дальнейшего существования архива. Бредов не мог выплачивать ту арендную плату, которую заломили гражданские, получившие в свои руки территорию базы. Над существованием коллекции и архива нависла реальная угроза: помещения для их хранения у Бредова не было.

От архива к музею

К счастью, уникальные материалы, накопленные Бредовым за сорок лет, удалось спасти. Его архив уже был достаточно известен. Муниципальные власти Бремена и Куксхафена предложили коллекционеру разместить архив у себя и предоставили под него помещения. Бредов выбрал Куксхафен. В июне 1989 коллекция и архив переехали в Альтенбрух, посёлок недалеко от Куксхафена. Что перевезти все материалы, потребовалось несколько грузовиков!

Хорст Бредов получил большой дом для архива. Там же были и жилые комнаты, где могла проживать семья. Оборудовать музей коллекционеру помогли ветераны-подводники и другие заинтересованные лица. Вскоре дом был подготовлен для проживания семьи Бредова и нормального функционирования его музея-коллекции.

Интересно, что тремя годами ранее немецкие власти дали архиву Бредова новые правовые рамки. Его частная коллекция была преобразована в фонд, директором и научным руководителем которого стал сам Хорст Бредов. Это лишило архив коммерческой основы, хотя прежде энтузиаст брал за работу со своими материалами деньги, чтобы поддерживать существование своей коллекции. Финансирование архива было непростой задачей, ведь все затраты несла исключительно семья Бредова. С годами коллекция разрасталась, и на её содержание требовались большие деньги. Бредов получал помощь от частных лиц и организаций, но средств не всегда хватало. Преобразование частного архива в государственный фонд позволило бывшему подводнику получать официальные дотации.

В 2003 году материалы фонда увеличились настолько, что пришлось переехать в новый, более просторный дом в Альтенбрухе. На юридические хлопоты и переезд ушло два месяца, и 8 августа того же года музей открылся в новом месте.

Вклад в историю

За годы своего существования архив Бредова приобрёл отличную репутацию как в Германии, так и за рубежом. С ним работали и работают известные историки и исследователи подводной войны. Также в архив часто обращаются и простые любители истории или те, кто пытается узнать что-либо о судьбе своих родственников, служивших на подводных лодках в годы войны. Статистика обращений в архив Бредова показывает, что интерес к истории подводной войны в Германии сильно упал, а за рубежом, напротив, значительно вырос.

Детище Бредова получило мировую известность благодаря участию его создателя в раскрытии загадки неизвестной немецкой субмарины, обнаруженной аквалангистами у побережья американского штата Нью-Джерси в 1991 году. С помощью своего архива Бредов смог установить, что нож, найденный дайверами на лодке, принадлежал радисту U 869 Мартину Хоренбургу. И, хотя изначально эта информация не помогла исследователям, позже они всё же установили, что обнаруженная лодка действительно является U 869.

Сегодня Музей немецких подводных лодок в Альтенбрухе владеет полным собранием фактов и цифр о немецких подлодках Второй мировой войны. Каждая субмарина имеет свою персональную папку, содержащую данные о её технических деталях, списки экипажа и подробности её карьеры. В архиве есть и информация по лодкам кайзеровского и федерального флотов. Коллекция оригинальных фотографий состоит из 180 000 снимков лодок, подводников и эпизодов их службы и жизни.

Бредов собрал материалы и о ветеранах-подводниках. Гордость коллекции — оригинальные мундиры, полученные в дар от родственников ветеранов. Например, в собрании находятся личные вещи и элементы формы даже гросс-адмирала Карла Дёница. Его погоны и пилотка выставлены в экспозиции музея. Музей хранит коллекцию различных предметов из жизни и быта подводников, включая оригинальные значки-эмблемы лодок, носившиеся на головных уборах.

За многолетнюю деятельность по созданию «подводного архива» правительство Германии наградило Хорста Бредова крестом «За заслуги». Эту награду он получил в том числе за стимулирование международного интереса к истории Второй мировой войны, а также за усилия, направленные на искоренение вражды в обществе и примирение выживших участников войны. Своё мнение о вооружённых конфликтах ветеран-подводник выразил в одном интервью:

«Война — это ненормально, я против любой формы войны и её прославления, будь то на суше, на море или в воздухе».

​Лодочная артиллерия в экспозиции музея. dubm.de - Музей немецких подлодок Лодочная артиллерия в экспозиции музея.
dubm.de

Создатель Музея немецких подводных лодок скончался 22 февраля 2015 года на девяносто первом году жизни. Согласно его завещанию, прощальная панихида не проводилась. Тело Бредова было кремировано, а прах развеян над морем.

Большой вклад Хорста Бредова в изучение военно-морской истории периода Второй мировой войны неоспорим. Этот человек — замечательный пример увлечённости своим делом. История его жизни показывает, что можно достичь многого, поставив перед собой цель. Такие люди были и у нас: это Сергей Бережной, Борис Лемачко, Михаил Свирин и другие. Может быть, такие подвижники в разных странах и разделены границами и политической ситуацией, но их всегда объединяло одно — любовь и интерес к истории.

​Лодочная артиллерия в экспозиции музея. dubm.de - Музей немецких подлодок

​Лодочная артиллерия в экспозиции музея. dubm.de - Музей немецких подлодок

​Лодочная артиллерия в экспозиции музея. dubm.de - Музей немецких подлодок


Литература:

  1. U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
  2. Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  3. http://historisches-marinearchiv.de
  4. https://osthessen-news.dе
  5. http://dubm.de/
  6. https://uboat.net

Наиболее результативные командиры подводных лодок — Global wiki. Wargaming.net

Успешность командиров подводных лодок чаще всего оценивали исходя из того, сколько тонн вражеского тоннажа они потопили. Чаще всего термин «Король тоннажа» или «подводный ас» употребляется к командиру под командованием которого подводная лодка потопила транспортов и боевых корабле тоннажем более 100 000 тонн[1]. Такими успехами могли похвастаться далеко не все известные командиры-подводники Первой Мировой и Второй Мировой войн.

Таких успехов смог добиться 71 немецкий капитан-подводник. Кроме немецких командиров больших успехов во Второй Мировой войне достигли и некоторые командиры британских, американских и итальянских субмарин, хотя их успехи и не достигают заветной отметки в 100 000 тонн[2].

Так как в разных источниках приводятся разные сведения о потопленных кораблях то данные списки немецких офицеров составлены на основании сведений сайта www.uboat.net, как одного из самых известных и достоверных.

Эти 37 командиров-асов потопили 2 686 корабля и торговых судна общим тоннажем 5 929 772 тонн.

Эти 34 наиболее успешных командира подлодок за 261 поход потопили 873 судов, в общей сложности имеющих 4 826 177 тонн. Еще 50 немецких командиров имели более скромные результаты и не достигли заветных 100 000 тонн, но они потопили судов тоннажем не менее 50 000 тонн. За 346 походов эти командиры потопили 715 кораблей общим тоннажем 3 584 075 тонн.

В годы Первой мировой войны малочисленный австро-венгерский подводный флот упорно сражался, достигая заметных успехов. Подводники Австро-Венгрии никогда не достигали успехов, сопоставимых с результатами их немецких коллег. Но тем не менее они потопили 108 торговых судов общим тоннажем 196 102 тонн, среди них много парусных и паровых каботажников. На их счету потопленные два броненосные крейсера, пять эсминцев и две подводные лодки. Еще один линкор, два крейсера и эсминец были повреждены.

Ниже приводится тройка лучших подводников ВМС Австро-Венгрии. Стоит отметить, что у всех в списке побед, кроме транспортных судов, есть и боевые корабли класса эсминец или крейсер.

Наиболее результативные командиры подводных лодок ВМС Австро-Венгрии
Фото Коротко об офицере
1 Georg_Ritter_von_Trapp.jpg Георг Людвиг Риттер фон Трапп (нем. Georg Ritter von Trapp) командир подлодок SM U-5 SM U-6 и SM U-14. Его успехи исчисляются в потоплении двух военных кораблей в том числе итальянская подводная лодка Nereide и крупный французский броненосный крейсер Leon Gambetta, 11 транспортных судов и еще один транспорт приведен в качестве приза. Всего 14 кораблей водоизмещением 61 328 тонн. За свои успехи был награжден рыцарским крестом Военного ордена Марии Терезии.
2 Zdenko_Hudecek.jpg Одним из наиболее результативным подводником Австро-Венгрии считается представитель одной из самых сухопутных наций империи чех Зденек Худечек (нем. Zdenko Hudecek). В годы Первой мировой войны командир подлодок SM U-17 и SM U-28. На них он потопил эсминец и 10 транспортов общим водоизмещением 45 423 тонн, еще один транспорт (в 5 592 тонн) был поврежден. В его статистике не отражены многие мелкие прибрежные корабли и парусники.
3

Немецкая подлодка времен Первой Мировой в деталях

Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим — для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев.

SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом.

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Четыре носовых торпедных аппарата и передние горизонтальные рули немецкой подлодки SM UB-110. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

Едва ли не самым уникальным приобретением XX столетия в части морских вооружений стали подводные лодки (ПЛ). Не успев появиться, они породили массу сбывшихся и несбывшихся надежд. Полагали, что новые боевые средства произведут переворот в войне на море, нивелируя «прежние ценности» в виде армад линейных кораблей и броненосных (линейных) крейсеров; сведут на нет генеральные сражения как основное средство решения военного противостояния на море. Теперь, более чем через 100 лет, интересно оценить, насколько подтвердились столь смелые прогнозы.

На самом деле, ПЛ наиболее эффективно проявили себя в борьбе с торговлей, где добились действительно впечатляющих результатов. С позиций высокой стратегии это не входит в противоречие с представлениями о достижении главных целей в войне. «Разрушение торговли» особенно больно бьет по островным, высокоразвитым государствам, традиционно и сильно зависящим от экспорта и импорта; кроме того, дискредитируется само понятие «господство на море», считавшееся прерогативой великих морских держав и великих флотов. В первую очередь речь идет о противоборстве Германии с Англией и ее союзниками в мировых войнах и о США против Японии. Эти самые масштабные и поучительные примеры легли в основу обширного и глубокого анализа, поиска закономерностей, вплоть до выработки мотивированных взглядов на применение ПЛ в будущем.

Что касается возможностей ПЛ против военных флотов, их главных сил, этот раздел раскрыт менее подробно и оставляет много вопросов.

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Торпедный отсек. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Примечательно, что и сегодня это не какой-нибудь рутинно-схоластический вопрос военно-морской истории или прикладных разделов развития боевого использования торпедного оружия (БИТО). Он актуален в определении перспектив строительства и развития флота. Повышенный интерес к нему возбуждает объективно существующий национальный аспект проблемы. Не секрет, что ВМФ, особенно в послевоенный период, имел хорошо заметную подводную направленность. И это при том, что обе мировые войны завершились официальным поражением идеи подводной войны. После Первой мировой – введением системы конвоев и «Асдиком», во Второй – внедрением радара и самолетов. Вообще, следуя подобной логике, делать ставку на ПЛ в будущем казалось бессмысленным. Тем не менее мы ее сделали, как до нас это сделали немцы во Второй мировой войне. До сих пор не затихают споры о правомерности такого шага и действительном облике ВМФ в годы холодной войны: насколько оправданным оказался подобный шаг в сложившихся условиях? Вопрос непростой, ждущий еще своего компетентного исследователя.

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Четыре носовых торпедных аппарата и передние горизонтальные рули на боку. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

Самым «тонким» местом в объективном анализе, а следовательно, в формировании конкретного ответа является неподкрепленность его боевым опытом. К счастью для человечества и неудобству для специалистов, возможность опереться на таковой вот уже 67 лет отсутствует. Речь идет об аксиоме: только практика – критерий истины, в военном деле во всяком случае. Поэтому столь ценным и уникальным считается опыт Фолклендского кризиса 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Но он только укрепляет в уверенности, что, как бы далеко ни ушли подводные лодки в своем развитии – вплоть до оснащения их ЯЭУ, космической связью и навигацией, совершенной электроникой и ядерным оружием, – они не смогли полностью освободиться от присущего этому роду сил груза особенностей и ограничений. Фолклендский «подводный опыт» оказался интересен вдвойне. Это опыт боевых действий против надводных кораблей (НК) противника. Однако будем придерживаться хронологии и начнем с участия ПЛ в мировых войнах.

 

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Торпедный отсек. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

Подводным лодкам как роду сил флота чуть более 100 лет. Начало широкого боевого применения и их интенсивного развития как раз и относится к периоду Первой мировой войны. Этот дебют в целом можно признать удачным. Около 600 ПЛ (372 из них были немецкими ПЛ, но и потеряли немцы больше всех – 178 ПЛ), состоявших тогда на вооружении воюющих сторон, отправили на дно более 55 крупных боевых кораблей и сотни эсминцев общим водоизмещением более 1 млн. т и 19 млн. б.р.т. (брутто-регистровая тонна – единица объема, равная 2,83 куб. метра, в настоящее время не применяется) торгового тоннажа. Наиболее массовыми и результативными оказались немцы, записавшие на свой счет более 5860 потопленных судов общим водоизмещением 13,2 млн. б.р.т. торгового тоннажа. Удар в основном пришелся по торговле Англии и был чрезвычайно действенен.

Рекорд потопленного тоннажа будет повторен, но не превзойден в ходе Второй мировой войны и, что характерно, гораздо большим количеством ПЛ. А вот принадлежащий германскому командиру Aрно де ла Перьер личный рекорд – более 440 тыс. б.р.т. – никем не достигнут. Лучший из подводников Второй мировой войны, тоже немец, Отто Кречмер сойдет с арены со счетом 244 тыс. б.р.т. и 44 потопленными судами еще весною 1941 года.

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Общий вид на подлодку. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

Если обратиться к результативности ПЛ против военного флота противника, успехи гораздо скромнее даже там, где такие действия специально планировались. Это трудно сообразуется с надеждами и ожиданиями от первых громких успехов Отто Веддигена, который уже в первые дни войны на примитивной U-9 за час с небольшим утопил три броненосных крейсера. Известны и другие громкие достижения немецких подводников в части поражения крупных НК противника, но это будет позже. А пока «мобилизация» почти всех имевшихся (около 20 единиц) ПЛ на прочесывание Северного моря, якобы кишащего дредноутами, не принесли никакого результата. Заранее узнав об операции, англичане убрали из Северного моря все ценные НК.

Участие ПЛ в Ютландском сражении, на которое возлагались большие надежды – ведь к 1916 году ПЛ уже исподволь успели себя проявить, – вообще обескураживают. Они там даже никого не обнаружили. Главные силы флотов развернулись и сошлись в величайшем в истории морском сражении, не будучи даже замечены. Косвенным успехом ПЛ, правда, считают гибель военного министра Великобритании фельдмаршала лорда Китченера на крейсере «Хемпшир», подорвавшегося на минах, но это не более чем утешительный «бонус».

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

Строго говоря, недостигнутыми оказались цели и в борьбе с торговлей. Блокада Англии, поспешно декларированная германским руководством в начале войны, оказалась не достигнута, ибо не была подкреплена реальными силами. Затем последовала череда запретов из-за международного скандала по поводу «Лузитании», сопутствующие им спады в подводной войне, возвращение к принципу призового права. Не помогло и запоздалое объявление неограниченной подводной войны в 1917 году: противник успел подготовиться.

Однако вернемся к несбывшимся надеждам в части борьбы ПЛ с НК. Следует заметить, что в межвоенный (1918–1939 годы) период не было недостатка в анализе, исследователях и теориях на этот счет, более глубоких и заинтересованных, чем в Германии. Если во всем многообразии причин и объяснений выделить главные и отбросить частные, предвзятые и второстепенные, имеющие, кстати, широкое хождение на «школярско-кадетском» уровне, в сухом остатке – отсутствие в основе действий германского флота в Первой мировой войне соответствующей его задачам и материальному уровню стратегии.

В кои-то веки Германии огромным напряжением всех своих сил удалось построить второй в мире флот. В сочетании с признанно лучшей армией это порождало надежды занять доминирующее положение в Европе, и не только в ней. К тому же столь серьезные военные приготовления, согласно законам стратегии, имеют необратимый характер. Но вот соответствующих стратегических установок, касающихся войны на море, у военно-политического руководства и морского командования Германии не оказалось. Это признают в первую очередь их же исследователи-специалисты. Следуя от общего к частному, уместно распространить эту проблему и на счет подводного флота, тогда совсем молодого рода сил. В этом, видимо, и приходится искать главную причину недостижения целей в войне подводным флотом Германии.

 

 

В этом можно усмотреть и достаточно глубокие общие оперативно-стратегические последствия. Не будем забывать, что британский Гранд Флит был почти на треть сильнее германского Флота Открытого моря, и вступать при таком соотношении сил в генеральное сражение было по меньшей мере безрассудно. Исходя из этого, замысел германского морского командования состоял в том, чтобы предварительно ослабить Гранд Флит, выманив англичан в море частью сил и подловив их там превосходящими силами, сравняв силы для будущего генерального сражения. После того как адмирал Гуго фон Поль 14 декабря 1914 года упустил подобную уникальную возможность, надежды уравнять силы сосредоточились преимущественно вокруг успехов подводных лодок. 200 из более чем 5000 транспортов погибли на минах (1,5 млн. т), выставленных ПЛ.

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Шкафчики для экипажа. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

Что касается иных причин, принято говорить: во Вторую мировую войну немцы вошли со стратегией и прекрасно отработанной системой подготовки и применения подводных сил. По сравнению со Второй Первая мировая война без преувеличения была битвой талантливых, дерзких и предприимчивых подводников-одиночек. Это и понятно, молодой род сил имел мало опытных специалистов, ПЛ имели ограниченные до самой войны тактико-технические характеристики. У самого командования флотом отсутствовали четкие и ясные взгляды на применение ПЛ. Молодые командиры ПЛ со своими скромными капитан-лейтенантскими нашивками и подчас ценными предложениями на фоне блестящих и маститых флагманов и командиров кораблей Флота Открытого моря просто терялись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные решения о ведении подводной войны принимались без учета и глубокого знания особенностей использования субмарин. В течение всей войны ПЛ для флотских операторов и высшего командования так и оставались вещью в себе.

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Торпедный отсек, вид на потолок. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

 

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Стол, шкафчики и люк, ведущий к аккумулятору. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Торпедный отсек. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

 

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Жилое пространство. (Tyne & Wear Archives & Museums)

 

 

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост и люк, ведущий к боевой рубке. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Центральный пост. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек №5. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек №6. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Машинный отсек. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек с дизелями. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек управления электричеством. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек управления электричеством. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек управления электричеством. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Торпедный отсек. (Tyne & Wear Archives & Museums)

Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Отсек управления электричеством. (Tyne & Wear Archives & Museums)

И еще интересное про подводные лодки: Генералы Вермахта: Карл Дениц, а вот смотрите какие интересные Подводные авианосцы или впечатляющий Сюркуф — человек и корабль

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=27976

Почему подводников Третьего Рейха считали пьяницами — Рамблер/субботний

Роль подводных лодок была высоко оценена немцами еще в годы Первой мировой войны. Несмотря на несовершенство технической базы, конструкторские решения того времени были положены в основу новейших разработок.

Главным пропагандистом субмарин в Третьем рейхе выступал адмирал Карл Дёниц, опытный подводник, отличившийся в сражениях Первой мировой. С 1935 году при его непосредственном участии подводный флот Германии начал свое перерождение, вскоре превратившись в ударный кулак Кригсмарине.

К началу Второй мировой войны подводный флот рейха насчитывал всего 57 единиц, которые подразделялись на три класса водоизмещения — большие, средние и челночные. Впрочем, Дёница количество не смущало: он прекрасно знал возможности германских верфей, способных в любой момент нарастить производительность.

После того, как перед Германией капитулировала Европа, Англия, по сути, осталась единственной силой, противостоящей рейху. Однако ее возможности во многом зависели от поставок продовольствия, сырья и вооружения из Нового Света. В Берлине прекрасно понимали, что заблокируй морские пути, и Англия окажется не только без материально-технических ресурсов, но и без подкрепления, которое было мобилизовано в британских колониях.

Однако успехи надводного флота рейха по деблокации Британии оказались временными. Кроме превосходящих сил Королевского флота немецким кораблям противостояла также британская авиация, перед которой они были бессильны.

Отныне германское военное руководство будет полагаться на подводные лодки, менее уязвимые перед авиацией и способные незамеченными подойти к противнику. Но главное, что постройка субмарин обходилась бюджету рейха на порядок дешевле чем выпуск большинства надводных судов, при этом для обслуживания подлодки требовалось меньшее количество человек.

«Волчьи стаи» Третьего рейха

Дёниц стал родоначальником новой тактической схемы, по которой действовал германский подводный флот Второй мировой. Это так называемая концепция групповых нападений (Rudeltaktik), прозванная англичанами «волчьей стаей» (Wolfpack), при которой субмарины совершали серию координированных ударов по ранее намеченной цели.

По замыслу Дёница группы из 6-10 подлодок должны были выстроиться широким фронтом в линию на пути предполагаемого следования конвоя противника. Как только одна из лодок обнаруживала вражеские суда, она начинала преследование, при этом отправляя координаты и курс своего движения в штаб подводных сил.

Атака объединенными силами «стаи» осуществлялась ночью из надводного положения, когда силуэт субмарин был практически неразличим. Учитывая, что скорость подлодок (15 узлов) была замено выше темпа, с которым двигался конвой (7-9 узлов) возможностей для тактического маневра у них было предостаточно.

За весь период войны было сформировано около 250 «волчьих стай», причем состав и количество судов в них постоянно менялись. К примеру, в марте 1943 года британские конвои HX-229 и SC-122 были атакованы «стаей» из 43 подлодок.

Большие преимущества германскому подводному флоту давало использование «дойных коров» — субмарин снабжения XIV серии, благодаря которым в разы увеличивалась автономность ударной группы во время похода.

«Конвойная битва»

Из 57 германских подводных лодок для действий в Атлантике пригодны были лишь 26, однако и этого числа было достаточно, чтобы уже в сентябре 1939 года пустить ко дну 41 корабль противника общим весом 153 879 тонн. Первыми жертвами «волчьей стаи» оказались британские суда — лайнер «Атения» и авианосец «Корейджес». Еще один авианосец — «Арк-Ройяль» — избежал печальной участи, так как торпеды с магнитными взрывателями, пущенные немецкой подлодкой U-39, сдетонировали раньше времени.

Позднее U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу и потопила линейный корабль «Ройял Оук». Эти события заставили правительство Британии убрать из Атлантики авианосцы и ограничить передвижение других крупных военных судов.

Успехи подводного флота Германии заставили Гитлера, до этого времени скептически относившегося к подводной войне, изменить свое мнение. Фюрер дал добро на массовое строительство субмарин. В течение последующих 5 лет в состав Кригсмарине вошло еще 1108 подводных лодок.

1943 год стал апогеем германского подводного флота. В этот период морские глубины единовременно бороздили 116 «волчих стай». Величайшая «конвойная битва» пришлась на март 1943 года, когда немецкие подлодки нанесли тяжелейший урон четырем конвоям союзников: потопленными оказались 38 судов общим тоннажем 226 432 брт.

Хронические пьяницы

На берегу немецкие подводники заслужили репутацию хронических пьяниц. Действительно, возвращаясь из рейда раз в два-три месяца они напивались вдрызг. Однако это была, наверное, единственная мера, позволявшая снять тот чудовищный стресс, который накапливался во время пребывания под водой.

Среди этих пьяниц были настоящие асы. Например, упоминаемый выше Гюнтер Прин, на счету которого 30 кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны. Он стал первым немецким офицером, удостоившимся звания кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями. Однако герою рейха не суждено было стать самым результативным немецким подводником: 7 марта 1941 года его лодка затонула при атаке союзного конвоя.

В итоге список германских асов-подводников возглавил Отто Кречмер, который уничтожил 44 корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют с 43 судами водоизмещением 225 712 тонн и Эрих Топп, потопивший 34 корабля водоизмещением 193 684 тонны.

Особняком в этом ряду стоит имя капитана Макса-Мартина Тайхерта, который на своей лодке U-456 в апреле 1942 года устроил настоящую охоту на британский крейсер «Эдинбург», перевозивший из Мурманска 10 тонн советского золота в качестве оплаты поставок по ленд-лизу. Погибший год спустя Тайхерт так и не узнал, какой груз он пустил ко дну.

Конец успеха

За весь период войны немецкие подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В том числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. Жертвами этих атак стали свыше 100 тысяч военных и торговых моряков союзного флота.

Самой результативной следует признать группу подлодок West. Ее субмарины атаковали 10 конвоев, потопив при этом 33 корабля общим тоннажем 191 414 брт. Эта «волчья стая» потеряла только одну субмарину — U-110. Правда потеря оказалась весьма болезненной: именно здесь англичане нашли шифровальные материалы для военно-морского кода «Энигмы».

Даже в конце войны, осознавая неизбежность поражения, германские верфи продолжали штамповать субмарины. Однако все больше подлодок не возвращались с заданий. Для сравнения. Если за 1940–1941 годы было потеряно 59 субмарин, то в 1943–1944 годах их число уже достигло 513! За все годы войны союзными войсками было потоплено 789 немецких подлодок, в которых погибло 32 000 моряков.

С мая 1943 года эффективность ПЛО союзников заметно возросла в связи с чем Карл Дёниц был вынужден увести подлодки из Северной Атлантики. Попытки вернуть «волчьи стаи» на исходные рубежи успеха не имели. Дёниц решил дождаться ввода в строй новых подлодок XXI серии, однако их выпуск затянулся.

К этому времени союзники сосредоточили в Атлантике порядка 3000 тысяч боевых и вспомогательных кораблей и около 1400 самолетов. Еще до высадки десанта в Нормандии они нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого он уже не оправился.

Подводный флот в годы Второй мировой войны

Друзья, предлагаю вот такую тему. Пополняем фотографиями и интересной информацией.
Тема Флота мне близка. 4 года отучился школьником в КЮМРП (Клуб Юных Моряков, Речников и Полярников). Судьба с флотом не связала , но года эти вспоминаю . Да и тесть оказался совершенно случайно моряком-подводником. Начну, а Вы помогайте.

9 марта 1906 года вышел указ «О классификации военных судов российского императорского флота». Именно этим указом были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава (Латвия).

Император Николай II «высочайше повелеть соизволил» включить в классификацию «посыльные суда» и «подводные лодки». В тексте указа были перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин.

Приказом по Морскому ведомству России подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей флота. Их называли «потаенными судами».

6b43330d649d5168fc17d6161340e3cf.png

В отечественном подводном кораблестроении неатомные и атомные субмарины принято условно делить на четыре поколения:

Первое поколение подлодок для своего времени стали абсолютным прорывом. Однако в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. Именно на этих проектах отрабатывали гидродинамику.

Второе поколение наделили новыми типами атомных реакторов и радиоэлектронного оборудования. Также характерной чертой стала оптимизация формы корпуса для подводного хода, что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов (у двух проектов даже свыше 40 узлов).

Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. Подлодки отличались большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На них впервые установили оборудование для радиоэлектронной борьбы.

Четвертое поколение значительно увеличило ударные возможности субмарин, и повысилась их скрытность. Кроме того, внедряются системы радиоэлектронного вооружения, которые позволят нашим субмаринам раньше обнаружить противника.

Сейчас конструкторские бюро ведут разработки пятых поколений субмарин.

29f8cacc106f3c697e4ee1d9d5613f08.jpeg

На примере различных проектов-«рекордсменов», отмеченных эпитетом «самый», можно проследить, в чем особенности основных этапов развития подводного флота России.

САМЫЕ БОЕВЫЕ:
Героические «Щуки» времен Великой Отечественной войны

6555f31f5ee0514b110c2968d90699ec.jpg

Подлодка «Щука» Щ-311

На долю экипажей дизельных подлодок типов «Щука», «Средняя», «Малютка» и других выпала одна из самых трагических и тяжелых страниц отечественной истории – Великая Отечественная война. Всего в войне участвовало более 260 субмарин различного класса, водоизмещения и вооруженности. Самым массовым и известным проектом этого времени являются «Щуки» подводным водоизмещением в 706 тонн.

Из 44 воевавших «Щук» погибла 31 – до сих пор поисковики находят остовы погибших кораблей этого типа на Балтике и в Черном море.

Еще до Великой Отечественной боевые качества «Щук» были проверены в советско-финской войне, там они первыми из советских кораблей применили оружие.

Всего в 1930-40-x годах было построено 86 кораблей этого проекта, служивших на всех флотах. Историки флота признают, что проект обладал рядом существенных недостатков, но отличительными особенностями «Щук» были сравнительная дешевизна в постройке, повышенная маневренность и живучесть. Всего было построено шесть серий подлодок этого типа, которые постепенно улучшали свои мореходные качества, техническую и другую вооруженность. Так, две лодки этого типа стали первыми советскими субмаринами, оснащенными в 1940 году приборами беспузырной торпедной стрельбы. Эта система крайне важна для незаметности подлодки.

Последние «Щуки» продолжали службу в Военно-морском флоте вплоть до конца 1950-х годов.

САМЫЕ МАССОВЫЕ:

75 «букашек» Советского Союза

b86b4eac2cbf905fe9fd8428eb7dcdfe.jpg

Проект 641 © ЦКБ «Рубин»

В 1955 году в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») был разработан проект большой многоцелевой океанской подводной лодки 641 проекта (Foxtrot по классификации НАТО).

Эти дизельные субмарины второго поколения (знаменитые «букашки», которые получили это название из-за буквы Б в бортовых номерах) до начала 1970-х годов по праву считались лучшими в мире.

Характерной особенностью новых подводных лодок стало применение высоколегированной стали АК-25, увеличение дальности плавания до 30 тысяч миль, подводной скорости до 16 узлов, автономности плавания до 90 суток.

Это была самая массовая серия подводных лодок в советском подводном флоте, и все 75 кораблей были построены на Адмиралтейских верфях в Ленинграде.

В отличие от многих других, 641 проект уникален еще и тем, что ни одна субмарина не потерпела крушения в море по причине технической неисправности.

Кроме того, лодка проекта 641 стала первым в истории СССР подводным кораблем, построенным на экспорт. В сентябре 1967 года заказчику – военно-морским силам Индии – была передана подводная лодка Б-51 «Кальвари» проекта 641И.

Среди кораблей, в разные годы построенных на Адмиралтейских верфях, немало таких, которые впоследствии были установлены в качестве музеев и кораблей-памятников. И опять, безусловным лидером в этом перечне являются лодки 641 проекта – таких кораблей-памятников уже пять: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Вытегре (Вологодская область), индийском городе Визакхапатнаме. Б-427 открыта для осмотра в Морском музее США в Лонг-Бич.

Участие советских подлодок в Карибском кризисе

a278fda79c85f681b218daac5810c84b.jpg

Aмериканский патрульный самолет U. S. Navy Martin P5M-2 Marlin над советской подлодкой типа «Фокстрот», 1962 год © U. S. Navy/USN

Четыре лодки 641 проекта – Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130 участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса. Вот как вспоминает о том периоде, участник Карибского кризиса, капитан второго ранга Анатолий Андреев:

«Когда в 1962 году Америка устроила морскую блокаду Кубе, в ответ Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС — прим. ТАСС) приказал перебросить в Карибское море подводные лодки. В случае перехвата советских кораблей, они должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды. 31 сентября руководство дало команду отправляться в очередной поход. Я был на тот момент помощником командира Б-36, и, как оказалось, это был самый длительный поход за период моей службы. В составе 69-й бригады Северного флота в поход вышли четыре лодки.

Поскольку курс вначале указан не был, штурманы вооружались картами всего мирового океана. Вышли из Кольского залива в ночь на 1 октября и все гадали – Албания или Югославия, Алжир или Египет, а может, Ангола?»

По словам Андреева, средняя скорость хода составила 6 узлов, идти приказали в надводном положении. Опуститься на глубину 100 метров пришлось лишь для того, чтобы сделать операцию по удалению аппендицита мичману.

В Атлантике на лодку обрушился такой шторм, который команда не встречала ни в одном походе ни до, ни после.

«Волны достигали 10-12 метров, лодку просто укладывало на бок. Шли почти вслепую, перископы оказались бесполезными, так как попытайся мы ими воспользоваться, их бы просто вырвало. Однако страха у нас не было. Потому что в нашей Б-36 мы были уверены. Адмиралтейские рабочие сделали такую субмарину, которая легко, как «ванька-встанька», возвращалась в исходное положение, как только уходила волна».

Лишь на десятые сутки, пройдя Англию, командир вскрыл увесистый конверт и объявил – Куба, порт Мариэль.

b8f69663e4b148a0431aadf969b89a2e.jpg

Советская подводная лодка Б-59 в Карибском море недалеко от Кубы © U. S. Navy

По мере приближения к берегам Америки возрастало напряжение. Все чаще приходилось скрываться под водой от самолетов. И вот, капитан дал команду занять позицию у пролива Кайкос. К тому времени температура в основных отсеках достигла плюс 57 градусов по Цельсию. На лодке был введен строгий режим расхода пресной питьевой воды – по стакану в день на человека.

Очередное всплытие на зарядку 26 октября обошлось команде дорого.

«Всплыл под перископ, все вроде тихо, и тут через несколько минут после продувания средней цистерны поступил очень сильный сигнал корабельной РЛС. Сыграл срочное погружение, ушел на 25 метров, но тут же заработала гидроакустика корабля в активном режиме и винты над нами загрохали с такой силой, что все вжали головы в плечи. Ушли глубже – на 50 метров. Но эсминец нас уже зацепил. Через несколько минут подошли еще два корабля. К тому моменту в отсеках лодки стало совсем невмоготу – к отсутствию воздуха и нестерпимой жаре добавились оглушающие звуки гидролокаторов. Несколько суток моряки провели в небывалом напряжении, делая попытки оторваться».

Лишь 31 октября на рассвете было принято решение на всплытие. По радийной связи команда доложила о своем положении. Но ответа не последовало.

1 ноября командир принял решение отрываться самостоятельно. Тогда, при ярком дневном солнце, американский эсминец, на мостике которого находились лишь вахтенный офицер и сигнальщики, проходил рядом с «Б-36». На лодке была объявлена боевая тревога. Чтобы не насторожить сопровождение, отдан приказ не опускать перископы и не убирать ходовой флаг и штыревую антенну. Как только корабль немного отошел и стал разворачиваться, было сыграно полное погружение! Лодка набирала полный ход и «поднырнула» под эсминец, что позволило ей оторваться.

Об уникальном походе долго не говорили. Позже его называли авантюрой, ведь в Карибское море были брошены лодки, приспособленные к условиям Арктики. После участия «Б-36» в Карибском кризисе проект вновь был усовершенствован, в том числе поставлена система водяного охлаждения, новая гидроакустика, устранена шумность.

САМАЯ ПЕРВАЯ АТОМНАЯ:

«Ленинский Комсомол»

77419932cf895bdc1ddb2cc96a0325b4.jpg

Проект 627 © СПМБМ «Малахит»

Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит» – первая атомная лодка СССР и третья атомная в мире.

Свое название она получила от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

«Ленинский комсомол» был заложен 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске (ныне Севмаш). Лодка, принятая в состав флота 12 марта 1959 года, фактически стала опытной.

Обводы корпуса и многие системы, несмотря на влияние дизельных проектов, создавались для К-3 «с нуля». Ее элегантный «сигарообразный» корпус, внешнее покрытие и многие другие характеристики были принципиально новыми. Известно, что она была быстроходнее первого в мире подводного атомохода «Наутилус» (США), выдавая скорость подводного хода в 28 узлов.

С завода подлодка ушла фактически «сырой», многие недоделки устранялись позднее, во время эксплуатации. Этот проект был первым в своем роде и абсолютно новаторским, поэтому конструкторы и судостроители часто продвигались «вслепую» в решении многих проблем.

С 1961 года подлодка начала нести боевую службу в Атлантике, а спустя год ушла в автономку в Северный Ледовитый океан, где дважды прошла через Северный полюс.

Однако 8 сентября 1967 года произошел пожар в первом и втором отсеках лодки, которая несла боевое дежурство в Норвежском море. Погибло 39 человек. Несмотря на это, лодка самостоятельно вернулась в базу.

Среди моряков «Комсомола» нередки были случаи лучевой болезни из-за того, что в парогенераторах атомного реактора постоянно обнаруживались течи, и облучение членов экипажа в «грязных» отсеках часто многократно превышало допустимые нормы.

Несмотря на это, К-3 прослужила в составе Северного флота до 1991 года. Сегодня ее судьба особенно волнует сотни энтузиастов по всему миру – дело в том, что остов некогда знаменитой на флоте К-3 находится на хранении в Мурманской области, на судоремонтном заводе «Нерпа». Решения о превращении подлодки в музей пока нет, возможно, она будет отправлена на утилизацию.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ОХОТНИКИ:

Служба в Персидском заливе

bde2dca8cc36183cfb564c17cb66ab97.jpg

Атомная подводная лодка проекта 671 © СПМБМ «Малахит»

Капитан 1 ранга, ветеран-подводник Владимир Иванюсь прослужил в подводном флоте боле 30 лет, 14 из них – на Северном флоте, на атомных подводных лодках 671 проекта и его модификаций.

«Лодки в базах не засиживались, – рассказывает Иванюсь, — Охотились за американскими авианосно-ударными соединениями: искали, а после обнаружения следили за ними, находясь в районе базирования субмарин. Часто ходили подо льдами в Атлантике».

Показателен такой пример: две из трех лодок проекта 671РТ, построенных на Адмиралтейском заводе, за период службы выполнили по 11, а одна – 12 автономных походов.

Но самым памятным для ветерана-подводника остается шестимесячный поход в Персидский залив в 1980 году, в котором участвовала атомная подводная лодка К-517.

«Это был уникальный по продолжительности и дальности поход, — вспоминает Владимир Степанович, который на тот момент был командиром дивизиона живучести на К-517. – В связи с обострением обстановки вокруг Персидского залива, СССР нужно было заявить о своем присутствии в мировом океане, продемонстрировав мощь и потенциальные возможности подводного флота».

Выйдя из Западной Лицы, две советские лодки с интервалом в несколько суток прошли вокруг Африки в Индийский океан в сопровождении корабля комплексного обеспечения – плавбазы «Березина». 45 суток корабли шли в подводном положении. После прибытия в Аден (республика Йемен) и проведения планово-предупредительного осмотра, советские подводные лодки вышли на боевое дежурство в Аравийское море.

«Поход был трудным. Но самым сложным оказался даже не столько сам переход и боевое дежурство, сколько стоянка в базе в надводном положении. Представьте – лето, дикая жара, температура забортной воды около 30 градусов. В отсеках жарко, все установки, рассчитанные на эксплуатацию в северных морях, работали практически на пределе. Но люди и техника выдержали: с поставленной задачей справились!» — отмечает Иванюсь.

Ни во время перехода туда и обратно, ни во время боевых дежурств советские лодки ни разу не были запеленгованы. А вот советские подводники неоднократно наблюдали в перископ, как с американских авианосцев взлетают самолеты.

fe41dd9a32d8e5586eda9c8ff0fcd25e.jpg

Проект 671 © СПМБМ «Малахит»

Осенью 1981 года К-517 совершила плавание под паковыми льдами Центральной Арктики вокруг Северного полюса и произвела всплытие в географической точке Северного полюса, став первой АПЛ, прошедшей по периметру Северного Ледовитого океана.

САМАЯ БЫСТРАЯ:

Единственная в мире «Золотая рыбка»

f2efd87f1a0630196f28e09bc4a0a14c.jpg

Проект 661 «Анчар» © СПМБМ «Малахит»

Рекорд скорости подводного хода этой подлодки второго поколения не превзойден до сих пор. Мало того – ни одна субмарина до сих пор даже не приблизилась к скорости в 44,7 узла (более 80 км/ч).

Единственная в своем роде титановая АПЛ К-162 (проект 661 «Анчар») была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в состав флота 31 декабря 1969 года. Именно тогда она и показала блестящие скоростные характеристики.

Свое прозвище «Золотая рыбка» лодка получила из-за высокой стоимости и замечательных боевых возможностей. От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

«Анчар» был наделен усовершенствованной атомной энергетической установкой и мог запускать крылатые ракеты из подводного положения.

В 1971 году лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.

«Золотую рыбку» вывели из эксплуатации в 1984 году. Результаты, полученные во время ее боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Правда, дороговизна уникальных систем и сложности работы с титановым корпусом доставили строителям этой лодки немало хлопот, но зато были отработаны многие принципы и технологии – в дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодок.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ:

«Лиры», опередившие время

29f8cacc106f3c697e4ee1d9d5613f08.jpeg

Спуск подлодки проекта 705 © ОАО «Адмиралтейские верфи»

Опередившие время «Лиры» – атомные подводные лодки проектов 705 и 705К (шифр «Альфа»/»Лира») прослужили в боевом составе Северного флота не более 15-20 лет.

Строительство подлодок этого поколения из титана началось в 1964 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В разработке проекта участвовали свыше 200 КБ, НИИ и заводов Советского Союза. Строительство серии продолжалось с 1968 по 1981 годы. К сожалению, из-за технических и экономических проблем Военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей.

Лодка была легкая и прочная, ведь не только корпус, но и все трубопроводы, механизмы, даже насосы и электродвигатели и другие составляющие были сделаны из титана.

Самое важное отличие подводных лодок 705 проекта от остальных – главная энергетическая установка (ГЭУ). Установленный на них реактор с жидкометаллическим теплоносителем (особый сплав) позволял делать то, что не могут лодки с водо-водяным реактором. Это минимальное время для ввода ГЭУ, скорость повышения мощности реактора и одновременное увеличение хода до полного, а также возможность длительное время идти ходом, сопоставимым со скоростью торпеды (около 35-40 узлов).

Конечно, эти подводные лодки обогнали время, но они были сложны для обслуживания в базе. Специальные пирсы, котельные, технические экипажи, все это стоило очень дорого. Ремонт кораблей также обходился в копеечку, поскольку в них использовалась блочная замена. А запасные части в 90-е годы заказать было негде, да и не на что. Когда лодки выработали свой ресурс, их списали. И больше таких не строят, хотя корпус был рассчитан на 100 лет. Теперь иные запросы, но подводные лодки 705-го проекта навсегда останутся в истории как самый яркий образец российского и мирового подводного кораблестроения
– Борис Коляда, ветеран-подводник

Высокие боевые качества этих подлодок были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и другими комплексами, позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники.

Это были одни из самых быстрых подлодок в мире. Обладая скоростью в 42 узла, сопоставимой со скоростью торпед противника, «Лиры» имели, по сути, авиационные разгонные характеристики – могли развить полный ход в течение минуты. Скорость позволяла зайти в «теневой» сектор любого корабля, где шум собственных двигателей не позволяет противнику использовать гидроакустику, даже если предварительно подлодка уже была обнаружена. При этом зайти за свою корму кораблям противника она не позволяла.

В начале 1980-х годов одна из советских атомных подводных лодок 705 проекта, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд. В течение 22 часов она следила за натовским атомоходом, находясь у него за кормой. Несмотря на многочисленные попытки, сбросить противника «с хвоста» так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказа с берега.

Высокая скорость и невероятная маневренность позволяли этим лодкам уклоняться от выпущенных вражеских торпед и тут же переходить в контратаку. За 42 секунды 705-я могла развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении.

За 20 лет эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ:

Тяжелые «Тайфуны»

6489fd477bc2bcfc273f1619b0345d64.jpg

Подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» после учений в Баренцевом море, 2001 год© AP Photo/ Dmitry Lovetsky

Эти подлодки невозможно перепутать ни с чем. Огромные, длинные и широкие, они больше похожи на космические корабли, чем на субмарины.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» («Тайфун» по классификации НАТО) до сих пор являются самыми большими подлодками в мире. Их подводное водоизмещение составляет 48 тысяч тонн, что практически равняется стандартному водоизмещению единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» «Тайфуны» в 30 раз больше по водоизмещению, чем самая маленькая подлодка ВМФ РФ проекта «Лада» и в два раза больше «Бореев». Гигантские размеры лодок продиктовало новое оружие: твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39.

Первая «Акула» была заложена в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 году. Эти подлодки прожили довольно короткую, но насыщенную жизнь на флоте и были списаны отнюдь не по своей вине — производство ракет для них было достаточно быстро прекращено, а новые ракеты Р-39УТТХ «Барк» так и не прошли всех испытаний, и крейсеры фактически остались безоружными. Плюс к тому наступили нелегкие для флота времена 90-х.

Всего было построено 6 кораблей, они строились для противодействия новым американским ракетным крейсерам типа «Огайо».

Два основных прочных корпуса подлодки расположены внутри легкого корпуса параллельно друг другу (по катамаранному типу). Именно это дает «Тайфунам» не только внушительную высоту, но и ширину.

Помимо нововведений в покрытии субмарин, их мощных энергетических установках и снижения параметров шумности по сравнению с предыдущими проектами, в «Акулах» были реализованы беспрецедентные условия для комфортной службы экипажа.

На каждой такой лодке есть салон для отдыха, спортзал и небольшой бассейн, заполняемый забортной водой с возможностью подогрева. Имеется сауна, солярий, «живой уголок». Кубрики и каюты для офицеров гораздо просторнее, чем на других субмаринах. За эти преимущества моряки называли 941-е «хилтонами».

Из 6 построенных кораблей 3 подлодки проекта 941 утилизированы, 2 корабля — «Архангельск» и «Северсталь» – находятся в резерве, а «Дмитрий Донской» был модернизирован для испытаний ракеты «Булава».

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ:

Новаторская «Лада»

14 (60).jpg

Головной корабль «Лада» возвращается на базу, 2015 год © ЦКБ «Рубин»

Проект 677 «Лада» опередил свое время на несколько десятилетий. Первую подлодку «Санкт-Петербург», заложенную в 1997 году, проектанты и кораблестроители доводили до ума несколько лет. Головная субмарина фактически стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ.

О новшествах, внедренных на «Лады», много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения, что вооружена эта кроха «Калибром» и способна делать как одиночные, так и залповые пуски этой ракеты из торпедных аппаратов.

Подводное водоизмещение «Лады» не превышает 1,6 тонн, что примерно в 15 раз меньше «Борея». Моряки шутят, что этот корабль уместился бы даже в кают-компании стратегического ракетоносца.

Головная подлодка серии – «Санкт-Петербург» – с 2010 года находится в опытной эксплуатации, еще две строятся сегодня в Петербурге.

САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ:

«Черные дыры» в морях

ca2b14968153fb27ff6340398a4606e7.jpg

Подлодка «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 для Черноморского флота во время спуска на воду на «Адмиралтейских верфях», 2014 год © Руслан Шамуков/ТАСС

Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 (шифр «Варшавянка») за свою бесшумность давно получили от моряков НАТО уважительное прозвище «Черная дыра». Серия из шести таких субмарин для Черноморского флота строится сегодня на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге.

Название «Варшавянка» пришло из 1970-х годов, когда эти лодки предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. До этого был «Палтус» (проект 877), который до сих пор успешно служит в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире и других странах. Детища Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» «Варшавянки» стали гармоничным развитием «Палтуса», приобрели большую скрытность и обновленную электронику.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *