Чему человек может научиться у природы – Чему мы учимся у природы

Чему мы учимся у природы

Почти все, что изобрел человек, уже существовало в природе. Стрекоза была раньше вертолета, рыбы — перед подводными лодками, паутина — прежде всех материалов, а стебли и деревья — до небоскребов. Сегодня мы расскажем, как и чему человек учился у природы.

Плыть, как рыба

  • Исследователь Малкольм МакИвер и его робот

Морские животные вдохновили людей на массу изобретений. Их обтекаемая форма послужила прототипом для создания кораблей, подводных лодок, атомных бомб.

Акулья кожа, покрытая мелкими чешуйками, стала основой для разработки энергосберегающего покрытия для авиалайнеров, теплоходов и лопастей ветряных электростанций. По подсчетам немецких ученых-разработчиков, если покрыть самолеты и морские суда этим материалом — особой краской, снижающей сопротивление потоку, можно сэкономить до 4,5 млн т топлива в полетах и около 2000 т в год в морских рейсах.

Сейчас ученые из Гарвардского университета пытаются воссоздать кожу акулы мако с помощью 3D-печати, их конечная цель — изготовить высокотехнологичный костюм для дайвинга, который уменьшит сопротивление воды.

Еще одно современное ноу-хау: робот-разведчик, напоминающий рыбу черная ножетелка, что обитает в донных водах Амазонки. Робот, разработанный американскими инженерами, позаимствовал у ножетелки уникальную способность ориентироваться в полной темноте. Исследователь Малкольм МакИвер занимался изучением сенсорной и двигательной систем этих рыб в течение многих лет. Он выяснил, что для ориентации ножетелка посылает слабый электрический импульс, создаваемый особым органом, а для передвижения совершает волнообразные движения длинным нижним плавником. Оба этих свойства были «подарены» новым роботам-водолазам, которые смогут проводить разведку в труднодоступных и малоосвещенных местах, таких как затонувшие корабли.

Тропическая рыба желтый пятнистый кузовок с ее необычными очертаниями вдохновила компанию Mercedes-Benz на создание бионической машины Bionic Car, которая повторяет форму рыбы и благодаря ей передвигается с большой эффективностью.

Летать, как птица

Птицы, бабочки, стрекозы и другие насекомые издавна вдохновляли людей на создание разнообразных летательных аппаратов. Один из пионеров авиации — Леонардо да Винчи зарисовывал полеты птиц разных пород и летучих мышей и пытался воссоздать их способ передвижения. В 1487 году он разработал орнитопер — летательную машину, основанную на птичьем полете. Еще одна идея да Винчи — втяжные лестницы, прототипом для которых служат ноги стрижа. И хотя придуманные да Винчи машины так и не полетели, идеи, позаимствованные у природы, со временем были воплощены другими изобретателями летательных аппаратов.

Например, стрекоза стала прообразом вертолета. Как и насекомое, машина взлетает с места без предварительного разбега, «зависает» в воздухе, садится без пробега. Ее удивительные летательные способности вдохновляли, в частности, изобретателя Игоря Сикорского. Один из его вертолетов был почти точной копией стрекозы: в распоряжении ученого были 2000 воссозданных на компьютере маневров стрекозы в воздухе.

В настоящее время французские инженеры пытаются максимально приблизить конструкцию крыла самолета к крыльям крупных хищных птиц. «Это позволит повысить подъемную силу самолета при малых скоростях, понизить сопротивляемость воздуха, затраты энергии на полет, и, возможно, даже уровень шума, воздействуя на уровень турбулентности потоков», — поясняет разработчик Марианна Браза, представившая крыло-новинку в этом году. Одним из ноу-хау стали тонкие пластинки, которые вибрируют и снижают турбулентность, — у птиц эту задачу выполняют мелкие перья, расположенные на задней кромке крыльев.

Видеть, как кошка

  • На фото справа: Перси Шо и его коллега

Видеть в темноте человек учился у кошек и сов. Принципы их зрения были использованы при разработке приборов ночного видения.

Кошачьи глаза легли в основу еще одного изобретения — светоотражателя. Его придумал англичанин Перси Шо, когда на темной трассе увидел отражение фар своей машины в глазах кошки. Изобретение «кошачий глаз» было запатентовано в 1934 году и вскоре появилось на дорогах Великобритании, увеличив их безопасность.

Ловить ультразвук, как летучая мышь

Летучие мыши помогли ученым открыть эхолокацию — способ определения положения объекта в пространстве по времени задержки возвращений отраженной волны. Первооткрывателем стал итальянский натуралист и физик Ладзаро Спалланцани: в конце XVIII века он наблюдал за перемещениями летучих мышей в темной комнате и заметил, что эти животные прекрасно ориентируются. В ходе опыта он ослепил нескольких особей и обнаружил, что они летают так же хорошо, как и зрячие. После опыта его коллеги, который залепил воском уши летучих мышей и констатировал, что они натыкаются на все предметы, стало очевидно, что эти животные ориентируются по слуху. Эти знания пригодились лишь в XX веке, когда стало известно об ультразвуке. Ученые создали ряд приборов, в том числе сонар для подводных объектов и морского дна. К эхолокации способны не только летучие мыши, но и киты и дельфины, в меньшей степени некоторые птицы (гуахаро, саланганы), землеройки и мадагаскарский еж тенрек.

Недавно британские инженеры из Саутгемптонского университета представили новый тип радара, который позволит извлекать лыжников из-под лавин и шахтеров из подземных завалов. Автор проекта Тимоти Литон придумал это устройство, удивившись сверхспособностям дельфинов: они ориентируются даже в мутной воде благодаря издаваемым импульсам и безошибочно отыскивают пищу.

Менять окрас, как хамелеон

Многие животные умеют менять окрас и сливаться с окружающей средой. Эту их способность позаимствовали создатели камуфляжа. Разработки в этой области продолжаются. Например, в январе 2014 года американские ученые из Гарвардского университета сообщили, что изучают способности к перемене окраса у каракатицы — они надеются, что это исследование поможет улучшить защитную одежду для солдат.

Позже коллектив ученых из университетов Хьюстона и Иллинойса представил материал, который анализирует окружающую обстановку и автоматически меняет собственную окраску, подстраиваясь под цвет фона. Источником для разработки послужили головоногие моллюски: осьминоги, кальмары и каракатицы.

Прилипать, как геккон

«Липкие» лапы геккона легли в основу ноу-хау от ученых из Стэнфордского университета. Они придумали специальные перчатки с присосками, надев которые любой человек может вскарабкаться на вертикальную стену. Силиконовые присоски, как и лапы геккона, покрыты тысячами волосков, и благодаря межмолекулярному притяжению (Ван-дер-Ваальсовы силы) материал словно приклеивается к поверхности. Испытания прошли в этом году и были похожи на съемки фильма о Человеке-пауке.

Приставать, как репейник

Репейник с его маленькими крючками-зацепками стал прототипом текстильной застежки — липучки. Ее придумал швейцарский натуралист и инженер Жорж де Мистраль, когда чистил от репейника свою собаку после прогулки в горах в 1948 году и задумался, отчего так трудно отлеплять эти плоды растения от шерсти.

Приклеиваться, как моллюски

Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея. В последнее время ученые занимаются усовершенствованием клейкого вещества: последняя разработка из Гарвардского университета — суперклей на основе слизи моллюсков для «залатывания» стенок сердца и сосудов. Ноу-хау от американских ученых — искусственный клей для операций на внутриутробном плоде, воссоздающий свойства слизи морских червей Phragmatopoma californica.

Плести сети, как паук

Паучья нить отличается необыкновенной прочностью: она в пять раз превышает прочность стали. Согласно расчетам ученых она смогла бы остановить даже авиалайнер, если бы имела толщину карандаша. Неудивительно, что люди издавна пытались воссоздать паучью нить. И в конечном итоге у них получилось произвести столь же прочные материалы, например, полиакрилонитрил. Но ученые пошли еще дальше: в Университете штата Юта паучьи гены были добавлены в ДНК козы, в результате паутину можно отфильтровывать из молока. В 2011 году голландские ученые пытались пойти еще дальше: они соединили искусственную кожу с паутиной, полученной из молока генетически измененных коз, и создали пуленепробиваемую ткань: в ходе испытаний она отразила пули калибра 5,56. В их планах было вживление паутины в человеческую кожу, однако до сих пор о появлении Человека-паука ничего не известно.

Добывать свет, как светлячки

Недавно корейские инженеры изучили наноструктуру брюшка светлячков и создали на ее основе сверхъяркие и более эффективные светодиоды: для этого они изменили микроструктуру поверхности светодиода, повысив его прозрачность. О том, как еще используются свойства светлячков и других светящихся животных, мы уже рассказывали в обзоре «Живые лампочки».

moya-planeta.ru

ЕГЭ сочинение по русскому (Чему человек может научиться у природы)

Все что умеет человек на сегодняшний день, всему этому он научился у природы. Потом что человек часть природы. И она все время наставляет человека, учит его чему то. Просто нам нужно уметь понимать ее наставления, видеть ее подсказки. Человек многому научился у природы. Изобретатели чаще просто повторяют то, что растения и животные делают многими веками. Подражание живым существам помогло человеку, например, при конструкции крыла самолета (на основе изучения птичьих крыльев). Обтекаемая и устойчивая форма тела рыбок была использована конструкторами автомобилей.

Но еще большему ему еще только предстоит научиться. Даже если человек имеет большие достижения в высоких технологиях, несмотря на это он еще очень слаб. Слаб в вопросе достижения полной гармонии с природой. И этому ему тоже нужно научиться у природы.

В природе все наставляет человека, учит чему-то. Например, дерево – терпеливое существо. Оно веками стоит и терпит все погодные явления, катаклизмы, иногда и катастрофы. У дерева человек может научиться терпению. Кошка всегда расслаблена и невозмутима, умеет все принимать. У кошки человек может научиться невозмутимости, научиться уметь расслабляться. Собака несмотря ни на что верна своему хозяину, всегда готова защитить его даже ценою своей жизни. Не станет сомневаться ни на минуту. Собака может научить человека верности. Волк может научить человека не доверять любому незнакомому человеку. Пчела научит коллективному мышлению. Если ты хочешь знать, что сделать чтобы в твоем коллективе все было хорошо, тебе нужно сесть рядом с ульем и просто понаблюдать за пчелами. Из этого наблюдения почерпнешь много полезной информации о том, как жить и работать в коллективе.

Пчелы не щадят себя. Если им придется летать далеко к цветам, они могут по дороге умереть от тяжести, но несмотря на это будут до последнего служить своему коллективу. Пчела никогда не живет для себя. Поэтому пчелы также могут научить человека самопожертвованию, альтруизму, объединению ради одной единой цели.

Природа не только учит человека чему-то, она еще способна лечить человека. Самое лучшее лечение это солнце, земля, вода, лес, горы. Одним словом отдых на природе, контакт с природой, гармония и единство с природой. Единство души и тела. На природе можно гулять, молиться, заниматься духовной практикой, заниматься физическим трудом.

Природу нужно уважать и беречь ее. О ней надо заботиться. В свою очередь она будет заботиться о вас.

< Предыдущая   Следующая >

Еще сочинения автора:


vsesoch.ru

Чему человек может научиться у природы? 👍

Человеку с древних времен приходилось проходить обучение у природы, потому что она считается неисчерпаемым источником знаний и открытий. Природа заслуживает на то, чтобы ее оберегали, любили, внимательно за ней наблюдали и изучали ее. Главное не переставать у нее учиться на протяжении всего жизненного пути с целью осуществления множественного числа новых открытий.

С домашними животными все мы хорошо знакомы, так как окружены ими с детства.

Не всем приходит в голову мысль, связанная с тем, что все животные прирученные людьми, когда были дикими. Устанавливая на планете собственное господство, люди обожествляли представителей животного мира и подчиняли их себе.

Древним охотникам для того, чтобы защититься от холода, пришлось научиться шкурами убитых зверей прикрывать собственное тело.

Некоторые племена занимались, подражая птицам, сооружением своего жилища на дереве, разукрашивая при этом лица и вплетая яркие перья в свои волосы. Человек обучился искусству плетения сетей у паука, а благодаря поведению растений и некоторых моллюсков люди начали заниматься изготовлением

капканов: моллюсками захлопываются их раковины, а растениями – створки, после попадания в них пищи.

Во время наблюдения за хамелеоном, который тщательно прицеливается для осуществления выстрела в добычу липким языком, человек создал в своей голове схему производства гарпуна. Когтям, клыкам и клювам отведена роль образцов изготовления копья и наконечников стрел. Змеям и скорпионам свойственно убивать жертву ядом, что стало подсказкой способа применения человеком отравленного оружия.

Засада, как прием охоты, людям подсказан тоже животными. Понаблюдав за кошкой, которая терпеливо сидит, притаившись и наблюдая, пока воробей не потеряет бдительности можно тоже многому научиться. Аналогично подкарауливают добычу пантеры, рыси и ягуары.

Но особые учителя – волки. Когда они охотятся, то роли между стаей строго распределены.

lit.ukrtvory.ru

Чему человек может научиться у природы? 🎓

Человеку с древних времен приходилось проходить обучение у природы, потому что она считается неисчерпаемым источником знаний и открытий. Природа заслуживает на то, чтобы ее оберегали, любили, внимательно за ней наблюдали и изучали ее. Главное не переставать у нее учиться на протяжении всего жизненного пути с целью осуществления множественного числа новых открытий.

С домашними животными все мы хорошо знакомы, так как окружены ими с детства.

Не всем приходит в голову мысль, связанная с тем, что все животные прирученные людьми, когда были дикими. Устанавливая на планете собственное господство, люди обожествляли представителей животного мира и подчиняли их себе. Древним охотникам для того, чтобы защититься от холода, пришлось научиться шкурами убитых зверей прикрывать собственное тело.

Некоторые племена занимались, подражая птицам, сооружением своего жилища на дереве, разукрашивая при этом лица и вплетая яркие перья в свои волосы. Человек обучился искусству плетения сетей у паука, а благодаря поведению растений и некоторых моллюсков люди начали заниматься изготовлением

капканов: моллюсками захлопываются их раковины, а растениями — створки, после попадания в них пищи.

Во время наблюдения за хамелеоном, который тщательно прицеливается для осуществления выстрела в добычу липким языком, человек создал в своей голове схему производства гарпуна. Когтям, клыкам и клювам отведена роль образцов изготовления копья и наконечников стрел. Змеям и скорпионам свойственно убивать жертву ядом, что стало подсказкой способа применения человеком отравленного оружия.

Засада, как прием охоты, людям подсказан тоже животными. Понаблюдав за кошкой, которая терпеливо сидит, притаившись и наблюдая, пока воробей не потеряет бдительности можно тоже многому научиться. Аналогично подкарауливают добычу пантеры, рыси и ягуары.

Но особые учителя — волки. Когда они охотятся, то роли между стаей строго распределены.

essay.englishtopic.ru

Жизненные уроки от животных: чему люди могут поучиться у матушки-природы

Действия, которые выполняют изо дня в день животные в большинстве своем означают инстинкты. Между тем, насколько наши младшие друзья разумны и целеустремлены в своих поступках – остается только восхищаться. Мизерное число людей, добившихся успеха, могут похвастаться той самой животной хватке, которой так не хватает всему человеческому роду, о чем подробнее расскажет Joinfo.ua.

Маленькие львята — хорошие учителя

Они вообще прекрасно всему учатся и сами — ведь маленький львёнок доверяет более опытным, взрослым львам. Притом учатся прицельно на деле, а не словами. Хочешь научиться охотиться — замарай морду. Люди же боятся даже замарать руки. Учатся исключительно на учебных пособиях — максимум на картинках и социальных сетях. Львятам же взрослые прививают инстинкты выживания с самого рождения, потому они не боятся вступать в борьбу даже там, где кажется обеспечен провал.

Учительница-рыбка

Она абсолютно всегда плывёт против течения — и только так! Просто так мимо неё проходит больше воды, а в потоке много еды и кислорода. Люди стабильно «плывут по течению». Люди таким образом наживают один и тот же опыт по многу раз. У человечества зона комфорта глобально везде, как же иначе.

Дятел

Он во многом превосходит людей. Нет, дятел не будет пытаться разбить дерево одним ударом, пополам. И дятел не будет стучать со всех сторон. Он выбирает одну точку и стучит в неё сфокусировано, добиваясь результата и находя самую лучшую и вкусную еду. Вот, что значит – цель.

Собаки

В наше время важны не действия, а мотивация. Собака мотивирует прекрасно: она не размышляет о том, что надо сначала её покормить, а потом уже она хвостом повиляет. Нет, собака будет вилять первой. И получит то, что нужно ей самой, уже взамен. И ничего не заставляет делать — люди начинают сами хотеть сделать то, что нужно собаке, ведь она такая милая и так хвостом виляет. Конечно, это не означает, что нужно прогибаться под кого-то, но найти то, чем можно «взять» — вполне.

Змея

Змея разве станет думать о том, что у неё ни рук ни ног, и зрение плохое, и родилась она не в той стране, и не любит её никто, и родители бросили сразу же, как вылупилась, и вообще она недееспособная… Знаете, что происходит, когда змея расстраивается и думает, что нужно что-то менять? (метафора) Она меняет шкуру. И точка. Можно ползти дальше и ни о чём не переживать. Так, может, стоит и нам научиться переосмысливать чаще свою жизнь?

Инстинкты у человека

А их много, и разных. Например, думаете, почему дети вначале становятся на все четыре конечности? Безусловно, спинка еще слабая, но инстинктивно то они понимают, что уже могут так, а значит так и ползут. У них просто животная «память предков» включается. А почему человек боится (не всякий, но это очень распространенно) посреди ночи выйти в темноту из-под одеяла? Да потому, что первобытные люди прятались по ночам в пещерах — мало ли, что за саблезубый тигр из-за угла выскочит. Таких моментов очень много.

Но это базовые инстинкты. А мы говорим именно о тех свойствах того или иного животного, которое позволяет всерьёз, по-настоящему добиваться успешного результата, а не просто действовать слепо и «как в древности». Да, животные переносят инстинкты из поколения в поколение — речь разве что об этом. И здорово было бы, если бы люди тоже переносили полезные навыки. Но, увы, многие из нас слишком ленивы, чтобы добиваться своих целей. Куда проще затаиться и жить тихо. Не очень успешно, зато удобно.

joinfo.ua

Чему мы научились у природы: vasily_sergeev — LiveJournal

Акулья кожа, покрытая мелкими чешуйками, стала основой для разработки энергосберегающего покрытия для авиалайнеров, теплоходов и лопастей ветряных электростанций. По подсчетам немецких ученых-разработчиков, если покрыть самолеты и морские суда этим материалом — особой краской, снижающей сопротивление потоку, можно сэкономить до 4,5 млн т топлива в полетах и около 2000 т в год в морских рейсах.

Сейчас ученые из Гарвардского университета пытаются воссоздать кожу акулы мако с помощью 3D-печати, их конечная цель — изготовить высокотехнологичный костюм для дайвинга, который уменьшит сопротивление воды.

Еще одно современное ноу-хау: робот-разведчик, напоминающий рыбу черная ножетелка, что обитает в донных водах Амазонки. Робот, разработанный американскими инженерами, позаимствовал у ножетелки уникальную способность ориентироваться в полной темноте. Исследователь Малкольм МакИвер занимался изучением сенсорной и двигательной систем этих рыб в течение многих лет. Он выяснил, что для ориентации ножетелка посылает слабый электрический импульс, создаваемый особым органом, а для передвижения совершает волнообразные движения длинным нижним плавником. Оба этих свойства были «подарены» новым роботам-водолазам, которые смогут проводить разведку в труднодоступных и малоосвещенных местах, таких как затонувшие корабли.

Тропическая рыба желтый пятнистый кузовок с ее необычными очертаниями вдохновила компанию Mercedes-Benz на создание бионической машины Bionic Car, которая повторяет форму рыбы и благодаря ей передвигается с большой эффективностью.

Летать, как птица

Птицы, бабочки, стрекозы и другие насекомые издавна вдохновляли людей на создание разнообразных летательных аппаратов. Один из пионеров авиации — Леонардо да Винчи зарисовывал полеты птиц разных пород и летучих мышей и пытался воссоздать их способ передвижения. В 1487 году он разработал орнитопер — летательную машину, основанную на птичьем полете. Еще одна идея да Винчи — втяжные лестницы, прототипом для которых служат ноги стрижа. И хотя придуманные да Винчи машины так и не полетели, идеи, позаимствованные у природы, со временем были воплощены другими изобретателями летательных аппаратов.

Например, стрекоза стала прообразом вертолета. Как и насекомое, машина взлетает с места без предварительного разбега, «зависает» в воздухе, садится без пробега. Ее удивительные летательные способности вдохновляли, в частности, изобретателя Игоря Сикорского. Один из его вертолетов был почти точной копией стрекозы: в распоряжении ученого были 2000 воссозданных на компьютере маневров стрекозы в воздухе.

В настоящее время французские инженеры пытаются максимально приблизить конструкцию крыла самолета к крыльям крупных хищных птиц. «Это позволит повысить подъемную силу самолета при малых скоростях, понизить сопротивляемость воздуха, затраты энергии на полет, и, возможно, даже уровень шума, воздействуя на уровень турбулентности потоков», — поясняет разработчик Марианна Браза, представившая крыло-новинку в этом году. Одним из ноу-хау стали тонкие пластинки, которые вибрируют и снижают турбулентность, — у птиц эту задачу выполняют мелкие перья, расположенные на задней кромке крыльев.

Видеть, как кошка

Видеть в темноте человек учился у кошек и сов. Принципы их зрения были использованы при разработке приборов ночного видения.

Кошачьи глаза легли в основу еще одного изобретения — светоотражателя. Его придумал англичанин Перси Шо, когда на темной трассе увидел отражение фар своей машины в глазах кошки. Изобретение «кошачий глаз» было запатентовано в 1934 году и вскоре появилось на дорогах Великобритании, увеличив их безопасность.

Ловить ультразвук, как летучая мышь

Летучие мыши помогли ученым открыть эхолокацию — способ определения положения объекта в пространстве по времени задержки возвращений отраженной волны. Первооткрывателем стал итальянский натуралист и физик Ладзаро Спалланцани: в конце XVIII века он наблюдал за перемещениями летучих мышей в темной комнате и заметил, что эти животные прекрасно ориентируются. В ходе опыта он ослепил нескольких особей и обнаружил, что они летают так же хорошо, как и зрячие. После опыта его коллеги, который залепил воском уши летучих мышей и констатировал, что они натыкаются на все предметы, стало очевидно, что эти животные ориентируются по слуху. Эти знания пригодились лишь в XX веке, когда стало известно об ультразвуке. Ученые создали ряд приборов, в том числе сонар для подводных объектов и морского дна. К эхолокации способны не только летучие мыши, но и киты и дельфины, в меньшей степени некоторые птицы (гуахаро, саланганы), землеройки и мадагаскарский еж тенрек.

Недавно британские инженеры из Саутгемптонского университета представили новый тип радара, который позволит извлекать лыжников из-под лавин и шахтеров из подземных завалов. Автор проекта Тимоти Литон придумал это устройство, удивившись сверхспособностям дельфинов: они ориентируются даже в мутной воде благодаря издаваемым импульсам и безошибочно отыскивают пищу.

Менять окрас, как хамелеон

Многие животные умеют менять окрас и сливаться с окружающей средой. Эту их способность позаимствовали создатели камуфляжа. Разработки в этой области продолжаются. Например, в январе 2014 года американские ученые из Гарвардского университета сообщили, что изучают способности к перемене окраса у каракатицы — они надеются, что это исследование поможет улучшить защитную одежду для солдат.

Позже коллектив ученых из университетов Хьюстона и Иллинойса представил материал, который анализирует окружающую обстановку и автоматически меняет собственную окраску, подстраиваясь под цвет фона. Источником для разработки послужили головоногие моллюски: осьминоги, кальмары и каракатицы.

Прилипать, как геккон

«Липкие» лапы геккона легли в основу ноу-хау от ученых из Стэнфордского университета. Они придумали специальные перчатки с присосками, надев которые любой человек может вскарабкаться на вертикальную стену. Силиконовые присоски, как и лапы геккона, покрыты тысячами волосков, и благодаря межмолекулярному притяжению (Ван-дер-Ваальсовы силы) материал словно приклеивается к поверхности. Испытания прошли в этом году и были похожи на съемки фильма о Человеке-пауке.

Приставать, как репейник

Репейник с его маленькими крючками-зацепками стал прототипом текстильной застежки — липучки. Ее придумал швейцарский натуралист и инженер Жорж де Мистраль, когда чистил от репейника свою собаку после прогулки в горах в 1948 году и задумался, отчего так трудно отлеплять эти плоды растения от шерсти.

Приклеиваться, как моллюски

Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея. В последнее время ученые занимаются усовершенствованием клейкого вещества: последняя разработка из Гарвардского университета — суперклей на основе слизи моллюсков для «залатывания» стенок сердца и сосудов. Ноу-хау от американских ученых — искусственный клей для операций на внутриутробном плоде, воссоздающий свойства слизи морских червей Phragmatopoma californica.

Плести сети, как паук

Паучья нить отличается необыкновенной прочностью: она в пять раз превышает прочность стали. Согласно расчетам ученых она смогла бы остановить даже авиалайнер, если бы имела толщину карандаша. Неудивительно, что люди издавна пытались воссоздать паучью нить. И в конечном итоге у них получилось произвести столь же прочные материалы, например, полиакрилонитрил. Но ученые пошли еще дальше: в Университете штата Юта паучьи гены были добавлены в ДНК козы, в результате паутину можно отфильтровывать из молока. В 2011 году голландские ученые пытались пойти еще дальше: они соединили искусственную кожу с паутиной, полученной из молока генетически измененных коз, и создали пуленепробиваемую ткань: в ходе испытаний она отразила пули калибра 5,56. В их планах было вживление паутины в человеческую кожу, однако до сих пор о появлении Человека-паука ничего не известно.

Добывать свет, как светлячки

Недавно корейские инженеры изучили наноструктуру брюшка светлячков и создали на ее основе сверхъяркие и более эффективные светодиоды: для этого они изменили микроструктуру поверхности светодиода, повысив его прозрачность.

http://www.moya-planeta.ru/travel/view/chemu_my_uchimsya_u_prirody_9032/

У ножетелки есть еще одна уникальная для рыб способность — плавать хвостом вперед (а также вверх и вниз, соответственно). Для изменения направления движения ей не обязательно поворачивать все тело, достаточно изменить направленность волны загребания плавником

Аптероноты — изумительные рыбы, хорошо живут в аквариуме и радуют хозяев.
Но зачем обзывать их «ножетелками»? С низкопоклонством боремся?

vasily-sergeev.livejournal.com

Мастер- класс «Чему человек учится у природы?»

Мастер-класс

учителя начальных классов МОУ «Заполярная СОШ»

Лапицкой Ольги Борисовны

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема: Чему человек учится у природы

Технология: развивающее обучение. 

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

— наблюдать явления природы и сравнивать их с достижениями науки;

— выявлять связи природы и человека;

— устанавливать влияние человека на природу

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Проявлять интерес к содержанию и теме занятия.

Формирование адекватной самооценки. 

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации, преобразования её в схемы или схематические рисунки

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и цели, планировать свою деятельность, использовать способы практической деятельности. Оценивать результаты своей деятельности, корректировать свои действия.

Оборудование: картинки для сравнения, схемы, энциклопедия «Хочу всё знать»

Ход урока:

1.Организационный момент 

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

                                        (С.Смирнов)

2. Повторение пройденного материала.

На доске и на партах картинки (лев, камни, береза, солнце, парта,  автомобиль, человек ).

Рассмотрите картинки. Назовите одним словом, что изображено на них?

(Окружающий мир) 

Что можно сделать с этими картинками? Предложите свое задание. (Разделить на группы). Какие? (Живая природа, неживая природа и предметы, сделанные руками человека) 

Сгруппируйте картинки. Работать вы будете в парах. (Один ученик у доски)

Давайте проверим. 

Согласны ли вы, что человек – часть живой природы?

(Человек – часть природы. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети)

  1. Работа по новой теме.

Как человек связан с природой? Человек — часть природы. Он нуждается в тепле, свете, воздухе, питании и воде, как и все живые организмы. Что человек получает от природы? (Человек получает всё необходимое для жизни от природы.)Может ли человек прожить без природы? (нет.)

Составление схемы «Что человек получает от природы»

Какие знания даёт человеку природа?

Сформулируйте тему и цели занятия.

Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос:»Чему человек учится у природы?»

Цель: понять как человек совершает открытия

Рассмотреть картинки на интерактивной доске

hello_html_m57099151.png

Что мы видим? Какие изобретения сделал человек, наблюдая за природой?

Дети делают вывод по картинкам.

Наблюдая за полётом птиц, человек мечтал научиться летать. Так были изобретены летательные аппараты. Форма самолёта имеет обтекаемые формы, как тело птиц.

Семена одуванчика разлетаются, как маленькие парашютики, от дуновения ветра. Наблюдая за их полётом был изобретён парашют.

Журавль- птица с длинными ногами и шеей. На основе наблюдений за этими птицами создан колодезный журавль для добычи воды.

Человек наблюдал за расселением растений. Говорят, пристал как репей. У семян этих растений имеются зазубринки, которыми они цепляются за одежду человека или шерсть животных. На основе этих наблюдений люди изобрели липучки для одежды, которые используются как застёжки.

Работа в группах.

Каждая группа сравнивает картинки и выявляет сходства.

Примерные выступления учащихся

hello_html_22709ad1.png

hello_html_31b12892.jpg

Какие открытия сделал человек, изучая природу?

hello_html_4ff7b8c0.png

С кем в согласии должен жить человек? (С природой и другими людьми). Почему?

hello_html_3a2f4566.jpg

Морские животные вдохновили людей на массу изобретений. Их обтекаемая форма послужила прототипом для создания кораблей, подводных лодок, атомных бомб.

hello_html_m278a918e.png

Птицы, бабочки, стрекозы и другие насекомые издавна вдохновляли людей на создание разнообразных летательных аппаратов. 

hello_html_4aa94133.png

Видеть в темноте человек учился у кошек и сов. Принципы их зрения были использованы при разработке приборов ночного видения.

hello_html_md3adcaa.png

Летучие мыши помогли ученым открыть эхолокацию — способ определения положения объекта в пространстве 

hello_html_m68b5cd91.png

Многие животные умеют менять окрас и сливаться с окружающей средой. Эту их способность позаимствовали создатели камуфляжа

hello_html_17199d7d.png

«Липкие» лапы геккона легли в основу ноу-хау от ученых из Стэнфордского университета. Они придумали специальные перчатки с присосками, надев которые любой человек может вскарабкаться на вертикальную стену. 

hello_html_2b2f7e1f.png

Репейник с его маленькими крючками-зацепками стал прототипом текстильной застежки — липучки.

hello_html_m7ee68d9e.png

Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея.

hello_html_m387623d8.png

Паучья нить отличается необыкновенной прочностью: она в пять раз превышает прочность стали. 

hello_html_35c7ac24.png

Недавно корейские инженеры изучили наноструктуру брюшка светлячков и создали на ее основе сверхъяркие и более эффективные светодиоды.

4. Формулируем вывод

Учащимся предлагается написать эссе по теме «Чему человек учится у природы?»

На эту работу отводится 10 минут.

План эссе:

1. Человек — часть природы

2. Человек, вдохновлённый природой

3. Природа — источник знаний

Примечание: учащиеся готовятся к написанию эссе дома, находят дополнительный материал из энциклопедии «Хочу всё знать?»

Проверка выступлений учащихся по группам

5. Подведение итогов. Рефлексия

Человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Человек усердно изучает природу, исследует особенности природных явлений. Одним словом, человек учится у природы. Благодаря этому он создал особый мир – современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолеты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Человечество раскрывают все новые и новые ее загадки. Природа щедро делится с человеком своими запасами полезных ископаемых, природных материалов, знаниями и красотой.

Как человек должен взаимодействовать с окружающим миром? (жить в гармонии и согласии) Что нового вы сегодня узнали? Чему удивились? Что ещё хотели бы узнать?

У вас на столах лежат смайлики. Оцените наш урок и свою работу.

infourok.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *