36 м – Балка двутавровая характеристики, свойства – купить балку двутавровую оптом в СПб (Санкт-Петербург) с доставкой по России в компании ЛенСпецСталь

M36 (САУ) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. M36.
У этого термина существуют и другие значения, см. Джексон.

M36
M36-GMC-Danbury.0004zx4t.jpg
Классификация истребитель танков
Боевая масса, т 28,6
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
Производитель General Motors, Massey-Harris[en], American Locomotive Company, Montreal Locomotive Works
Количество выпущенных, шт. 2324
Длина корпуса, мм 5972
Длина с пушкой вперёд, мм 7465
Ширина, мм 3048
Высота, мм 3277
Клиренс, мм 432
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 51 / 55°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 51…114 /0…56°
Борт корпуса (верх), мм/град. 19 / 38°
Борт корпуса (низ), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 19 / 0…38°
Днище, мм 13
Крыша корпуса, мм 10…19
Маска орудия, мм/град. 76 / 0°
Борт башни, мм/град. 32 / 5°
Корма башни, мм/град. 44…127 / 0°
Крыша башни, мм 10…25
Калибр и марка пушки 90-мм M3
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 50
Боекомплект пушки 47
Углы ВН, град. —10…+20
Прицелы M76D
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Тип двигателя Ford GAA, V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 280
Удельная мощность, л. с./т 14,3
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,90
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 0,9
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

90-мм самоходная пушка M36, «Слаггер» или «Джексон» (англ. 90 mm Gun Motor Carriage M36, Slugger, Jackson) — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была разработана в 1942—1943 годах на шасси танка M4 «Шерман». Серийно производилась с ноября 1943 по сентябрь 1945 года, всего было выпущено 2324 единицы. Активно использовалась в боях в Северо-Западной Европе с августа 1944 до самого конца войны. В этих боях M36, благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке, оказалась единственным сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с тяжёлыми танками вермахта, поскольку крупносерийный танк M26 Pershing, вооружённый такой же пушкой и также способный на равных противостоять «Тиграм» и «Пантерам», поступил в войска значительно позже M36 — практически к самому концу войны. Впоследствии M36 использовались в Корейской войне, а также продавалась в другие страны, в некоторых из которых они оставались на вооружении до середины 1990-х годов.

Commons-logo.svg Истребитель танков M10

В соответствии с разработанной Армией США на основе изучения опыта польской и французской кампаний 1939—1940 доктриной, противотанковая оборона войск должна была обеспечиваться противотанковыми подразделениями, вооружёнными специализированными истребителями танков[сн 1] на гусеничном шасси, обладающими большей подвижностью и более мощным вооружением, при меньшей по сравнению с танками защищённости[1][2]. Первым истребителем танков, полностью удовлетворявшим требованиям Противотанкового комитета (англ. Tank Destroyer Board), стал M10, созданный на базе среднего танка M4 и запущенный в серийное производство в сентябре 1942 года. Однако уже к 1942 году, ввиду наблюдаемой тенденции к усилению брони германской бронетехники, Комитет вооружений (англ. Ordnance Board) пришёл к выводу о необходимости создания истребителя танков с более мощным вооружением, чем установленная на M10 76-мм пушка M7, несмотря на то, что задание на такую машину ещё не было выдано армией[3][4].

В качестве перспективного противотанкового оружия в тот период, под влиянием опыта германского применения 88-мм орудия в аналогичной роли, рассматривалась 90-мм зенитная пушка M1/M2. Предпринятая в 1942 году попытка создания импровизированной противотанковой САУ T53 на базе танка M4 успехом не увенчалась, так как Танкоистребительным Управлением (англ. Tank Destroyer Command) такая машина была сочтена шагом назад по сравнению с M10, а испытания её прототипа выявили многочисленные недостатки[4]. Предварительные проработки проекта установки 90-мм пушки в открытой сверху башне на шасси M4 велись по меньшей мере с апреля 1942 года и в октябре того же года Комитетом вооружений была одобрена переделка двух M1 для размещения в башенных установках. Так как испытания T53 также показали необходимость более глубокой переделки 90-мм пушки для её успешной установки в ограниченном внутреннем объёме бронеобъектов, разработанная в конце 1942 года была 90-мм пушка T7 отличалась изменёнными противооткатными устройствами и люлькой орудия, а также добавлением механизма ручного открытия и закрытия затвора[3][5].

Commons-logo.svg M10 с 90-мм пушкой. Абердинский полигон, ноябрь 1942 года

Один из двух модифицированных образцов пушки T7[сн 2] был установлен в выделенном для испытаний истребителе танков M10 в конце 1942 года. По данным С. Залоги, испытания прошли без каких-либо осложнений, так как орудийная установка M5 была изначально рассчитана на 105-мм гаубицу или британскую 76-мм пушку QF 17 pounder повышенной мощности[5], в то время как Р. Ханникэтт упоминает о том, что испытания потребовали усиления конструкции орудийной установки и выявили ряд сложностей: в частности, 90-мм пушка, весившая на 132 килограмма больше, чем 76-мм, ещё сильнее нарушала балансировку башни, хотя эта проблема решалась установкой противовесов на корме последней[3]. В целом испытания стрельбой переоборудованной M10 на Абердинском полигоне прошли успешно и комиссией полигона было вынесено заключение, что серийное переоборудование M10 к такой конфигурации может осуществляться силами базовых мастерских, но предпочтительной является разработка более совершенной сбалансированной башни с гидравлическим механизмом поворота[сн 3] и увеличенной боеукладкой в кормовой нише[3][5].

Commons-logo.svg Первый прототип T71

Проект встретил возражения со стороны главы Противотанкового комитета, генерал-майора Э. Брюса, которого не удовлетворяла подвижность M10, которая должна была ещё более снизиться после установки 90-мм пушки, в которой он также не видел необходимости. Однако новая САУ получила поддержку как со стороны Комитета вооружений, так и Армии США, и фирме «Шевроле» был выдан заказ на разработку новой башни. Работа над деревянным макетом башни была начата на «Шевроле» 3 марта 1943 года. Так как к тому времени в качестве базового истребителя танков было решено избрать модификацию M10A1, производившуюся фирмой «Форд», после готовности башни работы были переведены на завод «Форд» для переоборудования двух прототипов из неброневой стали. Первый прототип был изготовлен в сентябре 1943 года и отправлен на Абердинский полигон, а затем в Форт-Нокс для испытаний. OCM № 22326[сн 4] для нового истребителя танков было утверждено обозначение 90-мм самоходная пушка T71 (англ. 90mm Gun Motor Carriage T71) для варианта на основе M10A1 и T71E1 для варианта на основе M10; установка для 90-мм пушки получила обозначение T8 (англ. 90mm Gun Mount T8)[5][6].

По результатам испытаний в конструкцию T71 был внесён ряд изменений: кольцевая турельная установка зенитного пулемёта была заменена на шкворневую, орудие по рекомендации Бронетанкового комитета было оборудовано дульным тормозом, также переделке подверглись боеукладки и дублирующий ручной механизм поворота башни[6][7]. Пока продолжались испытания T71, Комитет вооружений настаивал на скорейшем запуске её в серийное производство, в то время как Противотанковый комитет продолжал сопротивляться принятию САУ на вооружение, считая её неподходящей. В октябре 1943 года точка зрения Комитета вооружений победила, так как армия сочла T71 ценными для уничтожения германских укреплений, а также как запасной вариант на случай появления у противника ещё более тяжелобронированных машин. В том же месяце армия рекомендовала производство достаточного количества САУ для вооружения десяти самоходно-противотанковых батальонов и прекращение выпуска M10[сн 5][5]. Формально T71 была принята на вооружение, под обозначением M36 (англ. 90mm Gun Motor Carriage M36), уже после начала производства, 1 июня 1944 года[7].

Серийное производство и дальнейшее развитие[править | править код]

После того, как производственные чертежи новой САУ были завершены в ноябре 1943 года, Фишерскому танковому арсеналу был выдан заказ на завершение последней партии САУ M10 как T71. По данным Р. Ханникэтта, первоначальный заказ составил 500 машин, но из за высокой степени готовности большинства из предполагавшихся к переделке установок, доступны оказались только 300 машин[8]. Согласно же данным С. Залоги, первоначальный заказ составил 300 машин, но был увеличен армией, чтобы обеспечить необходимый резерв новых истребителей танков[7]. Вне зависимости от того, какая из этих версий верна, для выполнения заказа пришлось изымать уже законченные САУ с армейских складов и даже из войсковых частей. Выпуск T71 был начат Фишерским арсеналом в апреле 1944 года, но из-за его загруженности другими работами, в июне за арсеналом было оставлено только изготовление башенных установок, а само переоборудование САУ было передано фирме Massey-Harris Company, которая завершила выполнение заказа на 500 САУ в августе того же года[9][10], причем 300 из них были собраны с использованием изготовленных в ноябре — декабре 1943 года шасси М10А1.

График производства M36[10]
Год / месяц 1944 1945 Всего
4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9
M36 25 100 120 155 100 75 290 348 10 90 100 1413
M36B1 50 93 44 187
M36B2 50 172 215 246 41 724
Всего 25 100 120 155 100 125 383 392 60 262 315 246 41 2324

M36 имела компоновку с размещением моторного отделения в кормовой, объединённого отделения управления и трансмиссионного отделения — в лобовой и боевого отделения — в средней части машины, во вращающейся башне. Экипаж САУ состоял из пяти человек: механика-водителя, помощника водителя[сн 6], командира, наводчика и заряжающего.

Броневой корпус и башня[править | править код]

M36 имела дифференцированную противоснарядную броневую защиту с применением рациональных углов наклона брони и открытым сверху боевым отделением. Разные модификации установки имели один из двух вариантов корпуса: модификаций M36 и M36B2 — от САУ M10 и модификации M36B1 — от танка M4A3.

Броневой корпус типа M10 представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собиравшуюся при помощи сварки из катаных листов броневой стали толщиной , , , и , с применением литых броневых деталей. Верхняя лобовая деталь имела толщину 38 мм и наклон в 55° к вертикали. Нижняя лобовая деталь представляла собой литой кожух трансмиссии, имевший клиновидную форму с аналогичными верхней детали углами наклона, с цилиндрическими кожухами бортовых передач. Нижняя часть бортов корпуса состояла из вертикальных 25-мм бронеплит, верхняя часть — из 19-мм бронеплит, расположенных под наклоном в 38°. Корма корпуса собиралась из 19-мм бронелистов и состояла из клиновидной верхней части, имевшей наклон в 38° и вертикальной нижней. Крыша корпуса состояла из 19-мм бронелиста в районе подбашенной коробки и 10-мм — над моторным отделением, тогда как днище корпуса собиралось из 13-мм бронелистов. Верхняя ветвь гусениц дополнительно прикрывалась 6-мм экранами, расположенными под наклоном в 38°. Помимо этого, верхние лобовая и бортовые детали корпуса снабжались болтовыми креплениями для установки навесного бронирования различной толщины[11][12].

Корпус M4A3 имел схожую конструкцию, но отличался большей толщиной бронелистов, а также отсутствием креплений для навесной брони. Кожух трансмиссии был аналогичен M10, однако верхняя лобовая деталь имела толщину и угол наклона в 47°. Бортовые бронелисты имели толщину в 38 мм, при этом верхняя часть бортов была вертикальной, за исключением скосов в районе моторного отделения. Корма корпуса состояла из верхнего и нижнего 38-мм бронелистов, расположенных под наклоном, соответственно, 22° и 10° и образовывавших между собой карман, служивший для выпуска выхлопных газов. Крыша корпуса собиралась из 19-мм бронелистов и имела наклон в 83° над моторным отделением, а днище корпуса состояло из 25-мм бронелистов в передней части корпуса и 13-мм — в районе моторного отделения[13].

Цельнолитая башня M36 была идентична для всех модификаций и имела цилиндрическую форму с развитой кормовой нишей. Борта башни имели толщину и на скуловых частях имели наклон в 5°, переходя в вертикальную кормовую часть той же толщины; корма ниши башни, выполнявшая роль противовеса, имела толщину . Лобовая часть башни имела сложную форму и прикрывалась горизонтально-цилиндрической литой маской орудия толщиной . Основная часть башни была открытой сверху, но кормовая ниша и небольшой участок в лобовой части башни имели крышу толщиной от 10 до 25 мм[14]. САУ поздних выпусков штатно оснащались легкобронированной крышей башни, сваривавшейся из катаных листов и устанавливавшейся над башней с оставлением зазора между ними[10][15].

Вооружение[править | править код]

Основное вооружение M36 составляла 90-мм нарезная полуавтоматическая пушка M3 с максимальной дульной энергией 3,97 МДж / 405 тс·м, созданная на основе зенитного орудия. Орудие имело ствол-моноблок длиной 50 калибров / 4500 мм[сн 7] и вертикальный клиновой затвор. Для уравновешивания и обеспечения плавности наведения в вертикальной плоскости M3 снабжалась компенсатором пружинного типа. Техническая скорострельность орудия составляла 8 выстрелов в минуту[16]. Начиная с 601-й серийной САУ, орудия оборудовались резьбовым креплением для однокамерного дульного тормоза, однако вплоть до 1400-й машины, самим дульным тормозом M36 на заводе не оснащались и снабжались защитным кожухом для резьбового крепления[17]. В послевоенный период некоторое количество M36 было при капитальном ремонте перевооружено модернизированными пушками модели M3A1[сн 8]. Основным отличием этого орудия являлось наличие эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, для открытой САУ, впрочем, являвшегося практически бесполезным[18].

Пушка размещалась в лобовой части башни в установке M4 (T8), обеспечивавшей ей углы наведения в вертикальной плоскости от −10° до +20°. Вертикальное наведение орудия осуществлялось вручную при помощи винтового механизма, горизонтальное — поворотом башни, производившимся при помощи электрогидравлического или дублирующего ручного привода. Паспортная максимальная скорость горизонтального наведения при помощи гидравлического привода составляла 24 град/сек[11], по данным же советских испытаний этот параметр составил 22,6 град/сек[19]. Наведение орудия на цель при стрельбе прямой наводкой осуществлялось при помощи телескопического оптического прицела M76D имевшего увеличение 3× и поле зрения 21° 30′. Прицельная сетка M76D была рассчитана на ведение огня бронебойным снарядом M82 с начальной скоростью 808 м/с на дистанцию до 4600 метров, для стрельбы другими типами снарядов необходимо было использовать переводную таблицу[20][21]. Для стрельбы с закрытых позиций танк оборудовался азимутальным указателем M18 и квадрантом возвышения M9, а также артиллерийским квадрантом M1, служившим для подстройки квадранта возвышения[22][11].

Боеприпасы пушки M3[23][24][25]
Тип снаряда Марка снаряда Длина выстрела, мм Масса выстрела, кг[сн 9] Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Марка взрывателя Дульная скорость, м/с Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м Год принятия на вооружение
Бронебойные снаряды
бронебойный тупоголовый сплошной с баллистическим наконечником, трассирующий AP-T T33 Shot 19,88 10,91 853
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий AP-T M77 Shot 832 19,04 н/д 821
бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий (ранний/поздний) APC-T M82 Projectile (ранний/поздний) 971 19,39 / 19,89 10,94 140 (пикрат аммония) B.D. M68 или M68A1 808 / 851
бронебойный сплошной остроголовый с баллистическим наконечником, трассирующий AP-T M318 Shot 951 19,92 10,95 853 1958
бронебойный подкалиберный, трассирующий HVAP-T M304 Shot (HVAP M304 APCR-T) н/д 16,82 7,61 1021
бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий HVAP-T M332 Shot 912 14,74 5,64 1178 послевоенный период
кумулятивный оперённый, трассирующий HEAT-T T108E46 Shell 15,76 6,50 н/д (Composition B[сн 10]) н/д 853 конец 1950-х
Осколочно-фугасные снаряды
стальная цельнокорпусная осколочно-фугасная граната HE M71 Shell 951 18,66—18,99 10,55 974 (Composition B[сн 10]) M.T. M43 или P.D. M48A2 823
Учебные снаряды
учебно-тренировочный сплошной, трассирующий HVTP-T M333 Shot 14,63 5,53 1178
Таблица бронепробиваемости для M3[23]
Снаряд \ Расстояние, м
T33 Shot
(гомогенная броня, угол встречи 60°) 119 117 114 109
M82 Projectile (ранний)
(гомогенная броня, угол встречи 90°) 140[26] н/д н/д н/д
(гомогенная броня, угол встречи 60°) 120 112 104 96
M82 Projectile (поздний)
(гомогенная броня, угол встречи 60°) 129 122 114 106
M304 Shot
(гомогенная броня, угол встречи 90°) 278[26] н/д н/д н/д
(гомогенная броня, угол встречи 60°) 221 199 176 156
Бронепробиваемость приводится по принятой в США методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.

Вспомогательное вооружение M36 состояло из 12,7-мм пулемёта M2 HB, размещённого в шкворневой установке на крыше кормовой ниши башни. Боекомплект пулемёта составлял 1000 патронов в 20 снаряжённых в магазин-коробки лентах[11]. M2 имел темп стрельбы в 450—550 выстрелов в минуту и боевую скорострельность около 75 выстрелов в минуту, а его максимальная эффективная дальность стрельбы составляла 1400 метров[27]. Для самообороны экипажа САУ штатно комплектовалась пятью 7,62-мм карабинами M1 с 450 патронами к ним в 30 коробчатых магазинах, а также 12 ручными гранатами различных типов[11][28]. Как вариант, в качестве оружия самообороны мог использоваться пистолет-пулемёт Томпсона[10].

Средства наблюдения и связи[править | править код]

Находившиеся в открытой башне члены экипажа специальных средств наблюдения не имели; в оборудование САУ штатно входил бинокль M3. Механик-водитель и помощник водителя на марше могли вести наблюдение через свои люки, тогда как для обзора местности в бою им служили перископические призменные смотровые приборы однократного увеличения M6: по одному в крышке люков и третий — слева от люка механика-водителя, служивший для обзора сектора по левому борту. Установки приборов обеспечивали как их поворот, так и наклон; также M6 имели быстросъёмные головки, служившие для быстрой замены повреждённого прибора в бою[11][29]. M36B1, использовавшие базу танка M4A3, имели иное расположение смотровых приборов: по два — в крышках люков, и по два, в фиксированных направленных вперёд установках — в центральной части крыши отделения управления[13].

Для внешней связи M36 оснащалась радиостанцией SCR 610, размещавшейся в правом спонсоне лобовой части корпуса и обслуживавшейся помощником водителя; также САУ комплектовалась набором сигнальных флагов Flag Set M238, набором сигнальных знаков Panel Set AP50A и сигнальным пистолетом M9. Для внутренней связи САУ оборудовалась танковым переговорным устройством RC99 на всех членов экипажа[11].

Двигатель и трансмиссия[править | править код]

Commons-logo.svg Двигатель «Форд GAA»

В зависимости от модификации, M36 оснащалась несколькими вариантами силовой установки. M36 и M36B1 оснащались V-образным 8-цилиндровым авиационным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения фирмы «Форд», модели GAA. При рабочем объёме 18 026 см³, GAA развивал максимальную мощность в 500 л. с. и объектовую в 450 л. с. при 2600 об/мин и максимальный и объектовый крутящий момент в, соответственно, 144 и 131 кгс·м (1410 и 1288 Н·м) при 2200 об/мин. Топливом для двигателя служил бензин с октановым числом не ниже 80[11]. Система воздухопитания двигателя включала два воздухоочистителя циклонно-масляного типа. Система охлаждения двигателя включала в себя два радиатора и два вентилятора, расположенные в кормовой оконечности моторного отделения. Пуск двигателя осуществлялся при помощи электрического стартера[30][31].

Commons-logo.svg Силовая установка GMC 6046

На M36 четыре топливных бака, общим объёмом в 727 литров, размещались в спонсонах моторного отделения: два передних 150-литровых и левый и правый задние, ёмкостью, соответственно, в 208 и 219 литров[11][32]. M36B1, базировавшаяся на шасси M4A3, имела несколько иное расположение топливных баков: два — в спонсонах корпуса и два вертикальных — по бокам от двигателя[33]; относительно их ёмкости различные источники приводят цифры в 636[13][34] или 659[35] литров, хотя это может относиться к машинам различных выпусков.

M36B2, базировавшаяся на шасси M10, имела силовую установку, состоявшую из двух рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей жидкостного охлаждения «Дженерал Моторс» 6046 Model 71. При суммарном рабочем объёме 13 929 см³ силовая установка развивала максимальную мощность в 410 л. с. и объектовую в 375 л. с. при, соответственно 2900 и 2100 об/мин и максимальный и объектовый крутящий момент в, соответственно, 138 и 122 кгс·м (1356 и 1200 Н·м) при 1900 и 1400 об/мин. Вспомогательные системы двигателя M36B2 были в целом схожи с другими модификациями, но отличались наличием трёх воздухоочистителей и общей ёмкостью топливных баков в 625 литров[36][37].

В состав трансмиссии M36 и M36B1 входили[38][37]:

  • Двухдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения, типа D78123 на M36 и M36B1, либо, на M36B2 — два главных фрикциона на каждом из двигателей и соединительная коробка-редуктор с шевронными шестернями, имевший передаточное число 0,73:1
  • Карданный вал
  • Механическая пятиступенчатая () коробка передач типа Synchromech с синхронизаторами на передачах со 2-й по 5-ю и диапазоном от 7,56:1 до 0,73:1
  • Механизм поворота по типу двойного дифференциала
  • Ленточные бортовые тормоза
  • Однорядные бортовые передачи с шевронными шестернями, с передаточным числом 2,84:1

Ходовая часть[править | править код]

В Армии США M36 поступали на вооружение отдельных самоходно-танкоистребительных (противотанковых)[сн 11]батальонов. Вышестоящей единицей по отношению к танкоистребительным батальонам теоретически могли являться танкоистребительные группы, созданные для координации действий нескольких батальонов, находившихся в подчинении корпусного или армейского уровня, но на практике танкоистребительные батальоны обычно придавались дивизиям, а штабы незадействованных танкоистребительных групп привлекались к выполнению второстепенных задач, не связанных с их назначением, либо держались при штабе корпуса или армии в качестве консультантов по вопросам противотанковой обороны[39].

По принятому 7 мая 1943 года штатному расписанию TO&E 18-35, в батальоне насчитывалось 35 офицеров, 738 нижних чинов и 36 САУ. Организационно батальон имел в своём составе штабную роту, разведывательную роту, медицинское отделение и три танкоистребительных роты. Штабная рота насчитывала 13 офицеров и 109 нижних чинов и включала в себя взводы штаба, связи, технического обеспечения и транспорта. Штабной взвод имел на вооружении 3 командно-штабные машины (КШМ) M20, четыре ¼-тонных автомобиля повышенной проходимости, три ¾-тонных, один 1½-тонный, один 2½-тонный грузовой автомобиль, а также ¼-тонный и 1-тонный прицепы. Взвод связи включал два ¼-тонных автомобиля и два ¾-тонных грузовых автомобиля, взвод технического обеспечения имел в своём распоряжении ¾-тонный, три 2½-тонных грузовых автомобиля, три 1-тонных прицепа и машину технической помощи, тогда как транспортный взвод располагал двумя ¼-тонными автомобилями и четырнадцатью 2½-тонными автомобилями с 1-тонными прицепами к ним[40].

Разведывательная рота батальона насчитывала 6 офицеров и 120 нижних чинов и состояла из штабного, инженерного и трёх разведывательных взводов. Штаб роты включал две КШМ M20, три ¼-тонных автомобиля, ¾-тонный грузовой автомобиль и ¼-тонный прицеп, в инженерной роте имелась ещё одна M20 и четыре 1½-тонных грузовых автомобиля с одним ¼-тонным прицепом, тогда как на вооружении каждого из разведывательных взводов имелось по два лёгких бронеавтомобиля M8 и пять ¼-тонных автомобилей, из которых четыре были дополнительно вооружены 12,7-мм пулемётами M2. Медицинское отделение батальона состояло из одного офицера и 15 нижних чинов и имело в своём распоряжении четыре ¼-тонных автомобиля и 1½-тонный грузовой автомобиль[40].

Три танкоистребительных роты, составлявшие основу батальона, имели одинаковую организацию, состоя из штаба и трёх танкоистребительных взводов, и насчитывали каждая по 5 офицеров и 130 нижних чинов. На вооружении штаба роты имелись две КШМ M20, три ¼-тонных автомобиля, 2½-тонный грузовой автомобиль и ¼-тонный прицеп, а также БРЭМ M32. В состав каждого из танкоистребительных взводов входили штаб с двумя КШМ M20 и ¼-тонный автомобилем и два отделения, каждое из которых состояло из двух САУ[40].

Вторая мировая война[

ГОСТ 19425-74* «Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БАЛКИ ДВУТАВРОВЫЕ И ШВЕЛЛЕРЫ СТАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СОРТАМЕНТ

ГОСТ 19425-74

ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР




БАЛКИ ДВУТАВРОВЫЕ И ШВЕЛЛЕРЫ СТАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СОРТАМЕНТ

Special-purpose steel
I-beams and channels.

Dimensions

ГОСТ

19425-74

Взамен

ГОСТ 5157-53 в части балок
двутавровых для подвесных путей

Постановлением Государственного комитета стандартов
Совета Министров СССР от 17 января 1974 г. № 149 срок введения установлен

с 01.01.75

Проверен в
1985 г. Постановлением Госстандарта от 27.06.85 № 2031 срок действия продлен

до 01.07.95

1. Настоящий стандарт распространяется на горячекатаные двутавровые балки
для подвесных путей (М), армировки шахтных стволов (С) и швеллеры для
автомобильной промышленности (С).

1а. По точности прокатки профили изготовляют:

высокой точности — А,

обычной точности — В.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2. Форма, размеры балок и швеллеров, площадь поперечного сечения, масса
1 м и справочные величины должны соответствовать указанным на черт. 1 и 2 и табл. 1.

Условные обозначения к черт.
1 и 2 и табл. 1:

Черт. 1

Примечание. Уклон внутренних граней полок должен
быть не более:

для балок М-12 %,

для балок С-16 %.

Черт. 2

Примечание. Уклон внутренних граней полок дол жен быть не более
10 %.

h — высота;

b — ширина полки;

s — толщина стенки;

t — средняя толщина полки;

R — радиус внутреннего
закругления;

r — радиус закругления полки;

I — момент инерции;

W — момент сопротивления;

i -
радиус инерции;

S — статический момент
полусечения;

zo расстояние от оси уу
до наружной грани стенки.

Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) – М36 Slugger

М36 Slugger – средняя по массе самоходная артиллерийская установка США времен Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков. Была создана в 1942-1943 году на базе танка M4 «Шерман». Выпускалась серийно с ноября 1943 по сентябрь 1945 года, всего за это время заводские цеха покинуло 2324 самоходки. ПТ-САУ М36 Slugger активно использовалась в боях в Северо-Западной Европе с августа 1944 года и до конца войны. Благодаря своей мощной 90-мм пушке, самоходка оказалась единственным бронетанковым средством армии США, способным достаточно эффективно противостоять немецким тяжелым танкам. После окончания Второй мировой войны M36 применялись в Корейской войне и поставлялись на экспорт в другие страны, в некоторых из них самоходки находились на вооружении до середины 90-х годов прошлого века.

История создания

В октябре 1942 года американские военные решили рассмотреть вариант установки 90-мм зенитной пушки на САУ. Первоначально данный проект преследовал скорее теоретические цели, но вскоре стал действительно необходим. Установить 90-мм орудие на истребитель танков удалось в начале 1943 года. Новая пушка была существенно длиннее и на 300 фунтов тяжелее 76-м орудия ПТ-САУ M10. Стало очевидным, что для нее требуется башня большего размера с более мощным поворотным механизмом.

Работы над деревянным макетом башни, специально спроектированной под установку 90-мм орудия, начались в марте 1943 года. Разработкой занималась компания Chevrolet, готовые макеты башен были отправлены фирме Ford, которая изготовила 2-е экспериментальных башни из неброневой стали. Важным отличием в них было то, как решилась проблема длины и значительного веса 90-мм пушки. На M10 вес 76-мм орудия компенсировался при помощи специальных металлических грузов общим весом 3600 фунтов (1600 кг.), которые крепились на задней стенке башни. На новой башне в роли противовеса выступал большой стальной ящик, расположенный сзади и служащий для размещения орудийных выстрелов первой очереди.

Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger
Бронирование башни было увеличено. Разработчики создали новый поворотный механизм с возможностью ручного траверса. Экипаж размещался в башне следующим образом: командир слева от орудия за наводчиком, справа от орудия – заряжающий. Первоначально слева была установлена кольцевая турель для установки крупнокалиберного пулемета. Два созданных прототипа САУ Т71 на базе М10 и Т71Е1 на базе М10А1 были направлены для испытаний на Абердинский полигон.

В ходе испытаний заказчик потребовал провести ряд изменений: разместить боекомплект орудия в спонсонах, заменить кольцевую турель зенитного пулемёта на штыревой станок в корме башни, усовершенствовать оборудование башни. После внесения изменений прототипы прошли повторные испытания, в ходе которых военные обозначили новые замечания. Главное из них касалось 90-мм орудия. При стрельбе из него возникала сильная вспышка и поднималась густая пыль. Для того чтобы решить эту проблему предлагалось установить на орудие дульный тормоз и использовать другие боеприпасы.

К ноябрю 1943 года работы над новым истребителем танков были завершены. Была заказана ограниченная серия машин в 500 T71 GMC, которые предполагалось конвертировать из М10А1 на заводе Fisher. С апреля по июль 1944 года удалось произвести только 300 машин, однако потребность в ПТ-САУ с 90-мм пушкой была настолько велика, что для ускорения производства решено было подключить фирму Massey Harris Company. С июля по декабрь 1944 года здесь собрали еще 500 истребителей танков, конвертированных из М10А1. В июле 1944 года прототип Т71 был окончательно стандартизирован и получил обозначение M36 Slugger (слаггер термин из бокса, боксер с сильным ударом).

Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger
Тем временем острая потребность в ПТ-САУ M36 Slugger только увеличивалась. Бои в Нормандии продемонстрировали то, что 76-мм орудие M10 не в состоянии успешно бороться с немецкими танками Тигр и Пантера. Не подходили для противотанковой борьбы и Шерманы, так как вооружались они тем же 76-мм орудием. В сложившейся обстановке M36 была единственной американской машиной, которая могла более менее успешно бороться с немецкими тяжелыми танками. С передовой валом пошли требования прислать им М36, в войсках вспыхнул настоящий бум на этот истребитель танков.

Пытаясь удовлетворить растущую потребность армии в самоходках, американцы пошли на крайние меры – установили башню с 90-мм орудие на корпус своего среднего танка М4А3 Шерман. Новая машина была стандартизирована в октябре 1944 года и получила обозначение M36B1. С точки зрения американской концепции истребителей танков, данная машина получилась тяжелой и недостаточно скоростной.

Тем не менее, именно эта самоходка была, возможно, лучшей в американской армии. Бронирование среднего танка и 90-мм орудие удачно сочетались. ПТ-САУ M36B1 стала самой бронированной американской самоходкой времен Второй мировой войны, а также единственной из них, имеющей курсовой пулемет. Этими своими вынужденными «недостатками» машина максимально близко приближалась к немецким и советским здравым требованиям иметь хорошее бронирование, мощное орудие и защитный пулемет для борьбы с пехотой противника. Однако американцы до конца войны продолжали придерживаться своей ущербной оборонной концепции в отношении истребителей танков. С октября по декабрь 1944 цеха фирмы Fisher покинуло лишь 187 САУ M36B1.

Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger

Отличие М36 вверху от М36В1 внизу

К концу 1944 года контракты на поставку М36 и М36В1 были закрыты, но войскам по-прежнему требовались эти машины. Корпуса М10А1, которые конвертировали в М36 также подошли к концу. В этих условиях в серию пошла последняя версия данной машины М36В2 созданная с использованием корпуса М10. В данном проекте были решены многие проблемы предыдущих версий. Внутренняя конструкция ПТ-САУ претерпела множество мелких изменений, орудие получило большой дульный тормоз, на части серийных машин открытый верх башни был закрыт стальными откидными створками.

Особенности конструкции

ПТ-САУ M36 Slugger обладала дифференцированной противоснарядной броней с использованием рациональных углов наклона и открытым сверху боевым отделением. В зависимости от разновидности САУ имели разные варианты корпуса M36 и M36B2 от САУ M10A1 и M10, а модификация M36B1 — от танка M4A3. Броневой корпус САУ M10 представлял из себя жесткую несущую коробочную конструкцию, которая собиралась из катаных листов броневой стали методом сварки, применялись в нем и литые броневые детали. Верхняя лобовая деталь была толщиной в 38 мм и располагалась под углом 55° к вертикали. Нижняя лобовая деталь была литым кожухом трансмиссии и имела аналогичный угол наклона. Нижняя часть бортов корпуса обладала толщиной в 25 мм, верхняя собиралась из 19-мм бронелистов, размещенных под наклоном в 38°, бронирование кормы также составляло 19 мм. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имела бронирование 19 мм, в районе моторного отделения – 10 мм. Днище самоходки было толщиной 13 мм. Дополнительным бронированием были 6-мм экраны, которые закрывали верхнюю ветвь гусениц.

Корпус танка M4A3 имел схожую конструкцию, но имел более существенное бронирование. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину в 64 мм и угол наклона брони 47°, кожух трансмиссии повторял деталь M10. Бортовое бронирование составляло 38 мм, при этом верхняя часть бортов была вертикальной, за исключением скосов в районе моторного отделения. Бронирование кормы корпуса составляло 38 мм. Крыша корпуса собиралась из бронелистов толщиной 19-мм, а днище из 25-мм плит в передней части машины и 13-мм в районе моторного отделения САУ.

Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger
Полностью литая башня САУ M36 была одинакова для всех модификаций и обладала цилиндрической формой с развитой кормовой нишей. Борта башни имели бронирование в 32 мм. Корма ниши башни, выступавшая в роли противовеса, имела толщину в 127 мм. Лобовая часть башни обладала сложной формой и прикрывалась литой маской орудия толщиной в 76 мм. Башня САУ была открыта сверху, но небольшой участок лобовой ее части и кормовая ниша обладали крышей толщиной от 10 до 25 мм.

Основным оружием ПТ-САУ M36 Slugger было 90-мм нарезное полуавтоматическое орудие M3, созданное на основе зенитного орудия. Орудие оснащалось вертикальным клиновым затвором, длина ствола составляла 50 калибров (4500 мм). Для обеспечения точности и плавности вертикального наведения орудие оснащалось компенсатором пружинного типа. Скорострельность орудия составляла 8 выстр/мин. Углы вертикального наведения орудия составляли от −10° до +20°. Вертикальное наведение орудия осуществлялось вручную, горизонтальное обеспечивалось поворотом башни с использованием электрогидравлического или дублирующего ручного привода. Скорость поворота башни составляла 24 град/сек.

Маневренность огня самоходки существенно возросла по сравнению со своими предшественниками за счет использования электрогидравлического привода горизонтальной наводки вместо ручного. За счет этого САУ уравнивалась с базовым танком Шерман. Наряду с этим M36 по-прежнему оснащалась сравнительно примитивным телескопическим бесшарнирным прицелом M76D, имевшем 3-кратное увеличение и поле зрения в 21°. В это же время базовые танки Шерман поздних серий оснащались более совершенным перископическим прицелом T8, имевшем 6-кратное увеличение, в то время как специализированный истребитель танков, вооруженный мощным, дальнобойным 90-мм орудием, сохранял упрощённый прицел. Хотя у телескопического прицела, жестко крепящегося к орудийной установке, были и свои плюсы, к примеру, большая точность из-за отсутствия шарнирных тяг между прицелом и орудием.

Американские ПТ-САУ времен войны (часть 3) –  М36 Slugger

М36В1

В зависимости от модификации M36 могла оснащаться несколькими вариантами двигателей. M36 и M36B1 имели V-образный 8-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 450 л.с. Топливом для него служил бензин с октановым числом не ниже 80. Система воздухоотведения двигателя включала в себя 2 воздухоочистителя циклонно-масляного типа. Система охлаждения состояла из 2-х вентиляторов и 2-х радиаторов, которые располагались в кормовой части моторного отделения. Запуск двигателя производился с помощью стартера. На версии ПТ-САУ M36B2, которая основывалась на шасси M10 силовая установка состояла из 2-х рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей жидкостного охлаждения, мощность установки составляла 375 л.с. Вспомогательные системы двигателя были в целом схожи с другими модификациями самоходки, но отличались наличием 3-х воздухоочистителей.

На ПТ-САУ M36 имелось 4 топливных бака общим объемом 727 литров. Топливные баки располагались в спонсонах моторного отделения: 2 передних по 150 л. и левый и правый задние емкостью 208 и 219 л. соответственно. M36B1, базировавшаяся на базе танка M4A3 обладала несколько иным расположением топливных баков: 2 вертикальных по бокам от двигателя и 2 в спонсонах корпуса. Их емкость составляла от 636 до 659 литров. На M36B2 емкость топливных баков составляла 625 литров.

Тактико-технические характеристики: М36 Slugger
Масса: 28,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 7,455 м., ширина 3,48 м., высота 3,03 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 10 до 51 мм.
Вооружение: 90-мм нарезная пушка M3
Боекомплект: 47 выстрелов
Двигатель: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 450 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 42 км/час
Запас хода: по шоссе – 280 км.

Использован источники:
www.vn-parabellum.com/us/m36-art.html
www.pro-tank.ru/bronetehnika-usa/samohodnie-ustanovki/166-m36-slagger
www.tank2.ru/country/usa/sauusa/slaggerm36
www.all-tanks.ru/content/samokhodnaya-artilleriiskaya-ustanovka-m36-%C2%ABslagger%C2%BB-ili-%C2%ABdzhekson%C2%BB
www.rus-wot.ucoz.ru/publ/tanki_ssha/pt_sau_m36/9-1-0-70
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

9С36 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2014;
проверки требуют 6 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июля 2014;
проверки требуют 6 правок.

9С36
РПН ЗРК «Урал»
Классификация Самоходный радиолокатор подсвета и наведения
Экипаж, чел. 4
Производитель Россия
Годы производства с 2008
Годы эксплуатации с 2008
Основные операторы Россия
Длина корпуса, мм 8000
Ширина, мм 3300
Высота, мм 3800
База, мм 4650
Клиренс, мм 450
Тип брони противопульная
Мощность двигателя, л. с. 710
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 1,5
Преодолеваемый брод, м 1

9С36 — российская радиолокационная станция подсвета целей и наведения ракет ЗРК 9К317 «Бук-М2».

РПН ЗРК «Бук-М2»

РПН 9С36 предназначена для использования в огневой секции ЗРК 9К317 «Бук-М2» совместно с двумя пуско-заряжающими установками 9А316, обеспечивая таким образом обстрел одновременно до 4 целей в условиях лесистой и горной местности с высотой рельефа до 20 метров. Подсветка целей и наведение ракет осуществляются за счёт антенного поста, способного выдвигаться на высоту до 21 метров. Антенна представляет собой фазированную решётку с электронным сканером. Станция может выполнять поиск целей в зоне ±45° по азимуту и 70° по углу места, на дальности до 120 км. Сопровождение целей выполняется в секторе ±60° по азимуту и от -5 до +85° по углу места, в том числе и целей летящих на малых и сверхмалых высотах. Станция способна одновременно обнаруживать до 10 целей[1].

  • Базовая модель размещена на гусеничной базе, однако имеется модификация на колёсном полуприцепе ЧМЗАП (автопоезд 9001), для буксирования тягачом типа КрАЗ. Масса полуприцепа составляет 30 тонн[1].
  • В настоящее время предлагается вариант на колёсном шасси МЗКТ (выставлялись макеты на различных международных выставках), однако информации по опытным образцам нет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *