Атомные подводные лодки – Атомные подводные ракетоносцы Франции, Китая и Индии. Лодки типа «Триумфан», «Арихант», 094 «Цзинь» и другие

Содержание

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами, также используются аббревиатуры ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) и АПРК (атомный подводный ракетный крейсер) — в Российской Федерации обозначение атомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами морского базирования. Назначение этих лодок — нанесение ракетных ударов по кораблям или береговым объектам противника. По классификации ВМС США ПЛАРК обозначаются как SSGN (ship submarine guided (missile) nuclear). Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами имеются в составе военно-морских флотов России и США.

Подготовка к пуску ракеты «Regulus II» с подводной лодки «Грейбек» (SSG-574)

Создание подводных лодок с крылатыми ракетами приходится на разгар холодной войны. Экспериментальные и пробные запуски крылатых ракет с подводных лодок осуществлялись с переоборудованных дизель-электрических субмарин. После отработки пусковых комплексов началось создание подходящих лодок-носителей для нового оружия.

Первые типы ракет имели невысокие дальность полёта и точность попадания: при радиусе действия до 1000 км КВО составляло около 8 км.

Поскольку радиус полёта первых типов ракет был сравнительно невелик, то они были способны поразить лишь крупные наземные цели. В соответствии со стратегическими планами, крылатые ракеты предназначались для ядерных ударов по крупным городам «вероятного противника».

Для проведения боевого дежурства необходимо было преодолеть большие расстояния, а достаточной для этого автономностью могли обладать только атомные субмарины.

Первой американской подводной лодкой, способной запускать крылатые ракеты стала «Хэлибат» (SSGN-587), введённая в эксплуатацию 4 января 1960 года. Она несла пусковую установку для ракет типа «Regulus» с боекомплектом в 5 ракет. Первая советская ПЛАРК K-45 проекта 659 была введена в строй 28 июня 1961 года и несла 6 ракет П-5 в отдельных герметичных контейнерах вне прочного корпуса.

С принятием на вооружение баллистических ракет морского базирования, крылатые ракеты подводных лодок перестали быть силой ядерного сдерживания. США практически перестали строить подводные лодки с крылатыми ракетами, а для аналогичных советских лодок новой целью стали крупные надводные корабли противника. Как правило, в учебных задачах целью было уничтожение авианосной ударной группировки противника. Новые советские ПЛАРК окрестили «убийцами авианосцев».

В период с 2002 по 2008 года, в связи с программами ограничения стратегических ядерных арсеналов СНВ-1 и СНВ-2, в ходе капитального ремонта, четыре стратегические подводные лодки США класса «Огайо» были перевооружены на крылатые ракеты. Вместо 24 баллистических ракет «Трайдент» лодки получили почти полторы сотни высокоточных неядерных крылатых ракет типа «Томагавк». Так возникло третье предназначение подводных лодок с крылатыми ракетами — плавучая подводная платформа высокоточного оружия, способная поддержать наземные войска за тысячи километров от метрополии. Неофициально, переоборудованные субмарины часто называют «подводными мониторами», в связи с их особой функцией — массированных ракетных обстрелов наземных целей.

Сверхмалая подводная лодка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 сентября 2017;
проверки требуют 6 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 сентября 2017;
проверки требуют 6 правок.

80 мини-подлодок типа D («Koryu») в сухом доке Курэ, 19 октября 1945 г.
Японские подлодки типа D («Koryu») Сверхмалые подводные лодки в частично затопленном доке на базе Курэ (англ.)русск., Япония, февраль 1946

Сверхмалая подводная лодка или мини-подлодка — подводная лодка с водоизмещением менее 150 тонн[источник не указан 3206 дней]. Обычно управляется экипажем из 1-2 моряков, автономность плавания сильно ограничена. Сверхмалые подводные лодки могут действовать самостоятельно или запускаются с корабля или лодки-носителя. Существуют подлодки как военного так и гражданского назначения. Первые подводные лодки большинства стран мира (Соединённые Штаты Америки USS Holland (SS-1), Великобритания HMS Holland 1 (англ.)русск., Швеция HMS Hajen, Россия Дельфин) по современной классификации попали бы в категорию сверхмалых ПЛ.

Мини-подлодки чаще всего вооружены торпедами, минами либо могут нести заряды для дистанционного подрыва.

Сверхмалые подлодки исторически применялись для проникновения в бухты противника с целью диверсии, а также в решительных столкновениях морских соединений[источник не указан 3206 дней]. Наиболее известными представителями данного класса периода второй мировой войны являются японская Ko-hyoteki, немецкая Seehund и английская Welman submarine (англ.)русск..

Помимо упомянутого назначения, мини-подлодки применялись для разведки и доставки грузов. Современное представители класса находят применение при спасении экипажей затонувших подлодок, а также для выполнения спецопераций и для перевозки наркотиков.

СССР / Россия[править | править код]

Первой сверхмалой лодкой, принятой на вооружение русского флота была «Форель», оборонявшая гавань Владивостока во время Русско-японской войны.

В Советском Союзе прообразом сверхмалой подводной лодки стала «Аэроподводная лодка» (другое название — автономная подводная лодка «Пигмей»[1]), разработанная Остехбюро и спущенная на воду в 1935 году. В дальнейшем разрабатывались проекты сверхмалых ПЛ 606, 610 (технический проект, 1942—1943 годы), 663 (эскизный проект, 1959 год)[2].

Сверхмалая подводная лодка-носитель легководолазов «Тритон-2». Кронштадт.

Реализованные проекты:

  • Сверхмалые подводные лодки — носители водолазов типа «Тритон-2»: «Тритон-1», «Тритон-1М», «Тритон-2» — групповые подводные средства движения (носители), предназначенные для скрытной доставки, высадки и обратного приема водолазов-разведчиков[2]. Экипаж — два водолаза (Тритон-1) или два водолаза водителя, четыре водолаза принимаемых на СМПЛ для выполнения задач (Тритон-2). Водоизмещение 1,6 тонн (Тритон-1), 5,7 тонн (Тритон-2)[3].
  • Сверхмалая подводная лодка — носитель легководолазов «Сирена-УМ» — торпедообразный носитель легководолазов, используемый как с надводного корабля, так и из торпедных аппаратов подводной лодки. Экипаж — два водолаза. Масса с грузовым контейнером 1644 кг, без контейнера — 1097 кг[2].

Часто в прессе подводные лодки проекта 865 «Пиранья»[4] тоже именуются сверхмалыми подводными лодками, но из-за больших размеров по отечественной классификации они относятся к малым подводным лодкам специального назначения (отсюда обозначение вступивших в строй лодок: МС-520 и МС-521): водоизмещение у «Пираньи» в пятьдесят раз больше, чем у СМПЛ «Тритон-2», и сравнимо с водоизмещением советских малых подлодок поздних серий времён Великой Отечественной войны.

Китай[править | править код]

Тайвань[править | править код]

  • 2 итальянских минилодки COS.MO.S SX-404: S-1 Haijiao (海蛟), S-2 Hailong (海龍)

Франция[править | править код]

  • Nautile (англ.)русск. — исследовательский батискаф с глубиной погружения до 6 километров

Франция также получила несколько немецких мини-подлодок после окончания ВМВ.

Германия[править | править код]

Россия Модель подлодки-торпеды «Негер»

Большая часть подлодок была разработана в конце Второй мировой войны и предназначалась для нарушения морского сообщения и противодействия высадке союзников на материк.

Иран[править | править код]

Италия[править | править код]

Итальянская подлодка класса CB

Япония[править | править код]

  • Тип B (45 шт.) — прототип, построенный в 1942 году для тестирования улучшений конструкции типа А[9]
  • Тип C, (62-76 шт.) — аналог типа А с командой из трёх человек и увеличенным радиусом действия[9]
  • Тип D Koryu (115 шт.) — улучшенный тип С с командой из пяти человек и увеличеным радиусом действия (1000 миль в надводном положении и 320 — в подводном)[10]
  • Kairyu class submarine (англ.)русск. — спроектирована в 1943-44 годах, производилась с начала 1945, для обороны от американских кораблей
  • Кайтэн — торпеда, управляемая пилотом-смертником
  • DSV Shinkai (англ.)русск. исследовательский батискаф с глубиной погружения до 6,5 км.

Северная Корея[править | править код]

Великобритания[править | править код]

Россия X24 английская полдлодка класса X в королевском музее подводных лодок

Королевский военно-морской флот Великобритании использовал несколько типов мини-подлодок. Большая их часть была разработана во время Второй Мировой войны.

  • X class (англ.)русск. использовалась для атак на немецкие военные корабли у северных берегов Норвегии. Экипаж подлодки состоял из трёх человек и пловца, вооружение — две морских мины. Применялась тактика установки мин с таймером под целью и выход из зоны действий. Одной из успешных операций подлодок класса X было нападение на линкор Тирпиц. В результате операции корабль был выведен из строя на шесть месяцев[11].
  • XE class (англ.)русск. применялись на Дальнем Востоке.
  • Welman submarine (англ.)русск. — подлодка с одним пилотом. Принято считать, что проект оказался провальным[12].
  • Stickleback class — послевоенное развитие XE класса.

США[править | править код]

Американская подлодка X-1 в море

(DSV — Deep Sea Vehicle — Глубоководный аппарат)

негерметичная подлодка для аквалангистов

  1. ↑ АПЛ (автономная подводная лодка) «Пигмей» Архивная копия от 9 октября 2012 на Wayback Machine на сайте www.town.ural.ru
  2. 1 2 3 Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под редакцией В. М. Пашина. —СПб.:ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова, 2004. ISBN 5-900703-83-5
  3. ↑ Вооружение и военная техника России. —М.: ООО «Военный парад», 2005. ISBN 5-7734-0011-1
  4. ↑ ВМФ РФ отказывается от малых диверсионных субмарин
  5. ↑ Lenton, H.T. GERMAN WARSHIPS of the Second World War Arco Publishing (1976) pp.285-286
  6. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 55—57. — ISBN 1854092286.
  7. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 225—228. — ISBN 1854092286.
  8. ↑ NOAA’s Hawaii Undersea Research Laboratory (HURL)
  9. 1 2 Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p. 213
  10. ↑ Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p.216
  11. ↑ Вудворд, стр. 419
  12. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 158. — ISBN 1854092286.
  • А. Е. Тарас. Сверхмалые подводные лодки 1914-2004. — Мн.: Харвест, 2004. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 985-13-2223-7.

Список музейных подводных лодок — Википедия

Название Изображение Тип Описание Местоположение и состояние Спуск на воду
Д-2 «Народоволец» «Народоволец» тип «Декабрист» Представитель первого советского проекта подводных лодок. Санкт-Петербург
(Россия)
1929
Л-3 «Фрунзевец» тип «Ленинец», серия II Минный заградитель, Гвардейская ПЛ. Сохранена рубка. Москва
(Россия)
1931
Весикко
(фин. Vesikko)
Финляндия
Весикко в качестве музейного корабля в Суоменлинне малая лодка Одна из пяти финских подводных лодок. Участвовала во Второй Мировой войне. Считается прототипом немецких подводных лодок типа II. Суоменлинна
(Финляндия)
1933
Щ-307 тип «Щука», серия V-бис-2 Краснознамённая ПЛ из состава Балтийского флота. После разделки лодки на металл (в 1957 г. в Лиепае) рубка оставалась там на территории базы подводных лодок до 1994 г., затем перевезена в Москву и незадолго до юбилея Победы в 1995 г. установлена на Поклонной горе, где и находится ныне. Москва
(Россия)
1935
EML Lembit
1937—1940
Эстония
Лембит
1940—1992

EML Lembit
1994—2011
Эстония

Лембит тип «Калев» Эстонский/Советский минный заградитель английской постройки. Долгое время экспонировалась на плаву, затем переведена в ангар для гидросамолётов Морского музея Эстонии. Таллин
(Эстония)
1936
«Малютка» XII-й серии Силут серии XII тип «Малютка» Реплика одной из самых массовых советских подлодок времён Второй мировой войны. Установлена в Музее УГМК. Верхняя Пышма
(Россия)
1938-1945
С-13 Копия рубки С-13 тип «Средняя» Копия рубки известной советской подлодки времён Второй мировой войны. Нижний Новгород
(Россия)
1939
С-56 Музей С-56 тип «Средняя» Советская боевая подводная лодка времён Второй мировой войны. Владивосток
(Россия)
1939
К-21 тип «К» Установлена на постамент, в кормовых отсеках оборудована музейная экспозиция.[2] Североморск
(Россия)
1939
С-51 тип «Средняя» Вместе с С-56 перешла с Тихоокеанского флота на Северный. Верхняя часть корпуса используется в качестве памятника. Островной
(Россия)
1940
U-505 U-505 в качестве музейного корабля в Чикаго тип IXC Захвачена в море. Экспонируется в Музее науки и промышленности. Чикаго
(США)
1941
U-534 U-534 тип IXC/40 Поднята со дна. Экспонируется разобранной на три секции. Беркенхед
(Великобритания)
1942
USS Bowfin (SS-287)
Соединённые Штаты Америки
Bowfin тип «Балао» воевала во Вторую мировую Пёрл-Харбор
(США)
1942
HMS U3 (1942)
Швеция
тип U (Швеция) Мальмё
(Швеция)
1942
U-995 U-995 в качестве музейного корабля в Лабё тип VIIC/41 Единственная сохранившаяся в своем классе. Лабё
(Германия)
1943
USS Flasher (SS-249)
Соединённые Штаты Америки
тип «Гато» Рубка самой результативной подводной лодки США во Второй мировой войне установлена как мемориал. Гротон
(США)
1943
USS Batfish (SS-310)
Соединённые Штаты Америки
тип «Балао» воевала во Вторую мировую Оклахома
(США)
1943
USS Ling (SS-297)
Соединённые Штаты Америки
Ling в 1975 году тип «Балао» воевала во Вторую мировую, многократно модернизировалась Хакенсак, Нью-Джерси
(США)
1943
INS Dakar 77-צ
Израиль
HMS Totem
Великобритания
HN-INS-Dakar-2.jpg тип T / «Тритон» Большая дизельная подводная лодка. Спущена на воду как HMS Totem, воевала во Вторую мировую. Погибла в Средиземном море во время перехода из Портсмута в Хайфу в 1968 году. Фрагмент рубки экспонируется в музее ВМС Израиля. Хайфа
(Израиль)
1943
USS Pampanito (SS-383)
Соединённые Штаты Америки
тип «Балао» воевала во Вторую мировую Сан-Франциско
(США)
1943
USS Becuna (SS-319)
Соединённые Штаты Америки
Becuna тип «Балао» Воевала во Вторую мировую, модернизирована в 1950-х, экспонируется в Морском музее Филадельфии. Филадельфия
(США)
1944
USS Torsk (SS-423)
Соединённые Штаты Америки
Торск у пирса тип «Тенч» Одна из двух сохранившихся подлодок своего класса. Балтимор
(США)
1944
U-2540 «Вильгельм Бауэр»
Германия
тип XXI «Электролодка» Бремерхафен
(Германия)
1945

Атомные подводные ракетоносцы Франции, Китая и Индии. Лодки типа «Триумфан», «Арихант», 094 «Цзинь» и другие

Он относится к программе SNLE-NA («ПЛАРБ – нового поколения»), согласно которой шесть современных ракетоносцев должны были прийти на замену всем старым субмаринам такого же назначения, но по финансовым соображениям программа была сокращена до строительства всего четырех лодок.

 

Проектированием ПЛАРБ класса «Триумфан», впрочем, как и других действующих субмарин, занималось государственное конструкторское бюро «Direction des Constructions Navales», а строительство происходило на судоверфи «Cherbourg», расположенной в городе Брест. Франция – единственная из западных стран, в которой процесс создания подводной лодки полностью происходит под государственным контролем. В создании этой лодки приняли участие почти 4000 различных компаний и организаций. Количество изготовленных чертежей перевалило за сотни тысяч. А в 1986 году был даже сооружен макет этого корабля в масштабе 1:5, на котором отрабатывались разнообразные задачи с тем, чтобы облегчить последующие строительство и эксплуатацию реального «железа».

 

 

Подводные лодки с баллистическими ракетами на борту всегда отличались довольно крупными размерами. Так и ПЛАРБ класса «Триумфан» самые большие лодки во французском флоте. При длине 138 метров и ширине 12 метров водоизмещение в погруженном состоянии составляет 14 335 тонн. Конструктивно «Триумфан» представляет собой подводную лодку, находящуюся между однокорпусными (как в США) и двухкорпусными (как в России) атомными ПЛ. Дело в том, что легкий корпус у французских атомоходов имеется, но он не покрывает прочный корпус на всем его протяжении. Шахты ракет выступают из прочного корпуса, но находятся в пределах легкого корпуса. Ракетные шахты, сосредоточенны в двух разных группах, разделенных между собой отсеком с постами управления ракетным оружием и вспомогательными механизмами. Такая схема была применена исключительно на ПЛАРБ типа «Триумфан».

 

Прочный корпус делится сферическими переборками на четыре отсека-зоны, что является уникальным в современном судостроении. В носовом отсеке размещены ракетно-торпедное вооружение, центральный пост с боевыми постами и аппаратурой радиотехнического вооружения (РТВ), и жилые помещения экипажа. Во втором отсеке расположено ракетное вооружение в шахтах, расположенных в двух эшелонах, которые разделены боевыми постами системой управления ракетной стрельбой (СУРС) и вспомогательными механизмами. В третьем отсеке находится паропроизводящая установка (ППУ) и реактор. В четвертом отсеке расположены паротурбинная установка (ПТУ), два автономных турбогенератора (АТГ) и гребной электродвигатель (ГЭД) на линии вала с приводом на движитель.

Выход на испытания атомной подлодки «Триумфан», фото 1997 г.

Диаметр прочного корпуса доведен до 12,5 метров в связи с возросшими габаритами ракет M5 по сравнению с М4. Лодка имеет две группы цистерн главного балласта (ЦГБ) – носовую и кормовую – в проницаемых оконечностях. На носу расположено подруливающее устройство, улучшающее маневренность. Четыре торпедных аппарата (ТА) вварены в носовую торосферическую прочную переборку симметрично относительно оси вращения и под углом к диаметральной плоскости корабля. Протяженная носовая оконечность позволила разместить основную сферическую антенну гидроакустического комплекса (ГАК) на большом удалении от прочного корпуса, что обеспечило ей благоприятные условия работы. Этому также помогает специальный экран с пилонами, на котором и смонтирована антенна. Обтекатель антенны выполнен из армированного стеклопластика.

 

Кормовая оконечность заканчивается крестообразно расположенным оперением и движителем типа «Pump-Jet». На концах горизонтальных стабилизаторов находятся планшайбы. Перо вертикального руля не расположено за стабилизатором, как на всех остальных французских АПЛ, а выполнено изолированным. Силуэт корпуса ПЛАРБ типа «Триумфан» очень похож на силуэт ударной АПЛ типа «Рюби», так как ракетный банкет, несмотря на большую высоту, очень плавно сопряжен с оконечностями. Для снижения гидролокационной заметности корпус лодки снаружи покрыт специальным покрытием.

 

Сердцем лодки является атомная турбоэлектрическая система, в основе которой находится реактор PWR Type К15, вырабатывающий 150 МВт энергии. Особенность данного реактора – естественная циркуляция в первом контуре теплоносителя. Достоинства такого подхода заключаются в снижении шумность паро-производящей установки и в повышении надежности работы реактора. Второй основной силовой установкой служит дизель-электрический двигатель мощностью 30,5 МВт. В качестве вспомогательных двигателей предназначены два электро-дизеля 8 PA4 V200 SM (900 кВт) от компании «SEMT-Pielstick».

 

Вся энергия передается на один водометный движитель, представляющий собой специальный гребной винт прецизионной новой разработки с направляющими насадками (в зарубежной литературе используется термин «propeller pump» – «гребной насос»). Последний, по заявлению французов, обеспечивает предотвращение явления кавитации, которое повышает шумность ПЛ и служит причиной образования трещин в металле самого винта и близлежащих конструкций. Дополнительно снижению кавитации призвана способствовать и специальная форма лопастей, имеющих особую закрутку. Максимальная скорость на поверхности достигает 12 узлов, а под водой – 25 узлов. Кроме того, для обеспечения более высокой скрытности была увеличена оперативная глубина погружения корабля до 380 метров. Это стало возможным благодаря использованию новой марки стали HLES 100. Гидродинамическая оптимизация формы лодки, снижение шума при работе внутренних механизмов и выдвижных наружных устройств, замена подшипников качения подшипниками скольжения, позволило снизить уровень шума в два раза по сравнению с «Редутабль» и превзойти по скрытности американские лодки типа «Огайо».

Водометный движитель АПЛ типа «Триумфан»

Экипаж всего 111 человек, в том числе 15 офицеров. Команда одной лодки состоит из двух экипажей. Длительность одного похода может превышать 2 месяца. Необходимо отметить, что высокая степень автоматизации процессов управления, примененная на новой ПЛАРБ французскими конструкторами, позволила значительно сократить численность экипажа, и разместить его в одно-, двух- и четырехместных каютах.

 

Вооружение: торпедные аппараты – четыре 533-мм; противокорабельные комплексы «Экзосет»; общий боезапас – 18 торпед и/или ракет; баллистические ракеты – 16. Все новые лодки должны были быть вооружены разрабатываемыми в то же время ракетами М5. Из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами М45*. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть TN-75 с 6-ю боеголовками индивидуального наведения. По планам к 2015 г. все ракеты М45 на ракетоносцах должны быть заменены на разрабатываемую ракету М51.

 

*Ракеты М45 имеют стартовую массу 35 т и оснащены боевой частью в составе шести боеголовок нового типа TN-75 по 100 кт каждая. Имеются предположения, что именно необходимость проверки последних вынудила Париж провести наделавшие много шума ядерные испытания в районе атолла Муруроа в Тихом океане в 1995–1996 гг. Косвенно это подтвердил в одном из интервью и президент Франции Жак Ширак. TN-75 – фактически последняя ядерная боеголовка Франции, прошедшая НИОКР и запущенная в производство. Ее корпус выполнен по технологии «Стелс». Кроме того, это единственная французская боеголовка, находящаяся в производстве, и в ближайшее время она станет единственной в ядерном арсенале страны.

 

 

Таким образом, основным вооружением на первых трех лодках стали баллистические ракеты М45, и только на последней – четвертой лодке «Le Terrible» (S619) – 16 ракет М51. Согласно программе SNLE-NA планировалось, что длина пятой и шестой субмарины составит 170 метров, но, как уже отмечалось, заказа на них так и не поступало. В перспективе планируется постановка на все эти лодки ракеты М51/TN75*.

 

* Как объявили в Париже, 5 мая 2013 года в ходе испытательного пуска баллистической ракеты подводных лодок  М51 с борта ПЛАРБ S618 «Le Vigilant» произошла нештатная ситуация и ракета была потеряна. Пуск происходил без ядерной боевой части. Выход ракеты из пусковой шахты прошел штатно, в полной безопасности для ПЛ и ее экипажа. В ходе первого этапа полета имела место неназванная авария и ракета самоликвидировалась. Обломки упали в район, закрытый для мореплавания и воздушного движения. Это был шестой пуск БРПЛ М51 и первый неудачный. Ракета производится компанией EADS «Astrium Space Transportation». Всего планируется выпустить 60 БРПЛ М51.

 

Закладка головного подводного крейсера прошла в июне 1989 года, и на его создание понадобилось пять лет (спуск на воду 26 марта 1994 года). «Триумфан» обошелся в 10 млрд. франков и был принят в ряды французских ВМС только в марте 1997 года. Строительство второй лодки данного класса «Темерари» («Le Téméraire») заняло 6 лет, а с декабря 1999 года она входит в состав действующего флота. С вводом в строй в 2004 году третьей лодки серии «Вигилант» («Le Vigilant») из боевого состава флота были исключены все 6 ПЛАБ первого поколения типа «Редутабль».

 

S616  «Триумфан» («Le Triomphant»; «Торжествующий»)          1997 г.

S617  «Темерари» («Le Téméraire»; «Отважный»)                       1999 г.

S618  «Вигилант» («Le Vigilant»; «Бдительный»)                         2004 г.

S619 «Терибл» («Le Terrible»; «Страшный»)                                 2010 г.

Баллистическая ракета М51

Боевое патрулирование французских ПЛАРБ организовано следующим образом. К каждому ракетоносцу приписано по два экипажа, которые имеют условные обозначения «красный» (Rouge) и «синий» (Blue). Атомоход обычно два месяца несет боевое патрулирование в назначенных районах Мирового океана, затем возвращается в базу, где производится смена экипажей и необходимое техническое обслуживание. После этого ПЛАРБ снова выходит в море. Руководство Франции считает необходимым постоянно держать в состоянии боевой готовности три стратегических ракетоносца, из которых один или два – на боевом патрулировании. Нелишним будет напомнить, что подводные стратегические ракетоносцы являются для Франции главным средством проводимой республикой в жизнь доктрины ядерного сдерживания. Дело в том, что наземная компонента в виде межконтинентальных баллистических ракет стационарного или мобильного базирования в этой стране отсутствует, и носителями ядерного оружия являются только подводные лодки с баллистическими ракетами Военно-морских сил, а также самолеты «Мираж» 2000N.

 

Первая китайская ракетная атомная лодка специальной постройки была заложена в 1978 году в Хулудао. В апреле 1981 г. она была спущена на воду и получила название «Чанг Ченг» («Chang Zheng») тип 092 «Ся». После всесторонних испытаний лишь в 1987 г. она была включена в боевой состав флота*. По своей компоновке и внешнему виду китайская субмарина сильно напоминает советские ракетные лодки проекта 667Б «Мурена». ПЛ проекта 092 имеет полуторакорпусную конструкцию с одним валом и развитой надстройкой. В районе ракетного отсека прочный корпус имеет цилиндрическую форму. Главная энергетическая установка АПЛ ядерная с одним водо-водяным реактором мощностью 90 МВт. Подводная лодка имеет один вал с малошумным винтом и полное электродвижение. Она оснащена БР подводного старта средней дальности «Цзюйлан-1». Подводной лодке «Ся» после принятия в строй ВМС КНР был присвоен индивидуальный бортовой номер 406. Водоизмещение – 8128 т, основные размерения – 120 х 10 х 8 м, скорость в надводном положении 22 узла, в подводном — 20 узлов. Глубина погружения 300 м, экипаж 140 человек. Вооружение: торпедные аппараты – 6 х 533 мм; баллистические ракеты – 12 «Цзюйлан-1» (Julang-1).

 

* Официально морские силы КНР называются — Военно-морской флот Народно-освободительной армии — один из видов вооруженных сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. Насчитывают около 250 000 человек и организованы в три флота: Флот Северного Моря со штабом в Циндао, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян. Каждый флот включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию и подразделения береговой обороны. Флот Южного моря имеет в своем составе две бригады морской пехоты.

Первая китайская ракетная атомная лодка «Чанг Ченг» тип 092

Боковая проекция атомной подводной лодки тип 092

По своим тактико-техническим характеристикам «Ся» близка к американской субмарине «Дж. Вашингтон». Но китайский ракетоносец несет только 12 ракет и был построен почти на 30 лет позже, когда лодки с такими характеристиками уже безнадежно морально устарели. В конструкции китайского ракетоносца заметна ориентация на проекты первых французских ПЛАРБ, что видно по обводам корпуса, энергетической установке, использованному движителю, расположению систем оружия. Это не случай, а результат сотрудничества кораблестроительных фирм двух стран.

 

Тяжело шла и разработка ракеты. Первый ее пуск с подводного стенда состоялся 30 апреля 1982 г. в Желтом море возле Хулудао. Второй запуск с морской установки на основе модифицированной советской подлодки проекта 629А № 208* из надводного положения состоялся 12 октября 1982 г., он был удачным. Первый пуск ракеты «Julang-1» с ПЛАРБ «Ся» («Xia») состоялся в 1985 году, но был не удачным. Успешный пуск с ПЛ был произведен только 27 сентября 1988 года. В 1988 году ракета была принята на вооружение. Старт ракеты производится из подводного положения с глубины до 25 м.

 

*Подводная лодка № 208 была заложена в 1960 году на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре под заводским номером 138 для ВМС КНР. После постройки, была частями перевезена в Китай, собрана и спущена на воду, а в конце 1962 года вошла в состав ВМС КНР. В начале 1980 годов была переоборудована для испытаний ракеты «Цзюйлан-1». Лодка погибла 21 января 1983 года, вместе с экипажем и группой инженеров-ракетчиков во время одного из выходов в море для испытаний «Цзюйлан-1». В качестве возможной причины гибели часто называют столкновение в Южно-китайском море с советской атомной подводной лодкой К-10 проекта 675.

 

 

Постройка этой подлодки (с французской помощью), а равно и доработка ракет стоили китайцам очень больших усилий, приведших, в общем, к весьма скромному результату. Сама ПЛАРБ из-за разного рода неполадок на борту большей частью простаивает в базе, а ее ракетное оружие* соответствует по техническому уровню американским БРПЛ «Поларис А-1» образца 1959 г. Из-за незначительной дальности стрельбы ракет – 1700 км (что даже меньше, чем у первых «Поларисов») – этот китайский стратегический атомный подводный ракетоносец представляет угрозу только для сопредельных КНР стран.

 

*Руководством проекта «Цзюйлан-1» было принято решение об использовании т.н. «холодного старта» — минометного старта ракеты с использованием аккумулятора давления. Для того чтобы проверить механизм подводного старта, несколько сотен раз провели моделирование в бассейне процесса пуска с использованием масштабных макетов ракеты. В октябре 1972 года, был успешно выполнен бросковый пуск полноразмерного макета с подводной лодки проекта 031 — дизель-электрической подводной лодки, имеющий бортовой номер «200». Такой бортовой номер получила подводная лодка построенная на китайском судостроительном заводе в Даляне (бывший Дальний) по чертежам и документации на ПЛ проекта 629 с комплексом Д-1 и ракетами Р-11ФМ, переданным из ЦКБ-16 китайской стороне в соответствии с постановлением Правительства СССР от 9 января 1959 года. Закладка лодки состоялась осенью 1960 года. Во время ее постройки широко использовались конструкции, изготовленные на ССЗ № 202, а также оборудование и механизмы с К-139. Постройка китайской лодки завершилась в конце 1961 года. В 1982 году ее переоборудовали для испытаний «Цзюйлан-1», а позднее и «Цзюйлан-2». ТТХ ракеты: длина – 10,7 м, диаметр – 1,4 м, стартовая масса – 14700 кг, дальность — 1700 км. Боевая часть: моноблочная, ядерная, мощность  ~200—300 кт.

 

Несмотря на то, что по всем статьям ПЛАРБ данного типа уступает аналогичным лодкам стран «ядерного клуба», ее ввод в строй ознаменовал создание морского компонента триады стратегических ядерных сил Китая, хотя она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ, и весь период эксплуатации, не покидала внутренних китайских вод. Таким образом, ПЛАРБ «Ся» можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Вторая ПЛАРБ тип 092 по некоторым данным была начата строительством и спущена в 1983 г., однако состояние этого корабля на сегодняшний день неизвестно, ясно одно – он не находится в боевом составе флота. По неофициальным сведениям лодка погибла в 1985 г. в результате аварии.

Подлодка типа 094 «Цзинь»

Планы развития морской составляющей СЯС предусматривают строительство 4–6 субмарин, каждая из которых должна иметь 16 пусковых установок для новых ракет, в будущем, возможно, с РГЧ ИН. Подлодки типа 094 «Цзинь» («JIN») разрабатывались в Китае взамен устаревших и ненадежных ракетоносцев типа 092 «Ся», Строительство головного корабля было начато в 1999 г., окончание строительства всей серии было намечено на 2010 г.

 

В 2004 г., как утверждают некоторые источники, начались ходовые испытания первой из четырех новых атомных ракетных субмарин, «Дацынгуй» (лодка получила бортовой номер 409), 094-го типа с межконтинентальными баллистическими ракетами подводного старта JL-2 («Цзюйлан-2»), которые позволят наносить удары по континентальной территории США при нахождении носителя вблизи китайского побережья. По данным американской разведки, подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа JL-2 с дальностью действия порядка 8 тыс. км. Данные ракеты, якобы, являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31. Российские специалисты полагают, что JL-2 — отдельная разработка: трехступенчатая DF-31 слишком велика для размещения в ракетных шахтах подводного крейсера.

 

Впервые такая подлодка была сфотографирована частным спутником «Quickbird» в конце 2006 г. во время стоянки на базе Сяопиндао близ Даляня (Желтое море). Водоизмещение – 8000/11500 т, длина – 133 м, ширина – 13 м, скорость – 26 узлов (подводная), экипаж – 120 человек, глубина погружения – рабочая 300 м, предельная 400 м, автономность плавания – 70 суток, вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 12 БРПЛ JL-2. Но, видимо, доводка этой новой подводной ракетно-ядерной системы у китайцев тоже займет немало времени.

 

Сами лодки типа «Дацынгуй» и ракеты «Цзюйлан-2» Китаю, по мнению западных экспертов, помогает развертывать Россия. Практически с помощью РФ создана и система обеспечения базирования и боевого управления стратегических подводных ракетно-ядерных сил, включающая систему тылового обеспечения. Россия сама помогает Китаю стать вровень с ней по уровню развития дорогостоящих и весьма наукоемких океанских боевых систем, вместо того чтобы выгодно их продавать. Чем это обернется для нашей страны в ближайшем будущем, догадаться нетрудно. Мы помогли Китаю войти в клуб ведущих морских держав. Вот только самим не отойти бы на задний план на фоне всевозрастающего военного могущества Поднебесной…

Китайские ПЛАРБ Тип 094 в бухте о. Хайнань, на заднем плане скальные укрытия

Многие эксперты на Западе полагали, что уж теперь китайские ПЛАРБ выйдут на боевое дежурство, но этого не случилось. Оказалось, что у ПЛАРБ тип 94 было также много технических проблем, как и ПЛАРБ тип 92. Притом проблем не только с самой лодкой – три года назад Пентагон выпустил доклад, где говорилось о том, что китайские ПЛАРБ не имеют скрытой системы связи с береговым командным пунктом, в связи с чем НОАК не может выводить лодки в дальнее патрулирование. Чтобы выйти на связь с командным пунктом, китайская ПЛАРБ должна всплыть на поверхность или поднять специальный буй. Такая тактика может привести к быстрому обнаружению лодок, а значит и быстрому их уничтожению силами противолодочной обороны противника.

 

Есть и другая проблема – политическая. Китай делает упор на развитие наземных стратегических сил. Глава отделения ядерных исследований Федерации американских ученых Ханс Кристенсен (Hans M. Kristensen; р. 1961) говорит: «Если Китай желает создать по-настоящему эффективную подводную стратегическую систему, он должен сделать серьезные коррективы в ядерной политике и практике». Кроме того, новые китайские ПЛАРБ класса «Цзинь» оснащены ракетами JL-2, которые имеют дальность стрельбы всего 7400 км. При использовании этих ракет с относительно защищенных прибрежных районов Китая невозможно поражение целей, находящихся в глубине континентальной части США. Чтобы поразить цели, ПЛАРБ должны выйти в Тихий океан, что непросто с учетом плохой системы связи и высокой степенью уязвимости от ПЛО противника. Учитывая вышеприведенные соображения, источники говорят, что Китай далек от создания действительно эффективной подводной стратегической системы. Кристенсен полагает, что китайские ПЛАРБ это больше «проект тщеславия». Китай гораздо проще может получить потенциал ответного ядерного удара путем наращивания количества мобильных стратегических ракет наземного базирования, которые могут «скрываться на огромной территории страны».

 

Перспективным проектом китайского флота является создание еще более мощной подлодки тип 096 «Тэнг», вооруженной 24 баллистическими ракетами. Водоизмещение – 16000–20000 т, длина – 150 м, ширина – 20 м, тип – двухкорпусная. Главная энергетическая установка: атомная, два водо-водяных реактора и две паропроизводящие установки Скорость хода — подводная до 32 узлов, глубина погружения — предельная 600 м, вооружение – 20 или 24 БРПЛ типа JL-2 (или JL-3), 533-мм ТА. Субмарина будет оснащена современными системами звукоизоляции, что делает лодку малошумной (уровень шумов может составлять всего лишь 95-100 ДБ, а у лодки 094 – 115 ДБ). По некоторым наиболее оптимистическим данным к 2020 году китайские СЯС будут состоять из 4 ПЛАРБ Типа 094 с 12 БРПЛ JL-2 и 4—8 ПЛАРБ Типа 096 с 24 БРПЛ JL-3.

Перспективная китайская подлодка тип 096 «Тэнг», модель

Впрочем, Пекин постепенно снимает гриф полной секретности со своих военных разработках. В частности, прошедший парад у берегов города Циндао – базе Северного флота НОАК – порадовал тем, что наконец-то китайцы показали свои атомные подводные лодки, о которых столько уже говорилось. Показать-то показали, но вот забраться внутрь, конечно же, не позволили.

 

Официально точное количество субмарин, которые планирует построить или уже построил Пекин, а также сроки принятия их в состав ВМФ неизвестны. Также остается неясным, к какому флоту будут приписаны подводные корабли. КНР не является участником каких-либо договоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений и не обязана предоставлять информацию о своих новых разработках в этой сфере. Можно лишь предположить, что Китай уже построил серию из 4 стратегических лодок тип 094. По другим данным в марте 2010 г. на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. Вся серия будет окончательно принята в состав ВМФ в 2017 г.*. Со вступлением в строй ПЛАРБ тип 094 и отладки инфраструктуры их базирования КНР будет обладать полноценным стратегическим подводным флотом. По американским данным в составе ВМФ НОАК сегодня числятся 5 атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами (1 – тип 092 и 4 – тип 094). В предварительной версии доклада комиссии, подготовленного по заказу Конгресса США, говорится, что ВМС Китая представляют серьезную угрозу для военного баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также могут нарушить целостность американской военной логистической цепи.

 

* В 2010 году в ежегодном докладе Пентагона сообщалось, что испытания ракеты JL-2 («Цзюйлан-2») прошли крайне неудачно. Ракета практически провалила заключительную серию испытаний, в связи с чем дату введения в эксплуатацию лодок типа 094 с JL-2 предсказать, мягко говоря, сложно…Таким образом, китайская программа «Цзюйлан-2» находится в состоянии, аналогичном российской программе «Булава»: носитель для оружия уже готов, перспективы создания самого оружия остаются неясными. При этом, и РФ, и КНР уже потратили значительные средства на разработку ракет и строительство лодок, КНР к тому же соорудила «с нуля» крупную военно-морскую базу в районе Санья на острове Хайнань, со всей необходимой инфраструктурой для базирования ПЛАРБ, включая подземные укрытия.

 

В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году. Однако только в 1982-м индийским военно-политическим руководством было принято решение о начале своей собственной программы создания серии ПЛА, которая является в настоящее время наиболее приоритетной для индийских ВМС. Официально о начале создания собственного проекта атомной подводной лодки Индия объявила в 1985 году. В основу индийской АПЛ легла подводная лодка советской разработки проекта 670А «Скат». Затем этот проект был переориентирован на строительство субмарин-носителей баллистических ракет.

Индийская атомная ракетная подводная лодка «Арихант», боковая проекция

В 1998 г. на заводе в городе Хазире штата Гуджарат началась постройка секций ПЛ. Окончательная сборка ПЛ осуществлялась в судостроительном центре (Shipbuilding Centre – SBC) в городе Визаге (Вишакхапатнам) штата Андхра-Прадеш. Первая индийская атомная ракетная подводная лодка, названная S-73 «Арихант» (Arihant; «Истребитель врагов»), была спущенная на воду 26 июля 2009 г. Стоимость – около 2,9 млрд. долларов США. В конце февраля 2010 г. субмарина вышла в Бенгальский залив для проведения ходовых испытаний. Даты пробных пусков баллистических ракет неизвестны. Экипаж «Ариханта» проходил подготовку на К-152. И это не случайно, ибо за основу проекта «Ариханта» взята подлодка советской разработки.

Атомная подводная лодка «Арихант» в постройке

Водоизмещение надводное – 6000 т, основные размерения – 110 х 11 х 9 м, скорость – 24 узла (по другим данным свыше 30 узлов, но это маловероятно), предельная глубина погружения – 300 м, экипаж – 100 человек, силовая установка – водо-водяной реактор 80 МВт, один ТЗА 47000 л.с, двигательная установка – одновальная, винт 7-лопастной, вооружение – 6 x 533мм ТА и 12 БРПЛ K-15 «Sagarika» (Сагарика; в переводе с хинди – океанская).

 

По имеющейся информации БР типа К-15 имеет длину 10,4 и диаметр 1 метр. Вес – 6,3 тонны. Может нести ЯБЧ эквивалентом в 5 кт на расстояние 750 км. Испытания ракеты проводились в 2008 году. По утверждению разработчиков она обладает возможностью стартовать из-подо льда.* Впоследствии предусматривается возможность переоснащения субмарин баллистическими ракетами «Агни-3», имеющими дальность полета 3500 км.

 

* Толщина преодолеваемого при старте льда и тот факт, что в Индийском океане ледовых полей, вроде бы не наблюдается, остаются без комментариев; не иначе как братья-индусы готовятся к глобальному оледенению.

 

Хотя подводная лодка «Арихант» была спущена на воду в 2009 г., но физический пуск ядерного реактора был произведен лишь 10 августа 2013 г., а вышла лодка на заводские ходовые испытания 15 декабря 2014 г. В августе 2016 г. лодка «Арихант» без огласки была передана ВМС Индии, хотя фактически продолжает оставаться в стадии проведения испытаний. 19 ноября 2017 г. в обстановке секретности на индийском государственном судостроительном предприятии SBC был осуществлен спуск на воду второй индийской атомной подводной лодки национальной постройки, получившей название «Аригхат» (Arighat). Достройка корабля осуществляется в закрытом причальном комплексе-эллинге. Планируется, что лодка войдет в строй индийского флота в 2020-2021 годах. Имеются сведения, что в настоящее время в начальной стадии строительства на SBC находятся еще две атомные подводные лодки под условными обозначениями S4 и S4*. Согласно индийским источникам, лодка S4* относится к модифицированному проекту, утвержденному в 2012 году, и будет иметь водоизмещение примерно на 1000 т, а длину на 10 м больше, чем «Арихант».

Индийская атомная подводная лодка «Арихант» в составе флота

Яростное стремление индийских моряков записаться в элитный клуб владельцев атомоходов омрачает единственное обстоятельство: «Арихант» – заведомо устаревший проект на фоне современных АПЛ. Состав вооружения выдает индусов с головой – 12 баллистических ракет K-15 «Sagarika» с дальностью пуска аж 750 км (1900 км в облегченном варианте; для сравнения – российская БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» имеет дальность 11 500 км). Зачем индийскому флоту понадобилась дюжина баллистических ракет малой/средней дальности? Слишком слабых для решения стратегических задач, при этом совершенно неэффективных и в локальных войнах. Ответ очевиден – техническое отставание индийского ВПК. Создать баллистическую «болванку» К-15 гораздо проще, чем высокоточные КРМБ типа «Томагавк» или «Калибр».

 

Всего до 2025 года предполагается построить четыре – шесть ПЛ этого типа. Кроме того, ВМС Индии разрабатывает план создания военной базы для атомных подводных лодок. Как сообщает издание DNA, секретная программа получила название «Проект Варша». Точное местоположение новой базы не раскрывается, однако, по некоторым данным, она будет располагаться в пределах 200 км от портового города Вишакхапатнам на восточном побережье Индии. В основу проекта положена китайская база для атомных подлодок на острове Хайнань. Не исключено, что в ходе строительства базы Индия будет прибегать к помощи других стран.

 

 

Первая индийская атомная подводная лодка «Арихант» прошла все испытания 23 февраля 2016 года и даже превзошла ожидания военных. Технически подводная лодка может быть принята на вооружение в любое время. Среди испытаний было и глубоководное погружение, и пуски боевых ракет с борта подлодки. Испытания проводились у берегов порта Вишакхапатнам на восточном побережье Индии. Во время испытаний «Арихант» сопровождало российское спасательное судно «Эпрон». Таким образом, Индия практически стала шестой страной мира, на вооружении которой стоит ядерная субмарина, после России, США, Китая, Франции и Великобритании.

 

По состоянию на октябрь 2018 года, головной корабль, INS Arihant принят флотом. Второй, «Архидаман», проходит ходовые испытания, третий и четвертый корабли находятся в постройке. В проект второй подводной лодки, «Аридаман», были внесены некоторые изменения для устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний головной лодки проекта. Какие конкретно изменения претерпела подводная лодка, не уточняется. Всего планируется постройка шести лодок этого класса.

 

После принятия на вооружение ПЛАРБ «Арихант» Индия достигла давно поставленной цели – обладать триадой ядерного оружия наземного, воздушного и подводного базирования. По мнению индийских военно-морских аналитиков, лодки типа ATV будут играть ключевую роль в разведывательных и оборонительных операциях индийского флота. Вообще ПЛАРБ этого типа рассматривается в Индии как очень эффективное средство сдерживания растущей китайской военной мощи, а также сдерживания возможного вмешательства третьих стран в политические проблемы Индийского океана. Поэтому программа регулярно финансируется индийским правительством и осуществляется под контролем Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

Портал:Подводные лодки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Подводные лодки

Подводная лодка (подлодка, ПЛ, субмарина) — корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки — скрытность.

Новые статьи

  • U-745 — начато 10 ноября 2019 участником Radch36
  • Seafox — начато 22 сентября 2019 участником Swadim
  • TALISMAN — начато 1 сентября 2019 участником Swadim
  • К-429 — начато 13 января 2019 участником Klientos
  • U-1002 — начато 25 декабря 2018 участником Xion
  • U-555 — начато 27 ноября 2018 участником Xion
  • U-649 — начато 9 августа 2018 участником Xion
  • К-64 — начато 28 июля 2018 участником Rave

Подводные лодки проекта 667А «Навага» — Википедия

РПКСН проекта 667А «Навага»
Yankee class SSBN.svg
Yankee sub.jpg
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 667А «Навага»
Разработчик проекта ЛПМБ «Рубин»
Главный конструктор А. С. Кассациер, С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО «Yankee»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 28 узлов
Рабочая глубина погружения 320 м
Предельная глубина погружения 650 м
Автономность плавания до 90 суток
Экипаж 140 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,
Водоизмещение надводное 11740 т
Водоизмещение подводное 18200 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
132 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,9 м
Главная
  • 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2 паротурбинных установки ОК-700
  • 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2 турбогенератора
Вспомогательная
  • 2 дизель-генератора ДГ-460
  • 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ
  • 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт
Торпедно-
минное вооружение
ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)[1].
Ракетное вооружение ракетный комплекс Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 (РСМ-25)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 667А «Навага» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Работа по созданию подводного ракетоносца второго поколения была начата в 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А. С. Кассациера. Основное вооружение лодки первоначально должно было состоять из 8 жидкотопливных ракет пускового комплекса Д-4, или 8 твердотопливных ракет пускового комплекса Д-6, которые разрабатывались параллельно.

Проект был выполнен в ЛПМБ «Рубин», Генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв.

Корпус[править | править код]

Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:

  1. торпедный отсек;
  2. аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
  3. центральный пост, пульт ГЭУ;
  4. ракетный отсек;
  5. ракетный отсек;
  6. дизель-генераторный отсек;
  7. реакторный отсек;
  8. турбинный отсек;
  9. турбинный отсек;
  10. электродвигательный отсек.

Шумность лодки на 4 узлах: 100-130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м[2]

Вооружение[править | править код]

Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими массу по 14,5 тонн и дальность действия 2 400 км. Отработкой ракетного комплекса Д-5 занималось ЦКБ-16, ныне — СПМБМ «Малахит».
Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра 533 мм для стрельбы противолодочными и противокорабельными торпедами и 2 калибра 400 мм для стрельбы самоходными приборами постановки помех (имитаторами пл). Общий боекомплект составляет 16 торпед, в том числе две торпеды с ядерными боевыми частями и 4 самоходных прибора постановки помех (имитатора пл). В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект 12 торпед, может быть принят в помещение переоборудованной (в заводских условиях) офицерской кают-компании 2 отсека.

Радиоэлектронное оснащение[править | править код]

Радиоэлектронное оборудование проекта включает:

и др.

Навигационное оборудование[править | править код]

Первые четыре корабля имели на вооружении навигационный комплекс «Сигма». На кораблях, построенных позже 1972 года взамен него устанавливался комплекс «Тобол». Корабли поздней постройки также несли систему спутниковой навигации «Циклон».

Содержание металлов[править | править код]

При полной утилизации АПЛ было извлечено лома металлов[4]:

  • более 3500 тонн стального (300 тонн нержавеющей, 1100 тонн маломагнитной, 1900 тонн без сорта)
  • 322 тонны цветного
    • 50 тонн медного
    • 70 тонн латунного
    • 70 тонн бронзового
    • 30 тонн медно-никелевого
    • 5 тонн алюминиевого.

Основным вооружением лодок базового проекта 667А «Навага» являлись 16 баллистических ракет Р-27 (РСМ-25) с моноблочной боеголовкой 1 Мт и дальностью стрельбы до 2400 км. Старт ракет — только подводный. 6 торпедных аппаратов и 22 торпеды против подлодок и надводных кораблей, 2 из них — с ядерными зарядами.

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций.

Выводимые по договору ОСВ-1 РПКСН использовались в ряде экспериментальных проектов. Из РПКСН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам.

Назначение проектов:

  • Проект 667АУ «Налим» — установка усовершенствованного ракетного комплекса Д-5У, 9 лодок.
  • Проект 667АМ «Навага-М» — модернизация К-140 для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31.
  • Проект 667М «Андромеда» — модернизация К-420 для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с дальностью более 5000 км.
  • Проект 667АТ «Груша» — модернизация К-253, К-395, К-423 для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», запускаемых из торпедного аппарата. По этому проекту планировалась, но не была проведена модернизация: К-408, К-236, К-399.[5]
  • Проект 09774 (667АН) — модернизация К-411 в носитель сверхмалых подводных лодок, с установкой аппаратуры для проведения научных исследований.
  • Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2» — последовательные модернизации К-403 «Казань» для испытания ГАК подводных лодок 3-го и 4-го поколения соответственно.

Проект 667АУ «Налим»[править | править код]

10 июня 1971 года вышло постановление правительства предусматривающее разработку модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У с увеличенной дальностью полёта до 3000 км. В декабре 1972 года 19-я дивизия получила первый подводный крейсер проекта 667АУ — К-228, с новым усовершенствованным ракетным комплексом Д-5У.[источник не указан 3586 дней] Корабль был принят в состав дивизии без подписания Государственного Акта приемки корабля от промышленности в связи с незавершенными испытаниями ракетного комплекса. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 — августе 1973 года были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 20 пусков с борта К-228 прошли удачно, в том числе пуски ракет с разделяющейся головной частью.[источник не указан 3586 дней] 11 декабря 1973 года Акт приемки корабля был подписан.[источник не указан 3586 дней] 4 января 1974 года комплекс Д-5У был принят на вооружение.

Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла РГЧ «рассеивающего» типа, оснащённую тремя боевыми блоками по 200 кт, без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.

Кроме ракетного комплекса Д-5У на подводных крейсерах 667АУ проекта был установлен первый инерциальный навигационный комплекс «Тобол».

В 1972—1983 годах флот получил ещё восемь РПКСН: К-219, К-245, К-241, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451, модернизированных или достроенных по проекту 667АУ.

Проект 667АМ «Навага-М»[править | править код]

Commons-logo.svg Силуэт ПЛ проекта 667АМ «Навага-М»

Проект разрабатывался в Ленинградском КБ «Рубин» для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31. Разработка проекта велась под руководством главного конструктора О. Я. Марголина.

Для переоборудования по проекту 667АМ был выделен второй корабль проекта 667А — К-140.
Из-за большей массы твердотопливной ракеты число ракетных шахт было сокращено до 12. Увеличилось полное водоизмещение. Внешние отличия заключались в уменьшенной длине и увеличенной высоте кормовой надстройки.

Работы по модернизации начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря.

В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Для пусков было отобрано 10 ракет, ещё 6 были утилизированы на берегу. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.

Проект 667М «Андромеда»[править | править код]

Commons-logo.svg Силуэт ПЛ проекта 667М «Андромеда»

В соответствии с постановлением правительства от 9 декабря 1976 года началась разработка нового класса морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с КР ЗМ25 с дальностью более 5000 км. Дальность КР выбиралась с учётом глубины активной противолодочной обороны США и расположения возможных целей.

Работы велись в КБ В. Н. Челомея, параллельно в СССР велась разработка дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», предназначенных для запуска из торпедных аппаратов.

Для испытания нового ракетного комплекса в Северодвинске в 1980—1985 годах была переоборудована К-420. В ходе модернизации вырезался четвёртый и пятый ракетные отсеки, вместо них устанавливалась новая секция из трёх отсеков. С каждой стороны ракетных отсеков, между прочным и лёгким корпусом размещалось по 6 контейнеров для сверхзвуковых КР.

Первый пуск КР с борта подводной лодки состоялся в Баренцевом море 26 декабря 1983 года. В 1984 году была проведена серия из 21 испытательного пуска. В начале 1990-х годов работы по проекту были прекращены.

Проект 667АТ «Груша»[править | править код]

Commons-logo.svg Силуэт ПЛ проекта 667АТ «Груша»

Для дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», была разработана модификация 667АТ «Груша» на базе подводных лодок 667-го проекта. Лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями этих КР.

Модернизация проводилась в Северодвинске. У подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533 мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении ТА устанавливались под углом, в средней части подлодки.

На корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставлялись с минимальными изменениями.

Основное вооружение корабля этой модификации составили 32 стратегические КР C-10 «Гранат», запускаемые из восьми 533-мм ТА, расположенных в 5-м отсеке. Вместо КР ТА могли использоваться для запуска дальноходных торпед.

Представители[править | править код]

Всего по проекту 667АТ были модернизированы три АПЛ проекта 667:

  • К-253 — вступила в строй в 1969 году, модернизация завершена 20 декабря 1988 года[3];
  • К-423 — модернизация завершена в 1986 год. Была утилизирована в 2003 году на заводе «Нерпа». Рубка установлена в качестве мемориала во дворе средней школы №15 в г.Красавино Вологодской области, где учился Герой России Сергей Преминин, заглушивший реактор аварийной К-219 ценой собственной жизни.
  • К-395 — модернизация завершена в 1991 году;

Все три АПЛ входили в состав Северного флота. К-395 была исключена из боевого состава флота 1 сентября 2002 года.

Проект 09774 (667АН)[править | править код]

Commons-logo.svg Силуэт ПЛ проекта 667АН
Commons-logo.svg БАПЛ К-411 «Оренбург». Оленья Губа. 2000 год

В 1990 году была завершена модернизация РПКСН К-411 «Оренбург» проекта 667А.
В ходе модернизации крейсер был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Был вырезан пятый ракетный отсек, вместо него вставлен блок, в котором размещены научно-исследовательская аппаратура и оборудование, каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В результате корпус корабля был удлинен до 162,5 м, торпедное вооружение демонтировано не было.

Была существенно увеличена автономность плавания, для этого было предусмотрено размещение большего количества запасов и улучшены условия для жизнедеятельности экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие», которое изготовило новый блок корпуса.

Подводную лодку поставили в эллинг МП «Звездочка» в октябре 1983 года, а спустили на воду — в июне 1990 года. В 1991 году была принята в состав ВМФ.

Была утилизирована в 2009 году. Часть рубки «Оренбурга» сохранена как мемориал «Защитникам Отечества», установленный в посёлке Колтуши Ленинградской области и открытый 21 августа 2010 года.[6]

Проект 667АК «Аксон-1»[править | править код]

Commons-logo.svg Силуэт ПЛ проекта 667АК «Аксон-1»

В 1979—1983 годах К-403 была переоборудована в лодку специального назначения по проекту 667АК «Аксон» и использовалась для испытаний гидроакустического комплекса «Скат-3»[7] для АПЛ 3-го поколения[8].

Проект 09780 «Аксон-2»[править | править код]

Commons-logo.svg Силуэт ПЛ проекта 09780 «Аксон-2»

Для испытания ГАК для подводных лодок 4-го поколения в 1985 году в ЦКБМТ «Рубин» был разработан технический проект переоборудования проекта 667А в 09780 «Аксон-2».[9]
6 августа 1987 года на модернизацию по этому проекту на ДВЗ «Звезда» была поставлена К-415[10].

В 1988 году для уменьшения финансовых затрат был подготовлен скорректированный проект по переоборудованию 667АК после завершения испытаний по программе «Аксон-1»[9] и работы на К-415 были прекращены[10].

В 1991—1995[9] годах К-403 «Казань» прошла модернизацию по усовершенствованному проекту «Аксон-2». В 1996—2000 годах подводная лодка служила базой для испытаний гидроакустического комплекса для АПЛ 4 поколения.[11] 9 декабря 2005 года спущен Андреевский флаг, передана гражданскому экипажу в ожидании утилизации.[11]

«Преемника» для проведения новых испытаний у проекта нет — это связано с отсутствием средств на модернизацию или строительство новой подводной лодки.[12] Завершение эксплуатации К-403 «Казань» связано с тем, что

« в настоящее время энергоресурс ядерной энергетической установки «Аксона» на исходе, спецификационные сроки службы атомного реактора, корпуса подлодки, основных механизмов, систем автоматики и корабельных кабелей давно истекли. Безаварийная эксплуатация корабля в таком состоянии не может гарантироваться даже при самых «щадящих» режимах его использования…[12] »

В апреле 2009 года с подводной лодки выгружено отработанное ядерное топливо.[13]
6 октября 2009 года 17.35 мск на утилизируемой АПЛ «Казань» при демонтаже гидроакустического комплекса с использованием газовой резки произошло возгорание изоляционных материалов.[13] Из-за большого количества горючих изоляционных материалов на отдельные очаги пожар был разбит только к 23.30.[13]

Северодвинск
Номер Зав. № Закладка Спуск Дата вступления в строй, флот Списание Статус
К-137

1970-«Ленинец»

420 04.11.1964 11.09.1966 6 ноября 1967, СФ 1994 1985-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 2003

К-140 421 19.09.1965 23.08.1967 30 декабря 1967, СФ 1990 1978-модернизирован по пр.667АМ

Утилизирована в 1998

К-26 422 30.12.1965 23.12.1967 3 сентября 1968, СФ 1988 Утилизирована в 2003
К-32 423 23.04.1966 25.04.1968 26 октября 1968, СФ 1990 Утилизирована в 1998
К-216 424 28.06.1966 06.08.1968 27 декабря 1968, СФ 1988 Утилизирована в 1994
К-207 400 04.11.1966 20.09.1968 30 декабря 1968, СФ 1989 Утилизирована в 2001
К-210 401 16.12.1966 29.12.1968 6 августа 1969, СФ 1988 Утилизирована в 2001
К-249 402 18.03.1967 30.03.1969 27 сентября 1969, СФ 1988 Утилизирована в 2004
К-253 414 26.06.1967 05.02.1969 27 сентября 1969, СФ 1993 1988-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2004

К-395 415 08.09.1967 28.07.1969 5 декабря 1969, СФ 2002 1991-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2007

К-408 416 20.01.1968 10.09.1969 25 декабря 1969, СФ 1988 1984-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 1995

К-411 1998-«Оренбург» 430 25.05.1968 16.01.1970 31 августа 1970, СФ 2004 1990-модернизирован по пр.09774

Утилизирована в 2009

К-418 431 29.06.1968 14.03.1970 22 сентября 1970,СФ 1989 Утилизирована в 1998
К-420 432 12.10.1968 25.04.1970 29 октября 1970, СФ 1994 1990-модернизирован по пр.667М

Утилизирована в 2003

К-423 440 13.01.1969 14.07.1970 13 ноября 1970, СФ 1994 1987-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2003

К-426 441 17.04.1969 28.08.1970 22 декабря 1970, СФ 1990 Утилизирована в 2005
К-415 442 04.07.1969 26.06.1970 30 декабря 1970, СФ

1972-ТОФ

1988 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена

Утилизирована в 2011

К-403

1997-«Казань»

450 18.08.1969 25.03.1971 12 августа 1971, СФ 2004 1983-модернизирован по пр.667АК

1996-модернизирован по пр.09780

Утилизирована в 2010

К-245 451 16.10.1969 09.08.1971 16 декабря 1971,СФ 1992 1977-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

К-214 452 19.02.1970 01.09.1971 31 декабря 1971,СФ 1991 1980-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

† К-219 460 28.05.1970 08.10.1971 31 декабря 1971,СФ Достроена по пр.667АУ

06.10.1986-Погибла в Атлантике

К-228 461 04.09.1970 03.09.1972 30 сентября 1972,СФ 1992 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1997

К-241 462 24.12.1970 09.06.1972 23 октября 1972,СФ 1992 1981-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1994

К-444 470 08.04.1971 01.081972 9 декабря 1972,СФ 1994 1983-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

Комсомольск-на-Амуре
Номер Дата вступления в строй
К-399 151 23.02.1968 23.06.1969 24 декабря 1969, ТОФ 1990 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1998

К-434 152 23.02.1969 29.05.1970 30 ноября 1970, ТОФ 1989 Утилизирована в 2007
К-236 153 06.11.1969 04.08.1970 27 декабря 1970, ТОФ 1990 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1994

К-389 154 26.07.1970 27.06.1971 25 ноября 1971, ТОФ 1990 Утилизирована в 1995
К-252 155 25.12.1970 12.09.1971 31 декабря 1971, ТОФ 1989 1975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1991

К-258 156 30.03.1971 26.05.1972 30 сентября 1972, ТОФ 1991 1975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

К-446 157 07.11.1971 08.08.1972 30 декабря 1972, ТОФ 1993 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1996

К-451

1978-«60 лет ВЛКСМ»

158 23.02.1972 29.04.1973 7 сентября 1973, ТОФ 1991 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-436 159 07.11.1972 25.07.1973 5 декабря 1973, ТОФ 1992 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-430 160 27.07.1973 28.07.1974 25 декабря 1974, ТОФ 1995 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 2005

  1. ↑ Проект 667А
  2. ↑ What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  3. 1 2 Анатолий ПОПОВ. Эта грозная «Груша» // «Звездочка». — Вып. 26 ноября 2009. — С. 4 (2 — в pdf).
  4. ↑ Утилизация АПЛ, bellona.ru со ссылкой на «Северный рабочий», 23.03.95
  5. ↑ «Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”)» (неопр.). deepstorm.ru. Дата обращения 5 октября 2007.
  6. ↑ flot.com // В Колтушах открыт мемориал «Защитникам Отечества»
  7. ↑ ВСЕ О ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ (недоступная ссылка), vpk-news.ru, 2006
  8. ↑ Ядерный контроль Выпуск # 42, 2005, 7 декабря — 14 декабря (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 ноября 2008. Архивировано 28 июня 2010 года.
  9. 1 2 3 Атомные подводные лодки специального назначения, ckb-rubin.ru
  10. 1 2 Курганов Илья; Николаев Андрей. К-415, КС-415 проект 667А, 09780 (неопр.). Штурм Глубины. Дата обращения 6 марта 2010.
  11. 1 2 К-403, КС-403, «Казань» проект 667АК, 09780, deepstorm.ru
  12. 1 2 Прощание с «Казанью», vdvsn.ru, 2005/12/12
  13. 1 2 3 Пожар произошел на утилизируемой АПЛ на заводе в Северодвинске, rian.ru, 07/10/2009
Проект 667АМ «Навага-М»
Проект 667М «Андромеда»
Проект 09774 (667АН)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *