Бпла пчела – Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т».

Яковлев Печла-1Т. Фото и видео. История и характеристики.

 

ДПЛА «Пчела-1Т» относится к высокомобильному комплексу, который обеспечивает получение в реальном времени и масштабе видовой разведывательной информации от установленной телевизионной аппаратуры. Используется в качестве комплекса, осуществляющего быстрое взаимодействие с ракетным вооружением «Град» и «Смерч». Дистанционный летательный аппарат пилотируется с наземного пункта на расстоянии до 60 км. В ряды вооружения Российской Федерации был принят в 1997 году.

По требованию заказчика «Пчела-1Т» может комплектоваться таким образом, что он способен изменять в главном отсеке целевую нагрузку на свое усмотрение и для выполнения других задач.

К частям комплекса относятся:

  1. Подвижной наземный пункт управления с системами предварительного контроля и системой пуска, который размещается на бронетранспортере БТР-Д.
  2. ДПЛА «Пчела-1Т» в количестве десяти единиц со стартовыми ускорителями и другими расходуемыми средствами.
  3. Автомобиль «Урал-4320», используемый как технологическая машина (ТМ).
  4. Автомобиль ГАЗ-66, используемый в качестве транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).

НДПУ используется как транспортировщик одного ДПЛА, который размещается в транспортно-десантируемом контейнере. Тут же ведется обеспечение предстартового пуска и контроля ДПЛА, формулировка команд приема и управления полетом, обработка данных и отображение картинки местности на телевизионном экране, осуществляется запись принятой информации на видеомагнитофон. В дополнительном варианте он может обеспечивать внешнюю радиосвязь. Силовую установку представляет П-032 − двухцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания.

ДПЛА имеет возможность доставлять целевую нагрузку в назначенное место или район, обеспечивать управление согласно командам НПДУ, а также передавать информацию.

Среди целевых нагрузок выделяются:

  • базовый вариант − телевизионная аппаратура;
  • по желанию заказчика – аппаратура, имитирующая воздушные цели.

ТМ используется для проведения консервации или расконсервации, технического обслуживания, дозаправки ДПЛА топливом, предварительной подготовки и ремонта дистанционного летательного аппарата, регламентных работ, подготовки и слива топливной смеси и для дешифровки получаемой информации.

ТЗМ отвечает за транспортировку летательных аппаратов в количестве до двух штук одновременно, осуществляет эвакуацию приземлившегося ДПЛА с места посадки и делает зарядку НПДУ. Благодаря тому, что комплекс является полностью автономным, подготовка и запуск ДПЛА возможны с неподготовленных позиций. Управлять с одной наземной станции одновременно можно двумя дистанционными аппаратами «Пчела-1Т».

ДПЛА стартует с разгонного устройства, ему в этом сопутствуют два стартовых ракетных двигателя на твердом топливе. Посадка ДПЛА выполняется по принципу большинства беспилотников − с помощью парашютно-амортизационной системы.

Боевое применение «Пчела-1Т»

Впервые данный аппарат использовали в незаконном военном конфликте в Чечне (1995 год). Тогда российские войска применили пять аппаратов «Пчела-1Т», которые суммарно совершили 10 полетов, из них восемь боевых. В сумме они налетали более семи часов. Во время проведения военных операций чеченским военным с помощью плотного заградительного огня удалось сбить два ДПЛА «Пчела-1Т».

Яковлев Печла-1Т характеристики:

Модификация   Пчела -1
Размах крыла, м   3.30
Длина, м   2.80
Высота, м   1.12
Масса, кг   138
Тип двигателя   1 ПД
Мощность, л.с.   1 х 32
Крейсерская скорость, км/ч   120-160
Радиус действия, км   60
Продолжительность военной разведки, ч   2
Практический потолок, м   3000
Минимальная высота полета, м   100

 

Другие БПЛА

Яковлев Печла-1Т

Самолеты

avia.pro

«Пчела»: как все начиналось | Беспилотные летательные аппараты

«Пчела» – самый последний и, соответственно, самый нестарый из беспилотников советской эпохи. Его разработка была завершена в начале 1990-х, то есть на сложную эпоху перемен, когда и проверенные решения не находили спроса. Именно поэтому он во многом стал олицетворением несбывшихся надежд отечественных «беспилотчиков». Сегодня, когда Минобороны России ставит перед разработчиками задачу технического перевооружения войск важно, чтобы сделанные наработки не прошли даром, а были использованы при создании новых систем.

Успешное применение Израилем беспилотных летательных аппаратов в 1982 году в долине Бекаа, стали толчком к развитию данного направления техники и в нашей стране. По постановлению ЦК КПСС, планировалось создание трех комплексов. Это фронтовой комплекс «Строй-Ф» с ДПЛА «Коршун», армейский комплекс «Строй-А» с двумя типами ДПЛА «Дятел-1» и «Дятел-2», и самый маленький комплекс дивизионного уровня – «Строй-П» с ДПЛА «Пчела». В силу ряда причин, в числе которых и недостаточное внимание к данной тематике работ и, позднее, недостаточное финансирование, из этих трех проектов был реализован только «Строй-П».

Комплекс предназначался для разведки танкоопасных направлений в районе высадки десанта. Перед конструкторами стояла задача обеспечить не только решение тактических задач, но и удобство, простоту в эксплуатации, надежность и боевую эффективность комплекса в условиях ведения боевых действий воздушно-десантными войсками.

По словам главного конструктора комплекса Николая Чистякова, десантные войска очень поддержали этот комплекс, поскольку он реально был нужен для выживания людей в ходе проведения подобных операций. По его словам, во многом благодаря этой поддержке комплекс и появился.

Головным разработчиком комплекса «Строй-П» являлся НИИ «Кулон», а ДПЛА «Пчела-1» создавался в ОКБ им. Яковлева. В июне 1984 г состоялась защита эскизного проекта «штатного» комплекса с ДПЛА «Пчела-1», получившего впоследствии название «Строй-П». Комплекс был разработан по специальным тактико-техническим требованиям Министерства обороны.

Сам БЛА представляет собой моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с прямоугольной формой крыла с постоянным профилем сечения.Разработчики беспилотника преложили оригинальную аэродинамическую схему с толкающим винтом постоянного шага в кольцевом оперении.

Одна из первых модификаций БЛА — «Пчела-1М» (изд. 60)

Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать Двигатель П-020. Однако «подросший» в процессе разработки беспилотник потребовал более мощной силовой установки. В результате был использован новый двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032.

Двигатель внутреннего сгорания П-032

Бортовое оборудование беспилотника включает сменный комплекс разведывательной аппаратуры. Управление беспилотным аппаратом осуществляется по введенной заранее программе, или оператором.

Московским НИИ «Кулон» было создано все бортовой и наземное радиоэлектронное оборудование комплекса. Московский телевизионный институт создал для БЛА ТВ-камеру, а Азовский оптикомеханический завод – ИК-камеру.

Старт «Пчелы» осуществлялся с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка – при помощи парашюта. При этом посадка допускается на неподготовленную ровную площадку без специального покрытия. В первоначальном варианте в качестве демпфера использовался надувной мешок, позднее амортизирующими свойствами снабдили опоры БЛА

Комплекс в его начальном виде получился весьма мобильным. По словам Николая Чистякова, для его боевой работы были необходимы только НПДУ и ДПЛА. НПДУ комплекса был собран на шасси десантного бронетранспортёра БТР-Д. Пусковая установка и съёмный транспортно-десантный контейнер с одним ДПЛА «Пчела-1» размещались на этом же шасси. Таким образом, весь комплекс размещался на единственной подвижной единице!

Старт «Пчелы» при помощи пороховых ускорителей

Эвакуационно-технологическая машина собрана на шасси ГАЗ-66 (десантный вариант) и предназначена для подбора приземлившихся ДПЛА. Технологическая машина (шасси Урал-4320) служит для проведения регламентных работ на ДПЛА. Обе данные машины в боевой работе комплекса не участвуют.

26 апреля 1986 г состоялся первый пуск «Пчелы», а государственные испытания комплекс прошел 1 июля 1990 года. По словам главного конструктора комплекса Николая Чистякова, к этому времени комплекс мог совершать марши в соответствии с техническими условиями на шасси бронетранспортера десантного, он умел плавать по воде, по рекам, по прудам в соответствии с ТУ на БТРД, он мог десантироваться с самолета АН-12, ИЛ-76. Все это, кроме десантирования реального образца, было подтверждено испытаниями. На испытаниях десантировали габаритно-весовой макет, чтобы проверить выход комплекса из люка самолёта, раскрытие парашютной системы, амортизацию при приземлении. А реальный образец комплекса в составе НПДУ на БТДР и «Пчелы» в транспортном контейнере бросали на так называемом копре, т.е. поднимали на высоту более метра, отцепляли, и он падал на бетон. При этом комплекс испытывал перегрузки гораздо большие, чем при реальном десантировании, однако ничего не ломалось, все работало. «Пчела» стала первым отечественным беспилотным аппаратом многоразового применения, предназначенным для наблюдения за полем боя в тактической глубине.

К 1991 году было выпущено пять серийных комплексов «Строй-П» с 50 летательными аппаратами. Однако официально комплекс «Строй-П» был принят на вооружение лишь 16 июня 1997 года, согласно постановлению Правительства России № 753.

Практический интерес к комплексу (еще на тот момент не принятому на вооружение) возник в конце 1994 г., после начала боевых действий в Чечне. В мае 1995 г войска Северо-Кавказского военного округа впервые применили его для поддержки боевых действий ВДВ.

По имеющимся данным, в Чечне использовалось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили 10 полетов, в том числе 8 боевых. Суммарный налет аппаратов составил 7 часов 25 минут. Максимальное удаление аппаратов от наземной станции управления достигало 55 км, высота полета была в пределах от 600 до 2200 м. Во время испытаний две «Пчелы» были сбиты огнем чеченских боевиков, сумевших организовать плотный заградительный огонь из стрелкового оружия и зенитных установок по маршруту полета ДПЛА.

По словам Геннадия Бебешко, возглавлявшего ранее Егорьевский центр боевого применения беспилотников (924 МЦБПиПЛС БА), на базе которого были размещены комплексы «Строй-П», опыт эксплуатации комплекса в Чечне показал, что наличие в составе группировки федеральных сил круглосуточного средства тактической беспилотной воздушной разведки с аппаратурой ночного видения позволило бы наносить по вооруженным бандформированиям ракетно-артиллерийские удары круглосуточно.

Обновленная после модернизации «Пчела»

Назрела необходимость модернизации комплекса, которая ввиду ограниченного финансирования программы была закончена уже в начале нового века. По словам Игоря Шкляра, заместителя генерального директора НИИ «Кулон», при сохранении внешней оболочки БЛА, его начинка была полностью обновлена. Так, была установлена новая телевизионная система наблюдения, включающая цифровую камеру с объективом, с высокой чувствительностью, которая позволяет работать не только днем, но и в глубоких сумерках.

Заменено было и оборудование наземной компоненты. Вместо аналоговой была установлена новая цифровая помехозащищенная радиолиния управления беспилотным летательным аппаратом с широкополосным каналом сброса информации. Благодаря этому была повышена дальность, увеличена помехозащищенность комплекса.

Наземная станция управления комплекса

В обновленном варианте комплекса была использована элементная база иностранного производства. Как отметил главный конструктор модернизированного комплекса Геннадий Соколов, в наши дни это является необходимым условием создания системы современного уровня.

Вместе с тем, комплекс, в 1991 году бывший по ряду параметров уникальным в мире, сегодня не отвечает современному уровню. Большинство имеющихся проблем «упирается» в особенности планера. Не самый элегантный внешний вид аппарата, его конструктор Николай Долженков объясняет имевшимися ограничениями по транспортировке, а также необходимостью обеспечения надежности при десантировании. Однако спустя почти 20 лет концепции применения БЛА претерпели некоторые изменения. В этой связи, думается, следующим логическим шагом должна быть замена самого летательного аппарата и двигателя. Кроме того, стремительное развитие систем микроэлектроники делает процесс модернизации практически перманентным. Однако, похоже, все эти работы отложены на неопределенное время – финансирование беспилотных программ по линии Минобороны России в этом году было существенно урезано.

Сергей Беляев. Статья с uav.ru.

bp-la.ru

БПЛА «Пчела» Википедия

Пчела́-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Описание[ | ]

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.[1]

Боевое применение[ | ]

В 1995 году в Чечне использовалось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили 10 полётов, в том числе 8 боевых. Суммарный налёт аппаратов составил 7 часов 25 минут. Максимальное удаление аппаратов от наземной станции управления достигало 55 км, высота полёта была в пределах от 600 до 2200 м. Во время испытаний две «Пчелы» были сбиты огнём чеченских боевиков, сумевших организовать плотный заградительный огонь из стрелкового оружия и зенитных установок по маршруту полёта ДПЛА.

Модификации[ |

ru-wiki.ru

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Беспилотники Лавочкина

В 1950 году конструкторскому бюро №301, возглавляемому С.А. Лавочкиным, было поручено разработать изделие «203». Непосредственным заказчиком были ВВС, ведь им требовалось «учебное пособие» для летчиков – самолет мишень. Аппарат должен был быть одноразовым и, как следствие, максимально дешевым. В результате конструкторы создали радиоуправляемый самолет с прямым крылом и горизонтальным оперением, а также прямым килем (все для простоты изготовления и дешевизны). В качестве силовой установки выбрали бензиновый прямоточный реактивный двигатель РД-800. Из-за диаметра в 80 см его разместили в мотогондоле под фюзеляжем. На случай, если летчик не сможет сбить мишень, в ее конструкции предусмотрели парашютную посадочную систему. Питание автопилота и радиоуправления осуществлялось от генератора в носовой части фюзеляжа, на оси которого располагалась крыльчатка. В итоге мишень получилась очень простой в изготовлении и довольно дешевой. Интересно, что «203» не имел топливного насоса – вместо него подачу бензина в двигатель осуществлял баллон со сжатым воздухом. Пуск мишени сначала планировали производить с самолета Ту-2 (ферма крепления размещалась на верхней части фюзеляжа), но это было небезопасно. Поэтому носителем стал Ту-4, который, кроме прочего, мог поднимать в воздух сразу две мишени. А вот с посадочной системой пришлось повозиться – как ее не дорабатывали, нормально спускаться на парашюте мишень не хотела. В итоге решили сажать аппарат, получивший в КБ индекс Ла-17, «на брюхо»: на небольшой высоте самолет переходил в парашютирование и садился прямо на двигатель.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть IIОтечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Испытания показали, что такой способ посадки имеет право на жизнь, но двигатель получит повреждения, не совместимые с дальнейшей эксплуатации. Однако в 1963 году Ла-17 приняли на вооружение, а «травмы» на посадке почти никому не доставили проблем – большинство летчиков были достаточно метки, чтобы мишень не дожила до своего второго полета. В 1956 году начались испытания Ла-17М. Новый вариант мишени имел новый двигатель, большую дальность и возможность наземного старта.

Через шесть лет после начала работ по «203» ОКБ-301 получило задание на разработку беспилотного тактического разведчика. В качестве основы постановлением правительства предлагался Ла-17М. Конструктивно «203-ФР» (шифр из постановления правительства) почти не отличался от мишени-прототипа. В носу фюзеляжа поставили качающуюся установку под аэрофотоаппарат АФА-БАФ-40Р с возможностью дальнейшей его замены на более новый. «203-ФР», согласно первоначальному проекту, должен был отсоединяться от носителя Ту-4 на высотах около семи километров и совершать полет в автоматическом режиме над позициями противника. Расчетная дальность на этом этапе проектирования определялась в 170 км. При необходимости, ее можно было немного увеличить – для этого программу полета надо было рассчитывать с учетом отключения двигателя на удалении от точки старта и последующего планирования (свыше 50 км с высоты в 7 км). В 1958 году требования к «203-ФР» изменили: радиус действия не менее 100 км, а скорость должна была превышать 800 км/ч. Проект доработали под новое задание и переименовали в Ла-17РБ.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Примерно в это же время была создана наземная пусковая установка для разведчика. В конце 60-го требования заказчика вновь изменились, но теперь главное обновление в них касалось многоразового применения, хотя проект и получил новый шифр «204». Теперь за разведчиком закрепилось название Ла-17Р. Двигателем очередной версии беспилотника выбрали турбореактивный РД-9БК, а взлет осуществлялся при помощи двух твердотопливных ускорителей. Изменился и состав бортового оборудования: обновили автопилот и фотокамеру, а в дополнение к последней ввели маловысотный аэрофотоаппарат. Для удобства перевози разведчика на транспортно-пусковой установке крыло сделали складным. В итоге, в ходе испытаний, выяснились следующие тактико-технические характеристики разведчика: при скорости полета 700-800 км/ч он имел радиус действия 50-60 км и 200 км при высоте полета в 900 и 7000 метров соответственно. Посадку разведчик совершал на парашюте. Показатели БПЛА устроили заказчика, и в 1963 году Ла-17Р пошел в серию. Аппарат был на вооружении около десяти лет, но его практическое применение ограничилось только несколькими учениями. В бою ему участвовать не удалось.

Не разведчик и не мишень конструктора Микояна

Даже сейчас, спустя много лет после начала работ по беспилотникам, почти все подобные аппараты выполняют только две функции: либо проводят разведку, либо наносят удары по наземным целям. Однако были и исключения, пусть даже и слишком редкие, чтобы «делать погоду». В середине 1958 года ОКБ-155, возглавляемое А.И. Микояном, получило задание на разработку беспилотного летательного аппарата, способного разгоняться до 4500-4700 км/ч, забираться на высоту до 30 км и иметь дальность полета от 1600 километров. Тактическая ниша, которую должен был занять проект Р-500, была революционно новой – перехватчик. Собственно комплекс перехвата С-500 кроме беспилотного перехватчика должен был иметь несколько РЛС обнаружения и наведения, а также пусковые комплексы с Р-500. В 1960 году КБ Микояна и Гуревича представило эскизный проект.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть IIСхема самоходной пусковой установки С-500 с ракетой-перехватчиком Р-500. Схема из книги «История конструкций самолетов в СССР. 1951-1965 г.г.»

Внешне Р-500 был похож на самолет – высокоплан с треугольным крылом и цельноповоротным хвостовым оперением. Причем, стабилизаторы, кроме функции руля высоты, использовались для управления по крену на больших скоростях. Один прямоточный двигатель РД-085 размещался в мотогондоле под задней частью фюзеляжа, а два стартовых ускорителя, сбрасываемые после взлета и разгона до 2М – под крылом. Проект устроил заказчика, но… В 1961 году работы прекратили. У вероятного противника к этому времени не было гиперзвуковых бомбардировщиков или крылатых ракет, с которыми мог бы бороться Р-500. Да и в перспективе таковых не предвиделось, более того, они не появились и через 50 лет.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Р-500 был не единственной работой КБ Микояна в сфере БПЛА. Только остальные его разработки вряд ли можно назвать беспилотниками в полном смысле слова – это были крылатая ракета КС-1 и ее модификации, а также радиоуправляемые мишени на основе МиГ-15, МиГ-19 и т.д.

«Насекомые» КБ Яковлева

В начале 80-х в конструкторском бюро А.С. Яковлева получили солидный объем сведений, касающийся эксплуатации израильскими войсками своих БПЛА в ходе последних на тот момент войн. С учетом уже имеющихся наработок и «трофейной» информации, инженеры создали первый вариант беспилотника «Пчела». Этот аппарат мог выполнять задачи тактической телевизионной разведки, работать в качестве ретранслятора радиосигнала или использовать средства радиоэлектронной борьбы. В ходе испытаний опытной партии этих БПЛА выяснились все плюсы и минусы конструкции, после чего к 90-му году провели серьезную ее модернизацию. Обновленный беспилотник получил название «Пчела-1Т». Совместно с НИИ «Кулон» разработали комплекс наземного оборудования, состоящий из бронированной пусковой машины с направляющей, антенной управления и РЛС слежения, транспортно-заряжающей машины, перевозящей 10 «Пчел» и командно-управляющей машины. Весь разведывательный комплекс получил название «Строй-П». Начиная с конца 80-х годов прошлого века для нашей оборонки наступили, мягко говоря, неприятные времена. Сказались они и на судьбе «Пчелы» – комплекс, законченный в 90-м году, был принят на вооружение только через семь лет. Сообщалось, что в 1995-м и 99-м годах «Пчела» участвовала в первой и второй чеченских войнах. Комплекс «Строй-П» прекрасно зарекомендовал себя, однако из-за скудности финансирования к началу 2000 года последний из использовавшихся комплексов выработал свой ресурс. Больше о применении «Пчел» ничего не известно и есть все основания предполагать, что они больше не использовались.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Конструкция самого беспилотника выглядит следующим образом: высокоплан с прямым крылом. Для облегчения транспортировки оно складывается поворотом вокруг вертикальной оси и ложится вдоль фюзеляжа. Винтомоторная группа расположена в хвостовой части фюзеляжа и состоит из двухтактного поршневого двигателя П-032 (32 л.с.) и воздушного винта, заключенного в кольцевой канал. Интересно, что последний используется не только как средство оптимизации работы винта, но и как руль высоты и направления. В носовой части фюзеляжа расположен поворотный модуль с телевизионной камерой или другим целевым оборудованием. Система радиоуправления и автопилот размещены в средней части «Пчелы». Взлет беспилотник производит с направляющей, размещенной на пусковой машине при помощи двух ускорителей. Полет производится либо по командам оператора, либо по заранее введенной в память автоматики программе. На крейсерской скорости около 150 км/ч и высотах до 3000 м «Пчела-1Т» может находиться в воздухе около двух часов, а радиус действия комплекса составляет 60 км (в ряде источников упоминается, что это ограничение сделано «по вине» электроники). Посадка беспилотника производится при помощи парашюта, а удар о поверхность компенсируется четырьмя стойками с пневматической амортизацией. Полезная нагрузка «Пчелы» состоит из телекамеры или тепловизора. Замена соответствующего модуля производится силами расчета за несколько минут. Один беспилотник можно использовать до пяти раз после чего его нужно отправлять на ремонт либо на утилизацию. Также предусмотрена возможность использования «Пчелы-1Т» как радиоуправляемой мишени для тренировки зенитчиков. В такой конфигурации вместо модуля камеры устанавливается набор радиоаппаратуры – ответчик, отражатели и т.д., а в хвостовой части фюзеляжа монтируются трассеры, имитирующие реактивный выхлоп цели.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

В 1985 году в КБ Яковлева начали работу над БПЛА «Шмель-1». От тогдашней «Пчелы» он отличался немного большими размерами и массой. К концу десятилетия, в ходе доводки обоих проектов, было решено продолжать работу только над «Пчелой» и применить в ней все наработки по «Шмелю».

Винтокрылые беспилотники «Ка»

Незадолго до распада Советского Союза беспилотной тематикой занялось КБ им. Н.И. Камова. В сотрудничестве с южно-корейской компанией DHI оно создало беспилотный вертолет Ка-37. Аппарат с двумя соосными винтами и двумя поршневыми двигателями разрабатывался как многоцелевой БПЛА. В фюзеляже вертолета может быть закреплена любая нагрузка соответствующих размеров и массы: телекамера, аппаратура радиационного контроля или какой-либо груз, например, оборудование или медикаменты. Радиус действия беспилотника не превышает 20-22 км. Полет может осуществляться в автоматически, по командам оператора или в смешанном режиме. Оператор управляет вертолетом по радиоканалу с пульта. Вертолет и пульт могут быть упакованы в специальный транспортный контейнер с возможностью перевозки на автомобиле.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

В 1999 году впервые поднялся в воздух вертолет Ка-137 из состава многофункционального комплекса МБВК-137. Комплекс был разработан в трех версиях: наземной, аэромобильной и корабельной. В первом случае до пяти беспилотников и система управления перевозится на специально оборудованном грузовике, во втором пульт размещается на вертолете, а в третьем – на соответствующем судне. Проведение полета в целом аналогично Ка-37 – автоматически, по командам или в совместном режиме. Определенный интерес представляет конструкция Ка-137. Для уменьшения влияния на вертолет ветра его фюзеляж был сделан сферическим, что придало конструкции оригинальный внешний вид. Конструктивно Ка-137 делится на две полусферы. В верхней размещена вся винтомоторная группа с поршневым двигателем немецкого производства Hirht 2706 R05 (65 л.с.), в нижней – полезная нагрузка. Крепления последней размещены симметрично относительно вертикальной оси аппарата, что также добавляет ему устойчивости и облегчает управление. Максимальный вес полезной нагрузки составляет 80 кг. Габариты ограничены только размерами нижней полусферы, однако при надобности можно эксплуатировать вертолет без нее. Над сферой фюзеляжа диаметром около 1,75 м расположены два 530-сантиметровых соосных винта. Четыре стойки шасси из композитных материалов размещены по бокам фюзеляжа и крепятся непосредственно к силовому набору. Аппаратура управления, размещаемая на автомобиле, вертолете или корабле, позволяет одновременно использовать два беспилотника.

Двадцать первый век начинается…

Несмотря на явные успехи отечественной промышленности в сфере беспилотных летательных аппаратов, интерес к ним со стороны потенциальных заказчиков все же был явно недостаточным. Только в середине первого десятилетия XXI века ситуация стала меняться. Возможно, причиной этого стал успешный опыт использования различных БПЛА в последних операциях НАТО. Силовики и спасатели стали все больше интересоваться беспилотниками и, как следствие, в последние годы случился самый настоящий бум в строительстве этого класса техники. Счет типов БПЛА уже идет на десятки, поэтому сейчас кратко пройдемся по самым примечательным из них.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

В 2007 году появилась информация, что на фирме «Туполева» возобновляется работа над проектом Ту-300 «Коршун». Первый полет он совершил еще в 1991 году, но экономическая ситуация того десятилетия вынудила заморозить программу. По первоначальной концепции трехтонный беспилотник должен был проводить фото-, теле- или радиотехническую разведку в радиусе 150-170 км от точки старта. Крейсерская скорость «Коршуна», в свою очередь, была на уровне предыдущих разведчиков марки «Ту» – порядка 950 км/ч. Целевая разведывательная аппаратура размещалась в носовой части веретенообразного фюзеляжа. Крыло беспилотника – треугольное, размещено в хвостовой части самолета (сам БПЛА выполнен по схеме «утка»). Воздухозаборник турбореактивного двигателя, как и ранее, размещен под килем. На некоторых авиасалонах демонстрировался макет Ту-300 с подвешенным под фюзеляжем контейнером КМГУ, что было воспринято околоавиационной общественностью как намек на возможное ударное применение аппарата.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Также в 2007 году на выставке МАКС был показан макет ударного БПЛА фирмы «МиГ» под названием «Скат». Летающее крыло с максимальным взлетным весом порядка 10 тонн должно разгоняться до 800-850 км/ч и иметь дальность около 4000 км. Судя по виду макета, силовая установка беспилотника состоит из одного турбореактивного двигателя с лобовым воздухозаборником. Что же до вооружения и авионики, то на этот счет пока ничего не известно, хотя рядом со «Скатом» на МАКС-2007 демонстрировались макеты бомб и ракет. Аналогично дело обстоит и со сроками реализации проекта.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

Кроме старых КБ созданием БПЛА занимаются и молодые фирмы. Одна из них – ЗАО «Аэрокон», выпускающая беспилотники серии «Инспектор». В этой линейке присутствуют как аппараты типа «летающее крыло», так и классической схемы. Также продукция «Аэрокона» имеет различные размеры и взлетный вес – от 250 грамм и 30 см размаха крыла «Инспектора-101» до 120 кг и 520 см «Инспектора-601». Хоть эти аппараты и позиционируются как многоцелевые, в основном они используются для фото- или телеконтроля.

Другая фирма, сравнительно недавно занявшаяся темой БПЛА, – корпорация «Иркут». Их беспилотники также приспособлены для ведения съемки и подобных операций. В списке продукции «Иркута» есть как небольшие радиоуправляемые аппараты, так и мотопланер «Иркут-850», который может быть использован в беспилотной или пилотируемой конфигурации. БПЛА «Иркут» поставляются в несколько стран мира, а также в отечественные силовые структуры, в том числе в МЧС и Следственный комитет.

Отечественные беспилотные летательные аппараты. Часть II

ZALA – линейка БПЛА, производимых ижевской фирмой «Беспилотные системы». В отличие от предыдущих двух компаний, ZALA – не только самолеты, но и вертолеты. По назначению ижевские беспилотники аналогичны «Иркутам» и «Инспекторам». Интерес к ZALA проявляют российские МО и МВД.

***

Уже сейчас очевидно, что у беспилотных летательных аппаратов большое будущее. Иногда даже утверждается, что они полностью вытеснят пилотируемую авиацию. В то же время, у БПЛА есть ряд проблем, которые пока не позволяют им полноценно выполнять некоторые задачи «большой» авиации. Но, одновременно с этим, беспилотники имеют и преимущества. Так, например, висящий над полем боя аппарат трудно обнаружить и уничтожить существующими средствами. А в сфере спасательных работ БПЛА в некоторых случаях, таких как обнаружение пропавших людей и т.д., оказываются даже более эффективными, чем пилотируемые аппараты. Таким образом, в ближайшее время никто никого не вытеснит, но разные классы техники будут дополнять друг друга.

topwar.ru

Пчела-1 Т (БПЛА) Википедия

Пчела́-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Описание

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.[1]

Боевое применение

В 1995 году в Чечне использовалось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили 10 полётов, в том числе 8 боевых. Суммарный налёт аппаратов составил 7 часов 25 минут. Максимальное удаление аппаратов от наземной станции управления достигало 55 км, высота полёта была в пределах от 600 до 2200 м. Во время испытаний две «Пчелы» были сбиты огнём чеченских боевиков, сумевших организовать плотный заградительный огонь из стрелкового оружия и зенитных установок по маршруту полёта ДПЛА.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Пчела-1К Модификация с установкой высотного двигателя и усовершенствованного бортового оборудования для работы в условиях низкой освещенности (К-круглосуточный)[2][3]
Пчела-1М (изделие 60)
Пчела-1ПП Постановщик помех [2]
Пчела-1Т (изделие 61)

Операторы

  • Россия — по данным на 2016 год состоит на вооружении в Сухопутных войсках ВС РФ. Также некоторое количество Пчела-1Т и Пчела-1К в ВКС РФ [4]
  • КНДР — по некоторым сообщениям закуплены в РФ в 1994 году [5][6]

Лётно-технические характеристики

  • Размах крыла, м: 3.30
  • Длина, м: 2.80
  • Высота, м: 1.12
  • Масса, кг: 138
  • Тип двигателя: поршневой
  • Мощность, л.с.: 1 х 32
  • Радиус действия комплекса, км: 60
  • Диапазон высот полёта над уровнем моря, м: 100—2500
  • Скорость полёта, км/ч: 120—180
  • Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138
  • Способ управления:
    • автоматический полёт по программе
    • дистанционное ручное управление
  • Погрешность измерения координат ДПЛА:
    • по дальности, м: не более 150
    • по азимуту, град: не более 1
  • Высота старта над уровнем моря, м: до 2 000
  • Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м: 100—1000
  • Угловая скорость разворота ДПЛА, град/с: не менее 3
  • Время развёртывания комплекса, мин: 20
  • Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град: 5 — −65
  • Продолжительность полёта, ч: 2
  • Количество взлёто — посадок (применения для каждого ДПЛА): 5
  • Диапазон рабочих температур комплекса, °С: −30 — +50
  • Время обучения обслуживающего персонала, ч: 200
  • Ветер при старте ДПЛА, м/с: не более 10
  • Ветер при посадке ДПЛА, м/с: не более 8

Примечания

Ссылки

Российские и советские БПЛА

Беспилотные летательные аппараты в Военно-воздушных силах Российской Федерации

Самолёты
Вертолёты
  • Курсивом выделены опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; * — иностранная лицензия

wikiredia.ru

Полет «Пчелы». Развитие и применение отечественных беспилотных летательных аппаратов

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

История российских беспилотных летательных аппаратов (БЛА) началась в сентябре 1916 года*, когда штабс-капитан Яблонский разработал управляемую по проводам воздушную мину, именуемую также геликоптер-торпедой. Работы велись в Петрограде на заводе «Сименс–Шуккарт».

 


В том же году совершил свой полет первый в мире беспилотный самолет конструкции американского изобретателя Г. Кертиса.


 

Революция 1917 года надолго приостановила отечественные разработки в этой сфере. Возобновились они только в начале 30-х годов и были направлены в первую очередь на создание систем автоматического управления беспилотных самолетов различного назначения. Работы над ударными БЛА в СССР практически были завершены к 1940 году, но начавшаяся война вновь внесла коррективы в деятельность конструкторов.

В послевоенные годы советские ученые получили доступ к немецким архивам и оборудованию. Выяснилось, что беспилотник-разведчик совершил свой первый полет в исследовательском центре ВВС Германии под городом Рехлингом еще в 1939 году. Ударные БЛА ФАУ-1 и ФАУ-2 заставляли трепетать Британские острова. Богатый опыт немецких ученых подготовил почву для дальнейшего развития отечественных БЛА.

В 1940–50-х годах были созданы советские межконтинентальные самолеты-снаряды «Буря» и «Буран», способные нести ядерные заряды. Но баллистические ракеты признали более перспективными, и дальнейшие работы по созданию ударных беспилотников стратегического назначения прекратились.

Первым советским послевоенным БЛА-разведчиком стал самолет Як-9В – переоборудованный дистанционно пилотируемый аппарат дозиметрического контроля. Пять таких машин использовались для исследований атмосферы при проведении ядерных испытаний. Следующим шагом стал серийный выпуск разведчика Як-25РВ, созданного в 1959 году в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном. Он находился на вооружении до начала 1970-х годов.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗВЕДЧИКИ

 

К началу 1960-х годов возникла потребность в летательных аппаратах, способных осуществлять фото- и радиотехническую разведку территории потенциальных противников. Стратегические разведчики-беспилотники должны были дополнять развединформацию спутниковых систем, обеспечивая необходимую оперативность передачи данных. Значительным преимуществом БЛА перед пилотируемыми аппаратами считалась меньшая уязвимость для средств ПВО за счет более высокой скорости и высоты полета. Наиболее известный БЛА этого класса – Ту-123 (комплекс «Ястреб») обладал следующими характеристиками:

Дальность полета – 3800 км;

Скорость полета – 2700 км/ч;

Время полета – 90 мин;

Высота полета – 20 000 м.

Установленный на аппарате двигатель был модификацией силовой установки истребителя-перехватчика МиГ-25. После выполнения задач Ту-123 в автоматическом режиме возвращался к месту старта, где его «принимал» оператор РЛС и выводил в район посадки. На высоте 4000 метров аппарат разделялся на две части, опускавшиеся на парашютах. В случае необходимости с наземного пункта управления могла быть дана команда к самоликвидации. Но посадка хвостовой части была жесткой, и говорить о ее повторном использовании не приходилось. При всех своих очевидных плюсах комплекс оказался весьма дорогостоящим, и программа была свернута.

 

ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ

 

Информация об эффективности применения БЛА подтвердилась во время вьетнамской войны. В ходе боевых действий американцы активно использовали аппараты Ryan-147. В 1964 – 1975 годах произвели 3435 боевых вылетов БЛА, из которых 2873 оказались успешными. Никто из персонала, обслуживавшего аппараты, при этом не пострадал. За тот же период было сбито более 2500 боевых самолетов, убито и взято в плен около 5000 пилотов.

Разумеется, советские конструкторы учли удачный опыт боевого применения БЛА. В 1982 году на вооружение Советской Армии поступил тактический беспилотный разведывательный комплекс ВР-3 «Рейс» с БЛА Ту-143. Разведывательная часть аппарата комплектуется в двух вариантах: фото- и телевизионная аппаратура, фото- и инфракрасное оборудование. Совершенная парашютно-тормозная система обеспечивает мягкую посадку БЛА после выполнения задачи. Через несколько часов аппарат готов к новому вылету. «Рейс» до сих пор используется войсками.

Он поставлялся в страны Варшавского Договора, а также в Сирию и Ирак. Комплексы прекрасно зарекомендовали себя во время боевых действий в Ливане в начале 1980-х.

 

 

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

 

Успешное применение БЛА на ближневосточном направлении определило приоритетную задачу разведывательных беспилотников – доразведка отдельных целей и объектов. Отмечалось, что после появления израильских аппаратов над боевой позицией арабов артиллерийский, ракетный или авиационный удар производился через несколько минут.

Этот факт побудил командование ВС СССР выдвинуть соответствующие требования к разработке БЛА нового поколения. БЛА должны были немедленно передавать на наземные пункты разведданные с большой точностью определения координат. В этом случае они могли использоваться для целеуказания артиллерии, РСЗО, авиации. Осуществление программы под названием «Строй» поручили головной организации НИИ «Кулон», где разрабатывалось несколько комплексов различной дальности применения: полковой – «Строй-П» с БЛА «Пчела», армейский – «Строй-А» с БЛА «Дятел», фронтовой – «Строй-Ф» с БЛА «Коршун».

Кроме того, был создан комплекс «Крыло», средства управления и запуска которого размещались на шасси МТЛБ. Этот вариант успешно решал задачи общей разведки поля боя и ближнего тыла противника в ходе боевых действий в Афганистане. Однако громоздкость наземного оборудования и сложности технического обеспечения и эксплуатации ограничили его применение.

Для комплекса «Строй-П» было разработано несколько вариантов аппаратов «Пчела», в том числе «Пчела-1ПМ» – постановщик активных радиопомех.

Аппарат «Пчела-1ТМ» – первый советский малоразмерный беспилотник, оснащенный бортовой обзорной телевизионной камерой с передачей информации в реальном масштабе времени на земной пункт управления. В состав комплекса «Строй-ПМ», находящегося сегодня на вооружении российской армии, входит 6 дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) «Пчела-1», машина с командным пунктом управления и ГАЗ-66, на котором размещены контейнеры с аппаратами. Для запуска беспилотников используется пусковая установка на базе БТР-Д. Оборудование комплекса позволяет управлять двумя аппаратами одновременно. Все машины, составляющие «Строй-ПМ», могут десантироваться с самолетов на парашютных системах. После приземления повторный запуск может осуществляться уже через двадцать минут.

Сам ДПЛА – моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с поршневым двигателем, с прямоугольной формой крыла, с постоянным профилем сечения. Оперение – стабилизационное кольцо с рулями высоты и направления. Посадка происходит при помощи парашютной системы и посадочных амортизаторов. Разведывательное оборудование – ТВ-камера ПК-2. Компьютерное оборудование наземного пункта дистанционного управления НПДУ позволяет совместить «картинку» ДПЛА с картой, использовать эффект стоп-кадра, делать распечатки изображения местности. Кроме того, вся информация, зафиксированная бортовой аппаратурой, может быть сохранена как видеозапись для последующего детального исследования.

Начало восьмидесятых годов было эпохой расцвета отечественных БЛА. На вооружении Советской Армии стояли тысячи беспилотников-разведчиков и постановщиков радиопомех. Достаточно всего одного аппарата, оснащенного средствами постановки радиопомех, чтобы полностью парализовать всю систему связи мотострелковой или танковой дивизии. А массированное использование этих беспилотников могло вывести из строя системы управления целых армий и даже фронтов неприятеля.

В то время комплекты БЛА имели 30 воинских частей, но уже к концу 1980-х годов их количество сократилось до 13 и продолжало уменьшаться. В 1996 году ликвидировали последнюю эскадрилью БЛА российских ВВС. Многие научные исследования прекратились.

Уже прошедшие испытания комплексы так и не были запущены в серию, а многие российские ноу-хау проданы за рубеж. В настоящий момент в российской армии остались всего два отряда БЛА – в составе армейской авиации и ВДВ.

 

БЛА В ЗОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

 

БЛА были взяты на вооружение странами антииракской коалиции для детальной разведки передовых позиций неприятельских войск. Сухопутные войска и военно-морские силы США использовали разведывательные системы на базе БЛА «Пионер-1» и «Пойнтер». В районе конфликта находилось шесть систем «Пионер-1», включающих в себя 88 беспилотных аппаратов. Их применяли для вскрытия объектов иракской обороны на глубине до 160 км, корректировки артиллерийского огня и контроля за поражением целей.

Полеты БЛА управлялись либо командами наземной станции, выдаваемыми операторами или ЭВМ, либо бортовым компьютером по заложенной программе. На дисплеях наземной станции управления и дистанционном пульте приема видеоинформации можно было наблюдать цветное изображение территорий и объектов, над которыми пролетал аппарат. Благодаря этому командование получало возможность решать вопросы уничтожения выявленных объектов, что называется, «с листа». Изображение сохранялось в памяти ЭВМ для последующего детального анализа.

На вооружении морской пехоты и СВ США состояло 55 БЛА «Пойнтер», обладающих меньшим радиусом действия и высотой полета. Они использовались для вскрытия объектов противника непосредственно у линии соприкосновения сторон. Видеоинформация с борта беспилотника в черно-белом изображении передавалась на наземные пункты управления и записывалась на видеомагнитофоны.

В силу малой эффективной площади рассеяния (ЭПР) «Пионер-1» и «Пойнтер» оказались практически невидимыми для иракской ПВО. За все время боевых действий удалось сбить всего один «Пионер-1».

Командование ВС США в целом положительно оценило опыт боевого применения этих разведывательных комплексов. Недостатками обоих типов БЛА признали зависимость от метеоусловий и отсутствие бортовых лазерных целеуказателей для подсвета целей. Тем не менее, корпус морской пехоты сделал заказ еще на 60 аппаратов обоих типов. Кроме того, выпускающим фирмам рекомендовали активизировать разработку аппаратов аналогичного типа – легких, недорогих, оснащенных средствами электронно-оптической, радиационной, химической и биологической разведки, а также средствами РЭП и лазерной подсветки целей.

Достаточно активно применяли беспилотники и ВС Франции. Четыре комплекса ДПЛА «Март» были развернуты на территории Саудовской Аравии. Они использовались для сбора данных, наблюдения, целеуказания, корректировки огня артиллерии и входили в автоматическую станцию управления огнем «Atilla», обеспечивая разведку на оперативно-тактическом уровне. В частности, работая в связке с РЛС, система «Март» давала целеуказания для РСЗО.

До начала наступления сухопутных сил альянса эти беспилотники действовали на высоте 300 метров. В ходе наступательной операции высота их боевого применения была снижена до 150 метров, чтобы избежать столкновения с самолетами многонациональных сил.

 

ИСКАТЕЛЬ ЗУЛУСОВ

 

Интересен опыт использования БЛА в контрпартизанских операциях, проводимых Южноафриканской армией против зулусских боевиков – противников правящего Африканского национального конгресса.

Разведка и система оповещения партизанских отрядов, действовавших в провинции Натал, были прекрасно организованы. Правительственным силам практически никогда не удавалось застать повстанцев врасплох. Когда войска входили в населенный пункт, служивший партизанам базой, они находили лишь пустые хижины. Заранее предупрежденные наблюдателями зулусские боевики успевали укрыться в буше, среди окрестных холмов.

Для наблюдения за предполагаемыми базами партизан применили БЛА «Сикер» («Искатель») совместного южноафриканско-израильского производства. Действуя на высоте 5500 метров, они были не только неуязвимы для огня повстанцев, но и практически невидимы для них. Теперь за вероятной базой боевиков устанавливалось постоянное наблюдение силами боевого расчета, в состав которого входило три летательных аппарата. Благодаря радиусу действия до 200 км, продолжительности полета до 6 часов, большой разрешающей способности тепловизионной системы БЛА «дежурство» над нужным объектом осуществлялось круглосуточно. В результате правительственные силы получали исчерпывающую информацию о распорядке, системе безопасности, путях отхода и укрытиях партизан. Располагая такими сведениями, войска легко наносили неожиданные для боевиков удары по их базам.

 

ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ

 

Подготовка к запуску «Пчелы». Гудермес, декабрь 1999 г.

«Пчела» с успехом применялась в ходе первой чеченской кампании с апреля по июнь 1995 года. С помощью комплекса удалось обнаружить более десяти единиц неприятельской бронетехники, несколько складов, опорных пунктов и баз неприятеля. Благодаря ДПЛА «засекли» съезд полевых командиров в Ведено. Сведения, собранные «Пчелой», в дальнейшем были использованы при взятии этого населенного пункта. Следует отметить, что «Пчела» практически неуязвима для стрелкового оружия. Попасть в маленький, едва заметный «крестик» (а именно так выглядит летящая «Пчела» с земли) чрезвычайно трудно.

Несмотря на все очевидные успехи, ситуация с БЛА в российских ВС нисколько не улучшилась. Более того, за четыре года значительная часть техники, многократно исчерпав положенный ресурс, вышла из строя. В результате к началу второй кампании на Кавказ был отправлен последний комплекс «Строй-П», находившийся в рабочем состоянии.

Первые запуски «Пчелы» производились еще с территории Дагестана для доразведки маршрутов движения в Шелковском районе. В первый месяц боевых действий в Чечне было совершено 14 пусков. Результат – 36 обнаруженных целей. Но уже в ноябре 1999 года безнадежно изношенная техника начала давать сбои. Летательные аппараты, рассчитанные на десять полетов, переставали выполнять команды и приземлялись. К тому же большая часть военного руководства предпочитала работать по старинке, не умея использовать возможности комплексов ДПЛА А они велики: сидя перед дисплеем компьютера, можно, например, эффективно управлять огнем дальнобойной артиллерии, немедленно внося коррективы, осуществлять контроль за дорогами. В ряде случаев разведкомплексы БЛА позволяют более оперативно, чем наземная разведка, получить информацию, необходимую для принятия своевременных решений. Не говоря уж о том, что эти разведмероприятия в любом случае обходятся без жертв.

Но, несмотря на все эти плюсы, возможности «Пчел» остаются невостребованными. Аналогичным образом обстоит дело и с космической разведкой – командование практически не использует ее при ведении боевых действий в Чечне.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Американские специалисты считают, что возможности воздушно-космических сил и средств разведки в войнах нового поколения будут расширяться главным образом за счет применения беспилотных летательных аппаратов, количество которых на рубеже 2000 года в западных странах достигнет 30 тысяч.

Один из таких беспилотников был продемонстрирован США в середине февраля 1997 года в Сан-Диего (штат Калифорния). Он имеет расчетную дальность полета до 25 тыс. км и способен находиться в воздухе в течение 42 часов на высоте 22 км. На борту имеются оптические и инфракрасные телекамеры, радиолокационная станция, а также станции радио- и радиотехнической разведки.

Эта аппаратура позволяет производить детальную съемку местности с точностью до 30 см и непрерывно передавать разведданные по спутниковым каналам связи непосредственно на центральный командный пункт вооруженных сил США

Есть сведения, что в США также разрабатывается БЛА по программе «Стелс», то есть невидимый для средств обнаружения. Правда, его характеристики несколько ниже, а продолжительность полета 12 часов на высоте 15 тыс. км.

В начале нового века США намерены иметь 120 – 150 стратегических беспилотников, а позже их количество может достигать 500 – 600 единиц.

Известно также, что в США и Израиле идет работа над созданием беспилотников, способных не только вести разведку, но и наносить ракетно-бомбовые удары по выявленным целям. Даже маленькая Финляндия закупает в Швейцарии партию БЛА «Рейнджер», которые планирует использовать для патрульных полетов над российской границей.

Очевидно, что дорогостоящие программы нам сегодня недоступны. Означает ли это, что российским ВС придется отказаться от беспилотных разведчиков?

Думается, что даже при нынешней бедности все-таки есть возможности для частичного возрождения былого потенциала. Прежде всего, это модернизация уже имеющихся образцов.

Офицеры из сводного отряда БЛА (ВДВ и армейская авиация), действовавшего в Чечне, утверждают, что планер, двигатель «Пчелы» и большая часть наземного оборудования вполне соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Но ТВ-камеру и часть электроники нужно заменить на более современные. Необходима ИК-камера, чтобы проводить и ночные полеты. Тем более что ночной вариант «Пчелы» давно создан.

По их мнению, следует также увеличить ресурс летательных аппаратов и полетное время.

Этим путем и пошли разработчики. В настоящий момент создана модификация «Пчелы» – ДПЛА-61 «Пчела-ПМ». Ресурс аппарата увеличен в 15 раз, до 150 полетов. Разведывательная аппаратура выполнена в модульных сменных комплектах, что позволяет решать различные задачи. Стоимость российского аппарата в 20 раз ниже американского аналога и составляет 50 тыс. долларов.

Не такое уж дорогое удовольствие – сохранение разведывательных БЛА. Тем более что разработчики стремятся расширить возможности БЛА, чтобы они могли применяться в интересах МЧС и для решения различных задач народного хозяйства (ледовая разведка, контроль за состоянием газо- и нефтепроводов, теплотрасс и других).

Что же касается новых разработок, то российские конструкторы представили на международные выставки несколько новых беспилотников: созданный с применением технологии «Стелс» ДПЛА «Клест», ДПЛА Ту-300 «Коршун» для оперативно-тактического комплекса разведки фронтового звена, способный действовать в ударном варианте, и другие аппараты.

Они ничуть не уступают зарубежным аналогам, при этом гораздо дешевле. Но появятся ли эти машины в российской армии?

 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Пчела-1 Т (БПЛА) Википедия

Пчела́-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Описание[ | ]

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.[1]

Боевое применение[ | ]

В 1995 году в Чечне использовалось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили 10 полётов, в том числе 8 боевых. Суммарный налёт аппаратов составил 7 часов 25 минут. Максимальное удаление аппаратов от наземной станции управления достигало 55 км, высота полёта была в пределах от 600 до 2200 м. Во время испытаний две «Пчелы» были сбиты огнём чеченских боевиков, сумевших организовать плотный заградительный огонь из стрелкового оружия и зенитных установок по маршруту полёта ДПЛА.

Модификации[ |

ru-wiki.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *